Как перевести ребенка в логопедический сад?

Опять вставать в очередь? Или получить направление от логопеда?

Опять вставать в очередь? Получить просто направление от логопеда, или пройти специальную комиссию?

Чем отличается логопедический детский сад от обычного?

Есть мнение, что логопедический сад — это определённое «клеймо» в личном деле ребёнка. Так ли это на самом деле?

Для начала давайте разберемся, что же такое логопедическая группа?

Коррекционные группы подразделяются на речевые (логопедические) и группы детей с ЗПР (задержкой психо-речевого развития).

В логопедических группах ставят звуки, которых не было, и исправляют неправильно произносимые (исправление дефектов речи), обогащают словарь, развивают фонематическое восприятие, связную речь, учат правильному грамматическому оформлению. В старшей и в подготовительной группе занимаются подготовкой к обучению грамоте.

В группах ЗПР работают и логопед, и дефектолог (помимо воспитателей, имеющих необходимую квалификацию).

Каждый год для разного возраста — это многоплановая работа. Есть детские сады, где все группы речевые. Есть — где только группы с ЗПР.

Есть сады, где группы речевые (логопедические) + группы с ЗПР + обыкновенные группы = сад комбинированного вида. Есть обыкновенный сад, где есть логопункт. На логопункт зачисляются дети только с нарушенным произношением.

Но в любом варианте логопедическая группа в наше время — это не наказание, а, скорее всего, вознаграждение, потому что попасть туда стало сложнее, а общее недоразвитие речи легче исправить именно в саду, где вся работа направлена на ликвидацию этой проблемы.

Пожалуй, ни для кого уже не секрет, что в логопедических детских садах подготовка детей, не в обиду никому будет сказано, иногда гораздо сильнее, чем в массовых детских садах. Потому что детишки из логопедического детского сада приходят в школу с гораздо лучшим словарём, чем дети из обычного детского сада. Они больше знают, у них шире словарный запас, лучше сформированы многие навыки, начиная с графических навыков, звуко-буквенного анализа и заканчивая рассказами по картинкам. Лучше сформированы обобщающие понятия. То есть, из логопедических садов дети приходят даже более подготовленными.

Одних родителей очень привлекает все это великолепие, и они мечтают определить своих чад именно в речевой садик. Другие опасаются логопедических детских садов, считая, что ребенок, оказавшийся в среде плохо говорящих сверстников, станет говорить еще хуже, чем прежде.

Это заблуждения. Ребенок с логопедическими проблемами не начинает говорить хуже из-за того, что общается с другими детьми со сходными нарушениями. Исключения составляют лишь те случаи, когда ребенок с нарушениями произношения оказывается в группе детей, которые заикаются. Действительно, известны случаи, когда у ребенка развивается заикание «по подражанию». Но подобных ошибок специалисты, как правило, избегают.

Итак, по тем или иным причинам вы считаете, что вашему ребенку обязательно нужен специализированный логопедический садик. Что нужно сделать, чтобы попасть в логопедический сад?

В логопедический детский сад принимаются дети в основном 4-5-летнего возраста, так как для них особенно важна коррекция речевых нарушений для успешной подготовки к обучению в школе. С 3 лет можно попасть в группу для детей с задержкой психо-речевого развития (ЗПР).

Будет очень хорошо, если вы, уважаемые родители, уже посетите несколько образовательных учреждений. Побеседуете с заведующей (директором), о наличии свободных мест, посетите консультативный пункт на базе учреждения, где познакомитесь со специалистами.

Комплектование дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи ведет окружная психолого-медико-педагогическая комиссия.

Что конкретно нужно сделать, чтобы попасть в логопедический сад?

С 1 октября 2010 г. изменился порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Теперь порядок записи на очередь в дошкольное образовательное учреждение установлен приказом Департамента образования города Москвы от 31.08.2010 года № 1310 «Об утверждении Порядка комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, системы Департамента образования города Москвы».

Итак, как устроить ребенка в специализированный детский сад.

Шаг 1. Чтобы ребенок был направлен в детский сад для детей с ЗПР, необходимо, чтобы он был зарегистрирован в Едином электронном реестре Автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ». Родителям предоставлена возможность самостоятельно зарегистрировать ребенка в этом Едином электронном реестре на сайте ec.mosedu.ru.

Вы сможете самостоятельно отслеживать продвижение очередности своего ребенка в Электронном журнале учета будущих воспитанников.

Шаг 2. Пойти к логопеду в районную поликлинику.

Логопед обследует ребенка, дает направление на прохождение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

Шаг 3. Собрать для ПМПК несколько справок:

  • от ЛОР-врача,
  • окулиста,
  • педиатра,
  • невропатолога (для детей младше 3 лет),
  • психиатра.

Шаг 4. Найти адрес своей окружной ПМПК, позвонить и записаться на прием.

Шаг 5. В назначенный день приехать на обследование вместе с ребенком.

Какие нужны документы для логопедического сада?

Документы для прохождения ПМПК

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • паспорт родителя или лица, его заменяющего (для временно проживающих в Москве и свидетельство о регистрации);
  • четыре медицинских заключения:
  • детского психиатра из ПНД по месту прописки ребенка (для детей до лет — невропатолога районной детской поликлиники),
  • логопеда районной детской поликлиники,
  • отоларинголога районной детской поликлиники,
  • окулиста районной детской поликлиники.

Если ребенок ранее посещал детский сад, необходимо дополнительно предоставить психолого-педагогическую характеристику из этого детского сада.

Если ребенок ранее проходил комиссию в другой городской или окружной ПМПК, необходимо дополнительно предоставить психолого-медико-педагогическое заключение этой комиссии.

Вашего ребенка будут смотреть следующие специалисты:

Задача комиссии — определить, действительно ли ребенок отстает от сверстников в речевом развитии или родители просто перестраховались. А может, они непременно хотят записать малыша в логопедическую группу, несмотря на прекрасную речь и развитие по возрасту? И такое бывает!

Если комиссия решает, что проблемы у ребенка есть, то встает вопрос: в какой именно логопедический садик направить малыша? Ведь диагнозы бывают разные, в зависимости от них и набирается группа деток определенного возраста.

Например, если у малыша диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР) 1-2-го уровня», то старший логопед смотрит, в каком садике в этом году набирают с таким диагнозом.

А если у ребенка выявлены проблемы со звукопроизношением (искажены шипящие, свистящие, малыш не выговаривает «р» и «л»), то такого ребенка направят в другую группу — подготовительную, где и программа другая, и требования к результатам обучения выше.

Для заикающихся детишек предусмотрены вообще отдельные сады со своей программой и набором специалистов (там, например, ведутся занятия по арт-терапии).

На комиссии ребенка определяют в одну из следующих групп:

  • заикания;
  • общего недоразвития речи (сюда направляют детей с задержкой развития речи или грубыми лексико-грамматическими нарушениями речи);
  • фонетико-фонематического нарушения речи (попросту говоря, это нарушения произношения — случаи, когда ребенок неправильно произносит 10-12 звуков);
  • нарушения произношения отдельных звуков (2-3 звука).

Итак, вашего ребенка посмотрят и выдадут справку о прохождении ПМПК.

Только после комиссии родители могут вздохнуть спокойно: 1 сентября малыш точно пойдет в садик.

Кроме садов, полностью отданных под логопедические нужды, повсеместно распространены логопедические группы в обычных садиках.

Хотела бы узнать Ваше мнение, только очень прошу по существу вопроса, т.к. времени на пустую болтовню совсем нет.

Есть лапочка-дочка 3,5 года. Ходит в садик уже 1,5 года, ей очень нравится. И тут мы попали к логопеду, который нас направил в логопедический садик, т.к. ребенок не выговаривает шипящие-свистящие. Сейчас проходим врачей, потом пойдем записываться в очередь и т.д., возможно,что 1 сентября сможем пойти в новый садик.
Но, меня смущает несколько моментов:
1. сейчас дочка ходит с большим удовольствием в садик, у нее много друзей, как только она приходит и я начинаю ее переодевать, выбегает пол-группы и начинают радостно галдеть, никогда не видела, чтобы они еще кого-нибудь так встречали, летом, когда многие ее друзья не ходили в садик (уезжали на дачу), она их всегда вспоминала и ждала их возвращения. Садик, в который мы сейчас ходим и логопедический находятся очень близко друг к другу, вернее они разделены забором, и я очень переживаю, не будет ли для дочки стрессом, что она гуляет в одном садике, а все ее друзья в другом, чисто теоретически они могут друг друга видеть. Не будет ли она плакать и переживать, не станет ли она потом отказывать вообще ходить в садик.
Я все понимаю, что это индивидуально, но если кто-то переводил ребенка в другой садик, как они потом ходили.
Правда, я надеюсь, что переход будет немного мягче, в связи с тем, что летом мы будем ходить в другой садик с другими воспитателями и детьмя (в дежурный, т.к. наш будет закрыт)
2. так же интересует более важный аспект в этом вопросе, точно ли нам нужен логопедический садик.
Логопед, который проверял дочку, мне понравилась и показалась адекватной, и она сказала, что просто занятия пару раз в неделю могут нам не помочь ( к тому же некому дочку водить на эти занятия, вообще никого), что нужен именно логопедический садик, мне нет резона ей верить, все-таки она специалист. Как врач мне сказала, я могу дочку перевести в логопедический попзже через год или только перед школой. А же мне кажется, что чем быстрее начать решать проблему, тем легче ее решить. Как-то бегло проговорилась нашей воспитательнице, что нас направляют в логопедический, она тут же стала отговаривать, что типа у дочки только проблемы с дикцией, а логопедическом у некоторых детей проблемы не только с речью, а типа еще и с головой (Заранее приношу прощения, если эти слова могли кого-то обидеть,безусловно, воспитательница сказала более корректно, я пыталась, ее резюмировать). И что типа дочка там будет плохо развиватьсся, а она у Вас такая сообразительная. У меня скоро мозг уже взорвется. В районе этот садик очень хвалят, кроме 10 логопедов на 160 детей, там по 2 воспитателя и нянечка на группу (12-18 человечков), у нас 1 воспитатель и 1 нянечка на 25. Или может быть воспитательница не очень хочет, чтобы мы уходили в другой садик (дочка не плакса, хулиганка в хорошем смысле в группе, мы с мужем не скандальные, даже когда болеем, полностью оплачиваем садик, всегда делаем поделки для садика и плакаты (даже выиграли 1 место по всему садику), листья по осени метем, муж снег с площадки убирает, горку заливает, всегда сдаем деньги и т.д.)

Вот теперь сижу и думаю, переводить дочку или нет. С одной стороны, не хочу для нее никакого стресса, но с другой стороны не хочу, вернее даже не имею права решать за дочь, а вдруг она потом так и будет говорить неправильно, в школе дети могут смеяться, следовательно,комплексы, стресс, неуспеваемость в учебе и т.д.

Хотела бы узнать мнение, кто переводил, исправили ли ошибки в рече.
Можно ли потом, если ребенок откажется ходить в логопедический, вернуться обратно.
Короче, узнать все «+» и «-«. И пострааться подстелить заранее соломку, вдруг упадем.

А может есть тут кто-нибудь, кто ходит в садик №605 (Юрьевский пер.)

Здравствуйте. Столкнулись такой ситуацией — ходим к логопеду почти год в поликлинику. Тут в саду недавно прошли комиссию для логопедической группы. Походили неделю, у ребенка стресс перед садом и после, в самом саду ведет себя нормально как обычно.занятия с садовским логопедом происходят групповые по 5 человек. Задания дают те же,что мы проходили полгода и год назад с логопедом из поликлиники.пришла с заявлением к заведующей о переводе ребенка обратно в обычную группу. Но тут началось, что не имеют право переводить ребенка с дефектами в речи к обычным нормальным детям и никто это право не даст, так как я согласилась на комиссии перевести в логогруппу .так же в разговоре выяснелось, что их логопед не увидел результата в речи за полгода.хотя очень странно, что все видят кроме них.вопрос, правда что не имеют права обратно перевести ребенка в свою группу и правильно, что ребенка из подготовительной группы переводят к детям на год младше его? Вероника Таратынова.

Ответ: без ознакомления со всеми особенностями посещения Вашим ребеночком логопедической группы трудно ответить в полной мере в силу индивидуального характера образовательного процесса.

Однако, если у ребенка стресс от посещения логопедической группы в ДОО, то ВАЖНО установить причины такой негативной реакции с участием всех заинтересованных сторон. В частности, если основной причиной указанного стресса является некомпетентность логопеда, то Вам не целесообразен перевод ребеночка в обычную группу, но следует приложить все усилия к замене некомпетентного логопеда.

В отношении перевода Вашего ребеночка из логопедической группы в обычную следует указать, что условия перевода в Вашей ситуации конкретно не установлены в силу индивидуальных особенностей образования каждого дошкольника.

По данному поводу можно сослаться на нормы:

— ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которой в ДОО обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

— пунктов 1.10. и 10.1 САНПИН 2.4.1.3049-13 о количестве, соотношении возрастных групп в ДОО компенсирующего вида с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников, а также об обязанности обеспечения необходимых условий для организации коррекционной работы.

То есть, в Вашем случае важно установить причину негативной реакции ребеночка и потребовать от ДОО обеспечения всех необходимых условий для организации логопедической работы с ребеночком, для устранения стрессового состояния в рамках посещения логопедической группы.

Для обратного перевода Вашего ребеночка в нелогопедическую группу необходимо доказать отсутствие у него недостатков в физическом (психическом) развитии, отсутствие необходимости его обучения в коррекционной группе, которые может установить компетентный врач (ПМПК). При наличии заключения соответствующего врача (рекомендации ПМПК) об отсутствии необходимости проведения квалифицированной коррекции недостатков в развитии Вашего ребеночка он должен быть переведен из группы компенсирующей направленности в группу общеразвивающей направленности.

8 (495) 706-40-10

8 (906) 755-65-13

Никитина Ирина Николаевна — логопед

Практический стаж Логопедической работы 27 лет.
Имеет высшее педагогическое образование,Санкт-Петербургский государственный педагогический университет 1993г.

Занятия с логопедом для детей с 3-х лет, страдающих нарушениями устной или письменной речи с диагнозами: дислалия, ЗРР, дизартрия, ОНР, ринолалия, ФФНР, дисграфия, алалия, дислексия
Консультации логопеда.
Оформление заключения для логопедической группы.
Когда стоит обращаться к логопеду.
Нарушения речевого развития многообразны и могут происходить в разном возрасте. Коррекцию каждого нарушения необходимо проводить своевременно, чтобы недостатки разных стадий речевого развития не наслаивались друг на друга. Для определения соответствия уровня развития речи ребенка возрастной норме необходимо вовремя проконсультироваться со специалистом.
Итак, что должно вызывать тревогу у родителей и когда стоит подстраховаться, если тревоги нет:
1. С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. В 2-3 месяца – гуление и лепет. Молчание ребенка – повод для волнения.
2. В 9-10 месяцев – период формирования понимания речи взрослых. Реакция на ситуацию и интонацию. 11-12 месяцев – реакция на сами слова. Появление первых самостоятельных слов.
3. В 1-1.5 года – развитие ситуационной речи.
4. В период 1,5 – 2 года происходит быстрое расширение активного запаса слов и усиленное развитие понимания речи взрослых. Отсутствие активно используемых слов – повод для волнения.
5. К 2-м годам появляются фразы. С 2х до 3х лет формируется простейший грамматический строй речи. Если фразовой речи нет после 2,5 необходимо обратиться к логопеду
6. После 3х и после 5ти лет желательно обратиться к логопеду в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят различные звуки, однако нарушение звукопроизношения может объясняться как физиологическими причинами, так и проявлением речевой патологии.
7. Если после 4,5 лет ребенок, умея произносить все звуки в изолированном положении (ш-ш-ш вне слова), более полугода не использует эти звуки в речи; если речь ребенка неразборчива; если фраза изобилует аграмматизмами – необходима логопедическая помощь.
8. Если Вы, решив научить ребенка читать, столкнулись со стойкими трудностями – стоит проконсультироваться с логопедом.
9. Если ученик начальной школы на письме, а также при чтении, делает нелепые ошибки, во множестве пропускает буквы, не может овладеть прописью – это повод обратиться к логопеду.
10.В период с 2 до 4 лет у некоторых детей в речи появляются повторы слогов или целых слов, что родителями часто принимается за заикание. В этом случае консультация не будет лишней.

Что такое логопедическая консультация.
На логопедической консультации специалист проведет обследование речи ребенка, что включает проверку звукопроизношения, артикуляционных возможностей, развития фонематического слуха, проверку соблюдения слоговой структуры слов и дифференциации звуков в речи, а также сформированности грамматического строя речи.
На основании данных обследования будет поставлен речевой диагноз или выдано заключение о соответствии речевого развития возрастной норме.
По поставленному диагнозу даются пояснения о его сущности, возможных причинах и прогноз устранения существующих проблем. Кроме того, даются объяснения последствий бездействия по устранению выявленных речевых нарушений.
Родителям рассказывают о системе работы по данному диагнозу, а также об условиях успешности логопедической работы по устранению существующих нарушений.
Предполагаются ответы специалиста на интересующие родителей вопросы.
На консультации желательно и логично присутствие того взрослого, который будет осуществлять взаимодействие с ребенком и логопедом.
Время консультации не ограничивается.

Соколова Ирина Владимировна — логопед

Логопед со стажем педагогической работы с детьми более 20 лет.

Имеет высшее педагогическое образование по специальности «Дошкольная педагогика и психология»; профессиональную переподготовку по специальности «Специальное (дефектологическое) образование: Логопедия»

Логопедические занятия направленны на коррекцию речевых нарушений.

Цель занятий — обеспечить условия для устранения речевых недостатков у детей.

Основные задачи:

1. Выявить и провести обследование по изучению уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определить направления и содержание работы с каждым ребенком;

2. Осуществить необходимую коррекцию отклонений в нарушениях устной и письменной речи у детей через коррекционно-логопедические занятия.

Часы приема в Филиале № 2 (Самаркандский бульвар, д.17, к.2): среда с 09:00-12:30 (по предварительной записи)

Речевые дефекты, проявившиеся в раннем возрасте, не проходят сами по себе. Напротив, они закрепляются и все сложнее поддаются устранению с каждым годом. Заметив у вашего ребенка подобную проблему, не откладывайте ее решение в долгий ящик — обращайтесь за квалифицированной помощью как можно скорее. В целях эффективной борьбы с нарушениями и для их профилактики рекомендуем посетить кабинет детского логопеда, действующий в нашей поликлинике.

Компетенция логопеда
Детский логопед – это специалист, практикующий различные методики исправления речевых нарушений у ребенка. Дефекты могут быть вызваны физическими нарушениями, но нередко носят психоэмоциональный характер.
Логопед детской городской поликлиники №143 работает с детьми, у которых диагностированы следующие проблемы:

  • Общее недоразвитие речи (несформированность всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики, фонематики и связанной речи).
  • дисграфия; (нарушение письма)
  • дислексия; (нарушение чтения)
  • заикание;
  • дислалия (проблемы с произношением определенных букв и звуков);
  • дизартрия (недостаточная четкость произношения, нарушенные ритмика и интонации).

Как проходит консультация?
В рамках первого посещения специалист приступает к выявлению речевых дефектов, после чего ставит вопрос о выборе подходящей техники их устранения. Предлагаем записаться ребенка на консультацию и коррекционные занятия с логопедом, обладающим внушительным стажем практики. Специалист регулярно проходит стажировку, повышает уровень квалификации и осваивает передовые методы работы с детьми. На консультации маленькому пациенту не придется скучать: в логопедическом кабинете всегда в наличии разнообразные дидактические материалы и пособия для коррекции нарушения речи, раскраски, книжки, организована игровая зона.
Чем полезен логопед для ребенка?
Детский логопед работает сразу по нескольким направлениям:

  • диагностика общего состояния речи;
  • применение методов «запуска» говорения у самых проблемных детей (практикуются специальные игровые занятия);
  • исправление нарушенного звукопроизношения;
  • обучение правильному согласованию слов в предложении, его последовательному построению;
  • освоение корректного восприятия звуков, грамотного определения их очередности;
  • помощь в расширении и систематизации лексикона;
  • обучение технике развернутого рассказа и пересказа текста;
  • проведение коррекционных занятий по устранению нарушений чтения и письма, диагностика навыков.

Практикуемые методы коррекции
Логопед детской городской поликлиники №143 применяет только проверенные способы речевой коррекции, включая:
· артикуляционную и мимическую гимнастику;
· логопедический массаж (зондовый и ручной);
· упражнения, развивающие мелкую и общую моторику;
· коррекция голоса, устранение ларингоспазма по методу Стрельниковой А.Н.;
· уникальные авторские техники.
· в тесном взаимодействии с детским неврологом и медицинским психологом применяется метод транскраниальной микрополяризации.
Результат занятий
Регулярное посещение специалиста по коррекции речи и письма быстро дает положительный эффект:

  • ребенок свободно произносит звуки, которые ранее давались ему с трудом;
  • устраняется фонетико-фонематическая недоразвитие речи;
  • наблюдается расширение словарного запаса, грамотное построение предложений.

Посещая логопедические занятия, ребенок не будет испытывать давления и смущения. Применяемые специалистами приемы настраивают детей на положительные эмоции, вызывая заинтересованность в успешном выполнении упражнений. Когда занятие подходит к концу, логопед обязательно подводит промежуточные итоги, обучает родителей некоторым методикам коррекции нарушения речи в домашних условиях.
Почему стоит обратиться к нам?
Как известно, логопед не входит в штат сотрудников городских поликлиник. Попасть к нему на прием в детском саду довольно непросто: необходимо потратить много времени на прохождение комиссии. Отчаявшись, многие решают обратиться в частные клиники, тратя на услуги логопеда внушительные суммы.
Мы предлагаем вам альтернативное решение проблемы, позволяющее сэкономить время и средства. Попасть на прием к детскому логопеду теперь можно, обратившись в детскую городскую поликлинику №143. В штате состоят опытные специалисты, в совершенстве владеющие инновационными методики коррекции речи. Комплексный подход к решению проблем речи осуществляется такими специалистами как медицинский психолог, невролог, логопед.Цены на услуги выгодно отличаются от расценок частных специалистов и клиник. Для получения дополнительной информации об услугах и записи на прием просьба обращаться по телефонам:
Советы специалистов по гимнастике языке

Советы логопеда родителям
Начнем с Вас.
Даже если Вы молчаливы от природы — все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
Встреча взглядов.
Озвучивайте любую ситуацию — но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ребенок чрезмерно активен и постоянно двигается. Если малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.
То же, но по-разному.
Повторяйте многократно одно и то же слово. При повторении фразы меняйте порядок слов («папа пришел, пришел наш папа», «мячик упал, упал мячик, упал»). Это позволяет ребенку легче услышать и понять, что фразы делятся на слова. Говорите четко, внятно.
Не переусердствуйте.
Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество незнакомых слов. Чаще
сами говорите то, что хотите услышать: простые фразы из 2-3 слов, с паузой между словами.
Очень важно: хорошее настроение.
Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. В таких условиях ребенок лучше обучается и впитывает новую информацию гораздо лучше, чем в нейтральной или неблагоприятной ситуации.
Все чувства — в союзе с речью.
Очень важно, чтобы ребенок, постигая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его — то есть изучать различными способами. Если Вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз — коротко, четко, выразительно.
В основе речи — стремление к общению.
Как бы несовершенно Ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с Вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). Поддерживайте его стремление общаться!
Стремимся к разнообразию.
Если лепет малыша однообразен, стремитесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: дя-дя-дя, да-да-да, мэ-ма-ма, бя-бя-бя; с другими гласными: ба-бо-бу-би-бе, ма-ми-му-мо. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторить их.
Уважайте малыша попытки говорить.
В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или вместе с Вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать Вас и себя. Речь развивается на основе подражания — поэтому ему необходимо слышать себя.
Учите в игре.
Играя, учите подражать (две собачки лают, две кошки мяукают, переклички «ав-ав», «мяу-мяу»). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание — побуждаете не Вы, а — ситуация.
Не предупреждайте его желаний.
Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В случае у малыша нет необходимости произносить что-либо — достаточно просто посмотреть, потянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения. И хотя жест — тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне. Постепенно формируйте у малыша потребность говорить.

Расширяйте словарь малыша.
Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимание его — это пассивный словарь, говорит — это активный. Активный словарь может быть еще совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), названия вещей и существ на картинках в книжках и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, «где ручки, где ножки» (у куклы, у Вас). Часто задавайте вопросы: «Где дом?», «Где птичка?» и т.д.
Развивайте фонематический слух.
Учите ребенка прислушиваться к различным звукам и давайте им речевое обозначение: водичка течет: с-с-с, жук жужжит: ж-ж-ж, ветер гудит: у-у-у и т.д.
Не пренебрегайте звукоподражанием.
Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа «бух», «ку-ку», «оп», «ав-ав», «на», «дай» и другие короткие слова: состоящие из одного или двух одинаковых слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны вашему ребенку.
Обязательно читайте.
Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают текст, который они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение — покажите его в лицах и с предметами; предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, когда ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловите его ритм, а затем пробуйте не договаривать последние строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести его.
Пальцы помогают речи.
Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики — точных движений пальцев руки. Это тесно связано с развитием речи. Лепка, рисование, «пальчиковой театр», игры с мелкими предметами — все это поможет речи, а в будущем — и письму.
Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны.
Если Ваш малыш неверно произнес какой-либо звук, никогда не смейтесь и не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за Вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за Вами, когда прейдет время. Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с Вашим, поэтому не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении — это может вызвать обратную реакцию.
Только Вы!
Помните: только Вы и Ваша вера в силы и способности своего ребенка могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша. У Вас всё получится!

Есть мнение, что логопедический сад — это определенное «клеймо» в личном деле ребенка. Так ли это на самом деле?

Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители четырех-, пяти-, а иногда и шестилетних детей не подозревают о серьезности нарушений речи и психического развития, считая, что у их ребенка все в порядке. Предложение перевести ребенка в логопедическую группу пугает многих родителей, воспринимается как трагедия. Бывает, они отказываются от логопедической помощи под самыми разными предлогами.

Для начала давайте разберемся, что же такое логопедическая группа?

Коррекционные группы подразделяются на речевые (логопедические) и группы детей с ЗПР (задержкой психоречевого развития).

В логопедических группах ставят звуки, которых не было, и исправляют неправильно произносимые (исправление дефектов речи), обогащают словарь, развивают фонематическое восприятие, связную речь, учат правильному грамматическому оформлению. В старшей и в подготовительной группе занимаются подготовкой к обучению грамоте и подготовкой к обучению в школе. В группах ЗПР работают и логопед, и дефектолог (помимо воспитателей, имеющих необходимую квалификацию).

Каждый год для разного возраста это многоплановая компенсирующая работа. Есть детские сады компенсирующего вида, где имеются речевые группы и группы для детей с ЗПР. В детских садах комбинированного вида – группы речевые (логопедические) и обычные общеразвивающие группы.

Но в любом варианте логопедическая группа в наше время – это не наказание, а, скорее, вознаграждение, потому что попасть туда стало сложнее, а общее недоразвитие речи легче исправить именно в саду, где вся работа направлена на ликвидацию этой проблемы. С ребенком ежедневно проводятся коррекционно-развивающие занятия для развития внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности. То есть из логопедических садов дети приходят в школу даже более подготовленными.

Одних родителей очень привлекает все это великолепие, и они мечтают определить своего малыша именно в речевой садик. Другие опасаются логопедических детских садов, считая, что ребенок, оказавшийся в среде плохо говорящих сверстников, станет говорить еще хуже, чем прежде. Это заблуждения. Ребенок с логопедическими проблемами не начинает говорить хуже из-за того, что общается с другими детьми со сходными нарушениями. Исключения составляют лишь те случаи, когда ребенок с нарушениями произношения оказывается в группе детей, которые заикаются. Действительно, известны случаи, когда у ребенка развивается заикание «по подражанию». Но подобных ошибок специалисты, как правило, избегают. Группу комплектуют только из детей, имеющих заикание.

Может ли ребенок преодолеть речевые проблемы, если останется в окружении нормально говорящих сверстников? Безусловно, нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребенка. Однако далеко не всегда он может справиться с проблемами самостоятельно. Доказательством тому служат взрослые, имеющие проблемы с речью. Поэтому, если у вашего малыша настолько выражены нарушения в развитии речи, что ему рекомендуется логопедическая группа, не стоит рисковать его будущим.

Итак, по тем или иным причинам вы считаете, что вашему ребенку обязательно нужен специализированный логопедический садик. Что нужно сделать, чтобы попасть в логопедический сад? В логопедический детский сад принимаются дети в основном 5-6-летнего возраста, так как для них особенно важна коррекция речевых нарушений для успешной подготовки к обучению в школе. С пяти лет можно попасть в группу для детей с задержкой психоречевого развития (ЗПР).

Комплектование дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи ведет районная психолого-медико-педагогическая комиссия, которая находится в Тихвине, 6 микрорайон, школа №4.

Учитель-логопед детского сада компенсирующего вида №10 «Ручеек» И.Ю.Андреева.

Как перевести ребенка в логопедический сад?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *