Наезд на ТС

В очередном выпуске проекта «Хотите по закону?» адвокат Павел Колтунович подробно рассказывает о том, какая ответственность грозит водителю за наезд на пешехода, как определяется степень тяжести телесных повреждений пешехода, как можно водителю сохранить удостоверение при наезде на пешехода, и почему мнение потерпевшего в этом вопросе может оказаться решающим.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Открыть/cкачать видео (55.74 МБ)
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Программу в HD-качестве найдете на нашем канале на YouTube.
«Хотите по закону?» — совместный проект белорусского портала TUT.BY и адвокатского бюро «Осипова, Колтунович и партнеры», это цикл юридических консультаций для наших пользователей по самым разным вопросам. Если водитель виноват в ДТП с участием пешехода – он может быть привлечен к административной (ч.ч. 1, 2 ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь) или уголовной ответственности (ст. 317 УК Республики Беларусь) в зависимости от тяжести полученных пешеходом телесных повреждений.
Административная ответственность предусмотрена ч. 1 и ч. 2 ст. 18. 17 КоАП Республики Беларусь и может повлечь наложение на него административного взыскания в виде штрафа от трех до тридцати базовых величин или лишение права управления транспортными средствами сроком до двух лет.

При каких условиях наступает административная ответственность водителя?

Административная ответственность по ч. 1 или ч. 2 ст. 18. 17 КоАП Республики Беларусь наступает при наличии одновременно трех обстоятельств:
— нарушение водителем ПДД Республики Беларусь;
— причинение потерпевшему легких телесных повреждений;
— наличие заявления потерпевшего о привлечении водителя к административной ответственности по ст. 18. 17 КоАП Республики Беларусь.
Степень тяжести телесных повреждений определяется в ходе судебно-медицинской экспертизы, которая назначается должностным лицом органа, ведущего административный процесс, дознавателем или следователем.
Правила судебно-медицинской экспертизы характера и тяжести телесных повреждений в Республике Беларусь утверждены Приказом Белорусской государственной службы судебно-медицинской экспертизы 1 июля 1999 г. N 38-с.

Что такое легкие телесные повреждения?

Легкие телесные повреждения – это телесные повреждения, имевшие незначительные скоропроходящие последствия, длившиеся не более шести дней, либо более шести, но не более 21 дня и повлекшее стойкую утрату общей трудоспособности до 10 процентов.

Легкое телесное повреждение Признаки
Не повлекшее за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной
стойкой утраты трудоспособности
Повреждение, имевшее незначительные скоропроходящие последствия, длившиеся не более шести дней
Повлекшее за собой кратковременное расстройство здоровья или незначительную
стойкую утрату трудоспособности
Кратковременным следует считать расстройство здоровья, непосредственно связанное с повреждением, продолжительностью более шести дней, но не свыше 3 недель (21 дня).
Под незначительной стойкой утратой трудоспособности подразумевается стойкая утрата общей трудоспособности до 10 процентов

Влияет ли продолжительность больничного на степень тяжести телесных повреждений?

Вопреки расхожему заблуждению, длительность расстройства здоровья определяется не продолжительностью больничного, а временем восстановления нарушенной функции органа или временем восстановления анатомической целостности. То есть в медицине существуют клинические протоколы, которыми определены усредненные сроки заживания определенных ран и сроки восстановления нарушенных функций органов. Продолжительность нахождения потерпевшего на больничном не всегда соответствует данным клинических протоколов, причем как в меньшую, так и в большую сторону. Некоторые потерпевшие вообще не берут больничный, но это не означает, что им нельзя установить степень телесных повреждений, поскольку есть вышеупомянутые клинические протоколы, содержание примерные сроки выздоровления.

Какая административная ответственность грозит водителю за наезд на пешехода?

Статья 18.17 КоАП Республики Беларусь: Нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортного средства или иного имущества.
Часть 1. Нарушения правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, предусмотренные статьями 18.12 — 18.15 предусматривает штраф от трех до тридцати базовых величин и/или лишение прав на срок до двух лет.
Пример: Водитель, двигаясь на автомобиле задним ходом, в жилой зоне совершил наезд на пешехода, в результате которого пешеход получил ушиб колена. Водителем нарушен п. 73 ПДД, который расположен в главе 9 ПДД «Маневрирование». Ответственность за нарушение правил маневрирования предусмотрена ч. 7 ст. 18.14 КоАП Республики Беларусь («Нарушение правил маневрирования либо проезда перекрестков»).
Однако поскольку в результате ДТП пешеходу причинены телесные повреждения, при наличии его заявления, водитель подлежит ответственности по ч. 1 ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь.
При отсутствии заявления пешехода или в случае примирения с ним, водитель будет привлечен к ответственности по ч. 7 ст. 18.14 КоАП Республики Беларусь (влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до пяти базовых величин).
Часть 2. Совершение лицом, управляющим транспортным средством, иного нарушения правил дорожного движения, кроме нарушений, предусмотренных статьями 18.12 — 18.15 настоящего Кодекса предусматривает штраф от двух до десяти базовых величин.
Пример: Водитель, двигаясь на автомобиле в темное время суток при недостаточной видимости дороги, совершил наезд на пешехода, в результате которого пешеход получил ушиб бедра. Водителем нарушен п. 87 ПДД. Ответственность за данное нарушение предусмотрено ч. 5 ст. 18.22 КоАП Республики Беларусь (Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, иных правил дорожного движения, кроме нарушений, предусмотренных статьями 18.12 — 18.16, 18.19 — 18.21 КоАП Республики Беларусь и частями 1 — 4 настоящей статьи).
Однако поскольку в результате ДТП пешеходу причинены телесные повреждения, при наличии его заявления, водитель подлежит ответственности по ч. 2 ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь.

При отсутствии заявления пешехода или в случае примирения с ним, водитель будет привлечен к ответственности по ч. 5 ст. 18.22 КоАП Республики Беларусь (влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до пяти десятых базовой величины).
Часть 4. Оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, в случаях, когда это запрещено законодательными актами предусматривает штраф от пяти до двадцати пяти базовых величин и/или лишение права управления до двух лет.

Почему судьба водительских прав зависит от воли пешехода?

Для наступления административной ответственности водителя по ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь недостаточно, чтобы пешеход в результате ДТП получил легкие телесные повреждение.
Кроме этого, пешеход должен написать заявление о привлечении водителя к административной ответственности по ч. ч. 1, 2 ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь. Без этого заявления привлечь водителя к административной ответственности по ч. ч. 1, 2 ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь нельзя, поскольку административная ответственность по данной статье наступает только по требованию потерпевшего (ст. 4.5 КоАП Республики Беларусь).

Как сохранить водительские права при наезде на пешехода?

Водитель может быть освобожден от административной ответственности по ч. 1 и ч. 2 ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь, если он примирился с потерпевшим либо его законным представителем (ст. 8.4 КоАП Республики Беларусь).
Для примирения водителя с пешеходом достаточно, чтобы пешеход обратился с письменным заявлением в орган, ведущий административный процесс, в котором указал, что он с водителем примирился.
В этом случае административный процесс в отношении водителя по ч. 1 или ч. 2 ст. 18.17 КоАП Республики Беларусь подлежит прекращению. Стоит отметить, что в этом случае водитель может быть привлечен к ответственность по более мягкой статье КоАП Республики Беларусь, которая не предусматривает лишения прав (смотрите два вышеприведенных примера).
Таким образом, примирение с потерпевшим — это действенный способ избежать административного взыскания в виде лишения прав.
В следующем выпуске программы «Хотите по закону?» адвокат Павел Колтунович расскажет об уголовной ответственности водителя за совершение ДТП с участием пешехода (ст. 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Приветствуем, уважаемый посетитель союза автолюбителей.
Эта тема посвящена распространенному виду дорожно-транспортного происшествия – наезд на стоящее транспортное средство. Речь пойдет о ситуации столкновения с транспортным средством, которое в момент ДТП было припарковано и не осуществляло движения. Казалось бы, в подобных ситуациях все очевидно, — кто въехал, тот и виноват. Однако это отнюдь не всегда так. В подобных ситуациях очень часто возникают споры о том, кто является виновным в происшествии и соответственно будет возмещать ущерб.

Для примера рассмотрим несколько возможных вариантов происшествия и разберёмся кто прав, а кто виноват. Итак, поехали.
Ситуация № 1. Автомобиль, на который был совершен наезд был припаркован без нарушения правил. Представьте, вы оставили свое транспортное средство у правой обочины на полосе движения. Запрещающих знаков нет, разметка позволяет другим водителям и велосипедистам объехать ваше транспортное средство с выездом на полосу встречного движения. Таким образом, нарушений ПДД с вашей стороны не будет. Однако по какой-то причине, другой автолюбитель может въехать в ваше авто и вот здесь могут начаться взаимные обвинения в случившемся. Стоит сразу оговориться, что в подобной ситуации, единственным виновным в происшествии станет водитель двигавшегося автомобиля, которому следовало неукоснительно контролировать дорожную ситуацию и принимать необходимые меры предосторожности.
Следует помнить, что в соответствии с пунктом 10.1 ПДД РФ водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Как правило штраф за за наезд на стоящее транспортное средство не назначается ввиду отсутствия в таких действиях состава правонарушения, однако нарушение Правил дорожного движения будет «на лицо» и оспаривать свою виновность «наехавшему» будет бессмысленно.
Ситуация № 2.
Автомобиль был припаркован с нарушением ПДД. Подобная ситуация аналогична предыдущей, однако в таком случае виновным в происшествии будет не всегда водитель двигавшегося транспортного средства.
Давайте разберемся. Нарушить правила остановки, либо стоянки транспортного средства можно несколькими способами. Например, припарковать автомобиль под запрещающим знаком или в местах, где транспортное средство нельзя парковать.
При наезде на транспортное средство, стоящее с нарушением ПДД, следует разбираться в причинах происшествия. Зачастую виновным признают того, кто двигался, а не стоял, но это неправильно. Все дело в том, что в первую очередь необходимо выяснить, по чьей вине произошло столкновение транспортных средств. К примеру, если припаркованный автомобиль стоял на проезжей части дороги вне населенного пункта в темное время суток и «без опознавательных фонарей», то скорее всего виновником происшествия будет являться именно он. Если же другой участник имел возможность своевременно обнаружить стоящее ТС, в столкновении будет его вина.
Следует особенно подчеркнуть, что каждое дорожно-транспортное происшествие должно оцениваться индивидуально и степень вины каждого участника определяться также. По крайней мере так должно происходить на деле. Если вы считаете, что сотрудник полиции (а может быть и аварийный комиссар) делают неверные выводы, не стесняйтесь обращаться в суд за установлением своей степени вины. При возникновении спора, виновность каждого участника происшествия определит суд. При этом он абсолютно не станет принимать во внимание вынесенные полицией постановления о назначении административных наказаний или определения об отказе в возбуждении дел. Помните, что наличие состава административного правонарушения и виновность в дорожно-транспортном происшествии это разные, хотя и параллельные понятия. Не плюйте на стечение обстоятельств если вас несправедливо обвиняют в последствиях ДТП.

Удачи на дорогах!

Очень часто на дороге случается наезд на стоящее транспортное средство. Каждый случай индивидуален, поэтому и обстоятельства могут быть разными:

  • ДТП на светофоре, когда автомобиль не успел остановиться и произошло столкновение с транспортом, который стоял при запрещающем знаке светофора. Точно такая же ситуация может произойти на пешеходном переходе или нерегулируемом перекрестке;
  • водитель пытался припарковать автомобиль, в результате чего совершил наезд на транспортное средство, находившееся на парковке. Также может случиться подобное ДТП во дворе.

Рассматривать частные случаи можно и дальше. Но суть остается неизменной. В любом варианте водитель, который совершил наезд на стоящее ТС, оказывается виновным в ДТП и обязан заплатить штраф. Размеры последнего зависят от того, по какой статье будут рассматривать происшествие инспектора ГИБДД.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с наездом на стоящее ТС, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с наездом на стоящее ТС, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

Какие статьи могут применить к делу инспектора

Частная практика показывает, что ДТП, при которых один автомобиль не двигался, а второй совершил на него наезд, могут рассматривать в соответствии с такими статьями:

  • 1 ПДД. Здесь указано, что автомобиль должен передвигаться по дороге со скоростью, не превышающей установленные ограничения. При этом водитель, выбирая скоростной режим, должен учитывать сопутствующие факторы, такие как погодные условия, насыщенность движения, состояние ТС и наличие груза, другие моменты. Также выбранная скорость должна позволять водителю вовремя остановить автомобиль, если он заметит какие-либо препятствия для продолжения движения. Административное наказание в виде штрафа за нарушение этого пункта не предусматривается;
  • 10 ПДД. Этот пункт обязывает водителя во время движения выбирать безопасную дистанцию по отношению к другим транспортным средствам, чтобы в случае возникновения какой-либо непредвиденной ситуации он мог уйти от столкновения, снизить скорость или полностью остановить автомобиль. Наказание за нарушение этого пункта определяют по 1 пункту статьи 12.15 КоАП РФ. Штраф составляет 1500 рублей.

Какой именно пункт будет применяться, инспектора ГИБДД определяют в каждом случае индивидуально. Соответственно, говорить о том, каким будет наказание, не представляется возможным, потому как штраф и вовсе может быть не наложен. Но, чаще всего инспектора все-таки применяют пункт 9.10 ПДД, по которому могут оштрафовать на 1500 рублей.

Тем, кого интересует, лишают ли прав за ДТП, следует знать, что за столь несущественные нарушения водительское удостоверение не изымают. Исключение – если есть пострадавшие, здоровью которых нанесен вред средней и более серьезной степени тяжести.

Если водитель не согласен с решением сотрудника ГИБДД

Если человек, находившийся за рулем автомобиля, считает, что ответственность за наезд на стоящее транспортное средство определена инспектором ГИБДД неверно, он может написать жалобу в управление ГИБДД по этому факту. Прежде в протоколе стоит отметить, что водитель не согласен с его содержанием и считает, что указанного пункта не нарушал, предоставив разъяснения по этому поводу.

Что касается жалобы, здесь нужно максимально детально описать ситуацию, указав дату, время, место и обстоятельства ДТП. Также необходимо написать ФИО инспектора, оформлявшего протокол. Если были свидетели, их данные тоже следует предоставить. Чем точнее будет изложена суть, тем проще будет оценить ситуацию представителям управления.

Под текстом жалобы размещается пункт «Прошу». Здесь перечисляются все имеющие место требования, например:

  • прекратить административное дело по протоколу (указать серию, номер, дату составления);
  • рассмотреть жалобу в мое отсутствие. При необходимости детализации каких-либо обстоятельств связаться со мной по телефону;
  • предоставить письменный ответ в соответствующем закону порядке, направить его по адресу (здесь указывается точный и полный адрес).

Важно! К жалобе следует приложить копию протокола, составленного инспектором ГИБДД, а также постановления об административном правонарушении.

Стоит ли пользоваться услугами автоюриста

Важно понимать, что, если водитель не знает, как правильно составить жалобу, не понимает всех имеющих место тонкостей, самостоятельно браться за решение задачи не стоит. Лучше воспользоваться помощью квалифицированного автоюриста, которому не раз приходилось сталкиваться с подобными ситуациями. Специалист оценит актуальность подачи жалобы и шансы на достижение желаемого результата, поможет правильно составить бумагу.

Дело в том, что, если водитель будет писать жалобу самостоятельно, он может упустить какие-то важные моменты или неправильно обрисовать ситуацию. Это затянет процесс рассмотрения обращения или будет способствовать неудовлетворительному его результату. В то же время, пользуясь поддержкой квалифицированного автоюриста, вопросы удается решать на порядок проще и быстрее.

И вот ночью, на загородной трассе водитель легковушки врезается в корму стоящего прямо на проезжей части шоссе грузовика с выключенными огнями. Водитель большегруза — однозначно нарушитель Правил.

Но в ДТП он не виноват. Любой сотрудник ГИБДД подтвердит вам, что в подобной ситуации пилот врезавшегося авто выбрал неправильный скоростной режим. Он ехал слишком быстро, чтобы успеть затормозить при обнаружении опасности впереди по курсу. Однозначное нарушение пункта 10.1 ПДД, приведшее к аварии! А водителю брошенной на трассе тяжелой техники положен лишь штраф за парковку в неположенном месте, к аварии он не причастен.

Теперь рассмотрим другую ситуацию. Пусть в ней опять будет фигурировать загородная трасса, но уже с достаточно резким закрытым поворотом. В непосредственной близости от него на проезжей части опять стоит грузовик, но из-за поворота его не видно. И опять в его задний бампер на полном ходу врезается легковушка.

Но расклад тут будет уже совсем иной. Большегруз неправильно припаркован — на расстоянии меньше 100 метров от поворота, на участке с ограниченной видимостью. Если автотехническая экспертиза установит, что водитель легковой машины не имел возможности вовремя обнаружить препятствие и затормозить, виновным в ДТП назовут уже не его. Хотя он и врезался в стоящее авто. Тут инициатор ДТП — водитель припаркованного грузовика.

Наезд на ТС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *