Структура системы образования в РФ

Управление системой образования (гл. 12) осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

Управление системой образования включает в себя:

  • — формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
  • — осуществление стратегического планирования развития системы образования;
  • — принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;
  • — проведение мониторинга в системе образования;
  • — информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
  • — государственную регламентацию образовательной деятельности;
  • — независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;
  • — подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях:

  • — федеральном;
  • — региональном;
  • — муниципальном.

Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования. Каждый из уровней обладает своими полномочиями в части управления системой образования.

Отдельные вопросы управления находятся в компетенции и сфере ответственности образовательного учреждения.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).

В каждом из субъектов Российской Федерации имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.

В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Полномочия — это право на осуществление тех или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательно.

Полномочия могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой, который пока такими полномочиями не обладает.

При этом очень важно понимать, что полномочия — это еще и право финансировать те или иные действия, следовательно, при делегировании полномочий с одного уровня управления на другой уровень управления первым второму передаются и финансовые ресурсы, необходимые и достаточные для исполнения вторым делегируемых ему полномочий.

Обладание определенными полномочиями означает и то, что вышестоящий уровень управления не может определять порядок и правила реализации указанных полномочий, а только рекомендовать их выполнение тем или иным образом, если иное не определено действующим законодательством.

Полномочия органов государственной власти в сфере образования различных уровней определены ст. 6—9 Закона об образовании.

Важным элементом в системе управления образованием в РФ является государственная регламентация образовательной деятельности, которая направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований (ст. 90).

Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя:

  • — лицензирование образовательной деятельности (ст. 91);
  • — государственную аккредитацию образовательной деятельности (ст. 92);
  • — государственный контроль (надзор) в сфере образования (ст. 93).

Нововведением Закона об образовании является придание большей значимости проведению независимой оценки качества образования, общественной и профессионально-общественной аккредитации (ст. 95—96).

Кроме того, вопросы информационной открытости системы образования, проведении постоянного ее мониторинга так же впервые включены в положения Закона об образовании (ст. 97—98).

ПРАВО НА БЕСПЛАТНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В 2018 ГОДУ ОСТАЕТСЯ В РОССИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ

Президент России Владимир Путин пообещал, что бесплатное высшее образование в РФ сохранится.

В России каждый абитуриент вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Высшее образование дает уникальные знания и навыки, которые делают абитуриента мастером в определенной области. Такое образование помогает мыслить глобально и готовит к профессиональной жизни.

За ростом числа студентов стоит понятное желание людей повысить свой социально- экономический статус, обучение позволяет претендовать на большие возможности трудоустройства и более высокую оплату труда.

Право на бесплатное высшее образование в России: остается без существенных изменений.

На встрече с рабочими Тверского вагоностроительного завода 10 января 2018 года президент России Владимир Путин упомянул о системе высшего образования. Было сказано, что в системе высшего образования изменений не будет. Бесплатное высшее образование сохранится в РФ, хотя платное будет работать на тех же условиях.

Систему ЕГЭ реформы тоже не затронут. Более того, Владимир Путин одобрил существование единого государственного экзамена. Позитивной стороной данной системы, по словам президента, есть то, что ЕГЭ, уравнивает всех поступающих абитуриентов. То есть возможность поступить после сдачи экзамена в определенный вуз, есть и у городских абитуриентов, и у тех, кто приезжает из глубинок России.

Право на бесплатное высшее образование в России: гарантируется законом государства на конкурсной основе. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях).

Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Получение первого образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.

Основные положения по данному вопросу в Федеральном законе от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании». Согласно новейшему российскому законодательству выделяют три уровня высшего образования:

высшее образование — бакалавриат;

высшее образование — специалитет, магистратура;

высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гарантируется на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Право на бесплатное высшее образование в России: государство ежегодно приглашает 15 тысяч иностранных абитуриентов.

Иностранным абитуриентам учиться в России престижно и выгодно. В стране есть вузы, специализирующиеся на самых разных направлениях подготовки, поэтому есть большой выбор. Нужно только подобрать подходящую программу обучения, подготовить необходимые документы, приехать в Россию и начать учиться.

Получать образование можно как на коммерческой основе, так и бесплатно при поддержке Правительства. В России ежегодно выделяется некоторое количество бюджетных мест для иностранцев в высших учебных заведениях страны.

В целом существют много различных форм финансирования, грантов и стипендий, так что каждый студент сможет выбрать для себя оптимальный вариант.

Если получить стипендию не удалось, то можно продолжать в направлении платного обучения. Стоимость обучения в вузах России значительно ниже, чем в других странах. Абитуриенту нужно внимательно изучить образовательные программы, узнать цены и, вполне возможно, что получится отыскать подходящий вариант.

Последние три года РФ ежегодно приглашает по 15 тысяч иностранных граждан совершенно

бесплатно учиться в вузах РФ. В этом процессе задействовано более 400 российских университетов.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

М.А. Лямзин, доктор педагогических наук, профессор

В.П. Масягин, доктор педагогических наук, профессор

Статья посвящена анализу изменений, которые происходили в системе образования Российской Федерации за последнее время и нашли отражение в федеральных законах, а также рассмотрению содержания элементов системы образования, закрепленных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

Ключевые слова: система, система образования, федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные программы, организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся, управление в сфере образования.

С1 сентября 2013 г. вступают в силу большинство положений Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. Можно констатировать, что за относительно короткий исторический отрезок времени, постсоветская Россия переживает уже третий этап развития образовательного права.

Напомним, что с принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» (подписан Президентом Российской Федерации 10 июля 1992 г.), наступил первый этап этого процесса. Впервые в отечественной истории образовательные отношения стали регулироваться федеральным законом.

13 января 1996 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», который придал закону «Об образовании» новое содержание. Кроме этого, 22 августа 1996 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Эти факты свидетельствовали о начале второго этапа развития законодательства в сфере образования.

На этих этапах проходило становление и развитие, в отдельные периоды — довольно активное, нового федерального законодательства в области

образования. Оно осуществлялось, прежде всего, в контексте изменений, происходивших в то время в российском обществе.

Современный этап развития образовательного права, оформившийся с момента принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», опирается на имеющийся опыт законотворческой деятельности и практику применения законодательных актов. Вместе с тем, он характеризуется весьма существенной их коррекцией, приведение в соответствие не только с российскими реалиями, но и процессом интеграции национальной системы образования в европейское образовательное пространство.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы проанализировать изменения, которые произошли в структуре и содержании компонентов (элементов) системы образования современной России, закрепленных в федеральном законодательстве, на различных этапах его развития за период с 1992 по 2012 гг.

Отметим, что в ст. 8 Закона Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) законодатель определял, что «… система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий» . Очевидно, что на тот момент было вы-

делено три элемента системы образования, причем два из них рассматривались в качестве систем.

Эти же компоненты сохранялись до того момента, когда на основании Федерального закона от 18.07.2005 г. № 92-ФЗ был введен еще один элемент системы образования. В последующем их названия претерпели определенные изменения, в результате которых в ст. 8 Закона Российской Федерации «Об образовании» было зафиксировано: «… система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования» .

Анализ текста Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» показывает, что в п. 1 ст. 10 указано уже не четыре, а пять элементов системы образования. К ним относятся:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педа-

гогические работники, обучающиеся и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования .

Дадим краткую характеристику элементов системы образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

В качестве первого элемента данной системы представлен ее содержательный компонент: федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности.

Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, как следует из ст. 11 анализируемого закона, направлены на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации; преемственности основных образовательных программ; вариативности содержания образовательных программ соответствующе-

го уровня образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Дадим определения терминам «федеральные государственные образовательные стандарты», «федеральные государственные требования», «образовательные стандарты» и «образовательная программа».

Под федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) понимается нормативный правовой акт, устанавливающий совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) профессии, специальности и направления подготовки. ФГОС утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Таким органом является министерство образования и науки Российской Федерации.

ФГОС включают три группы требований. Это требования к структуре основных образовательных программ, в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, и их объему; к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым,

материально-техническим и иным; к результатам освоения основных образовательных программ. ФГОС отличаются от государственных образовательных стандартов увеличением доли практической подготовки и объема времени на самостоятельную работу обучающихся .

В определении понятия ФГОС указывается на термин «уровень образования». Уровень образования — это показатель завершенного цикла образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. В новом Законе выделены четыре уровня общего образования: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование. Кроме них, устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование — бакалавриат;

3) высшее образование — специалитет, магистратура; 4) высшее образование -подготовка кадров высшей квалификации. Данная классификация свидетельствует не только о дифференциации уровней общего и профессионального образования, но и о введении новых уровней образования: дошкольного и, по сути, третьего уровня высшего образования, направленного на подготовку кадров высшей квалификации — научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

Дадим определение понятия «федеральные государственные требования» (ФГТ). Это нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к минимуму содержания, структуре, условиям реализации и срокам

обучения по дополнительным предпро-фессиональным программам. Данные программы утверждаются министерством образования и науки Российской Федерации.

Определение понятия «образовательные стандарты» (ОС) означает, что это локальный нормативный акт, определяющий совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования. Перечень таких организаций определяется новым Законом или Указами Президента Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что реализовывать образовательные программы высшего образования на основе ОС, устанавливаемых ими самостоятельно, имеют право только образовательные организации высшего образования, имеющие статус «Университет». Требования к условиям реализации и к результатам освоения образовательных программ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Структура системы образования в РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *