Военная пожарная охрана

Учебные вопросы:

  1. Пожарная охрана Российской Федерации. Структура Федеральной противопожарной службы. Другие виды пожарной охраны в РФ.
  2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  3. Нормативно-правовое регулирование и управление в области пожарной безопасности.

Содержание

Пожарная охрана Российской Федерации. Структура Федеральной противопожарной службы. Другие виды пожарной охраны в РФ.

Основные термины и определения

Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Пожарная опасность объекта защиты – состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара;

Пожарная безопасность объекта защиты – состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара;

Пожарное депо – объект пожарной охраны, в котором расположены помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания, служебные помещения для размещения личного состава, помещение для приема извещений о пожаре, технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач, возложенных на пожарную охрану;

Эвакуация – процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара.

Эвакуационный выход – выход, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону;

Эвакуационный путь (путь эвакуации) – путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;

Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:

– установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;

– правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;

– правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются:

  • органы государственной власти,
  • органы местного самоуправления,
  • организации,
  • граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

  • нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
  • создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
  • разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
  • реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
  • проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
  • содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
  • научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
  • информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
  • осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
  • производство пожарно-технической продукции;
  • выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
  • лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее – лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее – подтверждение соответствия);
  • тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
  • учет пожаров и их последствий;
  • установление особого противопожарного режима.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя:

– систему предотвращения пожара,

– систему противопожарной защиты,

– комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Организационная структура ФПС

В соответствии со ст. 4 Федерального закона №69 «О пожарной безопасности” пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

– государственная противопожарная служба;

– муниципальная пожарная охрана;

– ведомственная пожарная охрана;

– частная пожарная охрана;

– добровольная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

– организация и осуществление профилактики пожаров;

– спасение людей и имущества при пожарах;

– организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Государственная противопожарная служба

Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и с 1 января 2002 года входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в качестве единой самостоятельной оперативной службы. На этот государственный орган возложены основные функции предупреждения и тушения пожаров в стране. Комплектуется противопожарная служба специалистами, имеющими соответствующую квалификацию и подготовку, из расчета 1 единица личного состава на 650 человек населения.

В Государственную противопожарную службу входят:

– федеральная противопожарная служба;

– противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Федеральная противопожарная служба включает в себя:

– структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

– структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, – региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

– органы государственного пожарного надзора;

– пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;

– подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);

– подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения)

– подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения).

На Государственную противопожарную службу, помимо предупреждения и тушения пожаров возложены задачи:

– организации разработки и осуществления государственных мер в области пожарной безопасности;

– нормативное регулирование в области пожарной безопасности;

– разработка и осуществление единой научно-технический политики в области пожарной безопасности;

– подготовка кадров для пожарной охраны; лицензирование различных видов деятельности в области пожарной безопасности, а также согласование других видов деятельности организаций и отдельных граждан на предмет получения лицензий;

– производит работы по сертификации продукции в области пожарной безопасности.

Муниципальная пожарная охрана

Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Ведомственная пожарная охрана

Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

Частная пожарная охрана

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.

Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

Добровольная пожарная охрана

Добровольная пожарная охрана – форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

Добровольный пожарный – гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. История создания

27 декабря 1990 г. Правительство Российской Федерации образовало Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР. Позже этот день было решено считать днем создания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Кроме того, в 1995 г. Указом Президента Российской Федерации 27 декабря был объявлен Днем спасателя Российской Федерации.

МЧС России с 1994 года претерпело ряд реорганизаций. Последнее Положение о МЧС России утверждено указом Президента РФ от 11 июля 2004 года №868 и 21.10.2005г. в Положение были внесены изменения в соответствии с указом Президента РФ №1228.

Основными задачами МЧС России являются:

1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;

2) организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3) осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4) осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

5) осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

В регионах МЧС России представляют региональные центры (РЦ) по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (8 Центров): Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, (ГУ МЧС России по г.Москве). РЦ имеют достаточные полномочия и самостоятельность в работе. Их основное предназначение – координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, и организация их взаимодействия при работах по предупреждению и ликвидации ЧС. РЦ осуществляют свои полномочия через федеральные территориальные органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО и ЧС – главные управления МЧС России по субъекту РФ. Перечень территориальных органов, типовое положение и их наименования установлены Приказом МЧС России №372 от 6.08.2004 г. «Об утверждении положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченном решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъекту Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 30.12.2003г. №794 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Органами повседневного управления единой системы являются;

  • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
  • дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Нормативно-правовое регулирование и управление в области пожарной безопасности

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности – установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами.

Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности.

Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем принятия соответствующего технического регламента.

Пожарная охрана – это совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Дата создания

Официальной датой создания пожарной охраной в России считается 30 апреля 1649 года, когда был принят «Наказ о градском благочинии», устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве. Эта же дата отмечается ежегодно как День пожарной охраны России.

История

Пройдите по ссылкам для ознакомления с материалами об истории пожарной охраны:

  1. История пожарной охраны России (методический план).
  2. Этапы развития (история) и становления пожарной охраны России (методический план).
  3. Организация пожарной охраны в Российской Федерации (презентация).
  4. История пожарной охраны Урала.
  5. История пожарной охраны Омской области (1716-1945).
  6. Омская пожарная охрана в годы Великой Отечественной войны.
  7. История добровольной пожарной охраны Омской области.
  8. История пожарной охраны Томска.
  9. 100 лет назад или один год Томской Пожарной Команды.
  10. Первая пожарная команда.

Кратко

В 1472 году Великий князь Иван III, во главе царской дружины участвовавший в тушении пожара в Москве и получивший на нем ожоги, издал указ о мерах пожарной безопасности в городе.

В 1504 году в Москве была создана первая пожарно-сторожевая охрана.

В 1549 году царь Иван Грозный издал специальный указ о мерах противопожарной защиты в городах.

В 1624 году в России организована первая специализированная пожарная команда.

30 апреля 1649 года царь Алексей Михаилович издал «Наказ о градском благочинии», содержащий основные положения, присущие пожарной охране: определены её штатный состав, техническое обеспечение, источники финансирования, установлено постоянное дежурство, предусмотрено наказание жителей за нарушения правил обращения с огнем. Эти положения распространились на все города России.

В Российской империи успешно функционировало «Императорское российское пожарное общество», под патронажем которого было создано общество «Голубой Крест», которое оказывало всевозможную поддержку пожарным пострадавшим при выполнении должностных обязанностей; если пожарный погибал, то помощь оказывалась членам его семьи.

В 1892 году было 590 постоянных пожарных команд, добровольных (вольных): городских — 250, сельских — 2026, заводских — 127, военных — 13, частных — 12, железнодорожных — 2.

17 апреля 1918 года был издан Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». До 1999 года, считался официальным праздником пожарных в СССР и России – Днем пожарного, а затем, Днем пожарной охраны.

В 1934 году в составе НКВД СССР организовано Главное управление пожарной охраны. Для охраны пожароопасных и особо важных промышленных объектов и крупных административных центров создана военизированная Пожарная охрана НКВД.

В 1936 году утверждено Положение о Государственном пожарном надзоре.

В годы Великой Отечественной Войны пожарная охрана стала своеобразным щитом, обороняющим от огня военные объекты, критически важные объекты, населенные пункты. В первые месяцы войны основную тяжесть борьбы с пожарами, возникавшими при налетах вражеской авиации, пришлось выдерживать городским профессиональным пожарным командам. Многие огнеборцы сражались с врагом в партизанских отрядах.

В 1957 году открылся факультет инженеров противопожарной техники и безопасности при Высшей школе МВД СССР. В крупных городах были образованы пожарно-испытательные станции.

В 1958 году пожарную охрану СССР приняли в Технический комитет по предотвращению и тушению пожаров.

С 1966 года руководство пожарной охраной осуществляло МВД СССР, в состав которого входили Государственный пожарный надзор, осуществлявший работу по профилактике пожаров на строящихся и эксплуатируемых зданиях и сооружениях, а также подразделения военизированной пожарной охраны и профессиональной пожарной охраны, которые тушили пожары в городах, на промышленных и других объектах народного хозяйства. Некоторые министерства и ведомства (например, Министерство путей сообщения, Министерство лесного хозяйства, Главнефтеснаб) имели собственную ведомственную пожарную охрану.

Военизированная пожарная охрана организовывалась в городах, являющихся важнейшими административными центрами СССР, а также на промышленных и других объектах, имеющих особо важное значение или повышенную пожаро- и взрывоопасность. Профессиональная пожарная охрана создавалась в городах, поселках городского типа, районных центрах, а также на объектах народного хозяйства.

С 1965 года части и подразделения военизированной пожарной охраны Москвы стали комплектоваться из лиц, призванных на действительную военную службу.

МВД РСФСР в 1991 году образовало аварийно-спасательные структуры в составе подразделений военизированной пожарной охраны, обеспечив создание единой противопожарной и аварийно-спасательной службы.

В 1993 году Служба противопожарных и аварийно-спасательных работ Министерства внутренних дел была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел.

21 декабря 1994 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О пожарной безопасности», согласно которому, проблема пожарной безопасности вновь стала государственной. Пожарные получили право издавать Нормы пожарной безопасности, дублирующие требования государственных стандартов и требовать сертификации любой продукции (такой как холодильники и бытовая электроника).

30 апреля 1999 года Указом Президента РФ установлен профессиональный праздник — «День пожарной охраны России».

Согласно Указу Президента России от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба была передана из МВД России в состав МЧС России.

В результате административной реформы 2005 года противопожарную службу разделили на федеральную и региональную. В составе федеральной осталось более 80 тысяч человек, в ведение региональных властей перешли 137 тысяч, и около 70 тысяч пожарных содержались за счёт охраняемых ими объектов на договорной основе.

Задачи

Основными задачами пожарной охраны являются:

  • организация и осуществление профилактики пожаров;
  • спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;
  • организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Виды

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

  1. Государственная противопожарная служба, в которую входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
  2. Муниципальная пожарная охрана.
  3. Ведомственная пожарная охрана.
  4. Частная пожарная охрана.
  5. Добровольная пожарная охрана.

Федеральная противопожарная служба

Федеральная противопожарная служба включает в себя:

  • структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;
  • структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, – региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
  • органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора (далее – органы государственного пожарного надзора);
  • пожарно-технические, научные и образовательные организации, судебно-экспертные учреждения;
  • пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения федеральной противопожарной службы);
  • пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы);
  • пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (территориальные подразделения федеральной противопожарной службы);
  • пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.

Противопожарная служба субъектов

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Муниципальная

Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

Ведомственная

Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны (ВПО).

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Частная

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником на добровольной основе с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности.

Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

Добровольная

Добровольная пожарная охрана создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон РФ № 100-ФЗ от 06.05.2011 «О добровольной пожарной охране»).

Источники: Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», приказ МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

Дополнительный материал:

  • Специальная пожарная охраны России.
  • Пожарная охрана Англии.
  • Пожарная охрана Германии.
  • Пожарная охрана в городах миллионниках.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 декабря 2012 г.

Регистрационный N 25999

Утвердить прилагаемое Положение о пожарной охране в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Министр обороны Российской Федерации

А. Сердюков

Приложение

Положение о пожарной охране в Вооруженных Силах Российской Федерации

I. Общие положения

1. Положение о пожарной охране в Вооруженных Силах Рос сийской Федерации (далее — Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»*. Положение определяет общие правовые и экономи ческие основы обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации**, устанавливает основные задачи и функции пожарной охраны Вооруженных Сил.

2. Органы управления и подразделения пожарной охраны Воо руженных Сил в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоря жениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, норматив ными правовыми и иными актами Министерства обороны.

3. В целях проверки соблюдения воинскими частями и органи зациями Вооруженных Сил требований пожарной безопасности и принятия мер по результатам проверки пожарная охрана Вооружен ных Сил осуществляет ведомственный пожарный надзор.

Органы управления пожарной охраны Вооруженных Сил включают в себя отдел пожарной безопасности Департамента плани рования и координации материально-технического обеспечения Ми нистерства обороны, службы пожарно-спасательные и местной обо роны управлений планирования и координации материально-технического обеспечения военных округов, инспекции пожарного надзора военных округов (районов).

Подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил состоят из пожарных команд гарнизонов, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Для осуществления ведомственного пожарного надзора опре деляется район обслуживания инспекции пожарного надзора, кото рый устанавливается приказом командующего войсками военного округа и определяет границы на территории округа, в пределах кото рых инспектора пожарного надзора проводят проверки соблюдения требований пожарной безопасности на подведомственных объектах.

Приказом командира воинской части (организации) определя ется район (границы) обслуживания пожарной командой.

II. Основные задачи пожарной охраны Вооруженных Сил

4. Основными задачами пожарной охраны Вооруженных Сил являются:

организация и осуществление профилактики пожаров в Во оруженных Силах;

спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

организация и планирование развития системы обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах;

организация и осуществление в Вооруженных Силах меро приятий по поддержанию в постоянной готовности подразделений пожарной охраны;

организация и осуществление контроля (надзора) на подведом ственных объектах за соблюдением требований пожарной безопасно сти;

осуществление методического руководства по вопросам обу чения военнослужащих и лиц гражданского персонала мерам пожар ной безопасности, действиям при возникновении пожаров.

III. Функции пожарной охраны Вооруженных Сил

5. Функциями пожарной охраны Вооруженных Сил являются:

а) проведение:

профилактики пожаров на объектах Вооруженных Сил;

мониторинга пожарной безопасности в Вооруженных Силах, сбора и обработки информации в области обеспечения пожарной безопасности;

б) разработка:

основных направлений обеспечения пожарной безопасности, а также предложений по совершенствованию организационной струк туры органов управления и подразделений пожарной охраны Воору женных Сил;

норм снабжения (комплектования) пожарно-технической про дукцией объектов Вооруженных Сил;

предложений по организации обеспечения накопления, осве жения и модернизации пожарно-технической продукции;

в) осуществление:

контроля (надзора) за исполнением органами военного управ ления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил тре бований пожарной безопасности;

взаимодействия с ФПС ГПС в области обеспечения пожарной безопасности, при тушении пожаров на объектах Вооруженных Сил, а также на других объектах в соответствии с планом привлечения сил и средств гарнизона пожарной охраны;

мероприятий по обеспечению сохранности, а также по целево му использованию пожарно-технической продукции на объектах Вооруженных Сил;

г) участие:

в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области пожарной безопас ности Российской Федерации, проектов правовых актов Министерст ва обороны по вопросам, отнесенным к обеспечению пожарной безо пасности объектов Вооруженных Сил;

в расследовании обстоятельств и причин возникновения пожа ров на объектах Вооруженных Сил в установленном порядке;

в работе комиссий по приемке систем противопожарной защи ты, завершенных строительством (реконструкцией) объектов воин ских частей и организаций Вооруженных Сил в установленном по рядке;

в работе комиссий по проведению государственных испытаний новых (модернизированных) образцов пожарно-технической продук ции, поступающих на снабжение в Вооруженные Силы, а также в осуществлении контроля за полнотой и качеством услуг (работ) в об ласти обеспечения пожарной безопасности, оказываемых (выполнен ных) Вооруженным Силам;

в организации противопожарной пропаганды среди военно служащих и лиц гражданского персонала и их обучения в установ ленном порядке мерам пожарной безопасности;

д) организация:

учебно-методических сборов и методических занятий по во просам обеспечения пожарной безопасности объектов Вооруженных Сил;

е) подготовка предложений:

по осуществлению профилактических мер в области обеспече ния пожарной безопасности для органов военного управления;

по распределению бюджетных ассигнований, выделенных на обеспечение пожарной безопасности объектов Вооруженных Сил;

в планы и программы обеспечения Вооруженных Сил пожар но-технической продукцией;

ж) ведение:

статистического учета пожаров на объектах Вооруженных Сил и представление в установленном порядке статистической отчетности в ФПС ГПС по пожарам, происшедшим в Вооруженных Силах;

учета показателей деятельности органов управления и подраз делений пожарной охраны Вооруженных Сил;

з) рассмотрение и согласование технических заданий и про ектной документации на строительство, реконструкцию объектов Вооруженных Сил в части выполнения требований пожарной безо пасности;

и) выдача в установленном порядке заключений о соответст вии воинских частей и организаций Вооруженных Сил обязательным требованиям пожарной безопасности;

к) развитие пожарно-прикладного спорта среди личного соста ва подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил и организация проведения соответствующих соревнований;

л) организация и ведение деятельности по обеспечению воин ских частей и организаций Вооруженных Сил пожарно-технической продукцией.

6. Пожарная охрана Вооруженных Сил выполняет также иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

IV. Организация деятельности пожарной охраны Вооруженных Сил

7. Деятельность пожарной охраны в Вооруженных Силах орга низуют:

в Министерстве обороны — заместитель Министра обороны Российской Федерации, отвечающий за материально-техническое обеспечение войск (сил), через Департамент планирования и коорди нации материально-технического обеспечения Министерства оборо ны;

в военных округах — заместители командующих военных окру гов по материально-техническому обеспечению через соответствую щие управления планирования и координации материально-технического обеспечения;

в воинских частях, организациях Вооруженных Сил и гарнизо нах — командиры воинских частей и организаций через пожарные ко манды.

8. Деятельность органов управления и подразделений пожар ной охраны Вооруженных Сил определяется соответствующими по ложениями, разработанными уполномоченными органами централь ного военного управления по организации деятельности пожарной охраны.

9. Должностные лица пожарной охраны Вооруженных Сил, выступающие в роли руководителей тушения пожаров и осуществ ляющие ведомственный пожарный надзор, проходят аттестацию в ус тановленном порядке.

10. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для пожарной охраны Вооруженных Сил осуществляются в образовательных учреждениях профессионального образования и других учреждениях, имеющих соответствующие аккредитацию и лицензию.

V. Порядок взаимодействия пожарной охраны Вооруженных Сил и федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы при ликвидации пожаров

11. Порядок взаимодействия между органами управления и подразделениями пожарной охраны Вооруженных Сил и ФПС ГПС при ликвидации пожаров осуществляется в соответствии с законода тельством Российской Федерации и правовыми актами Министерства обороны, Министерства Российской Федерации по делам граждан ской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в области пожарной безопасности.

12. Органы управления и подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил по согласованию с ФПС ГПС:

принимают участие в тушении пожаров в населенных пунктах регионов в соответствии с расписанием выезда, утвержденным гла вой муниципального образования, в интересах которого оно разрабо тано;

обеспечивают условия для успешного тушения пожаров на объектах Вооруженных Сил и до прибытия старшего оперативного должностного лица ФПС ГПС осуществляют руководство действия ми по тушению пожаров на объектах Вооруженных Сил. Особенно сти управления действиями при тушении пожаров в воинских частях и организациях Вооруженных Сил определяются планами их проти вопожарной охраны.

13. Органы управления и подразделения пожарной охраны ФПС ГПС по согласованию с органами военного управления:

принимают участие в тушении пожаров в воинских частях и организациях Вооруженных Сил;

допускаются к руководству тушением пожаров на объектах Вооруженных Сил в соответствии с планами противопожарной охра ны гарнизонов, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

14. Выезд подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил и ФПС ГПС на тушение пожаров в соответствии с расписанием выез да подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ осуществляется в установленном порядке. Тушение пожаров осуще ствляется на безвозмездной основе.

15. Материально-техническое обеспечение подразделений по жарной охраны Вооруженных Сил и ФПС ГПС при тушении пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо цен ных объектах культурного наследия народов России осуществляется органами управления указанных подразделений.

16. При тушении пожаров на объектах Вооруженных Сил, где транспортируются, хранятся или используются боеприпасы, радиоак тивные, химические и биологические вещества, подразделения ФПС ГПС приступают к ведению действий по тушению пожаров только после получения в установленном порядке разрешений соответст вующих служб Министерства обороны и при обеспечении безопас ных условий для работы личного состава.

17. Общее руководство подразделениями воинских частей и организаций Вооруженных Сил, привлеченных для тушения пожаров (за исключением руководства действиями по тушению пожаров), воз лагается на командиров воинских частей и руководителей организа ций Вооруженных Сил.

18. Органы управления, подразделения пожарной охраны Во оруженных Сил и ФПС ГПС организуют и проводят совместные уче ния (занятия) по тушению условных пожаров на объектах Вооружен ных Сил по взаимосогласованным графикам.

19. Органы управления пожарной охраны Вооруженных Сил ведут статистический учет пожаров на объектах Вооруженных Сил и представляют в установленном порядке статистическую отчетность по пожарам, происшедшим в Вооруженных Силах, в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычай ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

**Далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо, для краткости будут име новаться: Вооруженные Силы Российской Федерации — Вооруженными Силами; Министер ство обороны Российской Федерации — Министерством обороны; федеральная противопо жарная служба Государственной противопожарной службы — ФПС ГПС.

Военная пожарная охрана

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *