Социальный патронат инвалидов

Семейное неблагополучие — явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому работу по профилактике семейного неблагополучия необходимо проводить постоянно.

Неблагополучные семьи условно можно разделить на группы, в соответствии с доминирующим фактором, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности — неполные).

Социально неблагополучные семьи обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Эти семьи самостоятельно способны выйти из сложившейся ситуации при использовании той педагогической, психологической, юридической и т. п. информации, которую предоставляют социальные службы. Патронат таких семей целесообразен в течение одного года.

К другой группе относятся семьи с огромным количеством проблем и семьи, которые не обладают достаточным ресурсом, необходимым для выхода из критической ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-педагогическое, социальное, правовое сопровождение, постоянный контроль ситуации в семье всеми специалистами системы профилактики.

Патронат с такими семьями проводится более длительный период, так как родители не хотят и не могут воспитывать своих детей иначе, чем это было в течение не одного поколения семьи. Изменение воспитательного стиля родителей может происходить только постепенно, при их желании и заинтересованном участии специалистов различного профиля.

В настоящее время остро стоит вопрос разработки оптимальной и психологически обоснованной методики оказания помощи семье. Под влиянием различных социальных факторов утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, что в большинстве случаев приводит к разрушению семьи. В кризисных для семей ситуациях наиболее уязвимыми становятся дети.

В целях защиты прав и интересов детей, нуждающихся в помощи государства, реализации их права жить и воспитываться в семье, социальными службами над неблагополучными семьями устанавливается социальный патронат.

Социальный патронат — это комплекс мероприятий, направленных на содействие нормальному воспитанию и развитию ребенка, сохранению за ним родительского попечения.

Основные задачи социального патроната:

— профилактика социального сиротства;

— оказание различных видов социальной помощи и поддержки семьям;

— предотвращение оставления ребенка без родительского попечения;

— создание оптимальных условий для дальнейшей адаптации, социализации и развития ребенка.

Социальный патронат основывается на принципах:

— соблюдения прав семьи на автономию, признания ценности и уникальности ее опыта;

— соответствия потребностям семьи, воспитывающей ребенка (детей);

— адресности, законности, конфиденциальности, превентивности, профессиональной компетентности;

— обеспечения равных возможностей в получении и доступности услуг по социальному патронату для семьи, воспитывающей ребенка (детей).

В современных условиях социальный патронат — это защитная система, которая устанавливается социальной службой в отношении семей, которые испытывают кризис и неблагополучие, и долгое время не могут самостоятельно решить свои проблемы и справиться с психологическими нагрузками.

Социальный патронат устанавливается органом опеки и попечительства в случае создания родителями несовершеннолетнего своими действиями или бездействием условий, препятствующих нормальному воспитанию и развитию ребенка, а также в случаях отрицательного влияния родителей на его поведение, но при этом оснований для лишения родителей родительских прав недостаточно.

Работа социальных служб по осуществлению социального патроната в городе Москве регулируется Законом города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» и постановлением Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. № 433-ПП «О мерах по обеспечению реализации Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве».

Социальный патронат осуществляется на основании договора о социальном патронате, заключаемого между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа, уполномоченной организацией и родителями ребенка.

Социальный патронат осуществляется в форме индивидуальной профилактической работы с соблюдением принципа конфиденциальности.

Срок осуществления социального патроната устанавливается индивидуально исходя из конкретных потребностей ребенка — краткосрочно на срок до шести месяцев или долгосрочно от шести месяцев, но не более двух лет.

В Северо-Восточном административном округе учреждениями, уполномоченными осуществлять социальный патронат, являются государственные бюджетные учреждения — Центры социальной помощи семье и детям «Диалог», «Родник», а также Городской ресурсный центр «Отрадное».

В рамках работы с неблагополучной семьей осуществляется межведомственное взаимодействие учреждений и организаций, таких как социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних, образовательные учреждения, органы опеки и попечительства, учреждения здравоохранения.

Этапы социального патроната:

-получение сигнала о неблагополучии в семье,

-постановка семьи на социальное сопровождение,

-проведение социальной диагностики, сбор информации,

-установление контакта с семьей,

-выявление основных проблем,

-разработка индивидуальной программы социального патроната семьи, участие в которой принимают специалист КДНиЗП, педагоги школы, работники здравоохранения,

-реализация индивидуальной программы (реализация принятых решений, достижение результатов, при которых семья смогла бы функционировать самостоятельно).

Для успешного осуществления социального патроната со стороны семьи необходимо согласие на помощь и поддержку, желание сотрудничать и выполнять рекомендации индивидуальной программы.

Показателем эффективности работы с семьями является оздоровление психологического климата, восстановление детско-родительских и

межличностных отношений, активизация скрытого положительного потенциала семьи, повышение психолого-педагогической компетенции взрослых членов семьи.

Положительный результат работы по осуществлению социального патроната на примере семьи Березкиных и их несовершеннолетней дочери Анны (15 лет) (фамилия изменена).

Соседка Березкиных обратилась в орган опеки и попечительства в связи с тем, что несовершеннолетняя Анна Березкина часто в вечернее время находилась одна на улице, что вызвало беспокойство.

Сотрудниками органов опеки, попечительства и патронажа совместно со специалистами Центра «Родник» в результате проведения первичной диагностики семьи было установлено, что родители девочки находятся в разводе, проживают в одной квартире, работают, заняты устройством собственной личной жизни, ребенок часто находится один и представлен сам себе.

Частые ссоры в семье также являлись причиной утраты эмоциональной связи между родителями и дочерью, у матери и отца несовершеннолетней не была сформирована в полном объеме родительская ответственность.

В результате проведения диагностики семья согласилась заключить договор социального патроната, составлен план индивидуально-профилактической работы с семьей несовершеннолетней по нормализации ситуации в семье и устранению причин, повлекших семейное неблагополучие.

В ходе совместной работы с семьей был разработан алгоритм поведения родителей, направленный на стабилизацию ситуации в семье.

По разработанной схеме Анна с родителями принимала участие в тренинговых занятиях по программе «Семейная гостиная», направленных на сплочение родителей с ребенком.

С родителями несовершеннолетней проводилась индивидуальная психологическая работа в целях повышения степени исполнения родительских обязанностей и ответственности за судьбу ребенка, направленная на изменение психологического климата в семье.

Совместная работа специалистов и Березкиных по улучшению ситуации в семье в течение года привела к положительным результатам, Аня успешно закончила школу и поступила в колледж, а ее родители помирились и снова вступили в законный брак.

Классификатор трудных жизненных ситуаций учитывает логику развития проблем детей от их возникновения до разрешения и включает:

  • 1) ситуации, требующие социально-профилактического вмешательства;
  • 2) ситуации, требующие срочного социально-терапевтического вмешательства;
  • 3) ситуации, требующие социального патронажа.

Каждая ситуация может носить завершенный или незавершенный характер в зависимости от того, насколько решены проблемы детей, т.е. насколько исчерпана жизненная ситуация, в которой они оказались, и нуждаются ли дети в дальнейшем социальном сопровождении.

Социальный патронаж семьи с детьми является активной формой третичной профилактики (коррекции). Согласно законодательству, это «форма оказания услуг, которые предоставляются на длительной основе семьям с детьми и несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию и не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно ее преодолеть, на срок, необходимый для преодоления данной ситуации»1.

Социальный патронаж — форма социального обслуживания на дому, представляющая собой посещение клиентов с диагностическими, социально-реабилитационными целями, направленная на раскрытие ресурсов семьи, способствующими выходу из трудной жизненной ситуации .

Социальный патронаж в зависимости от цели подразделяется на три вида — первичный, плановый, комплексный.

Первичный социальный патронаж осуществляется для выявления, постановки на учет и оказания экстренной помощи семье. В процессе его проведения посредством беседы с членами семьи выделяются основные причины неблагополучия семьи. Во время первичного патронажа специалистом по работе с семьей составляется социальный паспорт семьи и первичный акт обследования жилищно-бытовых условий. Плановое посещение семьи позволяет выявить возможные изменения, которые произошли со времени последнего посещения. Ее осуществляет мобильная выездная бригада, в составе которой работают специалист по работе с семьей и педагог-психолог. В ходе планового посещения подписывается двусторонний договор о сотрудничестве, составляется повторный акт обследования жилищнобытовых условий, акт проведения беседы. Комплексный социальный патронаж проводится одновременно несколькими сотрудниками учреждения социального обслуживания (например, специалист по социальной работе и медицинский работник) с целью комплексного подхода к разрешению трудной жизненной ситуации молодой семьи. Во время данного вида патронажа специалист по работе с семьей наблюдает за семьей в домашних условиях, изучает быт, взаимоотношения в семье, знакомится с режимом, питанием, особенностями и традициями семьи, узнает о самочувствии членов семьи в момент проведения патронажа. Комплексный патронаж молодых семей, находящихся в социально опасном положении, осуществляет специалист по работе с семьей, совместно с педагогом-исихологом, возможно присутствие представителей органов опеки и попечительства, инспектора по делам несовершеннолетних. Посещение семьи, находящейся в социально опасном положении, совместно с представителями других органов системы профилактики дает возможность специалистам исследовать трудную жизненную ситуацию данной семьи комплексно. Тем самым становится возможным определить несколько вариантов разрешения ее трудностей.

Социальный патронаж включает подготовительный, основной и заключительные этапы.

Подготовительный этап предполагает планирование посещения семьи, находящейся в социально опасном положении (договоренность с членами семьи о времени и дате визита), определение цели патронажа, выбор методов социальной диагностики (чаще всего применяется стандартизированное интервью). Как правило, специалисты предварительно не договариваются с членами семьи о времени и дате визита, так как это может помешать сбору объективной информации о жилищно-бытовых условиях проживания семьи. На подготовительном этапе специалисты готовят заранее всю необходимую документацию и оборудование для выезда в семью (акт жилищно-бытовых условий, акт проведения беседы, раздаточный материал, фотокамеру и др.). Заранее составляется список основных вопросов, которые будут заданы членам семьи, находящейся в социально опасном положении. В случае если семья нуждается в государственной помощи в натуральной форме, специалисты комплектуют наборы одежды, продуктов питания для дальнейшей ее доставки получателям социальных услуг.

Основной этап — этап посещения клиента на дому, проведение социальной диагностики, во время которого вся полученная информация от членов семьи фиксируется специалистом по работе с семьей в тетради. С разрешения клиента делается несколько фотоснимков жилищно-бытовых условий. Специалист по работе с семьей оказывает консультативную помощь (в рамках своей компетенции) членам семьи по различным вопросам. Педагог-психолог предоставляет психологическую помощь членам семьи, если она необходима, проводится социальная диагностика молодой семьи.

На заключительном этапе социального патронажа семьи, находящейся в социально опасном положении, специалисты подводят итоги своей работы, делают анализ результатов повторной социальной диагностики, разрабатывают рекомендации для семьи по выходу из трудной жизненной ситуации. Происходит оформление результатов социального патронажа в виде акта обследования жилищно-бытовых условий семьи, дополнительно оформляется социальная карта клиента. Анализ результатов социальной диагностики на заключительном этапе социального патронажа, позволяет специалисту по социальной работе разработать индивидуальную программу реабилитации для семьи, находящейся в социально опасном положении.

Таким образом, социальный патронаж как форма социального обслуживания является необходимым пунктом в индивидуальной программе реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении1. Технология социального патронажа семьи, находящейся в социально опасном положении, представляет собой регулярную (на определенный срок) последовательную помощь семье.

Капитонов Евгений Сергеевич
студент специальности «Социальная работа»
Костенко Ольга Ефимовна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии
ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Сазинская Надежда Емельяновна
специалист по социальной работе
БУ КЦСОН Рябинушка ЦАО г. Омска
Омск
Семья – это один из главных объектов социальной работы. Это сложная форма жизнедеятельности и взаимодействия людей, обусловленная общественно – экономическими и юридическими нормами. К сожалению, в России в настоящее время большинство семей по уровню доходов находится ниже прожиточного минимума. Из-за этого снижается рождаемость, понижается жизненный уровень, многие семьи сталкиваются с трудной жизненной ситуацией. Трудная жизненная ситуация (как ее определяют И.Ф. Дементьева, И.Н. Евграфова, А.Ф. Кусов) – это временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей). В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» дано следующее определение: «Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно…» .
Классифицировать трудную жизненную ситуацию семьи можно по источнику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций. Классификация позволяет осуществить адресность социальной поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с отдельным ребенком . Трудная жизненная ситуация семьи напрямую связана с ее социальным неблагополучием.
Деятельность специалистов социального патронажа комплексного центра социального обслуживания населения «Рябинушка» направлена, прежде всего, на выявление социально неблагополучных семей и организацию сотрудничества с ними. Целью работы специалистов социального патронажа является оказание помощи семье в создании благополучных условий жизни, а также защита прав и интересов семьи.
В центре на обслуживании находятся следующие категории семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, являющиеся объектами социального патронажа:
· Семьи, в которых родители злоупотребляют алкоголем;
· Семьи, с агрессивной конфликтной атмосферой;
· Семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей с отклоняющимся поведением;
· Семьи, имеющие в своём составе лиц, ведущих аморальный, паразитический или криминальный образ жизни;
· Семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются воспитанием, обучением и содержанием детей.
Специалисты по социальной работе Центра социального обслуживания «Рябинушка» в пределах своих компетенций осуществляют деятельность по организации взаимодействия с органами опеки и попечительства, органами образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры, комиссиями по делам несовершеннолетних и другими организациями и учреждениями.
Специалисты, осуществляя патронаж, решают следующие задачи:
1) выявление семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной защите и поддержке;
2) принятие на учёт семей, ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, отрицательно влияющих на их поведение, и в случае позитивных изменений снятие их с учёта;
3) разработка индивидуальной программы реабилитации семьи, для устранения семейного неблагополучия;
4) индивидуальное комплексное сопровождение детей, стоящих на учёте;
5) внедрение новых форм и методов обслуживания в зависимости от нужд семей, детей и от местных социально-экономических условий.
Для организации социального патронажа на каждую семью оформляется социально-патронажная карта. Семья ставится на учёт для социального патронажа на основании данных, полученных из различных источников: обследования семьи, информации из учебных заведений, учреждений здравоохранения, комиссий по делам несовершеннолетних. Для проведения социального патронажа определяется цель и пути её достижения, составляется индивидуальная реабилитационная программа семьи, режим посещения. Специалист работает по нескольким направлениям деятельности:
· обследует жилищно-бытовые условия проживания семьи;
· устанавливает место работы и род занятий членов семьи;
· консультирует родителей по выполнению обязанностей в воспитании несовершеннолетних;
· определяет нужды семей и помогает им установить контакты с различными ведомствами и организациями;
· оказывает содействие в предоставлении семьям льгот, предусмотренных действующим законодательством;
· помогает в устройстве детей в дошкольные и детские оздоровительные учреждения;
· оказывает содействие в направлении пьющих родителей в кабинет анонимного лечения;
· помогает в трудоустройстве родителей и несовершеннолетних подростков.
При организации социального патронажа семьи необходимо поддерживать связь со школой, детской поликлиникой, комиссией по делам несовершеннолетних, советом микрорайона. С патронажного учёта семья снимается в случае достижения поставленной цели, при установлении нормального морально-психологического микроклимата в семье и формировании здорового образа жизни . Индивидуальная работа с семьей и детьми организована в том числе, как работа с частным случаем. Частный случай предполагает создание кейса, который может включать следующие разделы: описание ситуации; анализ ситуации (физические факторы, социальные проблемы, психологические проблемы); виды помощи; проведенная работа по социальной адаптации и результат; рекомендации
В качестве примера из практики социального патронажа неблагополучной семьи можно привести следующую ситуацию, как работу с частным случаем:
В начале января текущего года в центр поступила информация от гражданина А., что он имеет конфликтные взаимоотношения со своей несовершеннолетней дочерью, авторитетом для подростка не является, она систематически не ночует дома, пропускает занятия в школе по неуважительной причине. По данному факту специалист выехал по указанному адресу. Гражданин А. вел себя адекватно, на вопросы отвечал спокойно. Пояснил, что воспитывает детей один (супруга трагически погибла несколько лет назад). Со слов гражданина спиртными напитками он не злоупотребляет, воспитанием ребёнка занимается в силу своих возможностей. Говорит, что дочь вышла из-под контроля, на меры профилактического воздействия не реагирует.
Со слов дочери, отец относится к ней пренебрежительно, не уделяет должного внимания. Друзей среди сверстников она не имеет, занята только своими личными увлечениями, интереса к учебе у неё нет.
Была проведена психологическая беседа, а также диагностика личности. Для дальнейшей работы семья была поставлена на учёт и были назначены повторные встречи. С тех пор осуществляется патронаж данной семьи. За это время появились небольшие положительные результаты, девочка начала идти на контакт и периодически посещать школу, но требуется ещё время и систематическая комплексная работа специалистов центра для достижения результата.
В центре преобладает срочный социальный патронаж, то есть семья посещается как минимум раз в неделю для обследования жилищных условий и наблюдения за изменениями, которые происходят в этот период. На учете, на социальном патронаже к концу 2010 года состояло 229 семей и 369 несовершеннолетних. В 2009 – 171 семья и 342 несовершеннолетних. Таким образом, наблюдается увеличение числа семей, поставленных на социальный патронаж, на 59%.
В 2010 году выявлена и поставлена на учет 121 неблагополучная семья, в данных семьях 212 детей. В 2009 году было поставлено на учет 88 семей, в них 158 детей.
Рис. 1. Рост количества неблагополучных семей в 2010г.
За 2010 год семьи получили помощь:
1) Социально — экономическую: 325 чел.
2) Социально — правовую: 28 чел.
3) Социально — педагогическую: 723 чел.
4) Социально — психологическую: 191 чел.
5) Другую помощь (профилактические беседы): 245 чел .
Таблица 1.
Сравнительные результаты социального патронажа семей за 2009 — 2010гг.

Классификация полученных результатов

Количество семей 2009 года

Количество семей 2010 года

1

Не удалось стабилизировать ситуацию

16

17

2

Нет положительных изменений, но не произошло ухудшения

73

78

3

Имеют место некоторые положительные изменения

36

60

4

Имеет место стойкая положительная направленность на выход из сложной жизненной ситуации

24

5

Выведены из сложной жизненной ситуации

8

Социальная работа с семьей включает в себя такие аспекты, как экономический, юридический, психологический, социальный, поэтому требует от специалиста знаний основ этих наук и владения технологиями их применения. Важное значение для организации эффективной работы имеет раннее выявление неблагополучных семей и оказание этим семьям необходимого комплекса мер, направленных на профилактику и коррекцию взаимоотношений как внутри семьи, так и с обществом в целом. Социальный патронаж является эффективной формой выявления и учета семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В центре комплексного социального обслуживания «Рябинушка» социальный патронаж, который осуществляется специалистами по социальной работе, можно считать одной из успешных технологий социальной работы.
Литература:
1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Проспект, 2001.
2. Ковалева Т.В., Степанова O.K. Подростки смутного времени (к проблеме социализации старшеклассников)// СоцИс,- 1998.- № 8.- С.38-47.
3. Статистические материалы комплексного центра социальной реабилитации «Рябинушка».
4. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей прежде системы социального обеспечения, представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Инвалиды и физически немощные люди, обладая полной дееспособностью, являются равноправными членами не только семьи, но и общества в целом. Новые социально-экономические условия трансформацию содержания, методов и форм социальной защиты населения.

Одним из основных видов социального обслуживания является социальный патронаж. Поэтому тема данной работы актуальна, так как социальный патронаж является важной составляющей общей государственной системе помощи инвалидам и пожилым гражданам.

По-мнению Е.И. Холостовой, патронаж (от фр. рatrоnаgе — покровительство) — вид социального обслуживания, преимущественно на дому, клиентов группы риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой помощи, проведении несложных медицинских манипуляций и т.д. .

Алексеева Л.С. считает, что патронаж — это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой клиент, над которым устанавливается патронат, получает от службы в рамках патроната конкретную помощь и поддержку, призванные мобилизовывать и повышать его адаптационные возможности .

Отечественный исследователь Л.В. Мардахаев дает следующее определение: «Патронаж (от лат. раtronus — покровитель) — оказание медико-социальной помощи одиноким и престарелым больным; форма профилактической работы, заключающаяся в обследовании условий труда и быта лиц, находящихся на учете; проведение на дому оздоровительных (иногда и лечебных) мероприятий».

По-мнению Н.Ф. Басова — патронаж социальный – социальное обслуживание определенной категории граждан вне стационара, иными словами, нестационарные формы социального обслуживания престарелых и инвалидов .

Сущность социального патронажа заключается в следующем:

• системность. Этот принцип предполагает построение процесса социального патронажа. Как системы практических действий, взаимосвязанных и взаимоувязанных в рамках единой программы. При этом проблемы клиентов рассматриваются не изолированно, а в контексте взаимосвязей, взаимоотношений внутри их семей, производственного и социального окружения;

• комплексность. Программа социального патронажа формируется и реализуется на основе подхода, предполагающего использование не разрозненных мер и мероприятий, а их комплекса, т. е. всего необходимого спектра социальных услуг, объективно отвечающих интересам клиентов. Соблюдение этого принципа исключает разработку программ, не адекватных трудной жизненной ситуации клиентов;

• оптимальное использование потенциально-положительных резервов социального, производственного и семейного окружения клиентов. Служба социального патронажа должна выявлять в окружении клиентов своих потенциальных союзников, оценивать имеющиеся у них и не используемые (или используемые не в полной мере) созидательные возможности, приводить эти возможности в действие, опираться на поддержку родственников, друзей, коллег знакомых клиентов, способных внести вклад в решение их жизненных проблем. Одновременно служба социальною патронажа принимает усилия по мобилизации потенциала тех систем (органов и учреждений), которые могут и обязаны помогать семьям и детям, но в силу различных причин пока не делают этого;

• укрепление собственного потенциала клиентов для самостоятельного решения своих жизненных проблем. Служба социального патронажа заботиться, чтобы содействовать клиентам в овладении новыми знаниями, умениями и навыками, с помощью которых они имели бы возможность осуществить самопомощь, независимо от внешней поддержки решать свои личные и социальные трудности. При этом следует исходить из того, что причиной социальной дезадаптации зачастую является недостаточный уровень образования и общей культуры. У отдельно взятой социальной службы нет возможности помочь клиентам решить эту задачу, но для системы социального патронажа это реально;

• приоритет профилактической направленности в процессе социального патронажа. Служба социального патронажа призвана как можно раньше выявлять опасные тенденции в социальном здоровье населения и купировать их дальнейшее развитие, незамедлительно принимая адекватные меры;

• уважение автономности семьи и личности, получающей помощь, ее прав на свободный выбор своего пути развития. Помощь службы социального патронажа эффективна только тогда, когда способствует поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи как целостного образования;

• объективная оценка потребностей семьи и личности и оказание помощи в реально возможном объеме, без стремления к неосуществимым целям, идеалам и искусственным образцам. Служба социального патронажа настраивает клиентов на ответственный подход к решению собственных проблем, на принятие жизни во всей необходимости их достойно преодолевать. Специалисты службы должны ставить перед своими клиентами реалистичные требования и задачи, исходить при этом из реальных условий и желания помочь семье или личности преодолеть типичное для кризисов отчуждение от мира, открыть в себе внутренние ресурсы, стать творцом своей судьбы и обрести гибкость в отношениях с окружающими;

• дифференцированный подход к клиентам. В практической деятельности служба социального патронажа исходит от того, каковы конкретные трудности и проблемы клиентов — насколько они запущены, опасны ли и в какой мере сложившаяся ситуация для семьи, детей, ближайшего окружения и широкого социума;

• адресный характер. Социальный патронаж адресуется и предоставляется конкретным гражданам, в соответствии с характером возникающих у них социальных и личностных проблем и особенностью ситуации, которая профессионально диагностируется как трудная и опасная для них самих и окружающих;

• взаимодействие и содействие, заключающееся в создании условий для осознания клиентами своей позиции по отношению к специалистам службы и совместной работе с ними по корректировке ситуации;

• разделение ответственности между клиентами и специалистами на решение кризисной жизненной ситуации и постепенная, но целенаправленная, ее передача клиентам;

• создание условий для самостоятельного творческого освоения клиентами системы взаимоотношений с окружающим миром и со своей ближайшей средой, а также для совершения личностно значимых жизненных поступков и выбора.

Наряду с этими специфическими принципами, деятельность службы социального патронажа должна строиться с учетом общих принципов работы социальных служб, которые имеют универсальный характер. Это принципы служения клиенту; учета его личностных, психологических, гендерных, возрастных и физиологических особенностей; конфиденциальности; открытости для всех нуждающихся; своевременности оказания социальных услуг и ряд других.

Следование этим принципам закономерно влияет на организацию и содержание всей деятельности службы социального патронажа, подчиняет ее единым правилам и закономерностям, обеспечивает эффективностью принимаемых усилий .

По-мнению Е.И. Холостовой, различают два направления социального патронажа семьи .

Первое направление основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей особого риска. Оно включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально-педагогический, социально-психологический, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т.д.

Второе направление основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по медицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные семьи, дети родителей алкоголиков) и т.д.

Рассматривая первое направление, отметим, что, например, медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном уходе.

Содержание медико-социального патронажа зависит от категории этих клиентов. Он включает доставку лекарств, измерение давления, ночное дежурство, предоставление гигиенических услуг, доставку продуктов и кормление, уборку помещения, выполнение несложных физических упражнений и т.д., т.е. все то, в чем нуждается человек, не способный к самообслуживанию.

Главной задачей работника, осуществляющего медико-социальный патронаж, помимо оказания перечисленных услуг остается утверждение с клиентом отношения взаимного доверия и толерантности.

Социально-психологический патронаж реализуется в различных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи гражданам, находящимся в состоянии хронической социально-психологической дезадаптации и эмоционального напряжения.

Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации и на стабилизацию благоприятных тенденций.

Кроме того, с помощью социального патронажа социальные работники включают в решение проблем клиентов и других специалистов, т.е. используют комплексный подход, например, экономического и культурно-просветительного – с одной стороны, и психологического и психосоциального, с другой.

Главным когнитивным умением специалиста при этом остается способность анализировать ситуацию. Действуя в рамках патроната, социальный работник исполняет самые разнообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитника. Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на всех фазах, приобщать к решению своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий.

Тем самым социальный патронаж семьи предусматривает многометодные действия специалиста по социальной работе.

Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства .

Алексеева Л.С., помимо вышеперечисленных видов социального патронажа выделяет социально-экономический патронаж — периодическое оказание материальной помощи, выражающееся в выдаче пособий, талонов, продуктов, одежды и пр., в целом он может трактоваться лишь как элемент социального, что соответствует структуре стандартов социальной помощи .

Некоторые социологи в качестве самостоятельных рассматривают такие виды патронажа, как обслуживание на дому, уход за недееспособными престарелыми членами семей в клиниках, уход за малолетними детьми на дому, а также институциональный патронаж (психиатрический, оказываемый психиатрическими службами, педиатрический патронаж новорожденных, патронаж беременных женщин со стороны женских консультаций, патронаж абонентов Телефонов доверия и пр.).

Существует ряд технологий (методов) социального патронажа такие, как: коррекция; психотерапия; обучение; репетирование; моделирование; побуждение; рефлексия; посредничество; развитие у клиентов социальных и личностных навыков; создание ситуаций, которые помогают снизить чувство тревожности у клиентов; социально-психологическое сопровождение .

По-мнению Л.С. Алексеевой, процедура социального патронажа включает следующие действия .

а) изучение ситуации социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку;

б) оказание конкретной (при необходимости — оперативной и экстренной) помощи, направленной на решение специфических кризисных проблем, при доминировании прямого воздействия и мобилизации всех имеющихся у клиентов ресурсов для необходимых изменений в жизнедеятельности и достижения оптимального функционирования в социальной, трудовой и семейной среде;

в) оказание услуг профилактической направленности, имеющих целью не только удовлетворение потребностей клиентов, связанных с актуальной кризисной или критической ситуацией, но и стабилизацию благоприятных тенденции и закрепление успехов, уменьшение или устранение факторов риска;

г) объединение усилий субъектов социального патронажа, их включение в решение проблем клиентов в зависимости от характера этих проблем, обеспечение комплексного подхода в этом процессе (сочетание параллельного решения экономических, культурно-образовательных, психосоциальных и иных проблем). Особую значимость приобретает подготовка к знакомству с клиентом и системой его социального окружения. Это означает предварительный сбор всей возможной информации о клиенте: индивидуальные особенности, социальные связи, сложившаяся ситуация, особенности реагирований на навязываемый контакт, возможные трудности и способы их преодоления. Задача первичных визитов — формирование доверия к специалисту, социальной службе в целом.

Таким образом, социальная работа направлена на практическое решение социальных проблем, на помощь социально незащищенным или малозащищенным группам населения, к которым и относятся инвалиды и пожилые граждане. Выполнение этих задач требует от социального работника не только практических знаний, но и знания теории социальной работы, в частности сущности социального патронажа.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что патронаж является формой социальной защиты совершеннолетних дееспособных граждан, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности. Однако, любых усилий государства будет недостаточно, если не проводить целенаправленную социальную работу с самими людьми, находящимися в зоне риска, имея в виду возможную активизацию их жизнедеятельности и обеспечение посильной интеграции в общество.

Литература:

2. Алексеева Л.С. Методики социального патроната: Научно-методическое пособие. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. – 200 с.

3. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей // Социальное обслуживание. – 2004. – № 3. – С. 50-85

5. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие. — М.: Издательство: Дашков и К, 2012. — 592 с.

Социальный патронат инвалидов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *