Постановление 1042 о штрафах

Содержание

Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 августа 2017 года № 1042

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения в контракте:

размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом;

размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом;

размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (далее соответственно – штраф, пеня).

2. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 – 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее – цена контракта (этапа)).

3. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 – 8 настоящих Правил):

а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн рублей;

б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн рублей до 50 млн рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн рублей до 100 млн рублей (включительно);

г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн рублей до 500 млн рублей (включительно);

д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн рублей до 1 млрд рублей (включительно);

е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд рублей до 2 млрд рублей (включительно);

ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд рублей до 5 млрд рублей (включительно);

з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд рублей до 10 млрд рублей (включительно);

и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд рублей.

4. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн рублей;

б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн рублей до 10 млн рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн рублей до 20 млн рублей (включительно).

5. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн рублей;

б) 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 3 млн рублей до 50 млн рублей (включительно);

в) 1 процент начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 50 млн рублей до 100 млн рублей (включительно).

6. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1 000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн рублей;

б) 5 000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн рублей до 50 млн рублей (включительно);

в) 10 000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн рублей до 100 млн рублей (включительно);

г) 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн рублей.

7. За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.

8. В случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.

9. За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1 000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн рублей (включительно);

б) 5 000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн рублей до 50 млн рублей (включительно);

в) 10 000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн рублей до 100 млн рублей (включительно);

г) 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн рублей.

10. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

11. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

12. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Статья 231. Размер штрафных санкций

1.Законом по отдельным видам обязательств может быть определен размер штрафных санкций, изменение которого по согласованию сторон не допускается. 2.В случае если нарушено хозяйственное обязательство, в котором хотя бы одна сторона является субъектом хозяйствования, относящимся к государственному сектору экономики, или нарушение связано с выполнением государственного контракта, или выполнение обязательства финансируется за счет Государственного бюджета Украины либо за счет государственного кредита, штрафные санкции применяются, если иное не предусмотрено законом либо договором, в следующих размерах: за нарушение условий обязательства по качеству (комплектности) товаров (работ, услуг) взыскивается штраф в размере двадцати процентов стоимости некачественных (некомплектных) товаров (работ, услуг); за нарушение сроков выполнения обязательства взыскивается пеня в размере 0,1 процента стоимости товаров (работ, услуг), по которым допущена просрочка выполнения, за каждый день просрочки, а за просрочку свыше тридцати дней дополнительно взыскивается штраф в размере семи процентов указанной стоимости. 3.Законом может быть определен размер штрафных санкции также за другие нарушения отдельных видов хозяйственных обязательств, указанных в части второй настоящей статьи. 4.В случае если размер штрафных санкций законом не определен, санкции применяются в размере, предусмотренном договором. При этом размер санкций может быть установлен договором в процентном отношении к сумме невыполненной части обязательства или в некоторой, определенной денежной сумме, или в процентном отношении к сумме обязательства независимо от степени его выполнения, или в кратном размере к стоимости товаров (работ, услуг). 5.При недостижении соглашения между сторонами об установлении и размере штрафных санкций за нарушение обязательства спор может быть разрешен в судебном порядке по заявлению заинтересованной стороны в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. 6.Штрафные санкции за нарушение денежных обязательств устанавливаются в процентах, размер которых определяется учетной ставкой Национального банка Украины, за все время пользования чужими средствами, если иной размер процентов не предусмотрен законом или договором. 7. Размер штрафных санкций, применяемых во внутрихозяйственных отношениях за нарушение обязательств, определяется соответствующим субъектом хозяйствования — хозяйственной организацией. 1. Часть 1 комментируемой статьи указывает на императивный (обязательный, не подлежащий изменениям в договорном порядке) характер статьи закона, если в ней установлен размер штрафных санкций по отдельным видам обязательств. Таким образом, если в законе установлен определенный размер штрафных санкций, то стороны правоотношений не могут его ни увеличить, ни уменьшить, если самим законом не предусмотрено иное. Примером такого закона может служить Закон Украины «Об ответственности за невыполнение денежных обязательств» № 543/96-ВР, в котором предусмотрена ответственность за невыполнение денежных обязательств не более (но может быть и менее) двойной учетной ставки Национального банка Украины. 2,3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает конкретные размеры штрафных санкций по хозяйственным обязательствам (договорам), если хотя бы одна из сторон принадлежит к государственному сектору экономики, либо нарушение связано с выполнением государственного контракта, либо выполнение обязательства финансируется за счет государственного бюджета или за счет государственного кредита.

Статья имеет диспозитивный характер, то есть специальным законом или договором могут быть предусмотрены другие размеры штрафных санкций по сравнению с установленными в ней. Анализируя комментируемую статью, можно сделать вывод, что такая норма нарушает конституционный принцип равенства всех форм собственности перед законом, то есть провозглашает приоритет защиты интересов государственной формы собственности. Статья устанавливает повышенную ответственность в виде пени за нарушение сроков выполнения обязательства (0,1% стоимости товаров (работ, услуг) вместо двойной ученой ставки Национального банка Украины, которая на момент подготовки комментария составляла 0,05 % в день), 20 % от стоимости некачественных товаров — за нарушение условий обязательства по качеству (комплектности) товаров (работ, услуг), тогда как для других форм собственности специальных оперативно-хозяйственных санкций в виде штрафов законом не установлено. Однако отмеченные размеры штрафных санкций действуют для всех сторон хозяйственного обязательства, в частности, их применение возможно и против субъектов-учредителей или управляющих государственным имуществом, если они, со своей стороны, нарушат его выполнение. Вызывают теоретический и практический интерес формулировки комментируемой нормы, имеющие отношение к штрафной санкции в виде пени. В этой статье косвенно подтверждается, что пеня, во всяком случае в правоотношениях хозяйственных, может быть установлена не только за невыполнение денежного обязательства (см. комментарий к ст. 230 ХК), но и за невыполнение любого обязательства. 1.Часть 4 комментируемой статьи устанавливает принцип, в соответствии с которым, если размер штрафных санкций законом не установлен, стороны в договоре могут предусмотреть их размер по собственному усмотрению, исчисляя его как в процентном отношении к сумме всего обязательства или его невыполненной части, так и в определенной (твердой, фиксированной) сумме, а также в кратном отношении к стоимости товаров (работ, услуг). При демократичности такой формулировки законодатель изменяет определение штрафных санкций — штрафа и пени, которые применяются в праве гражданском, где штраф и пеня не устанавливаются в твердой сумме (исключительно в процентах от суммы обязательства), а принцип кратности штрафных санкций сумме обязательства возможен, согласно части 2 ст. 546 ГК Украины, как «другой вид обеспеченна обязательств». Можно допустить, что твердая сумма или кратность сумме обязательства и является тем видом штрафной санкции, которая в части 1 ст. 230 ХК Украины определена как неустойка. Законодательное закрепление способа вычисления штрафных санкций в процентном отношении к сумме обязательства, независимо от степени его выполнения, на практике значительно облегчает ведение переговоров между хозяйствующими субъектами при подписании хозяйственных договоров, предметом которых являются так называемые комплексы работ, услуг или поставок. В подобных правоотношениях целесообразно и оправдано применение комментируемой нормы в виде установления штрафных санкций в процентном отношении к сумме всего обязательства, независимо от степени его выполнения, поскольку частичное выполнение обязательства не позволяет получателю таких работ, услуг или поставок использовать его результаты в своей хозяйственной деятельности, так как отсутствует факт достижения конечной цели договора (например, при строительстве объекта недвижимости). 5. Возможность передачи спора о размере и установлении штрафных санкций за нарушение обязательства на рассмотрение суда, на что указывает часть 5 комментируемой статьи, для субъектов хозяйствования — не лучший способ установления правоотношений. Однако эта норма приобретает чрезвычайно актуальный характер в сфере правоотношений с естественными или другими монопольными образованиями, когда субъект хозяйствования обязан установить определенные правоотношения, в частности, заключить договор с субъектом хозяйствования, который занимает монопольное положение на рынке определенного товара (работ, услуг) или входит в состав естественных монополий. Примером могут служить договоры с энергетическими компаниями о поставках электроэнергии и других видов ресурсов, договорах аренды земли территориальной громады и т. п. Реализуя свое право, предоставленное комментируемой статьей, субъект хозяйствования в судебном порядке может уменьшить неоправданно высокие штрафные санкции, если они были навязаны договором с монопольным образованием, или установить штрафные санкции, если они будут обеспечением выполнения обязательств противоположной стороной. 6,7. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает, что за все время несанкционированного пользования чужими средствами штрафные санкции могут быть установлены в процентах, размер которых определяется учетной ставкой Национального банка Украины. Учетная ставка НБУ — один из монетарных инструментов, с помощью которого Национальный банк определяет для субъектов денежно-кредитного рынка ориентир относительно стоимости привлеченных и размещенных средств на определенный период, то есть является, согласно Закону Украины «О Национальном банке Украины» от 20 мая 1999 г. № 679-Х1У, ориентиром цены на деньги. Норма статьи является диспозитивной, поскольку иной размер процентов может быть предусмотрен законом или договором. В правоприменительной деятельности необходимо учитывать, что нормы комментируемой статьи рассматривают факт пользования чужими средствами как основание для начисления штрафных санкций, то есть как нарушение условий хозяйственных обязательств, и отличать эти проценты от правовой природы процентов по обязательствам, предусмотренным ст. 536 ГК Украины.

Неустойка за просрочку исполнения обязательств по договору

Неустойка за неисполнение обязательств по договору: общие вопросы

Размер неустойки за неисполнение условий договора

Процент неустойки по законодательству

Изменение размера законной неустойки

Взыскание неустойки по договору

Процент за пользование чужими денежными средствами и неустойка

Неустойка за неисполнение обязательств по договору: общие вопросы

Основной нормативный документ, где освещаются положения о неустойке, — Гражданский кодекс РФ. В главе 23 § 2 ГК РФ дано определение рассматриваемого термина, а также условия применения этого вида ответственности.

Неустойкой (пенями, штрафом) признается (п. 1 ст. 330 ГК РФ) определенная с согласия контрагентов по сделке или на законодательном уровне денежная сумма, подлежащая оплате должником при несоблюдении условий, некачественном выполнении или просрочке выполнения обязательств.

Соответственно, неустойка возможна двух видов:

  • договорная;
  • установленная законом.

Кроме того, исходя из толкований, данных в постановлении Пленума Верховного суда РФ «О применении судами некоторых положений ГК РФ…» от 24.03.2016 № 7, штрафные санкции возможны в виде (п. 60):

  • фиксированной ставки — штрафа;
  • регулярных начислений — пеней.

В зависимости от способа зачета понесенного ущерба неустойка делится:

  • на зачетную, если ущерб компенсируется в части, не покрытой неустойкой (п. 1 ст. 394 ГК РФ);
  • исключительную, если истребуется только неустойка, но не компенсация ущерба;
  • штрафную, если размер ущерба восполняется в полной мере;
  • альтернативную, когда производится взыскание либо понесенного ущерба, либо неустойки.

Размер неустойки за неисполнение условий договора

Величина законной неустойки определяется в законодательных актах. Если размер неустойки за неисполнение обязательств по договору нормативно не установлен, стороны сделки вправе назначить его самостоятельно.

ВАЖНО! В соответствии со ст. 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть оформлено письменно.

Исходя из пояснений, данных в п. 63 постановления № 7, письменно оформленный документ о неустойке должен соответствовать требованиям, перечисленным в пп. 2, 3 ст. 434 ГК РФ. Если соглашение о базовом обязательстве признано недействительным, это подразумевает недействительность и соглашения о пени или штрафе (п. 64 постановления № 7).

Однако если заключено соглашение о неустойке, в котором определено, что она выплачивается в случае невыполнения обязательств по возврату имущества, в связи с недействительностью сделки, то недействительность или незаключение основного договорного документа не влечет недействительность условий о неустойке (абз. 2 п. 64).

На практике вид, величину и порядок истребования неустойки согласовывают непосредственно в соглашении. Величина неустойки устанавливается в виде процента от суммы обязательства. Законодательных ограничений по размеру процента неустойки за неисполнение обязательств по договору нет.

Процент неустойки по законодательству

Законная неустойка (ст. 332 ГК РФ) позволяет требовать уплаты штрафных санкций за невыполнение параметров сделки независимо от того, предусмотрен такой вариант соглашением между контрагентами или нет.

На законодательном уровне неустойка установлена для широкого круга гражданско-правовых отношений. К примеру:

  1. Закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ предусматривает в том числе выплату неустойки:
  • за невывоз груза по договору грузоперевозки — штраф 20% от размера оплаты услуг;
  • просрочку доставки груза — штраф 9% от провозной платы за каждые сутки просрочки;
  • задержку отправления транспорта, осуществляющего регулярные междугородние перевозки пассажиров, — 3% от стоимости проезда за каждый час задержки, но не более стоимости проезда.
  1. Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения гос. и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ устанавливает неустойку:
  • за несвоевременное исполнение контрактного обязательства — в размере 1/300 актуальной ключевой ставки Банка России от не выплаченной в срок суммы;
  • неисполнение контрактных обязательств, не связанных с просрочкой, — в виде штрафа, размер которого определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 30.08.2017 № 1042 и оговаривается в контракте.
  1. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I устанавливает следующие размеры неустойки:
  • за несвоевременную передачу оплаченного товара — пени в размере 0,5% от суммы заранее оплаченной покупки за каждый день просрочки;
  • неудовлетворение претензий потребителя в добровольном порядке — штраф в размере 50% от суммы, присужденной потребителю.

Изменение размера законной неустойки

Согласно п. 2 ст. 332 ГК РФ размер неустойки, установленной законом, может быть увеличен по согласованию сторон, если нет запрета на это. Пленум ВС РФ в постановлении № 7 разъясняет, что, несмотря на отсутствие указаний на это в ГК РФ, законная неустойка за невыполнение условий договора не может быть снижена по волеизъявлению сторон сделки (п. 61).

Помимо этого, в постановлении № 7 приводится частный случай, когда повышение законной неустойки невозможно.

Увеличение установленной законом неустойки не допускается в отношении санкций, предусмотренных ч. 14 ст. 155 ЖК РФ за просрочку или неполную оплату коммунальных услуг. На этих разъяснениях формируется судебная практика (к примеру, определение Верховного суда РФ от 12.10.2017 по делу № 305-ЭС17-10359, А40-51128/2016).

Кроме того, в п. 62 постановления № 7 конкретизируется, что если базовое обязательство нарушено, то обязанность выплатить законную неустойку может быть исполнена:

  • предоставлением отступного (ст. 409 ГК РФ);
  • новацией (ст. 414 ГК РФ);
  • прощением долга (ст. 415 ГК РФ).

При этом способ прекращения обязательства по выплате неустойки может быть определен и в мировом соглашении.

Определенная на законодательном уровне неустойка может быть снижена судом в соответствии с положениями ст. 333 ГК РФ (п. 78 постановления № 7), то есть в случаях, когда подлежащая уплате сумма явно не соответствует принципу разумности.

Взыскание неустойки по договору

Истребование неустойки возможно как в добровольном, так и в судебном порядке. На практике эта мера ответственности применяется, как правило, через суд.

При этом истцу необходимо приложить к исковому заявлению документ с расчетом требуемой с ответчика неустойки. Период, за который следует произвести расчет, определяется следующим образом:

  1. По смыслу ст. 330 ГК РФ и в соответствии с разъяснениями из постановления № 7 (п. 65) сторона истца правомочна требовать присуждения неустойки вплоть до дня реального исполнения обязательств, то есть, к примеру, по день реальной оплаты товара. Между тем в законе или соглашении сторон может быть определен более краткий период для исчисления неустойки либо ее общий суммарный размер может быть ограничен.
  2. Если при завершении договорных отношений первичное обязательство заканчивается, неустойка рассчитывается за период до момента прекращения обязательства (п. 4 ст. 329 ГК РФ).
  3. Если при расторжении договора базовое обязательство не прекращено, требовать можно не только определенные договорным документом платежи, но и неустойку за их несвоевременную выплату (ст. 622, 689 ГК РФ).

В резолютивной части судебного решения указывается суммарная величина неустойки, рассчитанная на момент вынесения решения. В дальнейшем, после вступления решения в законную силу, сумма неустойки взыскивается в рамках процедуры исполнительного производства приставом-исполнителем.

Процент за пользование чужими денежными средствами и неустойка

Не следует путать проценты за пользование чужими денежными средствами с неустойкой. Их отличает то, что проценты взыскиваются в случае, если одна из сторон сделки неправомерно удерживает деньги, принадлежащие или причитающиеся другой стороне. Соответственно речь идет исключительно о денежных обязательствах.

Порядок взыскания таких процентов определен в ст. 395 ГК РФ. Величина процента за пользование чужими денежными средствами определяется с учетом ключевой ставки Банка России, действовавшей в те или иные периоды нарушения обязательств.

Однако в договоре возможно прописать увеличенный размер процента, по сравнению с размером ключевой ставки ЦБ РФ. Если иной диапазон процентов установлен соглашением сторон или законом, проценты за использование чужих денежных средств взыскиваются в ином размере, соответственно, ключевая ставка не применяется.

***

Таким образом, неустойка представляет собой заранее согласованную возможность материального стимулирования к соблюдению и исполнению условий договора.

Постановление №1042 о штрафах и пенях для заказчиков и поставщиков (подрядчиков, исполнителей) приведено в соответствие с действующим законодательством о контрактной системе

Коллизия между положениями статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ) и постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (далее – Постановление №1042) вызывала множество споров среди специалистов в сфере закупок, поскольку несмотря на изменение положений Закона №44-ФЗ в Постановление №1042 изменений не вносилось. В связи с чем возникал вопрос как составлять проект контракта в соответствии с условиями Закона №44-ФЗ или Постановления №1042.

С принятием постановления Правительства РФ от 02.08.2019г. N 1011 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 30.08.2017г. №1042» (далее — Постановление №1011) указанные проблемы должны быть сняты.

Изменения в постановлении №1042 в 2019 г.

Вопрос относительно указания в условиях контракта ставки рефинансирования либо ключевой ставки ЦБ РФ при расчете размера пени за просрочку поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом разрешен путем исключения пункта 10 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Правила), который указывал на ставку рефинансирования.

В связи с отказом в положениях Закона №44-ФЗ от условий, определяющих размеры штрафов в виде фиксированной цены, аналогичным образом указанная формулировка исключена и из текста Правил. Это означает что заказчики теперь могут не только не указывать фразу «фиксированная цена», но и не обязаны указывать фиксированную сумму в рублях. Достаточно указать порядок определения штрафа в виде процентов от цены контракта либо начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно принятых изменений в контрактах, заключенных по итогам закупок среди СМП и СОНО в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона №44-ФЗ, заказчики должны будут указывать размер штрафа за неисполнение обязательств, не связанных с просрочкой, независимо от цены контракта следующим образом: 1 процент цены контракта (этапа), но не более 5 тысяч рублей и не менее 1 тысячи рублей.

Изменен порядок определения размера штрафа по контрактам, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта. Так в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 % начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 % начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 % начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

В случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 % цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 % цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 % цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

В указанных случаях в качестве цены контракта выступает цена за право заключить контракт, которую победитель готов заплатить за то, чтобы с ним был заключен контракт.

Для особых случаев в Постановление № 1042 внесли оговорку о том, что в случае если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафа, чем порядок, предусмотренный настоящими Правилами, размер такого штрафа и порядок его начисления устанавливается контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичная оговорка присутствует в ч. 7 и 8 ст. 34 Закона №44-ФЗ.

Постановление №1011 было официально опубликовано на сайте www.pravo.gov.ru 06 августа 2019г. и по истечении 7 дней с указанной даты (14 августа 2019г.) вступит в законную силу. При этом заказчикам надлежит применять, рассматриваемые изменения к закупкам извещения об осуществлении которых будут размещены в единой информационной системе в сфере закупок после вступления в силу Постановления №1011.

Что случилось?

Правительство России выпустило Постановление от 02.08.2019 № 1011 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 1042».

Напомним, что постановлением № 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (далее — Правила).

В чем суть документа?

Поправками скорректирован порядок определения размера неустоек за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по госконтракту. В том числе уточнены правила о штрафах в отношении победителей закупки, предложивших наиболее высокую цену за право заключения контракта. Кроме того, порядок начисления пени приведён в соответствие с законодательством.

Почему появился такой документ?

Большинство поправок связаны с майскими изменениями Закона № 44-ФЗ и обусловлены приведением норм постановления Правительства РФ № 1042 в соответствие с законодательством. Так, в частности, Законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ установлено, что пеня за просрочку исполнения обязательства устанавливается контрактом.

Что изменилось в отношении пени?

В Правилах больше нет порядка расчёта пеней (признан утратившим силу п. 10 Правил). Размер пени за просрочку исполнения поставщиком обязательств теперь регулируется законом. > Какие ещё нормы исключили из Правил? Из пунктов. 1-5, 9 Правил исключено указание на то, что штрафы устанавливаются в контракте в виде фиксированной суммы.

Как уточнены правила о штрафах в отношении победителей закупки, предложивших наиболее высокую цену?

Размер штрафа за неисполнение условий контракта контрагентом — победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, определяется в соответствии с изменениями исходя из цены контракта. В остальных случаях продолжат определять сумму штрафа исходя из НМЦК.

Что ещё поменялось?

Изменился размер штрафа за ненадлежащее исполнение контрактов, заключённых по итогам закупки с субъектом малого предпринимательства и (или) социально ориентированной НКО. По новым правилам он составит 1% от цены контракта или его этапа, но не менее чем 1 тыс. рублей и не более чем 5 тыс. рублей. Сейчас размер штрафа может доходить до 200 тыс. рублей.

Когда постановление вступает в силу?

Документ вступил в силу 14 августа 2019 года.

Важно! Новые правила не распространяются на закупки, извещения (приглашения) о которых размещены (направлены) до этой даты.

С 14 августа 2019 года нужно будет иначе рассчитывать штрафы за ненадлежащее исполнение госконтрактов

Правительство скорректировало правила определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение контракта. Часть поправок носит технический характер и приводит правила в соответствие с майскими изменениями Закона N 44-ФЗ. Однако есть и существенные новшества.

Изменился размер штрафа за ненадлежащее исполнение контрактов, заключенных по итогам закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организациях. По новым правилам он составит 1% от цены контракта или его этапа, но не менее чем 1 тыс. руб. и не более чем 5 тыс. руб. Сейчас размер штрафа может доходить до 200 тыс. руб.

По-другому будут рассчитывать и штрафы для исполнителей тех контрактов, которые заключены по результатам закупки, проведенной на повышение цены. Если контракт заключат с участником, предложившим цену больше начальной максимальной цены контракта, штрафы за нарушения обязательств рассчитают исходя из цены контракта. В остальных случаях продолжат определять сумму штрафа исходя из начальной максимальной цены контракта.

Новые правила заработают 14 августа 2019 года и не будут распротраняться на закупки, объявленные до этой даты.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 августа 2019 г. N 1011

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 30 АВГУСТА 2017 Г. N 1042

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 36, ст. 5458).

2. Изменения, утвержденные настоящим постановлением, не распространяются на закупки, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок до дня вступления в силу настоящего постановления либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего постановления.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 2 августа 2019 г. N 1011

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 АВГУСТА 2017 Г. N 1042

1. В наименовании и абзаце втором пункта 1 слова «, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» исключить.

2. В Правилах определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных указанным постановлением:

а) в наименовании слова «, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» исключить;

б) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения в контракте размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом и размера штрафа, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом (далее — штраф).»;

в) в пункте 2:

слова «в порядке, установленном пунктами 3 — 9» заменить словами «в соответствии с пунктами 3 — 9 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13»;

слова «в виде фиксированной суммы,» исключить;

слово «рассчитываемой» заменить словом «рассчитывается»;

г) в абзаце первом пункта 3 слова «в виде фиксированной суммы, определяемой» исключить;

д) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.»;

е) в пункте 5:

в абзаце первом слова «в виде фиксированной суммы, определяемой» исключить;

подпункты «а» и «б» изложить в следующей редакции:

«а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).»;

подпункт «в» признать утратившим силу;

ж) в абзаце первом пункта 6 и абзаце первом пункта 9 слова «в виде фиксированной суммы, определяемой» исключить;

з) пункт 10 признать утратившим силу;

и) в пунктах 11 и 12 слова «начисленной неустойки (штрафов, пени)» заменить словами «начисленных штрафов»;

к) дополнить пунктом 13 следующего содержания:

«13. В случае если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафа, чем порядок, предусмотренный настоящими Правилами, размер такого штрафа и порядок его начисления устанавливается контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.».

Постановление 1042 о штрафах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *