Статья 11.4 ПДД РФ запрещает обгон, в частности, «в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью».
За нарушение этого запрета частями 3, 4 и 5 статьи 12.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа до 5 000 рублей или лишения права управления на срок до одного года.
Понятие ограниченной видимости в ПДД РФ определено следующим образом:
«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
Как видно, в определении нет количественных данных, с помощью которых можно проверить, подпадает ли под него конкретный участок дороги — то есть, является ли видимость на этом участке «ограниченной» в том же самом смысле, в каком ее понимают ПДД.
Между тем, видимость в любом направлении всегда ограничена, как минимум, естественной кривизной поверхности Земли. Поэтому, строго говоря, участков дороги с неограниченной видимостью не существует вообще.
Таким образом, под существующее определение подпадает любой достаточно длинный участок любой дороги.
Понятие «конец подъема» в ПДД не определено.
На практике водитель обычно судит о том, находится ли автомобиль «в конце подъема» или «на участке с ограниченной видимостью» по дорожным знакам и линиям разметки. Например, вблизи крутого поворота или верхней точки подъема обычно установлен знак «Обгон запрещен», а прерывистая разметка переходит в сплошную, что явно запрещает обгон.
Однако, в стране много участков дорог с подъемами и поворотами, где нет знаков и/или разметки, запрещающих обгон. В таких случаях мнение о нарушении водителем ПДД формируется инспектором ГИБДД на основании его «внутреннего убеждения». В сочетании с достаточной тяжестью предусмотренного наказания, это создает широкие возможности для злоупотребления — как вымогательства, так и наполнения бюджета за счет неправомерных штрафов.
При этом в судах при оспаривании водителями постановлений инспекторов ГИБДД давно сложилась практика отказывать водителям под предлогом того, что у суда «нет оснований не доверять инспектору» (принцип НОНД), даже если инспектор не в состоянии указать, на основании каких объективных данных он счел обгон противоправным.
Между тем, законодательство РФ в лице ГОСТ Р 52289-2004 давно содержит количественные данные, необходимые для уточнения обоих понятий (и ограниченной видимости, и конца подъема). В пункте 6.2.3 перечислены условия, требующие применения разметки 1.1 (одинарная сплошная линия). В частности, такая разметка должна применяться «на участках дорог, где зоны с видимостью встречного автомобиля менее допустимой (таблица 3) перекрывают друг друга (рисунок В.6а)». Это же условие действует и в отношении знаков запрета обгона 5.20 и 5.22 (пункт 5.4.21).
На рисунке В.6 ГОСТ дает наглядное представление об участках дорог, на которых зоны видимости встречного автомобиля перекрываются или не перекрываются. В таблице 3 приведено соответствие скоростей движения минимальным расстояниям видимости встречного автомобиля, при которых обеспечивается безопасность движения. Например, скорости 90 км/ч соответствует расстояние 300 м.
Данные, приведенные в ГОСТ Р 52289-2004, применяются дорожными службами при установке знаков запрета обгона и нанесении сплошной разметки. Однако закон не предусматривает применения этих данных иначе, как через дорожные знаки или разметку. Поэтому при обгоне на участке дороги, на котором нет сплошной разметки и/или знаков запрета обгона, суждение о соблюдении или нарушении ПДД может выноситься инспектором ГИБДД лишь субъективно — под влиянием убеждений, настроения, личной заинтересованности, устного распоряжения начальства и т.п.
В пункте 1.2 ПДД даются следующие определения видимости на дороге:
Недостаточная видимость — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
Ограниченная видимость — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
Как видим, в ПДД нет определения ограниченной видимости связанной с погодными условиями. Тем не менее, встречается упоминание условий, в которых видимость ограничена 100 метрами, что и можно понимать как ограниченную видимость.
Эта таблица поможет вам сориентироваться по условиям видимости, в которых вам приходится вести автомобиль. Не забывайте, что плохие погодные условия являются одним из факторов причин дорожных происшествий.
Характеристика видимости | Балл | Условия наблюдения | Интервал видимости в кабельтовых, милях | Интервал видимости в м, км |
---|---|---|---|---|
Очень плохая | 0 | Очень сильный туман | 0-1,4 кбт | 0-50 м |
Очень плохая | 1 | Сильный туман, густой снег | 1/4 — 1 кбт | 50-200 м |
Очень плохая | 2 | Умеренный туман, сильный снег | 1- 3 кбт | 200-500 м |
Плохая | 3 | Слабый туман, умеренный снег или сильная мгла | 3-5 кбт | 500 м-1 км |
Плохая | 4 | Умеренный снег, сильный дождь, умеренная дымка или мгла | 5 кбт-1 миля | 1-2 км |
Средняя | 5 | Слабый снег, сильный дождь, слабая дымка или мгла | 1-2 мили | 2-4 км |
Средняя | 6 | Умеренный дождь, очень слабый снег, слабая дымка или мгла | 2-5 миль | 4-10 км |
Хорошая | 7 | Слабый дождь | 5-11 миль | 10-20 км |
Очень хорошая | 8 | Без осадков | 11-27 миль | 2-50 км |
Исключительная | 9 | Чистый воздух | Свыше 27 миль | Свыше 50 км |
Ограниченная видимость, как правило, носит кратковременный характер — обогнул пригорок, миновал опасный поворот, объехал сломавшуюся фуру, и нет проблем. Условия недостаточной видимости также непостоянны, но могут длиться довольно долго и представляются для водителя более трудными. В определенных случаях возникает даже полная дезориентация в пространстве, когда необходимо остановиться, не выключая аварийную сигнализацию. Чаще всего это бывает при сильном тумане, непроглядном снегопаде или обильном ливне.
Статья 19 ПДД обязывает водителя в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги включить в машине фары дальнего или ближнего света, а также противотуманные фонари. Согласно пункту 7.1, водитель должен использовать аварийную сигнализацию во всех случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство, и такая формулировка вполне соответствует условиям недостаточной видимости.
Ну, и, конечно, скорость движения автомобиля в такой ситуации должна быть минимальной.При этом необходимо соблюдать безопасную дистанцию с впереди идущим транспортом, учитывая продолжительность тормозного пути в случае экстренной остановки.