Чита арбитражный суд

История

Арбитражный суд Читинской области был создан Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2979-1 от 11 июня 1992 года. Тогда он назывался Читинский областной арбитражный суд.

Работа по становлению Читинского областного арбитражного суда, как судебного органа, специализирующего на разрешении коммерческих споров, была связана с деятельностью первых судей: Набатниковой Валентины Георгиевны (председателя суда), Валентины Ивановны Мироновой (заместителя председателя, председателя коллегии арбитражного суда); Татьяны Германовны Черенковой (председателя коллегии арбитражного суда); Надежды Андреевны Ничеухиной, Валентины Федоровны Олейник, Татьяны Федоровны Стремецкой, Нины Юрьевны Шеретеко, Натальи Федоровны Виноградской, Светланы Матвеевны Сизиковой.В первый год существования суда в нем работало 9 судей и 5 специалистов.

С начала образования суда и до 1998 года работу суда возглавляла Набатникова Валентина Георгиевна, работавшая до преобразования органов Госарбитража в арбитражные суды главным государственным арбитром Читинской области.

Указом Президента РФ № 635 от 01.06.1998г. новым председателем суда была назначена Бессонова Зинаида Григорьевна, возглавляющая суд и в настоящее время.

На долю вновь назначенного председателя выпала организация огромной работы по реконструкции нового здания суда, улучшению условий для эффективного выполнения возложенных на суд законодательством РФ задач.

В конце 2001 года Арбитражный суд Читинской области разместился в реконструированном здании в центре г. Читы. С каждым годом в суде улучшается информационно-техническое обеспечение: получаются из Высшего Арбитражного Суда РФ компьютеры, копировально-множительная техника и другие технические устройства, в 2002 году проведена работа по монтажу, установке локальной сети, имеется доступ к электронным базам правовой информации, к глобальной сети Internet, введена в эксплуатацию автоматизированная программная подсистема «Судопроизводство».

Современные условия работы суда стали итогом каждодневной кропотливой работы. За более, чем десять лет своего развития, суд переживал те же трудности, что и вся система органов государственной власти: нелегкое становление рыночной экономики и рыночных отношений, порождающее несовершенство и противоречия законодательства, смена основополагающей законодательной базы.

Эволюционные экономические процессы приводили к увеличению объема работы, особая сложность и социальная значимость рассматриваемых дел требовали постоянного повышения квалификации и профессионализма судей и работников аппарата.

Общими усилиями арбитражная система уже сегодня обеспечила оперативность и высокое качество осуществления правосудия. Однако задачи судебной реформы и осознание ответственности за их жизненное воплощение предопределяют для суда необходимость дальнейшего движения вперед в своем развитии, чтобы выполнить в будущем еще большую и значимую работу.

Место в судебной системе

Арбитражный суд Забайкальского края относится к первому уровню системы арбитражных судов. Данный суд в соответствии со статьей З6 федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»: рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;изучает и обобщает судебную практику;подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;анализирует судебную статистику.

Президиум арбитражного суда Забайкальского края действует в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; рассматривает вопросы судебной практики и организации работы суда.

В Арбитражный суд Забайкальского края входят коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений и коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Судебные коллегии рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

До настоящего времени неизвестна точная дата образования ныне действующего Читинского областного суда. Документы об этом не выявлены ни в архиве областного суда, ни в архиве управления Министерства юстиции РФ по Читинской области, ни в Государственном архиве Читинской области (ГАЧО), ни в бывшем партийном архиве области, ныне являющемся составной частью ГАЧО.

В поиске документов мы исходили из даты последнего восстановления современной Читинской области. ЦИК СССР принял постановление «О разделении Восточно-Сибирского края на Иркутскую и Читинскую области» 26 сентября 1937 года. Областные органы власти стали формироваться в октябре. Как это происходило, можно проследить по документам фонда Читинского облисполкома в том же ГАЧО. Но ни областной суд, ни прокуратура области местным структурам власти не подчинялись, а, следовательно, в бумагах облисполкома о них сведений не было. В документах Читинского горисполкома за октябрь удалось лишь прочесть о выделении финансовых средств на ремонт подысканных для суда и прокуратуры помещений. Адрес их не назывался, но из текста можно было понять, что речь шла об одном здании, причем прокуратуре отдавался второй этаж, а суду — первый.

На запрос в архив Министерства юстиции РФ поступил ответ, что среди документов архивного фонда Министерства за 1937 год приказа об образовании Читинского областного суда не выявлено. В то же время этим архивом наш вопрос был переадресован в Государственный архив Российской Федерации. И вот оттуда в адрес управления Судебного департамента поступила небольшая по формату архивная справка со сведениями об образовании областного суда. На основании двух ссылок в финансовых документах нам сообщали, что он был образован в ноябре 1937 года. В частности, в объяснительной записке Читинского областного суда по годовой отчетности, датированной 5 марта 1939 года, говорится: «…Облсуд, организовавшись в ноябре 1937 г., по июнь месяц 1938 г. не имел утвержденных Правительством ставок и, согласовав вопрос в облфо, придерживался местных ставок…». (Основание: ф. А-353, оп. 14, д. 868, л.156). В сопроводительном письме к заключительному сальдовому балансу Читин-ского облсуда по состоянию на 1 января 1938 г., датированном мартом 1938 г. (число не указано), сообщается: «…В ст. 20 «разные расходы» вошли расходы на оплату по художественному оформлению здания ко дню Октябрьских торжеств…». (Основание: ф. А-353, оп.14, д.848, л.152).

Несмотря на авторитетность Государственного архива Российской Федерации, все же следует усомниться в предложенной датировке образования областного суда. Тем более, что указанная датировка приводится по косвенным источникам. Это, во-первых. А во-вторых, Октябрьские праздники датируются седьмым и восьмым числами ноября. А ведь нужно было еще и приготовиться, чтобы приобрести материалы для художественного оформления, и кому-то выделить деньги на их приобретение, то есть должна быть уже бухгалтерия и т. д. и т. д. Следовательно, есть все основания предполагать, что областной суд существовал уже в октябре месяце.

Просматривая в архиве областного суда личные дела членов его первого состава, в графе о начале работы в облсуде у одного из судей — Щербатова Матвея Емельяновича — обнаружили запись, что сюда он был принят в октябре 1937 года.

В связи с тем, что Читинская и Иркутская области были образованы путем разделения бывшего Восточно-Сибирского края, а Иркутский областной суд образовался на базе Восточно-Сибирского област-ного суда, не обошли мы вниманием и архив Иркутского областного суда. Искомой записи о дате образовании Читинского обл-суда не оказалось и там. Тем не менее, в письме за подписью председателя Иркут-ского областного суда Валуева оказались приложенными довольно интересные ксерокопии документов из Книги приказов по Восточно-Сибирскому суду за 1936, 1937 годы. И среди них приказ № 186 от 13 октября 1937 года за подписью председателя В.-С. суда С. Касаткина: «В соответствии с постановлением ЦИК СССР о разделении Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую, Восточно-Сибирский облсуд переименовывается в Иркутский областной суд». Приведены тут ксерокопии и других приказов, в тексте которых присутствует название Читинского областного суда. Ранний из них имеет № 193 и датируется 20 октября. Из текста его прослеживается, что в распоряжение Читинского областного суда откомандировывались члены областного суда Щербатов Матвей Емельянович и Мамонченко Е. Л.

Анализируя указанные даты, можно предположить, что современный Читинский областной суд мог возникнуть как самостоятельное учреждение 13 октября, но не ранее, и уже существовал к 20 октября.

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).

2

А78-5683/2011

223/2011-65206(2)

20 сентября 2011 года
Судья Арбитражного суда Забайкальского края В.А. Сидоренко
рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда Забайкальского края по адресу г. Чита, ул. Выставочная, 6
без вызова сторон вопрос об исправлении опечатки в Решении Арбитражного суда Забайкальского края от 02 сентября 2011 года, вынесенного по делу № А78-5683/2011
дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Расчетно-эксплуатационный центр” (ОГРН 1087536008152, ИНН 7536095286) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (ОГРН 1057536034731, ИНН 7536069217) о признании незаконным и отмене постановления от 27.06.2011 № 642 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Сталичновой Марины Васильевны, в качестве специалиста — Гулько Татьяна Алексеевна,
установил, что при изготовлении машинописного текста Решения Арбитражного суда Забайкальского края от 02 сентября 2011 года, вынесенного по делу № А78-5683/2011 по тксту решения были допущены опечатки.
Во вводной части вместо «при участии в заседании: от третьего лица: не явилась, извещена заказным письмом с уведомлением (уведомление № 55525 с отметкой о вручении 22.08.2011г.)», напечатано «при участии в заседании: от третьего лица: Сталичновой Марины Васильевны (паспорт серия 7610 № 530094 выдан 21.12.2010 Отделением УФМС России по Забайкальскому краю в Ингодинском районе города Читы)».
После первого абзаца в описательной части на странице 2 не указаны абзацы «Определение о времени и месте проведения заседания направлялось лицам, участвующим в деле. В деле имеются доказательства извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения судебного разбирательства надлежащим образом в соответствии со статьёй 123 АПК РФ.
Сталичнова Марина Васильевна в судебное заседание не явилась по неизвестной причине. Судебное заседание проведено в отсутствие Сталичновой Марины Васильевны».
В соответствии со ст. 179 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд, вынесший определение, вправе по своей инициативе исправить допущенные в судебном акте опечатки.
Руководствуясь ст.ст. 179, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Исправить опечатки, допущенные в Решении Арбитражного суда Забайкальского края от 02 сентября 2011 года по делу № А78-5683/2011.
Во вводной части Решения Арбитражного суда Забайкальского края от 02 сентября 2011 года, вынесенного по делу № А78-5683/2011 вместо «при участии в заседании: от третьего лица: Сталичновой Марины Васильевны (паспорт серия 7610 № 530094 выдан 21.12.2010 Отделением УФМС России по Забайкальскому краю в Ингодинском районе города Читы)» следует читать «при участии в заседании: от третьего лица: не явилась, извещена заказным письмом с уведомлением (уведомление № 55525 с отметкой о вручении 22.08.2011г.)».
В описательной части Решения Арбитражного суда Забайкальского края от 02 сентября 2011 года, вынесенного по делу № А78-5683/2011 на странице 2 после первого абзаца следует читать «Определение о времени и месте проведения заседания направлялось лицам, участвующим в деле. В деле имеются доказательства извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения судебного разбирательства надлежащим образом в соответствии со статьёй 123 АПК РФ.
Сталичнова Марина Васильевна в судебное заседание не явилась по неизвестной причине. Судебное заседание проведено в отсутствие Сталичновой Марины Васильевны».
Судья Сидоренко В.А.

Чита арбитражный суд

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *