Радиус доступности детского сада

РАЗМЕЩЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРНО-БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОВСЕДНЕВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

В общественный центр микрорайона входят учреждения культурно-бытового обслуживания местного значения одного или нескольких микрорайонов, размещенных в пределах территорий, которые ограничены магистральными улицами общегородского значения. Кроме того, в общественном центре микрорайона могут располагаться общественные здания и сооружения районного и городского значения, зеленые насаждения общего пользования, а также площадки для стоянки автомобилей.

При размещении учреждений обслуживания учитывают климатические условия. Например, в условиях жаркого климата необходимо соблюдать условия затенения и проветривания. Для районов с суровым климатом со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца минус 32 °С все жилые дома и предприятия обслуживания соединяют отапливаемыми переходами с естественным освещением. Для зданий выбирают ориентацию с максимальным использованием естественного облучения помещений.

Планировка и озеленение детских садов-яслей. Детские учреждения для детей дошкольного возраста включают в себя сады и ясли. Их проектирование нормирует СНиП 2.08.02-89*, а размещение — СНиП 2.07.01-89*.

С повышением комфортности жилой застройки при обеспеченности 18…21 м2 и более общей площади на одного жителя микрорайона, нормативы наполняемости групп будут снижаться с 20…25 до 15…20 детей ясельных и дошкольного возраста. Разуплотнение групп и пересчет емкости детских дошкольных учреждений целесообразен при охвате яслями-садами до 95 % детей микрорайона от 1 до 5 лет включительно. На базе детских садов в качестве подготовительной группы целесообразно проводить обучение шестилеток по школьной программе.

Площадь участка принимается не менее 2000 м2. На одного ребенка в детском учреждении должно приходиться 35…40 м2 его территории. При реконструкции допускается уменьшение территории на 20 %. Расстояние границ участка от красных линий не меньше 15 м, а самого здания — 25 м. От жилых домов участок должен быть удален не менее чем на 5…10 м, а от коммунальных предприятий — на 50 м и более. Ограждение участка должно быть высотой 2 м. Основная территория участка отводится под зеленые насаждения с игровыми площадками. Кроме них около здания детских садов-яслей располагается хозяйственный двор, а также пешеходные дорожки и проезды.

Расположение зданий должно обеспечить наибольшую защиту детских игрально-столовых и игровых комнат от уличного шума и пыли. Расстояние от них до соседних зданий должно составлять не менее 2,5h, где h — высота самого высокого сооружения.

Детские игровые площадки располагаются на участке отдельно для каждой группы. Они помогают организовать прогулку детей, проводить закаливание и разного рода игры.

Площадь площадок для детей до 3 лет не менее 150 м2, а площадок для детей в возрасте от 3 до 7 лет — 180 м2. Для образования тени в жаркую погоду устраивают навесы над каждой площадкой, совмещенные с ветрозащитными стенками и скамейками для тихих игр, чтения. Форма площадок должна позволять воспитателю следить одновременно за всеми детьми. От здания к каждой игровой площадке прокладывают садовые дорожки шириной 1,0…1,5 м. Основной принцип их прокладки — это выбор кратчайших расстояний при условии изоляции каждой площадки. Групповые площадки должны быть оборудованы устройствами для игры с песком, а также для изучения правил уличного движения и подвижных игр. Площадь, занимаемая устройствами разных видов, нормируется в зависимости от возраста детей.

Детские сады-ясли размещают на обособленных участках. Радиус их обслуживания до 300 м.

Количество мест в детских садах устанавливают в зависимости от демографической структуры данного города на основе данных Госкомстата РФ. На первую очередь строительства детскими садами-яслями должно быть охвачено 60 % всех детей дошкольного возраста и 75…80 % — на расчетный срок. Размер территории, отводимой на одно место, определен в зависимости от величины детского учреждения: в детских садах-яслях до 100 мест — 40 м2, свыше 100 мест — 35 м2, свыше 500 мест — 30 м2.

Вокруг всех площадок, связывая их, сооружают дорожку для катания на велосипедах, санках, лыжах. Кроме игровых на участке располагают физкультурную площадку площадью 250 м2, рассчитанную на посещение детей от 3 до 7 лет.

В небольших детских садах-яслях рекомендуется сооружать плескательный бассейн площадью 25…30 м2 с глубиной 0,25…0,5 м. В детских учреждениях более чем на 250 чел. вместо плескательных устраивают открытые бассейны с размерами 3х7×0,8 м и обязательно ванночки глубиной 0,15 м для мытья ног перед плаванием. Такие бассейны являются элементами благоустройства и одновременно служат для занятий спортом. Их располагают вблизи физкультурных площадок. На общих площадках часто устраивают ручейки для пускания корабликов.

Хозяйственный двор располагают между входами в здание со стороны подсобных помещений и границей участка. Таким образом, исключается попадание сюда детей. Хозяйственный двор предназначается для расположения площадки с навесом для двух контейнеров мусоросборников (2,85×2,6 м) и площадки для сушки белья. Рядом размещают площадку для животных и птиц — «живой уголок».

По существующим нормам площади школьных участков рассчитывают из следующих условий: на одного жителя реконструируемого квартала приходится 0,9…1,2 м2, а на одного жителя нового микрорайона — 2,2 м2 территории. На одного учащегося в строящемся районе должно приходиться 16…17 м2, а в реконструированном — 11…15 м2 пришкольного участка.

Школьный участок располагают с отступом от красной линии не менее чем на 15 м, а здание школы — не менее чем на 25 м. Для обеспечения нормального хода занятий и предотвращения вредных воздействий на учащихся нормами установлены расстояния до промышленных зданий в зависимости от их характеристики. Коммунальные предприятия должны отстоять от границ школьного участка не менее чем на 50 м, жилые дома — не менее чем на 10 м.

Здание школы должно быть правильно ориентировано по сторонам горизонта для обеспечения достаточной инсоляции. Правильной считается такая ориентация, которая позволяет солнечным лучам максимально инсолировать помещения в первой половине дня.

Вокруг здания на расстоянии от его стен не менее 8 м прокладывают проезд шириной 3,5 м. Участок при школе обносят железобетонным забором высотой не менее 1 м, вдоль него высаживают в один-два ряда деревья и живую изгородь кустарника.

Школа дает детям всестороннее образование, воспитывает в них физическую культуру, любовь к природе, интерес к окружающей среде. Для таких занятий необходимо приспособить пришкольный участок, расчленив его на четыре функциональные зоны.

Физкультурно-спортивная зона состоит из набора спортивных комбинированных площадок, обеспечивающих каждому классу 2 ч занятий в неделю, и беговой дорожки. В эту пришкольную зону могут входить следующие плоскостные устройства:

круговая беговая дорожка 250 м с габаритными размерами 118×48 м;

комбинированная площадка с габаритными размерами 24 х 20 м для проведения учебных занятий по баскетболу, волейболу и другим играм младших школьников;

комбинированная площадка с габаритными размерами 52 х 22 м для проведения учебных занятий по гимнастике, баскетболу, волейболу и отдельным элементам легкой атлетики.

При недостаточном размере участка вместо спортивного ядра и площадки применяют комбинированные площадки с круговой беговой площадкой длиной 200 м.

Учебно-опытная зона включает участки для практических занятий по биологии для выращивания полевых и овощных культур, плодовый сад, теплицы с парниками, площадки для занятий по географии и астрономии общей площадью 1690 м2.

Зона отдыха включает отдельные площадки для разных возрастных групп (с 1-го по 4-й и с 5-го по 8-й классы), продленного дня и площадки отдыха общей площадью 1200…1950 м2.

Хозяйственная зона примыкает к выходу из пищеблока, складских и производственных территорий. Ее назначение — обеспечить подъезд и разворот грузового транспорта, погрузоразгрузочные и хозяйственные работы. Площадка для разворота транспорта должна быть размером не менее 12×12 м. На площади хозяйственной зоны располагают сарай и место для мусоросборников.

Планировка территории участка заключается в размещении площадок и распределении пешеходных потоков между ними. Все площадки должны быть строго распределены по зонам. Площадки для занятий по географии и астрономических наблюдений должны располагаться вдалеке от спортивных и игровых площадок.

Основные пешеходные дорожки, подводящие к входу и спортивной зоне, устраивают шириной 3 м. Между разными зонами дорожки делают шириной 2,25 м. Площадки соединяют между собой дорожками шириной 1,5 м.

Планировка территорий общественных учреждений. В условиях города все большее значение приобретают учреждения культурно-бытового назначения: клубы, библиотеки, предприятия торговли и бытового обслуживания, автозаправочные станции, поликлиники, учебные заведения и т.д. Их место расположения в городе обусловлено потребностями жителей в этих учреждениях. Подходы к ним и участки, прилегающие к этим учреждениям территории, должны быть озеленены и распланированы для удобства посетителей.

Если учреждение не имеет обособленного участка или встроено в здание другого назначения, то следует предусмотреть подходы и площадку отдыха у основного входа.

У здания клуба организуют площадки для посетителей из расчета 0,15 м2 мощения площадок на 1 место в зрительном зале. Из них организуют три зоны: зону отдыха, зону спорта и детскую зону. При здании клуба следует устроить автомобильную стоянку. Все площадки должны быть связаны прогулочными дорожками. Перед входом могут быть установлены тематические и информационные стенды, декоративные малые формы.

Планировка участка при кинотеатрах должна обеспечить одновременный независимый и удобный подход и выход зрителей между сеансами. Для этого перед кинотеатром создают площадку с покрытием из асфальта или плитки из расчета 0,2 м2 на 1 место в кинотеатре.

По границе тротуара и проезжей части сажают деревья, устраивают цветник и устанавливают переносные цветочные вазы.

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания располагают в торговом центре. Торговый центр может обслуживать один или несколько микрорайонов, не разделенных магистральными улицами общегородского значения. Радиус обслуживания этих предприятий составляет 500 м. Их вместимость регламентируют нормы. Торговую площадь магазинов продовольственных товаров на 1000 человек принимают 70…100 м2, магазинов промышленных товаров — 30…180 м2. Предприятия общественного питания рассчитывают исходя из 8…40 мест на 1000 жителей. Площадь торговых центров принимают в зависимости от размеров микрорайонов. Для микрорайона с населением до 10 тыс. чел. торговый центр принимают площадью 0,5…0,8 га, до 20 тыс. чел. — 1,0…1,5 га, до 30 тыс. чел. — 1,52 га.

Планировка и озеленение территорий предприятий общественного питания и магазинов предполагает членение участка на две зоны: зону для посетителей и хозяйственную зону для разгрузки товаров и размещения мусоросборников. Эти зоны должны быть изолированы: мусоросборники должны быть расположены на расстоянии не менее 20 м от окон и входов в здание. Зона посетителей включает площадки отдыха, сезонной торговли, летних кафе, отдельно стоящих витрин и т.д. Хозяйственная зона должна быть расположена у торцевой части здания, имеющей выход из подсобных помещений. Над участком разгрузки устраивают навес.

Предприятия бытового обслуживания устраивают из расчета на каждую 1000 жителей по следующим нормам: для комплексных приемных пунктов с мастерскими и парикмахерскими — 2…9 производственных рабочих и приемщиков; для приемных пунктов прачечной — 10…120 кг сухого белья в смену; для предприятий химчистки — 4…11,4 кг обрабатываемых вещей в смену. Для химчистки отводят территорию площадью 0,1…0,2 га на один объект.

Планировка и озеленение предприятий бытового обслуживания организует главным образом распределение пешеходных потоков и площадок отдыха. Им отводится основное место. Предприятия бытового обслуживания должны быть хорошо связаны с входами в жилые дома, остановками общественного транспорта и автостоянкой.

Колледжи, гимназии, профессионально-технические училища располагают на специально отведенных территориях. Их размер зависит от величины учебного заведения и составляет 3…6 га. Профессионально-техническими училищами охватывается 3…5 % городского населения.

Поликлиники на городской территории размещают из расчета одна поликлиника на 10 тыс. чел. Поликлиника может быть встроена в здание другого назначения или располагаться в отдельно стоящем здании.

Аптеки располагаются исходя из условия наилучшей доступности населения. Каждая аптека обслуживает 10 тыс. чел.

Физкультурные и спортивные сооружения проектируют на специально отведенных участках отдельно для разных возрастных групп. Размер участков зависит от численности населения микрорайона из расчета 0,7…0,9 га на 1 тыс. чел.

Отделения связи в городских микрорайонах размещают из расчета одно отделение на 6…6,5 тыс. чел.

Сберегательные банки размещают из расчета обслуживания одной операционной кассой 10…30 тыс. чел.

Жилищно-эксплуатационные службы — ЖЭКи, ДЭЗы, РЭУ и др. могут включать клубные помещения для размещения общественных организаций, опорного пункта милиции и диспетчерского пункта инженерного оборудования микрорайона. Конторы располагают исходя из следующей нормы: одна контора на микрорайон с населением 12 тыс. чел.

Пункты приема вторичного сырья устраивают из расчета один на 20 тыс. чел., причем он должен размещаться на расстоянии не менее 50 м от окон жилых домов и не менее 20 м от границ участков школ, клубов, детских и лечебных учреждений. При этом необходимо устройство защитной полосы зеленых насаждений и подъездных путей для автомобильного транспорта.

Около жилых домов должны располагаться проезды, тротуары и пешеходные дорожки, площадки для тихого отдыха, детские, спортивные и хозяйственные, площадки для мусоросборников. На всех видах площадок должно быть установлено специальное оборудование.

2.1. Основные положения

Проект планировки выполнен с целью выделения элементов планировочной структуры территории, установления характеристик планируемого развития элементов планировочной структуры – микрорайонов, кварталов.

Проектом планировки в соответствии с положениями Генерального плана города Новосибирска предусматриваются следующие основные мероприятия по развитию территории:

размещение на территории подлежащего передислокации аэропорта «Северный» в северной части планировочного района на земельных участках, занятых садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими объединениями граждан, кварталов малоэтажной, средне- и многоэтажной жилой застройки;

размещение вдоль магистральных улиц городского и районного значения в структуре отдельных кварталов объектов общественной застройки;

развитие улично-дорожной сети с устройством новых магистральных улиц городского, районного и местного значения.

Существующая индивидуальная жилая застройка сохраняется, ее дальнейшее развитие будет направлено на обеспечение нормативных показателей по благоустройству, социальному и транспортному обслуживанию территорий малоэтажного жилья.

На продолжении существующей части Красного проспекта новое строительство в зонах размещения перспективных станций метрополитена размещаются высотные общественно-жилые комплексы: офисные здания, деловые и общественно-образовательные центры, гостиницы, а также торгово-развлекательные, культурно-досуговые комплексы, многоквартирные жилые дома, автостояночные многоярусные сооружения, озелененные скверы.

Сохраняется существующее здание аэровокзала «Северный» как объект, представляющий историко-культурную ценность.

Планируется реконструкция части кварталов существующей многоквартирной 2-, 3-этажной жилой застройки, прилегающих к ул. Жуковского, Мочищенскому шоссе, ул. Ереванской, c заменой устаревшего жилищного фонда и размещением средне- и многоэтажной жилой застройки в пределах нормативной плотности населения не более 420 чел./га.

На территории предусматривается сохранение существующих зеленых насаждений в зоне расположения объектов здравоохранения, скверов, расположенных на пересечении Мочищенского шоссе и ул. Аэропорт и др. Развитие системы озеленения будет осуществляться путем комплексного благоустройства и озеленения:

улиц, дорог, пешеходных связей;

территорий общего пользования (парки, скверы);

санитарно-защитных зон производственно-коммунальных объектов;

спортивных, рекреационных, оздоровительных объектов и их комплексов;

территорий объектов лечебного назначения ограниченного пользования;

территорий детских садов и школ;

внутриквартальных, придомовых участков, спортивных и игровых площадок, мест отдыха населения.

Планируется создание линейной парковой зоны в овражной зоне северной части проектируемой территории с осуществлением мероприятий по рекультивации и благоустройству водоемов.

Предусматривается формирование двух общественно-деловых центров общегородского значения: на территории въездной зоны в планировочный район, включая существующее здание аэровокзала, и на пересечении нового створа Красного проспекта и перспективной магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения 1 класса, а также системы специализированных центров и комплексов торгового, медицинского, образовательного, спортивного и рекреационного назначения.

На расчетный срок предполагается достигнуть следующих основных показателей развития территории:

численность населения составит 101,56 тыс. человек при жилищной обеспеченности 29,5 кв. м на человека;

объем жилищного фонда недвижимости достигнет 3 млн. кв. м с учетом 2,2 млн. кв. м нового строительства;

объем общественного фонда недвижимости всех видов достигнет 3,75 млн. кв. м.

Трудовая занятость населения будет обеспечена наличием объектов производственного, коммунального, общественно-делового, образовательного, медицинского, транспортного и иного назначения как в границах рассматриваемой территории, так и на территориях других районов города.

Следует особо отметить размещение в соответствии с Генеральным планом города Новосибирска крупных производственных зон на прилегающих периферийных территориях, в том числе в северной и восточной частях границы города, что позволит создать оптимальные условия для обеспечения занятости населения.

2.2. Размещение объектов капитального строительства различного назначения

Проектом планировки устанавливаются зоны размещения объектов капитального строительства, включая объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения. В зонах существующих объектов предусматривается возможность развития территории с размещением новых объектов капитального строительства соответствующего назначения. Зоны планируемого размещения объектов капитального строительства предназначены для размещения новых объектов на расчетный срок до 2030 года:

в зоне застройки средне- и многоэтажными жилыми домами размещаются многоквартирные жилые дома высотой 3 — 5 этажей и более с придомовыми территориями, автопарковками местного обслуживания с возможностью размещения как отдельно стоящих, так и на первых этажах жилых и общественных зданий объектов местного обслуживания населения: магазинов, объектов общественного питания, аптек, отделений связи, сбербанков, приемных пунктов прачечных, химчисток. В соответствии с принятыми проектными решениями предусмотрено размещение объектов дошкольного и общего среднего образования, объектов жилищно-эксплуатационных служб;

в зоне застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами размещаются индивидуальные жилые дома с приквартирными участками. Предусмотрена возможность размещения необходимых объектов местного обслуживания населения, в том числе магазинов, объектов общественного питания, аптек, отделений связи, сбербанков, приемных пунктов прачечных и химчисток. Предусмотрено размещение объектов дошкольного и общего среднего образования;

в зоне делового, общественного и коммерческого назначения размещаются общественные здания административного назначения, офисы, бизнес-центры, банки, гостиницы и другие объекты. Здесь же предусмотрено размещение многоэтажной жилой застройки, застройки торгового назначения – магазинов, торговых центров, продовольственного рынка; спортивных залов, развлекательных комплексов, выставочных центров, а также автопарковок местного обслуживания;

в зоне объектов здравоохранения размещаются больницы, диспансеры, поликлиники, здания общей врачебной практики, станция скорой медицинской помощи, автопарковки местного обслуживания;

в зоне объектов спортивного назначения размещаются спортивно-оздоровительные комплексы и клубы, бассейны, бани, сауны, открытые игровые площадки и другие объекты, автопарковки местного обслуживания;

в составе зоны озеленения размещаются сады жилых районов, скверы, бульвары, благоустроенные водоемы, объекты вспомогательного рекреационного назначения, автопарковки местного обслуживания, озелененные участки охранных зон инженерно-технических коммуникаций;

в составе зоны коммунальных и складских объектов размещаются сохраняемые производственные, автотранспортные, складские и сервисные предприятия, могут размещаться новые предприятия аналогичного назначения с размером санитарно-защитной зоны не более 50 м, станции технического обслуживания автомобилей, автомойки;

в зоне сооружений и коммуникаций железнодорожного транспорта размещается путевое хозяйство железных дорог общего пользования с объектами обслуживания;

в зоне улично-дорожной сети, ограниченной красными линиями, размещаются элементы городских улиц: проезжая часть, тротуары, технические полосы инженерных сетей, газоны, парковочные карманы и другие элементы;

в зоне объектов инженерной инфраструктуры размещаются существующие и планируемые объекты инженерной инфраструктуры.

В составе всех зон, кроме объектов улично-дорожной сети, могут размещаться объекты инженерно-технического обеспечения застройки.

В соответствии с нормативными требованиями на территории размещаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового обслуживания населения районного значения: поликлиника со взрослым и детским отделениями, взрослые и детские библиотеки, отделения связи, торговые центры, продовольственный рынок, детские школы искусств, дома детского творчества. Также могут размещаться другие необходимые службы коммунально-бытового обслуживания, охраны правопорядка: опорные пункты милиции, общественные уборные, жилищно-эксплуатационные службы жилых районов.

Планируется, что численность населения проектируемой территории на расчетный срок составит 101,56 тыс. человек, средняя плотность населения жилых кварталов – 189 чел./га.

Проектируемый баланс использования территории (на 2030 год) представлен в таблице 2.

Таблица 2

Проектируемый баланс использования территории (на 2030 год)

п.

Территория

Количество,

га

Процент

Общая площадь района

Зона застройки средне- и многоэтажными жилыми домами, в том числе существующими

176,22

16,9

Зона застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами, в том числе существующими

295,15

28,3

Зона делового, общественного и коммерческого назначения, в том числе:

132,13

12,7

Районного и общегородского значения

65,83

В структуре жилых микрорайонов многоэтажной жилой застройки

42,13

В структуре жилых микрорайонов малоэтажной жилой застройки

24,17

Зона объектов здравоохранения

36,85

3,5

Зона объектов спортивного назначения

14,8

1,4

Зона природная

16,02

1,5

Зона озеленения

61,03

5,9

Зона отдыха и оздоровления

1,41

0,2

Зона коммунальных и складских объектов

28,92

2,8

Зона сооружений и коммуникаций автомобильного, речного, воздушного транспорта, метрополитена

9,5

0,9

Зона объектов инженерной инфраструктуры

11,16

1,1

Зона стоянок для легковых автомобилей

20,85

2,0

Зона улично-дорожной сети

237,96

22,8

2.3. Развитие системы транспортного обслуживания

Одним из приоритетных направлений перспективного развития территории является обеспечение ее транспортной доступности, создание устойчивых, комфортных и безопасных транспортных связей с другими частями города за счет поэтапного в соответствии с Генеральным планом города Новосибирска формирования улично-дорожной сети, скоростных видов пассажирского транспорта (метрополитена и скоростного трамвая), транспортно-пересадочных узлов, системы пешеходных коммуникаций.

Предусматривается развитие (реконструкция) существующих и строительство новых элементов системы транспортного обслуживания территории. Развитие получают существующие уличные виды общественного и индивидуального транспорта, формируются новые линии внеуличных видов массового пассажирского транспорта и дополнительно — скоростного трамвая.

Проектными мероприятиями предусмотрено повышение на расчетный срок показателя плотности улично-дорожной сети до 6,9 км/кв. км, что обеспечит обслуживание перспективных транспортных нагрузок.

Предусматривается реконструкция существующих и строительство новых элементов улично-дорожной сети.

Улично-дорожная сеть проектируемого района включает в себя общегородские скоростные магистрали, магистрали непрерывного движения, магистрали регулируемого движения, улицы районного и местного значения.

Планируемая улично-дорожная сеть предназначена для обеспечения организации движения всех видов автомобильного транспорта и размещения основных элементов пешеходных связей, кроме того, для трассировки магистральных инженерных коммуникаций в границах красных линий.

Согласно принятой (по проекту) классификации улично-дорожной сети основу транспортного каркаса составляют:

перспективная Ельцовская магистраль скоростного движения;

реконструируемые ул. Жуковского, Мочищенское шоссе, ул. Кедровая как магистрали общегородского значения непрерывного движения;

реконструируемая часть ул. Аэропорт и перспективная улица в северном направлении в продолжение оси Красного проспекта как магистрали общегородского значения непрерывного движения;

перспективная улица (Космическая магистраль) частично как магистраль непрерывного движения с продолжением на север в качестве дороги скоростного движения;

магистральные улицы районного значения (продолжение створа ул. Жуковского и др.).

При проектировании магистралей непрерывного движения принята расчетная скорость движения, равная 60 км/час. В составе магистралей данной категории предусмотрено устройство разделительных полос.

Для обеспечения непрерывного движения скоростных магистралей запроектированы развязки разных типов с устройством переходно-скоростных полос, а также пешеходных переходов надземного и подземного видов.

В местах пересечения ул. Жуковского с Ельцовской магистралью скоростного движения Мочищенского шоссе, ул. Кедровой с перспективными магистралями Ельцовская и Космическая запроектированы транспортные развязки в двух уровнях.

Проектируемые дороги районного значения имеют расчетную скорость движения 60 км/час. Кроме этого, на территории микрорайонов планируется сеть местных проездов.

Сеть улиц местного значения представляет собой решетчатую структуру, что позволяет упорядочить застройку перспективных районов и создать устойчивые связи между ними.

Положение красных линий и линий регулирования застройки на территории определяется шириной проезжей части улиц и дорог, а также шириной инженерных коридоров инженерно-технических коммуникаций, шириной тротуаров, полос озеленения.

Согласно Генеральному плану города Новосибирска предусмотрено продление линии метрополитена от станции Заельцовская в северном направлении до перспективных станций в створе продолжения Красного проспекта.

Проектом планировки намечено размещение северной трассы и строительство трех новых станций метрополитена в местах наибольшей концентрации жилой и общественной застройки.

Линия скоростного трамвая запроектирована параллельно створу перспективной скоростной автомагистрали Ельцовская.

На территории формируется сеть пешеходного движения, представленная системой бульваров и скверов общей протяженностью 14,73 км, тротуарами в красных линиях улично-дорожной сети, дорожками и тротуарами внутриквартальных территорий, пешеходными площадями при транспортно-пересадочных узлах, объектах массового посещения. Сеть пешеходных улиц и бульваров организована в направлении движения к транспортно-пересадочным узлам при станциях метрополитена, к местам массового отдыха на территории Заельцовского бора.

Предусматривается многоуровневая система постоянного и временного хранения индивидуального автотранспорта. Исходя из перспективного уровня автомобилизации (400 машин/1000 жителей), общее количество легковых автомобилей, принадлежащих населению, проживающих в границах проектируемой территории (101,56 тыс. человек), составит ориентировочно 40,5 тыс. единиц.

Количество мест постоянного хранения, вместимость временных автостоянок у объектов различного назначения регламентируется Местными нормативами градостроительного проектирования на территории города Новосибирска.

Места постоянного хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, проживающим в зонах малоэтажной жилой застройки, предусматриваются в границах придомовых земельных участков.

В зонах средне- и многоэтажной жилой застройки организация мест постоянного хранения автомобилей планируется посредством устройства многоярусных гаражей и открытых охраняемых стоянок.

Проектом предусматривается размещение комплексов автостоянок в общественно-деловых, спортивных, рекреационных центрах планировочного района, а также в непосредственной близости от станций метрополитена, в составе транспортно-пересадочных узлов. Выделяются зоны размещения многоуровневых комплексов автостоянок районного уровня с радиусами доступности до 1500 м, вдоль проезжей части магистральных улиц устраиваются полосы, используемые для временного хранения автотранспорта.

2.4. Развитие системы инженерно-технического обеспечения

В настоящее время на проектируемой территории имеются городские и местные системы инженерно-технического обеспечения. Элементы системы хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения подключены к городским сетям. Основные магистральные сети водоснабжения закольцованы и имеют тупиковые отводы до потребителей. Значительная часть территории частного жилого сектора не подключена к централизованной системе канализации.

Источниками теплоснабжения проектируемой территории являются ТЭЦ-4 и четыре локальные котельные.

Электроснабжение территории осуществляется от трансформаторных подстанций ТП-10/0,4 кВ, которые запитаны на напряжении 10 кВ от ЗРУ-10 кВ понизительной подстанции «Правобережная». На территории отсутствуют высоковольтные линии напряжением 110 и 220 кВ.

Газоснабжение территории индивидуального жилого сектора и локальных источников тепла объектов промышленной и коммунально-складской застройки осуществляется от существующей газораспределительной сети города Новосибирска в районе русла реки 2-й Ельцовки.

Для дальнейшего развития территории, обеспечения новых и реконструируемых объектов застройки необходимо строительство новых инженерных сетей и сооружений. На расчетный срок предусматриваются мероприятия по развитию систем инженерно-технического обеспечения территории.

2.4.1. Водоснабжение

Предусматривается развитие централизованной системы водоснабжения от коммунальных сетей города. Система кольцевая с тупиковыми отводами до потребителей. Планируется строительство комплекса инженерных сооружений и сетей:

водовода Д 700 мм по ул. Жуковского — Мочищенскому шоссе от водопровода Д 700 мм по ул. Красногорской – ул. Победы до насосной станции V подъема;

резервуара чистой воды 3000 куб. м на насосной станции V подъема;

водопровода Д 200 мм от водопровода Д 500 мм по ул. Охотской до водопровода Д 200 мм Заельцовской зоны отдыха;

водоводов Д 350 мм – Д 500 мм, проходящих транзитом согласно проекту планировки по створам новых дорог и специально предусмотренным техническим коридорам;

закольцованной районной сети водопровода по всем улицам для обеспечения водой проектируемых кварталов.

Удельное среднесуточное (за 1 год) водопотребление на хозяйственно-питьевые нужды населения принято в соответствии со схемой водоснабжения, разработанной ОАО «СИБГИПРОКОММУНВОДОКАНАЛ» на 2030 год.

Удельное среднесуточное (за 1 год) водопотребление на хозяйственно-питьевые нужды населения на 2015 год принято 325 л/человека в сутки.

Расчетное количество воды на территорию составляет 48397 куб. м/сек., из них 10928 куб. м/сек. — на 2015 год.

В существующей застройке необходимо выполнить поэтапную замену существующих сетей на полиэтиленовые в зависимости от степени износа и застройки территории.

Протяженность проектируемых сетей водовода составит 20,8 км.

2.4.2. Водоотведение

Предусматривается развитие централизованной системы самотечно-напорной канализации, включающей прокладку самотечных коллекторов Д 350 мм – Д 500 мм, проходящих согласно проекту планировки по створам новых дорог, в специально предусмотренных технических коридорах, а также районной сети канализации по дорогам.

Самотечные сети канализации проложены с учетом существующих сетей и рельефа местности и обеспечивают оптимальный отвод сточных вод от зданий до существующих и проектируемых коллекторов, расположенных в пойме реки 2-й Ельцовки, и до коллекторов, подающих стоки на КНС-28.

Протяженность проектируемых коллекторов составит 22,7 км.

Объем стоков проектируемой территории составляет 48397 куб. м/сутки.

2.4.3. Теплоснабжение

Предусматривается развитие централизованной системы теплоснабжения и горячего водоснабжения. Общая тепловая нагрузка территории в границах проекта планировки составляет 424,46 Гкал/час. В проекте планировки рассмотрено два варианта теплоснабжения территории:

1 вариант — централизованная система теплоснабжения всего комплекса от ТЭЦ-4 с заменой магистрального участка теплосети Д 400 мм на Д 1000 мм, при этом часть жилых, административных и общественных зданий подключена к четырем существующим котельным;

2 вариант — централизованная система теплоснабжения для существующих и частично для проектируемых объектов от ТЭЦ-4 и четырех собственных котельных, для проектируемых объектов теплоснабжение предусматривается от семи вновь проектируемых локальных котельных.

В котельных устанавливаются котлы с параметрами теплоносителя 150/70 °С. Внутри микрорайонов проектируются центральные тепловые пункты (далее – ЦТП). Параметры теплоносителя после ЦТП — 130/70 °С.

Планируется выполнить реконструкцию существующих ЦТП:

установить пластинчатые теплообменники;

установить насосы с частотно-регулируемым приводом;

установить регуляторы температуры.

Для повышения надежности теплоснабжения на участках тепловых сетей, где давно не проводились ремонтные работы, выполнить замену трубопроводов и арматуры в тепловых камерах. Для сокращения теплопотерь выполнить ремонт тепловой изоляции.

Предусматривать устройство повысительных насосных станций водоснабжения отдельно от ЦТП с обеспечением возможности последующей передачи повысительных насосных станций и ЦТП в аренду или на техническое обслуживание профильным организациям МУП г. Новосибирска «Горводоканал» и ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» соответственно.

В кварталах, где подлежит сносу несколько домов или строится несколько домов, теплоснабжение предусматривается от ЦТП, подлежащих реконструкции с установкой дополнительного оборудования. В кварталах с новой застройкой предусматривается строительство новых ЦТП.

В проекте приняты следующие технические решения:

тепловые сети, проходящие в новых жилых и общественных кварталах, запроектированы с созданием кольцевых сетей;

предусмотрена двухконтурная схема теплоснабжения от котельной (с замкнутым первым контуром и теплообменниками на источнике);

предусмотрена подземная прокладка тепловых сетей, сети водоснабжения прокладываются отдельно;

предусматривается подключение 16- и 24-этажных домов через индивидуальные тепловые пункты, подключение домов меньшей этажности — через ЦТП;

предусмотрена трассировка трубопроводов магистральных тепловых сетей под газонами вдоль проезжей части с соблюдением СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети»;

предусматривается удаление дренажных вод из тепловых камер выпусками в ливневую канализацию (с соблюдением уклонов и отметок для обеспечения самотечного удаления воды);

для повышения надежности теплоснабжения на участках тепловых сетей до ЦТП предусмотрено устройство трубопроводов по ГОСТу на 25 кгс/кв. см, после ЦТП — на 16 кгс/ кв. см;

система теплоснабжения до ЦТП — двухтрубная, после ЦТП — четырехтрубная;

параметры теплоносителя после ЦТП — 130/70 °С;

протяженность проектируемых магистральных тепловых сетей составит 49 км;

протяженность проектируемых внутриквартальных тепловых сетей составит 70 км.

Тепловая нагрузка составляет 424,46 Гкал/час.

2.4.4. Газоснабжение

Система газоснабжения территории принята смешанная, состоящая из кольцевых и тупиковых газопроводов, двухступенчатая. Газопроводы высокого давления подключаются к существующей газораспределительной сети города. Объемы потребления природного газа запланированы в пределах, разрешенных для территории. Газ планируется использовать на нужды отопления части коммунально-бытовых и промышленных потребителей.

2.4.5. Электроснабжение

Суммарная расчетная электрическая нагрузка проектируемой застройки территории составит 66434 кВт.

За основу проектных решений приняты концептуальные мероприятия, предусмотренные Генеральным планом города Новосибирска (приложение 23 «Планируемое развитие электрических сетей в городе Новосибирске»).

Проектом планировки для централизованного электроснабжения потребителей электрической энергии, расположенных на территории проектируемого участка, предусматриваются следующие мероприятия:

строительство понизительной трансформаторной подстанции (далее – ПС) ПС-220/10 кВ глубокого ввода с двумя трансформаторами мощностью 80 МВА каждый. Разность нагрузок в микрорайонах III и IV покрывается за счет резервной мощности ПС-220 кВ «Правобережная», расположенной в географической близости от них, по кабельным линиям 10 кВ;

распределительное устройство проектируемой ПС ЗРУ-10 кВ выполняется с одной секционированной системой сборных шин с устройством автоматического ввода резерва на секционном выключателе;

строительство проектируемой ПС запланировано в зоне объектов инженерной инфраструктуры микрорайона XII. Площадь, отводимая для расположения подстанции, составляет 1,12 га;

сооружение кабельного коллектора по техническому коридору для выполнения глубокого ввода 220 кВ от опорной ПС-220 кВ «Правобережная» до проектируемой ПС-220 кВ;

прокладка в кабельном коллекторе двух ниток из трех одножильных кабелей с изоляцией из сшитого полиэтилена на напряжение 220 кВ от разных секций источника питания РУ-220 кВ ПС «Правобережная» до вводных устройств 220 кВ проектируемой ПС.

Для равномерного распределения электрической энергии по проектируемой территории на напряжении 10 кВ предусматривается строительство пяти распределительных пунктов (РП-10 кВ) со встроенными в них двухтрансформаторными понизительными подстанциями ТП-10/0,4 кВ с трансформаторами мощностью 1000 — 1250 кВА. Оптимальная проходная мощность РП-10 кВ составляет 12 МВт. Строительство распределительных пунктов предполагается в центрах нагрузок микрорайонов I, V, VI, IX, X.

Для запитки конечных потребителей электроэнергии на напряжении 0,4 кВ на проектируемой территории планируется строительство ряда понизительных трансформаторных подстанций ТП-10/0,4 кВ с трансформаторами мощностью 630 — 1000 — 1250 кВА.

Обеспечение питания на напряжении 10 кВ распределительных пунктов РП-10 кВ и трансформаторных понизительных подстанций ТП-10/0,4 кВ осуществляется с помощью кабельных линий 10 кВ, прокладываемых подземно.

Подключение РП-10 кВ предусмотрено от ЗРУ-10 кВ проектируемой ПС-220/10 кВ. Подключение части ТП-10/0,4 кВ предусмотрено от РП-10 кВ. Часть ТП-10/0,4 кВ, расположенных в непосредственной близости от проектируемой ПС (микрорайоны XI, XII, IX), запитывается непосредственно от ЗРУ-10 кВ ПС.

Передача потребителям электрической энергии на напряжении 0,4 кВ производится от проектируемых трансформаторных подстанций 10/0,4 кВ через распределительные сети, выполненные кабелями на номинальное напряжение 1 кВ, прокладываемыми в земле.

2.5. Мероприятия по защите территории от воздействия опасных геологических процессов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Вследствие влияния совокупности природных и техногенных факторов территория проекта планировки неоднородна по санитарно-экологическому состоянию и разделяется на загрязненные и умеренно чистые территории. Это обусловлено сложившимся территориальным развитием города:

земельные участки в южной и северо-западной частях территории занимают поселки малоэтажной и индивидуальной застройки с отдельными кварталами средне- и многоэтажной жилой застройки, объектами коммунального и лечебного назначения;

по западной границе территории между территорией городского аэропорта «Северный» и Мочищенского шоссе сложилась территория садовых, огородных и дачных земельных участков;

в северо-восточной части располагаются участки природно-рекреационной территории.

В этой части проектируемой территории отсутствуют крупные стационарные источники негативного воздействия на компоненты окружающей природной среды, что обеспечивает достаточно благоприятную экологическую обстановку. Уровень загрязнения атмосферного воздуха данных участков определяется в основном выбросами автотранспорта.

Значительная площадь центральной и восточной частей проектируемой территории занята комплексом сооружений и объектов городского аэропорта «Северный». На северной границе территории располагаются объекты промышленной и коммунально-складской инфраструктуры. По северо-восточной части проектируемой территории до карьера Мочище проходит ветка железной дороги. Данные объекты и производства являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье населения.

В соответствии с Генеральным планом города Новосибирска территория, занимаемая городским аэропортом «Северный», подлежит передислокации и перепрофилированию в зоны:

объектов инженерной инфраструктуры, а именно: размещению в южной части автономного источника теплоснабжения;

многоуровневых автостоянок для легковых автомобилей;

делового, общественного и коммерческого назначения;

застройки средне- и многоэтажными жилыми домами.

Производственная зона, располагающаяся вдоль северной границы проектируемой территории, решениями проекта планировки подвергается перепрофилированию в зону коммунально-складского назначения. Асфальтовый завод ООО «КРАЙС-С» планируется вынести с целью соблюдения санитарных норм и обеспечения комфорта и безопасности проживания населения в окружающей жилой застройке. Ветка железной дороги к карьеру Мочище подлежит ликвидации. Подъездные железнодорожные пути остаются только в пределах зоны коммунальных и складских объектов. На проектируемую территорию накладывают ограничения санитарно-защитные зоны объектов производственной, коммунально-складской, инженерной и транспортной инфраструктуры, охранные зоны линий и объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

Экспликация объектов, имеющих градостроительные ограничения, представлена в таблице 3.

Таблица 3

Материалы X международной (тринадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14 — 15 июня 2004 года

Л.И. Свердлин

Одним из основных показателей, характеризующих уровень транспортного обслуживания населения, является доступность остановок ОТ, обычно выражаемая в дальности пешеходных подходов. Нормативные требования (СНиП 2.07.01-89 п. 6.29) гласят: «Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта следует принимать не более 500 м…в районах индивидуальной усадебной застройки дальность до ближайшей остановки…может быть увеличена в больших, крупных и крупнейших городах до 600 м».
С нашей точки зрения, такой подход к вопросу не является исчерпывающим потому, что: 1)ставит в одинаковые условия индивидуума, пользующегося остановками, через которые проходят многочисленные и насыщенные подвижным составом маршруты или подходящего к остановке, обслуживающей 1-2 малодеятельных маршрута; 2)не отвечает на вопросы, в какой планировочной зоне города передвижение зарождается и к какой его части это требование относится. В первом случае не учитывается дополнительное, иногда весьма продолжительное, время на ожидание транспорта, а во втором — отсутствие такового после прибытия на остановку цели передвижения. Кроме этого, остановки ОТ располагаются, как правило, вблизи крупных объектов тяготения жи-телей, что сокращает путь следования от остановок прибытия к этим объектам.
Следует согласиться с мнением Б. В. Черепанова , что пешеходный подход к остановке, ожидание подвижной единицы, следование от остановки до цели передвижения должны рассматриваться как элементы общей транспортной доступности городских объектов, измеряемые во времени. Таким образом, открывается возможность нормировать предельную доступность остановочных пунктов не только по дальности, а по продолжительности пешеходного подхода и включать в нее время ожидания транс-порта.
Мы позволили себе несколько видоизменить и развить его предложения, придав излагаемой ниже методике удобный для проектировщиков вариант, а выходным материалам — более на-глядный характер. Методика распространяется на большие и крупные города, оснащенные обычными видами уличного ГОТ.
Накладные затраты времени на поездку, куда входят: продолжительность подхода к остановке посадки, ожидания транспорта на остановке, а также следования от остановки высадки до цели передвижения, по опыту градостроительного проектирования и многочисленным публикациям, например , составляют 13 — 20 мин. в зависимости от доли передвижений с пересадками. С достаточной для поставленной задачи степенью точности можно утверждать, что в нормально организованном городе накладные затраты времени не должны превышать 15-ти минут. Средние затраты времени на пешеходный подход к остановке по обследованиям составляет 6-7 минут , максимальные, исходя из предельной нормативной дальности 500 м и скорости пешехода 4 км/ч — 7,5 мин. Время ожидания транспорта на остановке может достигать в среднем 3-4 мин. Суммарную величину этой части накладных затрат, равную 10 минутам, примем основополагающей при определении транспортной доступности остановок ГОТ.
Рассмотрим два примера из практики применения предлагаемой методики определения зон доступности остановок по г.Чебоксары (население — около 500 тыс. чел., действует троллейбус и автобус).
Пример №1. Доступность остановки, насыщенной многочисленными маршрутами. («ул. Николаева», расположенная на пр.Ленина). Количество проходящих маршрутов — троллейбуса — 12, автобуса — 7, всего – 19. Средний маршрутный интервал — троллейбус — 7,2, автобус — 13,8 мин. по обоим видам транспорта (7,2×12+13,8×7):19 = 9,6 мин.
Возможность использования альтернативных маршрутов оценивается как 25% от всей их совокупности.
Средний сетевой интервал по альтернативным маршрутам составит 9,6:(19х0,25) = 2,0
Среднее время ожидания транспорта на остановке (половина сетевого интервала движения) 2,0х0,5 = 1 мин. На пешеходный подход остается 10 — 1 = 9мин.
За 9 мин. можно пройти по прямой 603 м, а с учетом коэффициента непрямолинейности подхода к остановке, обычно равным 1,2, — 503 м. Но это превышает предельное нормативное расстояние. Поэтому в данном случае, в качестве пешеходной доступности принимается расстояние в 500 м.
Пример №2. Транспортная доступность относительно малодеятельной остановки. («ул. Башмачникова», что на ул. Ашмарина).
Количество проходящих маршрутов — троллейбуса — 3, автобуса — 1, всего — 4.
Средний маршрутный интервал — троллейбус — 7,2, автобус — 13,8 мин., по обоим видам транспорта 8,9 мин.
Средний сетевой интервал по альтернативным маршрутам составит 8,9:(4х0,25) = 8,9 мин.
Среднее время ожидания транспорта на остановке — 4,5 мин.
Остается на пешеходный подход 10 — 4,5 = 5,5 мин. За это время можно преодолеть 5,5х67 = 368,5, округленно 370 м. Тогда предельный расчетный радиус зоны пользования остановкой населения прилегающих к ней микрорайонов (кварталов), то есть радиус пешеходной доступности составит 370:1,2 = 308,3, округленно, 310 м.
Строго говоря, зона пользования остановкой при ее графическом воспроизведении на плане города по своей форме не является кругом, очерченным относительно конкретной остановки, а эллипсом. Суть в том, что путь следования к остановке от зданий, расположенных непосредственно вдоль магистральной улицы, на которой находится остановка, практически прямолинеен. В этом случае коэффициент непрямолинейности равен 1, в отличие от пешеходных направлений из «глубины» застройки, перпендикулярных или под углом по отношению к магистрали, где он > 1. Для примера №2, радиус транспортного обслуживания 310 м яв-ляется минимальным, соответствующим малой полуоси эллипса, а радиус 370 м — максимальным, соответствующим большой полуоси эллипса, совпадающей с направлением магистрали.
Территории городской застройки, не покрытые зонами, нуждаются в улучшении транспортного обслуживания (изменении трасс или прокладке дополнительных маршрутов, увеличении частоты движения подвижного состава).
В формализованном виде определение радиусов пешеходной доступности (Rmin и Rmax) выглядит следующим образом:

Rmin = 55,8 (1)

Rmах = 67,0 (2)

где: Мтр, Мтб и Ма — количество маршрутов троллейбуса и автобуса, проходящих через данную остановку, ед.;
Iт и Iа — средний маршрутный интервал движения по троллейбусу и автобусу, мин.
Все расчеты и построения ведутся на персональных ЭВМ с применением ArcView GIS.

В табл. 1 приводятся расчетные величины Rmin и Rmax, которые могут быть положены в основу новых нормативных реко-мендаций.

Табл.1. Размеры зон транспортной доступности остановок ГОТ

Средний сетевой интервал движения на остановке, мин. Rmin, м Rmax, м
2 500 500
4 450 500
6 390 470
8 330 400
10 280 340
12 220 270
14 170 200

Литература

1.Черепанов Б.В. Методика комплексной оценки территории города по транспортным критериям // Социально-экономические проблемы разви-тия транспортных систем городов и зон их влияния /. Материалы V Международной конференции. Екатеринбург: 1999, с. 34-38.
2.Касумов Ф.А. Исследование пешеходных составляющих транспортных передвижений // Город и пассажир / Тезисы докладов ко II Ленинградской науч. конф. — Л., 1971, с. 207-214.
3.Роговин А.Е., Белинский А.Ю., Аванесов И.Г. Закономерности передвижений населения Минска // Проблемы комплексного развития транспортных систем городов / Тезисы докладов и сообщений Всесоюзного науч.-техн. семинара. Минск, 1978, с. 138-141.
4.Ваксман С.А., Я.И. Штыро. О влиянии возраста на затраты времени при подходе к остановочному пункту ГПТ. // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния /. Материалы VI Международной конференции.- Екатеринбург, 2000, с. 59-60.

Радиус доступности детского сада

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *