Авто с армянскими номерами

Это третья статья про автомобили, которые стоят на армянском учёте и передвигаются по России. Грустная статья. Про цугцванг (вообще-то шахматный термин, но уже применяется и в быту — как синоним безысходности).

Часть первая и часть вторая

Суть вопроса. Спустя пять с хвостиком лет после начала ввоза автомобилей из Армении в Россию гражданами, проживающими в России, Федеральная таможенная служба РФ (далее по тексту просто — таможня) вдруг осознала, что все это время эта процедура исполнялась совсем не так, как было правильно и нужно, и с отчаянным усердием принялась наводить порядок. Владельцы таких автомобилей попали в ситуацию, при которой что бы они ни сделали далее — все будет ухудшать их положение, наступил так называемый цугцванг, ну, или Кобаяси Мару (если вам «Стартрек» ближе шахмат).

Предыстория (о покупке автомобиля в Армении с экономией на таможенных платежах) в двух частях тут:

  • Теория
  • Практика

Ну а теперь часть третья — «Месть ситхов таможни»

По порядку. В отдельных регионах РФ начались преследования в отношении владельцев автомобилей с государственными номерными знаками (далее — ГРЗ) союзной — как участника Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Республики Армения. Где-то эти преследования происходят помягче, где-то построже. Так, из Челябинска стали массово поступать сообщения о том, что инспекторы дорожно-патрульной службы начали активно «вылавливать» такие автомобили и оформлять на каждый протоколы по 12 статье КоАП РФ. Преимущественно 12.1 КоАП РФ, в некоторых случаях даже 12.3.КоАП РФ. А из городов Северодвинска и Кургана появилась информация и вовсе об изъятии автомобилей таможней.

Мы постарались объективно изучить факты и узнать о ситуации больше. Обо всем, что узнали — рассказываем.

Первым делом мы поспрашивали владельцев таких автомобилей в группах мессенджеров и соцсетях — и, судя по ответам, в целом по стране все спокойно. Исключения — Урал, Ханты-Мансийский автономный округ и некоторые города (о них ниже). По остальной России на армянских номерах продолжают спокойно ездить. Максимум, что происходило — перепись владельцев и регистрационных данных на автомобили, с дальнейшей передачей этой информации в Центры автоматизированной фиксации административных нарушений в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД России (далее — ЦАФАП), дабы такие машины не выпадали из системы начислений штрафов.

В начале года произошел первый прецедент с изъятием автомобиля в Нижневартовске. В том случае владелец передал управление автомобилем другому лицу, что зафиксировал экипаж ДПС, который и направил автомобиль на спецстоянку, а также передал информацию таможне, которая в дальнейшем изъяла автомобиль и после суда продала на торгах.

В марте в Северодвинске (Архангельская область) произошло изъятие двух автомобилей. На известном видеохостинге легко найдете всю историю непосредственно от владельца этих автомобилей. В данном случае таможня сама пришла к владельцу с уведомлением о незаконной растаможке.

Июнь. В Кургане изъяли пять автомобилей. Тут уже владельцев вычисляли по ориентировке от таможни посредством ЦАФАП точечно, экипажами ДПС. Затем автомобили были направлены к управлению Курганской таможни, где были изъяты.

Июль. В Челябинске начали массово останавливать автомобили с армянскими ГРЗ и выписывать протоколы по статьям 12.1 ч.1 либо 12.3 ч.1 КоАП РФ (Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке и Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза соответственно), в некоторых случаях у тех, кто управлял по страховке либо по доверенности, автомобили поместили на специализированные стоянки, откуда владельцы после уплаты штрафа смогут их забрать.

Зона отчуждения

Ну что ж, едем в Курган. Да, действительно: четыре автомобиля изъяты и стоят на стоянке временного хранения, среди списанных автомобилей УВД, и еще один стоит уже на стоянке Росимущества (ныне — Федеральное агентство по управлению государственным имуществом). Пообщались с тремя владельцами автомобилей с армянскими номерами — все лично ездили в Армению, покупали там машины, в должном порядке оформили на свое имя, сами же въехали на них в РФ, исправно оплачивают налоги и штрафы за эти автомобили и аккуратно ездят. Управляют своими автомобилями также сами. Упреждая глас хейтеров — да, нам повезло найти именно таких, правильных. «Неправильные» нас в реальности по большому счету и не интересуют — их финансовые риски значительно дешевле, а ответственность намного меньше, если она вообще есть.

Автомобили, задержанные таможней в Кургане, на стоянке автохозяйства УВД, часть которой задействовали под их хранениеА это стоянка Росимущества. Два Альфарда: один с номерами Армении, второй — Абхазии (про эту машину информацию не удалось найти)

Вот один из примеров (черная Хонда с фото выше), у Альфарда, стоящего уже на стоянке Росимущества, пакет документов и вменяемых статей аналогичен:

В данном случае таможня усматривает факт управления собственником (не гражданином Армении) автомобилем, имеющим статус импортного товара, растаможенного в Армении по льготным ставкам, предусмотренным на переходный период вступления в ЕАЭС и, соответственно, не предназначенного к вывозу без уплаты пошлин на ввоз по единому тарифу Таможенного союза.

Это совершенно реальный пример. В его существовании мы убедились лично, как и в том, что он в Кургане не единственный.

«Конфискационный» вариант

Попробуем разобраться в происходящем

Возможных комбинаций «владелец — автомобиль с армянскими номерами и учетом в Армении» не так много, и рискуют пострадать не все и не в одинаковой степени.

Возможные варианты такие:

1. Автомобиль ввезен и растаможен до 10 октября 2014 года.

2. Автомобиль ввезен в промежутке между 10 октября 2014 года и 01 января 2020 года;

2.1. Автомобиль растаможен по тарифам Армении до вступления в ЕАЭС;

2.2. Автомобиль растаможен по тарифам ЕАЭС.

3. Автомобиль ввезен и растаможен по тарифам ЕАЭС в 2020 году и позже.

4. Автомобиль растаможен как запчасти.

5. Автомобиль ввезен и не растаможен.

Варианты 4 и 5 незаконны, и при должной доказательной базе (если докажут) светят тем, кто такое эксплуатирует, неприятностями, вплоть до соответствующих статей УК РФ и, в некоторых случаях, «посадкой». Рассматривать эти категории более подробно не считаем нужным — с ними и без нас справятся. В народе эти варианты прозвали «фантиками» — за полное отсутствие законных оснований существования. Под «фантики» попадают также «двойники» — когда владельцы покупают комплекты номеров и свидетельств о регистрации от похожего автомобиля. Санкции, если эти факты будут установлены, такие. За передачу права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством, — в соответствии с частью 2 статьи 16.24 КоАП РФ. За подделку документов и использования заведомо подложных документов — в соответствии со статьей 327 УК РФ.

Варианты 1, 2.2 и 3 — полностью законны, кто бы ни владел таким автомобилем, он не рискует вообще ничем и может в любой момент заплатить «утильсбор» и получить привычные ПТС и ГРЗ с регионом по месту прописки либо временной регистрации, предъявленным в МРЭО ГИБДД, после чего управлять им может кто угодно.

Остался пункт 2.1. — самый распространенный, поскольку на этот период пришелся бум ввоза автомобилей на армянских номерах вследствие сравнительно низких цен и богатого ассортимента. Этот же пункт самый проблемный, поскольку действовали сразу две схемы таможенной очистки — по тарифам до вступления в ЕАЭС и по тарифам ЕАЭС. Разобраться в хитросплетении формулировок не смогла даже сама таможня (ни наша, ни армянская).

Как выяснилось только сейчас, если автомобиль ввезен между 2014 и 2020 годами и растаможен по тарифам до вступления Армении в ЕАЭС — то с правовой точки зрения он считается товаром для внутреннего использования в границах Армении и только гражданами Армении. Такова трактовка российской таможни. При этом в Таможенном кодексе ЕАЭС применена иная формулировка — «постоянно проживающими» в ней, но об этом ниже. Такой автомобиль может эксплуатироваться только владельцем-армянином на территории всего ЕАЭС всего лишь с двумя ограничениями — продать либо доверить управлять таким автомобилем он может только в Армении, по остальным странам ЕАЭС должен ездить сам и для продажи вернуть его обратно в Армению.

При этом если таким автомобилем управляет гражданин России либо другой страны-участницы ЕАЭС, Казахстана, например, то ныне таможня считает такие автомобили иностранным товаром, требующим таможенной очистки путем внесения разницы в таможенных платежах между тарифами ЕАЭС и уже уплаченными ранее платежами в казну Армении. Именно по этой причине и забрали автомобили в Кургане.

Основная категория тех, кого преследует российская таможня — граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ, которые купили и эксплуатируют автомобиль, купленный в Армении как на территории ЕАЭС, но растаможенный на внутренний рынок Армении. Таких большинство (по некоторым данным — 200 тысяч), и участь большинства будет схожей.

Флюгерное положение

С одной стороны, тексты договора о присоединении Армении к ЕАЭС и Таможенного кодекса ЕАЭС с 2014 года не менялись, и резонный вопрос «куда все смотрели, когда покупали?» вполне справедлив, но тут есть ряд нюансов, требующих внимательного рассмотрения.

1. Таможня в 2014 году не смогла разобраться с ситуацией с автомобилями на армянских номерах. И к итоговому решению пришла только после завершения переходного этапа вступления Армении в ЕАЭС.

1.1 До конца 2019 года на запросы граждан были официальные ответы, что ввоз и эксплуатация таких автомобилей свободны и разрешены.

Скан ответа таможни, разрешающий ввоз.

1.2. В 2020 году ответы уже не допускали подобного ввоза без уплаты разницы платежей.

2. В Договоре о присоединении Армении к ЕАЭС от 29.05.2014 г. во втором абзаце пункта 40 в разделе «V. Вопросы таможенно-тарифного регулирования» сказано:

«Республика Армения обеспечит использование товаров, в отношении которых применяются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин по сравнению со ставками пошлин ЕТТ ЕАЭС, только в пределах своей территории и примет меры по недопущению вывоза таких товаров на территории других государств — членов Евразийского экономического союза без доплаты разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ЕТТ ЕАЭС, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при ввозе товаров на территорию Республики Армения.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация вправе определить порядок прибытия указанных товаров на свою территорию».

Из чего прямо вытекает, что такие автомобили вообще не должны были покинуть солнечную Армению. А РФ вправе была определить порядок пропускать всех, кого таможня Армении признала легитимными и выпустила без дополнительных проверок.

3. Российская таможня, в свою очередь, тоже не выполнила п. 33 Договора о присоединении Армении к ЕАЭС от 29.04.2014 г.: «В отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, при их ввозе на территории других государств — членов Евразийского экономического союза проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей — совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом Таможенного союза, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, с учетом пунктов 34 и 35 настоящего приложения». При том, что на внешних границах этот механизм отточен, и в регламенте у сотрудника таможни есть 10 минут на то, чтобы установить статус ввозимого автомобиля, стоящего перед ним (Письмо Федеральной таможенной службы от 1 октября 2010 г. № 01-11/47866 «О совершении таможенных операций и таможенном контроле автомобилей для личного пользования, перемещаемых через российско-белорусский или российско-казахстанский участки государственной границы Российской Федерации», пункты 9 и 10). Из чего можно сделать вывод, что ресурсы у нашей таможни на это есть, но почему-то выполнено это положение не было.

Печально, но информирования о том, что ранее мы все ошибались, а теперь мы (имеется в виду таможня) нашли ошибку — не было, как не была дана владельцам возможность исправить ситуацию (доплатить пошлину, вывезти машины на тех же условиях, какие были на момент ввоза и т. п.). Просто начались «облавы» — где с конфискацией, где пока с оформлением протоколов или просто переписью будущих целей.

4. Гражданин РФ, согласно Таможенному Кодексу РФ, при ввозе автомобиля, имеющего статус иностранного товара, обязан или оформить временный ввоз, или в течение 10 дней заплатить все пошлины и получить российские номера и ПТС. Но в отношении автомобилей из Армении российская таможня отказывалась оформлять подобный документ, ссылаясь на то, что это будет нарушением таможенного законодательства ЕАЭС. В Таможенном кодексе ЕАЭС в ст. 264 действительно достаточно четко прописан этот момент, но там в основном все про иностранцев. Зато там прописано, кому можно передавать такой автомобиль и в каких случаях, что фактически ставит под запрет продажу такого автомобиля по доверенности.

5. Каждый, кто разбирался самостоятельно в документах ЕАЭС, относящихся к ввозу автомобиля, руководствовались тремя основными документами — Таможенный кодекс РФ, Таможенный кодекс ЕАЭС и Договор о присоединении к ЕАЭС Армении. И наверняка обращали внимание на интересную формулировку — «постоянно проживающий». Но ее толкования в части того, в каком статусе пребывает гражданин РФ, приехав в Армению и сделав прописку (это требовалось для оформления сделки купли-продажи), скорее всего не нашел. Данная формулировка присутствует в российском законодательстве в 115-ФЗ от 25.07.2002 г «О правовом положении иностранных граждан в РФ» в статье 2, абз.11: «постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство». Но аналогичная расшифровка формулировки в ТК ЕАЭС отсутствует. При этом фактом постоянного проживания гражданина РФ по конкретному адресу в РФ считается штамп в паспорте с пропиской, а все жители стран — участниц ЕАЭС приравнены в правах этой странной формулировкой. Странной, поскольку под ней может оказаться гражданин любой страны, входящей в ЕАЭС, и при этом не считаться иностранным гражданином, но проживать в соседствующей республике без ограничений. Вопрос, кого и по каким критериям тогда считать «постоянно проживающим» и как это документально подтвердить, до сих пор открыт.

В 2018 году, когда мы приехали в Армению, ответы таможни и регистрационного отдела в самом Ереване были одинаковы — прописка на территории Армении, оформленная на небольшом квитке (который, кстати, забрали при регистрации машины на учет), это достаточный аргумент и продать машину, и зарегистрировать, и использовать на территории всего ЕАЭС.

А еще есть не определенные точно моменты — например:

— Каждый владелец автомобиля на армянском учете обязан платить налоги в казну Армении. Можно ли его признать налоговым резидентом? В РФ быть налоговым резидентом может любой, но должен в течение года 183 дня находиться на территории РФ, отсчет идет с момента пересечения границы. В случае с ЕАЭС — никаких штампов при пересечении границы Союза не предусмотрено. В Армению запросто можно улететь по внутреннему паспорту РФ. И платить транспортный налог, не вставая с дивана.

К тому же нигде в документах не указывается, как был растаможен автомобиль, по каким тарифам и ставкам. Проверяется это при постановке автомобиля на учет в Армении, но информация владельцу даже не озвучивается (если специально не попросить). На сайте таможни по вин/фрейм можно только узнать, когда автомобиль выпущен с таможни. Стало быть, предусмотрено, что об этом позаботятся представители власти — те, кто ставят на учет, не дадут это сделать при отсутствии таможенной очистки, а таможня не выпустит из страны без доплаты пошлин… Это что касается ввоза автомобиля.

В том, что касается эксплуатации таких автомобилей на территории РФ гражданами РФ, тоже есть спорные и неясные моменты, например:

— протоколы по 12.1 ч.1 КоАП РФ «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке» противоречат Постановлению Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 (ред. от 26.04.2020) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее просто ПП №938) :

п. 2(1). «Регистрация транспортных средств, за исключением транспортных средств, зарегистрированных на территории государств — членов Евразийского экономического союза или временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более шести месяцев, осуществляется с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных знаков без резервирования за юридическими или физическими лицами их отдельных серий или сочетаний символов. Порядки выдачи таких знаков устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с их компетенцией».

То есть все признаки того, что автомобиль все-таки зарегистрирован надлежащим образом на таможенной территории ЕАЭС. Некорректно растаможен — да, тут, пожалуй, спорить бессмысленно (но в данном случае было бы неплохо доказать умысел в совершении этого правонарушения, КоАП 2.2), но оформлен при этом в полном порядке: на автомобиле стоят ГРЗ, считываемые камерами, есть свидетельство о регистрации, есть страховка. Штрафы и налоги уплачиваются в совершенно штатном режиме.

Протоколы по 12.3, ч.1 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства» вызывают сомнения в правильности их применения, так как автомобиль оформлен как положено, временный ввоз для такого варианта таможня не предусмотрела, и какие в этом случае надо иметь документы — тоже.

По обоим случаям применения статей сейчас нет правоприменительной практики — чтобы понимать, как правильно действовать владельцу в случаях, когда протокол будут выписывать инспекторы ДПС. Остается ждать судов и вынесенных по этим случаям решений и надеяться, что неустранимые сомнения растолкуют в пользу обвиняемых. А также докажут, в чем провинились все, кто попал в капкан таможни без объявления смены линии поведения.

По факту Курганской и Архангельской таможней предложен только один рабочий вариант решения проблемы — конфискация и дальнейшая реализация с торгов. Предлагаемые в Кургане реэкспорт и доплата разницы таможенных платежей фактически не даст владельцу ни ПТС, ни российских номеров (по крайней мере до 2023 года), поскольку регистрацию автомобиля в Армении таможня, судя по ответам, не считает регистрацией вообще, и в соответствии с принятыми у нас правилами будет требовать и Евро-5, и кнопку ГЛОНАСС, и утильсбор к доплате в таможенных платежах как при первичной регистрации. А машины на стоянке временного хранения явно «непроходные» — ни по возрасту, ни по экоклассу…

Безысходность

Что остается в сухом остатке, что теперь делать тем, кто владеет такими автомобилями?

Как вариант, в 2023 году все автомобили, ввезенные с 2014 по 2020 годы, станут «проходными» для регистрации как товар ЕАЭС. Они перестанут считаться импортными и их можно будет легализовать путем оплаты утилизационного сбора. Пока меньшее из зол (на взгляд автора) — поставить машину на прикол до понимания развития ситуации и держать нос по ветру.

Вот и получается: сейчас владельцу автомобиля с армянскими номерами любой выбор действий грозит проблемами.

1. Продать и забыть. Можно, но потом придется вернуть деньги покупателю, когда его машину арестуют, а с вас спросят доплату таможенных платежей, да еще и выдумают наказание за утрату предмета их интересов.

2. Разобрать на запчасти. Тоже вариант возможный, но если не повесят утрату, то повесят растаможку запчастей — по ставкам конструктора, например.

3. Перегнать в Армению обратно и там продать. Можно, но вероятность вляпаться на «спецоперацию» (ДПС и таможни) и потерять машину в пути пока довольно велика, да и границы по пути в Армению закрыты. А автовоз даже до Верхнего Ларса с Урала обойдется скорее всего примерно в стоимость самой машины. Да, и если удастся выбить возможность временного ввоза, для вывоза придется заплатить депозит в размере доплаты пошлин (который когда-нибудь, наверное, вернут).

4. Спрятать до 2023 года — самый дешевый вариант, чтобы не попасть в поле зрения всяких списков для выставления потом штрафов, и переждать бурю. Но за эти два с хвостиком года наверняка придумают еще какие-нибудь гонения на такие автомобили. Да и зарыть немаленькую сумму денег не многим под силу, есть же и те, кто в кредит эти машины взял, чтобы возить свою большую семью.

5. Растаможить, как положено, получить российские ПТС и номера желающих будет мало. Суммы растаможивания «непроходных» машин крайне негуманны.

Ни одного приемлемого варианта, и каждый хуже предыдущего — цугцванг как он есть.

Таможенный калькулятор Армении может давать разные показатели в зависимости от ряда факторов, влияющих на конечную стоимость. Когда вы планируете эту операцию, учитывайте то, что у разных пользователей стоимость может колебаться. Это не зависит от личных предпочтений наших сотрудников, проводящих расчёт. Ниже будет описан ряд факторов, который составляет основную ценовую политику.

Сопутствующая доставка

Калькулятор растаможки в Армении может показывать разные показатели в зависимости от того, планируется ли сопутствующая доставка. Мы предлагаем услуги как по отдельности, так и в комплекте. Общая стоимость комплекта будет дешевле, однако итоговая цена получится больше. Поэтому, если вы сравниваете одну и ту же операцию, обязательно учитывайте наличие или отсутствие транспортировки.Имейте ввиду так же что импорт из Армении в Россию, налогообложение в России нужно подсчитать отдельно.

Отделение точек работы

Высчитывая цену на растаможку авто из Армении в Россию на калькуляторе 2019, учитывайте регионы, которые задействованы в данной операции. Некоторые места имеет очень большое отдаление друг от друга. Соответственно, общая стоимость услуг будет больше, чем если необходимо перевезти в пределах 1000-3000 км.

В то же время помните, что это не единственный фактор. Даже если точки находятся на большом отдалении друг от друга, калькулятор стоимости растаможки авто в Армении может выдать меньшую цифру. Дело в том, что с определенными регионами работа обстоит легче. Это зависит от транспортного сообщения, налаженных методов работы и наличия наших партнеров на конкретной территории.

Налаженные схемы работы

Посчитав на калькуляторе, сколько стоит растаможка авто из Армении в России или перевозки в Армению из Санкт Петербурга и наоборот, Вы можете увидеть разные цифры, в зависимости от региона. Причём не всегда дальние регионы будут показывать наибольшую стоимость. Дело в том, что мы имеем налаженные схемы работы с некоторыми областями. В таком случае нам будет легче прибегнуть к уже известным вариантам. В таком случае у нас получится максимально снизить для Вас стоимость пошлины. Если продукт привозится из дальних мест, например, из Германии, или везётся не в Москву (это место, где есть очень много транспортных путей), то стоимость может увеличиваться.

Когда мы заключаем договор, у вас есть возможность выбрать желаемый методы работы:

  • автотранспорт;
  • ж/д дорога;
  • авиалинии;
  • море.

Однако таможенный калькулятор Армении онлайн покажет меньшие цифры, если вы доверите метод перевозки и его выбор нашим сотрудником. Поскольку мы имеем налаженные схемы, мы сможем посоветовать вам наиболее выгодный вариант. В таких условиях у вас получится максимально снизить стоимость. Так же будет подписан договор поставки товара в Армению, образец которого можно скачать на сайте. Что дает вам страховку от всех рисков.

Порядок и условия перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) товаров для личного пользования определен главой 37 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее — ТК ЕАЭС).
Пунктом 1 статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, вступившего в силу с 1 января 2018 г., установлено, что допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования (далее – ТСЛП), зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.
В отношении ТСЛП, которые зарегистрированы в государстве Союза, не совершаются таможенные операции, связанные с временным ввозом и обратным вывозом.
В соответствии с положениями статьи 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (был подписан в г. Минске, 10 октября 2014 г) (далее – Договор о ЕАЭС), Республика Армения присоединяется к Договору о ЕАЭС, а также другим заключенным в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза по перечню согласно Приложению 1 к Договору о ЕАЭС, и с даты вступления в силу Договора о присоединении становится членом ЕАЭС.
В соответствии с положениями пункта 30 Приложения 3 к Договору о присоединении (далее – Приложение), ставки таможенных пошлин, налогов, не применяются в Республике Армения в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС, ввозимых физическими лицами для личного пользования, до начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 31 Приложения автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора о присоединении, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», а также автомобили, указанные в пункте 30
Приложения, в других государствах — членах ЕАЭС признаются иностранными товарами:

  • до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанных в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования»;
  • до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных единым таможенным тарифом ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Армения применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза приведен в Приложении № 4 к Договору.
Согласно Приложению № 4 к Договору с 2020 г. на территории Республики Армения будут применяться единые ставки в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно пункту 35 Приложения № 3 к Договору, автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств — членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств — членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств — членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 Приложения.
Порядок выдачи таможенными органами ПТС установлен Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее Положение), утвержденным совместным приказом Министерства Внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 23.06.2005 г. № 496/192/134.
Согласно пункту 58 Положения, выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси.
Заявление подается в таможенный орган, в регионе деятельности которого на территории Российской Федерации находится или зарегистрирован собственник или владелец транспортных средств или шасси.
В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения транспортного средства или шасси либо иные обстоятельства, которые являются основанием для выдачи паспорта, страна происхождения и товарная позиция транспортного средства или шасси в соответствии ТН ВЭД ТС, а также перечень прилагаемых документов. Позиция ТН ВЭД ТС может указываться должностным лицом таможенного органа. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные сведения.
В случае если транспортное средство будет признано иностранным автомобилем, лицу необходимо будет уплатить разницу таможенных пошлин, налогов в соответствии с приложением № 2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».
В случае, если транспортное средство будет признано транспортным средством Евразийского экономического союза, то выдача ПТС будет осуществлена без уплаты причитающихся таможенных пошлин, налогов.
Для оформления транспортного средства в таможенном отношении собственнику или владельцу необходимо обратиться в таможенный орган, в регионе деятельности которого постоянно проживает или зарегистрирован, с приложением документов на транспортное средство.
По вопросу регистрации и оформления транспортного средства, в отношении которого таможенным органом был выдан ПТС, следует обращаться в соответствующее подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Вопрос в части оформления транспортного средства по генеральной доверенности, выданной в Республике Армения не входит в компетенцию таможенных органов.

Последние пару лет все чаще на наших дорогах встречаются автомобили с армянскими номерами, особенно в южных регионах, и это наталкивает на мысль о масштабной миграции к нам жителей сей республики.

На самом же деле, напротив: это наши соотечественники стали чаще наведываться к подножию Арарата — не только ради тамошних восхитительных пейзажей, коньяка или гастрономических радостей, но и с целью приобретения подержанных иномарок.

И понять их можно. Во-первых, это выгодно. Все дело в таможенных пошлинах: несмотря на вхождение Армении в Евразийский экономический союз, у этой страны пока остались отличия от российской таможенной системы с запредельными платежами, особенно на «непроходные» по нашему законодательству экземпляры старше пяти лет. Например, растаможка десяти-двенадцатилетнего хита армянских продаж, минивэна Toyota Alphard из Японии с мотором 2.4, обойдется в $1300, а у нас — более чем в $14000. Разница на порядок! Правда, с праворульными автомобилями есть нюанс: с весны 2018 года их ввоз в Армению запрещен — и найти можно только растаможенные ранее экземпляры. Зато по сей день без проблем можно разжиться другим эксклюзивом — от леворульных Porsche, BMW и Мерседесов из Японии с малыми пробегами и в поразительном для своего возраста состоянии до американских масл-каров. Причем на выходе, к примеру, семилетний Chevrolet Camaro SS с мотором 6.2 будет дешевле, чем одна только его растаможка в России!

Та же тенденция и с экономией на расходах при дальнейшем содержании. Полис ОСАГО обойдется в те же деньги, что и автомобиль с российским учетом. А вот если ежегодный налог, скажем, на тот же Chevrolet Camaro SS в Москве составит около 64 тысяч рублей, то в Ереване — вдвое меньше. И если у нас налог не зависит от возраста автомобиля, то в Армении чем старше машина, тем он меньше (после пяти и до десяти лет снижается на 10% ежегодно).

Еще один нюанс — армянские номера (как и любые иностранные) «невидимки» для камер на все и вся, которые плодятся у нас как грибы после дождя. По крайней мере, пока нет единой базы. И заплатить за парковку в Москве машины с армянскими номерами не получится.

А во-вторых, Армения — единственный член ЕАЭС (куда также входят Белоруссия, Казахстан и Киргизия), законодательство которого совершенно официально дает возможность гражданину России стать полноправным владельцем автомобиля и поставить его на учет на себя. С армянскими номерами. Поначалу без растаможки можно было ввезти в Россию и без каких-либо ограничений передвигаться только на машинах, изначально попавших в Армению до октября 2014 года (именно тогда был подписан договор о присоединении страны к ЕАЭС). Иначе при пересечении российской границы надо было оформлять временный въезд — как, например, сейчас для машин из Абхазии. Однако осенью 2017 года и это ограничение сняли. Тогда, после вступления в силу изменений в постановление «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», автомобили, зарегистрированные в странах — членах ЕАЭС, получили право находиться на территории России без регистрации сколько угодно. И стало возможным покупать автомобиль, ввезенный в Армению и растаможенный хоть год, хоть двадцать лет назад.

Как выглядит процесс? Если в двух словах, то гражданин России покупает в Армении подержанный автомобиль, ставит его на учет на себя, прикручивает армянские номера и едет домой. Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас я уже подписан

До начала года у нас не было четко прописано, какой транспорт участвует в международном движении, какой должен быть зарегистрирован в России. Но с начала этого года вступил в силу закон о регистрации транспортных средств. И в итоге некоторые автовладельцы оказались вне закона. Дело в том, что они пользовались льготным законодательством соседних государств для ввоза автомобилей. Но, вот беда, не захотели действовать в соответствии с российским законодательством, хотя намеревались использовать машины именно в России.

А по закону владелец такого транспортного средства обязан зарегистрировать его в течение десяти дней со дня ввоза на территорию России на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете на территории России.

Грубо говоря, некий российский гражданин стал собственником машины, которая стоит на учете в Армении. Казалось бы, и бог с ним, но нет. Дело в том, что до недавнего времени в этой республике действовали льготные правила растаможивания машин. Они не соответствовали международным договорам. По сути, купив за бесценок машину в Армении и поставив там ее на учет, автовладелец пользовался безграничными правами. В том числе возможностью безнаказанно проезжать под камерами фотовидеофиксации нарушений. Когда-то штраф дойдет до него. Да и дойдет ли?

Теперь Госавтоинспекция уточнила, что требования не регистрировать автомобиль в России распространяются только на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввезенные на территорию России на срок менее года. Транспортное средство считается находящимся в международном движении, если оно принадлежит лицу, имеющему место жительства вне этого государства, не зарегистрировано в этом государстве и ввезено в него на срок менее года.

Для регистрации необходимо наличие действительного паспорта транспортного средства в бумажном или электронном виде — его оформление осуществляется таможенными органами.

Таким образом, в случае, если автомобиль зарегистрирован в другом государстве — члене ЕАЭС за гражданином России, имеющим постоянное место жительства только в Российской Федерации, требуется его регистрация в подразделениях Госавтоинспекции в 10-дневный срок на основании паспортов транспортных средств, выданных таможенными органами.

Требования не регистрировать автомобиль в России распространяются только на автомобили, участвующие в международном движении или ввезенные на территорию России на срок менее года

Отсутствие такой регистрации — это административное нарушение, которое влечет за собой штраф в размере от 500 до 800 рублей, а при повторном нарушении — штраф в размере 5 тысяч рублей или лишение права управления на срок от 1 до 3 месяцев.

Но если владелец такого транспорта зарегистрирован в России и имеет доверенность на управление этим автомобилем, то предъявить к нему претензии будет очень сложно.

Авто с армянскими номерами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *