Лозунг самоопределения наций

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2010. № 2

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Р.П.Зохрабян, аспирант кафедры международного права юридического факультета МГУ*

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ И ДОКТРИНЕ

В статье обсуждаются актуальные вопросы о формах реализации права народов на самоопределение. На основе сравнительного анализа существующих теоретических подходов рассматривается соотношение принципа территориальной целостности и принципа самоопределения, а также современные тенденции их понимания.

Ключевые слова: самоопределение народов; формы самоопределения; внешнее и внутренне самоопределение; сецессия; территориальная целостность.

В настоящей политической и исторической реальности вопросы самоопределения народов, наций, этнических групп стоят весьма остро, являясь источником напряженности в различных уголках нашей планеты. Среди недавних примеров — неугасающие споры по поводу событий в Косово, а также конфликты в Южной Осетии и Абхазии. Не останавливаясь подробно на эволюции содержания принципа равноправия и самоопределения народов, рассмотрим более детально нормативное закрепление форм реализации данного принципа.

В советское время в отечественной литературе праву наций на самоопределение уделялось большое внимание, что было обусловлено не столько критикой «западных» подходов, сколько актуальностью научных изысканий в тот исторический период. В настоящее время, несмотря на безусловную актуальность темы в связи с оживлением национальных проблем в мире во второй половине ХХ в., явившихся результатом резкого повышения национального самосознания1, и

* r.zokhrabyan@gmail.com

1 См., напр.: Фомиченко М.П. Защита прав народов в Российской Федерации (конституционно-правовые аспекты). М., 2005.

очевидную необходимость прояснения старых подходов (если не предложения абсолютно новых решений), ощущается явная нехватка фундаментальных юридических исследований по данной проблематике, особенно в отечественной доктрине. При написании статьи были исследованы труды Ю.М. Колосова, В.С. Черниченко, О.И. Тиунова, В.С. Котляра, М.В. Баглая, Г.М. Мелкова и др. В зарубежной литературе интерес к исследованию вопросов о праве наций на самоопределение связан с процессами деколонизации, в частности особое внимание рассматриваемой теме уделяли Я. Броунли, Л. Оппенгейм, А. Коббан, А. Бьюкеннем, А. Кассесе, Х. Ханнум.

По мнению Е.А. Лукашевой, «межнациональные отношения — одна из жгучих проблем современности. От ее решения в значительной степени зависит сохранение мира на нашей планете, охрана прав и свобод человека и народов… Конец XX столетия выдвинул реальные вопросы, связанные с правом народов на самоопределение, с одной стороны, и с сохранением территориальной целостности и нерушимости границ — с другой; требуют решения проблемы правового положения национальных меньшинств, гармоничного сочетания прав человека и прав народа, правового регулирования межнациональных конфликтов»2.

После принятия Устава ООН в западной доктрине международного права высказывались сомнения по поводу правовой основы принципа самоопределения народов. Однако интенсивный процесс деколонизации в конце 50-х—начале 60-х гг. и принятие Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам3 положили конец таким сомнениям. Декларация стала рассматриваться как официальное толкование ООН принципа самоопределения народов, содержание которого более полно было раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г. (в части, относящейся к указанному принципу)4.

Если исходить из анализа документов и доктрины, содержание принципа самоопределения к концу 70-х гг. включало в себя следующие основные элементы:

— все народы и нации имеют право на самоопределение;

— все участники международного общения обязаны уважать это право;

2 Лукашева Е.А. Права человека и межнациональные отношения. М., 1994. С. 132.

3 Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1514 (XXV) от 14 декабря 1960 г.

4 Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. // Действующее международное право / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова: В 3 т. М., 1996. Т. 1.

— право на самоопределение реализуется путем свободного волеизъявления данного народа или нации;

— реализация права исключает какое-либо давление, принуждение или вмешательство извне;

— право на самоопределение означает возможность выбора между государственным отделением данного народа или нации и вхождением его (ее) на тех или иных условиях в другое государство, т. е. свободный выбор политического статуса;

— право означает также возможность выбора формы государства (т.е. формы правления, государственного устройства, политического режима);

— право, наконец, означает возможность выбора социально-экономического строя и пути своего развития5.

Совершенно очевидно, что эти элементы взаимосвязаны: один выбор предопределяет другой. Например, вхождение народа (или нации) в состав какого-либо государства означает и выбор существующего там социально-экономического строя и т.д.

Однако необходимо отметить, что в зависимости от толкования принципа самоопределения народов все исследователи, как зарубежные, так и российские, разделились на два противоположных лагеря. Одни чрезмерно преувеличивают роль и значение права наций на самоопределение, другие рассматривают его лишь как проявление откровенного национализма и сепаратизма, не подкрепленного каким-либо нормативным содержанием.

В период «холодной войны», в условиях конфронтации Восток-Запад толкование принципа равноправия и самоопределения народов было сильно политизировано. СССР и его союзники, заинтересованные в деколонизации и появлении новых субъектов международного права, активно поддерживали антизападную направленность толкования данного принципа, предполагающего сохранение status quo на мировой арене.

В различных документах Организации Объединенных Наций неоднократно прямо или косвенно подчеркивалось право государств и международного сообщества в целом оказывать помощь народам, ведущим борьбу за свое освобождение. Так, в ст. 7 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. об определении агрессии сказано: «Ничто в настоящем определении не может каким-либо образом наносить ущерб вытекающему из Устава праву на самоопределение, свободу и независимость народов, которые насильственно лишены этого права, в частности народов, находящихся под господством колониальных и расистских режимов или под другими формами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

иностранного господства, а также праву этих народов бороться с этой целью и испрашивать и получать поддержку…»6.

В зарубежной, в первую очередь «западной», юридической практике высказывалось несогласие с тем, что иностранные государства вправе оказывать материальную помощь национально-освободительным движениям. Западные страны считали, что помощь должна ограничиваться моральной и дипломатической поддержкой, тогда как афро-азиатские и бывшие социалистические государства интерпретировали используемый в определении агрессии термин «поддержка» как подразумевающий и материальную поддержку (например, оружием)7.

Однако в конце 80-х—начале 90-х гг. западная и российская позиции по вопросу о самоопределении народов стали сближаться. В этот период как в зарубежной, так и в отечественной литературе стало высказываться мнение, согласно которому государственное отделение не является той формой самоопределения, которая при реализации права на самоопределение играет основную роль. Так, Ю.А. Решетов поддерживает точку зрения М. Кампельмана (США), считающего, что право на отделение не является правом согласно международному праву, хотя может быть частью конституционной процедуры, и называет сведение права на самоопределение к праву на отделение экстремистской интерпретацией этого права8. В то же время С.В. Черниченко не согласен с категорическим отрицанием того, что право на самоопределение включает в себя право на отделение. По его мнению, право на отделение далеко не всегда является обязательным компонентом права на самоопределение. Иными словами, право на самоопределение может включать в себя право на отделение только при наличии определенных условий. Согласно позиции С.В. Черниченко, право на самоопределение предполагает право на отделение в четырех случаях:

1. Когда речь идет о народах-колониях, т.е. об определенных территориях в Азии, Африке или Латинской Америке, которые когда-то были завоеваны выходцами из Европы. После принятия декларации 1960 г. «О предоставлении независимости колониальным странам и народам» Генеральная Ассамблея ООН утвердила список территорий, подлежащих деколонизации и подпадающих под понятие «колониальные народы».

2. Когда территория, на которой проживал какой-то народ, подверглась фактической аннексии после 1945 г., т.е. после принятия Устава ООН, после утверждения в международном праве принципа

6 Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств—участников СНГ 1994 г.//Бюл. международных договоров. 1994. № 7. С. 9-10.

7 Negotiating self-determination / Ed. by H. Hannum, E. Babbitt. Lanham, 2006. P. 77.

8 Решетов Ю.А. Право на самоопределение и отделение // Московский журнал международного права. 1994. № 1.

равноправия и самоопределения народов. В настоящее время такой статус имеет арабский народ Палестины. Генеральная Ассамблея неоднократно признавала, что с 1947 г. арабский народ Палестины имеет право на создание собственного государства.

3. Когда конституция какого-либо государства предусматривает возможность выхода территории, населенной определенным народом, из состава государства, например право союзных республик на выход из состава СССР (ст. Конституции СССР).

4. Если какое-либо государство не соблюдает в отношении живущих на его территории народов принцип равноправия и самоопределения народов и не обеспечивает без дискриминации представительство всех слоев населения в органах власти, то такой народ или нация, права которых ущемлены, могут ставить вопрос об отделении, а также о создании собственного государства или воссоединении с другими государствами9.

Проблема состоит в том, что в настоящее время механизма, позволяющего определить, соблюдает ли государство этот принцип, не существует.В Венской декларации и Программе действий, принятых Всемирной конференцией по правам человека 25 июня 1993 г., после положений, подтверждающих право всех народов на самоопределение и соответственно их право предпринимать любые законные действия в соответствии с Уставом ООН для его осуществления, говорится: «Согласно Декларации о принципах международного права. вышесказанное не должно истолковываться как разрешение или поощрение любых действий, нарушающих или подрывающих, полностью или частично, территориальную целостность или политическое единство суверенных и независимых государств, которые соблюдают принцип равноправия и самоопределения народов и в силу этого имеют правительства, представляющие интересы всего народа на их территории без каких-либо различий»10.

Для понимания принципа самоопределения представляются важными выводы в исследовании, посвященном национальным меньшинствам, члена Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств А. Эйде11. Он утверждает, что право на самоопределение имеют народы, проживающие в колониальных территориях, находящихся за пределами Европы, в отношении которых был установлен колониальный или аналогичный контроль европей-

10 Устав Организации Объединенных Наций 1945 г.//Действующее международное право. Т. 1. С. 11—35.

11 Возможные пути и средства мирного и конструктивного решения проблем, связанных с меньшинствами. Второй доклад о проделанной работе, представленный г-ном Асбьерном Эйде // E/CN.4/Sib.2/1992/37.

скими государствами или государствами, впоследствии заселенными выходцами из Европы. Попытки использовать понятие «колониализм» в других ситуациях усложняют данную проблему, но их также не следует рассматривать в рамках понятия «деколонизация». Кроме того, он утверждает, что право на самоопределение принадлежит народам, проживающим на территориях, оккупированных или аннексированных после принятия Устава ООН в 1945 г.

По его мнению, право на выход имеют члены федераций, если в их конституциях это право закреплено. В то же время он подчеркивает, что в таких ситуациях право на самоопределение, основанное на принципе добровольного объединения, применимо только к союзным республикам, а не к более мелким образованиям, которые могли иметь различные режимы автономии при существовавшем ранее порядке. «В остальных случаях вопрос об одностороннем праве на самоопределение является крайне сомнительным. Это право является второстепенным по сравнению с основополагающим принципом территориальной целостности при условии, что государство соблюдает принцип равноправия и самоопределения народов и имеет правительство, в состав которого входят представители всего населения без каких-либо различий по признаку расы, вероисповедания или цвета кожи. Следует помнить о том, что основа принципа самоопределения заключается в праве населения на участие в управлении государством как образованием. Когда правительство не создает возможностей для участия в этом процессе всех слоев населения и всех народов, то вопрос о праве на самоопределение различных групп населения становится более насущным»12.

В Декларации о принципах международного права зафиксированы следующие способы (формы) реализации принципа равноправия и самоопределения народов:

1) создание суверенного и независимого государства;

2) свободное присоединение к независимому государству или объединению с ним;

3) установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Декларация устанавливает цели применения данного принципа международного права, при этом довольно жестко увязывая его с процессом деколонизации: «Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и самостоятельных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов в соответствии с положениями Устава и оказывать помощь Организации Объединенных Наций в выполнении обязанностей, возложенных на нее Уставом в отношении осуществления данного принципа, с тем чтобы:

12 Черниченко С.В. Принцип самоопределения народов (современная интерпретация). С.16.

a) способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами;

b) незамедлительно положить конец колониализму, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов, а также имея в виду, что подчинение народов иностранному игу, господству и эксплуатации является нарушением настоящего принципа, равно как и отказом в основных правах человека, и противоречит Уставу Организации Объединенных Наций»13.

Применительно к современной правовой и политической ситуации можно сказать, что на практике сложились следующие формы реализации принципа равноправия и самоопределения народов:

1) предоставление статуса автономии в рамках существующего государства;

2) создание собственного государства;

3) выход из состава (отсоединение) того государства, в которое входит данный народ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соответственно возникает вопрос: какая из форм реализации права на самоопределение должна применяться в той или иной ситуации и существует ли какое-либо правило, согласно которому можно четко и недвусмысленно определить единственно возможную форму реализации принципа в конкретном случае? Приходится констатировать, что в рамках международного права подобное правило не установлено, более того, как уже отмечалось, сам принцип равноправия и самоопределения народов и как следствие право соответствующего сообщества, обеспечиваемое этим принципом, были обращены прежде всего к колониально зависимым и оккупированным территориям и сегодня не отражают новую реальность. Поэтому, не находя однозначных ответов на поставленный вопрос в международном праве, не только юристы, но и политики, историки, философы дают свои интерпретации данного принципа. Для многих комментаторов главным водоразделом является соотношение принципа равноправия и самоопределения народов и принципа территориальной неприкосновенности и целостности государств: в зависимости от того, какому принципу отдается предпочтение, и делаются соответствующие выводы относительно форм реализации права на самоопре-деление14.

В науке международного права по поводу соотношения принципов самоопределения народов и территориальной целостности государства сложились три основных подхода:

1) принцип территориальной целостности имеет приоритет по отношению к принципу самоопределения народов;

13 Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г. //Действующее международное право. Т. 1. С. 72.

14 Secession and self-determination / Ed. by St. Macedo, A Buchanan. N. Y. 2003. P. 114.

6 ВМУ, право, № 2

2) принцип самоопределения народов имеет приоритет по отношению к принципу территориальной целостности;

3) оба принципа обладают равной юридической силой.

Как полагают одни авторы15, право на самоопределение не может принадлежать национальным меньшинствам и не означает право на сецессию и на практике принцип самоопределения должен быть подчинен принципу территориальной целостности. Другие считают16, что право на самоопределение народов является одним из фундаментальных «групповых» прав, связанных в общем контексте с правами человека. Эти ученые зачастую в обоснование своей позиции приводят исторические факты и внеправовые доводы. Например, профессор Г.М. Мелков отмечает, что «принцип равноправия и самоопределения народов, явившийся первоначально инструментом борьбы против колониализма в Новом свете и примером для народов, находящихся под колониальным игом на других континентах, равно как и принцип уважения прав и свобод человека, впервые появился в Декларации независимости США, принятой 4 июля 1776 г., в Билле о правах (первых десяти поправках и дополнениях к Конституции США), принятом 17 сентября 1787 г., и во французской Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 г. Впоследствии эти принципы нашли отражение в Декрете о мире, принятом в России 26 октября (8 ноября) 1917 г., и в Декларации прав народов России, принятой 2 (15) ноября 1917 г. Во всех этих документах главными являлись положения о суверенности народов и их праве на самоопределение, которые никак не связывались с необходимостью соблюдать территориальную целостность США, Англии и России»17. Цитируемый автор сам признает, что данные примеры к актуальному международному праву отношения не имеют, однако полагает, что они оказали большое влияние на прогрессивное развитие международного права. Кроме того, он приходит к заключению, что субъектом права на самоопределение является нация (народ) (без пояснения данного термина), который правомочен реализовать указанное право в любой форме (в том числе и путем отделения от «материнского государства» и создания самостоятельного государства). На наш взгляд, данная аргументация носит несколько

15 См.: Волова Л. И. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости границ: Нормативное содержание и соотношение // Правоведение. 1984. № 1; Карапетян Л. М. Грани суверенитета и самоопределение народов // Государство и право. 1993. № 1.

16 См.: Гогорян С. А. Соотношение принципа территориальной целостности и принципа права нации на самоопределение в решении Нагорно-Карабахского вопроса // Юристъ-Правоведъ. 2007. № 3; Решетов Ю. А. К проекту Конвенции о праве народов на самоопределение // Московский журнал международного права. 2000. № 3.

упрощенный характер, поскольку в ней не учитываются действительная сложность системной взаимосвязи между отдельными принципами международного права18.

Более убедительной представляется позиция, сформулированная Конституционным судом Российской Федерации, который в своем постановлении от 13 марта 1992 г. заявил: «Не отрицая права народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного волеизъявления, следует исходить из того, что международное право ограничивает его соблюдением принципа территориальной целостности и принципа соблюдения прав человека»19. О.И. Тиунов по данному вопросу придерживается почти аналогичной позиции, считая, что «если же речь идет о самоопределении отдельных народов в рамках самостоятельного государства, то вопрос должен решаться на основе конкретных обстоятельств в контексте взаимосвязанных друг с другом основных принципов международного права. Реализация самоопределения одним народом в рамках многонационального суверенного государства не должна вести к нарушению прав других его народов»20. И далее: «Необходимо различать самоопределение народов (наций), не имеющих какой-либо государственности, от самоопределения народов (наций), уже достигших государственности. Если в первом случае национальный суверенитет народа еще не обеспечен государственным суверенитетом, то во втором случае народ уже реализовал право на самоопределение, и его национальный суверенитет находит защиту со стороны государства — самостоятельного субъекта международного права. Самоопределение народа внутри многонационального государства вовсе не предполагает обязательности отделения и создания собственного самостоятельного государства. В первую очередь такое самоопределение связано с повышением уровня самостоятельности, но без угрозы правам человека и территориальной целостности государства»21.

В целом, несмотря на различия, большинство как зарубежных, так и отечественных специалистов придерживаются мнения, что в соответствии с положениями международного права (наиболее четко зафиксированными в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (XXV) 1970 г. и Венской Декларации 1993 г.) право на «внешнее самоопределение» относится только к народам, находящимся в коло-

18 MillerD. Citizenship and national identity. Maiden (MA), 2000. P. 148.

19 О проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан, Законов Республики Татарстан «Об изменениях и дополнениях Конституции Республики Татарстан», «О референдуме Республики Татарстан», постановления ВС Республики Татарстан от «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан»: постановление Конституционного суда РСФСР от 13 марта 1992 г. // СЗ РФ. 1992. № 13. Ст. 671.

20 Международное право: Учебник / Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. М., 2005. С. 85.

21 Там же. С. 85-86.

ниальной или иной иностранной зависимости, или в условиях иностранной оккупации (как, например, население Западного берега реки Иордан). В иных случаях, как считают некоторые исследователи, «внешнее» самоопределение в форме сецессии может считаться законным, если власти государства делают невозможным «внутреннее» самоопределение, т.е. допускают массовые нарушения прав человека или систематическую дискриминацию, и если нет иного способа изменить сложившееся положение. Более распространенным является мнение, что в плане практической реализации акцент должен делаться на «внутреннее» самоопределение, т.е. на развитие демократических институтов и механизмов группового представительства, позволяющих всем членам общества и всем группам эффективно участвовать в управлении и распределении ресурсов, в частности, предоставляющих народам определенную самостоятельность и независимость в решении собственных проблем в рамках федерации или автономии.

Таким образом, представляется, что вопрос о реализации права на самоопределение в форме отделения от существующего государства в рамках современного международного права может ставиться только тогда, когда государство не соблюдает принцип равноправия и самоопределения народов и когда соответствующему народу не предоставляется возможность для участия в управлении этим государством и самостоятельного решения собственных проблем. При этом в обязательном порядке должны учитываться конкретные условия и ситуация на месте, т.е. должно быть ясно и понятно, о какой нации (народе) идет речь и как ограничены его права22.

Однако в настоящее время вопрос о том, каким образом государства должны доказывать, что проживающий в их пределах народ не может претендовать на право отделения и что они соблюдают принцип равноправия и самоопределения народов, а их правительства представляют весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета кожи, — является не поддающимся детальной правовой регламентации и остается открытым.

Приходится констатировать, что, во-первых, говоря о формах реализации принципа, мы вынуждены обращаться к вопросу о соотношении принципа территориальной неприкосновенности и целостности государств и принципа равноправия и самоопределения народов. Во-вторых, проблемы соотношения являются отнюдь не только и не столько теоретической проблемой международного права, сколько «кровоточащей раной» в практике мирового сообщества.

В первую очередь это связано со сложившейся после 1991г. тенденцией возникновения конфликтов из-за территориальных проблем: начиная с 1991 г. все крупные вооруженные конфликты в Европе

22 Wellman Ch. H. A theory of secession: the case for political self-determination. Cambridge; N. Y., 2005. P. 98.

были так или иначе связаны с территориальными проблемами. Это утверждение справедливо и в отношении Азии, Ближнего и Среднего Востока.

В то время как вопрос о самоопределении остается весьма острым для всего мирового сообщества и все больше народов вне зависимости от их экономического развития и политического строя ставят вопрос о реализации своего права на самоопределение, доктрина заметно отстает и не предлагает решений, соответствующих требованиям нового времени. Ситуация осложнена еще и тем, что позиция некоторых государств диаметрально меняется в зависимости от конкретных геополитических интересов.

Так, относительно известных событий в Косово США и Российская Федерация занимали различные позиции, когда представители МИД РФ утверждали о нарушении территориальной целостности и вмешательстве в дела суверенной Сербии в ответ на заявления США о правомерной реализации народом Косово своего права на самоопределение. Однако недавние события в Южной Осетии и Абхазии показали, что стороны будто поменялись местами: их представители, используя те же аргументы, говорили о вопиющем нарушении принципа территориальной целостности суверенной Грузии и о праве народов Абхазии и Южной Осетии на самоопределение.

Список литературы

1. Возможные пути и средства мирного и конструктивного решения проблем, связанных с меньшинствами. Второй доклад о проделанной работе, представленный г-ном Асбьерном Эйде // Док. ООН E/CN.4/Sib.2/1992/37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Гогорян С. А. Соотношение принципа территориальной целостности и принципа права нации на самоопределение в решении Нагорно-Карабах-ского вопроса // Юристъ-Правоведъ. 2007. № 3.

3. Международное право: Учебник / Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиу-нова. М., 2005.

5. Решетов Ю. А. К проекту Конвенции о праве народов на самоопределение // Московский журнал международного права. 2000. № 3.

Право народов на самоопределение – один из основных принципов международного права, означающий право каждого народа самостоятельно решать вопрос о форме своего государственного существования, свободно устанавливать свой политический статус и осуществлять свое экономическое и культурное развитие.

Самоопределение наций может осуществляться в раз­личных национально-государственных и национально-культурных формах.

Формы национального самоопределения зависят от очень многих обстоятельств, экономических, политических, исторических, геогра­фических и других подобных факторов. Образование национального независимого государства иногда может быть нецелесообразно или даже практически невозможно.

Способами реализации права наций на самоопределение могут быть:

  • создание суверенного, независимого государства

  • свобод­ное присоединение к независимому государству

  • объединение с другим государством

  • установление любого другого политического статуса

Таким образом, суверенитет нации может проявляться в создании раз­ных форм государственности, но не всегда — суверенного государства; она может изменить форму своего государственного существования, жить в многонациональном государстве.

Государственно-правовые основы развития и взаимодействия этнических общностей.

Этническая общность — это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, которая обладает общими чертами и особенностями культуры, языка, самосознания. К ним обычно относят племена, народности и нации.

Для признания какой-либо группы этнической общностью требуется выполнение по меньшей мере одного из следующих условий:

  • члены общности осознают свою принадлежность к ней;

  • предполагается общее происхождение членов общности;

  • члены общности обладают языковым и культурным единством;

  • имеется внутренняя социальная организация, нормирующая отношение внутри общности и контакты с окружающими.

Увеличение числа законов и подзаконных актов в области национально-этнических отношений не свидетельствует о повышении уровня их правовой урегулированности. По-прежнему остается высоким уровень этнической напряженности в ряде регионов России, присутствуют открытые очаги этнических конфликтов. В качестве последнего примера можно привести Грузино-Южно-Осетинский конфликт, затрагивающий интересы Северной Осетии и России.

— Конституция Российской Федерации. Согласно Конституции России, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, религии. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Особо оговорены гарантии прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России.

— Международные договоры. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и др. Россия заключила несколько рамочных двухсторонних договоров о дружбе и сотрудничестве, в которых оговорены права национальных меньшинств (договора с Польшей, Узбекистаном, Киргизией, Туркменией и др.). Конкретные права национальных меньшинств в сфере образования, науки и культуры детализированы двухсторонними Соглашениями, заключенными с большинством стран СНГ. Кроме того, Россия и Венгрия подписали Декларацию о принципах сотрудничества по обеспечению прав национальных или этнических, религиозных и языковых меньшинств (1992).

— К комплексным актам относится федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации” от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ. Закон распространяется, преимущественно, на малочисленные народы Севера. С принятием данного закона, а также Федеральных законов «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ и «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” от 7 мая 2001 года N 49-ФЗ ликвидирован правовой вакуум относительно прав коренных малочисленных народов. К комплексным актам также можно с известной условностью отнести закон РФ «О национально-культурной автономии” от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ, на основе которого в настоящее время созданы и зарегистрированы в органах юстиции 11 федеральных, более 100 региональных и около 200 местных национально — культурных автономий

— Особое значение имеет Федеральный закон «О языках народов Российской Федерации” от 25 октября 1991 года N 1807-1 (в ред. Федерального закона от 24.07.98 N 126-ФЗ). Закон устанавливает государственные гарантии равноправия языков народов Российской Федерации (ст.2), гарантии защиты языков народов Российской Федерации (ст.4), правовое положение государственного языка РФ и государственных языков республик, порядок использования в официальных сферах общения языков компактного проживания населения, не имеющего своих национально — государственных и национально — территориальных образований или живущего за их пределами (ст.3).

Закон регламентирует использование языков народов России в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления (гл.III), использование языков народов Российской Федерации в деятельности государственных органов, организаций, предприятий и учреждений (гл.IV), некоторых других сферах.

— Ряд федеральных законов регулируют права этнических общностей и коренных малочисленных народов в политической, социальной, экономической и культурной областях, предоставления льгот и преференций.

— Федеральные подзаконные акты. Особо стоит выделить Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. N 909, в которой изложены общие, принципиальные подходы к разрешению проблем в сфере национальных отношений. На основе Концепции Правительство в 1997 г. приняло План первоочередных мероприятий по ее реализации. Подзаконными актами принимаются федеральные целевые программы (например, президентская программа развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997 — 2006 годы , программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года»), программы развития территорий проживания национальных меньшинств.

— В субъектах формируется законодательство об использовании природных ресурсов в районах проживания национальных меньшинств и, в частности, коренных малочисленных народов. Такие законы приняты в большинстве регионов Сибири, Дальнего Востока и европейского Севера.

Выделяются два типа законов: устанавливающие общие принципы природопользования и в конкретных областях жизнедеятельности (законы о лесе, о недрах, о плате за землю, о животном мире, об охоте, об оленеводстве и т.д.).

К первому типу можно отнести законодательство Дагестана, Якутии, Приморского края, Свердловской и Иркутской областей (в последней закон утратил силу). В Республике Дагестан, например, законом «Об особо охраняемых природных территориях» вводится статус эколого-этнических зон («…районы размещения коренного населения, требующие особого режима природопользования в целях сохранения и восстановления биологических природных ресурсов, среды обитания и традиционного образа жизни этого населения” — ст.25), национальных парков (в национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного экстенсивного природопользования), а также государственных природных заказников («на территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни” — ст.21 ч.4) .

Финансирование поддержки национальных меньшинств оформляется ежегодно принимаемыми в регионах законами о бюджете.

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

УДК 341.231

Серкеров С.Э., доцент кафедры международного права Дагестанского государственного университета, канд. юрид. наук, советник Председателя Правительства Республики Дагестан по правовым вопросам

Харраз Муаз Азми, соискатель кафедры международного права Дагестанского государственного университета

E-mail: muath_kharaz@yahoo.com

НАРОДЫ И НАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

В статье рассматриваются, такие субъекты международного права, как нация и народ. Анализируется проблема соотношения понятий «народ» и «нация».

Ключевые слова: самоопределение, народ, нация, субъект права, международное право, национальность.

Kharaz Muath Azmi, competitor of the Department of international law of Daghestan State University

THE PEOPLE AND THE NATIONS AS SUBJECTS OF INTERNATIONAL LAW

Key words: self-determination, the people, the nation, a legal subject, international law, a nationality.

Одним из важнейших общепризнанных субъекта этого права. Кто является носителем

начал современного международного права яв- этого права: народ, нация, национальное мень-

ляется принцип самоопределения народов и на- шинство или государство в целом? Выяснение

ций, который получил юридическое закрепление субъекта права на самоопределение приводит

в целом ряде международно-правовых актов. нас к проблеме соотношения понятий «народ» и

Согласно Декларации о предоставлении незави- «нация» с учетом того, что право на самоопре-

симости колониальным странам и народам, при- деление является правом коллективным.

нятой Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря Некоторые авторы считают, что субъек-

1960 г., «все народы имеют право на самоопре- том права на самоопределение следует считать

деление; в силу этого права они свободно уста- только народ как территориальную общность

навливают свой политический статус и осущест- людей вне зависимости от их этнической при-

вляют свое экономическое, социальное и куль- надлежности . Объясняется это

турное развитие» . тем, что в советский период произошла подмена

В связи с правом народа на самоопреде- понятия права на самоопределение народов в

ление неизбежно встает вопрос относительно общегражданском смысле на право наций на са-

моопределение как право этническое. Часть ученых, к примеру. проводит различие между народом и нацией; самоопределение признается за первым и не обязательно за вторым . Другая точка зрения заключается в том. что предлагается понимать нацию как совокупность граждан государства без учета этнического фактора .

Устав ООН и многие другие международные акты рассматривают категории «народ» и «нация» как идентичные понятия. На это обращают внимание многие ученые . Одной из целей Устава ООН является развитие дружественных отношений между нациями «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов» . Для того чтобы правильно подойти к решению поставленных в статье задач. необходимо обратить внимание на такие понятия. как нация. национальность. народ и некоторые другие и их трактовку в юридической литературе.

Нация (от лат. паИв — «племя. народ») -социально-экономическая. культурно-политическая и духовная общность людей. сложившаяся в результате становления государства. фаза развития этноса (по ступеням: род — племя — народность — народ — нация). в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность. Может рассматриваться как форма этнической жизни индустриальной эпохи .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня нация определяется многими как «совокупность граждан одного государства независимо от их этнической принадлежности” .

Имеется иная точка зрения. утверждающая. что нация создаёт государство для своих нужд. при этом сама нация понимается как «суперэтнос». т.е. множество взаимосвязанных народов и народностей. относящихся друг к другу с положительной комплементарностью.

В международном праве под нацией понимается совокупность граждан государства.

Следует различать такие взаимосвязанные. но не идентичные понятия. как «нация» и «национальность». Понятие «национальность». выражая этническую общность. представляет собой лишь один из факторов нации и народности. Поэтому оно является более узким. чем понятие «нация». Источник этнической связи людей — общность генетических характеристик и природных условий бытия. приводящих к дифференциации данной первичной группы от дру-

гой. Нация — более сложное и позднее образование. Если этносы существовали на протяжении всей мировой истории. то многие нации формируются уже в период Нового и даже Новейшего времени.

Нация может быть двух видов: полиэт-ничной (многонародной) или моноэтничной. Без ущерба для юридического анализа проблемы подчеркнем. что этнически однородные нации крайне редки и встречаются в основном в отдалённых углах мира (например. в Исландии). Обычно нация строится на базе большого количества этносов. которых свела вместе историческая судьба. Полиэтничны. например. швейцарская. французская. вьетнамская нации. а американцы вообще не имеют никакого ярко выраженного этнического лица. Латиноамериканские нации расово неоднородны — созданы из белых. креолов и индейцев-америндов.

Нация — историческая общность людей. складывающаяся в процессе формирования общности их территории. экономических связей. языка. некоторых особенностей культуры и характера. которые составляют ее признаки. В некоторых случаях синонимом нации является понятие «народ»; в конституционном праве англо-и романоязычных стран — термин. обычно имеющий значения «государство». «общество». «совокупность всех граждан».

Первыми современными нациями. по утверждению классика исследования национализма Бенедикта Андерсона. были латиноамериканские. сформировавшиеся в ходе борьбы против испанской короны. за которыми с небольшим отрывом последовали США и затем Франция. Впервые понятие нация в его политическом значении появилось именно в ходе Великой Французской революции. когда возникла необходимость сформировать некую общность взамен утраченного «подданства французской короны» . В советской доктрине международного права (С.Б. Крылов. Ф.И. Кожевников и Е. А. Коровин и др.) единодушно высказывалась мысль о том. что на известном этапе борьбы за свою самостоятельность нация выступает субъектом международного права. Международная правосубъектность нации обычно связывалась с наличием национальноосвободительной борьбы данной нации. стремящейся создать свою государственность. Вопросы национальной политики России. национального самосознания народов. демографии. развития национальных меньшинств в условиях россий-

ского федерализма стали отдельным направлением научного исследования. Этими проблемами много лет занимаются ученые, внесшие существенный вклад в отечественную историческую науку: А.Х. Абашидзе, Р.Г. Абдулатипов, Ф.Р. Ананидзе и др. В трудах А.Х. Абашидзе, Ф.Р. Ананидзе проблема самоопределения, понятия «народ» и «нация» рассмотрены подробно с международно-правовых позиций

Таким образом, идеология национализма в одном из своих аспектов заключается в обособлении и вычленении отдельной нации из общего числа народностей, проживавших до возникновения нации на определённой территории. После обособления нации парадигма национализма начинает работать на становление, защиту и укрепление своей нации.

Понятие «народ» в термине «самоопределение народов» является более точным, чем понятие «нация», поскольку население территории может быть многонациональным либо еще не сложившимся в нацию. Народ, в отношении которого возникает проблема признания его международной правосубъектности, — не просто население той или иной территории, некая сумма индивидов, на ней проживающих, а, как минимум, определенная экономическая и культурно-историческая целостность, осознающая свое единство. Если речь идет о нации, сюда добавляется и языковая общность.

Анализ международных документов, раскрывающих содержание принципа равноправия и самоопределения народов позволяет сделать вывод о том, что в практике ООН право на отделение и образование самостоятельного государства в качестве элемента права на самоопределение признается за народами несамоуправляющихся территорий (колоний и других зависимых территорий); народами, проживающими на территориях, имеющих, согласно конституции того или иного государства, право на выход (отделение); народами территорий аннексированных после 1945 г., т.е. после принятия Устава ООН; и народами, проживающими в государстве, которое не соблюдает принцип равноправия и не обеспечивает представительство всех слоев населения в органах государственной власти без какой-либо дискриминации.

Иными словами, только при соблюдении вышеперечисленных условий народы, ведущие вооруженную борьбу за отделение, могут считаться субъектами международного права на ос-

новании права на самоопределение. В юридической литературе. однако. встречается и иная точка зрения. Ее сторонники полагают. что если исходить из того. что субъект права — это сторона. не только участвующая. но и могущая участвовать в правоотношении. то народ как носитель права на самоопределение является субъектом международного права независимо от того. добивается ли он самостоятельной государственности или нет .

Отметим. что. по мнению проф. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунова. сохранилось около двух десятков колониальных владений. управляемых шестью государствами. В их числе Виргинские острова. Бермудские острова. Новая Каледония. Токелау. Гибралтар. ООН по-прежнему констатирует колониальный статус Восточного Тимора

— бывшего владения Португалии. не признавая присоединения этой территории в 1976 г. к Индонезии .

Право народов (наций) на самоопределение применительно к каждому народу раскрывается через его национальный суверенитет. означающий. что каждый народ имеет суверенное право на самостоятельность в достижении государственности и независимое государственное существование. на свободный выбор путей развития. Если народы (нации) обладают правом на самоопределение. то на всех государствах лежит обязанность это право уважать. Данная обязанность охватывает признание и тех международных правоотношений. в которых субъектом выступает народ (нация). Таким образом. неотъемлемое от народа (нации) право на самоопределение. связанное с его национальным суверенитетом. является основанием его международной правосубъектности. Исторически данная правосубъектность народа (нации) ярко проявилась в период крушения колониализма после окончания Второй мировой войны.

В современный период. когда абсолютное большинство бывших колониальных народов добилось независимости. значение принципа самоопределения подчеркивается правом каждого построившего свою государственность народа определять внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению политическое. экономическое. социальное и культурное

развитие.

Если же речь идет о самоопределении отдельных народов в рамках самостоятельного государства. то вопрос должен решаться на ос-

нове конкретных обстоятельств в контексте взаимосвязанных друг с другом основных принципов международного права. Реализация самоопределения одним народом в рамках многонационального суверенного государства не должна вести к нарушению прав других его народов. В связи с этим в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 13 марта 1992 г. справедливо отмечается: «Таким образом. не отрицая права народа на самоопределение. осуществляемого посредством законного волеизъявления. следует исходить из того. что международное право требует при этом соблюдения принципа территориальной целостности и прав человека» .

Самоопределение народа внутри многонационального государства вовсе не предполагает обязательности отделения и создания собственного самостоятельного государства. В первую очередь такое самоопределение связано с повышением уровня самостоятельности. но без угрозы правам человека и территориальной целостности государства.

Субъектами международного права. как правило. являются народы (нации). находящиеся в колониальной зависимости от метрополии. но борющиеся за независимость и создание суверенного государства путем реализации права на самоопределение.

Такой народ (нация) обладает как способностью иметь международные права и обязанности. так и способностью самостоятельно осуществлять их. Но эти органически связанные друг с другом способности. составляющие правосубъектность народа (нации). имеют специфику. отличающую международную правосубъектность нации от международной правосубъектности государства. Народ (нация) в процессе борьбы за создание независимого государства способен участвовать в международных отношениях лишь по вопросам. касающимся реализации права на самоопределение. В связи с этим народ (нация) имеет основные права. в том числе право заключать с государствами. международными организациями. с другими реализующими свой национальный суверенитет народами международные договоры. присоединяться к многосторонним международным соглашениям. От имени народа при заключении международных договоров или при присоединении к ним выступают представляющие народ органы. сложившиеся в ходе борьбы за независимость. Это — фронт национального освобождения. вре-

менное правительство, руководство политической партии, пользующиеся поддержкой большинства населения.

Колониальный народ (нация) имеет право на волеизъявление в любой форме с целью получения независимости от метрополии, включая право на установление с суверенными государствами официальных отношений, регулируемых нормами дипломатического и консульского права, и право на участие в деятельности международных организаций.

Одним из основных прав народа (нации) является право на международно-правовую защиту и получение поддержки от других субъектов международного права.

Конституционное закрепление общепризнанного международно-правового принципа равноправия и самоопределения народов неизбежно порождает вопросы о субъектах права на самоопределение, о формах реализации этого права и их влиянии на федеративное устройство .

Указанные взгляды, так или иначе, сводятся к деэтнизации права на самоопределение, когда субъект права на самоопределение рассматривается с надэтнических общегражданских позиций. При всей своей логичности данный подход представляется нам не бесспорным. На наш взгляд, абсолютное игнорирование этнического фактора в вопросах самоопределения является попыткой ухода от решения проблемы, тем более что «народ» и «нация» (в этническом смысле) как субъекты права не тождественны, следовательно, и право на самоопределение этих субъектов, как и формы реализации этого права, различны и исходно не противоречат друг другу. Однако то, что национальный суверенитет должен быть поглощен суверенитетом народным, как категорией более высокого порядка, представляется весьма спорным . Единственным вариантом такого поглощения может быть реализация народного суверенитета гомогенным, в этническом смысле, населением публично-территориального образования. Во всех иных случаях, в публично-территориальных образованиях сосуществуют различные этносы, составляющие его единый народ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя определенный итог дискуссии, можно отметить, что право на самоопределение имеет как народ, так и нация в широком смысле слова. В подтверждение этого можно привести положения резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1962 г., в которой неотъем-

лемый суверенитет над естественными богатствами и ресурсами рассматривается как основной элемент права на самоопределение и заявляется. что «право народов и наций на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и ресурсами должно осуществляться в интересах их национального развития и благосостояния населения соответствующих государств» .

Таким образом. речь идет именно о праве народов и наций.

Неоднозначен вопрос и о субъектах международного права. Субъекты международного права — это стороны международных правоотношений. наделенные нормами международного права субъективными правами и субъективными обязательствами. Термин-понятие «субъект международного права» долгое время служил достоянием лишь доктрины международного права. Но в последнее время он стал использоваться и в международно-правовых актах. в частности. в общих (универсальных) конвенциях. Так. в Венской конвенции 1969 г.. а также в статье 3 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 года речь идет о «международных соглашениях. участниками которых являются одно или несколько государств. одна или несколько международных: организаций и один или несколько субъектов международного права. иных. чем государства или организации».

В качестве субъекта международного права нации и народы. борющиеся за свое самоопределение. в лице своих постоянных органов могут заключать соглашения с государствами и международными организациями. подписывать международные договоры (например. Организация освобождения Палестины подписала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.). направлять своих представителей для участия в работе межправительственных организаций и конференций. Они пользуются защитой норм международного права. имеют свои дипломатические представительства на территории государств.

Нормы современного международного права продолжают регулировать. главным образом. взаимоотношения между государствами. а также взаимоотношения государств с международными организациями и другими международными институциями. Государства — основные субъекты международного права и основ-

ные реальные участники международных правоотношений. поскольку им необходимо постоянно взаимодействовать друг с другом. с международными организациями и иными субъектами международного права.

Помимо государств и международных организаций. субъектами международного права являются также другие международные институции. именуемые международными органами. Это. в частности. международные суды и международные арбитражи. следственные. примирительные и иные комиссии. которые создаются по соглашению между государствами и руководствуются в своей деятельности международноправовыми предписаниями. прежде всего нормами общего международного права.

Некоторые такие международные органы. например Международный суд ООН. представляют собой органы универсального характера. поскольку они созданы международным сообществом государств и доступ в них открыт для любого государства. И. наконец. особыми. специальными субъектами международного права являются народы. Специальными в том смысле. что в соответствии с одним из основных принципов современного международного права

— принципом равноправия и самоопределения народов — за всеми народами признается право на самоопределение. т.е. право свободно. без вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое. социальное и культурное развитие. Каждое государство должно уважать это право. Речь. следовательно. идет о взаимоотношениях (правоотношениях) между народами и государствами.

В заключение. можно сделать следующие выводы:

1. Как субъект международного права нации и народы. борющиеся за свое самоопределение. в лице своих постоянных органов могут заключать соглашения с государствами и международными организациями. подписывать международные договоры Они пользуются защитой норм международного права. имеют свои дипломатические представительства на территории государств.

2. Право на самоопределение имеет как народ. так и нация. в широком смысле слова.

3. Принцип равноправия и самоопределения наций и народов применим не только к бывшим колониальным странам и народам. боровшимся против колониализма. но и к народам современных суверенных государств. Поэтому

можно констатировать, что право наций и народов на самоопределение относится к числу коллективных прав и его нарушение представляет собой грубейшее нарушение основополагающих норм и принципов международного права.

Литература

1. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам: принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1514 (ХУ) от 14 декабря 1960 г. // Международные акты о правах человека: сб. док. М.: Издат. группа Норма-Инфра-М, 1998. С. 100.

2. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2008. С. 152.

4. Fawcett J. Intervention to Protect Minorities // Minorities: A Question of Human Rights. New York, 1979. P. 15-17.

5. Золотарева М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы: автореф. дис … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 19.

6. Международное право: учеб. для вузов / отв. ред. проф. Г.В. Игнатенко и проф. О.И. Тиунов. М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 80.

7. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. . Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

8. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Славянский диалог, 2000. 656 с.

9. Федерализм: энциклопедический словарь.

М.: ИНФРА-М, 1997. С. 155.

10. Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. С. 41.

11. Абашидзе А.Х., Ананидзе Ф.Р. Правовой статус меньшинств и коренных народов. Международно-правовой анализ. М., 1997.

13. Шармазанашвили Г.В. Право народов и наций на свободу и независимость. М.: Изд-во УДН, 2007. С. 84.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Подробно об этом см.: Международное право: учеб. для вузов / под ред. проф. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунова. М., 1999. § 11.

15. По делу о проверке конституционности Дек-

ларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Татарской ССР», закона Татарской ССР от 29 ноября 1991 года «О референдуме Татарской ССР», постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан»: постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 13 марта 1992 г. № 3-П. ИЯЬ:

http://www.democracy.ru/library/laws/court/con stitutional/ks3 -Р.13.03.92.html (дата обращения: 12.11.2010).

16. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2008. С. 151.

17. Умнова И.А. Указ. соч. С. 157-159.

Лозунг самоопределения наций

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *