Соглашение о сервитуте

Соглашение об установлении сервитута части земельного участка

г.

, именуемый в дальнейшем «Собственник», с одной стороны и , именуемый в дальнейшем «Сервитуарий», вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

1. Предмет соглашения

1.1. Собственник предоставляет Сервитуарию право ограниченного пользования принадлежащей ему на праве собственности частью земельного участка с кадастровым номером , предназначенного для , расположенного по адресу: .

1.2. Сервитут установлен для к земельному участку Сервитуария, расположенного по адресу: . Площадь сервитута составляет .

1.3. Кадастровый паспорт земельного участка, на котором отмечена сфера действия сервитута прилагается к настоящему Соглашению и является неотъемлемой частью Соглашения.

1.4. Указанный земельный участок принадлежит Собственнику на основании N от , что удостоверяется выпиской из ЕГРН от .

1.6. Право ограниченного пользования частью земельного участка включает в себя: .

2. Размер платы за сервитут и порядок ее внесения

2.1. Стоимость платы за право ограниченного пользования частью земельного участка составляет .

2.2. В обусловленную плату стоимость обслуживания части земельного участка, необходимого для поддержания его в надлежащем состоянии с учетом целевого назначения, и компенсации с согласованием размера и отражением в Протоколе согласования расходов на содержание части земельного участка.

2.3. Указанная плата выплачивается Сервитуарием путем Собственнику .

3. Права и обязанности Собственника

3.1. Собственник обязан:

3.1.1. Произвести все необходимые действия для осуществления государственной регистрации сервитута части земельного участка в установленном законодательством порядке, в том числе предоставить необходимые правоустанавливающие и иные документы.

3.1.2. Предоставить обусловленную часть земельного участка в беспрепятственное пользование Сервитуарию для целей, обусловленных настоящим Соглашением, в течение с момента государственной регистрации.

3.1.3. Не вмешиваться в деятельность Сервитуария, если она не противоречит условиям настоящего Соглашения.

3.1.4. .

3.2. Собственник вправе:

3.2.1. Осуществлять контроль над использованием части земельного участка, переданного в ограниченное пользование, в соответствии с целями его предоставления.

3.2.2. Ввиду отпадения оснований, по которым был установлен сервитут, требовать его прекращения.

3.2.3. В случаях, когда объект, принадлежащий Собственнику, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, требовать по суду прекращения сервитута.

3.2.4. В судебном порядке досрочно расторгнуть настоящее Соглашение в случае, если осуществление прав Сервитуария противоречит его условиям, наносит ущерб правам Собственника, использует предоставленное ему право пользования способами, ухудшающими экологическую обстановку и качественные характеристики земельного участка.

3.2.5. .

3.3. Обременение части земельного участка сервитутом не лишает Собственника прав владения, пользования и распоряжения этой частью участка.

4. Права и обязанности Сервитуария

4.1. Сервитуарий обязан:

4.1.1. Произвести все необходимые действия для осуществления регистрации сервитута в установленном законодательством порядке.

4.1.2. Использовать часть земельного участка в соответствии с целью и условиями сервитута.

4.1.3. Не нарушать прав других землепользователей, установленный порядок пользования природными ресурсами.

4.1.4. Не допускать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик земельного участка, экологической обстановки.

4.1.5. Исполнять обязанности, предусмотренные условиями настоящего Соглашения, действующим законодательством и вытекающие из существа обязательства.

4.1.6. Своевременно вносить плату за право ограниченного пользования частью земельного участка, обусловленную Соглашением.

4.1.7. .

4.2. Сервитуарий имеет право:

4.2.1. На продление настоящего соглашения на согласованных Сторонами условиях путем подачи письменного заявления Собственнику не позднее чем за дней до окончания срока действия сервитута.

4.2.2. .

5. Срок действия сервитута

5.1. Настоящее Соглашение заключено Сторонами сроком на .

5.2. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

6. Ответственность Сторон

6.1. Сторона Соглашения, не исполнившая или исполнившая ненадлежащим образом свои обязательства по Соглашению, несет ответственность при наличии вины.

6.2. В случае нарушения сроков оплаты установленных настоящим Соглашением Сервитуарий несет ответственность в виде уплаты неустойки в размере % от суммы, подлежащей оплате за каждый день просрочки.

6.3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Собственником своих обязанностей, повлекших невозможность пользования частью земельного участка, Собственник несет ответственность в виде возмещения Сервитуарию убытков, возникших вследствие невозможности пользования.

7. Порядок разрешения споров

7.1. Стороны будут принимать все меры для регулирования возникающих споров и разногласий путем переговоров.

7.2. При недостижении взаимопонимания спор будет рассматриваться в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

8. Заключительные положения

8.1. Сервитут сохраняется в случае перехода права собственности к другому лицу.

8.2. Право ограниченного пользования частью земельного участка подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

8.3. Расходы, связанные с заключением настоящего Соглашения, регистрацией сервитута, возлагаются на Сервитуария.

8.4. Изменения и дополнения к настоящему Соглашению совершаются в письменной форме и подписываются Сторонами.

8.5. Все дополнительные соглашения прилагаются к настоящему Соглашению и являются его неотъемлемой частью.

8.6. Соглашение составлено в трех экземплярах, один из которых хранится в делах по адресу: , а остальные выдаются Собственнику и Сервитуарию.

8.7. По вопросам, не нашедшим отражения в Соглашении, Стороны руководствуются действующим законодательством.

9. Реквизиты и подписи Сторон

Собственник

Сервитуарий

ГАРАНТ:

Примечание. В случае, если Сторонами соглашения об установлении сервитута являются юридические лица, то подписи лиц, уполномоченных на подписание соглашения, скрепляются печатями.

Подготовлен к первому чтению законопроект, вносящий изменения в ст. 23 Земельного кодекса РФ в части уточнения оснований для установления публичных сервитутов.

Под сервитутом действующее законодательство понимает право ограниченного пользования чужим земельным участком (ст. 274 ГК РФ). Сервитуты могут быть не только частными, но и публичными.

Публичные сервитуты устанавливаются с целью обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ). В пункте 3 ст. 23 Земельного кодекса РФ приведен исчерпывающий перечень оснований установления публичного сервитута. Проект направлен на расширение перечня.

Планируется дополнить подп. 2 п. 3 ст. 23 Земельного кодекса РФ еще одной возможностью установления сервитута на земельном участке в целях строительства, эксплуатации, ремонта, реконструкции и охраны линейных объектов. В настоящее время в подп. 2 п. 3 ст. 23 Земельного кодекса РФ в качестве основания установления публичного сервитута названо использование земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.

Внесение изменений в него обусловлено тем, что в производственной деятельности организации часто строят и эксплуатируют специфические объекты недвижимого имущества — линейные сооружения (дороги, линии электропередачи, линии связи, в том числе линейно-кабельные сооружения, и др).

Такие сооружения затрагивают участки, принадлежащие различным собственникам (пользователям), с которыми не всегда возможно положительно решить вопрос об установлении частного сервитута.

(Проект № 195039-5)

А.С. Федорященко

Федорященко Алексей Сергеевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового и предпринимательского права

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Прекращение права ограниченного пользования чужим земельным участком: правоприменительный аспект

Согласно статье 48 Земельного кодекса РФ1 право ограниченного пользования чужим земельным участком может быть прекращено по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Предусмотренные Гражданским кодексом РФ2 прямые основания к отмене земельного сервитута касаются либо отпадения оснований, по которым он был установлен (в терминологии Земельного кодекса — общественные нужды), либо невозможности пользования собственником участком в соответствии с его целевым назначением. Так, статья 276 ГК РФ гласит, что по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен; а в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

В первом случае речь идет об отпадении необходимости в пользовании участком обладателем сервитута, во втором случае — о невозможности пользования участком собственником.

Сами по себе формулировки положений о прекращении ограниченного пользования земельным участком, содержащиеся и в Земельном, и в Гражданском кодексах, несовершенны и вызывают вопросы. Так, проблемным видится положение закона о том, что сервитут может быть прекращен по требованию собственника обремененного участка. Буквальное толкование данной нормы приводит к абсурдному выводу, что обладатель сервитута бессрочно связан соответствующими обязательствами с собственником земельного участка и не имеет возможности отказаться от сервитута. Решение этой проблемы вынуждена искать правоприменительная практика. Так, например, Арбитражный суд Дальневосточного округа при рассмотрении иска об установлении платы за сервитут и встречного иска об отмене сервитута мотивировал право обладателя сервитута на прекращение сервитута через право на признание обременения от-сутствующим3. Суд, в частности, указал, что согласно пункту 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Поскольку сервитут относится к числу ограниченных вещных прав, то обладатель сервитута вправе требовать в судебном порядке прекращения действия спорного сервитута (что по существу аналогично содержанию требования о признании такого обременения отсутствующим), так как иные способы защиты в данном случае законом не предусмотрены. То есть по рассматриваемому вопросу суд бы вынужден применить аналогию закона, что не лучшим образом характеризует формулировку статьи 276 ГК РФ.

Еще одним проблемным аспектом, по-разному решаемым судебными органами, является вопрос о порядке прекращения публичного сервитута. Часть 2 статьи 48 ЗК предусматривает, что публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. То есть данная норма не упоминает судебную инстанцию в процедуре прекращения сервитута. Такая формулировка позволяет судам произвольно подходить к самой возможности судебного разрешения вопроса о прекращении публичного сервитута. «Статья 48 Земельного кодекса РФ допускает прекращение публичного сервитута, указывая способ такого прекра-

3 Дело по иску об установлении платы…: постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 сентября 2015 г. № Ф03-3878/2015 по делу № А51-21419/2012 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.12.2017).

щения — путем принятия акта об отмене сервитута. О решении суда о прекращении публичного сервитута в статье 48 ЗК РФ не сказано»1. Поэтому арбитражные суды сходятся во мнении, что правильным исковым требованием в данном случае надо считать не требование о прекращении сервитута, а требование о признании недействующим акта, его установившего2. При этом мнения судов расходятся в вопросе подведомственности таких споров. Например, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в удовлетворении иска было отказано3. В подобном же случае Арбитражный суд Оренбургской области прекратил производство по делу ввиду того, что оно не подлежит рассмотрению в арбитражном суде4.

В первом случае мотивировка решения была следующая. Так как решение об отмене публичного сервитута должно приниматься органом власти, его установившим, то предпосылкой принятия нормативного правового акта о прекращении публичного сервитута является требование правообладателя земельного участка. То есть необходимо обращение заинтересованного лица с заявлением об отмене обременения в орган, установивший сервитут, чего истец не сделал.

Во втором случае суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление является муниципальным правовым актом исполнительно-распорядительного органа, вынесенным в пределах установленной компетенции, обладает признаками нормативного правового акта. Приняв во внимание положения пункта 8 статьи 23 и пункта 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации, не содержащие указаний о том, что споры о признании недействующим нормативного правового акта об установлении публичного сервитута отнесены к компетенции арбитражных судов, суд констатировал, что спор не подлежит рассмотрению арбитражным судом.

Большую проблему в правоприменительной практике создает также ограничительная формулировка перечня оснований прекращения земельного сервитута. Как было указано выше, основаниями в законе названы отпадение собственно оснований, по которым сервитут был установлен, и невозможность использования участка по целевому назначению. И теоретически, и практически означает ли это, что другие случаи не могут служить основанием для прекращения ограниченного пользования чужим земельным участком. В частности, весьма проблематичным видится расторжение договора частного сервитута в силу нарушения сторонами его условий. Так, арбитражным судом был рассмотрен спор о расторжении соглашения об ограниченном пользовании земельным участком ввиду систематического нарушения обладателем сервитута обязанностей по плате за сервитут5. Материалами дела установлено, что между истцом и ответчиком имеется соглашение о сервитуте, в котором предусмотрено право собственника участка расторгнуть договор в судебном порядке при существенном нарушении условий договора, в частности, наличии задолженности по оплате по установленному сервитуту. По этому поводу было указано следующее. Исходя из буквального толкования статьи 276 ГК РФ, суд указал, что такого основания для прекращения сервитута, как наличие задолженности по оплате за сервитут, указанная статья не содержит, а доказательств того, что основания для сервитута, предусмотренные действующим гражданским законодательством, отпали, суду не представлено.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что обладатель сервитута систематически нарушает свои обязанности по перечислению платы за сервитут, являются несостоятельными, так как истец не лишен возможности взыскать сумму задолженности по плате за установленный сервитут с ответчика в судебном порядке.

Ссылка заявителя на нормы статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации о возможности расторгнуть договор в судебном порядке при существенном нарушении условий договора, в частности наличии задолженности по оплате по установленному сервитуту, что закреплено и в пункте 5.1 соглашения о сервитуте, является необоснованной.

Согласно части 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

1 Дело по иску о прекращении публичного сервитута…: постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2014 г. № 15АП-16335/2014 по делу № А32-11447/2014 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.12.2017).

2 См., например: Дело по иску об отмене обременения.: постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 сентября 2011 г. по делу № А56-57861/2010 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.12.2017); Дело по заявлению о признании недействующим постановления.: постановление ФАС Уральского округа от 7 мая 2014 г. № Ф09-1431/14 по делу N А47-1901/2013 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.12.2017); По иску о прекращении публичного сервитута.: постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2014 г. № 15АП-16335/2014 по делу № А32-11447/2014 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.12.2017).

3 Дело по иску об отмене обременения.: постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 сентября 2011 г. по делу № А56-57861/2010 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.12.2017).

4 Дело по заявлению о признании недействующим постановления.: постановление ФАС Уральского округа от 7 мая 2014 г. № Ф09-1431/14 по делу № А47-1901/2013 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.12.2017).

5 Дело по иску о расторжении соглашения.: постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2011 г. по делу № А11-2564/2011 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.12.2017).

Юридическая техника. 2018. № 12

Установление и прекращение частного сервитута регулируется специальными нормами в Земельном кодексе Российской Федерации (ст. 48) и специальными нормами в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 276).

Таким образом, стороны при заключении договора об установлении сервитута должны руководствоваться нормами, установленными законами, в частности земельным и гражданским законодательством. Поэтому условия пункта 5.1. договора противоречат статье 48 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 276 Гражданского кодекса Российской Федерации. На этом основании суд отказал в расторжении договора.

В то же время совершенно противоположное решение было принято в другом случае при рассмотрении спора о признании недействительным соглашения об установлении частного сервитута в части пункта соглашения, предоставляющего собственнику право расторжения в одностороннем порядке соглашения в случае допущения пользователем просрочки осуществления платежей. Суд сделал вывод, что помимо предусмотренных в статьях 48 ЗК РФ и 276 ГК РФ оснований частный сервитут может быть прекращен и по другим основаниям, в том числе в результате расторжения договора об установлении сервитута. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны договора свободны в установлении своих прав и обязанностей и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора. Поэтому пункт соглашения об установлении частного сервитута, определяющий право собственника на одностороннее расторжение договора в случае допущения пользователем просрочки осуществления платежей, не противоречит закону1.

Такая ситуация, когда по одному и тому же вопросу выносятся диаметрально противоположные судебные решения, недопустима. Она проистекает в том числе и из несовершенства закона. Потенциальное право ограниченного пользования чужим земельным участком по своей сути проистекает из фундаментального права пользования своей собственностью, является неотъемлемым, так как отказать в его предоставлении заинтересованному лицу суд не может (естественно, при наличии предусмотренных законом оснований). Об этом свидетельствует формулировка части 1 статьи 274 ГК РФ, где определено право именно требовать установления сервитута. Поэтому его прекращение должно происходить в исключительных случаях (которые собственно и предусмотрены ст. 276), распространение на эту сферу общих правил о расторжении договора неприемлемо. Кроме того, расторжение договора о сервитуте по каким-то другим основаниям (помимо предусмотренных ст. 276 ГК РФ) лишено смысла, ибо от этого заинтересованное лицо не утрачивает право требовать установления сервитута (ведь предусмотренные законом основания для его установления продолжают существовать). Поэтому представляется, что обоснованной является позиция суда о возможности прекращения права ограниченного пользования чужим земельным участком исключительно по основаниям, указанным в статье 276 ГК РФ. Во избежание различий в судебных подходах по данному вопросу было бы целесообразно установить прямой запрет на иные случаи прекращения сервитута непосредственно в тексте закона.

Перечисленные практические проблемы прекращения земельного сервитута демонстрируют, что несмотря на проведенную в 2014 году значительную работу по модернизации земельного законодательства и гражданского законодательства в части вещных прав на землю, нормы, регламентирующие сер-витутные отношения, далеки от идеала и есть потенциал к их совершенствованию.

1 Дело по иску о признании соглашения…: постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2010 г. по делу № А74-4627/2009 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.12.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большинству обывателей термин сервитут незнаком, поэтому кратко опишу простым языком, что он значит. Сервитут – это право использовать чужую собственность: земельный участок, жилое или нежилое помещение в своих (частный сервитут) или в общественных целях (публичный сервитут), для осуществления прохода, проезда, прокладки коммуникаций и т. д.

Установление сервитутов характерно, к примеру, для коттеджных поселков и садоводств, когда земельный участок окружен другими участками и к нему отсутствует доступ с улицы – то есть не могут попасть ни собственник, ни экстренные службы: пожарная, скорая помощь.

Другой пример: в садоводстве есть водный объект (озеро), но доступ к нему преграждают садовые участки, стоящие «забором».

В подобных случаях, когда иной вариант решения проблемы отсутствует, одного или нескольких владельцев земельных участков обязывают выделить землю в пользование, то есть устанавливают обременение в виде сервитута. При этом собственники таких участков не лишаются прав владения, пользования и распоряжения землей.

Существует великое множество сервитутов, у каждого свои особенности и сферы применения: лесные, водные, воздушные, земельные, гражданские (для сооружений и зданий, без привязки к земельному участку). В этой статье остановлюсь на земельном.

Как установить сервитут?

Сервитут может быть установлен как добровольно – через заключение договора с собственником земельного участка, так и принудительно – через судебную инстанцию либо через нормативный акт органов государственной власти регионов, местного самоуправления.

Независимо от способа установления, сервитут может быть срочным – тогда устанавливается срок действия обременения – и может быть бессрочным, без установления срока действия.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут (их называют обладателями сервитута), плату за пользование своим участком.

Сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в Росреестре, а сведения об обременении вносятся в ЕГРН.

Если предстоит добровольная регистрация обременения – через договор, кроме договора сторонам потребуются паспорта (для удостоверения личности участников сделки), выписка из ЕГРН либо свидетельство о праве собственности на земельный участок (для подтверждения права собственности), межевой план земельного участка, на который будет наложено обременение (для конкретизации площади наложения сервитута), заявление по форме (для инициации соответствующего регистрационного действия), а также чек на уплату государственной пошлины в размере 1,5 тыс. руб. для граждан и 6,0 тыс. для юридических лиц (для подтверждения оплаты процедуры государственной регистрации наложения обременения).

В случае если устанавливается публичный сервитут, заключение договора, а также обращение в Росреестр гражданам и юридическим лицам не требуется. Сервитут накладывают региональные, муниципальные органы власти, для чего принимают нормативный акт, в котором перечисляются все основные условия обременения. Далее информация передается в Росреестр, и сведения о сервитуте фиксируются в ЕГРН.

Обладатель сервитута не может никаким способом распоряжаться землей, на которую наложено обременение, кроме срочного или бессрочного пользования. Права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику.

Сервитут может быть прекращен досрочно по требованию собственника, если отпали основания для установления такого обременения либо при установленном сервитуте стало невозможно пользоваться земельным участком по его целевому назначению. Для прекращения сервитута по данному основанию собственник земли обращается в суд.

Что там с судебной практикой?

Часто граждане и юридические лица не могут прийти к компромиссу по поводу установления сервитута: не могут договориться о стоимости пользования земельным участком, о площади обременения, о сроках наложения обременения. В том случае, если диалог зашел в тупик, единственный выход – обращение в суд. Если спор идет между гражданами, обращаться необходимо в районный либо городской суд. Если одна из сторон – юридическое лицо, спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Заинтересованная сторона должна обратиться с иском в тот районный, городской или арбитражный суд, к которому принадлежит земельный участок по территориальной подсудности. Перед обращением истец должен убедиться в обоснованности заявленных требований, так как обременение в виде сервитута – это, прежде всего, крайняя необходимость в отсутствие иных вариантов, а не роскошь выбора только потому, что «я так хочу».

По возможности истец должен заходить на судебную процедуру с уже готовыми вариантами возможных схем установления сервитута. Для этого ему следует обратиться к земельным экспертам и судебным юристам – они помогут сориентировать заявителя по оптимальному способу (способам) из возможных, ведь нужно соблюсти баланс интересов сторон. Также надо понимать, что чем больше по площади земельный участок находится под сервитутом, тем он дороже для заявителя: редко (практически никогда) собственники земли передают землю в ограниченное пользование на безвозмездной основе. Поэтому вопрос о стоимости условной «аренды» также должен стоять перед экспертом.

Граждане и юридические лица обычно не обладают должными познаниями в земельной сфере, поэтому в рамках судебного разбирательства для исследования участков практически всегда назначается экспертиза. Проводится анализ земли (сопоставляется целевое назначение земельного участка с фактическим дальнейшим использованием участка), оцениваются риски для земельного участка в случае его использования не по назначению и возможность ухудшения его свойств, производятся замеры земли, устанавливается возможность прокладывания одного или нескольких возможных путей (если они одинаковые по площади и длине), к примеру, для доступа граждан к своему участку через сквозной проход по земле, принадлежащей соседям. На судебный процесс также может быть допущен кадастровый инженер – для рекомендаций по вышеупомянутым положениям относительно определения места и размеров земельного участка под ограниченное пользование.

Экспертизу чаще всего оплачивает заинтересованная сторона, то есть истец. В случае если ответчика не устроило экспертное заключение, проводимое по ходатайству истца, он может заявить о проведении повторной экспертизы. Для этого потребуется рецензия на первичное заключение – ее готовит земельный эксперт. Далее рецензия кладется в обоснование ходатайства о проведении повторной экспертизы и подается вместе с ним в рамках судебного разбирательства. Оплачивает повторную экспертизу, как и рецензию, в данном случае ответчик.

Если проанализировать текущую совокупную судебную практику – положительную и отрицательную, можно прийти к выводу, что граждане часто в силу незнания и/либо ради возможной экономии личных средств пренебрегают обращением на досудебной и судебной стадиях к судебным юристам и земельным экспертам. Это приводит к отказам в исковых требованиях в полном объеме, а также компенсации юридических издержек с проигравшей стороны, чаще – в пользу ответчика.

Справка БН

Публичный сервитут может устанавливаться для

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд;

9) складирования строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;

10) устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

11) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

12) проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений.

Соглашение о сервитуте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *