Субъекты долговых обязательств

§3. Государственный долг субъекта Российской Федерации

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что государственный долг субъекта Российской Федерации представляет собой совокупность его долговых обязательств.

Государственный долг субъекта Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну субъекта Российской Федерации.

Долговые обязательства возникают у субъекта Российской Федерации по двум каналам: 1) в результате заключения договоров государственного заимствования; 2) в результате предоставления гарантий по обязательствам третьих лиц.

Отсюда вытекают и формы долговых обязательств.

При государственных заимствованиях долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в форме:

1) кредитных соглашений и договоров;

2) государственных займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;

3) договоров и соглашений о получении субъектом Российской Федерации бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

При предоставлении государственных гарантий формой долгового обязательства выступает договор о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации.

Кроме того долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут приобрести форму соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет.

Бюджетный кодекс Российской Федерации особо подчеркивает, что долговые обязательства субъекта Российской Федерации не могут существовать в иных формах, за исключением перечисленных (п. 3 ст. 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации ).

В объем государственного долга субъектов Российской Федерации включаются:

1) в части государственных заимствований субъекта Российской Федерации:

основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации;

объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации;

объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от бюджетов других уровней.

Поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации говорит лишь об «основном долге» по государственным заимствованиям, то в состав государственного долга субъекта Российской Федерации не входят следующие долговые обязательства: а) суммы начисленных по займам, но не выплаченных процентов; б) суммы комиссионных вознаграждений, связанных с размещением и погашением займов; в) суммы пени, начисленных за просрочку возврата государственного займа, а также штрафов, начисленных за ненадлежащее исполнение субъектом Российской Федерации своих обязательств по государственному займу.

Тем не менее, не возникает сомнения, что данные виды долговых обязательств, хотя и не включаются в состав государственного долга субъекта Российской Федерации, подлежат исполнению в процессе исполнения бюджета данного субъекта;

2) в части государственных гарантий в состав государственного долга субъекта Российской Федерации входит объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации.

Государственной гарантией субъекта Российской Федерации признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого данный субъект – гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия субъекта Российской Федерации, обязательства перед третьими лицами полностью или частично (п. 1 ст. 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации ).

Государственная гарантия субъекта Российской Федерации (гарантия субъекта Российской Федерации) предоставляется на основании договора.

В силу государственной гарантии субъект Российской Федерации (гарант) дает по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по предоставлении бенефициаром требования о её уплате.

Сторонами договора о предоставлении государственной гарантии субъекта Российской Федерации выступает субъект Российской Федерации (в роли принципала), и юридические лица, а также муниципальные образования (в качестве принципала).

Государственные гарантии субъектов Российской Федерации предоставляются другим субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами. В договоре о предоставлении государственной гарантии должно быть указано обязательство, которое ею обеспечивается.

Государственная гарантия субъекта Российской Федерации предоставляется в письменной форме, что является обязательным условием предоставления данной гарантии.

Несоблюдение письменной формы государственной гарантии субъекта Российской Федерации влечет ее недействительность (ничтожность).

В государственной гарантии субъекта Российской Федерации должны быть указаны:

сведения о гаранте, включающие его наименование субъекта Российской Федерации и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта;

определение объема обязательств по гарантии.

Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия.

Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.

Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству.

Предусмотренное государственной гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом (бенефициаром) ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии.

Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии (принципала), имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной гарантии субъекта Российской Федерации (бенефициару), в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Отметим, что в гражданском праве это именуется регрессным требованием гаранта к принципалу.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что исполнение государственных гарантий субъекта Российской Федерации подлежит отражению в составе расходов бюджетов субъектов Российской Федерации как предоставление кредитов.

Если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство (принципалу), исполнение государственных гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год должен быть установлен перечень предоставляемых отдельным субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01 процента расходов соответствующего бюджета (п. 2 ст. 117 Бюджетного кодекса Российской Федерации ).

Общая сумма предоставленных гарантий включается в состав долга субъекта Российской Федерации как вид долгового обязательства.

При исполнении получателем гарантии своих обязательств перед третьим лицом на соответствующую сумму сокращается долг субъекта Российской Федерации, что отражается в отчете об исполнении бюджета.

В связи с этим отметим, что само по себе предоставление субъектом Российской Федерации государственной гарантии по обязательствам лица, которым эта гарантия предоставлена (принципала), не формирует долгового обязательства как такового у самого субъекта Российской Федерации (гаранта). Гарантия означает лишь возникновение у субъекта Российской Федерации юридической обязанности произвести определенные денежные выплаты в случае, если лицо, которому предоставлена гарантия (принципал), не выполнит своего обязательства перед своим кредитором. И лишь при наступлении этого факта, данная обязанность субъекта Российской Федерации перерастает в его конкретное обязательство перед кредитором того лица, которому субъект Российской Федерации предоставил свою гарантию (бенефициаром). Поэтому включение той суммы, на которую выдана гарантия в состав долга субъекта Российской Федерации, носит несколько условный характер, так как обязательства по выплате гарантии может вообще не возникнуть.

Учет выданных гарантий субъектов Российской Федерации, учет исполнения получателями указанных гарантий (принципалами) своих обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, а также учет осуществления платежей по выданным гарантиям ведет финансовый орган исполнительной ветви власти субъекта Российской Федерации.

На основании данных этого учета законодательному (представительному ) органу государственной власти субъекта Российской Федерации представляется подробный отчет о выданных гарантиях по всем получателям указанных гарантий (принципалам), об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении платежей по выданным гарантиям.

Государственные гарантии субъекта Российской Федерации предоставляются соответствующим исполнительным органом государственной власти.

В случае предоставления государственной гарантии субъекта Российской Федерации соответствующий финансовый орган обязан провести проверку финансового состояния получателя указанной гарантии (принципала).

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может поручить контрольному органу этого субъекта провести проверку финансового состояния получателя государственной гарантии субъекта Российской Федерации.

Например, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О государственном долге Санкт-Петербурга» государственные гарантии Санкт-Петербурга предоставляются Администрацией Санкт-Петербурга в лице органа исполнительной власти, к функциям которого законодательством Санкт-Петербурга отнесено составление и исполнение бюджета Санкт-Петербурга (финансового органа Администрации Санкт-Петербурга), с согласия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, оформленного постановлением Собрания.

В случае предоставления государственной гарантии Санкт-Петербурга финансовый орган Администрации Санкт-Петербурга обязан провести проверку финансового состояния получателя указанной гарантии.

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга может поручить Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга провести проверку финансового состояния получателя государственной гарантии Санкт-Петербурга (ст. 4 Закона).

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации.

В частности, предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел долга этого субъекта с указанием в том числе предельного объема обязательств по государственным гарантиям.

Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать объем доходов соответствующего регионального бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета (п. 2 ст. 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Устанавливаются также предельные объемы расходов на обслуживание и погашение государственного долга субъекта Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает, что осуществление субъектом Российской Федерации государственных заимствований, а также предоставление этим субъектом государственных гарантий иным заемщикам допускаются только в случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год следующих параметров:

привлечения средств из источников финансирования дефицита бюджета;

предельного размера государственного долга субъекта Российской Федерации;

расходов на обслуживание соответствующего государственного долга субъекта Российской Федерации в текущем финансовом году. При этом предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации, утвержденный законом о региональном бюджете, не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета.

Субъекты Российской Федерации своим бюджетным законодательством могут конкретизировать параметры своего государственного долга.

Например, Закон Санкт-Петербурга «О государственном долге Санкт-Петербурга» устанавливает следующие параметры государственного долга данного субъекта Российской Федерации и связанных с этим долгом показателей:

1) предельный объем государственного долга Санкт-Петербурга – не должен превышать 50 процентов объема доходов Санкт-Петербурга без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней;

2) предельный объем по государственным гарантиям Санкт-Петербурга – не должен превышать 20 процентов объема доходов бюджета Санкт-Петербурга без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней;

3) предельный объем расходов на обслуживание государственного долга Санкт-Петербурга – не должен превышать15 процентов объема расходов бюджета Санкт-Петербурга в текущем финансовом году;

4) размер дефицита бюджета Санкт-Петербурга – не должен превышать 15 процентов объема доходов бюджета Санкт-Петербурга без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Все эти показатели утверждаются законом Санкт-Петербурга о бюджете на очередной финансовый год.

Кроме того законом о бюджете Санкт-Петербурга утверждаются:

а) перечень тех гарантий Санкт-Петербурга, объемы которых превышают 0,01 процента расходов бюджета Санкт-Петербурга в текущем финансовом году;

б) объем привлеченных средств из источников финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга (ст. 8 и 9 Закона).

Бюджетный кодекс Российской Федерации регулирует также последствия, которые наступают в результате превышения предельного размера государственного долга субъекта Российской Федерации и предельных объемов и предельных объемов расходов на обслуживание государственного долга этого субъекта.

Так, если при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации имеет место превышение предельного размера государственного долга, установленного для данного субъекта, но при этом субъект Российской Федерации все-таки в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, принятие этим субъектом новых долговых обязательств осуществляется только после приведения бюджетных параметров в соответствие с требованиями о предельных объемах расходов на обслуживание и погашение государственного долга, за исключением заимствований (принятия других долговых обязательств), осуществляемых в целях реструктуризации и погашения долга субъекта Российской Федерации.

Однако, если при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации имеет место превышение предельного размера государственного долга, установленного для данного субъекта, но при этом субъект Российской Федерации не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный на то орган государственной власти Российской Федерации может применить следующие меры:

назначить проверку исполнения бюджета субъекта Российской Федерации;

передать исполнение бюджета субъекта Российской Федерации под контроль Министерства финансов Российской Федерации;

принять иные меры, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации (ст. 112 Бюджетного кодекса Российской Федерации ).

Долговые обязательства субъекта Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации используют все полномочия по формированию доходов бюджета субъекта Российской Федерации для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга (п. 7 ст. 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации ).

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации не раскрывает содержание понятия «управление долгом».

Исходя из теоретических представлений о сущности данной категории, она охватывает собой следующие виды действий:

1) оценку текущего состояния и прогноза на предстоящий период государственного долга, с определением показателей, в соответствии с которыми устанавливаются объемы погашения и обслуживания долга;

2) определение объемов, форм и условий государственного заимствования субъектом Российской Федерации, регистрацию государственных заимствований в установленном порядке;

3) определение объемов, форм и условий предоставления государственных гарантий субъекта Российской Федерации, регистрацию гарантий в установленном порядке;

4) осуществление финансового контроля и мониторинга получения государственных заимствований, погашения и обслуживания государственного долга субъекта Российской Федерации;

5) подготовку и реализацию мероприятий по оптимизации структуры государственного долга субъекта Российской Федерации, в том числе по государственным ценным бумагам, по реструктуризации государственного долга, управлению рисками государственного заимствования.

Бюджетный кодекс Российской Федерации исходит из того, что Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией.

В свою очередь субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Погашение и обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации производится в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В качестве примера правового регулирования на уровне субъекта Российской Федерации вопросов погашения и обслуживания государственного долга можно привести Закона Санкт-Петербурга «О государственном долге Санкт-Петербурга».

Согласно указанному Закону погашение государственного долга включает в себя:

а) исполнение обязательств по возврату основной суммы долга по государственным ценным бумагам Санкт-Петербурга;

б) исполнение обязательств по возврату основного долга по кредитам, полученным Санкт-Петербургом;

в) исполнение обязательств по возврату основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Санкт-Петербургом от бюджетов других уровней;

г) исполнение обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Санкт-Петербургом.

Обслуживание государственного долга Санкт-Петербурга представляет собой возмещаемые за счет средств бюджета Санкт-Петербурга расходы, связанные с возникновением и исполнением долговых обязательств Санкт-Петербурга и включающие в себя:

а) выплату процентов (купона, дисконта) по договорам государственного займа Санкт-Петербурга, кредитным договорам Санкт-Петербурга и договорам бюджетной ссуды и бюджетного кредита, полученным Санкт-Петербургом от бюджетов других уровней;

б) оплату налога на операции с государственными ценными бумагами Санкт-Петербурга;

в) прочие расходы, связанные с организацией и сопровождением возникновения и исполнения долговых обязательств Санкт-Петербурга.

Погашение и обслуживание государственного долга Санкт-Петербурга осуществляет финансовый орган Администрации Санкт-Петербурга.

Погашение и обслуживание государственного долга Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год.

Погашение государственного долга Санкт-Петербурга учитывается в источниках финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга путем уменьшения объема источников финансирования этого дефицита, за исключением исполнения обязательств по государственным гарантиям Санкт-Петербурга, по которым его платежи в качестве гаранта ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны Санкт-Петербурга к должнику, не исполнившему обязательство.

Исполнение обязательств по государственным гарантиям Санкт-Петербурга, по которым платежи Санкт-Петербурга в качестве гаранта ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны Санкт-Петербурга к должнику, не исполнившему обязательство, отражаются в составе расходов бюджета Санкт-Петербурга как предоставление бюджетных кредитов.

Все расходы по обслуживанию долговых обязательств Санкт-Петербурга отражаются в бюджете Санкт-Петербурга как расходы на обслуживание государственного долга Санкт-Петербурга.

При погашении и обслуживании государственного долга Санкт-Петербурга не допускается дискриминация каких-либо категорий кредиторов, в том числе физических лиц (ст. 7 Закона Санкт-Петербурга).

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает порядок отражение в бюджетах поступлений средств от заимствований и расходов на обслуживание и погашение государственного долга.

В соответствии с этим порядком, поступления в бюджет субъекта Российской Федерации средств от заимствований и других долговых обязательств отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по государственным ценным бумагам субъекта Федерации), отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации.

Доходы, полученные от размещения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации в сумме, превышающей номинальную стоимость, доходы, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также доходы, полученные в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение фактических расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации в текущем году.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что погашение основной суммы долга субъекта Российской Федерации, возникшего из государственных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации путем уменьшения объема источников финансирования дефицита этого бюджета.

В случае выпуска государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, гарантией исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, находящееся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с условиями эмиссии исполнение обязательств по таким ценным бумагам может осуществляться путем передачи в собственность владельцев этих ценных бумаг имущества, явившегося обеспечением выпуска указанных ценных бумаг.

При исполнении обязательств по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации, гарантией исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, путем передачи кредиторам указанного имущества размер долга субъекта Российской Федерации уменьшается на величину основного долга по погашаемым таким образом обязательствам (ст. 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации ).

В процессе погашения и обслуживания государственного долга субъекта Российской Федерации может возникнуть проблем невозможности погашения этого долга. В этом случае применяется финансовый механизм, именуемый «реструктуризация долга».

Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих долг субъекта Российской Федерации, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств (ст. 105 Бюджетного кодекса Российской Федерации ).

Бюджетный кодекс Российской Федерации особо регулирует вопросы заимствования государственных унитарных предприятий, бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации у третьих лиц.

При этом устанавливается, что бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций (банков) и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из регионального бюджета и государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации.

Государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации в обязательном порядке регистрируют свои заимствования у третьих лиц в соответствующем финансовом органе.

Орган, исполняющий бюджет субъекта Российской Федерации, ведет реестр задолженности государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации (ст. 118 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает единую систему учета и регистрации государственных заимствований субъектов Российской Федерации.

В связи с этим предусмотрено, что в Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований. Субъекты Российской Федерации регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов Российской Федерации.

В целях организации учета и регистрации долговых обязательств субъекта Российской Федерации ведется государственная долговая книга субъекта Российской Федерации.

Информация о долговых обязательствах вносится соответствующими уполномоченными органами в государственную долговую книгу субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

В государственную долговую книгу субъекта Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств субъекта Российской Федерации (в том числе гарантий) по всем государственным заимствованиям субъекта Российской Федерации, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В качестве примера регулирования данного вопроса законодательством субъекта Российской Федерации, можно привести уже упоминавшийся Закон Санкт-Петербурга «О государственном долге Санкт-Петербурга».

Согласно Закону Санкт-Петербурга «долговая книга Санкт-Петербурга – реестр долговых обязательств Санкт-Петербурга, который ведется в документарной форме».

Долговая книга Санкт-Петербурга ведется финансовым органом Администрации Санкт-Петербурга.

Сведения о всех долговых обязательствах Санкт-Петербурга (в том числе государственных гарантиях Санкт-Петербурга) вносятся в Долговую книгу Санкт-Петербурга в трехдневный срок со дня возникновения соответствующего обязательства и в обязательном порядке содержат информацию о дате возникновения, виде и объеме долговых обязательств, исполнении указанных обязательств полностью или частично, дате исполнения указанных обязательств (ст. 11 Закона).

Реализуя принцип гласности бюджетной системы Российской Федерации, Закон Санкт-Петербурга «О государственном долге Санкт-Петербурга» устанавливает, что Администрация Санкт-Петербурга не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, обеспечивает опубликование или раскрытие иным образом следующей информации о государственном долге Санкт-Петербурга:

объемы государственного долга Санкт-Петербурга;

объемы погашенного государственного долга Санкт-Петербурга;

величина расходов на обслуживание государственного долга Санкт-Петербурга.

Администрация Санкт-Петербурга не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Законодательное собрание Санкт-Петербурга и в Контрольно-счетную палату Санкт-Петербурга следующую информацию о государственном долге Санкт-Петербурга:

объем государственного долга Санкт-Петербурга по видам долговых обязательств;

объем погашенного государственного долга Санкт-Петербурга по видам долговых обязательств;

сумма осуществленных расходов на обслуживание государственного долга Санкт-Петербурга по всем видам долговых обязательств (ст. 12 Закона).

Контрольные вопросы

1. Понятие долговых обязательств субъекта Российской Федерации.

2. Формы долговых обязательств субъекта Российской Федерации.

3. Состав государственного долга субъекта Российской Федерации.

4. Понятие государственной гарантии субъекта Российской Федерации.

5. Договор государственной гарантии субъекта Российской Федерации.

6. Стороны договора государственной гарантии субъекта Российской Федерации.

7. Порядок государственной гарантии субъекта Российской Федерации.

8. Погашение государственного долга субъекта Российской Федерации.

9. Обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации.

10. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации.

Финансы и управление
Правильная ссылка на статью: Кудрявцева С.А. — Государственный долг субъекта Российской Федерации: понятие, виды и формы долговых обязательств // Финансы и управление. – 2016. – № 1. – С. 100 — 116. DOI: 10.7256/2409-7802.2016.1.16473 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=16473

Кудрявцева Светлана Александровна
Специалист-делопроизводитель отдела процессуального контроля, Следственное управление Следственного Комитета Российской Федерации по Чувашской Республике
428018, Россия, республика Чувашская, г. Чебоксары, Московский проспект, 38
Kudryavtseva Svetlana Aleksandrovna
secretary of the Department of Procedural Control at Investigation Department of the Investigative Committee of the Russian Federation for the Chuvash Republic
428018, Russia, Chuvash Republic, Cheboksary, str. Moskovsky prospekt, 38

turist_sveta@mail.ru
Другие публикации этого автора

10.7256/2409-7802.2016.1.16473

Дата направления статьи в редакцию:

25-09-2015

Дата публикации:

26-12-2015

Аннотация.

Объект исследования – государственный долг субъекта Российской Федерации. Предметом исследования являются понятие, виды и формы долговых обязательств российских регионов. В статье автором проанализированы теоретические и практические аспекты управления государственным долгом на региональном уровне в разрезе существующих видов и форм долговых обязательств с учетом накопленного экономической наукой терминологического аппарата по изучаемому вопросу, текущих социально-экономический реалий. Особое внимание уделено изучению многообразия подходов к принципам, положенным в основу долговой политики на региональном уровне в Российской Федерации. В процессе исследования были использованы следующие методы абстрактно-логический, метод систематизаций, анализ фактической документации, эмпирический, использовались приемы структурно-функционального анализа, а также такие методы сбора и анализа информации. В ходе исследования был сделан вывод о том, что управление государственным долгом субъектов Российской Федерации распространяется на все финансовые обязательства, выпущенные региональными органами власти. Оно является составной частью общей бюджетной политики региона. Не может быть управление государственным долгом субъекта Российской Федерации в отрыве от процесса планирования и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации. Поэтому управление государственным долгом субъектов Российской Федерации является одним из наиболее важных элементов государственной политики регионов. При этом, в основу долговой политики положены принципы единой долговой политики, прозрачности и согласованности, минимизации рисков, безусловности, срочности, оптимальности и экономической эффективности, законности и ответственности, информационной открытости и гласности.

Ключевые слова: государственные финансы, государственный долг, финансы, бюджет, регионы, доходы бюджета, расходы бюджета, сбалансированность бюджета, долговая политика, бюджетная политика
The object of the reserch is the government debt of the Russian Federation. The subject of research is the definition, types and forms of debt obligations of the Russian regions. In this article the author has analyzed theoretical and practical aspects of the government debt management at the regional level in terms of existing types and forms of debt taking into account economic science terminological apparatus on the matter as well as the current social and economic situation. Particular attention is paid to the diversity of approaches to the principles on the basis of the debt policy at the regional level in the Russian Federation. The following methods were used in the course of the research: abstract-logical method of classification, analysis of the actual documentation, empirical analysius and elements of structure-function analysis, as well as methods of collecting and analyzing information.The results of the research allowed to conclude that the management of the government debt of the Russian Federation constituents shall extend to all financial commitments issued by the regional authorities. It is an integral part of the overall fiscal policy in the region. There can be no government debt management of the Russian Federation apart from planning and execution of the Russian Federation budget. Therefore, the management of the government debt of the Russian Federation is one of the most important elements of public policy. Moreover, the debt policy is based on the principles of the single debt policy, transparency and consistency, risk minimization, urgency and economic efficiency, legitimacy and liability, information disclosure and publicity.
public finance, public debt, finance, budget, regions, budget revenues, budget expenditures, balanced budget, debt policy, budget policy

Государственный долг субъекта Российской Федерации — относительно новое экономическое явление, которое появилось с началом реформирования российской экономики в 1992 году. С момента вступления в силу с 01.01.2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации было введено определение государственного (муниципального) долга как совокупности обязательств, которые возникают из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, других обязательств, принятых на себя государством, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием .

Причиной возникновения государственного долга субъекта Российской Федерации является проводимая государством политика, которая не способствует сбалансированности доходов и расходов государства. Вследствие этого возникает дефицит региональных бюджетов. Для покрытия дефицита бюджета региональные власти вынуждены прибегать к привлечению заемных средств, в связи, с чем увеличиваются долговые обязательства субъекта Российской Федерации.

Рост государственных заимствований субъекта Российской Федерации при различных обстоятельствах, изменении социально-экономической ситуации может иметь разнообразные последствия для экономики региона. Но в любом случае государственный долг начинает играть активную роль в ее регулировании, оказывая значительное влияние на состояние региональных финансов, инвестиционного климата, структуры потребления. В свою очередь, проводимая экономическая политика региона также оказывает воздействие на величину долговых обязательств посредством коррекции различных экономических показателей. Методы и результаты такого регулирования во многом обусловливают, станет ли государственный долг бременем или стимулом для экономического развития той или иной территории .

Существует множество видов государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу классификации.

Классификация государственного долга на региональном уровне:

  • По месту размещения государственный долг разделяют на внутренний и внешний.

Главное отличие между ними это то, что внутренний долг субъекта Российской Федерации выражен в национальной валюте, т.е. в рублях, внешние долговые обязательства субъект Российской Федерации приобретает в иностранной валюте. Размеры внутреннего государственного долга фактически свидетельствуют о том, какая часть будущих, еще не полученных денежных доходов субъекта Российской Федерации уже израсходована им.

  • По объему расходов государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.

Капитальный государственный долг — вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

  • Также государственный долг субъекта Российской Федерации может быть прямой и косвенный .

В состав прямого финансового долга субъекта Российской Федерации включают денежный долг, рыночные долговые инструменты, задолженность, переоформленную или не переоформленную в рыночные долговые инструменты. Косвенный финансовый долг состоит из гарантий, поручительств субъекта Российской Федерации по долговым обязательствам третьих лиц, долгов предприятий, принадлежащих субъекту Российской Федерации.

  • Еще одним, не менее важным признаком классификации государственного долга субъекта Российской Федерации является по целям заимствования:

• финансирование дефицита регионального бюджета, в состав которого в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации включается финансирование местных инвестиционных программ и капиталоемких проектов. Наиболее привлекательными с этой точки зрения являются займы для решения жилищных проблем, развития местной инфраструктуры, в том числе дорожное строительство;

• погашение ранее размещенных долговых обязательств. При этом фактически осуществляется рефинансирование задолженности, однако решение этой проблемы возможно только при наличии доверия к эмитенту со стороны инвесторов, его финансовой осмотрительности и недопущения откровенных пирамидальных схем, которые рано или поздно обязательно приводят к разорению эмитента и «обвалу» созданной им пирамиды;

• ликвидация кассовых разрывов при поступлении налоговых платежей в региональный бюджет, которые, как правило, связаны с сезонным характером производственных циклов в конкретном регионе. Такие займы должны погашаться в течение того же бюджетного года;

• привязка выпуска регионального займа к решению общенациональных инвестиционных программ путем предоставления ему соответствующих государственных гарантий .

  • По сроку привлечения долговых обязательств государственный долг субъекта Российской Федерации может быть краткосрочным (менее одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до 30 лет включительно).

Отмечаются различные формы долгового финансирования, которые имеют и различные цели использования. Так, централизованный государственный кредит предназначен для финансирования бюджетного дефицита, кассового обслуживания бюджета и рефинансирования государственного долга, а кредиты и займы субъекта Российской Федерации имеют конкретные цели, связанные с его развитием: финансирование его производственной, территориальной, коммунальной и социальной инфраструктуры.

Государственный долг субъекта Российской Федерации вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей .

Долговые обязательства субъекта Российской Федерации, формирующие общую сумму государственного долга субъекта Российской Федерации могут выступать в 4 формах, которые представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1. Формы долговых обязательств субъекта Российской Федерации

Форма долгового обязательства

Краткая характеристика

Государственные займы субъекта Российской Федерации, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации

Осуществляется путем выпуска заемщиком ценных бумаг (как правило, облигаций) на определенных, заранее оговоренных правовых условиях.

Договоры и соглашения о получении субъектом Российской Федерации бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации

Это форма предусматривает предоставление средств бюджету субъекта Российской Федерации на возвратной и возмездной основах от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Договоры о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации

Предоставляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в законе субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Кредитные соглашения и договоры

Субъекты Российской Федерации привлекают кредиты на кратко-, средне- или долгосрочной основе для погашения кассовых разрывов в бюджете региона, на покрытие дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Первая форма долгового обязательства, представленная в таблице 1, как правило, представлена в виде облигационных займов, которые должны являться для региональных финансовых управленцев основным (если не единственным) источником привлечения долгосрочных ресурсов. При этом залогом успешного размещения региональных облигаций может служить выраженный инвестиционный характер проспекта эмиссии долговых обязательств, и это должно убедительно подтверждаться выкладками и расчетами. Либо положительный прогноз динамики доходной части бюджета эмитента облигаций должен быть столь значимым, чтобы у потенциального инвестора не возникало сомнений в успешном погашении соответствующих траншей в полном объеме и в срок.

Вторая форма долговых обязательств представлена в виде договоров и соглашений о получении субъектом Российской Федерации бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Затраты на обслуживание таких кредитов минимальны, при этом общий объем привлеченных регионом бюджетных кредитов до 01.01.2017 года не учитывается при расчете ограничений, устанавливаемых пунктами 2 и 3 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Получить эти кредиты не просто, за их целевым использованием осуществляется более жесткий контроль. Удельный вес бюджетных кредитов в общей сумме задолженности субъекта Российской Федерации может свидетельствовать как о степени доверия со стороны финансовых властей страны, так и об их готовности в определенной перспективе активно поддерживать экономику некоторых регионов. Для потенциальных инвесторов и органов финансового и банковского надзора этот показатель в некоторой степени может служить позитивным индикатором.

Следующей формой долговых обязательств выступают государственные гарантии, предоставление которых означает, что региональный бюджет берет на себя обязательства погасить долги предприятий-заемщиков в случае их дефолта. Наличие таких гарантий в общей структуре госдолга свидетельствует об инвестиционном характере долга, о том, что соответствующие органы власти работают с бизнесом, активно помогают его развитию. Выгода региона при этом прямая — растут налоговые поступления в бюджет, открываются новые рабочие места. Реальные затраты бюджета при таком госдолге, как правило, минимальны и условны.

Последняя форма долговых обязательств, представленных в таблице 1 это кредитные соглашения и договоры или, как обозначена эта форма в структуре государственного долга Калужской области кредиты, полученные от кредитных организаций.

Это самый последний в рейтинге привлекательности, самый дорогой вид заимствований для субъектов Российской Федерации. Теоретически регионы должны брать их на краткосрочной основе для погашения кассовых разрывов в бюджете, т. е. в те периоды, когда доходы в бюджет еще не успели поступить в объеме, обеспечивающем текущие расходы. При этом в обозримой перспективе кредиторам должно быть четко понятно, что необходимые для погашения кредита дополнительные доходы поступят в бюджет.

На практике же, не имея возможности привлекать дешевые бюджетные кредиты и при явном отсутствии эффективных и прозрачных инвестиционных проектов в регионе, многие субъекты формируют свой государственный долг по большей части из банковских кредитов .

Иные формы долговых обязательств субъекта Российской Федерации не предусмотрены, а потому они неправомерны.

Именно эта группировка долговых обязательств составляет структуру государственного долга субъекта Российской Федерации.

Общая сумма государственного долга субъекта Российской Федерации складывается из:

• основной номинальной суммы долга по ценным бумагам субъекта Российской Федерации;

• объема основного долга по кредитам, полученным от кредитных организаций субъектом Российской Федерации;

• объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от бюджетов других уровней;

• объема обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации .

Таким образом, можно сказать, что под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим его казну.

Также следует отметить, многообразие видов, а также то, что государственный долг может выступать в разных формах, которые имеют свои характерные черты, подчеркивает сложность и важность такого понятия, как государственный долг субъекта Российской Федерации, такого процесса, как управление государственным долгом субъекта Российской Федерации.

Существование государственного долга субъекта Российской Федерации вызывает и необходимость управления им.

В широком смысле управление государственным долгом субъекта Российской Федерации — это процесс выработки и реализации стратегии, которая направлена на привлечение через долговые операции необходимых средств для развития региона. При этом должен быть соблюден приемлемый уровень риска и цены привлекаемых с помощью займов денежных ресурсов .

В соответствии со ст.101 п.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Работа органов власти региона, которые осуществляют управление долгом, направлена на то, чтобы уровень задолженности и темпы ее роста ни при каких обстоятельствах не ставили под угрозу ее кредитоспособность.

Поэтому управление государственным долгом субъекта Российской Федерации ставит перед собой цель создание запаса прочности в финансах региона.

В основе управления государственным долгом субъекта Российской Федерации лежат определенные, базовые, принципы:

  • Основополагающим принципом считается принцип безусловности, который предполагает обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств субъекта перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
  • Принцип единства учета — учета в процессе управления государственным долгом субъекта Российской Федерации всех видов ценных бумаг, эмитированных государственными органами власти субъектов Российской Федерации;
  • Принцип единства долговой политики — обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;
  • Принцип согласованности — обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и региона-заемщика;
  • Принцип снижения рисков — выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить риски и кредиторов, и инвесторов;
  • Принцип оптимальности — создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском с учетом наименьшего отрицательного влияния на экономику как региона, так и всего государства;
  • Принцип прозрачности – соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств и всех заинтересованных пользователей к достоверной информации об экономическом положении субъекта Российской Федерации, о параметрах долговых обязательств, подлежащих к погашению и о параметрах погашенных долговых обязательств .

В свою очередь, по мнению Балынина И.В. в основу долговой политики должны быть положены принципы единой долговой политики, прозрачности и согласованности, минимизации рисков, безусловности, срочности, оптимальности и экономической эффективности, законности и ответственности, информационной открытости и гласности . Следует также отметить, что результаты оценки долговой политики активно применяются экономистами в различных методиках оценки тех или иных аспектов социально-экономического развития страны и регионов. Так, предложенная и практически реализованная методика оценки рисков несбалансированности региональных бюджетов, базирующаяся на пяти группах факторов, включает оценку показателей долговой политики региона . Более того, проведенный анализ долговой политики регионов Приволжского федерального округа показал, что «практически во всех регионах Приволжского федерального округа был зафиксирован ежегодный рост государственного долга субъекта, в некоторых – достаточно значительный» .

Наряду с вышеуказанными принципами управление государственным долгом субъектов Российской Федерации необходимо отметить, что принципиальных отличий в базовых подходах к управлению государственным долгом Российской Федерации и государственным долгом субъекта Российской Федерации нет. Также следует выделить и следующие сходства, которые приемлемы и для уровня региона:

  • Формирование целей системы управления государственным долгом, подчиненных задачам социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
  • Наличие многостороннего эффекта, который выражен в развитии инфраструктуры региона, формировании новых рабочих мест, росте доходов бюджета субъекта Российской Федерации, престиже региональной власти, развитии инвестиционного потенциала, улучшении инвестиционного климата;
  • Учет внешних и внутренних факторов, которые влияют на успех системы управления госдолгом, в том числе таких, как федеральное законодательство, кредитный рейтинг субъекта Российской Федерации, экономическая обусловленность программы заимствований субъекта Российской Федерации, наличие и развитость рынка капиталов.

Система управления государственным долгом субъекта Российской Федерации включает в себя следующие элементы: субъекты управления, объекты управления, инструменты и методы управления.

Основными методами управления государственным долгом субъектов Российской Федерации являются рефинансирование и реструктуризация.

Во всем мире самым распространенным методом управления государственным долгом является рефинансирование. Он предполагает погашение основной задолженности и процентов за счет средств, получаемых от размещения новых займов.

В России субъекты Российской Федерации часто прибегают к такому методу, как реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Если субъект Российской Федерации по каким-либо причинам не может обеспечить погашение займов и выплат процентов по ним в установленные сроки, то могут быть приняты решения о применении следующих методов:

  • Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого регионом своим кредиторам.
  • Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
  • Унификация — объединение нескольких займов в один.
  • Отсрочка погашения займа — проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для субъекта Российской Федерации.
  • Аннулирование долга — отказ региона от долговых обязательств.

Использование последних пяти методов управления государственным долгом на региональном уровне нарушает первый принцип управления государственным долгом – принцип безусловности. Поэтому решение о применении их требует глубокой предварительной проработки и анализа всех возможных экономических и политических последствий.

Из всего многообразия существующих методов управления государственным долгом в Бюджетном кодексе Российской Федерации получил определение только метод реструктуризации.

Для обеспечения безопасного уровня государственного долга субъекта Российской Федерации следует обозначить следующие обязательные условия:

• все привлеченные через займы средства должны использоваться на инвестиционные цели;

• весь объем платежей по обслуживанию государственного долга должен покрываться за счет будущих доходов, а не за счет новых заимствований или продажи имущества;

• весь объем обслуживания государственного долга (выплата процентов и погашение основной суммы) должен покрываться за счет текущих доходов на момент платежа; если это невозможно, то не следует привлекать займы;

• обслуживание государственного долга не должно зависеть от рефинансирования или от продажи активов;

• наличие детального плана формирования государственного долга (привлечение новых займов, стоимость, погашение как часть интегрированного финансового плана с четкой централизованной ответственностью за всеобязательства регионального бюджета);

• управление государственным долгом, его использование на инвестиции, погашение за счет текущих потоков и связанным с долгом нормативными соотношениями бюджета субъекта Российской Федерации должно осуществляться централизованным образом из расчета годовых объемов, а не по отдельным операциям;

• дорогие, краткосрочные займы не имеют большой ценности; основными задачами субъектов Российской Федерации и муниципалитетов должно стать удлинение сроков погашения и контроль над стоимостью займов.

Контроль над состоянием государственного долга субъекта Российской Федерации производится представительными и исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Особое внимание в процессе управления государственным долгом субъекта Российской Федерации уделено рискам, которые возникают одновременно с возникновением долговых обязательств региона. В связи с этим рекомендуется осуществлять оптимизацию долговой политики на региональном уровне с учетом приоритетности социальных расходов .

Таким образом, следует отметить, что управление государственным долгом субъекта Российской Федерации — это совокупность действий субъекта Российской Федерации в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга региона.

Управление государственным долгом субъектов Российской Федерации распространяется на все финансовые обязательства, выпущенные региональными органами власти. Оно является составной частью общей бюджетной политики региона. Не может быть управление государственным долгом субъекта Российской Федерации в отрыве от процесса планирования и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации. Поэтому управление государственным долгом субъектов Российской Федерации является одним из наиболее важных элементов государственной политики регионов.

Библиография References (transliterated) Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Субъекты долговых обязательств

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *