Профессионально нравственная деформация юриста

УДК 340.111.5 ББК 67.401.02 Ш 16

А.М.Шадже

К вопросу о содержании и значении юридической этики

(Рецензирована)

Аннотация:

Статья посвящена анализу содержания, требований и значения юридической этики. Сегодня необходимость основательного исследования проблем профессиональной юридической этики вряд ли может быть оспорена. На примере разных юридических специальностей (судья, прокурор, следователь) выявляются общие и специфические требования профессиональной юридической этики, исследуются соотношение и взаимосвязь нравственности и законности в деятельности юриста. Делается вывод о том, что значение юридической этики состоит в том, что она придает нравственный характер профессиональной деятельности юриста, что весьма важно, поскольку эта деятельность связана непосредственно с человеком, его интересами, проблемами и чаяниями.

Ключевые слова:

юрист, этика, право, закон, нравственность, судья, прокурор, адвокат, следователь, законность, справедливость.

Деятельность юриста всегда вызывала глубокое уважение и почтение, признавалась элитарной, приоритетной в любой социальной среде. Поэтому и интерес общества к культурологическим и этическим особенностям профессии правоведа остается постоянным, независимо от места, которое занимает юрист в профессиональной или социальной иерархии. Личность юриста, будь он простым юрисконсультом или известным государственным деятелем, всегда казалась «маленькой тайной» для человека, впервые столкнувшегося с юридической проблемой. В юридической деятельности личностная сторона юриста-практика или правоведа-теоретика играет особую роль, так как с правосудием и юстицией общество соизмеряет свои нравственные критерии и идеалы.

Сейчас, когда наше общество переживает трудный процесс демократизации и построения правовой государственности, особенно остро ощущается дефицит интеллектуальной правовой культуры в любых областях юридической деятельности, начиная от ее элитарных форм -парламентских дебатов, судебных споров и заканчивая элементарными, скажем, проведением юридической консультации или нотариальной практики. Юрист, работающий в среде межличностного общения, помимо профессиональных знаний, просто обязан обладать и высокой культурой общения, диалога, основываясь при этом на нравственных принципах и

началах. Вследствие этого важной и актуальной областью юридических знаний является юридическая этика, и необходимость основательного исследования проблем профессиональной юридической этики вряд ли может быть оспорена.

Наряду с мнением, что юридическая этика представляет собой применение общих понятий о нравственности в сфере юридической деятельности, существует и мнение, что она охватывает специфические нравственные нормы профессиональной деятельности и внеслужебного поведения юристов .

Все требования морали, присущей данному обществу, полностью, без каких-либо изъятий распространяются на представителей юридической профессии. Эти требования определяют все поведение юриста как в сфере служебной деятельности, так и в повседневной внеслужебной жизни. Судья, прокурор, следователь и вне выполнения должностных функций остаются судьей, прокурором, следователем.

К работникам юридической профессии предъявляются повышенные моральные требования, что объясняется особым доверием к ним со стороны общества и ответственным характером выполняемых ими функций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право.

В литературе, посвященной проблемам этики работников юридической профессии, нет единства терминологии. Можно встретить следующие термины: этика представителей права, профессиональная этика юриста, юридическая этика, правовая этика, судебная этика. Однако общего смысла и значения исследуемой категории это не меняет.

Обычно под юридической этикой понимается как сам свод нравственных требований, которые распространяются на работников юридической профессии, так и соответствующая отрасль знания, наука, изучающая эти правила .

При этом не может быть возражений и против конкретизации этических требований применительно к определенной юридической специальности в рамках единой правовой профессии (этика судьи, прокурора, следователя, адвоката).

Таким образом, юридическая этика — это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области. Юридическую этику можно назвать и нравственным кодексом юристов различных специальностей.

Юридическая этика обусловлена спецификой профессиональной деятельности юриста, особенностями его нравственного и социального положения. «Необходимость повышенных моральных требований, а следовательно, и особой профессиональной морали, как показывает исторический опыт, проявляется прежде всего во врачебной, юридической,

педагогической, научной, журналистской и художественной деятельности, т. е. в тех сферах, которые непосредственно связаны с воспитанием и удовлетворением потребностей личности» .

Особенности профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя настолько своеобразны и так существенно затрагивают права и интересы людей, что требуют отдельной характеристики с точки зрения их влияния на нравственное содержание этой деятельности.

Деятельность судьи, следователя, прокурора носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия. Они наделяются этими полномочиями для защиты интересов общества, государства и его граждан от различных посягательств и в своем служебном общении с другими людьми представляют государственную власть. Закон в ряде случаев прямо определяет государственный характер принимаемых ими решений. Так, приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам выносятся именем государства. Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов и поддерживает государственное обвинение. Все постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми, кого они касаются.

Действия и решения суда, прокурора, следователя затрагивают коренные права и интересы граждан. Поэтому их профессиональная этика должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства долга. Люди, решающие судьбы других, должны обладать развитым чувством ответственности за свои решения, действия и поступки.

Соотношение правового и нравственного принципов должно быть представлено в деятельности любого юриста. Всякое решение, всякое действие следователя, прокурора, судьи, если оно соответствует закону, его правильно понимаемой сущности, будет соответствовать нравственным нормам, на которых зиждется закон. Отступление от закона, обход, его искаженное, превратное толкование и применение по сути своей безнравственны. Они противоречат не только правовым нормам, но и нормам морали, профессиональной этики юриста. При этом безнравственны не только сознательные нарушения закона, но и неправильные, противозаконные действия и решения, обусловленные нежеланием глубоко овладеть необходимыми знаниями, постоянно их совершенствовать, неорганизованностью, отсутствием внутренней дисциплины и должного уважения к праву, его предписаниям.

Подробное и последовательное регулирование законом всей служебной деятельности судьи, следователя и прокурора является особенностью этой профессии, накладывающей глубокий отпечаток на ее нравственное содержание. Нет, пожалуй, другой такой отрасли профессиональной деятельности, которая столь детально была бы

урегулирована законом, как процессуальная деятельность, осуществляемая судьей, прокурором или следователем. Их действия и решения по существу и по форме должны строго соответствовать закону. Для профессиональной этики юриста характерна особо тесная связь правовых и моральных норм, регулирующих его профессиональную деятельность.

Реализуя правовое и нравственное требования справедливости, юрист опирается на закон. Подчеркивая неразрывное единство справедливости и законности, М. С. Строгович писал, что всякое решение, принимаемое органами государства, «должно быть законно и справедливо; более того, законным может быть только справедливое решение, несправедливость не может быть законной» . В этой формуле правильно определено соотношение правового и нравственного в деятельности любого юриста.

Таким образом, профессиональная этика юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания

Независимость и подчинение только закону образуют важнейший принцип деятельности органов юстиции, оказывающий существенное влияние и на ее нравственное содержание. В соответствии с Конституцией Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Органы прокуратуры в пределах их компетенции осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Независимость и подчинение только закону предполагает строжайшее их соблюдение судьями, прокурорами, следователями. Здесь к юристам всегда предъявлялись повышенные требования. Выступая в глазах общества в роли блюстителей законности, они должны показывать образец неукоснительного ее соблюдения. Нарушения закона его защитниками подрывают веру в его незыблемость и авторитет.

Прогрессивный лицейский учитель А.С. Пушкина юрист А. П. Куницын в речи к лицеистам призывал «превыше всего чтить законы и соблюдать их». Готовясь «быть хранителями законов, научитесь, прежде всего, сами почитать оные: ибо закон, нарушаемый блюстителями оного, не имеет святости в глазах народа» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из принципа независимости и подчинения только закону вытекают важные требования нравственного характера. Судья, прокурор, следователь не вправе уступать местным влияниям, руководствоваться не требованиями закона, а указаниями, советами, просьбами и т. д. отдельных лиц или учреждений, какими бы высокими правами те не обладали. Осуществляя свои функции в интересах всего народа во имя исполнения его воли, выраженной в законе, судья, прокурор, следователь руководствуются законом, своими нравственными принципами, своей совестью.

Судья, прокурор, следователь несут личную ответственность за законность или незаконность своих действий и решений, их справедливость или несправедливость, пользу или вред, причиняемый ими, без права сослаться на чей-либо приказ, указание, распоряжение или совет. Они морально ответственны как перед государством, обществом, другими людьми, так и перед своей совестью.

Особенностью профессиональной деятельности юриста является гласность ее осуществления или результатов, контроль общественности, значимость общественного мнения, оценка ими справедливости, нравственности или безнравственности деятельности профессиональных участников судопроизводства. Конституция устанавливает, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Открытое разбирательство уголовных дел во всех судах — правило, а закрытое — редкое исключение. Приговоры же во всех случаях провозглашаются публично. Судьи выполняют свои обязанности по осуществлению правосудия в открытых судебных заседаниях, публично, в присутствии граждан. Соблюдение ими нравственных норм или же отступления от них, справедливость или несправедливость принимаемых решений контролируются общественным мнением.

В гласном, открытом судебном процессе по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение перед судом. Он действует в этих случаях в присутствии публики, дающей нравственные оценки его позиции и поведению. Следователь ведет расследование в условиях неразглашения данных следствия. Но все, что собрано им по уголовному делу, становится затем достоянием гласного суда. Подсудимый, его защитник, потерпевший, свидетели, другие лица, вызванные в суд, нередко сообщают о том, как проводилось предварительное следствие, о том, насколько строго соблюдал следователь правовые и нравственные нормы .

Деятельность юриста осуществляется в сфере социальных и межличностных конфликтов. Например, при производстве по уголовным делам она ведется по поводу преступления в целях привлечения к ответственности виновного, восстановления нарушенных преступлением прав. Деятельность суда — правосудие затрагивает интересы многих людей, нередко прямо противоположные. Судебная власть призвана справедливо решать разнообразные и сложные вопросы не только тогда, когда кто-либо нарушил уголовный закон и должен быть наказан, но и тогда, когда конфликтная ситуация возникает в любой другой сфере, регулируемой правом. Это и законность забастовки, и правомерность закрытия печатного издания, и законность акта исполнительной или командной власти, и споры об имуществе, и отсутствие согласия между родителями по поводу того, с кем остаются дети при разводе, и т. д.

Люди, которым доверено в соответствии с законом разрешение социальных и межличностных конфликтов, несут повышенную нравственную ответственность за свои действия и решения. Нравственные проблемы всегда сопровождают людей юридической профессии. Из сказанного следует, что особенности профессии юриста обусловливают необходимость существования юридической этики.

Профессиональное поведение юриста может выражаться в виде действий: во-первых, совершаемых при исполнении служебных обязанностей или в непосредственной связи с ними (служебное поведение); во-вторых, связанных с его должностным положением либо обладанием профессиональной информацией, профессиональными навыками и пр. (внеслужебное поведение).

Примерами различных позитивных, нейтральных и негативных видов и проявлений профессионального (служебного и внеслужебного) поведения юриста могут быть, в частности: ведение политической агитации; лоббирование законопроектов; совершение в своих целях юридически значимых действий; выступления в средствах массовой информации и перед гражданами; соблюдение некоторых общих и специальных норм нравственности; совершение гражданско-правовых сделок с использованием должностного влияния (приобретение акций, покупка квартиры) и др. Все эти виды поведения могут проявляться в служебной сфере, а также в сфере политики, экономической деятельности, в быту.

Смысл регулирования профессионального поведения юристов состоит в том, чтобы: обеспечить интересы общества и граждан, минимизировать риск злоупотребления значительными возможностями юридической профессии, особенно в отдельных ее сферах (правоохрана, суд, прокуратура и пр.); защитить самих юристов от преувеличенных требований; обосновать необходимые и разумные методы социального контроля за деятельностью юристов, поскольку начинающие и даже опытные юристы вынуждены считаться с тем, что общество постоянно проявляет повышенный интерес к поведению юристов.

Используются два способа правовой регламентации профессионального поведения, тесно связанные между собой: запреты совершать определенные действия либо наносить ущерб авторитету профессии; предписания вести себя должным образом в соответствующих ситуациях.

Всякий запрет при регламентации профессионального поведения юриста должен быть обоснован тем, что запрещаемое поведение может либо нарушать права и свободы других лиц, либо подрывать доверие к профессиональной деятельности юристов. Без этого ограничение свободы поведения юристов противоречило бы основным началам конституционного законодательства. В то же время всюду, где неограниченное использование юристами своих прав создает опасность для других лиц или прямо нарушает их права, возможно запрещающее вмешательство закона. Такой подход проявляется во многих странах. Так, в ФРГ юристы, находящиеся на государственной службе, например судьи, не вправе бастовать; адвокаты не

имеют права рекламировать свою профессиональную деятельность в отличие от предпринимателей и т.д. .

Действующее законодательство довольно подробно и иногда весьма жестко регламентирует профессиональное поведение юристов именно путем запретов. Рассмотрим вначале общие предписания о поведении юристов, а затем предписания, относящиеся к отдельным сферам поведения.

Формально трудно говорить о наличии правового регулирования поведения всех групп юристов как единого целого. Разумеется, все юристы своим профессиональным поведением не могут нарушать Конституцию РФ, совершать правонарушения. Многие положения, регулирующие профессиональное поведение должностных лиц в сфере борьбы с преступностью, сформулированы в документах ООН и международных соглашениях.

В то же время существуют общие предписания, определяющие поведение юристов, находящихся на государственной службе. Они, не распространяясь на юристов — лиц свободной профессии, все же в какой-то мере могут быть впоследствии включены и в законы, определяющие положение «свободных» юристов. В каждом случае, разумеется, необходим особый подход.

Так, в соответствии с гл. III Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственный служащий (а им может быть и юрист) имеет в сфере профессионального поведения определенные права, несет основные обязанности и подвергается ограничениям .

Применительно к профессиональному поведению следует указать на ряд ограничений, воспринятых отраслевым законодательством: запрещение

заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме педагогической, научной и иной творческой); быть депутатом органов представительной власти и местного самоуправления; заниматься лично или через доверенных лиц предпринимательской деятельностью и многие другие. В частности, в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» говорится, что судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности .

Это предписание повторяется и конкретизируется в Кодексе чести, который устанавливает, как говорится в преамбуле, правила поведения судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности судьи Российской Федерации. Статья 1 гласит, что судья обязан руководствоваться наряду с Конституцией и другими законодательными актами, действующими на территории РФ, общепринятыми нормами нравственности и правилами поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда (п.1). Далее устанавливается, что судья не вправе причинять ущерб престижу своей

профессии в угоду личным интересам или интересам других лиц, в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести .

Сходные предписания есть и в других законодательных актах. Так, в ст. 5 Закона «О милиции» говорится, что ее сотрудникам запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека .

Приведенные положения отраслевого законодательства представляются довольно абстрактными, но сама идея формулирования общих правил поведения, распространяющихся на всех юристов, является верной.

Обобщая изложенное можно заключить, что значение юридической этики состоит в том, что она придает нравственный характер деятельности по осуществлению правосудия, выполнению прокурорских функций, следственной работе, а также и другим видам деятельности, осуществляемой юристами-профессионалами. Нравственные нормы наполняют правосудие и юридическую деятельность в целом гуманистическим содержанием. Юридическая этика, раскрывая и пропагандируя гуманные начала правоотношений, складывающихся в различных областях жизни, оказывает позитивное воздействие как на законодательство, так и на правоприменение. Юридическая этика способствует правильному формированию сознания, взглядов работников юридической профессии, ориентируя их на неукоснительное соблюдение нравственных норм, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей, охрану собственной чести и репутации.

Примечания:

2. О статусе судей в Российской Федерации: Федеральный закон РФ:

Федерации. 1995. № 26. Ст. 2399; 1999. № 25. Ст. 3690; 2000. № 26. Ст. 2736; 2004. № 51. Ст. 3301.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Кодекс чести судьи Российской Федерации // Законность. 1994. № 2.

5. Азаркин Н.И. Юрист XXI века: каким ему быть? // Юридический вестник. 2001. № 1.

6. Кабликов А.С. Юридическая этика. М., 1999.

7. Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Этика уголовного процесса. Воронеж, 1993.

8. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. М., 1982.

9. Проблемы судебной этики / под ред. М.С. Строговича. М., 1974. Этика сотрудников правоохранительных органов. М., 2002.

Нравственный конфликт — это столкновение моральных норм в индивидуальном или общественном сознании, связанное с борьбой мотивов и требующее морального выбора.

Правоохранительная деятельность в силу острого противоборства с преступниками, использования специфических сил и средств достаточно часто ставит сотрудников в ситуации нравственного конфликта. Данные конфликты возникают при наличии противоположной направленности мотивов, когда субъекту приходится мысленно «взвешивать» общественную необходимость, выраженную в требованиях долга, и личные планы, рационально осознанные мотивы и идущие вразрез с ними желания.

Особенность нравственного конфликта состоит в том, что в сложившейся ситуации выбор любого поступка как следование той или иной норме морали ведет к нарушению другой нормы. Сложность здесь состоит не столько в том, что человек может не знать некоторых нравственных норм и потому не в состоянии сделать выбор, а также не в том, что он не желает выполнять требования морали, сколько в необходимости разрешить столкновение этих требований.

Примером может служить ситуация, когда перед сотрудником правоохранительных органов, производящим обыск на квартире подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, встает дилемма: либо произвести осмотр постели больного человека, находящегося при смерти, либо, руководствуясь гуманными соображениями, отказаться от этого.

Среди конфликтов, имеющих профессиональное значение для сотрудников правоохранительных органов, следует обратить внимание на внешние и внутренние конфликты. Внешние конфликты проявляются как острые нравственные противоречия между людьми (личность — общество, личность — группа, личность — личность, группа — группа, группа — общество). Они выражают расхождение направленности ценностных ориентаций отдельных личностей, социальных групп и общества.

Природа внутренних конфликтов иная. Их источником является сложность, разнохарактерность самих мотивов личности, находящихся в подчинении и соподчинении друг другу. Выбор поведения человека при разрешении такого конфликта во многом зависит от направленности личности, ее ориентации на те или иные ценности. Практика показывает, что среди сотрудников правоохранительных органов по критерию ценностной ориентации можно выделить несколько типов личности, которые при возникновении конфликтной ситуации сделают соответствующий этим ориентациям выбор. Так, сотрудники, ориентирующиеся на правовые ценности, при столкновении различных норм в первую очередь будут исходить из требований законов и приказов. Человек, для которого высшими ценностями являются нормы нравственности, при разрешении конфликта будет ориентироваться на соблюдение принципов справедливости и гуманизма. Тип личности, ориентирующийся на профессиональные ценности, как правило, отдаст предпочтение служебной целесообразности. Основным мотивом деятельности такого сотрудника является служение государству, профессиональный долг. Сотрудник, в характере которого преобладают исполнительские черты, будет ориентироваться на указания руководства.

Особенность деятельности сотрудника правоохранительных органов состоит в том, что иногда ему приходится работать в преступной среде, скрывая свою принадлежность к государственным структурам. В этих ситуациях в сознании человека одновременно сосуществуют две нравственные системы — одна, которую он разделяет сам, и другая, которую разделяет преступная среда и в соответствии с которой он должен строить свое поведение в этой среде.

Форм проявления моральных конфликтов в правоохранительной деятельности существует множество. Они обусловлены конкретными особенностями того или иного направления этой деятельности, специфическими условиями, в которых осуществляется эта деятельность, социально-психологическими характеристиками участников конфликта и другими обстоятельствами.

УДК 159.9

Е.Д. Плаксин, Н.С. Ефимова*, Н.В. Плаксина

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, г. Москва, Россия *e-mail: enspsiholog@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЮРИСТОВ КАК УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИИ

В статье рассматривается проблема профессиональной деформации юристов с точки зрения влияния профессии на личность и изменения личности в ходе профессионального развития. Рассмотрена сущность профессиональной деформации, причины и условия, обуславливающие возникновение и развитие деформации профессионального правосознания юристов.

Ключевые слова: профессиональная деформация, безопасность личности

В процессе динамичных политических и экономических преобразований, существует опасность массовых психологических кризисов и неустойчивости группового и индивидуального правосознания в понимании и поддержании основ жизнедеятельности, правопорядка и социально-нравственного гуманизма. Проблема влияния профессии на личность и изменении личности в ходе профессионального развития

совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, однако он может испытывать и отрицательное воздействие профессии на изменение личностных характеристик.

В этом случае следует говорить о степени безопасности профессии для самого человека. Под профессиональной безопасностью понимается наличие профессионально важных безопасных личностных характеристик и информационно-знаниевых основ в профессиональной области.

Отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность проявляется в деформациях и состояниях, снижающих профессиональные успехи и негативно сказывающихся в «непрофессиональной» жизни.

Исследователи С.П. Безносов, Р.М. Грановская, Л.Н. Корнеева, А.К. Маркова отмечают, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми: врачей, педагогов, работников правоохранительных органов и др.

Под деформацией профессионального правосознания юристов понимают изменение характеристик личности юриста и его профессиональных возможностей в асоциальную

сторону, обусловленное особенностями его профессиональной деятельности.

По мнению С.П. Безносова (2004) на личность юриста, а также на качество и эффективность юридической деятельности оказывают влияние ряд причин:

-падение авторитета закона, снижение престижа судебных и правоохранительных органов в условиях социально-экономических,

политических, правовых преобразований, произошедших в современном российском обществе;

-искаженные правовые взгляды и представления в связи с резкой криминализацией основных сфер общественной жизни;

-отсутствие действенного механизма реализации закона Конституции Российской Федерации, который позволил бы осуществить организацию эффективной защиты прав и свобод граждан.

Профессиональные деформации личности работников юридического труда обусловлены спецификой правоохранительной деятельности, личностными характеристиками юриста, факторами социально-психологического

характера.

К факторам, обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов, относятся:

-детальная правовая регламентация деятельности, что наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма; -наличие властных полномочий по отношению к гражданам, что порой проявляется в злоупотреблении и необоснованном их использовании сотрудниками; -корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников органов правопорядка и отчуждения от общества;

-повышенная ответственность за результаты своей деятельности;

-психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил; -выполнение профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий,

неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и др.;

-необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями, что может приводить к усвоению элементов криминальной субкультуры (использование уголовного жаргона, обращение по кличкам и т.п.).

К факторам, отражающим личностные особенности сотрудников органов правопорядка, относятся:

-неадекватный возможностям сотрудника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания; -недостаточная подготовленность, отсутствие профессионального опыта;

-специфическая связь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности сотрудника (так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т.п.); -профессиональные установки (например, восприятие действий других людей как возможных нарушителей закона может привести к излишней подозрительности и др.); -особенности социально-психологической

дезадаптации личности органов правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-изменение мотивации деятельности (потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и др.).

К факторам социально-психологического характера относятся:

-неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;

-неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи, друзей и др.);

-низкая общественная оценка деятельности органов правопорядка, что порой ведет к безысходности в деятельности сотрудников органов внутренних дел, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости своей профессии.

Для юридической деятельности особое значение имеют общепрофессиональные и специальные профессиональные деформации. Общепрофессиональные деформации типичны для работников определенной профессии. Это особенности личности и поведения, которые прослеживаются у большей части работников со стажем. Специальные профессиональные

деформации возникают в процессе специализации по профессии. Так, у следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника — актуальная агрессивность, у адвоката

— профессиональная изворотливость, у прокурора

— обвинительность.

К общим, для юридических профессий, проявлениям профессиональной деформации относят:

— правовой нигилизм — проявляется в неуважительном отношении к праву и решение проблемы доверителя не на правовом уровне, встречается в работе адвокатов, следователей, оперативных работников и т.п.;

— эмоциональная холодность, цинизм, доходящий до безразличия к судьбе доверителя, в повседневном общении проявляется как эмоциональная холодность, снижение эмпатии в отношении к близким людям, родственникам;

— снижение уровня культуры общения, юристы усваивают уголовный жаргон и начинают использовать его в повседневном общении;

— формализм, стереотипный подход к решению профессиональных задач вырабатывают однотипные приемы и методы защиты, блокирующие способность творчески реагировать на появление новых обстоятельств, пропадает индивидуальный подход в работе с доверителями.

Одной из задач профессионального образования юридического профиля является формирование личностной готовности к безопасной профессиональной деятельности. Личностная готовность к безопасной профессиональной деятельности — субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению

профессиональных задач без ущерба для себя, других людей и окружающей среды.

В период 2013-2014 учебного года среди студентов юридического отделения РХТУ им. Д.И. Менделеева было проведено исследование, целью которого являлось выявление тенденции к формированию профессиональной деформации и определению ее уровня. По мнению отечественных исследователей одной из причин деформации личности является ригидность, поэтому в качестве исследовательского инструментария был использован Томский опросник ригидности Г.В. Залевского (ТОРЗ).

Опросник состоит из семи шкал:

1.Шкала общей ригидности (ОР) — склонности, к широкому спектру фиксированных форм поведения, симптомокомплекс ригидности (СКР), персеверациям, навязчивостям, стереотипиям, упрямству, педантизму и собственно ригидности.

2. Шкала сенситивной ригидности (СР) отражает эмоциональную реакцию человека на новое, на ситуации, требующие каких-либо изменений, возможно, страх перед новым, своего рода неофобия. Это личностный уровень проявления психической ригидности, выраженный в

эмоциональном отношении к соответствующим требованиям объективной действительности.

3.Шкала установочной ригидности (УР) отражает личностный уровень проявления психической ригидности, выраженный в позиции, отношении или установке на принятие/непринятие нового, необходимости изменений самого себя (самооценки, уровня притязаний, системы ценностей, привычек и т. п. ).

4.Шкала ригидности как состояния (РСО). Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что в состоянии страха, стресса (дистресса), плохого настроения, утомления или какого-либо болезненного состояния человек в высокой степени склонен к ригидному поведению. В обычных условиях подобное поведение он может не проявлять.

5.Шкала преморбидной ригидности (ПМР). Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что испытуемый уже и подростковом и юношеском (школьном) возрасте испытывал трудности в ситуациях каких-либо перемен, нового и т.п.

6.Шкала реальности (ШР) — вид контрольной шкалы. Она показывает, исходит ли испытуемый в своих ответах на вопросы ТОРЗ из своего опыта или только из предположений.

7.Шкала лжи (ШЛ). Вопросы вычленены из Личностного опросника Г. Айзенка с целью повышения достоверности получаемых результатов.

Выборка испытуемых составила около 50 студентов РХТУ старших курсов юридического отделения. Результаты исследования

распределились следующим образом:

— склонность к широкому спектру фиксированных форм поведения — стереотипам, упрямству, педантизму, собственно ригидности выявлено у 18% опрошенных, т.е. каждый пятый студент уже на этапе обучения обладает устойчивой ригидностью;

— актуальная ригидность — неспособность при объективной необходимости изменить мнение, отношение, мотивы и т.п. выражена у 15% респондентов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— сенситивная ригидность, отражающая эмоциональную реакцию человека на ситуации, требующая от него каких-либо изменений на будущее, новое, возможно страх перед новым, выявлена у 16% испытуемых;

— установочная ригидность, выражающаяся в позиции или установке на принятие/ непринятие нового, необходимости изменения самого себя проявилась у 10% опрошенных;

— высокие результаты по шкале «ригидность как состояние», свидетельствующей о том, что в состоянии страха, стресса, плохого настроения, утомления или болезни человек склонен к ригидному поведению, выявлено у 39% испытуемых;

— у 8% — выявлены высокие результаты по шкале преморбидной ригидности, т.е. испытуемый уже в подростковом и юношеском возрасте испытывал трудности в ситуациях, требующих каких-либо перемен, нового подхода, решения и т.п.

Анализируя полученные результаты, мы видим, что высокие показатели были получены по шкале «ригидность как состояние», т. е. в зависимости от ситуации. Отсюда следует, что необходимо обратить особое внимание на условия труда, способность к организации полноценного отдыха, проведения досуга, занятий спортом и вниманием к собственному здоровью.

В качестве дополнительного и вспомогательного психологического

инструментария использовалась методика (опросник) Р.В. Овчарова «Мотивы выбора профессии». Тест опросника состоит из 20 утверждений, характеризующих любую профессию. Данная методика выявляет преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы; внутренние социально-значимые мотивы; внешние

положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы).

Мотивация выбора профессии — сложный и противоречивый процесс, который

детерминирован комплексом внешних факторов (требования общества, влияние родительской семьи, особые обстоятельства, информация о профессии) и внутренних причин (психофизиологические, индивидуально-

психологические особенности, направленность личности, образ профессии). Причины, детерминирующие выбор профессии, могут не осознаваться субъектом и влиять на него наряду с осознаваемыми. Можно предположить с высокой степенью вероятности, что именно эти причины могут латентно повлиять на профессиональную деформацию в будущем.

По результатам дополнительного исследования преобладающие позиции среди респондентов занимает внутренняя мотивация, т. е. в качестве индивидуально-значимых мотивов выступает общественная и личная значимость профессии. Внешняя мотивация (заработок, стремление к престижу) не менее значима, и показатели ее приближаются к среднему уровню.

Результаты данных исследований легли в основу разработанной программы курса «Профессиональная этика» для направлений (специальности) 030900.62 «Юриспруденция». Основные цели и задачи данного курса сводятся к следующему: формирование у слушателей высокой коммуникативной, правовой и нравственной культуры; уважения к закону и бережного отношения к социальным ценностям правового государства; чувства нетерпимости к любому нарушению закона в профессиональной юридической деятельности, знаний в области этики; ознакомление с закономерностями

межличностных отношений и приоритетными проблемами в этой области и методами управления этическими нормами межличностных отношений в коллективе; приобретение студентами знаний о нормах и правилах поведения в организации как условий формирования современного межличностного и группового общения.

Отдельным разделом этой программы выделена тема «Этические аспекты профессиональной деятельности», где особое внимание уделено: особенностям проявления моральных норм в деятельности сотрудников различных служб органов внутренних дел; понятиям профессионально-нравственной

деформации; структуре профессионально-нравственной деформации сотрудников юридической деятельности; профилактике и преодолению профессионально-нравственной деформации сотрудников юридической направленности.

Среди направлений личностно-

профессионального развития студентов юридического профиля можно выделить: развитие профессиональной направленности и

необходимых способностей, обеспечивающих

безопасность профессиональной деятельности; совершенствование психических процессов и состояний, обеспечивающих безопасность личности в профессии; выработку устойчивой жизненной позиции и конкретизацию жизненных планов; повышение уровня самостоятельности и ответственности; самовоспитание и

формирование качеств безопасной личности; обновление знаний в соответствии со спецификой профессиональной деятельности, развитие интеллектуальной, эмоциональной и

поведенческой гибкости и пр.

Новизна авторского исследования заключается в следующих положениях:

— формирование личностной готовности к профессиональной безопасности студентов юридического профиля направлена на личностные изменения и культивирование безопасных профессиональных качеств;

— внедрение в курс «Профессиональная этика» практикумов по самопознанию, самодиагностике, саморефлексии для направлений (специальности) 030900.62 «Юриспруденция» поможет сбалансировать информационно-знаниевый и личностный компонент профессионального развития.

Плаксин Евгений Дмитриевич, главный специалист Управления Прокуратуры г. Москвы, Россия, Москва

Ефимова Наталия Сергеевна, к.пс.н., доцент, заведующая кафедрой психологии РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Плаксина Надежда Викторовна, ст. преподаватель кафедры психологии РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб: Речь, 2004. 272 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб: Питер, 2009. 608 с.

4. Психология юриспруденции//Сорокотягин И.Н. СПб: Юрид. центр Пресс, 2006. 449 с.

E.D. Plaksin, N. S. Еfimova*, N. V. Plaksina

D. I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. *e-mail: enspsiholog@mail.ru

PROFESSIONAL DEFORMATION OF LAWYERS AS A THREAT TO HUMAN SECURITY IN THE PROFESSION

Профессионально нравственная деформация юриста

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *