Компании с государственным участием

Контрольный пакет акций (КПА) содержит более 50% всех акций, выпущенных акционерным обществом. Владелец КПА является основным  

Хозяйственное, промышленное или торговое предприятие, пользующееся правами юридического лица. Может создаваться в любой отрасли экономики. Обычно крупные Ф. являются предприятиями акционерного типа. Ф. могут быть частными, кооперативными, государственными и смешанными. В организационном отношении крупная Ф. может состоять из головной компании, которая объединяет определенное число производств, и широкого набора других специализированных отделений, предприятий и филиалов. Контрольным пакетом акций владеет головная компания.  
Акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных банков и небанковских фирм с целью осуществления господства и контроля над их операциями.  
Следующей проблемой будет точность измерений. Руководители обладают возможностью подправить данные или проценты, чтобы улучшить внешний вид результатов работы. В судебном процессе, связанном с покупкой контрольного пакета акций, судья обнаружил, что фирма Шарон Стал Корпорейшн , использовала бухгалтерские методы, которые завышали ее доходы. Шарон заставили показать свой уровень доходов, снизив их на 45%. В числе своих выводов судья отметил Шарон в отчетах показала свои запасы железной руды больше на 4,7 млн. долл. увеличила отгрузки в филиал и регистрировала конечные счета дебиторов как доход в один год вносила избыточные 1,2 млн. долл. в свой пенсионный фонд, а на следующий год регистрировала эти деньги как доход уменьшила запасы продукции, которые, согласно учету при расходовании запасов в обратном порядке, снижали себестоимость реализованной продукции и увеличивали объявленную прибыль. Руководящий работник Шарон назвал такую практику возможностями повышения прибылей 20.  
Премия за приобретение контрольного пакета. Контрольный пакет акций. Скидки за неконтрольный пакет акций. Скидка за неконтрольную ликвидность ценных бумаг.  
Методы доходного подхода. Стоимость контрольного пакета акций выражают цену, которую заплатил бы инвестор за владение предприятием. Расчет денежных потоков базируется на контроле за решениями администрации.  
Серьезная причина для беспокойства возникнет, когда иностранцы начнут продавать свою собственность в США. Это будет означать, что они опасаются длительного кризиса в США. И это будет действительно плохо, гораздо хуже, чем покупка японской компанией контрольного пакета акций Рокфеллер-ского центра.  
Владея пакетом акций акционерного общества, государство заинтересовано в получении высоких дивидендов, как и остальные акционеры. Обладание контрольным пакетом акций позволяет ему проводить через собрание акционеров те или иные управленческие решения перспективного или радикального характера.  
Холдинг — это компания, владеющая контрольными пакетами акций других компаний (дочерние предприятия), что позволяет контролировать и управлять их деятельностью. Холдинговая компания совместно с дочерними фирмами фактически образует многоотраслевое объединение акционерных обществ (государство может сохранить за собой право владения пакетом акций холдинга), позволяющее осуществить эффективную концентрацию капиталов и других ресурсов.  

Владение контрольным пакетом акций его дочерних компаний является экономической основой функционирования холдинга.  
Второй путь создания холдингов заключается в их образовании путем акционирования бывших государственных объединений с передачей контрольного пакета акций составляющих его производственных единиц аппарату управления холдинга. В этом случае контрольный пакет акций, находящихся в управлении Госкомимущества, передается холдинговой компании с правом доверительного управления. Такой путь создания холдингов имеет некоторые черты административно-управленческого метода управления. Но при нем луч-  
В этих условиях одной из важных задач является поиск путей согласования экономических интересов всех подразделений комплекса и стимулирование их на повышение эффективности своего производственного потенциала. Одним из путей решения данной проблемы может быть формирование эффективного мотивационного механизма, обеспечивающего материальную заинтересованность и ответственность структурных подразделений в достижении высоких конечных производственных и финансовых результатов деятельности нефтяной компании. Здесь наиболее существенным инструментом выступает методика оценки стоимости предприятий и порядок распределения акций между структурными подразделениями и членами трудового коллектива внутри подразделений. Имеются различные варианты определения доли акций, передаваемой подразделениям и внешним предприятиям. В Российской программе предусматривается вариант, когда членам трудового коллектива предоставляется право приобретения 51 % от величины уставного капитала, т.е. контрольный пакет акций. В выкупе этой доли акций с согласия трудового коллектива могут участвовать и смежные производства, имеющие с ним кооперационные и технологические связи. В Казахстане схема первичного распределения акций предусматривает порядок, при котором их контрольный пакет остается в собственности государства, а также рекомендации о продаже 10% предприятиям-смежникам и резервирование 10% для реализации иностранным инвесторам. Методика распределения акций должна объективно оценивать вклад и учитывать долю структурных подразделений в выпуске конечной продукции. В качестве объективного критерия следует принимать стоимость работ (продукции, услуг) структурных подразделений. Сопоставляя ее со стоимостью конечной продукции Общества, можно оценить степень участия отдельных подразделений и соответственно стоимость акций, передаваемых им. Упрощенный вариант методики можно выразить формулой  
Линию усиления последнего в экономике фактически проводит федеральная исполнительная власть после событий августа 1998 г. Это концентрация в руках государства контрольных пакетов крупных ( системообразующих ) коммерческих банков под стабилизационные кредиты, ужесточение контроля за валютной выручкой (с принудительной продажей экспортерами 75% ее на бирже) и за ее вывозом за рубеж, позитивная реакция на стремление ряда корпоративных производственно-финансовых структур перейти, продав контрольные пакеты акций, под опеку государства, направление потоков госбюджетных средств преимущественно через казначейскую систему и вытеснение из сферы их обслуживания коммерческих банков и т. д.  
В большинстве двусторонних инвестиционных соглашений инвестиции не разделены на прямые и портфельные. В ДИС дается широкое определение инвестиций, с тем чтобы оно охватывало обе формы инвестиций. Таким образом, отдельная акция акционерного капитала, хотя и является портфельной инвестицией, подлежит защите данным ДИС в той же мере, что и контрольный пакет акций. В некоторых договорах формулируется понятие портфельные инвестиции 1. В отдельных ДИС отмечается, что защите подлежат только прямые инвестиции, например пункт 1 статьи 1 ДИС между Данией и Литвой определяет инвестиции как любой вид  
Овладение контрольным пакетом акций в иностранной корпорации также считается изъятием контроля над активами и прибылью предприятия.  
Предприятия со смешанной, государственно-частной собственностью, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. Деятельность таких предприятий также регламентируется частным правом. Государство осуществляет с ними взаимодействие через систему контрактов. Естественно, они более самостоятельны, чем предприятия со 100%-ной государственной собственностью.  
Защита прав собственности, уровень корпоративного управления. Большинство российских компаний не воспринимают создание инвестиционной привлекательности в качестве приоритетной задачи. В последние 3—4 года произошло множество нарушений прав инвесторов, особенно в компаниях, где контрольный пакет акций принадлежит одной из ФПГ.  
Рассмотрим только один такой вид информации. При заключении сделки с некоторой фирмой полезно знать, кто фактически этой фирмой владеет, с кем на самом деле будет заключен контракт, кому принадлежит доход, размещаемый заказ и т. д. Вступая в контакты с формально независимой фирмой, возможна ситуация, когда среди собственников ее акционерного капитала может оказаться другая фирма, обладающая контрольным пакетом акций и на этом основании контролирующая политику фирмы, с которой ведутся переговоры. В свою очередь, эта вторая фирма, являясь формально независимой, может фактически принадлежать третьей фирме и т. д. Составление схемы фактической принадлежности одной фирмы другой является весьма выгодной формой экономической деятельности. Предприниматели, имеющие такую схему, были бы надежно застрахованы от неприятных ситуаций в бизнесе.  
Контрольный пакет акций —- доля общей стоимости (количества) акций, позволяющая их владельцам контролировать деятельность всего акционерного общества. Концентрация производства — сосредоточение выпуска продукции на крупных предприятиях.  
Холдинговая компания — акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью управления, руководства ими и получения дивидендов.  
Объекты ЖКХ обслуживаются муниципальными предприятиями или акционерными обществами при сохранении за органом местного самоуправления контрольного пакета акций. При акционировании предприятий ЖКХ учитывается различный порядок приватизации производственной и технологической частей основных фондов. Организации различных форм собственности могут обслуживать объекты ЖКХ при наличии соответствующей лицензии.  
Холдинговая компания — компания, контролирующая другие компании за счет того, что имеет контрольный пакет акций этих компаний.  
Руководители предприятий, как правило, владеющие контрольным пакетом акций, используют прибыль не только в качестве дивидендов. Но в рыночной экономике не может быть никакого фонда директора , как это было в советский период. Зарплата и дивиденды — больше никто ничего не может получить в кассе акционерного предприятия. Это правило еще не вошло в повседневную экономическую жизнь России.  
Руководство предприятия, держатель контрольного пакета акций, администрация предприятия, финансовые и экономические службы, бухгалтерия  
На продолжительный срок акции приобретают с целью получения многолетних постоянных доходов или для того, чтобы оказывать влияние на хозяйственную политику стороннего акционерного общества. Для этого необходимо располагать контрольным пакетом акций, т.е. 50% плюс одна голосующая акция. Но в ряде случаев организация приобретает пакет акций на срок менее одного года. Целью такого приобретения обычно является получение доходов в результате выгодной продажи пакета акций при повышении их курса на фондовой бирже. Здесь важное значение имеет правильный выбор момента продажи, когда курс продолжает еще расти, но близок момент остановки его роста и начала падения.  
Таким образом, к аффилированным лицам, осуществляющим контроль либо находящимся под контролем, относятся материнские компании и дочерние общества, а также физические лица, владеющие контрольным пакетом акций либо более 20 % голосующих акций, но имеющие возможность определять решения организации (например, генеральный директор АО).  
Если в отчетном периоде не было операций с аффилированным лицом по передаче активов или обязательств, но оно контролирует организацию, то организация в бухгалтерской отчетности должна описать характер отношений с этим лицом (владение контрольным пакетом акций, владение более чем 20% голосующих акций, но имеющее возможность определять решения, принимаемые организацией).  
Такие акции не имеют ни права голоса, ни права на дивиденд. Акции могут выкупаться компанией-эмитентом по следующим причинам распределения между сотрудниками компании, поддержания выгодной рыночной ситуации для акций компании, увеличения доходов на акцию, для инвестирования их в другую компанию, для предотвращения захвата контрольного пакета акций другой компанией и другим причинам.  
Во второй части пункта 7 ПБУ 11/2000 речь идет о преобладающих и зависимых обществах. Согласно указанному пункту преобладающее общество осуществляет контроль над зависимым, если имеет возможность определять решения, принимаемые в этом обществе. В противном случае, а это возможно, если контрольный пакет акций (преобладающее участие в уставном капитале) принадлежит другой организации или физическому лицу, в целях раскрытия информации в бухгалтерской отчетности считается, что преобладающее общество не контролирует зависимое.  
Материнское предприятие (холдинговая компания) — держатель контрольного пакета акций дочерних или других предприятий, осуществляющий контроль над ними. Контрольный пакет акций (более 50% обыкновенных акций по номинальной стоимости с правом голоса) обеспечивает решение вопросов распределения доходов, назначения всех или большинства членов правления или совета директоров контролируемого предприятия. Материнское предприятие вместе с дочерними и другими предприятиями образует группу и имеет право и возможность извлекать экономические выгоды из дочерних предприятий. Концепция материнского предприятия основана на наличии правового контроля.  

Кониси-року была организована в 1936 г. и до войны была хорошо известна как производитель фото- и кинопленки и фотоаппаратов. Они были главными продуктами до 1967 г., когда компания понесла большие убытки. Крах был отчасти связан с некачественной пленкой, но главным образом с низкой долей рынка и недостаточной конкурентоспособностью продукции. Высшее руководство принадле-семье, владевшей контрольным пакетом акций, были трудовые конфликты, в кадровой политике делало ставку на наказания, а не на поощрения, и решения в целом отличались консервативностью. В 1967 г. президент из правящего семейства ушел в отставку и было назначено новое руководство. Вслед за этим один за другим стали появляться новые продукты — новая пленка, сухой копировальный аппарат среднего  
В течение 1966—1970. гг. Сонатрак были созданы и приступили к производственным операциям девять смешанных дочерних компаний по обслуживанию нефтегазодобывающей промышленности с участием главным образом узкоспециализированных американских корпораций, а также французского и датского капитала. Во всех фирмах алжирская сторона располагала контрольным пакетом акций, причем по истечении от 3 до 10 лет предусматривалась возможность полного овладения АНДР их активами, а также алжиризация персонала. Важно подчеркнуть, что ни одна из национальных нефтяных компаний стран—участниц ОПЕК в рассматриваемый период не смогла бы сравниться с Сонатрак по степени диверсификации деятельности, охватывающей столь разнообразные подразделения нефтегазового комплекса, а многие из этих фирм и доныне довольно далеки от подобного уровня.  
Полковник Нокс, зная, что я косвенно обладаю контрольными пакетами акций в корпорациях Спартан Эйркрафт и Спартанская школа астронавтики , призывал меня отказаться от моих планов. Вместо этого, он просил меня принять личное активное участие в управлении этими двумя компаниями.  
Действительно, события 1973—1974 гг. продемонстрировали, что нефтяные монополии в меньшей степени ориентируются на удовлетворение потребностей стран своего базирования, нежели на обеспечение своих собственных экономических, финансовых и политических интересов. Великобритания, — как отмечалось в уже цитированном исследовании Брукингского института, — располагавшая контрольным пакетом акций Бритиш петролеум , понесла во время кризиса большие потери, нежели Япония, не имевшая контроля над какими-либо крупными нефтяными компаниями, или Соединенные Штаты, подвергшиеся эмбарго 32.  
В Саудовской Аравии государственная компания Петромин создана в 1962 г. Более половины капиталовложений в ней приходится на иностранный и местный частный капитал. В 1974 г. достигнута договоренность о продаже правительством Саудовской Аравии до 80 % нефти из своей доли нефтяным компаниям, остальная нефть должна реализовываться через Петромин . В 1964 г. была создана Иракская национальная нефтяная компания . В Ливии в 1968 г. создана государственная национальная компания, которая с 1970 г. называется ЛИНОКО. В июле 1970 г. она провела полную национализацию находившейся в руках иностранных компаний системы сбыта, импорта, распределения и продажи нефтепродуктов на территории Ливии. В 1970— 1971 гг. были национализированы ливийские отделения компании Бритиш петролеум и американской компании Банкер Хант , а в 1973 г. все концессионеры вынуждены были передать контрольный пакет акций (51 %) в руки ливийского правительства. Государство контроли-  
В 1968 г. Сонатрак заключила с американской фирмой Гетти соглашение, в результате чего была образована смешанная компания Сонагет , в которой впервые национальная компания получила контрольный пакет акций — 51 %. По этому соглашению Сонатрак получила право представлять интересы Гетти в Алжире, а последняя обязалась оказывать финансовую помощь в разведке и добыче нефти в размере, соответствующем ее доле участия.  
В результате приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий находящиеся в госсобственности пакеты акций дочерних предприятий и иные активы вносятся в уставной капитал учреждаемой холдинговой компании собственностью государства вместо этих акций и активов становится соответствующий пакет акций основного общества. По этой схеме были сформированы холдинги в нефтяной сфере — ЛУКойл , ЮКОС , Сургутнефтегаз , Роснефть , Транснефть и др. (причем нефтяная компания Роснефть получила в собственность федеральные пакеты акций более трех десятков предприятий нефтедобычи, нефтепереработки и нефтепродуктообеспечения). Таким образом, в нефтяной отрасли России фактически создана система иерархических холдинговых структур. Аналогичным образом на базе государственного газового концерна Газпром был учрежден холдинг РАО Газпром . Последнему передано 100% акций 36 предприятий, объединений, организаций Единой системы газоснабжения и контрольные пакеты акций еще 21 дочернего АО. На основе той же схемы создавались холдинги РАО ЕЭС России , Связьинвест , РАО Высокоскоростные магистрали , госконцерн Норильский никель преобразован в РАО Норильский никель . Что касается РАО ЕЭС России , то ему переданы пакеты акций около 500 АО, учрежденных на базе предприятий, объединений, организаций энергетического комплекса. Участники обрели статус дочерних АО. Компания владеет 100% голосующих акций девяти региональных энергосистем и двенадцати электростанций. В 42 региональных энергосистемах и 11 электростанциях РАО имеет контрольные пакеты акций. Холдинговые компании действуют в лесной, химической промышленности, в машиностроении, авиаиндустрии.  
Портфельная стратегия предприятия подчинена внутренней стратегии финансирования. Она приводит к перекрестному владению акциями юридическими лицами. Это явление широко используется во многих зарубежных корпорациях, связанных между собой партнерскими отношениями и взаимным участием в капитале. При перекрестном владении акциями на первый план выходит объединенный контроль над управлением, стратегией развития, инвестиционными решениями. Такое владение акциями поддерживает их стабильный рыночный курс, деловое сотрудничество между корпорациями, согласованную политику. Корпорации, покупающие акции других корпораций, действуют по взаимной договоренности, обеспечивающей стимулирование накопления акционерного капитала. Создается своего рода самоокупающаяся олигопальная структура, в которой совершенно не обязательно владеть контрольным пакетом акций для влияния и взаимодействия. Такая система перекрестного владения акциями укрепляет позиции акционеров.  
Техника составления консолидированной отчетности зависит от метода приобретения контрольного пакета акций. Международными учетными стандартами приняты два метода а) объединение капиталов (Pooling of Interests) б) покупка пакета акций (Pur hasing). В первом случае акционеры дочерней компании как бы уступают свои акции в обмен на акции материнской фирмы, становясь ее акционерами во втором случае они продают свои акции, т. е. после сделки уже не являются акционерами ни материнской, ни дочерней компании. Метод объединения капиталов имеет определенные преимущества более прост, не требуется переоценки активов в текущие цены, выше величина нераспределенной прибыли объединяемых компаний и т. п., поэтому с момента появления (начало 30-х годов, хотя термин возник лишь в середине 40-х годов) был весьма популярен. Изначально он был разработан как метод учета результатов слияния двух примерно одинаковых по размеру компаний. Однако условия применения метода были сформулированы достаточно расплывчато, что нередко дезориентировало акционеров, приводило к финансовым потерям. Поэтому условия реализации метода постоянно уточнялись и усложнялись. Так, в США он разрешен к применению только в том случае, когда сделка отвечает двенадцати требованиям, относящимся к характеристике объединяемых фирм, способам, при помощи которых выполняется объединение, общим условиям деятельности группы на ближайшие годы.  
Логика операции такова. Одним из наиболее распространенных методов объединения бизнеса является так называемый метод покупки , когда яекая компания АА покупает контрольный пакет акций другой компании ВВ, т.е создается корпоративная группа, в которой АА является материнской компанией, а ВВ — дочерней, при этом юридическая самостоятельность компаний не нарушается. Традиционно покупка осуществляется по следующей схеме (приводим лишь укрупненный алгоритм)  
В случае если речь идет о консолидированной отчетности, т.е. отчетности по корпоративной группе, составляемой материнской компанией (см. раздел 5.6), то представленная схема незначительно меняется. Всех собственников корпорации можно подразделить на две неравные группы (а) материнская компания (как основной собственник, владеющий, в общем случае, контрольным пакетом акций) и (б) миноритарные акционеры (майнорити, меньшинство), т.е. все иные акционеры. В этом случае заключительная часть схемы распределения доходов, представленная на рис. 8.2, меняется следующим образом (см. рис. 8.3).  

Государство является крупнейшим акционером российского рынка. Доля компаний с госучастием, раскрывающих свою структуру владельцев, в индексе МосБиржи достигает как минимум 45% и во многих наиболее крупных и ликвидных активах существенной частью акций владеет Российская Федерация.

Под компанией с государственным участием в этой статье подразумевается организация, в которой пакет акций принадлежит государству напрямую или косвенно через зависимые предприятия, институты или субъекты РФ, что предоставляет права на получение части прибыли от деятельности акционерным обществом в виде дивидендов, а также на участие в управлении АО. Для понимания степени влияния субъектов государственной власти на каждую отдельную организацию будем рассчитывать эффективную долю государства.

Эффективная доля государства — это часть голосующих акций эмитента, которая находится в прямом или косвенном владении государственных структур.

Как устроена система

Система управления публичными государственными активами довольно децентрализована. Номинальными владельцами имущества РФ являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), подведомственное Правительству РФ, ГК Ростех и ГК Внешэкономбанк, являющиеся некоммерческими организациями, а также Центральный Банк РФ. Также в список компаний включены доли субъектов РФ и муниципальных органов, хотя в чистом виде госкомпаниями их называть, конечно, нельзя.

Самая большая доля федеральной собственности приходится на Росимущество. Под контролем этого органа исполнительной власти находятся более 30 публичных компаний с учетом зависимых обществ.

Компании, акции которых торгуются на Московской бирже

АЛРОСА — Совокупная доля государственного влияния составляет 66%. Из них 33% акций ПАО принадлежит Росимуществу. 25% приходится на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и 8% на администрации районов этой же Республики.

АЛРОСА-Нюрба — на 87,47% принадлежит материнской компании АЛРОСА. 10% находится во владении регионального уровня, эффективная доля государства составляет 67,76%.

Аэрофлот — контрольным пакетом владеет Росимущество (54,7%), также в акционерах присутствует Ростех (3,5%).

Башнефть-ао — самый крупный пакет находится у Роснефти 57,7% от уставного капитала или 69,3% от голосующих акций, которая относится к Росимуществу. Блокирующий пакет принадлежит республике Башкортостан (25,8%). Эффективная доля государства 60,5%.

ВТБ — на сайте банка заявлено, что Росимущество владеет 60,93% акционерного капитала, сформированного обыкновенными акциями, но кроме этого 3,1% голосов приходится на ФК Открытие и 6% на Бинбанк, которые на текущий момент подконтрольны Центральному Банку.

Газпром — контрольный пакет «национального достояния» находится в руках Росимущества через пакеты принадлежащие Росимуществу (38,4%), и контролируемым им организациям: Роснефтегазу (11%) и Росгазификации (1%). Общий пакет составляет чуть более 50%.

Газпром нефть — на 96% принадлежит Газпрому, а следовательно на 47,8% государству.

Интер РАО — 27,6% компании сосредоточено у Роснефтегаза, т.е. Росимущества. 9,2% находится на балансе ФСК ЕЭС. Учитывая квазиказначейский пакет эффективная доля государства составляет 44,3%.

Иркут — авиастроительная корпорация имеет одну из самых высоких эффективных долей государства — 95,7%. 87% Акций компании находятся на балансе Объединенной авиастроительной компании (ОАК), еще 8,7% принадлежит ПАО «Компания Сухой», большая часть которой также контролируется ОАК.

Камаз — 49,9% контролирует госкорпорация Ростех. С учетом квазипакета эффективная госдоля составляет 51,8%.

Корпорация ВСМПО-АВИСМА — 25% акций принадлежит 100%-ой дочерней организации Ростеха ООО «РТ-РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА».

Московская биржа — Московская биржа была учреждена крупнейшими банками в 1992 г. С тех пор около 25% акций биржи принадлежат ЦБ, Внешэкономбанку и Сбербанку с долями 11,8%, 10% и 8,4% соответственно.

Мосэнерго — часть Газпром энергохолдинга, принадлежащая ему на 53,5%. 26,5% находятся на муниципальном уровне в собственности г. Москва. Эффективная доля государства — 53,2%.

НМТП — После недавнего приобретения Транснефти, совокупная эффективная доля государства в НМТП составила 80,6%, 20% из которых обеспечиваются акциями порта на балансе Росимущества.

Объединенная авиастроительная компания — 96,8% этой компании контролируется государством. Росимущество сконцентрировало у себя 92,3% ценных бумаг компании, еще 4,5% принадлежат Внешэкономбанку.

Объединенная вагонная компания — 24,3% принадлежат ФК Открытие, которое полностью перешло под крыло ЦБ РФ.

ОГК-2 — эффективная доля государственных структур находится на уровне 38,5%. Такое влияние обеспечивается за счет 77% бумаг компании во владении дочерних обществ Газпрома.

Роснефть — крупнейшая российская нефтяная компания на чуть более чем 50% принадлежит акционерному обществу «Роснефтегаз», которое, в свою очередь, находится в 100% владении Росимущества.

Россети-ао — крупнейший энергетический холдинг России, находится в руках государственных органов на 88,9%. Имеет множество дочерних организаций, которые за счет высокого государственного участия в материнской компании также имеют высокую зависимость от госструктур.

Ростелеком-ао — один из крупнейших телеком операторов РФ, держателями акций которого выступают Росимущество и Внешэкономбанк. Наличие квазипакета на балансе ООО «Мобител» обеспечивает эффективную государственную долю в 54,9%

Русгидро — гидрогенерирующий холдинг, эффективная госдоля в котором составляет 75,4%. 60,6% контролирует Росимущество, 13,3% удерживает ВТБ. Также в структуре акционеров находится дочерняя организация ВСМПО-АВИСМА, контролирующая пакет в 6%.

Сбербанк-ао — банк заявляет о том, что 50% + 1 акция принадлежит ЦБ РФ, но это с учетом привилегированных акций, которые не имеют права голоса. При этом доля ЦБ от голосующих бумаг составляет 52,3%, т.е. влияние мегарегулятора чуть сильнее. Остальные доли самого крупного российского банка находится в свободном обращении.

Татнефть-ао — эту компанию нельзя в полной мере назвать акционерным обществом с госучастием. 34% от уставного капитала общества принадлежит уровню субъекта РФ, республике Татарстан, структуру владельцев голосующих акций эмитент не раскрывает.

ТГК-1 — еще один актив Газпром энергохолдинга. Доля акций генерирующей компании принадлежащей Газпрому составляет 51,8%, соответственно эффективная госдоля — 25,9%.

Транснефть — государственная компания в чистом виде, 100% голосующих акций этой естественной монополии принадлежит РФ через Росимущество. На Московской бирже можно приобрести только привилегированные бумаги эмитента.

Общая картина публичной государственной собственности выглядит примерно так:

Отдельный индекс

Московская биржа выделила отдельный индекс для компании с государственным участием — MOEX SCI. В основе индекса на 2018 г. лежат 16 акций: АЛРОСА, Ростелеком, Газпром, Россети, ВТБ, РусГидро, Роснефть, ФСК ЕЭС, Татнефть, Транснефть, Интер РАО, Башнефть, Аэрофлот, Сбербанк и НМТП.

Примечательно то, что С 2012 по 2017 гг. индекс МосБиржи вырос на 43%, в то время как индекс компаний с государственным участием показал рост в 72%. При этом относительно отраслевых индексов MOEX SCI также выглядит неплохо.

На графике видна довольно сильная корреляция индексов MOEX SCI и MICEX O&G. С учетом того, что более 50% индекса SCI приходится на добывающие компании, нельзя однозначно сказать, что опережающая динамика госкомпаний обусловлена их эффективностью, а не общим ростом в нефтегазовом секторе.

Начать инвестировать

БКС Брокер

Государственное участие в акционерных обществах является чрезвычайно важным для развития экономики России. Такое решение позволяет размещать акции бывших государственных предприятий на фондовом рынке, привлекать в них денежные средства частных инвесторов, а также изменять размеры пакетов ценных бумаг, которые находятся в федеральной собственности.

Кроме того, благодаря акционированию организаций, предоставляется возможность привлекать кредитные средства, не только из отечественных, но и из зарубежных источников.

Условия участия государства в акционерных обществах Федеральная власть может стать держателем пакета акций в случае учреждения ею акционерного общества; при приватизации муниципальных и государственных организаций; а также при выкупе ценных бумаг в процессе огосударствления.

Деятельность акционерных обществ, в которых свыше 25% акций вложено в муниципальную и государственную недвижимость, регулируется российским законом о приватизации подобных учреждений. Уровень влияния федеральной власти зависит от количества капитала, вложенного в акционерные общества. Государству может принадлежать:

  • 100% акций;
  • Контрольный пакет ценных бумаг;
  • «Золотая акция»;
  • 25% акций;
  • Капитал менее 25%.

Если государство является держателем 100% ценных бумаг, акционерное общество полностью зависит от его решений. Однако формальным собственником имущества все равно считается юридическое лицо, при этом, оно сохраняет хозяйственную самостоятельность, необходимую для управления всеми коммерческими процессами.

В том случае, если федеральная власть использует «золотую акцию» или владеет большей частью ценных бумаг в АО, она может прямым или косвенным образом управлять его уставными капиталами.

Правовое регулирование отношений с юридическими лицами осуществляется государством в нескольких направлениях:

  • Управление акционерным обществом;
  • Владение и пользование ценными бумагами, принадлежащими федеральной власти;
  • Надзор над тем, насколько эффективно используется имущество АО.

Одной из причин участия государства в акционерных обществах является их приватизация и привлечение дополнительного инвестиционного капитала за счет продажи пакета ценных бумаг. Таким образом, предоставляется возможность сэкономить федеральный бюджет. Акционирование также позволяет реализовать государству свои задачи не административными, а рыночными методами. Кроме того, такое решение предоставляет возможность распределять капитал по самым эффективным отраслям хозяйствования.

Позиция государства как держателя акций

Позиция федеральной власти как акционера отражена в письменных распоряжениях Росимущества. Права государства регулируются постановлением № 738. Однако этот акт преимущественно касается АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет ценных бумаг или «золотая акция». Для других организаций не предусмотрено нормативных документов, поэтому в случае судебных разбирательств приходится опираться на вышеуказанное постановление. В данном документе указан список вопросов, по которым принятие решений представителями государственной власти должно осуществляется в соответствии с распоряжениями Росимущества. К таким вопросам относят:

  • Выдвижение кандидатов в управленческие органы;
  • Предложение кандидатур для избрания в счетную и ревизионную комиссии;
  • Созыв на общее внеочередное собрание;
  • Выбор представителя для голосования на собрании акционеров.

Вопрос об эффективности директив Росимущества сейчас стоит достаточно остро. Участие государственных представителей предполагает поддержание интересов акционерного общества и государства, а также принятие на собраниях решений, способствующих модернизации способов ведения бизнеса. Однако, зачастую, интересы АО и представителей федеральной власти не совпадают. Распоряжения Росимущества оформляются в короткие сроки большому количеству организаций, что не всегда позволяет детально рассмотреть каждый конкретный случай и принять верное решение.

Согласно российскому законодательству, представителями федеральной власти могут быть следующие лица:

  • Работники Федерального агентства по управлению госимуществом;
  • Государственные служащие;
  • Другие граждане Российской Федерации, не являющиеся представителями органов местного самоуправления или государственных органов.

В АО, в отношении которых было принято решение об использовании корпоративного права федеральной власти, в качестве представителей могут выступать только граждане, работающие в государственных органах.

Ключевой фигурой в акционерном обществе выступает представитель государственной власти. Административно – управленческая функция выполняется руководством, осуществляющим управление АО. В акционерных обществах, в которых государству принадлежит 100% акций, существует несколько иная система управления. Согласно федеральному закону о «Об акционерных обществах», ценные бумаги, держателями которых является один акционер, все вопросы, которые относятся к компетенции общего собрания АО, должны приниматься только им и оформляться в письменном виде.

Принятие решения о специальном праве

В соответствии с «Законом о приватизации», использование государством «золотой акции» обусловлено необходимостью в обеспечении безопасности граждан и обороноспособности России. Согласно законодательству, «золотая акция» применяется, если государство является держателем от 0 до 25% ценных бумаг. Решение о корпоративном праве может быть принято в следующих случаях:

  • При исключении открытого АО из списка из стратегических организаций, вне зависимости от количества ценных бумаг, держателем которых является государство;
  • При приватизации унитарных компаний, которые преобразуются в АО.

Если говорить о сроке действия «золотой акции», то здесь тоже возникает ряд вопросов. По закону специальное право должно действовать до момента принятия решения о его прекращении, но в нормативном акте отсутствует информация о том, какими должны быть основания для такого решения.

Порядок назначения представителей государственной власти регулируется отдельным положением. Однако оно преимущественно касается АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет ценных бумаг или «золотая акция». Для других организаций не предусмотрено нормативных актов, поэтому в случае судебных разбирательств приходится опираться вышеуказанный на документ, который не всегда применим по отношению к АО, в которых федеральная власть является держателем небольшого процента ценных бумаг.

Таким образом, управление ценными бумагами, принадлежащими федеральной власти, имеет свои специфические особенности и нуждается в серьезной систематизации. Для повышения эффективности этого процесса необходима разработка новых нормативных актов, так как в настоящее время корпоративные отношения между государством и акционерными обществами урегулированы недостаточно полно. Кроме того, наличие полномочий, которыми обладает федеральная власть как акционер, существенно снижают эффективность основных АО России, как участников рынка.

Компании с государственным участием

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *