В каких случаях проводится сход граждан?

Нередко от руководителей органов местного самоуправления района приходится слышать сведения о нехватке денежных средств для решения вопросов поселения по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, по вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

У нас в районе используется такой источник пополнения местного бюджета как средства самообложения.

Самообложение граждан в соответствии со статьей 56 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон) относятся к доходам местных бюджетов.

Согласно части 1 ст. 56 Закона под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения (Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (ст. 2 Закона)).

Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.

Вопросы введения и использования указанных в части 1 ст.56 разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан). В каких случая проводится сход граждан, а в каких референдум отметим ниже.

В соответствии с ч.1 ст. 25 Закона в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Из части 2 ст. 25 Закона следует, что сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно части 3 ст. 25 Закона сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.

Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Согласно ст. 3 Конституции РФ народ является единственным источником власти в РФ, народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшей формой непосредственной демократии на местном уровне является местный референдум. Референдум определяется федеральным законодателем в числе приоритетных способов волеизъявления граждан, что означает решающее и определяющее значение решений, принятых на референдуме по сравнению с решениями, принятыми представительными органами.

Референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — голосование граждан по наиболее важным вопросам жизни общества и государства.

Местный референдум — это голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного муниципального образования, проводимое по наиболее важным вопросам местного значения. К вопросам местного значения Закон относит все вопросы, непосредственно связанные с обеспечением жизнедеятельности населения, закрепляя за каждым типом муниципального образования свой перечень предметов ведения.

Если обратиться к правовой основе местного референдума, то в настоящее время ее составляют следующие нормативно-правовые акты:

1) Конституция РФ (ст. 32, 130);

2) Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме РФ»;

3) Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»;

4) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ст. 22);

5) Конституция Республики Татарстан;

6) Закон Республики Татарстан от 24 марта 2004 г. N 23-ЗРТ
«О местном референдуме в Республике Татарстан»;

7) местные нормативные акты (уставы муниципальных образований, постановления глав муниципальных образований и решения представительных органов местного самоуправления о порядке проведения местного референдума).

Отметим, что согласно ст. 12 Закона РТ «О местном референдуме в Республике Татарстан» инициатива проведения референдума принадлежит:

а) гражданам, имеющим право на участие в референдуме;

б) избирательному объединению, иному общественному объединению, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

в) представительному органу муниципального образования и главе местной администрации — совместно.

Указанные в выше субъекты являются инициаторами проведения референдума.

В том случае, если на территории муниципального образования отсутствует представительный орган, например, в муниципальных образованиях с численностью жителей не более 100 избирателей его функции как указывалось выше осуществляет сход граждан, местный референдум может назначаться главой муниципального образования или главой администрации.

В случаях, предусмотренных федеральным законодательством, местный референдум может назначаться судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ или прокурора.

В процедуре местного референдума выделяют следующие стадии:

1) подготовка референдума, которая включает в себя:

— создание инициативной группы;

— выдвижение инициативы о проведении местного референдума;

— сбор подписей в поддержку инициативы;

— назначение местного референдума;

— информирование граждан о проведении местного референдума;

— агитацию;

2) проведение референдума, а именно:

— организация местного референдума;

— голосование;

— подведение итогов местного референдума;

3) реализация решения, принятого на референдуме, включающая:

— исполнение решений, принятых на местном референдуме;

— установление ответственности за неисполнение решений местного референдума.

Начальный этап подготовительной стадии референдума — выдвижение инициативы, для чего должна быть образована инициативная группа по проведению референдума. В соответствии с законами субъекта РФ и уставом муниципального образования количественный состав инициативной группы устанавливается, как правило, не менее 10 человек.

Если инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам РФ и (или) избирательным объединениям, иным общественным объединениям, имеющим право на участие в референдуме, то условием назначения местного референдума является сбор определенного числа подписей в поддержку данной инициативы. Количество данных подписей не может превышать 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования. Затем инициативная группа представляет подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума в соответствующий орган местного самоуправления для определения сроков проведения местного референдума.

Совместная инициатива представительного органа и главы местной администрации о проведении местного референдума оформляется правовыми актами представительного органа и главы местной администрации.

Подписи, собранные в поддержку инициативы проведения референдума, поступают в представительный орган местного самоуправления, который в течение 30 дней принимает решение по данному вопросу. Представительный орган местного самоуправления по данному вопросу вправе принять одно из двух решений:

— назначить дату проведения местного референдума и принять меры по его обеспечению;

— отклонить требования о назначении местного референдума.

Решение об отказе в назначении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления в случае нарушения инициативной группой действующего законодательства.

В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта РФ или прокурора. В случае, если местный референдум назначен судом, местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение проведения местного референдума осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

В местном референдуме имеют право принимать участие все граждане РФ, проживающие на территории муниципального образования и обладающие активным избирательным правом. В РФ активным избирательным правом (то есть правом избирать) пользуются граждане РФ, достигшие 18 лет.

В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предоставил активное и пассивное избирательное право иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования. Таким образом, иностранные граждане могут участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ. Обязательным требованием включения иностранных граждан в списки избирателей является наличие международного договора РФ и соответствующего ему федерального закона и закона субъекта РФ.

Закон устанавливает принципы проведения местного референдума, которые совпадают с принципами всеобщего избирательного права России, закрепленными в Конституции РФ. Граждане РФ участвуют в голосовании на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Всеобщее избирательное право означает, что все граждане независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, вероисповедания, имущественного и должностного положения, места жительства, профессии, образования, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств имеют право голоса при проведении местного референдума.

Равное избирательное право предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты голосования: каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и все голоса имеют равный вес. Принцип равенства также означает, что все граждане участвуют в местном референдуме на равных основаниях, то есть избирательные округа по своей численности должны быть одинаковыми.

Прямое избирательное право означает, что избиратель голосует на местном референдуме лично. Голосование за других лиц не допускается. Прямое избирательное право в данном случае обеспечивает высшую степень открытости и непосредственности выборов.

Голосование на референдуме является тайным. Заполнение бюллетеней производится в специальной кабине, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Волеизъявление граждан на референдуме является свободным. То есть каждый участник референдума голосует сообразно своему внутреннему убеждению. Какое-либо воздействие на свободное волеизъявление недопустимо.

Участие в референдуме является добровольным, т.е. только правом, а не обязанностью граждан. Действия, направленные на то, чтобы принудить гражданина к участию или неучастию в референдуме, в РФ признаются незаконными.

Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Это общее правило вступления в силу правовых актов.

Местный референдум относится к формам непосредственной демократии обязательного характера, следовательно, решение, принятое на местном референдуме является актом непосредственного выражения воли населения муниципального образования.

Решение, принятое референдумом, обладает высшей юридической силой на территории муниципального образования, не нуждается в каком-либо утверждении и обязательно для исполнения на соответствующей территории. Оно может быть отменено или изменено не ранее чем через 2 года и не иначе, как путем принятия решения на новом местном референдуме, либо признано недействительным в судебном порядке.

Решения, принятые на местном референдуме, обязательны для исполнения всеми жителями муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями и т.п.

В обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления входит обеспечение исполнения решения, принятого на местном референдуме. В том числе и принятие необходимых для реализации решения местного референдума дополнительных муниципальных правовых актов. Данные акты должны быть приняты соответствующими органами местного самоуправления в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (статья 73 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).

Закон предусматривает возможность судебного обжалования результатов местного референдума в случае нарушения действующего законодательства, регулирующего порядок назначения и проведения референдума. Право на судебное обжалование предоставляется гражданам, органам местного самоуправления, прокурору, уполномоченным федеральным законом органам государственной власти.

В случае, когда результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.

Закон закрепляет установление гарантий права граждан на участие в местном референдуме за федеральным уровнем власти, а порядок подготовки и проведения местного референдума — за уровнем субъектов РФ.

Таким образом, такой институт непосредственной демократии, как местный референдум, обладает рядом достоинств:

— предоставляет жителям муниципального образования возможность участвовать в решении вопросов местного значения;

— дает возможность жителям муниципального образования высказываться по поставленным вопросам и направлять деятельность органов местной власти;

— является средством проявления общественно-политической активности населения муниципального образования;

— служит школой местного самоуправления;

— способствует укреплению местного сообщества.

Однако имеются и такие слабые стороны местного референдума, как дороговизна его проведения. Вместе с тем именно местный референдум, являясь высшей формой волеизъявления населения, способствует развитию местного самоуправления.

Учет мнения жителей сельского поселения при реорганизации или ликвидации общеобразовательной организации, например, может быть произведен посредством собрания граждан, предусмотренного ст. 29 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

В качестве примера порядка организации такого собрания приводим текст Порядка учета мнения жителей сельских населенных пунктов Муниципального образования городского округа «Усинск» при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации:

Утвержден
Постановлением
администрации городского округа
«Усинск»
от 17 декабря 2013 г. № 2691
(приложение)

ПОРЯДОК
УЧЕТА МНЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК» ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ О РЕОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ЛИКВИДАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1. Настоящий Порядок учета мнения жителей сельских населенных пунктов муниципального образования городского округа «Усинск» при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации (далее — Порядок) устанавливает форму и регламентирует последовательность процедуры учета мнения жителей сельских населенных пунктов муниципального образования городского округа «Усинск» (далее — жители) при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации.

2. Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом Республики Коми от 6 октября 2006 года № 92-РЗ «Об образовании», Уставом муниципального образования городского округа «Усинск», Положением о порядке назначения и проведения собраний и конференций граждан на территории муниципального образования городского округа «Усинск», утвержденным решением шестнадцатой сессии второго созыва Совета городского округа «Усинск» от 20 апреля 2006 года № 214.

3. Выявление и учет мнения жителей по вопросу принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации проводится в форме собрания граждан, проживающих на территории муниципального образования городского округа «Усинск» (далее — Собрание).

4. Собрание проводится в целях обеспечения государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создания условий для реализации права на образование.

5. Собрание назначается и проводится в соответствии с Положением о порядке назначения и проведения собраний и конференций граждан на территории муниципального образования городского округа «Усинск», утвержденным решением шестнадцатой сессии второго созыва Совета городского округа «Усинск» от 20 апреля 2006 года № 214.

6. Собрание проводится по инициативе населения муниципального образования, Совета городского округа «Усинск» или главы городского округа «Усинск».

7. Инициатор проведения Собрания обязан:

7.1. Не позднее чем через 7 дней со дня принятия решения о проведении Собрания составить список участников собрания и оповестить граждан, имеющих право на участие в Собрании, о месте, дате и времени проведения Собрания, выносимом на рассмотрение вопросе, а также представить информацию об инициаторе проведения Собрания не менее чем за 7 дней до его проведения.

7.2. Заблаговременно знакомить жителей с материалами, относящимися к вопросу (вопросам), выносимому на рассмотрение Собрания.

8. Инициатор проведения Собрания самостоятельно, с учетом местных условий, определяет способ оповещения жителей.

9. Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более 50% жителей, достигших 16-летнего возраста.

10. Собрание открывает и проводит инициатор его проведения. Для ведения Собрания избирается президиум, состоящий из председателя, секретаря собрания и других лиц по усмотрению участников собрания. Выборы состава президиума, утверждение повестки дня, регламента проведения Собрания производятся простым большинством голосов участников Собрания по представлению инициатора проведения Собрания.

11. Принятие решения на Собрании осуществляется открытым голосованием большинством голосов присутствующих жителей, имеющих право участвовать в Собрании, путем поднятия руки.

12. Каждый житель, участвующий в Собрании, имеет один голос.

13. Для подсчета голосов при проведении голосования из числа участников Собрания избирается счетная комиссия.

14. В голосовании участвуют только жители, включенные в список участников Собрания, зарегистрированные в качестве участников Собрания.

15. Секретарь собрания ведет протокол собрания, записывает краткое содержание выступлений по рассматриваемому вопросу, принятое решение.

16. Ход и итоги Собрания оформляются протоколом. Протокол должен содержать следующие данные:

1) дата, время и место проведения Собрания;

2) инициатор проведения Собрания;

3) состав президиума Собрания;

4) состав счетной комиссии Собрания;

5) количество жителей, имеющих право на участие в Собрании;

6) количество жителей, зарегистрированных в качестве участников Собрания;

7) полная формулировка рассматриваемого вопроса, выносимого на голосование;

8) фамилии выступавших и краткая запись выступлений;

9) результаты голосования и принятые решения;

10) подпись председателя, секретаря Собрания, председателя счетной комиссии.

К протоколу должен прилагаться список участников Собрания.

17. Расходы, связанные с подготовкой и проведением Собрания, производятся за счет инициатора проведения Собрания.

18. Решение Собрания, отражающее мнение жителей по вопросу принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, подлежит обязательному рассмотрению и учету Управлением образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск» при подготовке обоснования целесообразности реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации и Комиссией по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных организаций.

Содержание

Об общих собраниях (сходах), конференциях граждан в Республике Хакасия

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
от 21 мая 1996 года N 59
Об общих собраниях (сходах), конференциях граждан в Республике Хакасия

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Республики Хакасия от 1 октября 2003 года N 55 (Вестник Хакасии, 10.10.2003).
____________________________________________________________________

Статья 1. Сфера применения настоящего закона

Настоящий Закон регулирует порядок проведения общих собраний (сходов), конференций граждан, в том числе при выполнении общим собранием (сходом) функций представительного органа местного самоуправления.

Статья 2. Понятия общего собрания (схода), конференции граждан

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
Общие собрания (сходы) граждан по месту жительства — совместная деятельность граждан муниципального образования, населенного пункта, микрорайона, квартала, улицы, жилого дома по обсуждению и непосредственному решению вопросов местного значения;
Конференции граждан — совместная деятельность уполномоченных представителей жителей муниципального образования, населенного пункта, микрорайона, квартала, улицы, жилого дома по обсуждению и непосредственному решению вопросов местного значения.

Статья 3. Право граждан на участие в общем собрании (сходе), конференции

1. В общем собрании (сходе), конференции имеют право участвовать граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, постоянно проживающие на территории муниципального образования (части территории муниципального образования), за исключением граждан, признанных судом недееспособными, а также граждан, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
Не допускаются какие-либо прямые или косвенные ограничения на участие в работе общих собраний (сходов), конференций граждан по политическим убеждениям, расовой и национальной принадлежности, социальному и имущественному положению, полу, образованию, языку, отношению к религии, роду и характеру занятий, а также продолжительности проживания.

Статья 4. Вопросы, вносимые на обсуждение общих собраний (сходов), конференций граждан

1. На обсуждение общих собраний (сходов), конференций граждан в соответствии с уставом муниципального образования могут быть внесены следующие вопросы:
а) создание инициативных групп с целью проведения местных референдумов;
б) заслушивание отчетов и сообщений глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления, в том числе об исполнении бюджета, использовании средств внебюджетных фондов и муниципального имущества;
в) рассмотрение вопросов благоустройства населенных пунктов и микрорайонов, сохранности и надлежащего использования жилищного фонда, улучшения коммунально-бытового, торгового и иного обслуживания населения, развития культуры и спорта;
г) выявление мнения населения по вопросам образования, объединения, преобразования или упразднения административно — территориальных единиц и муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований;
д) выборы представителей в органы территориального общественного самоуправления населения и их отзыв;
е) обсуждение проектов решений представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления по важнейшим вопросам местной жизни;
ж) получение разъяснений содержания законодательных и других актов государственной власти и органов местного самоуправления;
з) обсуждение проектов уставов муниципальных образований;
и) обсуждение планов застройки населенных пунктов;
к) осуществление правотворческой инициативы местного значения;
л) решение вопросов о разовых добровольных внесениях жителями средств для финансирования мероприятий местного значения;
м) обсуждение любых вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующих территорий;
н) решение других вопросов местного значения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Хакасия.

2. Общие собрания (сходы), конференции граждан вправе обращаться с предложениями в органы государственной власти, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения и организации, к должностным лицам, которые обязаны не позднее чем в месячный срок рассмотреть данные предложения и о принятых мерах сообщить выборному органу или выборному должностному лицу местного самоуправления. полученная информация доводится до сведения населения соответствующего муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт в редакции, введенной в действие с 10 октября 2003 года Законом Республики Хакасия от 1 октября 2003 года N 55, — см. предыдущую редакцию).

3. Собрания, конференции трудовых коллективов предприятий различных форм собственности, учреждений и организаций не обладают полномочиями общих собраний (сходов), конференций граждан по месту жительства.

Статья 5. Осуществление общими собраниями (сходами) граждан полномочий представительных органов местного самоуправления

1. В муниципальных образованиях с численностью населения не более тысячи человек уставам муниципальных образований в соответствии с Законом Республики Хакасия «О местном самоуправлении в республике Хакасия» может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления общими собраниями (сходами) граждан.

2. К исключительной компетенции общего собрания (схода) граждан в случае, если они выполняют функции представительного органа местного самоуправления, относятся:
а) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
б) установление местных налогов и сборов в соответствии с законодательством;
в) утверждение местных планов и программ комплексного социально-экономического развития и заслушивание отчетов об их исполнении;
г) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц в пределах своей компетенции;
д) иные вопросы, в соответствии с уставами муниципальных образований, отнесенные к компетенции представительных органов местного самоуправления.

Статья 6. Основные правила проведения общего собрания (схода), конференции граждан

1. Проведение общего собрания (схода), конференции граждан должно осуществляться с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции и законов Республики Хакасия, устава муниципального образования.

2. Общие собрания (сходы), конференции граждан, проживающих в городских и сельских поселениях численностью более 300 человек, могут проводиться раздельно по населенным пунктам, микрорайонам, кварталам, улицам и жилым домам.

3. В населенных пунктах, микрорайонах, кварталах, улицах, жилых домах, где проживает более 300 граждан, имеющих право на участие в общем собрании (сходе), в случае, если рассматриваемые вопросы не входят в исключительную компетенцию общего собрания (схода) граждан, рекомендуется проводить конференции граждан.

4. Норма представительства, порядок выдвижения представителей граждан на конференцию устанавливаются представительным органом местного самоуправления.

5. Общее собрание (сход) граждан считается правомочным, если в его работе принимает участие не менее половины граждан, имеющих на это право, за исключением случаев, когда иное установлено федеральным законодательством и законодательством Республики Хакасия.
В случае осуществления общим собранием (сходом) граждан полномочий представительного органа местного самоуправления общее собрание (сход) граждан считается правомочным, если в его работе участвуют более половины жителей муниципального образования, обладающих активным избирательным правом.
Конференция правомочна, если в ее работе принимают участие не менее двух третей уполномоченных граждан, за исключением случаев, когда иное установлено федеральным законодательством и законодательством Республики Хакасия.

6. На общее собрание (сход), конференцию граждан могут приглашаться должностные лица органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления, руководители предприятий, учреждений, организаций, расположенных на соответствующей территории (пункт в редакции, введенной в действие с 10 октября 2003 года Законом Республики Хакасия от 1 октября 2003 года N 55, — см. предыдущую редакцию).
Указанным лицам направляются приглашения с указанием вопросов, вносимых на обсуждение общего собрания (схода), конференции граждан.

Глава II. Порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний (сходов), конференций граждан

1. Правом выступать с инициативой проведения общего собрания (схода), конференции граждан обладают граждане, общественные объединения, органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, органы государственной власти Республики Хакасия (пункт в редакции, введенной в действие с 10 октября 2003 года Законом Республики Хакасия от 1 октября 2003 года N 55, — см. предыдущую редакцию).

2. Общее собрание (сход), конференция граждан подлежат обязательному проведению, если они были инициированы:
— не менее 5 процентами граждан, имеющих в соответствие со статьей 3 настоящего Закона право на участие в общем собрании (сходе), конференции граждан;
— органами территориального общественного самоуправления соответствующей территории;
— органами местного самоуправления муниципального образования;
— абзац исключен с 10 октября 2003 года Законом Республики Хакасия от 1 октября 2003 года N 55, — см. предыдущую редакцию;
— Правительством Республики Хакасия;
— Верховным Советом Республики Хакасия.

3. Порядок реализации инициативы проведения общего собрания (схода), конференции определяется уставом муниципального образования.

Статья 8. Созыв общего собрания (схода), конференции граждан

1. Общее собрание (сход), конференция граждан созываются главой муниципального образования или представительным органом местного самоуправления в порядке, установленным уставом муниципального образования.

2. Очередное собрание (сход) граждан, которое осуществляет полномочия представительного органа местного самоуправления, созывается главой муниципального образования или иным уполномоченным лицом в соответствии с уставом муниципального образования.

3. Общие собрания (сходы) граждан могут созываться органами территориального общественного самоуправления для решения вопросов, входящих в компетенцию этих органов.

Статья 9. Финансирование общего собрания (схода), конференции граждан

1. Общее собрание (сход), конференция граждан, проводимые по инициативе граждан, органов территориального общественного самоуправления соответствующей территории, а также органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, финансируются за счет средств местного бюджета данного муниципального образования.

2. Общее собрание (сход), конференция граждан, проводимые по инициативе органов государственной власти, финансируются за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия (пункт в редакции, введенной в действие с 10 октября 2003 года Законом Республики Хакасия от 1 октября 2003 года N 55, — см. предыдущую редакцию).

Статья 10. Сроки проведения общего собрания (схода), конференции граждан

1. Общее собрание (сход), конференция граждан созываются по мере необходимости.

2. В городских и сельских поселениях, где представительные органы местного самоуправления не образуются, общие собрания (сходы), конференции граждан, созываются не реже двух раз в год.

3. Общее собрание (сход), конференция граждан не могут проводиться ранее пяти дней и позднее месяца со дня подачи инициативы в соответствующий орган местного самоуправления.

Статья 11. Подготовка к проведению общего собрания (схода), конференции граждан

1. Подготовка и проведение общего собрания (схода), конференции граждан обеспечиваются органами или должностными лицами местного самоуправления.

2. В случае проведения конференции граждан органы местного самоуправления устанавливают норму представительства от граждан, проживающих в населенных пунктах, микрорайонах, кварталах, жилых домах и на улицах. Участники конференции избираются, как правило, от равного числа граждан, отвечающих требованиям статьи 3 настоящего Закона, путем тайного или открытого голосования на собраниях (сходах) граждан не позднее чем за два дня до начала работы конференции.

3. О времени и месте проведения общего собрания (схода), конференции граждан и о вопросах, которые вносятся на обсуждение, население оповещается через средства массовой информации или другими доступными способами не позднее чем за три дня до их проведения. При этом сообщается адрес, по которому можно предварительно направлять предложения и замечания по рассматриваемым вопросам.

4. Соответствующий орган местного самоуправления предоставляет бесплатно или арендует помещение с необходимым оборудованием для проведения общего собрания (схода), конференции граждан.

Статья 12. Порядок проведения общего собрания (схода), конференции граждан

1. Перед началом общего собрания (схода), конференции граждан проводится регистрация участников с указанием фамилий и инициалов граждан, места жительства.

2. Общее собрание (сход), конференция граждан открываются представителем инициаторов созыва общего собрания (схода), конференции граждан, главой муниципального образования либо иным уполномоченным лицом в соответствии с уставом муниципального образования.

3. Для ведения общего собрания (схода), конференции граждан открытым голосованием избираются председатель, секретарь и счетная комиссия в составе не менее трех человек.

4. Повестка дня и регламент утверждаются участниками общего собрания (схода), конференции граждан открытым голосованием.

5. Каждому участнику общего собрания (схода), конференции граждан предоставляется право выступать по обсуждаемому вопросу и вносить свои предложения по принимаемому решению.

6. Правом обязательного выступления на общем собрании (сходе), конференции граждан обладают представители инициаторов проведения общего собрания (схода), конференции граждан.

7. На общем собрании (сходе), конференции граждан могут присутствовать с правом совещательного голоса представители предприятий либо их филиалов и отделений, учреждений и организаций независимо от форм собственности, если эти предприятия, учреждения и организации расположены на соответствующей территории, граждане, имеющие на указанной территории в собственности недвижимое имущество, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на данной территории, и другие приглашенные лица.

Статья 13. Протокол общего собрания (схода), конференции граждан

1. На общем собрании (сходе), конференции граждан ведется протокол, в котором указываются:
— дата, время и место проведения;
— общее число граждан, имеющих право участвовать в общем собрании (сходе) или конференции граждан;
— количество граждан, принявших участие в общем собрании (сходе), конференции граждан;
— сведения о представителях органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также о приглашенных лицах;
— фамилия, имя, отчество председателя, секретаря и членов счетной комиссии общего собрания (схода), конференции;
— повестка дня, краткое содержание выступлений;
— результаты голосования и принятые решения.

2. Протокол заполняется ручкой либо выполняется машинописным способом, подписывается председателем и секретарем общего собрания (схода), конференции граждан. Не допускается ведение протокола карандашом и внесение в него не заверенных подписями председателя и секретаря исправлений. При проведении тайного голосования к протоколу общего собрания (схода), конференции граждан прилагаются протоколы счетной комиссии и бюллетени тайного голосования в запечатанном виде.

3. Протокол общего собрания (схода), конференции граждан в недельный срок после собрания (схода), конференции передается для хранения в соответствующий орган местного самоуправления или орган территориального общественного самоуправления населения.

Глава III. Решения общих собраний (сходов), конференций граждан и гарантий их выполнения

1. Решения общего собрания (схода), конференции граждан принимаются открытым или тайным голосованием большинством голосов от числа присутствующих граждан, если иное не установлено федеральным законодательством и законодательством Республики Хакасия. Порядок тайного голосования определяется общим собранием (сходом), конференцией граждан.

2. Внесение изменений, дополнений в решение, принятое общим собранием (сходом), конференцией граждан, а также его отмена производятся только общим собранием (сходом), конференцией граждан.

3. Органы местного самоуправления принимают меры по реализации решений общего собрания (схода), конференции граждан, а также предложений и критических замечаний, высказанных участниками. Органы территориального общественного самоуправления содействуют их осуществлению.

4. О принятых решениях общего собрания (схода), конференции граждан органы местного самоуправления информируют население соответствующей территории через средства массово информации или иными доступными способами не позднее чем в десятидневный срок со дня принятия решения.

Статья 15. Гарантии выполнения решений общих собраний (сходов), конференций граждан

1. Решения, принятые общим собранием (сходом), конференцией граждан, осуществляющими полномочия представительного органа местного самоуправления в пределах его компетенции обязательны для исполнения должностными лицами местного самоуправления, руководителями предприятий, учреждений, организаций, расположенных на соответствующей территории и гражданами.
В случае противоречия данных решений действующему законодательству они могут быть обжалованы в суд или опротестованы прокурором.

2. Решения, принятые собранием (сходом), конференцией граждан, которым не предоставлена возможность осуществлять полномочия представительных органов местного самоуправления, по вопросам, указанным в статье 4 настоящего Закона, носят рекомендательный характер, но обязательны для рассмотрения территориальными органами и должностными лицами местного самоуправления, руководителями предприятий, учреждений, организаций, расположенных на соответствующей территории. Решения, принимаемые по вопросам, указанным в статье 4 настоящего Закона, уставом муниципального образования могут быть признаны обязательными для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, руководителями предприятий, учреждений, организаций, расположенных на соответствующей территории, и гражданами.

3. Решения общих собраний (сходов), конференций граждан, принятые в качестве правотворческой инициативы по вопросам местного значения, подлежат обязательному рассмотрению представительными органами местного самоуправления с участием представителей граждан соответствующей территории или территориальных органов общественного самоуправления.

Статья 16. Ответственность за нарушение настоящего закона

Лица, нарушившие положения настоящего закона, а также лица, препятствующие путем насилия, угроз и подкупа свободному осуществлению гражданином права на участие в собрании (сходе), конференции граждан, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством».

Председатель
Верховного Совета
Республики Хакасия
В.Н.Штыгашев

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро «КОДЕКС»

В каких случаях проводится сход граждан?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *