Производство специальных технических средств

Сегодня Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять в первом чтении проекты федеральных законов, внесенные Правительством РФ:

— № 641656-7 «О внесении изменения в статью 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»;

— № 641166-7″О внесении изменения в статью 20.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части уточнения понятия «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации»).

Председатель Комитета Павел Крашенинников сообщил, что законопроектами предлагается уточнить значение термина «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации», за незаконный оборот которых действующим законодательством установлена уголовная ответственность.

В настоящее время широкое распространение получили цифровые диктофоны, фотоаппараты, видеокамеры, имеющие высокие технические характеристики, малогабаритные размеры, интегрируемые в другие устройства (компьютеры, сотовые телефоны и т.п.), позволяющие использовать их для негласного получения информации. Лицу, не обладающему специальными познаниями, сложно определить, относится ли, например, ручка со встроенным диктофоном или часы со встроенной видеокамерой к специальным техническим средствам, — отметил Павел Крашенинников.

Кроме того, нераскрытое в законодательстве значение термина может приводить к его широкому толкованию в правоприменительной практике.

С целью разграничения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации от иных технических средств, разрешенных к применению, предлагается внести соответствующие изменения в УК РФ и в КоАП.

1. Статья 138.1 УК РФ «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» дополняется примечанием, уточняющим, что под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, предлагается понимать приборы, системы, комплексы, устройства, специальный инструмент и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы, которым намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного (тайного, неочевидного) получения информации либо доступа к ней (без ведома ее обладателя).

За незаконное производство, приобретение или сбыт таких средств в настоящее время действует уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде лишения свободы сроком до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет.

2. Кроме того, дополняется примечанием статья 20.23 КоАП «Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».

Примечание предусматривает отсылку на определение «специальных технических средств» в Уголовном кодексе. Таким образом это определение будет использоваться для целей вышеуказанной статьи 20.23 КоАП, а также статьи 20.24 КоАП «Незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности».

Стоит отметить, что вышеупомянутыми статьями КоАП предусмотрена действующая административная ответственность:

— за нарушение правил* производства, хранения, продажи и приобретения спецсредств при наличии специального разрешения (лицензии);

— за нарушение правил* разработки, ввоза в РФ и вывоза их из России, а также порядка сертификации, регистрации и учета;

— за использование в частной детективной или охранной деятельности спецсредств, предназначенных для негласного получения информации, не предусмотренных установленными перечнями*.

* Правила и перечни утверждаются Постановлением Правительства РФ.

Вместе с тем, Павел Крашенинников отметил, что ко второму чтению законопроектов необходимо уточнить предложенное определение «специального технического средства». В частности, формулировка «независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы» может вызвать затруднения при квалификации деяний и разграничения их от приобретения или сбыта технических средств лицом, которое добросовестно заблуждалось по поводу фактического предназначения такого средства.

Производство специальных технических средств

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *