Срок реабилитации

О том, как сохранить здоровое сердце, влияют ли на самочувствие петербуржцев белые ночи и есть ли жизнь после инфаркта, в рамках проекта «Лучшая половина жизни» «Росбалту» рассказал руководитель инфарктного отделения Елизаветинской больницы Лев Сорокин.

— Согласно статистике, 58% всех смертей в Петербурге происходит из-за сердечно-сосудистых заболеваний. Это как-то связано с особенностями города или же в целом ситуация типична для России?

— Ситуация типична не только для нашей страны, но и для всего мира, где сердечно-сосудистые заболевания являются основной причиной смертности. Для России, в силу ряда причин, это особенно актуально. Что касается Петербурга, то в 2015 году можно отметить незначительный рост смертности от этих заболеваний на фоне увеличения пациентов с вновь выявленной «сердечной» патологией. Петербург – большой европейский город с плохой экологией, напряженным ритмом жизни, плохим «депрессивным» климатом… Особенностью нашего города является и большой процент пожилых людей. Некоторый прирост смертности можно объяснить и тем, что горожане послевоенного поколения (на этот период пришелся бум рождаемости) достигли опасного, с точки зрения кардиологии, возраста. Петербуржцев, правда, должно утешать то, что второго такого города нет в мире. И Мойка, и Фонтанка сами по себе обладают лечебным эффектом, я в этом абсолютно убежден.

— Вот вы говорите о климатической депрессии. А белые ночи как-то влияют на сердечно-сосудистую систему?

— Спать, конечно, лучше в темноте. Но при упоминании белых ночей у любого петербуржца всплывает столько счастливых воспоминаний и ассоциаций, что это не должно нанести вред здоровью. А вот работать в белую или любую другую ночь не стоит – это наносит серьезный вред здоровью вообще и сердцу в частности. Знаю это не только по научным публикациям, но и по собственному многолетнему опыту ночных дежурств в Елизаветинской больнице.

— Что изменилось за последние годы в плане профилактики и лечения заболеваний сердца?

— В профилактике мало что изменилось, к сожалению. Если говорить о первичной профилактике (профилактике еще здоровых людей), то это проблема семьи и школы, института, места работы и армии, то есть отдельного индивида, с одной стороны, и государства – с другой. Не секрет, что наше население в вопросах профилактики является малообразованным, а государство мало озабочено этой проблемой.

А вот в сфере лечения ситуация радикально изменилась в 2011 году, когда открылись так называемые сосудистые центры. Спорным, с моей точки зрения, является объединение экстренной кардиологической и неврологической служб этих центров под единым руководством. По существующему сегодня порядку, больных с острым инфарктом миокарда или предынфарктным состоянием бригады «скорой» должны доставлять только в такие центры. Главное их отличие состоит в наличии службы рентген-эндоваскулярной хирургии. Благодаря центрам появилась возможность активно вмешиваться в процесс лечения, восстанавливать кровоток в закрытом тромбом сосуде, питающим сердце и тем самым ограничивать зону инфаркта или предотвращать его развитие.

Другое дело, что пациент должен попасть в центр в первые часы заболевания. Это значит, что вызывать «скорую помощь» необходимо при первых симптомах. Для этого население должно быть минимально образованным в медицинском плане. Кроме просветительских занятий в школах, на производстве, в учебных коллективах, в обществе должен формироваться «приоритет здорового человека». Работодатель должен выделять не тех работников, которые трудятся простуженными или на фоне высокого артериального давления, а тех, кто не курит, не имеет избыточного веса, занимается физкультурой, имеет нормальные показатели давления и так далее… К сожалению, успешное оказание помощи в специализированном сосудистом центре не излечивает ишемическую болезнь сердца и всю последующую жизнь больному самому необходимо заниматься «вторичной профилактикой».

— Лекарства после инфаркта нужно принимать на протяжении всей жизни?

— Это, к сожалению, необходимое условие. После инфаркта придется постоянно принимать достаточно много лекарств. Особенно скрупулезно следует придерживаться врачебных назначений в течение первого года. Как правило, кровоток в поврежденной артерии сердца восстановлен путем внедрения специальной «трубочки» – стента. Стент — чужеродная конструкция для организма и риск его закрытия в течение первого года чрезвычайно высок.

Могу привести недавний пример из практики. Поступает пациент с предынфарктным состоянием, в течение часа ему проводят в специальной рентгеноперационной исследование сосудов сердца, обнаруживают существенное сужение крупной артерии, выполняют успешное стентирование, восстанавливают кровоток, возвращают в реанимацию. Самочувствие у пациента отличное, врачи тоже довольны, так как удалось вовремя предотвратить развитие инфаркта сердца. Но затем, несмотря на все разъяснения, больной пишет заявление о выписке, поскольку завтра ему нужно выходить на работу. Повторно он поступает через неделю с уже обширным инфарктом сердца. При исследовании выяснилось, что стент полностью закрыт свежим тромбом…

— А есть ли жизнь после инфаркта?

— А как же! Только жизнь эта уже другая. Пациент должен, прежде всего, изменить предшествующий образ жизни и переосмыслить отношение ко многим вещам. И главная его задача – не получить повторный инфаркт. В одной из своих книг я привожу статью «Как довести себя до инфаркта», опубликованную в испанском журнале. Очень похоже на «Вредные советы» Григория Остера: «Поддерживайте себя в состоянии враждебности ко всему и ко всем. В мире нет ничего важнее, чем ваша работа. Вас не интересует ни музыка, ни живопись, только работа. У вас никогда нет свободного времени, только ваша работа. Вы главный, вы единственный, вы ни в ком не нуждаетесь. В жизни нет места юмору. Все серьезно и все ужасно плохо…»

— Кто находится в группе риска по заболеваниям сердечно-сосудистой системы?

— У профессора гистологии нашего института была любимая фраза: «Досужие ученые посчитали…». Так вот, досужие ученые уже насчитали несколько сотен так называемых факторов риска болезней сердца. Размышления о них отравят жизнь любому оптимисту. В группе риска, прежде всего, находятся мужчины средних лет, которые курят, с избыточным весом, плохой наследственностью, высоким уровнем холестерина крови и мочевой кислоты, страдающие сахарным диабетом, гипертонической болезнью, занимающие ответственную должность и сохранившие при этом элементы совести. Но часто болеют и пациенты, занимающиеся тяжелым, не квалифицированным трудом, как правило, курящие. Можно спорить об удельном весе различных факторов риска, но, на мой взгляд, курение, является определяющим. Например, большинство женщин, которые, в принципе, редко болеют инфарктом до 50 лет, курящие. Государство, наконец, озаботилось этой проблемой, изданы правильные законы, но вот только соблюдать их заведомо невозможно! Вы можете заниматься пропагандой, защищать некурящих пациентов от пассивного курения, но заставить заядлого курильщика бросить курить вы не можете, это его выбор. Поэтому обеспечьте ему место для курения, защищающее от пассивного курения остальных, и безопасное в противопожарном плане.

— Через какое время после перенесенного инфаркта можно заниматься физическими упражнениями?

— Физическая реабилитация начинается с реанимационного отделения под наблюдением персонала и методиста по лечебной физкультуре (существующие министерские приказы, кстати, не позволяют иметь необходимое количество таких специалистов). И во всей дальнейшей жизни пациента должна присутствовать лечебная физкультура, равно как и психологическое сопровождение (в реальной жизни оба этих аспекта, увы, практически отсутствуют).

Существует еще один чрезвычайно важный, но часто стыдливо умалчиваемый аспект – возвращение к половой жизни. Здесь нужны психологи, психотерапевты, реже — сексологи. К большому сожалению, в реальности помощь этих специалистов малодоступна. Пациент и его партнер должны понимать, что это нормальный процесс реабилитации, что никаких проблем перенесенный неосложненный инфаркт не создает.

— А вот среди людей здоровых в последнее время набирают популярность кардиотренировки…

— Очень хорошо! А еще лучше пыльным залам предпочесть лес, озеро, горы… И везде следовать простому правилу: «лучше недотренироваться, чем перетренироваться». Для этого нужно обладать минимальными знаниями по спортивной медицине и слушать свой организм.

— Каждый человек сам не в состоянии скоординировать, какая нагрузка ему нужна?

— В состоянии, при соблюдении условий, о которых я ранее говорил. При сомнениях следует обращаться к врачам, которые занимаются лечебной физкультурой и реабилитацией.

— Тогда такой вопрос — сколько раз в неделю лучше заниматься физкультурой и насколько продолжительными должны быть эти занятия?

— Это достаточно индивидуально, но если каждый день или через день по полчаса выполнять умеренные аэробные физические нагрузки на свежем воздухе, то это благоприятно влияет на сердечно-сосудистую систему, в отличие от ежедневных многочасовых профессиональных занятий спортом. Я, например, без этого не представляю свое существование. 40 лет работы в неотложной кардиологии, мягко говоря, не полезны для собственного сердца. Занимаюсь физкультурой регулярно.

— Чтобы стресс снять?

— Понимаете, человеческий вид не сильно изменился с древних времен. В случае опасности организм начинает готовиться к борьбе или бегству – учащается пульс, повышается давление, в крови «кипит» адреналин. Бежать, как правило, не приходится, драться с начальством или родственниками пациентов, как вы понимаете, нельзя….Вот я и закрываюсь на 20-30 минут в своем кабинете, где представлен большой набор гантелей и гирь. И делаю я это ежедневно.

— Давайте поговорим немного о правильном питании. Всемирная организация здравоохранения внесла продукты из мяса в список канцерогенов — признала, что их употребление повышает риск развития нескольких видов рака. Как врач-кардиолог вы бы советовали воздержаться от употребления мяса?

— Глубоко убежден, что строгих диет не должно быть, но мясу нужно предпочитать рыбу. Рацион должен содержать большое количество овощей и фруктов и малое количество животных жиров. В здоровом доме не должно быть чипсов, сладких газированных напитков, сосисок, сарделек, колбас.

— Споры насчет пользы алкоголя для сердца тоже не утихают. Каков ваш вердикт — можно ли использовать вино для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний?

— Сложно себе представить «средиземноморский» или «грузинский» обед без бокала вина, или обед морозной зимой в Сибири без рюмки водки, но именно жители этих регионов отличаются крепким здоровьем. Также известно, что меньше других живут алкоголики и люди, абсолютно не употребляющие алкоголь.

-Так все же это не фальсификация, что немного красного вина — это полезно?

— Кардиологи считают, что бокал красного вина за обедом – это хорошо. Но все можно довести до абсурда. Встречались мне пациенты, которые ненавидели красное вино, но пили его как лекарство. Так не пойдет. Как пелось в старой студенческой песне: «Вино на радость нам дано…»

Беседовал Семен Семенов

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Сколько длится реабилитация наркоманов

Временные рамки реабилитационной программы одна из наиболее обсуждаемых тем со стороны специалистов в области химической зависимости, врачей-наркологов, психологов и психотерапевтов. К тому же данная тема наиболее волнует как родственников зависимого субъекта так и его самого. Зависимый который живёт с установкой – «все, сразу, само и без всяких усилий” конечно хочет чтобы лечение его пагубного недуга протекало с минимальными усилиями и желательно в кратчайшие сроки.

Родственники зависимого тоже далеко не ушли. У них имеются собственные, зачастую ложные и ошибочные, убеждения относительно лечения наркомании, трезвого образа жизни и конечно же сроков пребывания близкого в реабилитационном учреждении.

Главной ошибкой является то, что не прочитав ни одной программной книги, ни пообщавшись ни с одном специалистом в данной области, зависимый и его родственники самостоятельно устанавливают критерии выздоровления и продолжительность лечения. А потом удивляются негативным последствиям. В таких случаях я всегда говорю своим клиентам: так это же ваш был выбор досрочно прекратить лечение, так вот за свое решение вы сами должны нести ответственность. Программа, реабилитационный центр, консультанты, руководство здесь не причем.

Невыполнение рекомендаций сотрудников центра самим зависимым или его родственником это основные причины срыва и возвращение к употреблению.

В процессе реабилитации наркозависимости существует такие основные базовые истины:

  • Во-первых: выздоровление от химической зависимости процесс долгосрочный и комплексный;
  • во-вторых: выздоровление от химической зависимости сроками не измеряется. Важны только конкретные изменения;
  • в-третьих: выздоровление и его сроки процесс индивидуальный. И сроки у каждого разные.

Ниже я изложу критерии от чего зависят сроки выздоровления и пребывания в реабилитационной программе:

Срок реабилитации зависит от стаж употребления наркотиков

Длительное употребление психоактивных веществ сопровождается колоссальными разрушениями внутренних органов, а также разрушениями в центральной нервной системе. Предположим, человек употребляет около 10 лет наркотические или алкогольные вещества. Вы даже не представляете сколько будет длится процесс восстановления только одной физической сферы. Восстановление био сферы это только одно из составляющих процесса выздоровления. Для полного преодоления зависимости необходимо восстановить ещё нравственную, интеллектуальную и социально-эмоциональную сферу.

Тип употребляемого вещества

В последнее время наркотический рынок сильно преобразился. Природные наркотики сменились синтетическими. Наиболее популярные метадон, соли, спайсы, аптечные препараты. Только один абстинентный синдром (ломки, кумара) такого наркотика как метадон длится около 1-1,5 месяца. После чего ещё 1 месяц зависимый человек будет плохо спать. В данный период вести с клиентом какую то психокоррекционную работу просто бессмысленно. А выздоровление от любого рода зависимости это коррекция поведения и мышление. Либо после употребления солей и спайсов зависимый человек месяцами не может прийти в сознание. Ни о какой психологической работе с клиентом в данный период не может идти речи.

Возрастная категория

Выздоровление от химической зависимости заключается в изменении мышления, мировоззрения, убеждений, установок, привычек и стереотипов поведения. Безусловно взрослому человеку меняется будет значительно сложнее. Перестройка сформировавшийся личности сопоставима с переломом руки. Это болезненная процедура, которая будет сопровождаться длительным восстановлением. Из молодого наркопотребителя гораздо легче слепить адекватную, зрелую личность.

Защитные механизмы

Перестать употреблять наркотики или алкоголь это значить научиться жить по новому, а не просто отказаться от употребления. Но многие зависимые этого понять не могут, да и просто не хотят. Один из самых вредоносных симптомов химической зависимости является отрицание. Рационализация, предубеждение и разного рода защитные механизмы просто не дают запустится процессу выздоровления. Отсутствие мотивации, нежелание лечится, сопротивление чему-то новому основные преграды в выздоровлении. Пока зависимый человек не сломает свои защитные механизмы ни о каком выздоровлении, а тем более прекращении лечении не может идти и речи.

Как рекомендация: не привязывайтесь к срокам. Критерии выздоровления – это изменения и восстановление физической, интеллектуальной, нравственной и социально-эмоциональной сфер. Сроки должны устанавливать специалисты, а не сам клиент и его родственники.

И в заключении подытожим, что если безукоризненно соблюсти вышеуказанный несложный алгоритм действий, жизнь наркозависимого однозначно преобразится в лучшую сторону.

Срок реабилитации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *