Закон о рекламе 2010

Статьей 5 закона №38-ФЗ определены общие требования к рекламе. В указанной статье закреплены важные положения, касающиеся запретов и ограничений на размещение рекламы. В указанной статье содержатся определения недобросовестной и недостоверной рекламы, а также признаки, по которым реклама может быть признана таковой. Так в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона №38-ФЗ недобросовестной признается реклама, которая:

Ø содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

Ø пророчит честь и достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

Ø представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время и в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смещения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

Ø является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Недостоверной, как и ранее (до вступления в силу Закона №38-ФЗ), признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения. Перечень форм недостоверной рекламы приведен в пункте 3 статьи 5 Закона №38-ФЗ. Этот перечень является закрытым.

Отметим, что понятия «заведомо ложная реклама», «неэтичная реклама», «скрытая реклама», используемые в утратившем силу Законе №108-ФЗ новым законодательством о рекламе не используются. Понятие «контрреклама», ранее имеющееся в Законе №108-ФЗ не вошло в перечень понятий, используемых в Законе №38-ФЗ, хотя оно и используется в статье 38 Закона №38-ФЗ.

Кроме того, статьей 5 Закона №38-ФЗ определено, какая реклама не должна быть и какие выражения в рекламе не допустимы.

Пункт 9 статьи 5 Закона №38-ФЗ почти дословно воспроизводит содержание статьи 10 «Скрытая реклама» утратившего силу Закона №108-ФЗ «О рекламе». В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Закона №38-ФЗ «О рекламе» запрещено использование и распространение в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции скрытой рекламы, то есть рекламы которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами. Кроме этого, данное ограничение распространяется и на информационные компьютерные файлы и программы обработки информационных текстов. Об этом четко указано в абзаце 2 статьи 4 Закона от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации».

Размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях, не допускается. Это определено пунктом 10 статьи 5 Закона №38-ФЗ «О рекламе».

Обратите внимание, статьей 7 Закона №38-ФЗ установлен перечень товаров, реклама которых запрещена:

«1) товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;

2) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

3) взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;

4) органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;

5) товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;

6) товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;

7) товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений».

Кроме того, Законом №38-ФЗ «О рекламе» детально рассмотрены особенности рекламы отдельных видов товаров. Так, например, статьей 24 указанного закона установлены требования, предъявляемые к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг. Реклама перечисленных медицинских товаров и услуг не должна содержать образов медицинских работников, дающих рекомендации к применению, создавать впечатление необходимости обращения к врачу.

Новым законом о рекламе впервые введены специальные требования, предъявляемые к рекламе биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания (статья 25 Закона №38-ФЗ). Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление, что эта продукция обладает лечебными свойствами, при этом ссылаясь на конкретные случаи излечения заболеваний. В отношении рекламы продуктов детского питания отметим, что такая реклама не должна представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока и содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей.

Реклама алкоголя и табака, табачных изделий и курительных принадлежностей с 1 января 2007 года запрещена на телевидении, а также с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. Не допускается в любой рекламе демонстрация процесса курения или употребления алкогольных напитков. Реклама алкогольной продукции, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей не должна размещаться на первой и последней полосах газет и журналов и на всех транспортных средствах общего пользования. Обратите внимание, запрещено рекламировать продукцию, реклама которой попадает под какое-либо ограничение, в частности, алкогольной продукции, под видом других товаров. Теперь, так называемые «зонтичные» бренды под запретом.

Не допускается реклама, связанная с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья, за исключением рекламы, связанной с привлечением денежных средств на основании договора участия в долевом строительстве, рекламы жилищных и жилищно-строительных кооперативов, рекламы, связанной с привлечением и с использованием жилищными накопительными кооперативами денежных средств физических лиц на приобретение жилищных помещений (пункт 4 статьи 28 Закона №38-ФЗ «О рекламе»). Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной документации, предусмотренной федеральным законом. В период приостановления в соответствии с федеральным законом деятельности застройщика, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости такая реклама не допускается. Кроме того, в рекламе, связанной с привлечением и использованием жилищным накопительным кооперативом денежных средств физических лиц на приобретением жилых помещений, не допускается гарантировать сроки приобретения или строительства таким кооперативом жилых помещений.

Закон №38-ФЗ «О рекламе» определяет и правила рекламы финансовых услуг. Реклама финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающие эти услуги. В рекламе финансовых услуг не должно быть гарантий или обещаний будущей эффективности или доходности вложений, в том числе основанных на реальных показателях в прошлом. Так, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее (пункт 3 статьи 28 Закона №38-ФЗ «О рекламе»).

Реклама услуг, связанных с управлением, включая доверительное управление активами, не должна содержать сведений о гарантиях надежности и стабильности размеров возможных доходов, а также документально не подтвержденной информации, если она непосредственно относится к управлению активами.

В рекламе ценных бумаг (статья 29 Закона №38-ФЗ) нужно указывать сведения о лицах, обязавшихся по рекламируемым ценным бумагам. При этом такая реклама не должна включать в себя прогноза роста курсовой стоимости ценных бумаг.

Обращаем Ваше внимание на то, что новым законодательством о рекламе с 1 января 2007 года запрещено распространение рекламы посредством передвижных рекламных конструкций на автомобилях.

В Законе №38-ФЗ «О рекламе» снято требование о необходимости указания номера лицензии, а также наименования органа, выдавшего эту лицензию, если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию. Кроме этого, реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, также теперь не сопровождается пометкой «подлежит обязательной сертификации».

В новом законе снят запрет на использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся к товарам для детей. Существующий ранее запрет позволял обезопасить подростков от критического восприятия сообщений средств массовой информации. Заметим, что закон запрещает использовать образы несовершеннолетних в рекламе алкоголя (подпункт 6 пункта 1 статьи 21 Закона №38-ФЗ), табака (подпункт 4 пункта 1 статьи 23 Закона №38-ФЗ), пива (подпункт 5 пункта 1 статьи 22 Закона №38-ФЗ), оружия (подпункт 3 пункта 6 статьи 26 Закона №38-ФЗ).

Теперь в отличие от предыдущего закона о рекламе снято ограничение прерывать рекламой радиопостановки, художественные фильмы чаще, чем через каждые 15 минут. Детские и образовательные программы, продолжительностью свыше 15 минут также разрешено прерывать рекламой. В законе №38-ФЗ «О рекламе» отсутствует положение, требующее специально получать разрешение правообладателей на прерывание принадлежащих им радиопостановок и художественных фильмов.

Обратите внимание!

При производстве, размещение и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах.

Рассмотрим специальные требования, выдвигаемые Законом №38-ФЗ к некоторым видам рекламы более подробно.

Реклама, размещаемая на телевидении

Телевизионная реклама является наиболее оптимальным средством продвижения товаров, работ, услуг за счет того, что охватывает огромную аудиторию и имеет возможность большего воздействия на зрителя — потенциального покупателя.

Самым распространенным видом рекламы на телевидении является «прямая реклама». «Прямая реклама» — это размещение рекламного видеоролика в специально предусмотренном рекламном блоке.

Следующим видом рекламы на телевидении является «спонсорство». Этот вид рекламы означает включение рекламы организации в какую-либо передачу. Этот вид рекламы является наиболее эффективным, так как в момент просмотра передачи внимание зрительской аудитории намного выше, чем во время рекламного блока («прямая реклама). Кроме того, внимание зрителя будет зависеть еще от того, каково отношение зрителя к передаче, в которую включена реклама.

Реклама в спонсируемой передаче может выражаться различными способами. Это могут быть призы участникам, либо логотип организации в углу экрана, либо одежда, предоставленная ведущим и многое другое.

Хочется отметить, что реклама на телевидении является самым дорогим способом продвижения товаров, работ, услуг, что практически не позволяет рекламироваться малому и среднему бизнесу. Но, не смотря на это, все больше и больше компаний ее используют. А это, как правило, приводит к дальнейшему росту цен предоставляемых услуг.

Помимо общих норм, перечисленных в статье 5 Закона №38-ФЗ, законодательство, предъявляет и специальные требования к телевизионной рекламе. Указанные требования перечислены в статье 14 указанного закона. Подробный анализ статьи 14 Закона №38-ФЗ позволяет отметить следующее:

· телепрограммы или телепередачи могут быть прерваны рекламой, только если имеется предварительное сообщение о рекламе. Исключение является лишь прерывание трансляции спонсорской рекламой;

  • общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа;
  • запрещено прерывать на рекламу и использовать метод «бегущей строки» в религиозных передачах и телепередачах продолжительностью менее 15 минут. В указанных передачах непосредственно в начале или перед их окончанием может использоваться лишь спонсорская реклама, при условии, что ее продолжительность составляет не более 30 секунд.

Установлены ограничения по прерыванию на рекламу детских и образовательных передач. В таких передачах допускается распространение рекламы непосредственно в начале телепередачи и непосредственно перед ее окончанием. Время рекламы транслируемой в начале и перед окончанием детских и образовательных программ зависит от продолжительности последних, а именно:

ü Продолжительность детских и образовательных программ менее 15 минут – время рекламы 1 минута;

ü Продолжительность детских и образовательных программ менее 20 минут – время рекламы 1,5 минуты;

ü Продолжительность детских и образовательных программ менее 40 минут – время рекламы 2,5 минуты;

ü Продолжительность детских и образовательных программ составляет один час и более – время рекламы 3 минуты;

Прямая трансляция (запись) спортивных состязаний может прерываться на рекламу только в перерывах в ходе соревнований или во время их остановки. Если осуществляется вещание спортивных соревнований, не предусматривающих перерыва, то рекламная информация должна размещаться таким образом, чтобы прерыв на рекламу не приводил к потере части существенной информации о ходе соревнований. Общая продолжительность такой рекламы не должна превышать 20% фактического времени трансляции спортивного соревнования.

Полностью запрещено использование рекламы в передачах, транслируемых в соответствии с Федеральным законом от 13 января 1995 года №7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», а также запрещено использование рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации.

Реклама, размещаемая в интернете

Интернет в настоящее время является самым быстрорастущим средством массовой информации. Интернет позволяет разместить рекламу на тысячах сайтах. Но для того чтобы эффективно потратить рекламные средства, организации лучше обратиться к специализированным фирмам, осуществляющим услуги по размещению рекламы в сети Интернет. Специализированные фирмы изучают специфику каждой организации отдельно, после чего из всего многообразия сайтов в Интернете выберут нужный сайт, на котором проведут рекламную кампанию с наибольшей эффективностью воздействия на нужную аудиторию.

Реклама, размещаемая в печатных изданиях

Вся периодическая печатная продукция наполнена рекламной информацией – сотни журналов и газет целиком состоят из рекламной информации. Цель рекламы в периодических печатных изданиях – донесение рекламного сообщения до потребителя. Заметим, что в отличие от теле- и радио — рекламы, которая зачастую раздражает аудиторию, рекламному сообщению в прессе читатель уделяет внимание по собственному желанию и в том случае, если рекламное сообщение заинтересовало его, то он без труда может это рекламное сообщение сохранить, чтобы в дальнейшем, при необходимости, им воспользоваться. Хочется отметить и такой факт, что аудитория печатных изданий достаточно велика и нет человека, который не использовал бы печатные издания как источник информации.

Кроме того, преимуществом данного вида рекламы является то, что это относительно не дорогостоящий и довольно эффективный вид рекламы.

Реклама в печатных изданиях может быть размещена в виде объявлений; в виде статьи; в виде рекламного материала, который может быть вкладками в издание.

Помимо перечисленных, реклама в печатном издании может быть оформлена в виде специального приложения к изданию, в котором размещена рекламная информация о товарах, работах, услугах. Этот способ рекламы дороже, но позволяет привлечь большее внимание читателей.

Специальные требования, предъявляемые к рекламе, размещаемой в печатных изданиях, установлены статьей 16 Закона №38-ФЗ:

«Размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации».

Реклама, размещаемая на радио

В отличие от рекламы телевизионной стоимость радиорекламы при проведении рекламной кампании намного ниже. Это связано с затратами на производство как самого рекламного объявления, так и с затратами на размещение этого рекламного объявления в радиоэфире.

Преимущество радиорекламы заключается в том, что позволяет донести информацию до тех слушателей, которые находятся в редко-доступных местах, например, таких как: машина, пляж, зоны отдыха и так далее.

Специальные требования, установленные к рекламе на радио перечислены в статье 15 Закона №38-ФЗ. Согласно указанной статье таковыми являются:

прерывание радиопрограммы или радиопередачи на рекламу должно сопровождаться предварительным сообщением о последующей рекламе. Исключение является лишь прерывание радиотрансляции спонсорской рекламой;

в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве СМИ и специализирующихся на материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может быть более 20% времени вещания в течение суток.

в отношении рекламы в религиозных передачах и передачах, продолжительность которых составляет менее чем 15 минут, законодатель вводит правило аналогичное рекламе на телевидении: указанные передачи запрещено прерывать на рекламу, разрешено лишь использование в начале или перед окончанием передачи спонсорской рекламы, при условии, что ее продолжительность составляет не более 30 секунд.

запрещено прерывать рекламой (в том числе спонсорской) трансляцию агитационных материалов, распространяемых в радиопрограммах и радиопередачах в соответствии с законодательством России о выборах и о референдуме.

в отношении использования рекламы в детских и образовательных радиопередачах, рекламы радиотрансляции спортивных соревнований установлены точно такие же правила, как и для телерекламы. Иные радиопередачи могут прерываться на рекламу столько раз, сколько пятнадцатиминутных периодов включают в себя эти радиопередачи, а также дополнительно спонсорской рекламой непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием радиопередачи при условии, что общая продолжительность такой спонсорской рекламы не превышает тридцать секунд.

как и на телевидении, полностью запрещено использование рекламы в радиопередачах, транслируемых в соответствии с Федеральным законом от 13 января 1995 года №7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», а также запрещено использование рекламы в дни траура, объявленные в Российской Федерации.

Более подробно познакомится с вопросами рекламных услуг, особенностями их бухгалтерского учета и налогообложения Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Рекламные услуги как вид деятельности».

Глава 1 Источники норм законодательства о рекламе

Рекламное законодательство

Закон — это нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Законы состоят из правовых норм.

Рекламное законодательство строится на совокупности норм (нормативном массиве) и иных средств частного права, регулирующих рекламный оборот.

Основным законом, имеющим высшую юридическую силу в России, является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. Законы и иные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Вторым по значению (но, безусловно, равным с другими законами) нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере рекламы, является Гражданский кодекс РФ, вступивший в правовую силу в 1995 году. Согласно статье 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать данному Кодексу.

В Гражданском кодексе РФ содержатся следующие необходимые для рекламного дела положения:

о физических лицах (например, индивидуальные предприниматели – рекламные агенты) и коммерческих организациях (например, рекламные агентства);

об общественных объединениях (например, союзы и ассоциации рекламных агентств);

об объектах гражданских правоотношений (например, рекламные работы и услуги, рекламные информационные ресурсы);

об имущественных правах (например, право собственности) и неимущественных правах (например, право авторства);

об обязательствах и сделках (в том числе договорах рекламных услуг).

Специальным законом, посвященным данной сфере правоотношений, является Федеральный закон № 38-Ф3 «О рекламе», принятый Государственной Думой 22 февраля 2006 года (далее – Закон о рекламе). Важно учесть, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ и услуг.

Данный Закон не является всеобъемлющим и не распространяется на:

политическую рекламу, предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;

информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с этим Федеральным законом;

справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;

любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера, и не все рекламные отношения в нем отражены (например, рекламирование в торговом зале, сувенирная реклама).

О нестабильности рекламного законодательства свидетельствует тот факт, что с 1995 года, когда был принят первый в России Закон о рекламе, нормативно-правовая база многократно подвергалась и подвергается изменениям. Нестабильность законодательства снижает к нему уровень доверия в обществе.

Целями Закона о рекламе в новой редакции являются:

развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции;

обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства;

реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы;

предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (ст. 1 Закона о рекламе).

Еще в римском праве отмечалось, что знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их силу и смысл.

Закон о рекламе не только регулирует отношения, он помогает ориентироваться в правовом пространстве рекламирования и, соответственно, отличать рекламу от иной информации, определять, что такое ненадлежащая реклама. Нарушения в рекламе способны не только наносить имущественный ущерб, вред здоровью, нравственному состоянию и окружающей среде, но и в более глобальном смысле – пошатнуть доверие к рекламной информации, рыночным отношениям и общественным устоям.

По сравнению с Федеральным законом от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» в новом Законе о рекламе (2006) прослеживаются следующие тенденции:

запрещена реклама алкоголя на телевидении;

увеличены ограничения на рекламу алкоголя, пива, табака, лекарств и биологически активных добавок;

запрещена реклама, осуществляемая с помощью инфомобилей;

узаконена возможность проведения Product placement;

разрешена реклама в детских передачах;

регулирование «зонтичных брендов» с рекламой запрещенных товаров;

регулирование рекламы жилищного строительства и рекламы по сетям электросвязи.

Кроме Закона о рекламе, применение к рекламным отношениям отдельных норм других федеральных законов можно проводить с учетом норм законов:

обеспечивающих государственное регулирование рекламной деятельности как разновидности предпринимательства: Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (2001), Федеральный закон «О защите конкуренции» (2006) и т. д.;

регулирующих правовое положение + рекламных организаций: Федеральный закон «Об акционерных обществах» (1995), Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (1998), Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (2002) и т. д.;

устанавливающих правовой режим для рекламной деятельности, а также связанных с рекламой гражданско-правовых отношений: Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (2006), Федеральный закон «О коммерческой тайне» (2004), Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (1991), Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (1992) и т. д.

Для наиболее детального, а зачастую оперативного регулирования отношений в определенных сферах предусмотрены подзаконные нормативные акты, среди которых приоритетно применяются указы Президента Российской Федерации, затем постановления Правительства Российской Федерации и, наконец, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, например документы Федеральной антимонопольной службы (ФАС России). Указанные акты не должны противоречить Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ и иным законам. Их вступление в силу определено Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Так, в течение 10 дней после дня их государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести», а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература». Дата официального опубликования и является датой вступления в силу указанных нормативных актов.

Как известно, в силу федеративного устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией РФ многие сферы общественной жизни регулируются актами субъектов Российской Федерации, где к рекламе могут применяться требования, связанные со спецификой края, региона, местности. Иерархия таких документов по юридической силе аналогична федеральной системе законодательства.

Право издавать хозяйственно-правовые акты имеют также органы местного самоуправления, в основном это касается использования и реализации права собственности на принадлежащие им имущественные фонды.

На сегодняшний день можно констатировать, что в сфере отношений, связанных с рекламными продуктами, существует большое количество нормативных регуляторов, которые отличаются:

разрозненностью и некоторыми противоречиями в формулировках, особенно по наружной и транспортной рекламе, по вывескам на фасадах организаций;

отставанием в принятии новых условий рекламной деятельности и действий;

пробельностью в отдельных сферах и видах рекламы (например, сувенирная реклама и реклама на местах продаж);

сложностью и запутанностью терминологии.

В этой связи уместно вспомнить слова американского просветителя Томаса Джефферсона: «…законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла».

На сегодняшний день единая правовая платформа для рекламных бизнес-отношений находится в стадии своего формирования.

Обычаи делового оборота

В тех случаях, когда отдельные аспекты предпринимательской деятельности субъектов не урегулированы нормативноправовыми актами и договором, может применяться еще один источник права – обычай делового оборота. Причем деловой обычай применяется как участниками бизнеса, так и судебными органами.

Согласно статье 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычай делового оборота не должен вступать в противоречие с условиями заключенного между сторонами договора.

Обычай делового оборота – это «неписаное правило», которое формулируется зачастую в документах авторитетных общественных организаций.

Так, для рекламных агентств, применяющих традиционные методы рекламирования (в основном теле– и радиорекламо-распространители), практически каждое действие осуществляется в рамках обычая делового оборота. Для креативных агентств, исповедующих нетрадиционные методы проведения рекламных кампаний (в основном рекламопроизводители), крайне актуальны инновации, из чего следует их потребность в совершенствовании договорной работы, формулировании новых положений договоров, ибо на обычай делового оборота они ссылаться не могут ввиду его отсутствия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

В рамках работы Конференции «Будущее регионального радио» (Сочи, 31 мая-1 июня) ФАС подготовила ответы на актуальные вопросы в сфере радиовещания , которые задали участники этого мероприятия

Вопрос

Имиджевая реклама застройщиков вне привязки к рекламе конкретного объекта долевого строительства. Требуется ли соблюдение части 7 статьи 28 ФЗ «О рекламе»?

Часть 7 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» предусматривает, что реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов — наименование жилого комплекса), если такое коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.

Представляется, что указанная норма направлена не защиту прав потребителей (клиентов или потенциальных клиентов застройщиков) на получение необходимых сведений о том, какое именно лицо привлекает денежные средства для строительства конкретного объекта недвижимости, и где можно ознакомиться с документами, подтверждающими права на такое строительство.

При этом, если размещается имиджевая реклама застройщика, то есть реклама застройщика, не связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в которой отсутствует указание конкретного объекта недвижимости, такая реклама не подпадает под требования части 7 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В то же время такая реклама должна соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом «О рекламе», в том числе требованиям достоверности и добросовестности.

Вопрос

Особенности рекламирования «online казино» (Азино 777, Вулкан и пр.)

Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведении азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 244-ФЗ) определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, а также установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

В соответствии со статьей 4 Закона №244-ФЗ азартная игра — это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; деятельность по организации и проведению азартных игр — это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона №244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.

Таким образом, деятельность он-лайн казино в Российской Федерации запрещена.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.

Соответственно, реклама он-лайн казино также запрещена.

Кроме того, часть 2 статьи 27 Федерального закона «О рекламе» не допускает рекламу основанных на риске игр, пари в сети Интернет.

При этом, согласно части 3 статьи 27 Федерального закона «О рекламе» указанные требования распространяются соответственно на рекламу организатора основанных на риске игр, рекламу сопутствующих азартным играм услуг и рекламу игорного заведения, в том числе рекламу мест осуществления деятельности по оказанию сопутствующих азартным играм услуг.

Таким образом, в отношении рекламы казино, разрешенных в Российской Федерации и действующих в специально предусмотренных игровых зонах, также установлены запреты на размещение такой рекламы в сети Интернет.

Вопрос

Указание сроков розыгрышей призов во время проведения основанных на риске игр (пункт 1 части 5 статьи 27 ФЗ «О рекламе»).

Какие сроки указывать в имиджевой рекламе казино?

Какие сроки указывают букмекеры?

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 27 Федерального закона «О рекламе» реклама основанных на риске игр, пари должна содержать указание на сроки розыгрышей призов в процессе проведения основанных на риске игр, пари.

Таким образом, требования пункта 1 части статьи 27 Федерального закона «О рекламе» распространяются исключительно на рекламу, объектом рекламирования которой выступают игры, основанные на риске, пари.

Следовательно, на имиджевую рекламу организатора азартных игр, в том числе букмекерских контор, не содержащую каких-либо сведений об основанных на риске играх и пари, требование пункта 1 части статьи 27 Федерального закона «О рекламе» не распространяется.

При этом, если в рекламе указывается на осуществление каких-либо конкретных азартных игр (например, рулетка, блэкджек), то такая реклама должна сопровождаться указанием на сроки проведения таких игр, если сроки проведения таких игр носят бессрочный характер, то допустимо указать на сроки работы игорного заведения.

Вопрос

Принципиальное значение формулировки «спонсор» в спонсорской рекламе. Возможность использования понятий «партнёр», «при поддержке», «при финансовой поддержке» и т.д.

Возможность упоминания коммерческого обозначения предприятия вместо полного наименования/имени юридического лица в спонсорской рекламе.

Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» спонсорская реклама – это реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

При этом согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» под спонсором понимается лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

Соответственно, в спонсорской рекламе должно быть указано определённое физическое или юридическое лицо, то есть должно содержаться его наименование (фамилия, имя, отчество – для физических лиц) и указание на его организационно-правовую форму или указание на отнесение к организации, индивидуальному предпринимателю (например, использование слова «компания», «фирма», либо пометка «индивидуальный предприниматель», «предприниматель»).

Кроме того, по мнению специалистов ФАС России, в спонсорской рекламе указание на некое лицо как на спонсора может быть выполнено посредством использования как слова «спонсор», так и других слов, с помощью которых можно определить, что лицо содействовало проведению мероприятия, передачи, например «партнёр», «организатор», «устроитель» и прочее.

Вопрос

Если сайт зарегистрирован как СМИ и имеет возрастное ограничение 0+. Требуется ли указание данного возрастного ограничения в аудиоролике рекламного характера? Обязательно ли указывать возрастное ограничение 0+ при размещение рекламы любой информационной продукции?

Согласно части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информационная продукция – это предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Исходя из положений пункта 5 статьи 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является информационной продукцией, подлежащей классификации, если он зарегистрирован в качестве сетевого издания.

При этом Федеральный закон «О рекламе» не содержит исключений для требования об указании в рекламе возрастной категории для какой-либо из таких категорий (в том числе для категории 0+).

Следовательно, реклама, объектом рекламирования в которой выступает сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве сетевого издания, должна соответствовать требованиям части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» и содержать указание возрастной категории данной информационной продукции.

На рекламу, объектом рекламирования в которой выступают какие-либо иные объекты рекламирования, не подлежащие классификации в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», а сайт указан не в качестве второго объекта рекламирования, а как источник дополнительной информации, требования части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Обращаем внимание, что реклама, содержащая несколько объектов рекламирования, должна соответствовать требованиям Федерального закона «О рекламе», установленным в отношении каждого из объектов рекламирования.

Вопрос

Почему ответственность за нарушение требований Закона о рекламе возлагается только на Вещателя? Ведь во многих случаях при всех вполне законопослушных документах, предоставленных клиентом, Вещатель может просто не знать последующую исполнимость и достоверность той или иной информации, озвученной в аудиоролике.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Частями 6 — 8 указанной предусмотрена ответственность, которую несет тот или иной субъект рекламной деятельности (рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель). Тем самым Федеральный закон «О рекламе» разделяет ответственность рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей в зависимости от роли каждого субъекта в процессах производства, размещения и распространения рекламы.

Общий принцип, заложенный в статье 38 Федерального закона «О рекламе», предусматривает, что рекламодатель несет ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, которые касаются содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, рекламораспространитель — за нарушения требований, установленных к порядку распространения рекламы (времени, месту, способу и средствам размещения рекламы).

Вместе с тем есть целый ряд нарушений, совершение которых в силу частей 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» влечет одновременно ответственность и рекламодателя, и рекламораспространителя.

В равной степени рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за рекламирование товаров, запрещенных к производству и реализации либо не прошедших процедуру обязательной сертификации или иного обязательного подтверждения соответствия, а также не получивших соответствующих разрешений, лицензий и регистраций. Рекламораспространитель наравне с рекламодателем будет подвергнут наказанию за отсутствие в содержании рекламы сведений, указание которых обязательно в силу закона, таких как предваряющих рекламу пометок, разного рода предупреждений и сообщений в рекламе отдельных видов товаров и услуг. Сходство рекламы с дорожными знаками или иная угроза безопасности движения транспорта, нарушение сроков хранения рекламных материалов влекут ответственность и рекламодателя, и рекламораспространителя.

В связи с этим можно констатировать, что закон ужесточает ответственность рекламораспространителя, уравнивая ее с ответственностью рекламодателя за нарушение формальных требований к рекламе.

Вопрос

Важный вопрос по регулированию рекламы услуг, предоставляемых в цифровой среде. (модное ныне название, даже министерство теперь такое есть 🙂

Каким образом и на основании чего регулировать рекламу компаний и предоставляемых ими услуг в онлайн цифровой среде применительно к российским резидентам и иностранным резидентам. Особенно, когда в эфире радиостанции в России рекламируется услуги, сервис или сами компании, предоставляемые иностранным резидентом на территории иного государства.

Как поступать, если требования к допуску товара на рынок в иностранном государстве отличается от требований в РФ.

Например, лицензирование медицинской деятельности в РФ оно есть, а в Израиле нет. Можно ли в таком случае рекламировать клинику в Израиле?

… услуги или реклама иностранных букмекерских контор на ЧМ по футболу. Аналогичная ситуация с он-Лайн играми, он-Лайн образование, стройкой, недвижимостью и т.п.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места её производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

Статья 7 Федерального закона «О рекламе» содержит перечень товаров, реклама которых запрещена на территории Российской Федерации. В частности, пункт 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» устанавливает, что не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Следовательно, реклама образовательного учреждения или букмекерской конторы, которые находятся на территории иностранного государства, но оказывают свои услуги потребителям, находящимся на территории Российской Федерации, в том числе дистанционно, посредством сети Интернет, не допускается, если такие образовательное учреждение или букмекерская контора не имеют соответствующих разрешительных документов для осуществления деятельности в Российской Федерации.

Вместе с тем, реклама медицинской клиники, учебного заведения, находящихся на территории иностранного государства и оказывающих свои услуги потребителям, находящимся на территории иностранного государства (но не оказывающих такие услуги на территории Российской Федерации), допускается, если в рекламе четко указывается, что услуги оказываются именно за рубежом.

Исключение из данного правила предусмотрено для рекламы иностранных организаций и их представительств, оказывающих банковские, страховые и иные финансовые услуги.

Иностранный банк, который не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, не может размещать в России рекламу своих услуг.

Закон о рынке ценных бумаг с 2015 года запрещает иностранным лицам осуществлять деятельность некредитных финансовых организаций и предлагать услуги иностранных лиц неопределенному кругу лиц.

Данный запрет содержится в пункте 6.1 статьи 51 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» — иностранные организации, их представительства и филиалы не вправе осуществлять деятельность некредитных финансовых организаций, в том числе деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также предлагать услуги иностранных организаций на финансовых рынках неограниченному кругу лиц на территории Российской Федерации или распространять информацию о таких организациях и (или) об их деятельности среди неограниченного круга лиц на территории Российской Федерации.

Кроме того, Центральный Банк Российской Федерации также подтвердил по соответствующему запросу ФАС России, что зарегистрированные за рубежом страховые компании и кредитные организации, в том числе имеющие аккредитованные представительства на территории Российской Федерации, не вправе предлагать неограниченному кругу лиц на территории Российской Федерации воспользоваться предоставляемыми на территории иностранного государства услугами вышеуказанных компаний и организаций.

Закон о рекламе в статье 7 запрещает рекламу товаров и услуг, оборот которых в Российской Федерации не допускается. Кроме того, частью 14 статьи 28 Закона о рекламе также специальным образом установлен запрет на рекламу лиц, оказывающих финансовые услуги, деятельность которых подлежит лицензировании, в случае отсутствия такой лицензии.

Соответственно, иностранный банк, который не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, не может размещать рекламу своих услуг.

Закон о рекламе 2010

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *