Кодекс этики полиции

Психологические науки

УДК 159.99+174

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ СОТРУДНИКОВ ОВД: НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ДОКУМЕНТ Т.А. Легачева

Новосибирский государственный педагогический университет

Аннотация. Статья посвящена проблеме профессиональной этики сотрудников ОВД. Представлены результаты сравнительно-сопоставительного анализа «Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» и «Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих». Показаны недостатки в содержании обозначенных нормативных документов, требующие соответствующей доработки.

Ключевые слова: этический кодекс, профессиональная этика, служебное поведение, морально-нравственные качества, сотрудник ОВД, государственные служащие.

В любой сфере профессиональной деятельности человека существуют нормы и правила, соблюдение которых помогает грамотно выстроить взаимоотношения между специалистом и обратившимся к нему за помощью человеком. Свод таких норм и правил называется кодексом профессиональной этики. В силу многообразия специальностей, в которых взаимодействие осуществляется в системе «человек — человек», имеется насущная необходимость в нормах и правилах, выступающих основой этого взаимодействия. О.А. и Е.А. Белобрыкины полагают, что «значение этики, и как науки, и как базиса любой профессиональной практики, в современных

социокультурных условиях чрезвычайно высоко, поскольку именно с ней связано обновление моральных ориентиров общественного развития и нравственное состояние субъектов труда в динамично меняющейся реальности» .

Одной из сфер, которая актуально нуждается в кодексе профессиональной этики, является система МВД, поскольку взаимодействие сотрудников полиции с гражданами носит специфичный характер, заключающийся в том, что сотрудник выступает посредником между государством и гражданином. Именно поэтому для сотрудника МВД очень важно профессионально адекватно, с учетом всех этических и правовых норм, выстраивать взаимодействие с гражданином. В силу участившихся в последние годы случаев непрофессионального поведения отдельными

представителями органов правопорядка возникла насущная необходимость пересмотра содержания этического кодекса сотрудника ОВД как особого нормативного документа.

Приказом МВД России от 31 октября 2013 года № 883 «О признании утратившим силу приказа МВД России от 24 декабря 2008 года № 1138», признан утратившим

юридическую силу приказ МВД России от 24 декабря 2008 года № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации». В соответствии с данным Приказом, в системе МВД России до принятия обновленного Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ рекомендовано временно руководствоваться «Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года, протокол № 21).

Взаимозаменяемость документов, между тем, никак не обоснована и ничем не аргументирована. Если признанный утратившим силу «Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД РФ» являлся специализированным документом, предназначенным именно для сотрудников полиции, и в определенной мере учитывал особенности их деятельности, то «Типовой кодекс…», которым предлагается его, пусть даже временно, но заменить, выступает своеобразной отправной точкой для разработки профессионально конкретизированных кодексов этики. «Типовой кодекс.» содержит лишь общие положения, учитывая которые органы местного самоуправления разрабатывают кодексы этики и служебного поведения сотрудников. Кроме того, в этом документе отсутствуют специфические требования, которые предъявлялись сотрудникам ОВД в утратившем силу «Кодексе профессиональной этики.». Такое «упущение» может негативно сказаться на эффективности выполняемой сотрудниками ОВД деятельности, а также привести к снижению уровня профессиональной грамотности и культуры сотрудников правоохранительных органов. Как отмечают О.А. и Е.А. Белобрыкины, «стержневым компонентом и инвариантной характеристикой

профессионализма выступает профессиональная культура личности», которая, «кроме комплекса знаний, умений, навыков по предметной отрасли профессиональной деятельности, включает и систему профессиональных ценностей, идеалов, а так же правовую грамотность представителей конкретной профессии» . Очевидно, что при отсутствии качественной, содержательно-проработанной нормативно-правовой базы невозможно сформировать должный уровень профессионализма у сотрудников правоохранительных органов.

Следует отметить, что согласно п. 3 обозначенного Приказа, рекомендовано «ДГСК МВД России (В.Л. Кубышко) представить до 1 июля 2014 года проект кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» . Как видим, исполнение приказа о подготовке проекта нового Кодекса профессиональной этики просрочено более, чем на два года, причем никаких сведений о его исполнении, ни в СМИ, ни на официальном сайте МВД РФ, не представлено. Между тем О.А. и Е.А. Белобрыкины отмечают, что «значимость правовой культуры, обусловлена тем, что осуществление любой профессионально-трудовой деятельности всегда базируется на комплексе нормативно-правовых и законодательных актов, задающих ее стандарты, определяющих квалификационные требования,

предъявляемые работнику, устанавливающих правила регулирования взаимоотношений между работником и работодателем и т.п. Мировоззренческим базисом закона в юриспруденции признается этика .

Не секрет, что государство регулярно производит реорганизации в деятельности различных сфер, будь то образование или медицина, не учитывая при этом необходимость, рациональность и своевременность планируемых изменений. Система МВД России не является исключением. Одним из последних преобразований в сфере

деятельности сотрудников ОВД как раз и является приказ об отмене действия этического кодекса, который, до даты признания его несостоятельности, выступал функциональной детерминантой, регламентирующей взаимодействие сотрудника с гражданами. В настоящее время этическая сторона деятельности сотрудников правоохранительных органов регулируется лишь общими положениями «Типового кодекса этики.», который, к тому же, практически не учитывает всей специфики деятельности сотрудника ОВД.

Для наиболее полного понимания проблемы, следует особо остановиться на содержательном анализе признанного недействительным «Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ», и тех противоречиях, которые наиболее ярко демонстрируют его несостоятельность. Так, в ст. 6 «Кодекса.» была провозглашена гуманность выполняемой им

профессиональной деятельности. В частности, отмечалось, что «Служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел осуществляется в соответствии с нравственными принципами», прежде всего, «гуманизма, провозглашающего человека, его жизнь и здоровье высшими ценностями, защита которых составляет смысл и нравственное содержание правоохранительной

деятельности.» . Наряду с другими принципами, обозначенными в данной статье, принцип гуманизма, несомненно, является важным и нужным в работе сотрудника ОВД, поскольку рассматривает человека как ценность и объект защиты в работе полицейского. Вместе с тем, если обратить внимание на ст. 7 обозначенного документа, то можно прочесть следующее: «.проявлять твердость и непримиримость в борьбе с преступниками, применяя для достижения поставленных целей законные и высоконравственные средства» . Однако, в Кодексе не указано, что конкретно подразумевается под «высоконравственными средствами», а в реальной практике

деятельности полицейских существует множество законных средств силового воздействия, применяемых в борьбе с правонарушителями, которые могут нанести вред здоровью. Это, например, использование таких приемов задержания, как болевой захват руки или же применение специальной резиновой палки. Получается, что причинение вреда здоровью, хоть и небольшого, даже по отношению к правонарушителю, считается гуманным и даже «высоконравственным средством»? Или здоровье правонарушителя не является «высшей ценностью», которую провозглашает этот «Кодекс…»? Также важно учитывать, что можно причинить вред здоровью при задержании, например, человеку абсолютно не виновному, поскольку все задержанные являются лишь подозреваемыми до тех пор, пока их вина не будет доказана в суде.

Довольно информативны правила поведения сотрудника, обозначенные в этом же «Кодексе.». Так, в ст. 8 отмечается, что «поведение сотрудника всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража правопорядка» . Предполагается, что сотрудник должен обращаться одинаково корректно с гражданами, независимо от их профессионального, служебного, социального и иного статуса и положения . Из этого можно сделать вывод, что с преступниками, совершившими правонарушения различной тяжести (кража, убийство, насилие) сотрудник должен вести себя «мило» и дружелюбно, чтобы его не могли обвинить в предвзятом отношении к преступнику. В следующей же ст. 9, отмечается, что «необходимо стремиться свести к минимуму моральный вред при силовом задержании, обыске, досмотре, не допускать излишней жесткости» . Обобщая информацию, представленную в ст. 8 и 9, можно отметить, что сотрудник должен задерживать подозреваемого так, чтобы проявлять к нему уважение (которое должен проявлять

ко всем гражданам без исключения), демонстрируя свое «доброе» расположение, и одновременно, определенный уровень жесткости (при этом, какой именно должен быть уровень, не указано, но отмечается, что он не должен быть излишним).

Следует отметить, что в содержании ст. 9 «Кодекса .» изначально заложен двойственный смысл. Например, указывая на необходимость «объяснить правонарушителю, если позволяет обстановка, в тактичной и убедительной форме причину обращения к нему», далее отмечается, что сотрудник должен «отдавать распоряжения властно, кратко и ясно». Затем следует положение о том, что сотруднику положено «сохранять выдержку и достоинство, контролировать свое эмоциональное состояние» . Парадоксально, но от сотрудника полиции в беседе с правонарушителем требуется всего лишь совместить несовместимое. Сотрудник должен и объяснять так, чтобы у человека не сложилось впечатления, будто ему читают нравоучения, и одновременно, речь его должна быть лаконичной, но понятной, информативной и доступной, а также эмоционально нейтральной, но при необходимости -властной.

Структурно-содержательный анализ текста «Кодекса профессиональной этики сотрудника ОВД» свидетельствует о его нелогичности, противоречивости и несостоятельности. Руководствуясь подобным документом в своей профессиональной деятельности, у сотрудника закономерно будут возникать этико-правовые коллизии, что, в свою очередь, приведет к вероятностному снижению эффективности его деятельности. В этой связи решение об отмене данного «Кодекса.. » является, на наш взгляд, целесообразным и разумным, но при условии, что на смену ему будет разработан и принят грамотно составленный и снимающий все имеющиеся противоречия документ. Однако, как уже отмечалось нами, до настоящего времени система

ОВД функционирует без специализированного, соответствующего специфике служебной и

профессиональной деятельности, нормативного акта о её этических основах. Вместо этого сотрудникам предлагается соблюдать общие требования «Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации». На первый взгляд все кажется более или менее логичным: сотрудник полиции является государственным служащим, поэтому нормы и требования, прописанные в «Типовом кодексе.», должны в полной мере регулировать его полномочия, права и обязанности. Однако это далеко не так, поскольку в п. 2 «Типового кодекса.» указано: «Типовой кодекс является основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» . Очевидно, что данный документ выступает лишь ориентировочной основой для сотрудников с разной спецификой деятельности, а изложенные в нем положения служат как исходная позиция для более детальной разработки «Кодекса профессиональной этики».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее, в п. 7 данного документа отмечается, что «Типовой кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными (муниципальными) служащими своих должностных обязанностей» . Вместе с тем, конкретных условий и действий, необходимых для достижения этой цели, равно как и критериев оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, в нем не представлено, а формулировки положений обозначены довольно расплывчато и не имеют под собой четких оснований. Вопрос об отсутствии критериев оценки возникает и при знакомстве с содержанием п. 11: «исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне» . Как и кем определяется

высокий или недостаточно высокий уровень исполнения обязанностей демонстрирует конкретный сотрудник в своей служебной деятельности — не вполне ясно, так как об этом в документе не упоминается.

Ст. 11 сформулирована исходно противоречиво. Так, в подпункте «б» обозначается, что сотрудник призван «исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности», тогда как в подпункте «в» отмечается, что он должен «осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления» . Например, в утратившем силу «Кодексе профессиональной этики сотрудников ОВД РФ», сотруднику было позволено применять специальное оружие и болевые приемы захвата при задержании граждан, помещать их в изолятор временного содержания на срок до 48 часов. Как видим, это является прямым нарушением подпункта «б», который призывает видеть смысл деятельности сотрудника полиции в защите личности и ее прав.

Данным «Типовым кодексом.» провозглашается честность и порядочность сотрудника ОВД, а именно подпункт «д» гласит о необходимости «исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей» . Насколько четко исполняется данное положение можно судить, опираясь на происходящие в последнее время с особой периодичностью события, освещаемые в СМИ и свидетельствующие о получении взяток должностными лицами. Так, одно из последних крупных правонарушений, связанных с коррупцией, было совершенно полковником, возглавляющим

антикоррупционный комитет МВД, которому, согласно требованиям «Типового кодекса.», предписывается быть

образцом честности и справедливости, подавать пример своим подчиненным. Причем, подобные случаи, судя по еженедельным сводкам новостей в СМИ, далеко не единичны в настоящее время.

Также ст. 11 содержит довольно информативный по смыслу подпункт «м», который предписывает сотрудникам необходимость «воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления» . В этой связи появляется ряд закономерных вопросов уточняющего характера. Во-первых, сотруднику необходимо «воздерживаться» от неправомерного поведения или, все-таки, ему нужно запретить не соответствующие занимаемой должности формы поведения? В этом случае формы недопустимого поведения должны быть четко и убедительно конкретизированы в нормативном документе. Во-вторых, данный подпункт призывает избегать конфликтов, чтобы не запятнать «кристально честную репутацию» сотрудника и системы ОВД в целом. Однако конфликт представляет собой столкновение позиций двух сторон, взгляды которых на одну и ту же ситуацию чаще всего не совпадают, но именно путем разрешения возникшего противоречия стороны и пытаются найти истину . Здесь так же возникает вопрос: неужели репутация государственного органа, на которую должны ориентироваться доблестные защитники правопорядка, в наше время важнее истины и правды?

Последний подпункт «у» призывает служащего «постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности» . Однако и здесь отсутствуют критерии для оценки эффективности

использования ресурсов, а также непонятно, как сотрудникам договариваться друг с другом о распоряжении одними и теми же ресурсами, если у них разные взгляды на понятие эффективности , которое, кстати, в «Типовом кодексе.» содержательно не определяется.

Особый интерес представляет п. 13, гласящий, что «Государственные (муниципальные) служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности, либо по иным мотивам» . По сути, главным сдерживающим фактором являются экономические соображения служащего, в то время как главным ограничивающим фактором, на наш взгляд, должны выступать совесть и честь сотрудника. По мысли Н.П.Андросенко, «несмотря на противоборство между моралью и правом, правовая норма живет только благодаря ее моральному, нравственному содержанию, как только это содержание исчезает, правовая норма перестает существовать де-факто» . Так же, как и в ст. 11 «Типового кодекса.», в п. 13 на первое место выдвигается репутация государственного органа, а не права и свободы личности. Парадоксально, но совесть, честность и принципиальность оказываются не востребованы как черты, необходимые сотруднику ОВД для эффективного выполнения своих служебных обязанностей.

Одна из известных поговорок гласит, что «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Применительно к рассматриваемому нами «Типовому кодексу.», её суть может заключаться в том, что любой государственный служащий при выполнении своих должностных обязанностей должен не только мечтать о служебной карьере, но, прежде всего, равняться на старшего по званию и стремится достигать тех же профессионально значимых высот, исполняя свой служебный долг. На это, собственно, и указывается в п. 21 «Типового кодекса этики.», где отмечается, что

«Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации» . Безусловно, каждый сотрудник должен быть образцом для подражания, но в данном «Кодексе.» отсутствуют критерии для определения «профессионализма», а также трактовка термина «безупречная репутация». Мы полагаем, что любому сотруднику важно понимать, какие стороны его личности требуют дополнительных усилий для развития, чтобы работа по достижению более высокого уровня профессионализма не была напрасна. Однако, ст. 21 «Типового кодекса.» предъявляет требование, но не задает конкретных указаний по его реализации служащим (сотрудником) на практике.

Чрезвычайно важно, что многие положения «Типового кодекса.» носят декларативный характер, они просто констатируются без аргументированного обоснования. Например, согласно ст. 26 служащему во взаимодействии с гражданами необходимо избегать «грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости» . Однако данная формулировка довольно формализована, поскольку, во-первых, одно и тоже высказывание, произнесенное двумя разными людьми, в силу субъективности восприятия и других закономерностей социальной перцепции, может оцениваться окружающими по-разному . Во-вторых, важно понимать, что подразумевают под термином «грубость» составители данного «Типового кодекса.». Например, в «Толковом словаре русского языка» понятие «грубый» трактуется как «недостаточно культурный, неделикатный, нечуткий, нетонкий» . Если исходить из данной трактовки термина, предполагается, что сотрудник в общении с гражданами должен проявлять чуткость и деликатность в общении с различными категориями граждан, в том числе, и специфичным контингентом

правонарушителей и преступников. Также сотруднику необходимо избегать «заносчивости» при общении с гражданами. Обращаясь к «Толковому словарю.», читаем, что данный термин определяется, как «высокомерный, чванный» . Предполагается, что сотрудник ОВД, как представитель закона и власти, в своей профессиональной деятельности и общении с гражданами должен придерживаться официального тона, который, опять же, в силу субъективности восприятия, может быть воспринят как высокомерный. «Типовой кодекс.» не предлагает четких определений терминологии, которая в нем используется, однако требует от сотрудников в своей деятельности соблюдения тех норм, которые сформулированы с использованием данных понятий. Именно поэтому все попытки содержательной трактовки используемых в данном документе терминов приводят лишь к возникновению новых вопросов.

Ст. 29 «Типового кодекса.» гласит, что «внешний вид государственного (муниципального) служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам» . Не секрет, что форма сотрудника полиции у многих, даже добропорядочных граждан, не совершавших никаких противоправных действий, вызывает трепет и смятение. У правонарушителей же форма сотрудника полиции зачастую вызывает пренебрежение, как и сами сотрудники полиции, а у отдельных представителей этого контингента инициирует раздражение и злость.

Кроме того, по долгу службы сотруднику ОВД приходится много времени проводить в движении (участковый, следователь.), что, безусловно, отражается на его внешнем виде. Очевидно, что вопрос о том, как сделать так, чтобы форма сотрудника ОВД вызывала уважение граждан, остается риторическим. Вместе с тем, важно понять,

всегда ли в деятельности сотрудника полиции столь существенен внешний вид, или стоит, все-таки, больше внимания уделять его профессионально-личностным качествам и морально-нравственным характеристикам. Совершенно очевидно, что безупречность внешнего вида сотрудника (государственного или муниципального служащего) не является абсолютным гарантом его этической состоятельности и обладания им ценностными установками по отношению к человеку.

Подводя краткий итог, необходимо, отметить, что проблема недостаточной разработанности нормативно-правовой базы, в том числе этических основ профессионального поведения специалиста, существует во всех сферах трудовой деятельности, относящихся к типу «человек-человек». Как показал содержательный анализ и «Типовой кодекс профессиональной этики», и «Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД» имеют определенные недостатки, требующие соответствующей доработки. По мысли О.А. Белобрыкиной, в идеале некоторую завершенность этическому кодексу «придала бы детализация принципа ответственности в той его части, где будут не только четко обозначены профессиональные санкции за нарушение этических норм, но и представлены конкретные механизмы контроля за их соблюдением» .

В процессе анализа определено, что «Типовой кодекс.» не может быть универсальным документом, регулирующим нормативно-правовую сферу взаимодействия между государственным служащим и гражданином. Он -лишь основа, содержащая общие положения рекомендательного характера, которые могут быть использованы для создания более детального этического кодекса сотрудников ОВД. Кроме того, «Типовой кодекс.» не учитывает всей специфики деятельности сотрудников ОВД, поэтому не может отразить все трудности и вопросы,

возникающие в результате реализации служебной деятельности.

В целом же, совершенно очевидно, что система ОВД остро нуждается в нормативно-правовом акте, учитывающем все возможные профессиональные, этические и социальные аспекты деятельности сотрудника. Однако в ожидании обновленного документа прошло почти три года, и сколько еще потребуется времени на его создание, предположить затруднительно.

Список литературы

3. Белобрыкина О.А., Белобрыкина Е.А. Профессиональная этика в вузовской подготовке психологов: значение, программа и методическое обеспечение учебной дисциплины // Психология в вузе. 2014. № 2. С. 92-130.

6. Кошенова М.И., Горбунова Д.И. Стратегии поведения в конфликтной ситуации в контексте гендера //Социально-гуманитарные и экономические науки — XXI век:

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — М.: Азбуковник, 1999. 944 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21)). // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». URL:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW ;n=113505#0. (дата обращения: 3.10.16)

3. Belobrykina O.A., Belobrykina E.A. Professional’naja jetika v vuzovskoj podgotovke psihologov: znachenie, programma

i metodicheskoe obespechenie uchebnoj discipliny // Psihologija v vuze. 2014. № 2. S. 92-130.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие Правила представляют собой свод положений, определяющих требования, предъявляемые к поведению сотрудников органов внутренних дел Республики Беларусь (далее – сотрудники) при исполнении служебных обязанностей, во внеслужебной деятельности, взаимоотношениях с коллегами, гражданами, должностными лицами других государственных органов, организаций (далее – должностные лица).

Настоящие Правила приняты в целях:

повышения качества выполнения возложенных на органы внутренних дел задач;

повышения общественного доверия и поддержки деятельности органов внутренних дел;

выработки у сотрудников потребности соблюдения профессионально-этических норм.

В своей служебной и внеслужебной деятельности сотрудник должен руководствоваться Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства, настоящими Правилами, а также общепринятыми нормами этики и морали.

ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА

Профессиональная деятельность и поведение сотрудника должны способствовать формированию в обществе авторитетности, уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости органа внутренних дел.

Сотрудник должен исполнять свои служебные обязанности честно и добросовестно, на высоком уровне профессионализма, эффективно решать поставленные задачи, связанные с исполнением должностных функций, не допуская формализма и бюрократизма, проявляя при этом допустимую самостоятельность, высокую организованность, требовательность и принципиальность.

Общественное мнение, возможная критика деятельности органа внутренних дел или сотрудника не должны влиять на правомерность и обоснованность его действий при исполнении служебных обязанностей.

Сотрудник не должен влиять или пытаться оказать влияние на процесс исполнения служебных обязанностей другими сотрудниками, а также в процессе своей деятельности предпринимать действия в частных интересах других лиц, либо создавать впечатление о том, что это возможно.

Сотрудник не должен допускать своими действиями и решениями проявлений коррупционных правонарушений, обязан соблюдать нормы законодательства, направленные на борьбу с коррупцией, оказывая содействие пресечению любого проявления коррупции в органе внутренних дел и за его пределами. О любых попытках своих коллег, начальников, третьих лиц понудить сотрудника к нарушению норм этического поведения он немедленно должен информировать об этом непосредственного либо вышестоящего начальника.

В своей профессиональной деятельности сотрудник не должен допускать того, чтобы личные, семейные, общественные или другие отношения отрицательно влияли на его поведение на службе и на качество служебной деятельности.

ОТНОШЕНИЯ СОТРУДНИКА С ГРАЖДАНАМИ И ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ

В работе с гражданами и должностными лицами сотрудник должен проявлять терпение, вежливость, тактичность, доброжелательность и уважение, не допускать действий, унижающих их честь и достоинство. Сотрудник должен уметь уважать права граждан, не терять самообладание и достоинство при общении с людьми.

При выполнении своих обязанностей сотрудник не должен проявлять предубеждения и какую-либо дискриминацию по отношению к кому-либо на основании национальной, религиозной, расовой, половой, политической принадлежности, социального происхождения, имущественного и должностного положения, языка общения и других обстоятельств.

ОТНОШЕНИЯ СОТРУДНИКА В КОЛЛЕКТИВЕ. ОФОРМЛЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Сотрудник обязан:

строить свои отношения с коллегами по службе на принципах взаимоуважения, доверия и профессионального взаимодействия, проявлять отзывчивость, корректность и доброжелательность;

быть предупредительным и тактичным по отношению к коллегам по службе, информируя их по вопросам, которые могут помочь в их служебной деятельности, а также о проблемах, требующих профессиональной солидарности;

достоверно и оперативно отвечать на запросы и обращения своих коллег, относящиеся к служебной деятельности.

Для сотрудника недопустимы действия, способные причинить вред взаимоотношениям в служебном коллективе, включая:

обсуждение приказов, решений и действий старших начальников, реализуемых в пределах их полномочий;

распространение слухов, сплетен и другой непроверенной информации сомнительного характера;

предвзятое и необъективное отношение к коллегам;

заискивание перед начальниками;

претензии на особое отношение к себе и незаслуженные привилегии;

обещания, выполнение которых находится под сомнением;

проявления лести, лицемерия, назойливости и лжи;

преувеличение своей значимости и профессиональных возможностей.

Сотрудники, имеющие большой профессиональный и жизненный опыт, должны служить примером дисциплинированности для молодых сотрудников, передавать им свои знания и накопленные многими поколениями традиции профессионального мастерства.

Сотруднику рекомендуется в тактичной форме обратить внимание коллеги на допущенное с его стороны нарушение норм профессиональной этики.

Оформление и содержание служебных помещений должны соответствовать правилам и нормам эстетической культуры, обеспечивать поддержание благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе, комфортные условия для работы и приёма посетителей.

Сотрудник должен поддерживать внутренний порядок и чистоту на рабочем месте. Обстановка кабинета должна быть официальной и строгой, вместе с тем производящей благоприятное впечатление на коллег и посетителей и располагающей к доверительности.

Сотруднику не рекомендуется демонстративно выставлять на рабочем месте:

предметы культа, старины, антиквариата, роскоши;

подарки, сувениры, дорогостоящие письменные приборы и другие предметы из дорогих пород дерева, драгоценных камней и металлов;

посуду, столовые приборы, чайные принадлежности.

При размещении в служебном кабинете грамот, благодарностей, дипломов и других свидетельств личных заслуг и достижений сотрудника рекомендуется соблюдать скромность и чувство меры.

ПОВЕДЕНИЕ СОТРУДНИКА В НЕРАБОЧЕЕ ВРЕМЯ. УЧАСТИЕ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сотрудник не должен использовать служебное положение для получения личной выгоды, в частных интересах других лиц и воздерживаться от действий и высказываний, которые могут навредить его репутации, а также скомпрометировать независимость и авторитет органа внутренних дел.

Сотрудник должен быть морально безупречным, везде и всегда следовать высоким нравственным принципам поведения, сохраняя осмотрительность при выборе друзей и товарищей, репутация которых при общении с ними может скомпрометировать сотрудника, что может причинить ущерб репутации органов внутренних дел

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь сотрудник не может быть членом политической партии или другого общественного объединения, преследующего политические цели, поддерживать их материально либо иным способом.

Сотрудник должен избегать публичного выражения своих симпатий и антипатий к политическим партиям, иным общественным объединениям, преследующим политические цели.

Сотрудник не должен публично агитировать за или против кандидатов для избрания или назначения их на государственный пост.

ОБЯЗАННОСТЬ ПО ПОВЫШЕНИЮ СОТРУДНИКОМ СВОЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ

Сотрудник должен постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и умения, расширять общий кругозор, поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

Сотрудник должен занимать активную гражданскую позицию, вносить предложения по совершенствованию профессиональной служебной деятельности.

ФОРМА ОДЕЖДЫ, ВНЕШНИЙ ВИД СОТРУДНИКА

Предметы формы одежды сотрудника должны отвечать установленным описаниям, быть правильно подогнанными, содержаться в чистом состоянии и иметь аккуратный вид.

Сотруднику в форме одежды не рекомендуется посещать рынки, магазины, рестораны, казино и другие торговые объекты и увеселительные заведения, а также носить сумки, пакеты, коробки и другие предметы хозяйственно-бытового назначения, если это не связано с выполнением служебных обязанностей.

Сотруднику не рекомендуется отращивать бороду, длинные бакенбарды, носить ювелирные украшения за исключением обручального кольца.

При проезде всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси) сотруднику в форме одежды не рекомендуется занимать места для сидения.

В случае ношения гражданской одежды при исполнении служебных обязанностей сотрудник должен соблюдать деловой стиль.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И СЛУЖЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА

Статус должности, занимаемой руководителем, должен подкрепляться его личным авторитетом.

Авторитет руководителя создаётся его безупречной репутацией, профессиональной компетентностью, служебным опытом, требовательностью и принципиальностью в сочетании с гуманным и уважительным отношением к подчинённым.

Требования профессиональной этики обязывают руководителя:

соблюдать права и свободы сотрудника как человека и гражданина;

относиться к сотруднику как к личности, признавая его право иметь собственные профессиональные суждения;

проявлять высокую требовательность, принципиальность в сочетании с уважением личного достоинства;

устанавливать справедливую, равномерную служебную нагрузку на личный состав;

оказывать сотрудникам моральную поддержку, вникать в запросы и нужды;

регулировать взаимоотношения в служебном коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики;

пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в служебном коллективе;

рассматривать без промедления факты нарушения настоящих Правил и принимать по ним объективные решения;

принимать беспристрастные, справедливые и объективные решения по социально-бытовым проблемам и вопросам поощрения личного состава;

контролировать соблюдение сотрудниками моральных норм в оформлении и содержании служебных помещений.

Руководитель не имеет морального права:

перекладывать свою ответственность на подчинённых;

использовать свое служебное положение в личных интересах;

проявлять формализм, высокомерие, грубость, применять рукоприкладство по отношению к подчинённым;

создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;

обсуждать с подчинёнными действия вышестоящих начальников;

занимать деньги у подчинённых сотрудников, принимать подарки, используя их зависимое служебное положение.

35. Личные отношения не должны являться основанием для продвижения сотрудника по службе, его поощрения или наказания, решения кадровых, социальных вопросов.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКА

Недобросовестное исполнение сотрудником обязанностей или превышение предоставленных прав, в зависимости от тяжести правонарушения, а также нарушение требований настоящих Правил могут быть квалифицированы как дисциплинарный проступок, административное правонарушение или преступление. Ответственность наступает в пределах и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.

Оценка соблюдения сотрудником настоящих Правил при исполнении им служебных обязанностей и в неслужебное время может даваться при подготовке характеризующих материалов и рекомендаций на сотрудника при:

привлечении к ответственности;

переводе его на высшую должность;

присвоении очередного специального звания;

повышении надбавки за особые условия службы;

проведении аттестации;

премировании.

Нарушения сотрудником настоящих Правил рассматриваются в установленном порядке:

на заседаниях товарищеских судов;

на офицерских собраниях органов внутренних дел.

Александр Павлович

МОСКВА, 27 апреля. /ТАСС/. МВД России утвердило кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел. Соответствующий проект приказа опубликован в понедельник на портале проектов нормативных правовых актов.

«В утверждаемом кодексе устанавливаются этические нормы и требования к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел, в том числе замещающим должности руководителей (начальников), отдельные этические нормы и требования по поддержанию внешнего вида и ношению форменной одежды, а также при обращении со служебной и личной информацией», — говорится в пояснительной записке к документу.

В документе отмечается, что необходимость разработки кодекса обусловлена, в том числе, необходимостью определения этических норм и требований к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел России. «Проект приказа в установленном порядке согласован с заинтересованными структурными подразделениями МВД России», — сказано в документе.

Для реализации разработанного кодекса не потребуется увеличения численности существующих или образования новых структурных подразделений МВД, а также дополнительного финансирования органов внутренних дел.

Министерство внутренних дел разработало проект кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел. Текст опубликован 27 апреля и проходит стадию общественного обсуждения до 11 мая. Предыдущий кодекс этики был утвержден приказом МВД от 24 декабря 2008 года, но утратил силу в 2013-м. С тех пор сотрудники полиции подпадали под действие типового кодекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих от 23 декабря 2010 года.

Разработка нового проекта объясняется «необходимостью определить этические нормы и требования к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел, помимо требований в ч. 1-3 ст. 13 закона о службе», говорится в пояснительной записке. Нормы закона предписывают помнить о важности прав и свобод человека и гражданина, соблюдать честность, тактичность и беспристрастность, и т.д.

Новый проект кодекса этики развивает эти и другие принципы. По сравнению с документом 2008 года он гораздо менее пафосный и декларативный, зато более конкретный и информативный. Вместо фраз о высоком служении идеалам – простые и четкие инструкции, как себя вести. Выделили важное и интересное.

Общие принципы:

Признавать приоритет государственных и служебных интересов над личными;Служить примером правосознания и законопослушностиВыражать мысли грамотно, соблюдать культуру речи;Быть нетерпимым к нарушениям законности и дисциплины.

Приоритет государственных и служебных интересов над личными – это реальность для тех, кто устраивается на работу в органы, ведь переработки – это норма, комментирует Ева Тимофеева из ССП-Консалт.

Как общаться с правонарушителем:

Разъяснять нарушителю, что он ведет себя неправомерно, без нравоучений, убедительно и ясно.Сохранять выдержку и спокойствие, в том числе, если правонарушитель провоцирует конфликтную ситуацию.Воздерживаться от жестких действий и резких высказываний по отношению к нарушителю в «присутствии детей, женщин, людей преклонного возраста».

При проведении оперативно-розыскных мероприятий:

При проведении осмотра, обыска, выемки не допускать небрежного отношения к предметам и личным вещам, которые имеют значимость или ценность для граждан.Стремиться свести к минимуму моральный вред при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.На допросе проявлять «сочувствие к потерпевшему, непредвзятость к правонарушителю, уважение к личности допрашиваемого».

Требования к руководителям (начальникам):

Уважать личное достоинство подчиненных, их право на личное мнение;Равномерно распределять служебную нагрузку;Вникать в нужды и проблемы подчиненных, обеспечивать социальную и правовую помощь.

Требования к внешнему виду:

Опрятная, аккуратная, отглаженная форменная одежда, которую надо носить в соответствии с требованиями;Если сотрудник работает «в гражданском» — это должен быть костюм (платье) и обувь «строгого делового стиля» и неяркого цвета;Сотрудницам нужно соблюдать «скромность и разумную достаточность» в том, что касается косметики и украшений.Сотрудники должны быть всегда подстрижены и выбриты, а если есть усы и борода – надо следить за их аккуратным видом.

Борода и усы раньше были запрещены при службе в органах, отмечает Тимофеева. А оперативные сотрудники их никогда не носят. Это бросается в глаза, а служба часто подразумевает скрытый характер действий, рассказывает Тимофеева.

Правила поведения в интернете

Нельзя публично размещать высказываний, суждений и оценок в отношении госорганов, должностных лиц, политических партий, и т.д., если это не входит в должностные обязанности сотрудника.Не рекомендуется размещать на личных страницах, в соцсетях информацию, в том числе фото и видео, которая поможет определить персональные данные сотрудника, принадлежность к органам внутренних дел (если это не связано с выполнением служебных обязанностей), а также «информацию, которая может вызвать негативную реакцию в обществе».

Получается, что запрещено размещать фотографии в форменной одежде, комментирует председатель МКА «Каневский, Чургулия и партнеры» Герман Каневский.

Оценка экспертов

Главная задача подобного документа – это формализовать требования, чтобы разграничить поведение сотрудника: какое образует состав дисциплинарного проступка, а какое просто предосудительно, объясняет Каневский. Проект отличается от действующих кодексов для судей или адвокатов тем, что утверждается не профессиональным сообществом, а нормативным актом министра внутренних дел, отмечает он.

С практической точки зрения кодекс, если будет принят, сможет выступить средством дополнительного общественного контроля, считает Каневский. Знать его положения будет полезно тем, кто по работе или в жизни сталкивается – или может столкнуться – с некорректным поведением сотрудников полиции, полагает заведующий бюро адвокатов Де-Юре Никита Филиппов. «Неплохо знать, что сотрудник полиции должен проявлять уважение к допрашиваемому, быть нетерпимым к нарушениям законности и служебной дисциплины», — отмечает Филиппов.

В то же время, по сравнению с предыдущим кодексом 2008 года исчезли положения, которые направлены на предупреждение коррупции. Также не говорится о конфликте интересов, получении необоснованной выгоды и так далее, отмечает Каневский. .

Нарушение положений кодекса может быть дополнительным аргументом при оспаривании действий или бездействия сотрудника органов внутренних дел, в том числе и в судебном порядке, рассуждает партнер АБ ЗКС Дарья Шульгина. «Например, это касается дополнительных требований при проведении следственных действий», — поясняет адвокат. Но доказать хамство при задержании или допросе будет сложно, потому что суды крайне неохотно принимают и изучают аудио- и видеозаписи, добавляет заместитель управляющего партнера АБ Гестион Антон Гришко.

Адвокат обращает внимание, что в адвокатуре есть дисциплинарные комитеты, список нарушений и наказаний, а здесь этого нет. Действительно, в документе ничего не говорится о механизме привлечения к ответственности за нарушения. «Это будет очередной «мертвый» нормативный акт», — предсказывает Гришко. С этим согласна Шульгина, которая оценивает большинство норм как слишком абстрактные. «Реально кодекс будет использоваться только в возбужденных делах против полицейских», — констатирует она.

Кодекс этики полиции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *