Роспуск 3 государственной думы

Государственная Дума в Российской империи

Император Николай II произносит речь в день открытия Первой Государственной Думы в Георгиевском зале Зимнего дворца. 27 апреля 1906 г. Фотография хранится в ЦГАКФФД СПб

Образование первого в истории Российской империи представительного законодательного органа стало результатом революции 1905 года. 6 августа 1905 года Император Николай II издал Манифест о создании и порядке формирования одной из палат парламента – Государственной Думы. Второй палатой являлся Государственный совет Российской империи. Дума должна была выполнять исключительно законосовещательную функцию. Однако впоследствии 17 октября 1905 года императором был подписан новый Манифест, который утвердил, что «никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы».

Таким образом, из совещательного Дума становилась законодательным органом. Всего до Революции 1917 года проработало четыре Думы. В состав Думы вошли землевладельцы, представители промышленной буржуазии, купечества, городской интеллигенции и крестьянства. Общее число избранных депутатов Думы в разное время составляло от 478 до 525 человек.

Первая Государственная Дума Российской Империи

Группа депутатов Первой Государственной Думы во время совещания. 1906 г. Фотография хранится в ЦГАКФФД СПб

Срок полномочий: 27 апреля – 8 июля 1906 года

Председатель: С.А.Муромцев, Конституционно-демократическая партия

Открытие первого заседания Государственной Думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге.

Выборы в первую Думу проходили согласно закону от декабря 1905 года. Были учреждены шесть курий — землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая, казачья и инородческая. Голосование было не всеобщим (не голосовали женщины, молодые люди до 25 лет, военнослужащие, некоторые национальности), не равным (один выборщик в землевладельческой курии был на 2 тыс. избирателей, в городской — на 4 тыс., в крестьянской — на 30 тыс., в рабочей — на 90 тыс.) и не прямым.

Приезд депутатов Первой Государственной Думы на первое заседание в Таврический дворец. 27 апреля 1906 г. Фотография хранится в ЦГАКФФД СПб

Первая Дума была ограничена в своих полномочиях. В соответствии со сводом Основных государственных законов, утвержденных Николаем II 23 апреля 1906 года, по вопросам назначения министров, внешней политики страны, введения военного или чрезвычайного положения решения принимал император. Также согласно своду, в перерывах между сессиями Думы царь мог издавать новые законы от своего имени.

Главным в работе первой Государственной Думы Российской империи был земельный вопрос. Также Дума делала активные и безуспешные попытки проведения политических реформ, выступала с инициативами прекращения репрессий против участников революции 1905–1907 гг. Всего же за время работы депутатами был одобрен один законопроект — внесенный правительством закон об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая.

Первая Дума была распущена Николаем II, оставшись в истории как «Дума народного гнева».

Вторая Государственная Дума Российской Империи

Депутаты Второй Государственной Думы на заседании в Таврическом дворце. 1907 г. Фотография хранится в ЦГАКФФД СПб

Срок полномочий: 20 февраля – 3 июня 1907 года

Председатель: Ф.А. Головин, Конституционно-демократическая партия

Одним из основных направлений работы второй Думы стало решение процедурных вопросов. Это объяснялось намерением депутатов расширить компетенции представительного органа.

Основное внимание депутаты второй Думы обращали на аграрный вопрос, в меньшей степени – на правительственные законопроекты, контрреволюционные репрессии, а также мероприятия по улучшению материального положения социальных низов империи.

Дума была распущена через 102 дня с момента начала полномочий. Поводом для роспуска было обвинение 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Предполагалось, что некоторые члены фракции социал-демократов вошли в сговор с «военной организацией РСДРП», занимавшейся подготовкой восстания в войсках 3 июня 1907 года (т. н. Третьеиюньский переворот).

Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах.

Третья Государственная Дума Российской Империи

Депутаты Третьей Государственной Думы на заседании в зале Таврического дворца. 1 ноября 1907 г. Фотография хранится в ЦГАКФФД СПб

Срок полномочий: 1 ноября 1907 года – 30 июля 1912 года

Третья Дума стала единственной из четырех Государственных Дум в Российской империи, которая проработала полный по закону о выборах срок – пять лет.

Выборы прошли в соответствии с новым Положением о выборах в Думу от 3 июня 1907 года. Новый избирательный закон ограничил избирательные права крестьян и рабочих и сократил представительство от т. н. национальных окраин.

Группа депутатов Третьей Государственной Думы. 1907–1912 гг. Фотография хранится в ЦГАКФФД СПб

Депутатами обсуждался широкий спектр вопросов: реформирование армии, крестьянский вопрос, отношение к «национальным окраинам» и др. Предложения о законопроекте должны были исходить не менее чем от 30 депутатов. Все законодательные инициативы рассматривались Думой в трех чтениях.

Для работы над законопроектами было создано около 30 комиссий. Некоторые, например, бюджетная, состояли из нескольких десятков человек. Выборы членов комиссий проводились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В состав большинства комиссий входили представители от каждой думской фракции.

Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища (название должностей закреплено в документах о создании и порядке работы Думы). Совещание выпускало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.

Широко использовалась система запросов: при необходимости депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству предоставить отчет о своих действиях.

Четвертая Государственная Дума Российской Империи

Группа депутатов Четвертой Государственной Думы в зале заседаний Таврического дворца. Фотография хранится в ЦГАКФФД СПб

Срок полномочий: 15 ноября 1912 года – 6 октября 1917 года

Председатель: М.В. Родзянко, Союз 17 октября

Развитие событий внутри страны и на международной арене определило вектор работы четвертой Думы. С началом Первой мировой войны, после крупных поражений русской армии на фронте сформировался серьезный внутриполитический конфликт Думы и исполнительной власти. 25 февраля 1917 года император Николай II подписал указ о прекращении заседаний Думы до апреля того же года. Несмотря на это Дума продолжила собираться на частных совещаниях.

Выступление депутата Четвертой Государственной Думы на заседании в зале Таврического дворца. Фотография хранится в ЦГАКФФД СПб

Дума являлась одним из центров оппозиции императору Николаю II. 27 февраля ее членами был образован Временный комитет Государственной Думы, который фактически стал выполнять обязанности верховной власти, сформировав Временное правительство.

После прекращения существования монархии в России полный состав Думы ни разу не собирался, однако регулярные заседания проводил Временный комитет Государственной Думы.

6 октября 1917 года Государственная Дума была распущена Временным правительством по причине подготовки выборов в Учредительное собрание.

Законодательный процесс в 1917–1991 гг.

Вид части зала Таврического дворца во время заседания съезда. Июнь 1917 г. Фотография хранится в ЦГАКФФД СПб

После Февральской революции 1917 года представительной властью стали Советы. В соответствии с принимаемыми Конституциями РСФСР и СССР, в разные периоды времени законодательные акты рассматривались и принимались ВЦИКом, Всероссийскими и Всесоюзными Советами, Верховным советом РСФСР и СССР, советами народных депутатов СССР.

Избирательная система сначала была многоступенчатой, не все граждане имели право голосовать. Однако в 1936 году Конституцией были введены всеобщие равные прямые выборы. Кроме того, депутаты впервые получили право парламентской неприкосновенности.

На последнем этапе существования РСФСР была учреждена должность Президента Республики, который стал высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В результате, Съезды народных депутатов и Верховный совет РСФСР утратили часть своих полномочий. В последствии указом Президента РСФСР система Советов была ликвидирована.

Делегаты I Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов в зале Таврического дворца. Среди делегатов Николай Семенович Чхеидзе (6-ой слева), Георгий Валентинович Плеханов (5-ый слева). 4–28 мая 1917 г. Фотография хранится в ЦГАКФФД СПб

В 1993 году состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва.

Государственная Дума в современной России

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва

Срок полномочий: 11 января 1994 года — 15 января 1996 года

Председатель: И.П. Рыбкин, Аграрная партия России

12 декабря 1993 года было избрано 444 депутата. В их числе 225 по общефедеральному избирательному округу и 219 по одномандатным избирательным округам. В пяти округах выборы не состоялись, в одном выборы не проводились (Чеченская республика). Восемь из 13 избирательных объединений (блоков) преодолели 5 процентный барьер: «Либерально демократическая партия России» (64 места), «Выбор России» (64), КПРФ (42), «Женщины России» (23), «Аграрная партия России» (57), «Яблоко» (27), «Партия российского единства и согласия» (22), Демократическая партия России (14).

За период своей работы Дума первого созыва приняла 461 закон, из которых 310 вступили в действие. К наиболее социально значимым актам относят объявление амнистии лицам, находившимся под следствием или содержавшимся под стражей в связи с событиями 19–21 августа 1991 года, 1 мая 1993 года и 21 сентября — 4 октября 1993 года, а также Договор об общественном согласии.

Они были направлены на снижение уровня общественной напряженности и противоречий после событий 1993 года.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва

Срок полномочий: 16 января 1996 года — 17 января 2000 года

Председатель: Г.Н. Селезнев, Коммунистическая партия Российской Федерации

Выборы прошли 17 декабря 1995 года. 5 процентный барьер смогли преодолеть четыре избирательных объединения: КПРФ (157 мест), «Наш дом — Россия» (55), ЛДПР (51) и «Яблоко» (45). Выборы состоялись во всех избирательных округах.

Принятые депутатами решения были направлены на увеличение размеров пенсий, пособий, расширение категорий населения, получающих льготы. Выпускаемые законы в сфере экономики были нацелены на усиление роли государства в экономике (законы о хлебной индустрии, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).

Были приняты Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Бюджетный кодекс, первая часть Налогового кодекса, вторая часть Гражданского кодекса, Лесной, Воздушный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания.

По причине ряда правительственных кризисов депутаты второго созыва по кандидатуре главы правительства голосовали 10 раз: летом 1996 г., три раза в апреле 1998 г., три раза в сентябре-августе 1998 г., в мае 1999 г. и в августе 1999 г.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва

Период работы: 18 января 2000 года — 28 декабря 2003 года

Председатель: Г.Н. Селезнев, Ком­му­нис­ти­чес­кая партия Российской Федерации

Выборы состоялись 19 декабря 1999 года. В восьми одномандатных избирательных округах выборы были признаны несостоявшимися. В этих округах повторные выборы в ГД состоялись 26 марта 2000 года. В Чеченском одномандатном избирательном округе №31 выборы состоялись 20 августа 2000 года. Шесть избирательных объединений преодолели 5 процентный барьер: КПРФ (113 мест), «Межрегиональное движение «Единство» («Медведь») (73), «Отечество — Вся Россия» (68), СПС – 29, «Блок Жириновского» – 17, «Объединение «Яблоко» – 20.

В течение восьми сессий был принят 781 закон, в частности о Центральном банке и страховании ответственности владельцев транспортных средств.

Кроме того, Государственная Дума одобрила закон о страховании вкладов, который закрепил возмещение по банковским вложениям при возникновении страхового случая.

Депутатами был принят закон о государственной символике: теперь государственным флагом стал бело-сине-красный триколор, текстом гимна – стихи С.В. Михалкова на музыку гимна СССР, золотой двуглавый орел в червленом щите стал гербом, а в качестве военно-морского флага начал использоваться Андреевский флаг.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва

Период работы: 29 декабря 2003 года — 23 декабря 2007 года

Председатель: Б.В. Грызлов, «Единая Россия»

Выборы состоялись 7 декабря 2003 года. По трем одномандатным избирательным округам выборы были признаны несостоявшимися, так как большинство избирателей по этим округам проголосовали против всех кандидатов. 5 процентный барьер сумели преодолеть три политические партии и один избирательный блок: «Единая Россия» (223 места), КПРФ (52), ЛДПР (36), избирательный блок «Родина» (37).

Одними из основных направлений деятельности Государственной Думы в период работы четвертого созыва остались разграничение полномочий между федеральным и местным уровнями власти, модернизация армии и усиление борьбы с терроризмом.

Помимо этого, депутаты занимались законодательным закреплением развития институтов гражданского общества. На это были нацелены решения о создании Общественной палаты, обновление правовой базы о некоммерческих и саморегулируемых организациях.

На совершенствование процесса государственного строительства были направлены законы об отмене выборов глав регионов и переходе на смешанную систему региональных выборов в России. Решения о введении полностью пропорциональной системы выборов Государственной Думы, установлении 7% барьера (вместо ранее определенных 5%) для прохождения партий в нижнюю палату были нацелены на повышение эффективности парламента как представительного органа.

В соответствии с принятыми четвертым созывом изменениями, размеры базовой части трудовой пенсии и студенческих стипендий были увеличены.

Особое внимание уделялось формированию рынка доступного жилья, для чего был принят пакет документов, включающий новые редакции Жилищного и Градостроительного кодексов РФ. Для оздоровления населения страны и снижения уровня потребления алкоголя был принят новый закон об ограничении рекламы пива.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва

Период работы: 24 декабря 2007 года — 20 декабря 2011 года

Председатель: Б.В. Грызлов, «Единая Россия»

По итогам выборов 2 декабря 2007 года «Единая Россия» получила конституционное большинство — 315 мест. Коммунисты располагали 57 мандатами, ЛДПР — 40, «Справедливая Россия» — 38. Состав Государственной Думы обновился примерно наполовину.

Одним из основных направлений деятельности пятого созыва Государственной Думы стала экономика, что было определено мировым экономическим кризисом 2008–2010 годов. Потребовалось оперативное принятие ряда законопроектов, направленных на поддержку финансовой системы страны.

В течение пятого созыва были приняли законы об увеличении сроков полномочий Президента Российской Федерации и депутатов ГД до 6 и 5 лет соответственно. Изменения коснулись и самой системы выборов: в частности, избирательный залог для политических партий был отменен.

Особое внимание также уделялось социальной сфере. Законы «О полиции» и о социальных гарантиях сотрудникам правоохранительных органов были направлены на повышение служебных окладов сотрудников органов. Помимо этого, 170 тысячам ветеранов Великой Отечественной войны было выделено жилье. Был повышен минимальный размер оплаты труда.

Депутатами пятого созыва также был принят пакет антикоррупционных законов и изменены размеры штрафов за нарушение правил дорожного движения.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва

Период работы: 21 декабря 2011 года — 4 октября 2016 года

Председатель: С.Е. Нарышкин, «Единая Россия»

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва состоялись 4 декабря 2011 года. Впервые Государственная Дума избиралась на пять лет. Согласно итогам выборов в Думу прошло 4 партии – Единая Россия, КПРФ, Справедливая Россия и ЛДПР.

Отдельным направлением работы депутатов шестого созыва стало принятие ряда законов, обеспечивших интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в общероссийское правовое пространство.

К результатам деятельности в сфере экономики относится поддержка антикризисных мер правительства – Государственная Дума направила 1 трлн рублей на поддержку банков. Также было увеличено страховое покрытие вкладов в два раза до 1 млн 400 тыс. рублей. Единовременная выплата из материнского капитала была увеличена до 25 тыс. рублей.

Депутатами была одобрена политическая реформа: введение прямых выборов губернаторов, упрощение регистрации партий. Была возращена система одномандатных округов, а проведение парламентских выборов перенесли на сентябрь.

В следствие усиления напряженности в отношениях с западными странами особое внимание уделялось укреплению межпарламентских связей в рамках Евразийского экономического союза и объединения БРИКС.

В годы работы шестого созыва была заложена традиция проведения ежегодного Международного парламентского форума.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва

Период работы: 5 октября 2016 года — н/в

Председатель: В.В. Володин, «Единая Россия»

Выборы в Государственную Думу ФС РФ VII созыва были проведены 18 сентября 2016 года. Впервые после 2003 года депутаты избирались по смешанной системе: 225 депутатов по партийным спискам и 225 депутатов — по одномандатным округам. По результатам подсчета голосов, по федеральным спискам в ГД прошли те же четыре парламентские партии, которые работали в Государственной Думе VI созыва: «Единая Россия» (54,20 % голосов), КПРФ (13,34 %), ЛДПР (13,14 %), «Справедливая Россия» (6,22 %).

На пленарном заседании 5 октября Председателем Государственной Думы седьмого созыва был избран Вячеслав Володин. В ходе открытого голосования за него проголосовали 404 депутата. Кандидатуру Вячеслава Володина на пост Председателя ГД предложил Президент России Владимир Путин.

«Одна из задач, которую считаю необходимым решить, — это разобраться с теми завалами, которые накопились, их в самом начале было 2020 законопроектов с 1994 года, им несколько десятков лет. И понятно, что по многим уже заключения устарели», — отмечал Вячеслав Володин.

Другой важной задачей он назвал необходимость повышения качества принимаемых законов.

Кроме того, на первом пленарном заседании Вячеслав Володин заявил, что главным в работе седьмого созыва должна стать забота о гражданах России. «Поэтому первоочередной для нас должна быть социально-экономическая повестка, основные приоритеты которой обозначены в «майских указах» Президента России 2012 года», — подчеркнул он.

Государственная Дума седьмого созыва руководствуется этими принципами в своей законодательной деятельности.

«ТРЕТЬЕИЮНЬСКИЙ ПЕРЕВОРОТ»

Николай II 3 июня 1907 объявил о роспуске II Думы и изменении избирательного закона (с юридической точки зрения это означало государственный переворот). Депутаты Второй Думы разъехались по домам. Как и ожидал П.Столыпин, никакой революционной вспышки не последовало. Считается общепринятым, что акт 3 июня 1907 означал завершение российской революции 1905–1907.

В Манифесте о роспуске Государственной Думы 3 июня 1907 сказано: «… Значительная часть состава второй Государственной Думы не оправдала ожиданий Наших. Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй, приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению Государства.

Деятельность этих лиц в Государственной Думе послужила неопреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы внесен был дух вражды, помешавший сплотиться достаточному числу членов ее, желавших работать на пользу родной земли.

По этой причине выработанные Правительством Нашим обширные мероприятия Государственная Дума или не подвергала вовсе рассмотрению, или замедляла обсуждением, или отвергала, не остановившись даже перед отклонением законов, каравших открытое восхваление преступления и сугубо наказывавших сеятелей смуты в войсках. Уклонившись от осуждения убийств и насилий. Государственная Дума не оказала в деле водворения порядка нравственного содействия Правительству, и Россия продолжает переживать позор преступного лихолетия <…>

Право запросов Правительству значительная часть Думы превратила в способ борьбы с Правительством и возбуждения недоверия к нему в широких слоях населения.

Наконец свершилось деяние, неслыханное в летописях истории. Судебной властью был раскрыт заговор целой части Государственной Думы против Государства и Царской Власти. Когда же Правительство Наше потребовало временного, до окончания суда, устранения обвиняемых в преступлении этом пятидесяти пяти членов Думы и заключения наиболее уличаемых из них под стражу, то Государственная Дума не исполнила немедленно законного требования властей, не допускавшего никакого отлагательства.

Все это побудил Нас указом, данным Правительствующему Сенату 3 сего июня, Государственную Думу второго созыва распустить, определив срок созыва новой Думы на 1 Ноября сего 1907…»

Энциклопедия «Кругосвет»

НОВЫЙ ПОРЯДОК ВЫБОРОВ

Глава первая

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ст. 1. Выборы в Государственную думу производятся:

1) по губерниям и областям, указанным в статьях 2-4 сего Положения, и

2) по городам: С.-Петербургу и Москве, а также Варшаве, Киеву, Лодзи, Одессе и Риге.

Ст. 2. Выборы в Государственную думу от губерний, управляемых по общему учреждению, а равно от губерний Тобольской и Томской, от области Войска Донского и от городов: С.-Петербурга, Москвы, Киева, Одессы и Риги производятся на основаниях, указанных в статьях 6 и следующих сего Положения.

Ст. 3. Выборы в Государственную думу от губерний и городов Царства Польского, от губерний Енисейской и Иркутской, а равно от православного населения Люблинской и Седлецкой губерний и от казаков Уральского казачьего войска, производится на основаниях, указанных в Положении о выборах в Государственную думу, изд. 1906 г. (Свода зак. т. I, ч. II).

Примечание: Отдельные выборы члена Государственной думы от города Иркутска не производятся. Лица, владевшие избирательным цензом по городу Иркутску, образуют общий съезд городских избирателей совместно с городскими избирателями Иркутского уезда; число выборщиков от съездов Иркутской губернии определяется приложенным к сей статье расписанием.

Ст. 4. Выборы в Государственную думу по областям и губерниям Кавказского края, по областям Амурской, Приморской и Забайкальской, а равно от русского населения Виленской и Ковенской губерний и города Варшавы, производятся на основании особых, приложенных у сего правил.

Ст. 5. Число членов Государственной думы по губерниям, областям и городам устанавливается приложенным к сей статье расписанием.

Из «Положений о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 года» (Именной высочайший указ правительствующему сенату от 3 июня 1907 г.)

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОСТАВ ТРЕТЬЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Из мемуаров П.Н. Милюкова

Первая русская революция закончилась государственным переворотом 3 июня 1907 года: изданием нового избирательного «закона», который мы, кадеты, не хотели называть «законом», а называли «положением». Но провести логически это различие не было, однако, возможности: здесь не было грани. Если гранью считать манифест 17 октября, то «положением», а не «законом», были уже, в сущности, «основные законы», изданные перед самым созывом Первой Думы: это уже был первый «государственный переворот». Тогда и теперь победили силы старого порядка: неограниченная монархия и поместное дворянство. Тогда и теперь их победа была неполная, и борьба между старым, отживавшим правом и зародышами нового продолжалась и теперь, только к одной узде над народным представительством прибавлялась другая: классовой избирательный закон. Но и это было, опять, только перемирие, а не мир. Настоящие победители шли гораздо дальше: они стремились к полной реставрации…

По положению 3 июня выборы оставались многостепенными, но количество выборщиков, посылавших депутатов в Государственную Думу на последней ступени, в губернских съездах было так распределено между различными социальными группами, чтобы дать перевес поместному дворянству.

Так, с прибавкой из городов, были проведены в Думу 154 октябриста (из 442). Чтобы составить свое большинство, правительство своим непосредственным влиянием выделило из правых группу в 70 человек «умеренно-правых». Составилось неустойчивое большинство в 224. К ним пришлось присоединить менее связанных «националистов» (26) и уже совсем необузданных черносотенцев (50). Так создана была группа в 300 членов, готовых подчиняться велениям правительства и оправдывавших двойную кличку Третьей Думы: «барская» и «лакейская» Дума.

Как видим, большинство это было искусственно создано и далеко не однородно. Если Гучков мог сказать, в первых же заседаниях Думы, что «тот государственный переворот, который совершен был нашим монархом, является установлением конституционного строя», то его обязательный союзник Балашов, лидер «умеренно-правых», тут же возразил: «Мы конституции не признаем и не подразумеваем под словами: «обновленный государственный строй»…

Не было, однако, в этой Думе единства и в рядах побежденных, — хотя бы в той степени, в какой, с грехом пополам, оно все же сохранялось в двух первых Думах. Там мы могли считать, что в борьбе с самодержавием была побеждена вся «прогрессивная» Россия. Но теперь мы знали, что побежденных был не один, а двое. Если мы боролись против самодержавного права за конституционное право, то мы не могли не сознавать, что против нас стоял в этой борьбе еще один противник — революционное право. И мы не могли, по убеждению и по совести, не считать, что самое слово «право» принадлежит нам одним. «Право» и «закон» теперь оставались нашей специальной целью борьбы, несмотря ни на что. «Революция» сошла со сцены, но — навсегда ли? Ее представители стояли тут же, рядом. Могли ли мы считать их своими союзниками? Нашими союзниками, хотя бы и временными, они себя не считали. Их цели, их тактика были и оставались другие. После тяжелых уроков первых двух Дум с этим нельзя было не сообразоваться. Я говорил, что уже во Второй Думе конституционно-демократическая партия совершенно эмансипировалась от тех отношений «дружбы-вражды», которыми она считала себя связанной в Первой Думе. В Третьей Думе разъединение пошло еще дальше.

ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА И ПРАВИТЕЛЬСТВО СТОЛЫПИНА

В I сессию было налажено в общем успешное взаимодействие правительства Столыпина и III Думы. Однако в отдельных случаях Дума не соглашалась с министрами. Между Столыпиным и октябристами появилась трещина из-за оппозиционных выступлений и голосований последних. В частности, в январе 1908 октябристы проголосовали за желательность проекта о пересмотре бюджетных правил, в апреле – против бронирования штатов МПС и за обследование ж.д. думской комиссией, в апреле – мае критиковали деятельность МВД (Гучков в газетном интервью заявил, что действия властей «носят все следы дореформенной эпохи»), в мае проголосовали против военно-морской программы.

Начиная со II сессии (15.10.1908-2.6.1909) Столыпин совещался с депутатами не левее октябристов о рассматривавшихся в Думе проектах. Переизбираемая часть президиума Думы (в составе октябристов и националиста) был избран большинством от правых до кадетов. 20.10.1908 Дума голосами всех фракций против октябристов решила рассматривать крестьянскую реформу (уже действующую на основании 87-й ст. Основных законов) раньше преобразования местного суда (в результате этого решения и мировой войны оно было введено в действие лишь в 10 губ.).

Реформа крестьянского землевладения (после согласительной процедуры с Гос. советом в 1910 стала законом) прошла правооктябристским, а ее наиболее радикальные положения (о признании перешедшими к подворному владению общин, не проводивших переделы 24 года (отклонено Советом по требованию Столыпина) и о замене общинной собственности личной (а не семейной)) – центристским большинством с польскими фракциями. Были изданы законы о повышении содержания офицерам (против крайне левых), усилении наказаний за конокрадство (по инициативе крестьянской группы, против части левых), создании Камчатской обл. и Сахалинского губернаторства, а также Саратовского ун-та (против части правых) и школьно-строительного фонда (против части правых или единогласно). В конце 1908 были внесены в Думу проекты волостного и поселкового самоуправления. Столыпин планировал форсировать проведение первого, но фактически отказался от этих планов.

При рассмотрении проектов о смене исповедания, старообрядческих общинах и отмене ограничений для снявших духовных сан (внесены МВД, против последнего возражал тов. обер-прокурора Синода А.П. Рогович) октябристы восстановили положения, от которых правительство отказалось под давлением Синода. Проекты по этим вопросам были приняты левооктябристским большинством (всеми фракциями от октябристов до эсдеков), также как и проект о введении условного осуждения (при воздержании эсдеков с частью национально-правого крыла). Впоследствии они были формально или фактически отклонены Гос. советом (см. конфессиональные вопросы). Столыпин в качестве министра вн. дел взял обратно для получения заключения Синода проект об отношениях гос-ва к различным исповеданиям…

Политические позиции Столыпина за время сессии значительно ослабли. В феврале 1909 В.М. Пуришкевич заявил об оппозиции правых правительству как выступающему за конституционный строй. Весной Столыпин потерпел тяжелое политическое поражение в деле о Морского генштаба штатах, после чего стал постепенно отказываться от реформаторских планов (в частности, в вероисповедном и волостном вопросах). В правительственной политике стали усиливаться консервативные черты. В мае 1909 был внесен проект создания Холмской губ. (см. Холмский вопрос), хотя раньше его предполагалось приурочить к введению в Польше самоуправления. Столыпин поддержал предложение правой группы Гос. совета о введении выборов в Совет от западных губерний от национальных курий, но отказался от него под давлением октябристов…

После досрочной отставки пред. Хомякова Столыпин 4.3.1910 обратился к пред. ЦК и фракции союза 17 октября А.И. Гучкову с письмом следующего содержания: «Хотел Вам сказать, что председателем Государственной думы для пользы дела должен быть Ал Ив Гучков». Он также был избран центристским большинством (голосами октябристов, националистов и прогрессистов против правых при воздержании кадетов и уклонении от выборов трудовиков и эсдеков). В своей вступительной речи Гучков выступил за укрепление конституционной монархии и потребовал проведения различных реформ. Он заявил: «Мы часто жалуемся на различные внешние препятствия, тормозящие нашу работу или искажающие ее конечные результаты… С ними нам приходится считаться, а может, придется и сосчитаться». В виду имелся Гос. совет. Очевидно, Гучков получил от Столыпина обещание путем новых назначений или иным способом добиться от Гос. совета одобрения думских реформ: трудно предположить, что Гучков рассчитывал сам добиться от Николая II давления на верхнюю палату или блефовал.

Основным законодательным итогом сессии стала одобрение октябристско-кадетским большинством (с частью националистов) реформы местного суда, предусматривавшей упразднение волостных судов, лишение земских начальников судебной власти и восстановление выборного мирового суда. Правооктябристским большинством был издан закон о праве законодательных палат империи издавать по важным вопросам законы, распространяющиеся на Финляндию. Были одобрены проекты о землеустройстве (развивал крестьянскую реформу, принят правоцентристским большинством, после согласительной процедуры с Гос. советом в 1911 стал законом), и создании западного земства (правоцентристским большинством без части правых и октябристов, отдельные положения – октябристско-кадетским большинством). При рассмотрении этих проектов единство октябристов, националистов и правительства в общем сохранялось…

Конституционный кризис 1911 привел к фактическому разрыву Думы со Столыпиным (в т.ч. к отставке Гучкова), расколу русской национальной фракции (единственной продолжавшей поддерживать правительство), а также к ухудшению отношений октябристов и националистов. С этого времени координация действий думского большинства и правительства окончательно прекращается. При рассмотрении бюджета МВД оратор фракции союза 17 октября С.И. Шидловский резко критиковал правительственную политику.

Сразу несколько источников «ФедералПресс», близких к Госдуме и Кремлю, рассказали о готовящемся самороспуске нижней палаты парламента. По словам собеседника агентства из фракции «Единая Россия», депутаты сложат с себя полномочия летом этого года после принятия поправок в Конституцию РФ. Выборы в парламент пройдут в декабре. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Самороспуск после изменения Конституции

Отставка правительства – вероятно, не последнее громкое политическое событие этого года. Администрация президента, как рассказал «ФедералПресс» собственный источник, уже несколько месяцев обсуждает сценарий самороспуска Государственной думы. По словам собеседников агентства, близких к Старой площади и нижней палате парламента, такое решение действительно может быть принято. «Это не будет сразу, потому что кто-то должен провести конституционную реформу. Маловероятно, что они смогут это сделать за месяц. После конституционных преобразований вполне логично сменить думу», ­– сообщил один из источников.

Во фракции «Единая Россия» источник «ФедералПресс» рассказал, что поправки в Конституцию РФ, обозначенные президентом в ходе послания Федеральному собранию, будут приняты до конца мая этого года, после чего нижняя палата заявит о самороспуске. Парламентские выборы с большой долей вероятности назначат на декабрь.

Источник издания из числа депутатов одной из оппозиционных фракций склонен полагать, что вариант самороспуска ГД действительно обсуждается. Однако окончательного решения пока нет. По словам собеседника, все еще актуальным для действующей власти остается тезис о стабильности, поэтому не стоит ждать скорой реализации сценария.

Готовятся ли депутаты?

Некоторые фракции уже мобилизовали свои силы на подготовку к внезапным выборам. Так, в КПРФ считают, что случиться может все, что угодно. Депутаты рассматривают в том числе и вариант досрочной кампании. «Мы не допускаем, мы говорим, что в любом случае мы мобилизованы, и у нас партийные мероприятия, партийные семинары и пленумы, которые будут направлены на мобилизацию актива, который должен быть готов в любой момент к проведению выборных кампаний, – сообщил «ФедералПресс» зампред комитета поинформационной политике, информационным технологиям исвязи, депутат фракции КПРФ Александр Ющенко. – Мы прекрасно понимаем, что экономический кризис, который сегодня практически доходит до своего апогея, может запросто привести к политическому. Это совершенно не исключено».

«Единая Россия» объявила о старте предвыборной кампании в Госдуму на съезде еще в ноябре прошлого года. Тем не менее, как заявил «ФедералПресс» заместитель председателя ГД РФ, единоросс Петр Толстой, пока оснований для досрочного роспуска Госдумы нет. «У нас есть конституционные основания для роспуска. Я пока не вижу, чтобы они могли быть применены», – прокомментировал Толстой.

В ЛДПР склонны полагать, что сценарий роспуска ГД РФ невозможен. Первый зампред комитета по природным ресурсам Василий Власов пояснил, что к такому варианту событий нет даже предпосылок. «Это все, подчёркиваю, происки каких-то журналистов», – сказал Власов, добавив, что подобные заявления делаются ради инфоповода.

Экспертные оценки

Эксперты склонны полагать, что Государственную думу все же настигнет участь правительства и обновления неизбежны. Политолог Илья Гращенков допускает, что выборы в нижнюю палату парламента пройдут досрочно, осенью 2020 или в марте 2021 года. По его словам, такое решение может быть связано с необходимостью провести референдум и сразу за ним выбрать новый состав парламента с расширенными полномочиями. «Сегодня у партии власти явные проблемы с рейтингом, а значит, пока он ещё держится на приличном уровне, шансов взять конституционное большинство больше. Кроме того, мы увидели, что все схемы увязаны с позициями партии на сегодня. Грубо говоря, никто не гарантирует, что в 2021 году рейтинг упадёт ещё ниже, а значит, придётся менять стратегию. В этом плане провести выборы досрочно – удобнее, следовательно, в Администрации вполне могут обсуждать сценарии, конкретные фамилии и даты», –заявил Гращенков.

Президент Российской ассоциация политических консультантов Алексей Куртов также считает, что возможность досрочного ухода нынешнего состава ГД РФ существует. «Судя по вчерашнему дню, у нас начали происходить активные действия, причем не всегда, как я понимаю, контролируемые. Поэтому сейчас, когда легитимность высока, когда после вчерашнего послания президента есть заявления о повышении всего и вся для бюджетников, есть некий люфт, нужно успеть на этом повышении получить все бонусы, связанные с выборами», –считает Куртов.

Государственная дума как представительное законосовещательное учреждение Российской империи была создана согласно Манифесту императора Николая II от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы».

В ходе октябрьской политической стачки Николаем II был издан Манифест 17 (30) октября 1905 г., в соответствии с которым Государственная дума получила законодательные права. «Положение о выборах в Государственную думу» и избирательный закон 11 (24) декабря 1905 г. определили задачи и условия работы Думы, а также порядок проведения выборов в неё.

К предмету ведения Государственной думы были отнесены законодательные предположения, требовавшие издания законов и штатов; рассмотрение государственной росписи доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений; дела об отчуждении части государственных доходов и имуществ, о постройке казённых железных дорог, об учреждении компаний на акциях; дела, вносимые на рассмотрение Государственной думы высочайшими повелениями; сметы и раскладки земских повинностей. Государственная дума могла обращаться с запросами к министрам по поводу действий, которые сочтёт незаконными.

Государственная дума избиралась на 5-летний срок, до истечения которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва. Избирательных прав были лишены женщины, военные, городская беднота. Выборы проводились по куриальной системе, для чего были созданы четыре курии: землевладельческая, городская, рабочая и крестьянская. На выборах, которые проходили в феврале — марте 1906 г., наибольшего успеха достигла Конституционно-демократическая партия (кадеты).

27 апреля (10 мая) 1906 г. в Петербурге в Тронном зале Зимнего дворца состоялся торжественный приём депутатов I-ой Государственной думы Российской империи. После приветственной речи императора Николая II депутаты отправились в Таврический дворец, ставший местом их работы. Председателем Думы был избран кадет С. А. Муромцев.

I Государственная дума Российской империи проработала 72 дня. Центральным вопросом был аграрный: депутаты предложили несколько проектов, но все они были отклонены Советом министров как «безусловно недопустимые».

В целом за 2,5 месяца работы Думой был принят 391 запрос о незаконных действиях правительства и одобрено два законопроекта: об отмене смертной казни (он был инициирован депутатами) и об ассигновании 15 млн. рублей в помощь пострадавшим от неурожая, внесённый правительством. 8 июля 1906 г. правительство приняло решение о роспуске Думы и о проведении новых выборов.

Всего за 11 лет состоялись выборы четырёх созывов Государственной думы Российской империи. 6 (19) октября 1917 г. Государственная дума четвёртого созыва была распущена Временным правительством в связи с назначением выборов в Учредительное собрание на 12 (25) ноября и началом избирательной кампании.

См. также в Президентской библиотеке:

Бикерман И. М. Российская революция и Государственная Дума. СПб., 1906 (обл. 1907);

Булла К. К. Группа депутатов Первой Государственной Думы в зале заседаний Таврического дворца. 1906;

Булла К. К. Группа депутатов Первой Государственной Думы в зале заседаний Таврического дворца. 27 апреля 1906;

Булла К. К. Группа депутатов Первой Государственной Думы у главного подъезда Таврического дворца. 27 апреля 1906;

Утверждены «Основные государственные законы Российской империи» // День в истории. 6 мая 1906 г.;

Члены Государственной думы: (портреты и биографии): Первый созыв. М., 1906.

25 февраля 1917 года указом Николая II заседания Государственной Думы были прекращены, а 27 февраля к Таврическому дворцу подошли революционные демонстрации, не только признав Думу центром революционного движения, но и институтом, представляющим законную власть. В этот день революционные рабочие и солдаты свергли царское правительство в Петрограде, заняв правительственные здания и заставив министров бежать. Под напором революционных событий Прогрессивный блок и левые депутаты (трудовики и социал-демократы) собрали частное совещание и образовали Временный комитет Государственной Думы, которому пришлось стать центром власти. О том, что Временный комитет Государственной Думы «был вынужден» взять власть в свои руки, им было выпущено воззвание.
Отречение сначала Николая II, а затем и великого князя Михаила и образование по соглашению Временного комитета Государственной Думы с Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов Временного правительства привело к фактическому прекращению деятельности IV Думы.
Возглавили Временный комитет Государственной Думы депутаты IV Государственной Думы, представляющие главным образом партию кадетов и октябристов: М.В.Родзянко, П.Н.Милюков, Н.В.Некрасов, С.И.Шидловский, А.И.Коновалов, В.А.Ржевский, В.В.Шульгин, А.Ф.Керенский, Н.С.Чхеидзе, А.И.Коновалов, А.И.Шингарев, И.В.Годнев, М.И.Скобелев, И.Н.Ефремов. Позднее эти депутаты вошли во Временное правительство.
После Февральской революции Государственная Дума в России больше не собиралась, хотя формально продолжала существовать и даже пыталась оказывать определенное влияние на развитие событий в стране под видом «частных совещаний».
6 октября 1917 года вышло постановление Временного правительства о роспуске Государственной Думы в связи с провозглашением России республикой и началом выборов в Учредительное собрание. Окончательно Государственная Дума была ликвидирована декретом Совета народных комиссаров 18 декабря 1917 г.
Новая революционная власть считала излишним опираться на авторитет дореволюционного представительного учреждения. Эпоха парламентаризма уходила в прошлое, начиналась эпоха революции и гражданской войны.

Роспуск 3 государственной думы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *