Мировые судьи 19 век

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 50-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.11.2004 N 142-ФЗ,

от 30.11.2004 N 144-ФЗ, от 14.02.2005 N 2-ФЗ,

от 05.04.2005 N 33-ФЗ, от 11.03.2006 N 36-ФЗ)

Статья 1. Мировые судьи в Российской Федерации

1. Мировые судьи в Российской Федерации (далее — мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 19.06.2004 N 50-ФЗ)

3. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

1. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 3. Компетенция мирового судьи

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;

7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

8) дела об определении порядка пользования имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 14.02.2005 N 2-ФЗ)

1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 14.02.2005 N 2-ФЗ)

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Судебные участки

1. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

2. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

3. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

4. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

(в ред. Федерального закона от 11.03.2006 N 36-ФЗ)

5. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

Статья 5. Требования, предъявляемые к мировому судье

1. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

2. Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Статья 7. Срок полномочий мирового судьи

1. Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

Положения статьи 7 (в ред. Федерального закона от 05.04.2005 N 33-ФЗ) о предельном возрасте пребывания в должности мирового судьи распространяются на мировых судей, назначенных (избранных) на данную должность по истечении установленного законом соответствующего субъекта Российской Федерации срока, на который они были назначены (пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 05.04.2005 N 33-ФЗ).

2. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи — 70 лет.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.04.2005 N 33-ФЗ)

Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи

(в ред. Федерального закона от 30.11.2004 N 142-ФЗ)

1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

(п. 1 в ред. Федерального закона от 05.04.2005 N 33-ФЗ)

2. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

3. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

Статья 9. Аппарат мирового судьи

1. Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.

2. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 10. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей

1. Обеспечение заработной платы мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Должностной оклад мирового судьи устанавливается в размере 60 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Должностной оклад мирового судьи, осуществляющего деятельность в городах федерального значения, устанавливается в размере 64 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 19.06.2004 N 50-ФЗ)

4. Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

(п. 4 введен Федеральным законом от 30.11.2004 N 144-ФЗ)

Статья 11. Символы государственной власти в зале судебных заседаний мировых судей

1. В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 12. Заключительные положения

Информация об изучении вопроса о целесообразности разработки типового Положения о старших мировых судьях в судебных районах

Председателю Комиссии

по связям с советами судей

субъектов Российской Федерации

М.В. Алексиной

мирового судьи судебного участка № 9

по судебному району

г. Набережные Челны

Республики Татарстан

В.А. Мараткановой

На Ваш запрос от 22.01.2019 № 02/3 об изучении вопроса о целесообразности разработки типового положения «О старших мировых судьях в судебных районах» сообщаю следующее:

на поставленные вопросы о необходимости такого Положения ответы были даны 57 субъектами Российской Федерации (Республика Алтай, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чувашская Республика – Чувашия; Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край; Амурская область, Белгородская область, Волгоградская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Костромская область, Кировская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Мурманская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Псковская область, Ростовская область, Самарская область, Сахалинская область, Смоленская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область; городами федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь; Еврейская автономная область; Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ).

Из них за необходимость и целесообразность Положения высказались 37 субъектов (Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Крым, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия; Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край; Амурская область, Белгородская область, Вологодская область, Ивановская область, Иркутская область, Курганская область, Кировская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Самарская область, Сахалинская область, Смоленская область, Томская область, Ульяновская область; города федерального значения Санкт-Петербург и Севастополь; Еврейская автономная область; Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ).

Из 37 положительно ответивших, с учетом высказанных мнений, считают полностью целесообразным разработку типового Положения 12 субъектов Российской Федерации, где старшие мировые судьи отсутствуют, однако целесообразность и потенциал для их значения имеются (Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Пермский и Приморский края; Ивановская, Иркутская, Орловская, Самарская и Томская области).

19 субъектов отметили не только необходимость его закрепления, но и внедрили в практику региональной мировой юстиции старших мировых судей (в некоторых субъектах Российской Федерации они именуются мировыми судьями-организаторами либо мировыми судьями-координаторами, либо старшими мировыми судьями, в городе Севастополь – общее собрание мировых судей и Совет мировых судей), утверждено Положение либо статус старшего мирового судьи закреплен Законом (О мировых судьях в субъекте Российской Федерации» (Республики Крым и Хакасия; Красноярский, ставропольский и Хабаровский край; Амурская область, Кировская область, Курганская область, Липецкая область, Новгородская область, Омская область, Оренбургская область, Смоленская область; города федерального значения Санкт-Петербург и Севастополь; Еврейская автономная область; Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ).

Копия имеющегося Положения «О старшем мировом судье в судебном районе» была представлена 19 субъектами Российской Федерации.

Советы судей Ульяновской и Курской областей высказались о возможности и целесообразности издания типового Положения и введения кандидатуры старшего мирового судьи при определенных условиях:

В Ульяновской области издание типового Положения возможно и целесообразно, но с учетом того. что в сельских судебных районах старший мировой судья находится на расстоянии нескольких десятков километров от других мировых судей судебного района, что создаст на старших мировых судей существенную дополнительную нагрузку и возложение любых дополнительных полномочий на старшего мирового судью невозможно без внесения изменений в соответствующие Федеральные законы.

Совет судей Курской области подтвердил жизнеспособность идеи введения должности старшего мирового судьи с учетом большого количества мировых судей в конкретном районе с законодательным закреплением его статуса.

Вологодская, Белгородская, Ленинградская и Сахалинская области представили проекты Положений.

20 субъектов высказали мнение о нецелесообразности введения института старших мировых судей и отсутствия необходимости разработки типового Положения (Республика Алтай, Республика Марий Эл, Чувашская Республика – Чувашия; Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край; Волгоградская область, Воронежская область, Калининградская область, Калужская область, Костромская область, Магаданская область, Мурманская область, Псковская область, Ростовская область, тульская область, Тюменская область Челябинская область, Ярославская область; город федерального значения Москва).

С учетом изучения общего мнения судей вышеуказанных субъектов, сложившейся практики причинами отказа в целесообразности разработки Положения послужили следующие моменты:

— недостаточное количество участков (Республика Алтай, Камчатский край);

-деятельность мировых судей достаточно организована во взаимодействии с районными (городскими) судами, Советом судей субъекта, Управлением Судебного департамента и другими органами, обеспечивающими организационную и материальную деятельность мировых судей (Псковская, Тульская, Ярославская, Калужская, ростовская, Калининградская, Тюменская области, Алтайский край, Республика Марий Эл);

— специфика региона, компактность размещения, территориальная близость (Магаданская, Калининградская области);

— отсутствует правовое регулирование, не предусмотрено Законом (город федерального значения Москва, Чувашская Республика, Волгоградская область, Забайкальский край);

— не мотивировали необходимость (Костромская, Мурманская и Челябинская области).

Воронежской областью также был представлен ответ отсутствия необходимости в разработке Положения «О старших мировых судьях в судебных районах», однако еще в 2008 году были разработаны рекомендации Совета судей Воронежской области об организации взаимодействия районных судов с мировыми судьями, где рекомендовано председателям районных судов, из числа мировых судей, действующих на территории судебного района, определить «старшего мирового судью» для организации взаимодействия мировых судей с районным судом, управлением судебного департамента, службой судебных приставов, администрацией Воронежской области для решения текущих материально-технических вопросов и вопросов иного характера.

В Псковской области ряд мировых судей высказались за утверждение такого Положения; мировым судьей Шебалинского судебного участка Республики Алтай предложена практика избрания старшего мирового судьи в Республике Крым.

Изучение имеющегося в отдельных субъектах Российской Федерации опыта наделения мировых судей полномочиями старших мировых судей с целью решения вопроса о целесообразности разработки типового положения «О старших мировых судьях в судебных районах» показало следующее.

Из 85 субъектов Российской Федерации ответ представлен 57, из которых в 18 субъектах старшие мировые судьи отсутствуют, однако целесообразность и потенциал для их значения имеются, в 19 субъектах разработаны Положения (законы), 20 считают создание нецелесообразным.

Таким образом, с учетом положительного опыта функционирования института старших мировых судей во многих регионах разработка типового положения «О старших мировых судьях в судебных районах» представляется целесообразной, поскольку в настоящее время отсутствует единый подход как к назначению старшего мирового судьи, так и к возлагаемым на него полномочиями обязанностям.

Основное предназначение старших мировых судей сводится к выполнению дополнительной организационной работы в судебных районах, состоящих из нескольких судебных участков мировых судей.

Источники правового регулирования полномочий

старших мировых судей

Правовой статус старших мировых судей в Федеральном законе от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» не определен. Более того, даже не во всех законах субъектов Российской Федерации о мировых судьях, на территории которых они осуществляют свои полномочия, определяется порядок их назначения и деятельности. Например, из названных выше субъектов Российской Федерации лишь в законах о мировых судьях Республики Хакасия, Липецкой области и Ямало-Ненецкого автономного округа содержатся правовые нормы, устанавливающие возможность наделения мировых судей рассматриваемым особым правовым статусом. В остальных субъектах Российской Федерации правовое положение старших мировых судей (мировых судей-организаторов и мировых судей-координаторов) определяется лишь в соответствующих положениях, утверждаемых региональными советами судей.

Такое положение представляется неправильным.

В статье 1 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» закреплено, что полномочия, порядок деятельности мироовых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Из приведенной правовой нормы следует. что полномочия мирового судьи могут быть определены исключительно федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности может устанавливаться также законом Российской Федерации.

Исходя из этого, наличие у старшего мирового судьи (мирового судьи-организатора и мирового судьи-координатора) особых организационных полномочий, которые отсутствуют у иных мировых судей на территории судебного района, предполагает необходимость законодательного закрепления этих полномочий именно на уровне федерального закона.

При этом важно закрепить в федеральном законе не обязанность, а право субъектов Российской Федерации предусмотреть в структуре своей мировой юстиции мирового судью с особыми полномочиями. Если субъект Российской Федерации изъявит желание реализовать это право, то в своем законе указывает об этом и конкретизирует в нем порядок назначения (избрания) и деятельности такого мирового судьи – как того требует статья 1 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»Исходя из этого, полагаем необходимым при унификации правового регулирования полномочий старших мировых судей рассмотреть вопрос об инициировании внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» и при необходимости в законы субъектов Российской Федерации о мировых судьях.

Критерии для избрания (назначения) старших мировых судей

Изучение опыта наделения мировых судей полномочиями старших мировых судей показывает, что такие мировые судьи осуществляют свои полномочия, как правило, в тех судебных районах, на территории которых осуществляют свои полномочия несколько мировых судей. Чаще всего такие мировые судьи назначаются в случае, когда на территории судебного района имеется два и более судебных участков (например, в Ставропольском, Хабаровском крае, Новосибирской, Новгородской, омской, Оренбургской, Смоленской, Амурской областях), иногда – когда имеется три и более судебных участков(например, в Республике Крым, Ненецком автономном округе, Курганской области). А в Приморском крае и Оренбургской области допускается также избрание так называемого межрайонного старшего мирового судьи (мирового судьи-координатора), который осуществляет свои полномочия на территории нескольких районов, где создано один-два судебных участка.

В связи с вышеизложенным целесообразно предусмотреть возможность назначения (избрания) старших мировых судей не только в судебных районах с несколькими мировыми судьями, но и на территории нескольких судебных районов, в каждом из которых имеется лишь один судебный участок.

При этом право определения количества мировых судей на одного старшего мирового судью должно осуществляться каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно.

Полномочия и функции старшего мирового судьи

В настоящее время полномочия мирового судьи (мирового судьи-организатора и мирового судьи-координатора) в разных субъектах Российской Федерации различны. Например, в части 2 статьи 8 Закона Республики Хакасия от 22 февраля 2000 года № 73 «О мировых судьях в Республике Хакасия» указано, что старший мировой судья координирует работу мировых судей на судебных участках в соответствии с Положением о старшем мировом судье судебных участков, утвержденным Советом судей Республики Хакасия. В части 2 статьи 16 Закона Липецкой области от 17 февраля 2000 года № 66-03 «О мировых судьях в Липецкой области» оговаривается, что старший мировой судья рассматривает вопросы финансового, материально-технического характера, направленные на создание условий для осуществления правосудия мировыми судьями, контролирует соблюдение трудовой дисциплины, занимается обучением и другими вопросами. Более подробно круг полномочий старших мировых судей определяется в тех субъектах Российской Федерации, где региональными советами судей приняты соответствующие положения.

Например, в Положении о старшем мировом судье судебных участков мировых судей судебных районов Республики Крым указано, что старший мировой судья:

а) взаимодействует по организационным вопросам от имени мировых судей судебных участков соответствующего судебного района Республики Крым с Верховным Судом Республики Крым, городскими и районными судами, Управлением Судебного департамента в Республике Крым, Министерством юстиции Республики Крым; представляет интересы судебных участков мировых судей соответствующего судебного района в органах местного самоуправления, правоохранительных и других органах государственной власти;

б) своевременно доводит до сведения мировых судей судебных участков соответствующего судебного района информацию о судебной практике, решениях, распоряжениях и указаниях организационного характера Верховного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Республики Крым, Совета судей Российской Федерации и совета судей Республики Крым, Управления Судебного департамента в Республике Крым и Министерства юстиции Республики Крым;

в) разрабатывает и утверждает по согласованию с мировыми судьями судебных участков соответствующего судебного района правила внутреннего распорядка судебных участков соответствующего судебного района на основе утвержденных Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их соблюдение;

г) составляет и представляет председателю соответствующего районного (городского) суда график трудовых отпусков и график взаимозаменяемости мировых судей судебных участков соответствующего судебного района на период предоставления им ежегодных трудовых отпусков, командировок, болезни выходных и праздничных дней и иных уважительных причин отсутствия;

д) осуществляет контроль за предоставлением списков уголовных, гражданских, административных дел и дел об административных правонарушениях, рассмотренных мировыми судьями свыше процессуальных сроков, установленных законом, председателю районного (городского) суда;

е) готовит предложения по премированию мировых судей судебного участка соответствующего судебного района и сотрудников аппарата;

ж) осуществляет иные полномочия по организации работы судебных участков судебного района.

Схожим образом сформулированы полномочия старшего мирового судьи в Положении о старшем мировом судье судебных участков мировых судей в Республике Хакасия, в Положении о мировом судье-координаторе мировых судей судебных районов Кировской области.

Еще более подробно раскрываются полномочия мирового судьи-организатора в Положении о мировом судье-организаторе на судебных участках Новосибирской области. В нем выделены следующие функции такого мирового судьи:

1) по координации деятельности мировых судей судебного района:

— представляет мировых судей судебного района в государственных органах, органах местного самоуправления, судейского сообщества и других учреждениях и организациях по всем вопросам, кроме подлежащих рассмотрению мировыми судьями в порядке, установленном федеральными законами;

— организует взаимодействие мировых судей и аппарата мировых судей судебного района в соответствии с должностными регламентами служащих аппарата и с учетом нагрузки каждого судебного участка;

— доводит до сведения мировых судей судебного района поступающую или запрашиваемую информацию;

— осуществляет рассмотрение обращений граждан в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», связанных с деятельностью мировых судей судебного района;

— вносит предложения председателю соответствующего районного (городского) суда о временном возложении обязанностей отсутствующего мирового судьи на другого мирового судью района при временном прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) мирового судьи;

— регулярно, не реже одного раза в квартал, информирует на общих собраниях мировых судей и аппарата суда, действующих на территории соответствующего судебного района, о своей деятельности и деятельности мировых судей судебного района;

— по поручению председателя соответствующего районного (городского) суда осуществляет проверки по жалобам и обращениям граждан (организаций);

— представляет в необходимых случаях характеризующий материал на мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района, а также работников аппарата мировых судей.

2) по контролю и организации делопроизводства мировых судей судебного района:

— организует работу аппарата мировых судей судебного района;

— осуществляет контроль за соблюдением требований к организации делопроизводства;

— осуществляет контроль за соблюдением сроков рассмотрения дел;

— внедряет положительный опыт работы других мировых судей по организации делопроизводства;

— организует проведение занятий с работниками аппарата мирового судьи по поддержанию необходимого уровня профессиональных знаний и повышению служебной квалификации;

— вносит предложения по совершенствованию организации делопроизводства, материально-технического обеспечения и в целом работы судебных участков;

— организует реализацию положений Федерального закона Российской Федерации «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов российской Федерации»;

— контролирует размещение на информационных стендах судебных участков соответствующего судебного района информации о деятельности мировых судей;

— контролирует реализацию обеспечения доступа к информации о деятельности мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района;

— организует своевременное предоставление в установленном порядке статистических данных и отчетов о деятельности мировых судей судебного района;

— контролирует ведение архивов мировых судей соответствующего судебного района;

— организует передачу дел мировым судьей, прекратившим исполнение своих обязанностей, и прием дел вновь назначаемым мировым судьей на участках соответствующего судебного района.

3) по контролю за выполнением правил внутреннего распорядка:

— устанавливает правила внутреннего распорядка мировых судей судебного района на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

— утверждает табель учета рабочего времени мировых судей и аппарата суда судебного района;

— составляет график отпусков мировых судей судебного района.

По результатам проведенного изучения предлагаем при унификации правового регулирования полномочий старших мировых судей ограничить их следующими полномочиями:

а) по организации работы на судебных участках (в том числе утверждает правила внутреннего распорядка судебных участков, готовит график отпусков и график взаимозаменяемости мировых судей, готовит предложения по премированию мировых судей и сотрудников аппарата);

б) по контролю за организационной деятельностью мировых судей (в том числе за соблюдением требованием к организации делопроизводства, за соблюдением сроков рассмотрения дел, пол поручению председателя соответствующего районного (городского) суда осуществляет проверки по жалобами обращениям граждан и организаций);

в) по взаимодействию от имени мировых судей с органами судейского сообщества, с уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим организационное обеспечение деятельности мировых судей, иными государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам организации деятельности мировых судей.

При унификации полномочий старшего мирового судьи важно не допустить противоречия с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», в котором установлено, что председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

Порядок избрания (назначения) старших мировых судей

Порядок избрания (назначения) старших мировых судей определяется в различных субъектах российской Федерации по-разному.

Например, в Республике Хакасия старшего мирового судью назначает законодательный (представительный) орган по представлению председателя Верховного Суда Республики Хакасия.

В Ставропольском крае, Красноярском крае и Оренбургской области они назначаются председателем районного (областного) суда.

В Республике Крым они избираются на собрании мировых судей соответствующего судебного района с последующим утверждением советом судей Республики Крым.

В Новосибирской области они назначаются приказом начальника Управления Судебного департамента в Новосибирской области по представлению председателя соответствующего районного (городского) суда с учетом мнения мировых судей соответствующего судебного района и по согласованию с начальником Управления по обеспечению деятельности мировых судей и ведению регистра муниципальных правовых актов Новосибирской области.

В Кировской области они назначаются приказом председателя соответствующего районного суда с учетом мнения всех мировых судей судебного района с последующим уведомлением руководителей Управления Судебного департамента в Кировской области и Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Кировской области.

Полагаем, что порядок назначения (избрания) старших мировых судей может определяться законом субъекта Российской Федерации о мировых судьях индивидуально в зависимости от сложившихся правовых традиций в каждом регионе. При этом, по нашему мнению, предпочтительным является вариант с утверждением старшего мирового судьи советом судей субъекта российской Федерации по соответствующему согласованному представлению.

Также считаем правильным опыт отдельных субъектов Российской Федерации, в которых специально оговаривается, что старший мировой судья должен назначаться из числа наиболее авторитетных, опытных и инициативных мировых судей.

Срок осуществления полномочий старшими мировыми судьями

Как правило, сроки полномочий старшего мирового судьи соответствуют срокам его полномочий в качестве мирового судьи (Республика Хакасия, Красноярский край). Однако в некоторых регионах старший мировой судья назначается (избирается) на неопределенный срок: 1 год (Ненецкий автономный округ), 2 года (Кировская область, Республика Крым), 3 года (Смоленская область Новосибирская область, город федерального значения Санкт-Петербург). В Курганской области срок полномочий старшего мирового судьи не определен.

Полагаем, что следует поддержать практику назначения старшего мирового судьи на срок полномочий мирового судьи с дальнейшим исполнением обязанностей мирового судьи по решению органа или должностного лица, назначившего (избравшего) его.

Основанием для этого может быть либо заявление старшего мирового судьи, либо совершение старшим мировым судьей дисциплинарного проступка при исполнении своих полномочий.

Вместе с тем данные основания требуют дополнительного тщательного обсуждения. Поскольку прекращение полномочий старшего мирового судьи в связи с совершением им проступка имеет признаки дисциплинарной ответственности.

В качестве альтернативного варианта можно закрепить безусловное право органа или должностного лица, избравшего (назначившего) старшего мирового судью, решить вопрос о прекращении его полномочий.

В некоторых субъектах Российской Федерации установлено максимально возможное количество переназначений старшего мирового судьи. Так, в Республике Крым старший мировой судья может быть наделен этими полномочиями не более двух раз подряд. На наш взгляд, установление предельного количества переназначений старшего мирового судьи является нецелесообразным.

Также в унифицированном правовом акте следует предусмотреть обязанность старшего мирового судьи передать свои полномочия иному мировому судье на случай невозможности исполнения своих обязанностей по причине отпуска, командировки, болезни и т.п.

Поощрение старшего мирового судьи

Немаловажным вопросом, требующим разрешения, является и дополнительное финансовое обеспечение старшего мирового судьи и сотрудников его аппарата. В качестве варианта предлагается обсудить возможность дополнительного премирования старшего мирового судьи и сотрудников его аппарата. Так, в большинстве регионов премирование старшего мирового судьи осуществляется Управлением Судебного департамента по представлению председателя городского (районного) суда (Республика Крым, Оренбургская область), в ряде регионов поощрение происходит лишь при наличии фонда экономии (Ямало-Ненецкий автономный округ, Новосибирская область). В отдельных случаях старшему мировому судье установлена фиксированная надбавка к должностному окладу (Новгородская область) в размере 15% от должностного оклада (Хабаровский край); в Смоленской области и городе федерального значения мировые судьи премируются. В Красноярском крае старший мировой судья действует на безвозмездной основе с поощрением Советом судей Почетными грамотами, благодарственными письмами и денежными премиями.

Содержание

О мировых судьях в городе Москве

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
от 31 мая 2000 года N 15
О мировых судьях в городе Москве *О)

(с изменениями на 31 октября 2018 года)

Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 28 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 27.05.2014);
Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 40 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 09.07.2015);
Законом города Москвы от 31 мая 2017 года N 16 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 09.06.2017);
Законом города Москвы от 31 октября 2018 года N 23 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 01.11.2018).

Настоящий Закон регламентирует отношения в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей в городе Москве.
(Преамбула в редакции, введенной в действие со 2 ноября 2012 года Законом города Москвы от 10 октября 2012 года N 48.

Статья 1. Мировые судьи в городе Москве

Мировые судьи в городе Москве (далее — мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъекта Российской Федерации — города Москвы и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации.
Должность мирового судьи является государственной должностью города Москвы (часть дополнительно включена с 26 ноября 2011 года Законом города Москвы от 26 октября 2011 года N 48).
Часть исключена с 4 апреля 2003 года Законом города Москвы от 19 февраля 2003 года N 10..

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами.
Часть исключена Законом города Москвы от 2 октября 2002 года N 44..

Денежное содержание работников аппаратов мировых судей не может превышать денежного содержания работников аппаратов федеральных районных судов, предусмотренного для гражданских служащих федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 20 июля 2015 года Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 40.
Часть исключена с 8 января 2005 года Законом города Москвы от 8 декабря 2004 года N 81..
(Статья в редакции, введенной в действие с 25 июля 2001 года Законом города Москвы от 6 июня 2001 года N 23,

Статья 3. Компетенция мировых судей

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, установленной Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», иными федеральными законами, настоящим Законом и иными законами города Москвы.

Статья 4. Судебные участки города Москвы

На территории города Москвы создаются 438 должностей мировых судей и 438 судебных участков в границах территориальной подсудности районных судов города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие со 2 ноября 2012 года Законом города Москвы от 10 октября 2012 года N 48.
Часть исключена с 28 марта 2001 года Законом города Москвы от 14 февраля 2001 года N 5..
Наименование и границы судебных участков определяются Законом города Москвы, проект которого вносит в Московскую городскую Думу Мэр Москвы (часть дополнительно включена с 28 марта 2001 года Законом города Москвы от 14 февраля 2001 года N 5).*4.3)
Мировой судья и его аппарат размещаются в надлежащем для их деятельности и доступном для населения судебного участка помещении (здании) на основании решения уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы с учетом мнения председателя соответствующего районного суда города Москвы.
(Часть дополнительно включена с 26 ноября 2011 года Законом города Москвы от 26 октября 2011 года N 48; в редакции, введенной в действие с 7 июня 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 28.

Статья 5. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность мирового судьи. Требования, предъявляемые к мировому судье

1. Мировым судьей может стать гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет, отвечающий иным требованиям, установленным Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации».

2. Мировой судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Устав города Москвы, другие законы города Москвы, а также соблюдать ограничения и исполнять свои полномочия в соответствии с требованиями, установленными Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации».
(Статья в редакции, введенной в действие с 17 октября 2009 года Законом города Москвы от 16 сентября 2009 года N 34

Статья 6. Отбор кандидатов на должности мировых судей

Отбор кандидатов на должности мировых судей осуществляется на конкурсной основе.
Квалификационный экзамен на должность мирового судьи принимается экзаменационной комиссией, порядок формирования которой определяется федеральным законодательством.
(Часть в редакции, введенной в действие Законом Москвы от 2 октября 2002 года N 44; в редакции, введенной в действие с 20 июля 2015 года Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 40.
От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей города Москвы освобождаются мировые судьи города Москвы, назначаемые в период срока своих полномочий на работу в другие судебные участки города Москвы, а также кандидаты на должности мировых судей, имеющие стаж работы в должности федерального судьи не менее пяти лет (часть в редакции, введенной в действие с 4 апреля 2003 года Законом города Москвы от 19 февраля 2003 года N 10,.
Квалификационная коллегия судей города Москвы по результатам рассмотрения заявлений кандидатов на должность мирового судьи, итогам проверки достоверности представленных ими документов и сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации одного или нескольких кандидатов на должность мирового судьи (часть в редакции, введенной в действие с 3 июля 2005 года Законом города Москвы от 1 июня 2005 года N 21.

Статья 7. Порядок назначения на должность мировых судей

Мировые судьи назначаются на должность Московской городской Думой по представлению Председателя Московского городского суда, основанному на заключении квалификационной коллегии судей города Москвы.
Одновременно с представлением Председатель Московского городского суда вносит в Московскую городскую Думу проект постановления Московской городской Думы о назначении мировых судей.
Представление Председателя Московского городского суда и проект постановления Московской городской Думы о назначении мировых судей направляются Председателем Московской городской Думы в комиссию Московской городской Думы в соответствии с направлением ее деятельности для подготовки заключения о рекомендации кандидатов на назначение на должности мировых судей.
Проект постановления Московской городской Думы о назначении мировых судей рассматривается Московской городской Думой при наличии указанного заключения комиссии Московской городской Думы.
Московская городская Дума в месячный срок со дня внесения в Московскую городскую Думу указанного в настоящей статье проекта постановления назначает мирового судью на должность либо отклоняет представленную кандидатуру. При исчислении месячного срока время летнего и зимнего перерывов в работе Московской городской Думы не учитывается.
Кандидатура на должность мирового судьи, отклоненная Московской городской Думой, может быть представлена на рассмотрение Московской городской Думы повторно не ранее чем через год после отклонения этой кандидатуры Московской городской Думой.
(Статья в редакции, введенной в действие с 4 апреля 2003 года Законом города Москвы от 19 февраля 2003 года N 10,

Статья 8. Срок полномочий мировых судей

Мировые судьи назначаются на должность сроком на пять лет. В случае если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи — 70 лет, он назначается на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста (часть в редакции, введенной в действие с 3 июля 2005 года Законом города Москвы от 1 июня 2005 года N 21.
Мировым судьям, назначаемым на должность впервые, срок полномочий устанавливается на три года.

Статья 9. Замещение временно отсутствующего мирового судьи

При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда.
(Статья в редакции, введенной в действие с 19 февраля 2005 года Законом города Москвы от 12 января 2005 года N 1

Статья 9.1. Организационное обеспечение деятельности мировых судей

Под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 7 июня 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 28.
Положение об уполномоченном Правительством Москвы органе исполнительной власти города Москвы утверждается Правительством Москвы.
(Часть в редакции, введенной в действие с 7 июня 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 28.
(Статья дополнительно включена со 2 ноября 2012 года Законом города Москвы от 10 октября 2012 года N 48)

Статья 9.2. Порядок, сроки и формы получения дополнительного профессионального образования мировыми судьями

1. Мировой судья, впервые назначенный на должность мирового судьи, проходит обучение по программе профессиональной переподготовки в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования, осуществляющих дополнительное профессиональное образование судей, в том числе в форме стажировки в суде, с сохранением на этот период ежемесячного денежного вознаграждения и других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Общая продолжительность профессиональной переподготовки мирового судьи устанавливается в соответствии с федеральным законодательством.

3. Период прохождения профессиональной переподготовки мирового судьи включается в стаж работы в должности мирового судьи.

4. По результатам прохождения профессиональной переподготовки мировому судье, впервые назначенному на должность мирового судьи, присваивается квалификационный класс.

5. Мировой судья обязан повышать квалификацию. Повышение квалификации мировых судей осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года с сохранением на этот период ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения и других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования, реализующих программы повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в суде.

6. Обучение по программам повышения квалификации мировых судей осуществляется после прохождения ими обучения по программам профессиональной переподготовки.

7. Дополнительное профессиональное образование мировых судей организуется уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы.
(Статья дополнительно включена с 20 июля 2015 года Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 40)

Статья 10. Аппарат мирового судьи

В целях обеспечения работы мировых судей по осуществлению правосудия, обобщения судебной практики и иной деятельности действуют аппараты мировых судей.
Структура, штатная численность аппарата мирового судьи устанавливаются уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы по представлению мирового судьи в пределах фонда оплаты труда, утвержденного в установленном порядке.
(Часть в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2011 года Законом города Москвы от 26 октября 2011 года N 48; в редакции, введенной в действие с 7 июня 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 28.
Часть утратила силу со 2 ноября 2012 года — Закон города Москвы от 10 октября 2012 года N 48..
____________________________________________________________________
Часть 3 предыдущей редакции с 25 июля 2001 года считается частью 4 настоящей редакции — Закон Москвы от 6 июня 2001 года N 23.
____________________________________________________________________
Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими города Москвы (часть дополнена с 26 ноября 2011 года Законом города Москвы от 26 октября 2011 года N 48.
Положение об аппарате мирового судьи города Москвы утверждается уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы.
(Часть дополнительно включена с 26 ноября 2011 года Законом города Москвы от 26 октября 2011 года N 48; в редакции, введенной в действие с 7 июня 2014 года Законом города Москвы от 7 мая 2014 года N 28.
Руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет мировой судья соответствующего судебного участка.
(Часть дополнительно включена с 12 ноября 2018 года законом города Москвы от 31 октября 2018 года N 23)
Перемещение работника аппарата мирового судьи на иную должность, применение к нему мер поощрения и взыскания, а также утверждение графика отпусков работников аппарата мирового судьи осуществляются уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы по согласованию с мировым судьей соответствующего судебного участка.
(Часть дополнительно включена с 12 ноября 2018 года законом города Москвы от 31 октября 2018 года N 23)

Статья 11. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей

1. Финансирование расходов на ежемесячное денежное вознаграждение, ежеквартальное денежное поощрение мировых судей, другие выплаты, осуществляемые за счет средств фонда оплаты труда, социальные выплаты, предусмотренные для мировых судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями производятся за счет средств федерального бюджета через Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в городе Москве.

2. Финансирование расходов на дополнительное профессиональное образование мировых судей, денежное содержание и иные выплаты работникам аппаратов мировых судей, предусмотренные для гражданских служащих федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, а также материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляются за счет средств бюджета города Москвы.

3. Правительство Москвы обеспечивает выделение помещений для размещения судебных участков и учитывает расходы на обеспечение деятельности мировых судей и содержание их аппаратов при составлении проекта закона города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период.
(Статья в редакции, введенной в действие с 20 июля 2015 года Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 40.

Статья 12. Символы государственной власти мировых судей

В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также флаг и изображение герба города Москвы.
При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии.
Мировым судьям в городе Москве выдаются удостоверения, подписанные Мэром Москвы (часть в редакции, введенной в действие с 19 июля 2008 года Законом города Москвы от 18 июня 2008 года N 23.

Удостоверение судьи вручается назначенным мировым судьям в торжественной обстановке в Московской городской Думе в присутствии депутатов Московской городской Думы Председателем Московской городской Думы или лицом по его поручению.
(Часть дополнительно включена с 4 апреля 2003 года Законом города Москвы от 19 февраля 2003 года N 10; в редакции, введенной в действие с 20 июня 2017 года Законом города Москвы от 31 мая 2017 года N 16. — См. предыдущую редакцию)

Мировым судьям, пребывающим в отставке, удостоверения подписываются и выдаются председателем районного суда, в границах территориальной подсудности которого созданы соответствующие судебный участок и должность мирового судьи (часть дополнительно включена с 19 июля 2008 года Законом города Москвы от 18 июня 2008 года N 23).

Статья 13. Печать мировых судей

Мировые судьи имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.

Статья 14. Заключительные положения

Настоящий Закон вступает в силу в порядке, установленном Законом города Москвы «О законодательных актах города Москвы».

Мэр Москвы
Ю.Лужков

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

О мировых судьях в Пермском крае

ЗАКОН
ПЕРМСКОГО КРАЯ
от 31 марта 2014 года N 320-ПК
О мировых судьях в Пермском крае

Принят
Законодательным Собранием
Пермского края
20 марта 2014 года

Статья 1. Мировые судьи Пермского края

1. Мировые судьи Пермского края являются судьями общей юрисдикции Пермского края и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации.

3. Должность мирового судьи является государственной должностью Пермского края.

Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные федеральными законами.

Статья 3. Компетенция мирового судьи

Компетенция мировых судей определяется федеральными законами, законами Пермского края, принятыми в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Статья 4. Судебные участки

1. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебного района на судебных участках.

2. Общее число мировых судей и количество судебных участков в Пермском крае определяются федеральным законом.

3. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законом Пермского края.

Границы судебных участков устанавливаются и изменяются законом Пермского края.

Предложения по установлению и (или) изменению границ судебных участков рассматриваются с учетом мнения председателей районных судов соответствующих судебных районов, соответствующих органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Пермского края.

4. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

5. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

6. Место постоянного пребывания судебного участка определяется исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим полномочия по организационному обеспечению деятельности мировых судей, уполномоченным Правительством Пермского края (далее — уполномоченный орган).

Статья 5. Требования, предъявляемые к мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей

(в ред. Закона Пермского края от 26.04.2019 N 381-ПК)

К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учетом положений Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

Статья 6. Порядок назначения на должность мировых судей

1. Мировые судьи назначаются на должность Законодательным Собранием Пермского края по представлению председателя Пермского краевого суда при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Пермского края.

(в ред. Закона Пермского края от 01.04.2015 N 464-ПК)

Внесение, рассмотрение и принятие проекта постановления о назначении на должности мировых судей осуществляются в порядке, установленном регламентом Законодательного Собрания Пермского края, в 30-дневный срок со дня внесения соответствующего проекта постановления.

(часть 1 в ред. Закона Пермского края от 04.10.2014 N 377-ПК)

2. Законодательное Собрание Пермского края рассматривает вопросы, связанные с назначением мировых судей, на своем заседании.

3. Предварительное рассмотрение кандидатур на должности мировых судей осуществляется постоянной комиссией (далее — комиссия), создаваемой Законодательным Собранием и действующей на основании положения, утверждаемого Законодательным Собранием.

Основной задачей комиссии является всестороннее ознакомление с кандидатами, представленными для назначения на должности мировых судей.

Решения, принимаемые комиссией, носят рекомендательный характер и выдаются депутатам Законодательного Собрания Пермского края не позднее чем за три дня до заседания Законодательного Собрания Пермского края.

4. Кандидаты на должность мирового судьи присутствуют на заседании Законодательного Собрания Пермского края при рассмотрении вопроса об их назначении на должность мирового судьи. В ходе обсуждения депутаты Законодательного Собрания Пермского края вправе задавать вопросы докладчику и кандидату на должность мирового судьи, высказывать свое мнение по рассматриваемой кандидатуре.

В случае отсутствия кандидата, представленного для назначения на должность мирового судьи, на заседании Законодательного Собрания Пермского края депутаты вправе рассмотреть вопрос в его отсутствие.

5. Каждый мировой судья назначается на должность Законодательным Собранием Пермского края в индивидуальном порядке. Отклонение Законодательным Собранием Пермского края кандидатуры на должность мирового судьи не препятствует повторному представлению отклоненной кандидатуры.

Статья 7. Срок полномочий мирового судьи

1. Мировой судья впервые назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения на данную должность.

2. При повторном и последующих назначениях на должность мирового судьи мировой судья назначается сроком на десять лет. В случае если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи, установленного федеральным законом.

3. Срок полномочий вновь назначенного мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи.

Статья 8. Дополнительное профессиональное образование мировых судей

1. Мировой судья, впервые назначенный на должность мирового судьи, проходит обучение по программе профессиональной переподготовки.

Мировой судья, впервые назначенный на должность мирового судьи, проходит обучение по программе профессиональной переподготовки в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования, осуществляющих дополнительное профессиональное образование судей, в том числе в форме стажировки у мирового судьи, имеющего стаж работы в должности мирового судьи не менее трех лет, или в районном суде Пермского края, с сохранением на этот период ежемесячного денежного вознаграждения и других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Общая продолжительность профессиональной переподготовки не может превышать трех месяцев, из которых стажировка должна быть не менее двух недель.

Решение о месте, сроках и тематике прохождения профессиональной переподготовки мировым судьей принимается уполномоченным органом по согласованию с Пермским краевым судом.

Решение о месте и сроках прохождения стажировки мировым судьей принимается председателем районного суда судебного района Пермского края, на территории которого расположен участок мирового судьи, направляемого на стажировку.

Профессиональная переподготовка мирового судьи осуществляется с отрывом или частичным отрывом от исполнения должностных обязанностей мирового судьи, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

2. Мировой судья обязан повышать квалификацию.

Повышение квалификации мировых судей осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года, в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования, осуществляющих дополнительное профессиональное образование судей, в том числе в форме стажировки в районном суде, с сохранением на этот период ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения и других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Продолжительность повышения квалификации мирового судьи не может превышать двух месяцев, из которых стажировка мирового судьи в соответствующем районном суде Пермского края не должна быть менее одной недели.

Повышение квалификации мирового судьи осуществляется с отрывом или частичным отрывом от исполнения должностных обязанностей мирового судьи, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Место, сроки и тематика прохождения мировым судьей повышения квалификации определяются уполномоченным органом по согласованию с Пермским краевым судом.

3. План профессиональной переподготовки и повышения квалификации мировых судей ежегодно утверждается уполномоченным органом.

4. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации мировых судей и оплата командировочных расходов, связанных с профессиональной переподготовкой и повышением квалификации мировых судей, осуществляются за счет и в пределах средств бюджета Пермского края, предусмотренных уполномоченным органом на указанные цели в соответствии с законом о краевом бюджете на соответствующий год и плановый период.

Нормы возмещения расходов, связанных со служебными командировками в связи с профессиональной переподготовкой и повышением квалификации, мировым судьям Пермского края устанавливаются правовым актом Правительства Пермского края.

Статья 9. Аппарат мирового судьи

1. Аппарат мирового судьи обеспечивает работу мирового судьи.

Положение об аппарате мирового судьи, должностные обязанности работников аппарата мирового судьи утверждаются уполномоченным органом. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата мирового судьи утверждаются уполномоченным органом в пределах фонда должностных окладов и предельной штатной численности уполномоченного органа, утвержденных в порядке, установленном законодательством Пермского края.

2. Сотрудники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими Пермского края. Права и обязанности указанных сотрудников, а также порядок прохождения ими государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами, законами Пермского края, иными нормативными правовыми актами Пермского края и нормативными правовыми актами уполномоченного органа.

3. Назначение на должность, освобождение от должности и перемещение сотрудника аппарата мирового судьи на иную должность, применение к нему мер поощрения и взыскания, а также утверждение графика отпусков работников аппарата мирового судьи осуществляются уполномоченным органом по согласованию с мировым судьей соответствующего судебного участка.

(часть 3 в ред. Закона Пермского края от 26.04.2019 N 381-ПК)

4. Руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет мировой судья соответствующего судебного участка.

(часть 4 введена Законом Пермского края от 26.04.2019 N 381-ПК)

Статья 10. Размещение мирового судьи и его аппарата

1. Мировой судья и его аппарат размещаются в помещении, надлежащем для осуществления правосудия и доступном для населения судебного участка.

2. Обеспечение мирового судьи и его аппарата помещением осуществляется уполномоченным органом.

Помещения для размещения мирового судьи и его аппарата могут предоставляться органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и иными собственниками на условиях договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Норматив площади помещения судебного участка устанавливается правовым актом Правительства Пермского края.

3. Помещение судебного участка должно быть обеспечено охраной, системами видеонаблюдения, соответствовать санитарно-техническим нормам, нормам пожарной безопасности, иным требованиям, позволяющим обеспечивать осуществление правосудия, иметь зал судебного заседания, кабинеты для судьи, аппарата мирового судьи, участников судебного заседания, комнату для конвойной службы.

Нормативы материально-технического обеспечения судебного участка устанавливаются правовым актом Правительства Пермского края.

(абзац введен Законом Пермского края от 29.02.2016 N 621-ПК)

Статья 11. Организационное обеспечение деятельности мировых судей

1. Под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется уполномоченным органом в соответствии с федеральными законами, законами Пермского края и положением об уполномоченном органе, утвержденным правовым актом Правительства Пермского края.

2. Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

(часть 2 введена Законом Пермского края от 26.04.2019 N 381-ПК)

3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплата труда работников аппарата мировых судей в процессе исполнения бюджета Пермского края производятся в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с законом Пермского края о бюджете Пермского края на текущий финансовый год и плановый период.

(часть 3 введена Законом Пермского края от 26.04.2019 N 381-ПК)

4. Совет судей Пермского края взаимодействует с Правительством Пермского края при разработке проекта бюджета Пермского края в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей. При наличии разногласий Правительство Пермского края прилагает к проекту бюджета Пермского края предложения Совета судей Пермского края вместе со своим заключением.

(часть 4 введена Законом Пермского края от 26.04.2019 N 381-ПК)

5. Уменьшение размера бюджетных средств Пермского края, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия Совета судей Пермского края.

Уменьшение размера бюджетных средств Пермского края, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия конференции судей Пермского края.

(часть 5 введена Законом Пермского края от 26.04.2019 N 381-ПК)

6. Мероприятия по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, осуществляются в порядке, установленном федеральным законодательством.

(часть 6 введена Законом Пермского края от 26.04.2019 N 381-ПК)

7. Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

(часть 7 введена Законом Пермского края от 26.04.2019 N 381-ПК)

Статья 12. Финансирование деятельности мировых судей

1. Обеспечение деятельности мировых судей осуществляется уполномоченным органом за счет ассигнований из бюджета Пермского края.

2. Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Статья 13. Символы государственной власти в зале судебных заседаний мировых судей

1. В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и флаг Пермского края, изображение Государственного герба Российской Федерации и герба Пермского края.

2. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и имеет отличительный знак своей должности.

3. Положение об отличительном знаке мирового судьи утверждается уполномоченным органом.

Положение о порядке выдачи мантий утверждается уполномоченным органом.

Статья 14. Присяга мирового судьи

Мировой судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу судьи в соответствии с федеральными законами в торжественной обстановке.

Присяга приносится мировым судьей перед Государственным флагом Российской Федерации и флагом Пермского края.

Статья 15. Удостоверение мирового судьи, удостоверение мирового судьи в отставке

Мировому судье, мировому судье в отставке выдается удостоверение, являющееся основным документом, удостоверяющим личность и полномочия мирового судьи, мирового судьи в отставке. Удостоверение мирового судьи, мирового судьи в отставке подписывается председателем Законодательного Собрания Пермского края и выдается уполномоченным органом в устанавливаемом им порядке.

(в ред. Закона Пермского края от 29.02.2016 N 621-ПК)

Форма удостоверения мирового судьи, мирового судьи в отставке утверждается постановлением Законодательного Собрания Пермского края.

(в ред. Закона Пермского края от 29.02.2016 N 621-ПК)

Статья 16. Обеспечение доступа к информации о деятельности мировых судей

1. Информация о деятельности мировых судей предоставляется в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.

2. К информации о деятельности мировых судей Пермского края, предоставляемой в устной форме, относится информация о:

наименовании и территории судебного участка, на которую распространяется юрисдикция мирового судьи;

фамилиях, именах и отчествах мирового судьи и работников аппарата мирового судьи;

номерах телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера, в том числе о прохождении дел, находящихся в производстве у мирового судьи;

порядке обращения пользователя информации с запросом;

другая информация на основании разрешения мирового судьи.

3. В помещениях судебных участков мировых судей Пермского края в доступных для посетителей местах размещаются информационные стенды и (или) технические средства аналогичного назначения для ознакомления пользователей информацией с текущей информацией о деятельности соответствующего мирового судьи Пермского края, которая должна содержать:

порядок работы мирового судьи, включая порядок приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, по вопросам, связанным с рассмотрением дел в суде, и иным вопросам, касающимся деятельности суда;

сведения о дате, времени, месте проведения и предмете судебного заседания по делам, назначенным к слушанию;

порядок присутствия в судебном заседании и меры, принимаемые к его нарушителям, порядок пропуска в залы судебного заседания и помещения, занимаемые судами;

условия и порядок получения информации о деятельности суда;

иные сведения, необходимые для оперативного информирования пользователей информацией.

Статья 17. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования, за исключением части 3 статьи 6 настоящего Закона, которая вступает в силу после вступления в силу постановления Законодательного Собрания Пермского края о создании постоянной комиссии.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона считать утратившими силу:

Закон Пермского края от 30 июля 2008 г. N 287-ПК «О внесении изменений в Закон Пермского края «О мировых судьях в Пермском крае» (Собрание законодательства Пермского края, 18.09.2008, N 9).

Губернатор
Пермского края
В.Ф.БАСАРГИН

Мировые судьи 19 век

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *