Формы коммерческих организаций

Понятие и виды предприятий, учреждений

Предприятие и учреждение – это разновидности более емкого понятия «организация». В отличие от органов исполнительной власти предприятия и учреждения не наделены внешними государственно-властными полномочиями и вследствие этого в административно-правовых отношениях не могут быть субъектами управления. Целью деятельности предприятий и учреждений является удовлетворение материальных, духовных и иных потребностей общества.

Предприятия и учреждения – это две разновидности организаций, отличающихся друг от друга. Это отличие состоит в том, что деятельность предприятия носит производственный характер. Производственный характер деятельности предприятия может быть выражен в трех основных формах: а) производство продукции; б) выполнение работ; в) оказание услуг. Отсюда следует определение предприятия – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг производственного характера в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли.

В отличие от предприятий деятельность учреждений носит непроизводственный характер. Как правило, этот непроизводственный характер выражается (также как и у предприятий) в оказании услуг, но только в данном случае услуги носят непроизводственный характер. Услуги производственного характера от услуг непроизводственного характера отличаются их направленностью. Услуги производственного характера направлены на удовлетворение материальных или физических потребностей членов общества, в то время как услуги непроизводственного характера удовлетворяют потребности в социально-культурной или административно-политической сферах (учреждения образования, культуры, здравоохранения и т. д.).

Вместе с тем следует иметь в виду, что помимо просто предприятий и учреждений существуют предприятия, у которых имеются структурные подразделения в виде учреждений (поликлиника при крупном заводе), а также учреждения, имеющие свои структурные подразделения производственного характера (экспериментальные цеха при НИИ и т. д.).

Предприятия, учреждения можно классифицировать по различным признакам. Для административного права значительный интерес представляет классификация, которая оказывает наибольшее влияние на административно-правовой статус предприятий, учреждений. В этом смысле следует выделить классификацию предприятий, учреждений в зависимости от видов их собственности.

По этому признаку предприятия, учреждения классифицируются на частные, государственные (федеральные и субъектов РФ) и муниципальные (районного, городского, сельского и поселкового значения).

Основы административно-правового статуса предприятий, учреждений

Административно-правовой статус предприятий, учреждений определяется комплексом их прав и обязанностей и правосубъектностью.

Различаются комплексы прав и обязанностей для всех видов предприятий, учреждений; для государственных предприятий и учреждений; для негосударственных предприятий, учреждений.

К правам и обязанностям, характерным для всех предприятий и учреждений, относятся: запрет на вмешательство государства в деятельность предприятий; государственная регистрация предприятий; обязанность ведения и предоставления бухгалтерской, статистической отчетности и иной информации, необходимой для налогообложения уполномоченным на то государственным органам; обязанность соблюдать законодательство РФ и т. д.

Особенность административно-правового статуса государственных предприятий заключается в том, что государство является собственником таких предприятий. К ведению государственных органов относится создание предпри-ятий; определение предмета и цели их деятельности; утверждение устава, управление предприятием, назначение на должность и освобождение от должности руководства; реорганизация и ликвидация предприятий и т. д. Некоторые виды деятельности (производство оружия, боеприпасов и т. д.) разрешаются только государственным предприятиям.

Особенность административно-правового статуса негосударственных предприятий заключается в том, что они практически действуют в пределах административно-правового режима, характерного для всех предприятий. Роль государства по отношению к этим предприятиям проявляется лишь в установлении правовых норм и контроле за их соблюдением.

Существуют также предприятия, учреждения смешанной формы собственности. Отнесение их к государственным или негосударственным предприятиям в административном праве решается следующим образом: административно-правовой статус государственных предприятий или учреждений имеют те из них, в которых при наличии смешанной формы собственности свыше 50 % собственности принадлежит государству. Соответственно, административно-правовой статус негосударственных предприятий, учреждений имеют те из них, доля собственности государства в которых составляет 50 % или менее.

В науке существуют различные точки зрения на проблему фактического обладания правами и обязанностями государственных предприятий, учреждений. В соответствии с одной из них субъектом административной правоспособности является весь коллектив рабочих и служащих предприятия или учреждения. Согласно точке зрения А. П. Алехина, не сами предприятия и учреждения, а их органы управления, т. е. администрация предприятия (учреждения). Вторая точка зрения нам представляется более верной, поскольку действительно «принадлежащие предприятию, учреждению права осуществляются их руководителями и, по установленному распределению обязанностей, другими должностными лицами, а в случаях, предусмотренных законодательством, с участием представителей трудовых коллективов и профсоюзных комитетов. В таком же порядке реализуется административная правосубъектность предприятий и учреждений» .

Гражданские же права представляются предприятию как юридическому лицу, а не его администрации. Однако осуществление гражданской правоспособности является специальной задачей администраций государственных предприятий, тогда как главной – реализация административной правоспособности, принадлежащей ей как органу управления, осуществляющему исполнительно-распорядительную деятельность в пределах данного предприятия (учреждения).

Администрация предприятия – это орган, на который в соответствии с законодательством возложены функции оперативного управления предприятием, учреждением, независимо от формы его собственности. Администрация предприятия представляет собой группу должностных лиц, возглавляет которую единоличный руководитель (начальник, директор и т. д.). Для реализации своих полномочий администрации предприятий наделены государственно-властными полномочиями внутриорганизационного характера.

Администрации государственных предприятий, учреждений входят в систему органов государственного управления (как низовое звено), поскольку для них характерно все то, что характерно для органов государственного управления, так как администрация государственных предприятий, учреждений обеспечивает и их интересы, и интересы государства.

У вас никогда не возникало ощущение, что в нашей стране всё происходит не так как хотелось бы? Страна обладает огромными территориями, однако для людей строят дома с микроскопическими квартирами, по ценам, которые не в состоянии оплатить семья за всю жизнь; масса полезных ископаемых не приноси никакого положительного эффекта для населения; политика государства развалила всю промышленность и сельское хозяйство; у страны нет цели, нет образования, нет достойной пенсии, нет ничего, что создано после СССР, чем можно было бы гордиться.

Итак, начнём расследование. Все представленные материалы являются общедоступными и найдены на просторах сети интернет.

Благодаря международной платформе UPIK® — кросс-фирменной системы идентификации, где номер D&B D-U-N-S® является ключом к однозначному назначению экономических операторов и деловых партнеров по всему миру. Выясняем, что у них зарегистрирована некая организация под названием «PRAVITELSTVO RF, FKU», с главным ответственным (Name Hauptverantwortlicher) — Dmitri Anatolievich Medvedev, не трудно догадаться, что этот медведев и наш медведев-мендель, этот одно и то же лицо. К сожалению рускоязычной версии сайта нет, потомучто эта информация предназначена не нам, однако онлайн переводчик справляется хорошо и с немецкого.

Во время поиска сайт находит все коммерческие фирмы, зарегистрированные у него со словом «PRAVITELSTVO» в т.ч. кафе. На сайте установлена защита от роботов, поэтому прямую ссылку нельзя разместить, но вы можете провести поиск самостоятельно, подтвердив на сайте, что вы не робот.

В информации о фирмах присутствует некий Tätigkeit (SIC) — код стандартной промышленной классификации. Четырехзначный цифровой код, установленный правительством США для обозначения различных отраслей промышленности в соответствии с их функциями и продукцией. Коды стандартной промышленной классификации используются осуществляющими прямой маркетинг организациями для сегментации рассылочных списков и осуществления целевого маркетинга. Правительство использует эти коды для сбора и изучения предпринимательской информации в рамках переписей населения. Первые две цифры кода соответствуют главной группе промышленной классификации, а вторые две указывают на подгруппы. Код не может ответить на вопросы, занято ли предприятие только той деятельностью, на которую указывает его код, и отражает ли код только главную сферу деятельности предприятия. В последнем случае могут быть другие маркетинговые возможности, связанные с той деятельностью, которая не определена кодом стандартной промышленной классификации.

Итак, мы видим что код определяет класс предприятия, его род коммерческой деятельности. В нашем случае это код «9199», заходим на справочный сайт и выясняем, что этим кодом обозначаются коммерческие (Business List — SIC Code 9199 — General Government) правительственные организации.

ОГРН — расшифровка кода

Также, при разборе идентификационной информации наших «государственных учреждений» выяснилось, что практически все из них являются тоже коммерческими структурами. В частности об этом говорит назначенный им ОГРН. Чтобы самим научиться распознавать коммерческие структуры от государственных, обращайте внимание на первую цифру в коде.

Для примера возьмем наугад любой ОГРН и «препарируем» его по частям.
Номер 1-12-77-46-50978-0 состоит из 13 цифр:

С-ГГ-КК-НН-ХХХХХ-Ч

  1. Первая цифра (1) — признак отнесения государственного регистрационного номера записи — сообщает нам о том, что номер принадлежит юридическому лицу. Если бы это была цифра «3», номер принадлежал бы индивидуальному предпринимателю и назывался ОРГНИП. Есть еще вариант, что значение цифры было бы «2» — это свидетельствовало бы о том, что предприятие госучреждение.
  2. Следующие две цифры (12) говорят нам о том, что компания была создана в 2012 году.
  3. Цифры с порядковым номером 4 и 5 (77) указывают на то, что компания зарегистрирована в г. Москве. 77 — это ее порядковый номер субъекта РФ по перечню субъектов Российской Федерации, установленному статьей 65 Конституции.
  4. Цифры с 4 по 7 (7746) указывают нам также на код налоговой инспекции (межрайонная 46-ая налоговая инспекция по г. Москве).
  5. В течение года в реестр налоговых органов вносятся определенные записи. Как раз номер решения, согласно которому было организовано это предприятие, содержится в цифрах с 8 по 12 (50978).
  6. Последняя тринадцатая цифра в этой «чертовой дюжине» обозначает код проверки. На самом деле это результат операции деления числа, образованного из предыдущих 12 цифр на 11: 112774650978/11 = ?
    Если остаток от деления равен 10, то контрольное число будет равно «0», как в нашем случае. Это параметр дополнительной внутренней проверки ОГРН в налоговой службе.

Как видим номер ОГРН с одной стороны может быть уникальным для любого предприятия (двух одинаковых ОГРН в природе не существует, по определению), с другой стороны, каждый регистрационный номер несет в себе достаточно информации о предприятии, главное знать, как расшифровывать его значение.

Для более наглядного примера берём волоколамский городской суд, у которого в реквизитах указан ИНН/КПП: 703135942/502401001, однако при запросе сведений в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц) система нам выдаёт, что с таким номером зарегистрирован только «МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД», т.е. волоколамский городской суд даже не зарегистрирован, его как бы не существует, фикция. Более того, в полученой выписке обнаруживаем, что ОГРН 1037703038064 начинается с «1», т.е. это юридическое лицо, фирма, бизнес, а не госучреждение!!!

И волоколамская налоговая тоже коммерческая организация — ОГРН 1045012550010

Надеюсь, теперь вопрос отпал, почему в нашей стране всё не так как хотелось бы — ничего личного, только бизнес. Все «государственные» структуры лишь извлекают прибыль, не заботясь ни о чём больше. Слова «государственный», «федеральный» ещё не говорят о том, что организация имеет какое-то отношение к государству, как пример в америке с федеральной службой доставки (фидекс) — которая не имеет никакого отношения к государственным структурам.

Предлагаю ВАМ самим дальше начать выяснять назначение тех организаций с которыми ВЫ сталкиваетесь.

Введение 3

1 Основные положения коммерческих и некоммерческих организаций 5

1.1 Коммерческие и некоммерческие организации 5

1.2 Возникновение юридических организаций 7

2 Отличие коммерческих организаций от некоммерческих 11

2.1 Классификация юридических организаций 11

2.2 Организационно-правовые формы некоммерческих организаций 15

Заключение 18

Глоссарий 21

Список использованных источников 23

Приложение А 25

Приложение Б 28

Введение

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязаннос­ти, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

В приведенном определении закреплены следующие признаки юридического лица: организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени. Организационное единство выражается в определении целей и задач организации, в установлении ее внутренней структуры, компетенции органов управления и порядке их деятельности. За­крепляется организационное единство в уставе юридического лица, либо в учредительном договоре и уставе, либо в общем (типовом) положении об организациях данного вида.

Признак имущественной обособленности предполагает, что иму­щество юридического лица обособляется от имущества других юри­дических лиц (в том числе вышестоящих), от имущества его учреди­телей (участников), от имущества государственных или муниципаль­ных образований. При этом юридическое лицо должно иметь не просто обособленное имущество, а обладать им на праве собствен­ности, хозяйственного ведения либо оперативного управления. При­знание юридическим лицом организации, обладающей имуществом лишь на праве временного пользования (по договору аренды или безвозмездного пользования), исключено. Внешним выражением имущественной обособленности является наличие у организации уставного капитала (у хозяйственных обществ), складочного капита­ла (у хозяйственных товариществ), уставного фонда (у государствен­ных, муниципальных унитарных предприятий); а ее у четно-бухгал­терским отражением служит самостоятельный баланс или смета (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Самостоятельная имущественная ответственность юридического лица — следствие его имущественной обособленности (ст. 56 ГК). Прежде всего, следует отметить, что установлен принцип раздельной ответственности, согласно которому учредитель (участник) юридичес­кого лица или собственник его имущества не отвечают по обязательст­вам юридического лица, а юридическое лицо, в свою очередь, не отве­чает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом либо учредительными документами юридического лица. Так, согласно п. 1 ст. 75 ГК РФ участники полного товарищества солидарно несут субси­диарную (дополнительную) ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества (см. также ч. 2 п. 3 ст. 56, п. 2 ст. 82, п. I ст. 95, п. 2 ст. 105, п. 2 ст. 107, п. 4 ст. 121 ГК РФ и др.).

Юридические лица несут ответственность только по своим обя­зательствам, т.е. по обязательствам, в которых являются стороной. Исключения могут быть предусмотрены в законе (например, п. 2 ст. 120 ГК РФ). Далее, юридические лица отвечают всем принадле­жащим им имуществом, т.е. как основными, так и оборотными сред­ствами. Исключение составляет лишь учреждение, которое отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени означает, что юридическое лицо может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде только под своим именем, включающим наименование, содержащим указание на его организационно-правовую форму, а в предусмотренных зако­ном случаях и указание на характер деятельности (п. 1 ст. 54 ГК РФ).

Гражданская правоспособность юридического лица, т.е. способ­ность иметь гражданские права и нести обязанности возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения ликвида­ции. Правоспособность юридического лица может быть общей (как у граждан) и специальной (ст. 49 ГК РФ).

1 Основные положения коммерческих и некоммерческих организаций

1.1 Коммерческие и некоммерческие организации

Коммерческие организации, за исключением унитарных пред­приятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью и могут осуществлять любые виды пред­принимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не со­держится исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься1.

Некоммерческие организации наделены специальной правоспо­собностью и могут иметь только те гражданские права, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренным в их учреди­тельных документах, и нести связанные с этой деятельностью обя­занности. Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ специальной правоспособнос­тью наделены также некоторые коммерческие организации: госу­дарственные и муниципальные унитарные предприятия, а также коммерческие организации, в отношении которых законом предус­мотрена специальная правоспособность (банки, страховые органи­зации и др.). Кроме того, учредители (участники) юридического лица, на которое не распространяется правило о специальной пра­воспособности, могут вместе с тем сами ограничить его правоспособ­ность путем соответствующего указания в учредительных докумен­тах. Например, в уставе акционерного общества, созданного для осуществления строительно-монтажной деятельности, может быть предусмотрен прямой запрет на совершение биржевых сделок.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определя­ется законом (страховой, банковской, риэлтерской, аудиторской, строительно-монтажной и др.), юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Дееспособность юридического лица, т.е. способность своими дей­ствиями приобретать гражданские права и принимать на себя граж­данские обязанности, осуществляется его органами (ст. 53 ГК РФ). Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, президент и др.) и коллегиальными (общее собрание, правление, совет директоров и др.). Однако юридическое лицо не всегда ведет свои дела через органы. Согласно п. 2 ст. 53 ГК РФ в предусмотрен­ных законом случаях оно может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участни­ков, не создавая специальных органов. Так, в полном товариществе каждый участник вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участ­никам (ст. 72 ГК РФ)1. Осуществление юридическим лицом дееспособности возможно и через представителя. Представитель юриди­ческого лица, в отличие от органа, является внешним, посторонним по отношению к юридическому лицу субъектом права. Его полномо­чия основаны на доверенности, выданной органом юридического лица, указании закона либо акте государственного органа или органа местного самоуправления.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учре­дительных документах не установлено иное (п. 2 ст. 54 ГК РФ). До принятия закона о регистрации юридических лиц, в котором будут определены порядок и место регистрации юридических лиц, при разрешении вопроса о месте нахождения юридического лица следу­ет исходить из того, что «местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов»2.

Юридическое лицо вправе иметь обособленные подразделения, расположенные вне места его нахождения и не являющиеся юриди­ческими лицами: филиалы и представительства (ст. 55 ГК РФ). Пред­ставительства юридического лица создаются для представления его интересов и осуществления их защиты. Представительство не выпол­няет производственные или иные основные функции юридического лица. Филиал отличается от представительства тем, что осуществля­ет все его функции или их часть, в том числе представительство (например, филиал центрального универмага, расположенный в одном из округов города и осуществляющий торговлю товарами для детей).

1.2 Возникновение юридических организаций

Возникновение юридических лиц происходит тремя способами: распорядительным, нормативно-явочным и разрешительным. При распорядительном порядке юридическое лицо образуется в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местно­го самоуправления (например, государственные или муниципальные унитарные предприятия, учреждения).

Преобладающим является нормативно-явочный способ создания юридических лиц, в соответствии с которым они могут быть свободно образованы учредителями — гражданами и организациями, т.е. для их возникновения не требуется ни распоряжения о создании, ни разрешения государственных органов или органов местного самоуп­равления. Компетентный орган вправе лишь в ходе государственной регистрации проверить, соответствует ли образованное юридическое лицо установленным нормами права требованиям и соблюден ли порядок его создания. При этом отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК РФ). В нормативно-явочном порядке создаются: хозяйственные общества и товарищества, общест­венные объединения (политические партии, профсоюзы и др.), ре­лигиозные объединения, средства массовой информации и др.

При разрешительном порядке инициатива создания нового юри­дического лица принадлежит учредителям. Участие государства в образовании юридического лица выражается (помимо проверки при регистрации соответствия его учредительных документов закону) в форме «дачи согласия» на его создание. В разрешительном порядке создаются, например, объединения коммерческих организаций — союзы и ассоциации3.

Реорганизация юридического лица представляет собой прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей (с правопреемством) — ст. 57,58 ГК РФ, т.е. деятельность реорганизу­емого юридического лица, продолжается другими лицами. Реоргани­зация осуществляется по решению: учредителей (участников), орга­на юридического лица, уполномоченного на то учредительными до­кументами, компетентного государственного органа (например, фе­дерального антимонопольного комитета) или суда.

3акон различает пять видов реорганизации: слияние (из двух и более юридических лиц образуется одно), присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделение (юридическое лицо делится на два и более юридических лиц), выде­ление (из состава юридического лица выделяются одно или несколь­ко юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого про­изошло выделение, продолжает существовать), преобразование (из­менение организационно-правовой формы юридического лица, его трансформация в юридическое лицо другого вида).

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. При присо­единении юридического лица к другому юридическому лицу к пос­леднему переходят права и обязанности присоединенного юриди­ческого лица. При преобразовании юридического лица одного вида лиц в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическо­му лицу переходят права и обязанности реорганизованного юриди­ческого лица. Правопреемство в этих случаях осуществляется в со­ответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизован­ного юридического лица. В этих случаях правопреемство осущест­вляется в соответствии с разделительным балансом.

Пояснение.

Все юридические лица могут быть подразделены на коммерческие и некоммерческие организации. В основу такой классификации положена цель создания и функционирования юридического лица. Коммерческие организации основной целью имеют извлечение прибыли и могут распределять полученную прибыль среди своих участников (учредителей). Некоммерческие организации не имеют такой основной цели и не могут распределять прибыль среди своих учредителей (участников). Отсутствие цели извлечения прибыли не препятствует некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью, если такая возможность предусмотрена учредительными документами и не препятствует уставным целям и задачам. Вторым критерием для классификации является организациионно-правовая форма, под которой понимается установленное законом структурное построение юридического лица, определяющее порядок его учреждения, права и обязанности учредителей (участников), порядок управления и функционирования. Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций установлен ГК РФ и является исчерпывающим. Коммерческие организации могут быть созданы в виде: хозяйственных товариществ (полного товарищества и товарищества на вере); хозяйственных обществ (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытого акционерного общества, закрытого акционерного общества); производственных кооперативов; унитарных предприятий (государственных и муниципальных). Организационно-правовыми формами некоммерческих организаций согласно ГК РФ являются следующие: общественная организация; религиозная организация; учреждение; фонд; потребительский кооператив; ассоциация (союз). Гражданское законодательство допускает также создание некоммерческого партнерства, государственной корпорации, государственной компании, автономной некоммерческой организации, товарищества собственников жилья, торгово-промышленной палаты и др.

А) производственные кооперативы — коммерческие.

Б) государственные унитарные предприятия — коммерческие.

B) общественные фонды — некоммерческие.

Г) товарищества собственников жилья — некоммерческие.

Д) хозяйственные общества — коммерческие.

Формы коммерческих организаций

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *