Источник получения информации

Раздел «Получение, поиск и фиксация информации».
Планируемый результат: Выпускник научится: ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
Формулировка вопроса (задания)

В тексте вам встретилось слово «гладиатор». Чтобы объяснить значение этого слова вам понадобится:

А) «Толковый словарь русского языка»

Б) «Орфографический словарь русского языка»

В) «Грамматический словарь русского языка»

Г) «Фразеологический словарь русского языка».

Подчеркните вариант правильного ответа.

Правильный ответ — «А»

Выпускник научится: составлять простой план текста

Формулировка вопроса (задания)

Представьте себе, что вы режиссеры и хотите снять фильм по легенде о гладиолусе.

В каком порядке вы расположили действия, происходящие в рассказе. Расставьте номера правильных ответов в третьей колонке.

1 Гладиолус — символ дружбы, верности, благородства и памяти.
2 Предложение полководца Севту и Тересу драться друг против друга.
3 Гладиолус — цветок гладиаторов
4 Смерть Севта и Тереса
5 Дружба между Севтом и Тересом
6 Появление гладиолусов из тел погибших воинов.

Правильный ответ

1 Гладиолус — символ дружбы, верности, благородства и памяти. 5
2 Предложение полководца Севту и Тересу драться друг против друга. 2
3 Смерть Севта и Тереса 3
4 Дружба между Севтом и Тересом 1
5 Появление гладиолусов из тел погибших воинов. 4

За каждый правильный ответ- 1 балл

Общее количество баллов-5
Раздел «Применение и представление информации».
Планируемый результат — использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта
Формулировка вопроса (задания)

Ваш братишка попросил вас объяснить, почему гладиолус являются символом дружбы, верности, благородства и памяти. Как бы вы ему объяснили?

Используя текст, приведите по одному аргументу на каждое высказывание

Запишите свой ответ

Символ дружбы

Символ верности

Символ благородства

Символ памяти

Примерный ответ:

Символ дружбы Боль о потерянной свободе, унижение от положения рабов, связала двух юношей-пленников Севта и Тереса крепкой дружбой.
Символ верности отказавшись драться на потеху римлянам, не пожертвовали своей дружбой, не предали друг друга.
Символ благородства Севт и Терес воткнули мечи в землю и бросились друг к другу с распрастертыми объятиями, готовые принять смерть.
Символ памяти В честь благородных гладиаторов цветы назвали гладиолусами.

За каждый правильно приведённый аргумент- 1 балл

Общее количество баллов-4

Раздел » Оценка достоверности получаемой информации». .

Выпускник научится:

• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.

РАЗДЕЛ 4
«МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»
Стимулы успеха.

Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Сегодняшний мир — другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

Работая над темой » Формирование читательской грамотности младших школьников и изучая литературу при подготовке к занятиям я увидела противоречия между:

— снижением интереса к чтению у учащихся и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению;

-между количеством часов (3ч) по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе;

-наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением только учебника по литературному чтению.

Поэтому я поставила для себя следующую цель:

— Более подробно изучить литературу по этой теме и выявить приёмы организации деятельности младших школьников, которые способствуют формированию читательской компетентности при чтении художественных произведений.

Задачи:

— повысить интерес учащихся к произведениям художественной литературы

Критерии интереса:

— активная познавательная направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);

— положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению;

— творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.

Показатели читательского интереса младших школьников:

— положительное отношение к самой читательской деятельности («люблю читать»);

— заинтересованность конкретными книгами («хочу эти книги»);

— увлечение самим процессом чтения («не могу оторваться от книги»);

— стремление поделиться

— развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

— развивать читательскую компетентность учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;

— стимулировать творчество детей.

с другими радостью от общения с книгой («хочу, чтобы другие об этой книге узнали»).
Под умением читать я понимаю следующее:

-Умение вычитывать информацию.

-Умение размышлять о прочитанном.

-Умение давать оценку прочитанному.

«Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя.

Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение». Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом…

Работа по формированию читательской компетентности мною осуществляется через:

— уроки литературного чтения,

-внеклассное чтение,

— через внеурочную деятельность.

Система внеклассных занятий и внеурочной деятельности:

— Часы общения с книгой.

— Библиотечные часы.

— Конкурсы сочинений и рисунков.

— Конкурсы чтецов стихотворений.

— Дидактические игры.

— Работа с родителями.

— Дискуссии по прочитанным книгам.

— Викторины.

— «Крестики-нолики».

— Зрители и участники спектаклей по книгам.

Данная система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, использование компьютерных технологий в учебной и внеклассной работе. Также позволяет развить речь учащихся, повышает учебную мотивацию детей и, главное, воспитывает грамотного читателя.

Мои открытия.

  1. Знакомство с новой методикой «Хорошее время читать».

Основу методики составляет мотивирующая модель «поощрения».

Реализация методики позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (жетон для участия в лотерее). Заработанные жетоны становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования (больше жетонов – больше шансов) позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.

Цель и задачи использования методики.
Цель: Повышение престижности чтения среди младших школьников.
Задачи:

— формирование литературного вкуса (художественный уровень предлагаемых произведений);

— освоение навыков рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту произведений);

— создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей.

Характеристика условий, в которых возможно использование данной методики:

* Возраст: Методика «Хорошее чтение» ориентирована на младший школьный возраст .

* Место в образовательном процессе: используется в организации занятий дополнительного чтения .
* Характер организации деятельности: Является формой дополнительного образования, реализуется через самостоятельную индивидуальную работу школьников.

* Сроки: продолжительность работы по данной методике: 9 месяцев.

Уровень готовности детей (к решению каких проблем уже должны быть готовы дети, способные работать в рамках данной педагогической технологии? Что они должны уметь?) Методика допускает участие детей с разным уровнем читательского развития;
* Какие «материальные» условия необходимы: доступность книг из рекомендованного списка, наличие рабочих тетрадей (читательских портфелей), жетоны для участия в лотереи, призовой фонд.
Пошаговое описание проектирования и реализации данной методики:

1. Определение круга чтения для данного класса начальной школы. (10 книг).

2. Пополнение фонда библиотеки за счет приобретения необходимого количества этих книг.

3. Разработка модели методического сопровождения проекта «Портфель Читателя».

4. Подготовка наглядности (экран, выставка книг)

5. Подготовка лотерейных билетов

6. Формирование «призового фонда», состоящего из недорогих привлекательных для ребенка вещей: ручки, блокноты, Киндер-сюрпризы и пр.

7. Распространение информации для учеников и родителей.

8. Систематические собеседования педагогов (руководителей проекта) с детьми о прочитанных книгах.

9. Проведение в каждом классе итоговой игры — викторины по всем рекомендованным книгам.

10. Награждение победителей.

Описание реализации методики:

1.Детям предлагается «Портфель читателя»

А) список из 10 книг

Б) перечень различных заданий на выбор

Примечание: Регистрация участников (на любом этапе проекта) :

2.Руководитель проекта в школе подготавливает комплект «лотерейных билетов с номерами», которые он выдает детям в обмен на выполненное задание по прочитанной книге.

3.По завершении определенного этапа проводится

А) выставка «портфелей» и награждение лучших читателей

Б) «розыгрыш» призов (методом жеребьевки определяются выигрышные номера).

Примечание: призов должно быть много – лотерея должна быть БЕСПРОИГРЫШНОЙ.

Что делают дети:

— Читают книги

— В процессе и после чтения выполняют одно из заданий на выбор, оформляя его в «отчетном листе» (1 задание на 1 книгу)

— отчетный лист предъявляют координатору и получают лотерейный билет «бук».

— оформляют «портфели»

— участвуют в выставке «портфелей»

— участвуют в лотерее

Что делают учителя/библиотекари :

— распространяют информацию, проводят разъяснительную работу среди детей и родителей

— участвуют в организации «старта» и «финала»

— проверяют выполнение заданий по книгам

— проводят собеседование по книге

— выдают лотерейные билеты,

— ведут учет

— организовывают выставку «портфелей»

— выявляют и награждают лучших читателей

— подготавливают призовой фонд

— проводят розыгрыш лотереи

— создают и поддерживают положительный эмоциональный настрой класса

По каким признакам можно судить, что реализация методики идет успешно? Неуспешно? Количество участников не уменьшается.

Активность стабильна.

Общий эмоциональный фон позитивный.

Какие возможны ошибки при использовании?

Принудительный характер участия

Формальное отношение к заданиям и собеседованию

Недооценка роли родителей и других педагогов

Какие отклонения возможны? Что делать, если они возникли?

Спад интереса. — активизация внимания на успешном опыте чтения.

— Организация сменной наглядности

Основные достоинства:

Создание атмосферы внимания к книге и чтению. Чтение становится содержанием общения детей, учителей, родителей.

Привлечение малочитающих детей.

Шанс выигрыша для каждого участника

Возможные сложности при использовании технологии?

Непредсказуемость лотереи.

Дополнительные дидактические материалы.

  1. Методическое сопровождение: «Портфель читателя».

Что такое Читательский портфель?

Это личный документ, который выдается каждому ученику :

— помогает ребенку расти и совершенствоваться как Читателю;

— позволяет продемонстрировать его читательскую компетентность;

— отражает круг его «актуального» и «ближайшего чтения;

Проблемные вопросы помогут обсудить прочитанную книгу с родителями и друзьями.

Наличие Читательского портфеля может быть полезным, при переходе в другую школу (или конкурсном отборе) как документальное подтверждение начитанности и образованности ребенка.

Структура и содержание.

Список книг составлен из лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы.

Принципы отбора:

— соответствие возрастным возможностям и интересам;

— проверенность многими поколениями читателей;

— отсутствие в обязательной программе по литературе (или ее опережение).
Читательский паспорт.

ПОРТРЕТ

В этом разделе ребенку предлагается представить себя как читателя: рассказать что он любит читать, когда, почему. Кто его любимый писатель, в какую библиотеку он записан и т.п.

Поразмышлять о роли чтения в жизни человека.

В читательской биографии предлагается записывать краткие сведения и впечатления о прочитанных книгах. Здесь же координатор проекта фиксирует читательские достижения ребенка на основании результатов представленных заданий по прочитанным книгам. (Факт выдачи лотерейного билета)

«Копилка» (рабочие материалы) —

Туда ребенок помещает выполненные задания

Достижения:

Раздел, в который ребенок помещает свои лучшие работы. Анализирует свои успехи, подводит определенные итоги.

Читательский портфель, как и проект в целом, имеет своей целью

* Вдохновить каждого на внимательное отношение к книгам и чтению, начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни.

* Улучшить знания и способность оценивать себя как читателя;

* Расширить круг чтения и читательских интересов ребенка.

Для родителей. Читательский портфель ребенка может стать поводом к совместному чтению и обсуждению книги. Поможет родителям лучше понять своих детей, вовремя увидеть и решить возникающие проблемы.

Для библиотекарей. Библиотекари могут использовать читательские портфели, чтобы лучше помочь читателю в выборе книги, дать правильный совет, подсказать, направить.

Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребенка является залогом успешного развития и становления его как личности.

Список книг составлен из лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы.

Принципы отбора:

— соответствие возрастным возможностям и интересам;

— проверенность многими поколениями читателей;

— отсутствие в обязательной программе по литературе (или ее опережение).

В этой статье мы рассмотрим, пожалуй, важнейшую для журналиста составляющую его работы – поиск источников, обработку получаемой информации и классификацию этих источников. Что такое источники информации, как ими правильно пользоваться? Будем разбираться.

Что такое источники информации

Перед тем, как пытаться выстраивать какую-то классификацию, неплохо было бы определить, что такое источники информации, насколько важное место они занимают в журналистской работе, зачем вообще уделять им столько внимания. Безусловно, обладая элементарной логикой, можно понять, что источник – это некий текст, на основе которого мы пишем новость. Это может быть информационное сообщение, комментарий эксперта, это может быть даже твиттер-трансляция. Важно одно: доверяете ли вы этому тексту, можно ли проверить сказанное? Если да, то перед вами источник информации. Для написания даже одного серьёзного материала обычно используется множество таких текстов, на них обязательно делаются ссылки.

Итак, источники информации – это человек или объект, предоставляющий журналисту информацию о чём-либо. Если человек делает это осознанно, то объект чаще всего является частью того события, которое становится информационным поводом. Сложновато? Ничего страшного. По сути, никому не нужно объяснять, что такое источник информации, так как это выражение означает лишь, что существует некто или нечто, достойное описания, и вы можете получить доступ к информации с его помощью. Но вот виды источников часто путают, так как забывают о некоторой разнице в классификации.

Виды источников информации

Прежде всего, источники делятся на людей, которые совершают какие-то действия, и собственно объекты какого-либо события, становящиеся источником просто из-за своего статуса. Современная журналистика выделяет несколько основных видов источников информации:

1. Государственные органы, как важнейшие и порой активнейшие создатели (ньюсмейкеры) информационных поводов, влияющих на жизнь всей страны. Постоянно принимая новые акты, проводя конференции и прочие мероприятия, они стремятся к освещению своей деятельности.

2. Агентства – многочисленные банки постоянно обновляемых актуальных данных. Современные реалии делают их не только источником информации для журналиста, но и самодостаточным СМИ, а потому лишь на их материалах поднять своё медиа невозможно.

3. Интернет — самый бескрайний, самый мощный и порой самый лживый источник. Доверять ему безоглядно нельзя, однако добыча информации через всемирную сеть – дело жизненно необходимое. Главное, умело отделять зёрна от плевел.

4. Пресс-службы. С этими ребятами сталкивались все журналисты. Это может быть один человек, а может и целый штат пиарщиков, продвиженцев, бывших журналистов, отлично знающих вашу кухню. Не сомневайтесь, факты будут представлены в выгодном для них свете, но по большей части это и не важно. Люди заинтересованы в вас куда больше, чем прочие создатели информационных поводов, так что только дайте им волю, забросают письмами и зазвонят звонками.

5. Коллеги. Находясь «в полях», обязательно останавливайтесь для того, чтобы пообщаться с однополчанами. Журналисты всегда знают много, любят поговорить и готовы предоставить вам уйму идей и информации. Не всегда достоверно, но совершенно точно это будет вам полезно, чтобы выяснить последние тренды.

6. Наблюдение – лучший способ узнать самую достоверную информацию. К нему можно отнести и журналистское расследование, и экспериментальное доказательство того или иного явления, и скрытую съёмку. Вообще, собственный опыт даёт бесценную возможность говорить что-то с полным сознанием своей правоты.

Мы составили список основных видов источников информации, и хотя это вовсе не весь перечень, остальные виды можно легко вписать в него, несколько расширив границы дозволенного. Помните, что важнейшим фактором при выборе источника является достоверность предоставляемых им сведений.

Про то, как правильно пользоваться информационными источниками, поговорим уже в следующий раз.

Источник получения информации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *