Можно ли ездить без одной фары?

«Одноглазые» автомобили на дорогах не редкость: у кого-то нет времени доехать до сервиса, кто-то решил сэкономить на вроде бы не критичном ремонте. Однако в темноте встречной машине сложно разъехаться с таким транспортом.

Является ли нарушением езда на автомобиле с одной фарой? Закон вольностей трактовки не допускает: да, является.

В пункте 2.3.1 ПДД ясно сказано, что движение при негорящих или отсутствующих фарах и задних габаритах в темное время суток или при недостаточной видимости запрещена. Если неисправность возникла в пути, то водитель должен проследовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением всех мер предосторожности. Для инспектора ГИБДД фразы «не заметил» или «не знал» в качестве оправдания будет недостаточно. В старой редакции ПДД было прописано, что ездить с одной левой фарой можно. В новом варианте документа такого уточнения нет, пишет aif.ru.

Если открыть пункт 19.5 ПДД, то можно прочесть необходимость включать фары ближнего света или дневные ходовые огни даже в светлое время суток. Поэтому езда с одной фарой может быть расценена как нарушение даже днем. Что грозит водителю? По статье 12.20 КоАП может быть наложен штраф в размере 500 рублей.

Если же сотрудник ГИБДД остановил ваш автомобиль с одной фарой по пути в автосервис или магазин запчастей, то штраф вам не грозит. Эвакуировать машину из-за неисправности фар также нельзя. В том случае, если инспектор остановит автомобиль повторно, да еще и в ночное время, то наказания избежать вряд ли удастся.

Да, в жизни бывает всякое, и может случиться так, что головная оптика откажет прямо во время движения. Как поступить в такой ситуации, чтобы не встречать рассвет посреди пустынной и неосвещенной трассы?

В первую очередь, включите аварийную сигнализацию и остановитесь на обочине. Затем проверьте, работают ли дневные ходовые огни, габариты и противотуманки. Если да — активируйте все из доступного и, не выключая «аварийки», потихоньку начинайте движение в правом ряду.

Согласно ст. 12.20 КоАП РФ «Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки», штраф за движение без включенной светотехники составляет 500 рублей.

Если же ни одна лампочка не горит, то на помощь может прийти фонарь. Закрепите ваш «прожектор» на капоте, бампере или решетке радиатора подручными средствами. На худой конец, отдайте его пассажиру — пусть светит вперед. Также сзади — на полке под стеклом — нужно установить знак аварийной остановки. Он будет отражать свет нагоняющих машин. По крайней мере, это убережет вас от удара в корму.

Один наш читатель утверждает: за одну не горящую на автомобиле фару наказывают точно так же, как если бы не горели обе. Но лишь в том случае, если не работает левая фара. Если правая – отпускают с миром. Это правда или нет?

Перерыв на рекламу

В первую очередь нам захотелось выяснить, почему наказание является неотвратимым именно за левую неработающую фару. Наш собеседник пояснил, что левая фара на дороге должна гореть обязательно. Все просто: в темное время суток автомобиль с неработающей фарой должен безопасно разъезжаться со встречными авто. Если левая горит, водители встречных ТС могут по ней оценивать габарит приближающегося автомобиля. Если она не работает, могут возникнуть проблемы с разъездом. Логично? Еще бы! Вот только как это связано с наказанием?

В ПДД существует Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации. В нем приведен перечень неисправностей и условия, при которых запрещается их эксплуатация. Методы проверки приведенных в списке параметров регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

В данном приложении есть пункт 3 «Внешние световые приборы». Уже в первом абзаце говорится, что эксплуатация ТС запрещена, если «количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства». А пункт 3.3. не допускает движение авто, у которого «не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели».

Еще немного полистаем ПДД. В пункте 2.3.1. говорится, что «перед выездом водитель обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (см. выше).

При возникновении в пути неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности».

Наказание за то, что водитель пренебрег своими обязанностями и продолжает ездить с не горящей фарой, прописано в части 1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ («Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена…»). В ней говорится, что «управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».

Вывод: на автомобиле во время движения должны работать обе фары – и правая, и левая. В противном случае автоинспектор имеет полное право остановить нарушителя и оштрафовать его на 500 рублей. Но на наших дорогах полно автомобилей, у которых не работают внешние световые приборы (от фар до стоп-сигналов) и «гаишники» их почему-то не останавливают. Почему?

Иногда все-таки останавливают. Как правило, чтобы… пообщаться. Поставить на вид и отпустить с миром после получения обещания устранить неисправность в ближайшее время. Делают это сотрудники ГИБДД крайне редко. Во-первых, потому, что предупреждение или 500 рублей – не тот повод, чтобы тратить на него свое драгоценное время. Во-вторых, водитель всегда может парировать замечание автоинспектора следующими словами: «перед началом движения мною были выполнены действия согласно пункту 2.3 ПДД — обе фары в этот момент горели. Фара перегорела уже в пути. У меня нет с собой необходимых инструментов и запчастей, поэтому я, согласно пункту 2.3 ПДД, продолжил движение по направлению автомастерской (магазину) для устранения неисправности. Разумеется, с соблюдением мер предосторожности. Прошу ограничиться предупреждением».

Вот поэтому так много на наших дорогах «одноглазых» авто. При этом винить в этом сотрудников правоохранительных органов не следует. Водители сами должны следить за исправностью своих машин – хотя бы ради собственной безопасности.

Можно ли ездить без одной фары?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *