Правила назначения административного наказания

В.Т.Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

Предыдущая

8.5. Общие правила назначения административного наказания

Наказание за совершение административного правонарушения налагается в пределах и в точном соответствии с законом, предусматривающим ответственность заданное правонарушение, т. е. не допускается применение наказания ниже низшего предела.

Административные наказания должны налагаться полномочным органом (должностным лицом) с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, последствий, распространенности деяния и состояния борьбы с ним) и обстоятельств, смягчающих (отягчающих) ответственность. Кроме того, если субъектом правонарушения выступает физическое лицо, учитывается также личность виновного, его имущественного положение, для юридических лиц — имущественное и финансовое положение.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за административные правонарушения, ст. 4 2 КоАП РФ относит:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение,

2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения,

3) добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда,

4) совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

5) совершение правонарушения несовершеннолетним,

6) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Законодатель не исчерпывает всех обстоятельств, которые могут быть признаны смягчающими административную ответственность. Орган (должностное лицо), решающий дело, вправе признать смягчающими и другие обстоятельства. Ими могут являться возраст, состояние здоровья и др.

В ст. 4.3 КоАП РФ указан исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность. К данным обстоятельствам относятся:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию и не истек один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение правонарушения группой лиц;

5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение правонарушения в состоянии опьянения (в зависимости от характера административного правонарушения данное обстоятельство может быть и не признано отягчающим).

Следует иметь в виду, что данные отягчающие обстоятельства не могут учитываться как таковые в случае, если они являются квалифицирующими признаками административных правонарушений в соответствии с нормами КоАП РФ.

При нескольких административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, административное наказание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Однако если при этом дела одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), то взыскание налагается в пределах только одной санкции.

Административные наказания могут быть назначены:

1) не позднее 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — 2 месяцев со дня его обнаружения;

2) не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — со дня обнаружения — за ряд административных правонарушений, указанных в ч.1 ст. 4.5 КоАП (за нарушение законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, за совершение таможенных, налоговых и других правонарушений);

3) не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — со дня обнаружения — при применении дисквалификации;

4) в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Данные сроки могут быть приостановлены до передачи материалов дела уполномоченному органу (должностному лицу) при удовлетворении ходатайства гражданина о рассмотрении дела по месту жительства.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрено правило, согласно которому лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Указанный срок (один год) учитывается при квалификации правонарушения как повторного, что служит обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Законодатель предоставил право органу (должностному лицу), решающему дело, при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить правонарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Устное замечание не является мерой административной ответственности и не влечет юридических последствий для правонарушителя.

Если в результате административного правонарушения нанесен имущественный вред, то судья, рассматривая дело, вправе, при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. В случае если дело рассматривается иным уполномоченным органом (должностным лицом), спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом по правилам гражданского судопроизводства. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются также в судебном порядке.

Предыдущая

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 404-ФЗ часть 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст части в предыдущей редакции

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ в пункт 7 статьи 4.2 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Взыскания за административное правонарушение на­лагаются в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное пра­вонарушение, в точном соответствии с законом.

В главе 4 Кодекса об административных правонаруше­ниях определены общие правила наложения администра­тивных взысканий, которыми обязаны руководствоваться все органы и должностные лица. Общие правила призва­ны обеспечить законность и индивидуализацию наложе­ния взысканий.

Принцип законности проявляется в следующем:

— орган или должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может нало­жить на виновного только то взыскание, которое ус­тановлено законодательством, и только в пределах санкции нормативного акта, предусматривающего ответственность за совершенное правонарушение;

— основанием для привлечения лица к административ­ной ответственности и применения к нему мер адми­нистративного взыскания является противоправ­ность деяния;

— противоправные деяния должны быть правильно квалифицированы;

— органы или должностные лица вправе рассматривать лишь им подведомственные дела, избирать вид и раз­мер взыскания только лишь в рамках предоставлен­ных полномочий.

Принцип индивидуализации выражается в том, что при наложении взыскания учитываются характер правонару­шения, личность нарушителя, степень его вины, имуще­ственное положение, обстоятельства, смягчающие и отяг­чающие ответственность.

Индивидуализация взыскания предполагает смягчение или усиление его на основе оценки всех обстоятельств дела и личности виновного.

Одним из условий применения административного взыска­ния является соблюдение сроков давности. При определении их законодательство исходит из необходимости быстрого реагирования на административные правонарушения.

Перед лицом, которое правомочно наложить админи­стративное взыскание, ставится задача установить юриди­чески значимые обстоятельства, определения сроков дав­ности совершенного правонарушения. Для этого ему необ­ходимо учесть:

— установленный законом размер срока;

— когда и с какого юридического факта срок начинает исчисляться;

— когда и какой юридический акт прекращает исчисле­ние срока;

— какое время закон не включает или, наоборот, вклю­чает в исчисляемый срок.

По общему правилу, административное взыскание мо­жет быть наложено не позднее двух месяцев со дня совер­шения правонарушения, а при длящемся правонаруше­нии — двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 38 КоАП).

Длящимися признаются такие правонарушения, кото­рые непрерывно осуществляются в течение более или ме­нее продолжительного времени (например, нарушение правил хранения огнестрельного оружия, проживание без регистрации и др.).

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращении уголовного дела, но при наличии в действи­ях нарушителя признаков административного правонару­шения административное взыскание может быть наложе­но не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. Таким образом, в ст. 38 КоАП названы три варианта опре­деления начала срока давности: день совершения, день обнаружения проступка и день вынесения постановления о прекращении уголовного дела.

Эти сроки не распространяются на случаи конфиска­ции предметов контрабанды. Давностные сроки в отноше­нии конфискации, произведенной за нарушение таможен­ных правил, регулируются теперь не ст. 38 КоАП, а Тамо­женным кодексом Российской Федерации.

В настоящее время четко определен срок погашения административного взыскания (ст. 39 КоАП). Лицо счита­ется не подвергшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания исполнения взыска­ния не совершило нового административного правонару­шения. Поэтому с истечением этого срока совершение этим же лицом аналогичного правонарушения исключает возможность его квалификации как повторного. Соверше­ние же нового административного правонарушения пре­рывает течение давностного срока для погашения админи­стративного взыскания.

Срок давности, установленный ст. 38 КоАП, действует только при привлечении к ответственности физических лиц.

При совершении одним лицом двух или более админи­стративных правонарушений административное взыска­ние налагается за каждое правонарушение в отдельнос­ти. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассмат­риваются одним и тем же органом или должностным ли­цом, взыскание налагается в пределах санкции, установ­ленной за более серьезное нарушение. В этом случае к ос­новному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонару­шений (ст. 36 КоАП).

По условиям ст. 36 Кодекса об административных пра­вонарушениях, налагаются взыскания за совокупность ад­министративных правонарушений, по каждому из кото­рых не истекли сроки давности привлечения к админист­ративной ответственности.

Признаками множественности административных пра­вонарушений являются:

— наличие нескольких самостоятельных составов нару­шений (множественность правонарушений);

— совершение в одно или разное время нескольких са­мостоятельных нарушений одним лицом;

— каждое из образующих множественность админист­ративных проступков деяний сохраняет свою юриди­ческую значимость на момент рассмотрения дела о нескольких или о последнем правонарушении.

Существует два вида множественности административ­ных проступков по времени их совершения. Это совокуп­ность административных проступков и рецидив.

Совокупность административных проступков представ­ляет собой совершение лицом нескольких нарушений до привлечения к ответственности.

Рецидив — это совершение нового нарушения после привлечения виновного к ответственности за предыду­щее нарушение.

Важным является вопрос об исчислении сроков адми­нистративного взыскания, закрепленный законодателем в ст. 37 Кодекса об административных правонарушениях.

Административный арест может быть назначен судьей на срок до 15 суток. При этом необходимо учитывать, что срок административного ареста не может быть определен в виде части суток, т. е. часами.

Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев, но не менее 15 дней, если иное не установлено законами.

Лишение специального права применяется на срок до трех лет.

Течение срока назначенного административного взыс­кания начинается в тот день (если срок исчисляется сутка­ми), в который орган, рассматривающий дело об админи­стративном правонарушении, принял постановление о наложении административного взыскания. При исчисле­нии сроков годами или месяцами срок истекает в соответ­ствующее число месяца, с которого исчисляется админи­стративное взыскание.

При исчислении сроков сутками срок истекает в 12 ча­сов ночи последних суток.

Сроки, установленные в днях, исчисляются так же, как сроки, исчисляемые сутками.

Административное правонарушение может сопровож­даться причинением гражданина, предприятию, учрежде­нию или организации имущественного ущерба (ст. 40 КоАП). В этом случае возмещение причиненного имуще­ственного ущерба является одним из основных способов защиты гражданских прав.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 342.922

Административное правонарушение как проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел

Елфимова Елена Владимировна, начальник кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел

Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент

e-mail: elfimovaav@mail.ru

Коркин Андрей Владимирович, доцент кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел

Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент

e-mail: andreikorkin@mail.ru

В статье раскрываются предпосылки установления в законодательстве особых требований к поведению сотрудников органов внутренних дел на службе и в быту, формулируется понятие «проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел», приводятся примеры таких проступков, излагается порядок действий по привлечению сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности при совершении административных правонарушений.

Ключевые слова: служба в органах внутренних дел; дисциплинарная ответственность; административная ответственность.

Administrative infraction as misconduct, discrediting honor interior enforcement officer

Elfimova Elena Vladimirovna,

Head of the Department of Аdministrative Law

and Administrative Activities of the Internal Affairs Bodies

of the Ural Law Institute of the Ministry of the

Interior Affairs of the Russian Federation,

Gandidate of juridical sciences, Аssociate рrofessor

Korkin Andrey Vladimirovich,

Associate рrofessor of the Department

of Administrative Law and Administrative Activities

of the Internal Affairs Bodies

of the Ural Law Institute of the Ministry of the

Interior Affairs of the Russian Federation,

Gandidate of juridical sciences, Associate рrofessor

Key words: service in the internal affairs; disciplinary responsibility; administrative responsibility.

Неоднократно Конституционный Суд нашей страны отмечал, что служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц1. Такие особые требования к их личным и деловым качествам содержатся в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2. В соответствии с ним сотрудник органов внутренних дел3 обязан соблюдать Конституцию РФ, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом МВД России, регулярные проверки знаний Конституции РФ, законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в указанной сфере, знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в ОВД, а также требования к служебному поведению сотрудника4. Кроме того, независимо от нахождения на службе, в любое время сотрудник должен заботиться о сохранении своей чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету МВД России, а также государственной власти5. Аналогичные по сути требования содержатся и в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О поли-

2 Далее — Закон о службе.

3 Далее — сотрудник 0ВД, сотрудник.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 См.: Пункты 1, 2, 12 ч. 1 ст. 12 Закона о службе.

5 См.: Пункт 2 ч. 1 ст. 13 Закона о службе.

ции»6, согласно которому сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции7.

Таким образом, поступая на службу в 0ВД, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно, на высоком профессиональном уровне исполнять свои должностные обязанности.

Возможность увольнения со службы сотрудника 0ВД, не соответствующего указанным требованиям, предопределена необходимостью комплектования 0ВД лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции РФ, обеспечению безопасности, законности и правопорядка.

Несоответствие изложенным требованиям влечёт за собой неблагоприятные последствия для сотрудника в виде возможного привлечения к дисциплинарной ответственности, а также может выступать основанием для увольнения со службы в 0ВД в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника 0ВД. В последнем случае Закон о службе не предусматривает возможность наложения иного дисциплинарного взыскания, кроме как увольнение сотрудника, совершившего проступок, порочащий его честь8.

Несмотря на то, что в Законе о службе впервые за практику правового регулирования службы в МВД России и определен конкретный перечень проступков, являющихся грубым нарушением служебной дисциплины9, а также обязательность увольнения сотрудника в связи с утратой доверия10, аналогичной правовой определенности рассматриваемый проступок не получил.

Поскольку в законодательстве отсутствует определение понятия «проступок, порочащий честь сотрудника 0ВД», а также перечень конкретных деяний, которые следует считать таковыми, законность увольнения со службы в 0ВД по этому основанию часто является предметом судебных жалоб уволенных сотрудников. Безусловно, разнообразие жизненных ситуаций делает невозможным установление исчерпывающего перечня анализируемых проступков, что позволяет уполномоченному руководителю признавать таковыми различные деяния сотрудников 0ВД.

Таким образом, использование законодателем оценочной характеристики преследует цель эффек-

6 Далее — Закон о полиции.

7 См.: Часть 4 ст. 7 Закона о полиции.

8 См.: Пункт 9 ч. 3 ст. 82 Закона о службе.

9 Часть 2 ст. 49 Закона о службе.

10 Статья 82.1 Закона о службе.

тивного применения нормы к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций, что неоднократно подчеркивалось и Конституционным Судом нашего государства1.

В научной литературе последовательно отстаивается мнение, что «проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел, — это совершение действий, нарушающих этические правила поведения сотрудника органов внутренних дел вне службы, подрывающих авторитет органов внутренних дел, действий аморального характера»2. Недостатки такого понимания заключаются в следующем. Очевидно, что рассматриваемый проступок может быть совершен как путем действия, так и бездействия, поэтому лучше его характеризовать как деяние. И такой проступок может быть совершен не только вне службы, но и при выполнении служебных обязанностей, тем более, что Закон о службе предусматривает ряд случаев, когда сотрудник ОВД считается выполняющим служебные обязанности независимо от места нахождения и времени суток3.

Изучение материалов судебной практики по фактам обжалования увольнений со службы в ОВД по рассматриваемому основанию позволяет утверждать, что проступок, порочащий честь сотрудника ОВД, — это не всегда противоправное деяние, а может быть и деяние, не урегулированное нормами права. Таким образом, представляется, что под проступком, порочащим честь сотрудника ОВД, следует понимать деяние, нарушающее профессионально-этические принципы, нравственные правила поведения сотрудника ОВД как при исполнении служебных обязанностей, так и вне службы, подрывающее деловую репутацию, авторитет ОВД и противоречащее требованиям, предъявляемым к сотрудникам ОВД, независимо от того, предусмотрена ли за такое деяние юридическая ответственность.

Так, например, в качестве рассматриваемых проступков материалами служебных проверок и решениями судов признается поведение сотрудника ОВД, выразившееся в следующем:

— в нахождении во внеслужебное время в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения; создании конфликтной ситуации, которая повлекла вызов сотрудников полиции; использовании служебного удостоверения не в интересах службы4;

2 Равнюшкин А. В. Судебная практика по спорам об увольнении со службы (при совершении преступления) в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 3 (33). С. 162; Его же. Увольнение со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, при совершении административного правонарушения // Алтайский юридический вестник. 2015. № 3 (11). С. 75.

3 Часть 3 ст. 68 Закона о службе.

4 Апелляционное определение Верховного суда Республики

Коми от 13 февраля 2014 г. по делу № 33-648/2014 . Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

— передаче по сети Интернет фотографии с изображением служебного удостоверения другого сотрудника и фотографии этого сотрудника, лежащего на полу, одетого в нижнее белье, т. е. разглашение сведений конфиденциального характера в отношении гражданина, ставших известными сотруднику в связи с исполнением должностных обязанностей5;

— составлении сотрудником фиктивных документов, что привело к необоснованному перечислению бюджетных денежных средств за работы, которые фактически не были исполнены6;

— неоказании сотрудником первой помощи гражданам, пострадавшим от преступлений или находящимся в беспомощном состоянии, непринятии мер по пресечению преступлений, неуважении чести и достоинства гражданина, а также в совершении преступных действий в отношении жизни и здоровья граждан7;

— оказании содействия по непривлечению лица к административной ответственности8;

— совершении правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ (нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части) и ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ (невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения)9;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— совершении сотрудником двух административных правонарушений, а именно: проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора и отказ от освидетельствования на состояние алкогольного опьянения10;

— использовании сотрудником автомобиля с государственным регистрационным знаком, не зарегистрированным в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения11;

5 Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 26 января 2016 г. по делу № 33-127/2016 . Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

6 Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 14 января 2016 г. № 33-51/2016 . Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

7 Апелляционное определение Московского городского суда от 8 декабря 2015 г. по делу № 33-46080/2015 . Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

8 Апелляционное определение Ростовского областного суда от 14 декабря 2015 г. по делу № 33-18535/2015 . Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

9 Определение Конституционного Суда РФ от 29 марта 2016 г. № 496-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Диомидова Вячеслава Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона »О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» . Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

10 Апелляционное определение Пермского краевого суда от 18 января 2016 г. по делу № 33-201-2016 . Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

11 Бюллетень судебной практики по гражданским делам Свердловского областного суда (второй квартал 2015 г.): утвержден постановлением президиума Свердловского областного суда от 26 августа 2015 г. . Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

— недостойном поведении в быту в состоянии алкогольного опьянения, отказе от прохождения медицинского освидетельствования1;

— недостойном поведении сотрудника вне службы, заключающемся в отсутствии должного контроля за своим эмоциональным состоянием и последующем применении физической силы в отношении коллеги;

— составлении в отношении сотрудника протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения).

Приведенные примеры свидетельствуют, что проступком, порочащим честь сотрудника, нередко является совершение им административного правонарушения. Такие административные правонарушения можно поделить на две группы: во-первых, это административные правонарушения, при совершении которых сотрудники 0ВД к административной ответственности не привлекаются, а несут дисциплинарную ответствен-ность2, и, во-вторых, довольно большой перечень административных правонарушений, закрепленный в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, при совершении которых сотрудники все же подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Хотя в Законе о службе среди оснований увольнения сотрудника, в том числе и в связи с утратой доверия3, совершение административного правонарушения и не названо, именно эти факты нередко имеют большой общественный резонанс, особенно если административное правонарушение, совершенное сотрудником, выразилось в грубом нарушении правил дорожного движения, например, в управлении транспортным средством в состоянии опьянения, или повлекло дорожно-транспортное происшествие, вред здоровью или иные тяжкие последствия.

При этом в случае привлечения сотрудника 0ВД к дисциплинарной ответственности, что возможно при совершении им административных правонарушений, названных в ч. 1 и ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, дисциплинарное взыскание должно применяться не за административное правонарушение, а за нарушение служебной дисциплины.

Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства, дисциплинарного устава4, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка, либо в

1 0пределение Верховного Суда РФ от 18 января 2016 г. № 74-КГ15-145. Требование: 0 восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда . Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

2 См.: Часть 1 ст. 2.5 КоАП РФ.

3 См.: Статьи 82, 82.1 Закона о службе.

4 Указ Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377 «0 Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» // 0фициальный интернет-портал правовой информации. 1^1.: http://www.pravo.gov.ru.

несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в 0ВД, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Дисциплинарная ответственность так же, как уголовная и административная, наступает только при наличии вины, т. е. сотрудник 0ВД привлекается к дисциплинарной ответственности только за то нарушение служебной дисциплины, в совершении которого установлена его вина. При признании проступка порочащим честь сотрудника необходимо принимать во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства5. При этом дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины сотрудника.

Во всех ситуациях принятию решения об увольнении сотрудника 0ВД со службы за совершение проступка, порочащего его честь, предшествует проведение служебной проверки, в ходе которой осуществляется объективная оценка совершенного деяния, а обоснованность увольнения со службы может быть предметом судебной проверки6.

По результатам служебной проверки выносится заключение7, утверждаемое (руководителем) начальником, ее назначившим. Если в резолютивной части заключения по результатам служебной проверки деяние сотрудника оценено как проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел, то виновный сотрудник обязательно подлежит увольнению по указанному основанию. В такой ситуации у уполномоченного руководителя нет возможности применить к сотруднику более мягкое дисциплинарное взыскание или освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности вообще8.

Если же в заключении служебной проверки деяние сотрудника получило иную правовую оценку, например как грубое нарушение служебной дисциплины или как факт противоправного поведения, то однозначно-

5 Указ Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

6 Определение Конституционного Суда РФ от 3 июля 2014 г. № 1486-О . Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

7 Приказ МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» . Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

8 См.: Пункт 9 ч. 3 ст. 82 Закона о службе.

го указания на необходимость увольнения сотрудника в этом случае Закон о службе не содержит.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При проведении служебной проверки необходимо строго соблюдать порядок её проведения, поскольку нарушение процедуры проведения служебной проверки может выступить основанием для признания увольнения сотрудника незаконным, например, если при увольнении сотрудника был нарушен срок проведения служебной проверки или от сотрудника, привлекаемого к ответственности, не было затребовано объяснение в письменной форме, либо не составлен акт отказа от дачи объяснений и т. д.

В ситуации, когда сотрудник полиции несет административную ответственность на общих основаниях1, процедура служебной проверки и привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с совершением проступка, порочащего честь, не обязательно должна заканчиваться после вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении о назначении сотруднику административного наказания. В практике чаще встречается обратная картина, когда увольнение в связи с совершением проступка, порочащего честь, происходит еще до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. И то и другое вполне допустимо, поскольку причиной увольнения в этом случае является «проступок, умаляющий авторитет органов внутренних дел и противоречащий требованиям, предъявляемым к сотрудникам, — независимо от того, предусмотрена ли за данное деяние административная либо уголовная ответственность»2. А признание деяния сотрудника как проступка, порочащего его честь, является компетенцией уполномоченного руководителя, принимающего решение о назначении дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в ОВД.

Определенные затруднения в правоприменительной практике вызывает ситуация, когда сотрудниками совершаются административные правонарушения, за которые они подлежат дисциплинарной ответственности. В соответствии с ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ в этих случаях производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности. О прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится соответствующее постановление, что предусмотрено п. 2 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ «Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении», содержание постановления

1 См.: Статья 2.5 КоАП РФ.

2 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 29 марта 2016 г. №496-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Диомидова Вячеслава Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона »О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» . Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

определено ст. 29.10 КоАП РФ, которая так и называется «Постановление по делу об административном правонарушении».

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела (например, протоколом об административном правонарушении, протоколами о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях — в случае, если такие меры применялись, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, иными документами) в течение суток с момента вынесения постановления направляется по месту прохождения службы лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

Следует понимать, что описанный выше и прямо предусмотренный КоАП РФ порядок действий в отношении сотрудников ОВД и иных лиц, которые подлежат дисциплинарной ответственности за совершение административных правонарушений, достаточно часто не соблюдается. Сотрудники полиции территориальных органов МВД России скорее предпочтут в подобной ситуации оформить факт административного правонарушения, совершённого сотрудником ОВД, путём составления не административно-процессуальных документов, а рапортами и сопроводительным письмом, которые и будут направлены по месту службы для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности, но это является организационной особенностью административной деятельности и не основывается на действующем законодательстве.

Список литературы

2. Равнюшкин А. В. Увольнение со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, при совершении административного правонарушения / А. В. Равнюшкин // Алтайский юридический вестник. — 2015. — № 3 (11). — С. 72-76.

Правила назначения административного наказания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *