Условия видимости

Статья 11.4 ПДД РФ запрещает обгон, в частности, «в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью».
За нарушение этого запрета частями 3, 4 и 5 статьи 12.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа до 5 000 рублей или лишения права управления на срок до одного года.
Понятие ограниченной видимости в ПДД РФ определено следующим образом:
«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
Как видно, в определении нет количественных данных, с помощью которых можно проверить, подпадает ли под него конкретный участок дороги — то есть, является ли видимость на этом участке «ограниченной» в том же самом смысле, в каком ее понимают ПДД.
Между тем, видимость в любом направлении всегда ограничена, как минимум, естественной кривизной поверхности Земли. Поэтому, строго говоря, участков дороги с неограниченной видимостью не существует вообще.
Таким образом, под существующее определение подпадает любой достаточно длинный участок любой дороги.
Понятие «конец подъема» в ПДД не определено.
На практике водитель обычно судит о том, находится ли автомобиль «в конце подъема» или «на участке с ограниченной видимостью» по дорожным знакам и линиям разметки. Например, вблизи крутого поворота или верхней точки подъема обычно установлен знак «Обгон запрещен», а прерывистая разметка переходит в сплошную, что явно запрещает обгон.
Однако, в стране много участков дорог с подъемами и поворотами, где нет знаков и/или разметки, запрещающих обгон. В таких случаях мнение о нарушении водителем ПДД формируется инспектором ГИБДД на основании его «внутреннего убеждения». В сочетании с достаточной тяжестью предусмотренного наказания, это создает широкие возможности для злоупотребления — как вымогательства, так и наполнения бюджета за счет неправомерных штрафов.
При этом в судах при оспаривании водителями постановлений инспекторов ГИБДД давно сложилась практика отказывать водителям под предлогом того, что у суда «нет оснований не доверять инспектору» (принцип НОНД), даже если инспектор не в состоянии указать, на основании каких объективных данных он счел обгон противоправным.
Между тем, законодательство РФ в лице ГОСТ Р 52289-2004 давно содержит количественные данные, необходимые для уточнения обоих понятий (и ограниченной видимости, и конца подъема). В пункте 6.2.3 перечислены условия, требующие применения разметки 1.1 (одинарная сплошная линия). В частности, такая разметка должна применяться «на участках дорог, где зоны с видимостью встречного автомобиля менее допустимой (таблица 3) перекрывают друг друга (рисунок В.6а)». Это же условие действует и в отношении знаков запрета обгона 5.20 и 5.22 (пункт 5.4.21).
На рисунке В.6 ГОСТ дает наглядное представление об участках дорог, на которых зоны видимости встречного автомобиля перекрываются или не перекрываются. В таблице 3 приведено соответствие скоростей движения минимальным расстояниям видимости встречного автомобиля, при которых обеспечивается безопасность движения. Например, скорости 90 км/ч соответствует расстояние 300 м.
Данные, приведенные в ГОСТ Р 52289-2004, применяются дорожными службами при установке знаков запрета обгона и нанесении сплошной разметки. Однако закон не предусматривает применения этих данных иначе, как через дорожные знаки или разметку. Поэтому при обгоне на участке дороги, на котором нет сплошной разметки и/или знаков запрета обгона, суждение о соблюдении или нарушении ПДД может выноситься инспектором ГИБДД лишь субъективно — под влиянием убеждений, настроения, личной заинтересованности, устного распоряжения начальства и т.п.

В пункте 1.2 ПДД даются следующие определения видимости на дороге:

Недостаточная видимость — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Ограниченная видимость — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Как видим, в ПДД нет определения ограниченной видимости связанной с погодными условиями. Тем не менее, встречается упоминание условий, в которых видимость ограничена 100 метрами, что и можно понимать как ограниченную видимость.

Эта таблица поможет вам сориентироваться по условиям видимости, в которых вам приходится вести автомобиль. Не забывайте, что плохие погодные условия являются одним из факторов причин дорожных происшествий.

Характеристика видимости Балл Условия наблюдения Интервал видимости в кабельтовых, милях Интервал видимости в м, км
Очень плохая 0 Очень сильный туман 0-1,4 кбт 0-50 м
Очень плохая 1 Сильный туман, густой снег 1/4 — 1 кбт 50-200 м
Очень плохая 2 Умеренный туман, сильный снег 1- 3 кбт 200-500 м
Плохая 3 Слабый туман, умеренный снег или сильная мгла 3-5 кбт 500 м-1 км
Плохая 4 Умеренный снег, сильный дождь, умеренная дымка или мгла 5 кбт-1 миля 1-2 км
Средняя 5 Слабый снег, сильный дождь, слабая дымка или мгла 1-2 мили 2-4 км
Средняя 6 Умеренный дождь, очень слабый снег, слабая дымка или мгла 2-5 миль 4-10 км
Хорошая 7 Слабый дождь 5-11 миль 10-20 км
Очень хорошая 8 Без осадков 11-27 миль 2-50 км
Исключительная 9 Чистый воздух Свыше 27 миль Свыше 50 км

Ограниченная видимость, как правило, носит кратковременный характер — обогнул пригорок, миновал опасный поворот, объехал сломавшуюся фуру, и нет проблем. Условия недостаточной видимости также непостоянны, но могут длиться довольно долго и представляются для водителя более трудными. В определенных случаях возникает даже полная дезориентация в пространстве, когда необходимо остановиться, не выключая аварийную сигнализацию. Чаще всего это бывает при сильном тумане, непроглядном снегопаде или обильном ливне.

Статья 19 ПДД обязывает водителя в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги включить в машине фары дальнего или ближнего света, а также противотуманные фонари. Согласно пункту 7.1, водитель должен использовать аварийную сигнализацию во всех случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство, и такая формулировка вполне соответствует условиям недостаточной видимости.

Ну, и, конечно, скорость движения автомобиля в такой ситуации должна быть минимальной.При этом необходимо соблюдать безопасную дистанцию с впереди идущим транспортом, учитывая продолжительность тормозного пути в случае экстренной остановки.

Условия видимости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *