Государственное управление охраны труда

У каждого работника есть право на безопасный труд. Это основополагающая норма действующего законодательства, закрепленная также в Конституции РФ. В целях реализации этого принципа государство вырабатывает цели и задачи в трудовой сфере, а также создает правовые инструменты для выполнения поставленных задач. Государственное управление охраной труда осуществляется с помощью разработанной системы правовых норм, регламентирующих отношения нанимателя и сотрудника. Помимо этого, разработаны и используются механизмы контроля за их соблюдением. Как осуществляется государственное управление охраной труда? Ответ – в нашей статье.

Общий подход государственного управления

Отношения нанимателя и сотрудника регулирует Трудовой кодекс РФ. Он представляет собой собрание основных нормативных положений в трудовой сфере. ТК РФ устанавливает ряд приоритетных для страны направлений в данной отрасли.

Что регулирует ТК РФ

Направление Пояснение
Сохранение здоровья и жизни трудоспособного населения Жизнь человека признана высшей ценностью. И на этом положении основаны другие нормы законодательства.
Профилактика травматизма на производстве Положения трудового законодательства направлены на предотвращение:

  • травматизма;
  • аварийных ситуации;
  • несчастных случаев.
Контроль исполнения установленных нормативов Разработанные механизмы позволяют вовремя выявлять и устранять факты нарушений законодательства

Одним из ключевых вопросов трудовой отрасли выступает государственное управление охраной труда с использованием конкретных механизмов, установленных статьей 216 ТК РФ для федерального и регионального уровней.

Госуправление на федеральном уровне

Своего рода высшим уровнем власти в трудовой области признано Правительство РФ. И в частности, Минтруд. Он обладает следующим набором полномочий:

  • разрабатывает основные принципы управления;
  • готовит федеральные целевые программы;
  • создает и внедряет правила безопасности на промышленных объектах;
  • контролирует реализацию общероссийских программ на уровне отдельных регионов.

Все госорганы федерального уровня обязаны координировать свои действия в трудовой сфере с Минтрудом. Именно этот орган государственной власти принимает итоговые решения и определяет политику государства в данной области.

Госуправление на региональном уровне

Немаловажно знать и понимать, кем осуществляется государственное управление охраной труда в субъектах РФ. В регионах – это прерогатива органов исполнительной власти. Они отвечают за выполнение задач, присланных из федерального центра, и несут следующие обязанности:

  • разработка требований охраны труда на региональном уровне с учетом общих программ;
  • реализация программ обучения в трудовой сфере;
  • экспертиза условий труда, в частности, контроль правильности проведения спецоценки на предприятиях;
  • проведение проверок работодателей региона с целью обеспечения соблюдения норм трудового законодательства на каждом производственном объекте в пределах региона.

Таким образом, государственное управление охраной труда осуществляется ст. 216 ТК и ФЗ федеральными органами исполнительной власти. Они обеспечивают совместную деятельность региональных органов и подготавливают целевые положения законодательства и программы их реализации.

В свою очередь, властные органы на региональном уровне контролируют деятельность конкретных предприятий и организаций, а также следят за выполнением положений государственного трудового законодательства в сфере охраны прав работников.

Проведение госэкспертизы условий труда

Одним из механизмов государственного контроля в сфере охраны труда выступает госэкспертиза. Её делают с целью контроля качества специальной оценки, которую работодатель инициирует и проводит самостоятельно.

Задача этой экспертизы – проверить истинное положение дел на предприятии и выявить возможные нарушения законодательства. В ходе проверки оценивают соблюдение прав сотрудников, выдачу компенсаций и льгот за работу во вредных условиях, а также других положений законодательства в этой отрасли.

Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья сотрудников в процессе трудовой деятельности. Она включает комплекс мер. Например:

  • правовые;
  • социально-экономические;
  • санитарно-гигиенические;
  • лечебно-профилактические и другие мероприятия.

Экспертизу инициирует персоналом и представляющие работников структуры, страховые компании, а также судебные органы.

После ее проведения составляют проект заключения, в котором отражают всю собранную информацию.

Госэкспертиза не допускает нарушения законодательства в области охраны труда: при выявлении несоответствия полученных данных с данными спецоценки работодателю грозит административная ответственность.

Подробнее об этом см. «Государственная экспертиза условий труда в России».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Государственное управление охраной труда в соответствии со ст.35.1 ТКРФ осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и др. федеральными органами исполнительной власти.

В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, — соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.
Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.»

Правовые мероприятия — создание системы правовых норм и нормативов, устанавливающих стандарты безопасных и здоровых условий труда на государственном уровне. Система правовых норм и нормативов основывается на Конституции РФ, принятой Всенародным голосованием 12.12.93 г. и включает в себя: Федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти РФ, а также отдельные нормативные акты, принимаемые в конкретных организациях в развитие основополагающих государственных актов (законы, постановления, нормы, нормативы, правила, инструкции и другие документы).
Социально-экономические мероприятия — включают меры государственного стимулирования работодателей по повышению уровня охраны труда, установление льгот и компенсаций при выполнении тяжелых работ, а также за работу во вредных и опасных условиях труда: обязательное социальное страхование и выплату компенсаций при возникновении производственных травм и профессиональных заболеваний; защиту отдельных наименее социально защищенных категорий работников (дополнительные отпуска, ограничения при подъеме и перемещении тяжестей, сокращенный рабочий день, повышение заработной платы и ряд других льгот и компенсаций).
Организационно-технические мероприятия. Основу этих мероприятий составляет техника безопасности — система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающая воздействие опасных производственных факторов, которая является составной частью охраны труда.

Организационно-технические мероприятия по охране труда включают широкий диапазон мероприятий по охране труда: создание службы охраны труда и обеспечение службы необходимыми измерительными приборами, нормативными документами и необходимой производственной площадью; создание общественных комиссий по охране труда; распределение должностных обязанностей по охране труда между руководителями и специалистами организации; обеспечение контроля за соблюдением работниками правил по охране труда; организацию обучения, проверку знаний и инструктаж работников; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификацию работ по охране труда; устранение или уменьшение степени воздействия вредных и опасных производственных факторов; применение новых безопасных машин, механизмов и оборудования, технологий и материалов, повышение дисциплины труда и ее составляющих (трудовой, производственной и технологической); планирование и финансирование мероприятий по охране труда, информирование работников о наличии (отсутствии) вредных и опасных факторов, состоянии охраны труда в организации и т.д.

Санитарно-гигиенические мероприятия — охватывают работы, направленные на снижение вредных производственных факторов, с целью предотвращения профессиональных заболеваний, улучшение условий труда и повышение культуры производства.
При реализации мероприятий необходимо руководствоваться Гигиеническими критериями и Санитарными правилами и нормами (СанПиН).

Лечебно-профилактические мероприятия — включают в себя организацию первичных и периодических медицинских осмотров, организацию лечебно-профилактического питания.

Реабилитационные мероприятия — охватывают проводимую работу по восстановлению здоровья работника, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Реабилитационные мероприятия подразделяются на медицинские, профессиональные и социальные.

Из других мероприятий охраны труда следует учитывать психофизиологические и мотивационные. Работа по охране труда должна проводиться постоянно, комплексно, целенаправленно и под постоянным контролем. Правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия направлены на их реализацию в организационно-технической работе, непосредственно связанной с производством и определяющей уровень состояния охраны труда в организации.

Законодательными и нормативными актами определены основные термины и определения по охране и улучшению условий труда:

Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда (ГОСТ 12.0.002-80 (1999).

Новая редакция Ст. 216 ТК РФ

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Часть вторая утратила силу.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;

разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;

разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;

обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;

координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

организуют международное сотрудничество в области охраны труда;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:

обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;

организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Статье 216 ТК РФ

Государственное управление охраной труда — это комплекс мероприятий, которые проводят государственные органы исполнительной власти, на которые возложены исполнительные, регулирующие, разрешительные, координирующие, надзорные, контрольные и другие функции. Основная цель:

— формировать и проводить государственную политику по охране труда в областях их деятельности;

— разрабатывать и реализовывать федеральные отраслевые и региональные программы улучшения условий и охраны труда;

— содействовать разработке и выполнению находящимися в сферах их ведения организациями мероприятий по обеспечению безопасности работников в процессе труда;

— предупреждать и устранять нарушения требований охраны труда.

Другой комментарий к Ст. 216 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством непосредственно или по его поручению Министерством здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) и другими федеральными органами исполнительной власти, а также государственными инспекциями по надзору и контролю за охраной труда, находящимися в структурах некоторых министерств, например Госсанэпиднадзором Минздравсоцразвития России.

2. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, является Минздравсоцразвития. Министерство может вносить в Правительство проекты федеральных законов и иных правовых актов. Кроме этого, оно вправе самостоятельно принимать правовые акты в сфере охраны труда. Находящаяся в составе Минздравсоцразвития Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.

3. Государственное управление охраной труда возложено также на специальную Межведомственную комиссию по охране труда, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 марта 1994 г. N 238 (САПП РФ. 1994. N 14. Ст. 1056). Комиссия, возглавляемая министром труда, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда.

4. Государственное управление охраной труда в регионах осуществляется как федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами охраны труда, так и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Справка

Во исполнение законодательства Российской Федерации об охране труда, в целях обеспечения безопасных условий и охраны труда федеральных государственных гражданских служащих (далее — гражданские служащие) и работников, работающих по трудовому договору, своевременного и правильного расследования и учета несчастных случаев в центральном аппарате Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее — Министерство) приказываю:

1. Возложить на Департамент управления делами (В.Н. Маркин) обязанности по организации и координации деятельности по обеспечению безопасных условий и охране труда в центральном аппарате Министерства, в том числе:

осуществление контроля за обеспечением охраны и безопасности труда гражданских служащих и работников центрального аппарата Министерства;

проведение вводных инструктажей по безопасности труда с гражданами Российской Федерации, впервые и вновь поступающими на должности федеральной государственной гражданской службы, и гражданами Российской Федерации, принимаемыми на работу по трудовому договору;

организацию работ по проведению расследования и учету несчастных случаев, происшедших с гражданскими служащими (работниками) центрального аппарата Министерства;

разработку и хранение документации по условиям и охране труда (инструкций, актов о несчастных случаях на производстве и других документов по расследованию несчастных случаев в центральном аппарате Министерства, протоколов замеров параметров опасных и вредных производственных факторов) в соответствии с установленными законодательством сроками.

2. Назначить ответственным за организацию работ по охране труда в центральном аппарате Министерства заместителя начальника отдела государственной службы, кадров и государственных наград Департамента управления делами И.Н. Баранова.

3. Утвердить прилагаемую Инструкцию по охране труда федеральных государственных гражданских служащих и работников центрального аппарата Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

4. Возложить на руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства ответственность за обеспечение безопасных условий и охрану труда гражданских служащих и работников подразделений, в том числе:

проведение с ними в установленном порядке инструктажей по безопасности труда;

немедленную организацию первой помощи пострадавшему в результате несчастного случая и при необходимости организацию доставки его в учреждение здравоохранения:

сообщение о несчастном случае Министру культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и информирование о несчастном случае директора Департамента управления делами, а в его отсутствии заместителя директора Департамента управления делами — начальника отдела государственной службы, кадров и государственных наград,

сохранение до начала расследования несчастного случая обстановки, какой она была на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью других людей и не приводит к аварии). В случае невозможности сохранения — фиксацию сложившейся обстановки (схемы, фотографии).

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Д.М. Амунца.

Министр А.С. Соколов

Общие требования охраны труда

1.1. Сфера действия Инструкции.

Настоящая Инструкция определяет требования охраны труда для федеральных государственных гражданских служащих (далее — гражданские служащие) и работников центрального аппарата Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.

1.2. Требования к гражданским служащим (работникам) центрального аппарата Министерства и проведение инструктажей.

1.2.1. Граждане Российской Федерации, впервые и вновь поступающие на должности федеральной государственной гражданской службы, и граждане Российской Федерации, принимаемыми на работу по трудовому договору, независимо от предыдущего стажа и вида работ допускаются к самостоятельной работе только после прохождения вводного инструктажа по охране труда, при необходимости инструктажа по охране труда на рабочем месте, а также обучения по оказанию первичной доврачебной помощи пострадавшим от несчастных случаев (получения травмы на производстве).

1.2.2. В случае привлечения гражданских служащих (работников) для проведения работ, требования охраны труда к которым не указаны в настоящей Инструкции, данные гражданские служащие (работники) предварительно должны пройти целевой инструктаж по охране труда в соответствии с видом предстоящей работы.

1.2.3. Каждый инструктаж гражданских служащих (работников) должен заканчиваться обязательной проверкой его усвоения.

1.2.4. Проведение всех видов инструктажей должно регистрироваться в журналах регистрации инструктажей с обязательными подписями получившего и проводившего инструктаж.

1.2.5. Каждому гражданскому служащему (работнику) необходимо:

знать место хранения медицинской аптечки;

уметь оказать первую помощь при производственных травмах;

уметь правильно действовать при тушении пожаров.

1.3. Опасные и вредные производственные факторы.

1.3.1. Работа гражданских служащих (работников) может сопровождаться наличием следующих опасных и вредных производственных факторов:

работа на персональных компьютерах — ограниченной двигательной активностью, монотонностью и значительным зрительным напряжением;

работа с электроприборами (приборы освещения, бытовая техника, принтер, сканер и прочие виды офисной техники) — повышенным значением напряжения электрической цепи;

работа вне организации (по пути к месту командировки и обратно) — движущимися машинами (автомобили и прочие виды транспорта), неудовлетворительным состоянием дорожного покрытия (гололед, неровности дороги и пр.)

1.4. Требования к рабочим помещениям и оборудованию рабочих мест.

1.4.1. Помещения, предназначенные для размещения рабочих мест, оснащенных персональными компьютерами, следует оснащать солнцезащитными устройствами (жалюзи, шторы и пр.).

1.4.2. Все помещения с персональными компьютерами должны иметь естественное и искусственное освещение.

1.4.3. Запрещается применение открытых ламп (без арматуры) в установках общего и местного освещения.

1.4.4. Искусственное освещение на рабочих местах в помещениях с персональными компьютерами следует осуществлять в виде комбинированной системы общего и местного освещения.

1.4.5. Местное освещение обеспечивается светильниками, установленными непосредственно на столешнице.

1.4.6. Для борьбы с запыленностью воздуха необходимо проводить влажную ежедневную уборку и регулярное проветривание помещения.

1.4.7. Рабочее место должно включать: рабочий стол, стул (кресло) с регулируемой высотой сиденья.

1.5. Ответственность должностных лиц центрального аппарата Министерства.

1.5.1. Гражданские служащие (работники) несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за соблюдение требований Инструкции, производственный травматизм и аварии, которые произошли по их вине.

1.5.2. Контроль выполнения требований данной Инструкции возлагается на руководителей структурных подразделений.

Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Прибыть на работу заблаговременно для исключения спешки и, как следствие, падения и случаев травматизма, при этом:

не подниматься и не спускаться бегом по лестничным маршам;

не садиться и не облокачиваться на ограждения и случайные предметы;

обращать внимание на знаки безопасности, сигналы и выполнять их требования;

не приступать к работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

2.2. Осмотреть рабочее место и оборудование. Убрать все лишние предметы.

2.3. Очистить экран дисплея персонального компьютера от пыли. Отрегулировать высоту и угол наклона экрана.

2.4. Отрегулировать уровень освещенности рабочего места.

2.5. Отрегулировать кресло по высоте. Проверить исправность оборудования.

2.6. О замеченных недостатках и неисправностях немедленно сообщить руководителю и до устранения неполадок и разрешения руководителя к работе не приступать.

Требования охраны труда во время работы

3.1. На рабочих местах, оснащенных персональными компьютерами:

3.1.1. Переводить женщин, с момента установления беременности, на работы, не связанные с использованием персональных компьютеров, или ограничивать время работы на них не более 3-х часов за рабочую смену.

3.1.2. Экран должен находиться ниже уровня глаз на 5 град, и располагаться в прямой плоскости или с наклоном на оператора (15 град.).

3.1.3. Расстояние от глаз оператора до экрана должно быть в пределах 60 — 80 см.

3.1.4. Местный источник света по отношению к рабочему месту должен располагаться таким образом, чтобы исключить попадание в глаза прямого света, и должен обеспечивать равномерную освещенность на поверхности 40 х 40 см, не создавать слепящих бликов на клавиатуре и других частях пульта, а также на экране видеотерминала в направлении глаз работника.

3.1.5. При периодическом наблюдении за экраном — экран должен находиться справа, клавиатура напротив правого плеча, а документы в центре левого угла обзора. При постоянной работе экран должен быть расположен в центре поля обзора, документы слева на столе или на специальной подставке. Рукопись, клавиатура и экран должны быть удалены на одинаковое расстояние от глаз работника.

3.1.6. Для снижения зрительного и общего утомления после каждого часа работы за экраном следует использовать регламентированные перерывы продолжительностью 10 минут, во время которых осуществляется отдых.

3.1.7. Необходимо в течение всего рабочего дня содержать в порядке и чистоте рабочее место. В течение рабочей смены экран дисплея должен быть не менее одного раза очищен от пыли.

3.1.8. Во время работы запрещается:

прикасаться к задней панели системного блока (процессора) при включенном питании;

производить переключение разъемов интерфейсных кабелей периферийных устройств при включенном питании;

загромождать верхние панели устройств бумагами и посторонними предметами;

допускать захламленность рабочего места;

производить отключение питания во время выполнения активной задачи;

допускать попадание влаги на поверхность системного блока (процессора), монитора, рабочую поверхность клавиатуры, дисководов, принтеров и др. устройств;

включать сильно охлажденное (принесенное с улицы в зимнее время) оборудование;

производить самостоятельно вскрытие и ремонт оборудования.

3.2. При работе с электроприборами и оргтехникой (персональные компьютеры, принтеры, сканеры, копировальные аппараты, факсы, бытовые электроприборы, приборы освещения):

3.2.1. Автоматические выключатели и электрические предохранители должны быть всегда исправны.

3.2.2. Изоляция электропроводки, электроприборов, выключателей, штепсельных розеток, ламповых патронов и светильников, а также шнуров, с помощью которых включаются в электросеть электроприборы, должны быть в исправном состоянии.

3.2.3. Электроприборы необходимо хранить в сухом месте, избегать резких колебаний температуры, вибрации, сотрясений.

3.2.4. Для подогрева воды пользоваться сертифицированными электроприборами с закрытой спиралью и устройством автоматического отключения, с применением несгораемых подставок.

3.2.5. Запрещается:

пользоваться неисправными электроприборами и электропроводкой;

очищать от загрязнения и пыли включенные осветительные аппараты и электрические лампы;

ремонтировать электроприборы самостоятельно;

подвешивать электропровода на гвоздях, металлических и деревянных предметах, перекручивать провод, закладывать провод и шнуры на водопроводные трубы и батареи отопления, вешать что-либо на провода, вытягивать за шнур вилку из розетки;

прикасаться одновременно к персональному компьютеру и к устройствам, имеющим соединение с землей (радиаторы отопления, водопроводные краны, трубы и т.п.), а также прикасаться к электрическим проводам, неизолированным и неогражденным токоведущим частям электрических устройств, аппаратов и приборов (розеток, патронов, переключателей, предохранителей);

применять на открытом воздухе бытовые электроприборы и переносные светильники, предназначенные для работы в помещениях;

пользоваться самодельными электронагревательными приборами и электроприборами с открытой спиралью;

наступать на переносимые электрические провода, лежащие на полу.

3.2.6. При перерыве в подаче электроэнергии и уходе с рабочего места выключать оборудование.

3.3. По пути к месту командировки и обратно:

3.3.1. Избегать экстремальных условий на пути следования.

3.3.2. Соблюдать правила дорожного движения и правила поведения в транспортных средствах.

3.3.3. Соблюдать осторожность при обходе транспортных средств и других препятствий, ограничивающих видимость проезжей части.

3.3.4. В период неблагоприятных погодных условий (гололед, снегопад, туман) соблюдать особую осторожность.

Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. Немедленно прекратить работу, отключить персональный компьютер, иное электрооборудование и доложить руководителю работ, если:

обнаружены механические повреждения и иные дефекты электрооборудования и электропроводки;

наблюдается повышенный уровень шума при работе оборудования;

наблюдается повышенное тепловыделение от оборудования;

мерцание экрана не прекращается;

наблюдается прыганье текста на экране;

чувствуется запах гари и дыма;

прекращена подача электроэнергии.

4.2. Не приступать к работе до полного устранения неисправностей.

4.3. В случае возгорания или пожара работники должны немедленно прекратить работу, отключить электроприборы, вызвать пожарную команду, сообщить руководителю работ и приступить к ликвидации очага пожара имеющимися средствами огнетушения.

4.4. При травме в первую очередь освободить пострадавшего от травмирующего фактора, поставить в известность руководителя работ, вызвать медицинскую помощь, оказать первую доврачебную помощь пострадавшему и по возможности сохранить неизменной ситуацию до начала расследования причин несчастного случая.

Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Привести в порядок рабочее место.

5.2. Отключить и обесточить оборудование.

5.3. При выходе из здания Министерства гражданский служащий (работник) обязан:

убедиться в отсутствии движущегося транспорта; ходить по тротуарам и пешеходным дорожкам.

Основные требования охраны труда по расследованию несчастных случаев

6.1. Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с гражданскими служащими (работниками) при выполнении ими должностных (трудовых) обязанностей в центральном аппарате Министерства или служебной командировке.

6.2. Гражданский служащий (работник) обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом несчастном случае, происшедшем в центральном аппарате Министерства.

Если несчастный случай произошел при нахождении гражданского служащего (работника) в служебной командировке, гражданский служащий (работник) обязан немедленно известить об этом руководителя организации, в которую он командирован, а также своего непосредственного или вышестоящего руководителя.

6.3. Расследованию подлежат: травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом; острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; повреждения, полученные в результате аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, повлекшие за собой необходимость перевода гражданского служащего (работника) на другую должность, временную или стойкую утрату работоспособности либо смерть, если они произошли:

в течение служебного (рабочего) времени на территории Министерства или вне территории Министерства, а также при выполнении должностных обязанностей (работ) в сверхурочное время;

при следовании к месту служебной командировки и обратно;

при осуществлении не входящих в должностные (трудовые) обязанности гражданского служащего (работника) действий, но совершаемых в интересах Министерства или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.

6.4. По каждому несчастному случаю в центральном аппарате Министерства, вызвавшему потерю трудоспособности на срок не менее одного дня, необходимость перевода гражданского служащего (работника) в соответствии с медицинским заключением на другую должность либо повлекшего его смерть, создается комиссия по расследованию несчастного случая, которая оформляет акт о несчастном случае и направляет вместе с другими материалами расследования несчастного случая в органы и организации, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 1 февраля 2008 г. N 18 «Об организации работ по охране труда в центральном аппарате Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации”

Текст приказа официально опубликован не был

В статье 221 Трудового кодекса определены субъекты государственного управления охраной труда и их основные функции.
Субъекты управления охраной труда:
На республиканском уровне — Правительство Респуб­лики Беларусь или уполномоченный им республиканский орган государственного управления в сфере труда (Минис­терство труда и социальной защиты Республики Беларусь), иные республиканские органы государственного управле­ния в пределах их компетенции;
На отраслевом уровне — республиканские органы госу­дарственного управления, иные государственные организа­ции, подчиненные Правительству Республики Беларусь;
На территориальном уровне — местные исполнительные и распорядительные органы.
Правительство Республики Беларусь обеспечивает про­ведение единой государственной политики в области охраны труда, определяет полномочия в области охраны труда рес­публиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, организует разработку республиканс­ких целевых программ улучшения условий и охраны труда.
Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Прави­тельству Республики Беларусь, осуществляют:
— разработку и принятие в пределах их компетенции нормативных правовых актов, в том числе технических нор­мативных правовых актов, содержащих требования по ох­ране труда, разработку и реализацию отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда;
— контроль за соблюдением требований по охране труда в подчиненных им организациях;
— анализ причин производственного травматизма и про­фессиональной заболеваемости, разработку и реализацию мер по их профилактике в подчиненных им организациях;
— организацию обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов подчиненных им организаций.
Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют:
— разработку и реализацию территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда;
— контроль за соблюдением требований по охране труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории;
— информационное обеспечение организаций, располо­женных на подведомственной им территории, по вопросам охраны труда;
— организацию обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на подведомс­твенной им территории, которые не находятся в подчинении республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Прави­тельству Республики Беларусь, и других организаций.
Президент Республики Беларусь определяет единую го­сударственную политику в области охраны труда и осу­ществляет цные полномочия в этой области в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом «Об охранё труда» и иными законодательными актами.
Правительство Республики Беларусь обеспечивает про­ведение единой государственной политики в области охраны труда, в пределах своей компетенции определяет полномочия республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в области охраны труда, организует разработку республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда, осуществляет иные полномочия в области охраны труда, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и ак­тами Президента Республики Беларусь (статьи 5, 6 Закона «Об охране труда»).

Государственное управление охраны труда

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *