Банкротство водоканала

Екатеринбургский «Водоканал» подал иск в Арбитражный суд Свердловской области о банкротстве «Екатеринбургэнерго». Оба предприятия являются муниципальными, то есть находятся в городской собственности и играют важную роль в жизни мегаполиса. Так, «Водоканал» обеспечивает водоснабжение и водоотведение Екатеринбурга, а «Екатеринбургэнерго» — крупный поставщик тепла и горячей воды населению и предприятиям.

Сумма долга, послужившая причиной иска о банкротстве, не указана. По данным картотеки арбитражных дел, организации уже долгое время активно судятся. Так, «Водоканал» взыскивал с «Екатеринбургэнерго» долги за коммунальные услуги (3,6 млн рублей), долги за услуги по содержанию коммуникационных тоннелей (сумма больше 25,2 млн рублей), долги за получение питьевой воды и сброс сточных вод (больше 5 млн рублей).

Во время одного из судебных заседаний в феврале представитель «Екатеринбургэнерго» говорил, что на 23 января задолженность предприятия по сводному исполнительному производству составляет больше 1,3 млрд рублей. При этом у МУПа есть дебиторская задолженность — больше 200 млн рублей, ее постоянно пытаются взыскать. С июля 2016 года 19 управляющих компаний, которым МУП оказывал услуги, были признаны банкротами. Задолженность таких организаций-банкротов превышает 150 млн рублей. В свою очередь у МУП «Екатеринбургэнерго» есть задолженность перед ключевыми поставщиками газа и электроэнергии.

Сообщалось, что в рамках сводного исполнительного производства наложен арест на денежные средства «Екатеринбургэнерго» в банках, наложен запрет на проведение регистрационных действий в отношении его автотранспортных средств и недвижимого имущества, наложен арест на дебиторскую задолженность, поэтому МУП не может реализовать какое-либо имущество и направить денежные средства в счет погашения задолженности перед кредиторами. Денежные средства от абонентов поступают на депозитный счет службы судебных приставов, в связи с чем предприятие не имеет возможности самостоятельно распоряжаться финансовыми потоками.

Это не первый иск о банкротстве «Екатеринбургэнерго». Сразу несколько заявлений о банкротстве было подано в 2018 году. Но тогда арбитражный суд отказался ввести наблюдение, пояснив, что МУП «Екатеринбургэнерго» — монополист на рынке. Предприятие включено в региональный раздел реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке долю более 35%. Субъекты естественной монополии банкротятся по особому порядку. Одно из требований запуска такой процедуры — наличие действий по обращению взыскания на имущество должника. Несмотря на то, что в отношении «Екатеринбургэнерго» уже тогда были возбуждены исполнительные производства, ни одно из них не было доведено до конца.

Воронка дефолта затягивает под Новый год Кировский район. Две трети бюджета территории поглотят долги за воду. Так наступает мечта — Леноблводоканал.

До 31 декабря Кировский район области должен войти в единый Леноблводоканал. С высокой долей вероятности этого не случится. Препятствием стали 600 миллионов рублей долга, накопившихся у муниципального предприятия «Водоканал Кировского района”. Комитет по управлению государственным имуществом не готов принимать на баланс МУП с таким бременем. Логика понятная — ноша станет головной болью Леноблводоканала, который и так поглощает казённые деньги сотнями миллионов.

Переход муниципальных водоканалов в Леноблводоканал подразумевает создание в поселениях муниципальных унитарных предприятий (МУПов). Туда передаётся инфраструктура водоснабжения и водоотведения. МУП предоставляет имущество государственному унитарному предприятию (ГУПу), то есть в собственность Ленобласти. Регион же передает полученное Леноблводоканалу.

Как рассказали 47news в правительстве региона, Кировскому району настоятельно предложено изъять имущество у МУПа и передать его напрямую в госсобственность. Для понимания: в таком случае долговые обязательства лягут на учредителя МУПа — администрацию района. Деталь — собственных доходов в бюджете на 2019 год у района 900 млн. Остальные 1,8 млрд представляют из себя дотации и субвенции из казны Ленобласти — например, на образование и медицину. Таким образом, оплата долгов МУПа оставит район без двух третей доходной части, что подразумевает дефолт по коммерческим и социальным обязательствам.

47news восстановил хронологию злоключений.

Еще в 2007 году, по решению арбитража, приставы продали за долги всё ликвидное имущество местного водоканала: две станции подъёма воды, канализационно-насосную станцию, очистные и спецтехнику. Всего за 7 млн рублей. Дырявые сети остались району. Впрочем, решала вопрос тогда Ленобласть. После ряда перепродаж, годное хозяйство приобрела компания «ЛОКС”, она же стала эксплуатантом сетей. К 2011 году износ труб достиг критического уровня, а долги компании — двухсот миллионов. Имущество частично перепродаётся ОАО «Водоканалу фабрики Синявинская” депутата ЗакСа Ленобласти Никиты Мельникова, а в дальнейшем — ООО «ВК Невский” местного предпринимателя Дмитрия Болотова.

В 2013 году МУП «Водоканал Кировского района” через банкротство окончательно испустил дух. Диспозиция тогда была такая: район сдаёт сети в аренду за символическую плату, а Болотов поднимает и доставляет воду с помощью доставшегося ему имущества.

Закон о создании единого водоканала принят в декабре 2015 года. Фактически организация заработала весной 2016-го. О мечте объединить полторы сотни разрозненных и малоуправляемых водоканалов губернатор Дрозденко говорил с момента своего избрания.

В конце 2017 года встал вопрос вхождения Кировского района в Леноблводоканал. КУГИ потребовал воссоздать МУП и передать в него всё имущество, но не учёл, что у района только сети, а остальное — у частников. Уже тогда было понятно, что история тянет на убыточную. Прежде всего, из-за изменения системы тарифов — до 1 января 2018 года он был единый для всей технологической цепочки, а после отдельные тарифы были установлены для муниципалитета Кировск, Кировского района, «ЛОКС” и компании Болотова.

Как говорят в правительстве региона, несмотря на печальные перспективы, КУГИ настоял на создании МУПа, пообещав, что передача имущества произойдёт за пару месяцев. В феврале 2018-го структура была создана. При этом Леноблводоканал отказался назначать своего директора для контроля работы и проводить аудит финансового состояния предприятия, а также заниматься техническим обследованием сетей.

С того же момента пошла генерация убытков. В результате неравномерно установленных тарифов цена покупки ресурса у коммерсантов ежемесячно была на 5 млн рублей выше цены перепродажи населению. Если нагляднее — то покупка части услуги стоила дороже, чем продажа полной. Как говорят, позиция комитета по тарифам была бескомпромиссна — «тариф расти не должен”.

С учётом эксплуатационных и аварийных работ, налогов и зарплаты ежемесячный убыток МУПа крепко встал на цифре 12 млн. Ещё 180 млн за год насчитали проверяющие органы за нарушения природоохранного законодательства. Итого около 350 млн долга за 2018 год.

В 2019 году структура задолженности изменилась — муниципалитет платит коммерсантам по единому тарифу за аренду станций подъёма и очистных. На круг, по данным администрации, — 380 млн в год. Стоит уточнить, что речь только о Кировске и Отрадном. В Мгинском поселении система труб и станции подъёма — у того же Болотова, в Павлово ГУП вошёл частично, в Приладожском имущество в процессе передачи (кстати, по схеме прямой передачи, без МУПа), в Синявино вода поступает из Кировска.

Район три раза пытался отдать МУП в госсобственность, но каждый раз получал отказ. Сначала из-за формальностей — якобы район не имеет таких полномочий, это могут делать только поселения. Затем КУГИ не понравились образовавшаяся с момента создания МУПа долговая нагрузка и риски банкротства, в третий раз найдены ошибки в документах. Кстати, по данным 47news, занимавший тогда пост вице-губернатора Олег Коваль на совещаниях не раз говорил, что мол, ни в 2018-м году, ни в следующем район забирать в единый Леноблводоканал не планируется.

К концу 2018 года кредиторы, в числе которых компании Болотова, подали в суд о признании МУПа банкротом. В феврале 2019-го началась первая стадия банкротного производства. Тяжбы идут до сих пор, заседания откладываются. Процедура банкротства также замерла. Комитет по ЖКХ присоединился к арбитражным спорам, но заявил, что раньше о неприятностях на этом фронте не слышал.

Тупиковая ситуация была окончательно зафиксирована на совещании 8 ноября, где были представители и КУГИ, и Леноблводоканала, и администрации района. Первые согласились принять только имущество, но не МУП, а вторые напомнили, что 600 миллионов район не потянет. На том и разошлись.

Связаться с председателем комитета по управлению государственным имуществом Эдуардом Салтыковым не удалось. Председатель комитета по ЖКХ Александр Тимков традиционно опасается журналистов. Кстати, так совпало, что 8 ноября он через пресс-службу распространил сообщение с нехарактерным для официальных реплик пронзительными нотками: призывал «не мучать людей” и передать имущество Леноблводоканалу. Произошло это после коммунальной аварии в Отрадном.

По словам председателя комитета по тарифам Артура Кийски, тариф для МУПа поднять возможности нет.

— Мы не можем заложить в тариф те средства, которые МУП тратит на аренду оборудования у коммерческой компании. По закону аренда может быть включена только лишь в размере амортизации имущества, не более, — отметил Кийски.

Здесь отметим, что сложно представить ситуацию, при которой Дмитрий Болотов и связанные с ним юрлица снизят стоимость аренды имущества. Просто потому, что альтернатив ему нет.

Директор Леноблводоканала Сергей Морозов не стал скрывать мотивов развернувшегося противостояния.

— С такими долгами их брать не имеет смысла, — отметил он.

— Но если Леноблводоканал зайдёт в район — уже вам придётся платить Болотову? — спросил 47news.

— Мы готовы брать в аренду, но не по заоблачной цене. Либо покупать ресурс. Отключить воду он не имеет права по закону, — ответил Морозов, добавив, что, если совет депутатов района одобрит передачу имущества, то водоканал готов начать работу с января.

Дмитрий Болотов в разговоре с 47news заочно поспорил со спикерами со стороны правительства. По его словам, стоимость аренды составляет 200 млн в год, и это всё амортизация, посчитанная по методике комитета по тарифам, а все проволочки связаны с желанием получить имущество бесплатно.

— Мне же прямым текстом в комитете по ЖКХ говорили — отдай. А почему я должен отдавать? Я у «ЛОКСа” в своё время купил, который, на минуточку, контролировался Ленобластью. С предложением продать или снизить аренду ко мне никто не приходил. Я готов разговаривать, но никто не идёт. Зато проверками давят и силовыми, и административными. Мы аукцион недавно провели, так на него никто не явился из того же Леноблводоканала, — возмущается собеседник.

По словам главы администрации Кировского района Алексея Кольцова, он полностью поддерживает передачу полномочий по водоснабжению на уровень субъекта, но говорит о сбое в механизме трансфера.

— Не была учтена специфика территории и то, что основная часть имущества — у частника. Мы говорили об этом с самого начала — говорили, что долги будут копиться лавинообразно, но к нам не прислушались. После этого «футбол” продолжался два года. А когда в правительстве поняли, что произошло, стало поздно. Называется, уже напахали огород. Теперь перспективы для района самые неутешительные. После передачи имущества кредиторы придут к нам, — отмечает чиновник.

Виктор Смирнов,
47news

Юридический контекст:

Схема передачи имущества местных водоканалов от МУПа в ГУП была сконструирована, когда Леноблводоканал только начинал работу, и предназначалась для легализации процесса передачи. Уже тогда говорилось, что, при желании, прокуратура найдёт в ней изъяны. Но на уровне субъекта и областного надзора было принято, как говорят, политическое решение не смотреть в эту сторону. Тем не менее, это была рабочая конструкция. Есть мнение, что прямая передача имущества вызовет у надзора вопросы. Ещё один нюанс — в том, что кировский МУП находится в состоянии банкротства, а значит, его активы — в конкурсной массе и их изъятие может быть оспорено.

Банкротство водоканала

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *