В этом произведении воспроизведены

Можно ли утверждать, что художественная литература воспитывает человека?

Литература в целом — это один из способов познать мир, человечество, самого себя. Литература как нельзя лучше передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности. И каждый писатель создаёт свой художественный мир, с которым согласится и примет его тот или иной читатель. Картины жизни, образы рисует и живописец. Посвоему жизнь и характеры людей отражаются в музыке, скульптуре и литературе. Оружие писателя — слово. Художественная литература — это искусство слова.

Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Многие поэтому видят в произведениях писателей, композиторов, художников средство приятного времяпрепровождения. Конечно, мы нередко идём в кинотеатр, садимся к телевизору или компьютеру, чтобы отдохнуть, а то и поразвлечься. Да и сами художники, композиторы, программисты, писатели, зная законы искусства, так строят свои произведения, чтобы взбудоражить, поддержать и развить интерес и даже любопытство зрителей, слушателей. Но значение искусства в жизни человека несравненно серьезнее и богаче.

Ни одно искусство не может так наглядно, «объёмно» изобразить человека, как живопись и скульптура. Но и живописец и скульптор «схватывают» лишь один момент жизни, и, рассматривая картину и скульптуру, мы только догадываемся о том, что предшествовало этому моменту, что последует за ним. Ни живописец, ни скульптор не имеют средств, чтобы показать своих героев в движении, в изменении, в развитии. Это может сделать искусство кино, в котором чудесно сплавлены особенности искусство слова, сценического искусства, живописи, музыки, художественной фотографии и компьютерной графики. Но не забудем, что художественные кинокартины создаются на основе литературных сценариев. Нельзя перевести на «язык» кино лирические произведения. При всём необъятном могуществе киноискусства есть области общественной и внутренней жизни человека, доступные только искусству слова. Писатель может нарисовать один момент, и историю человеческой жизни. И одно событие, и цепь самых сложных событий.

Изменения, связанные с прогрессом науки и техники ведет к изменению у нынешнего поколения прежних идеалов и оценок, и поиску новых критериев. Мы говорим о материальном и духовном, однако отделить одно от другого не так уж просто. Каждый мощный взлёт писательской мысли, повлиявший на воспитание молодого поколения, всегда несет в себе элемент духовности. Более высокие технические и творческие возможности сказываются на образе мышления и жизни молодёжи. Но это совсем не значит, молодёжь должна отвергать высшие духовные и культурные ценности, и не следует ставить их в зависимость от материального богатства.

Существует такое понятие, как культура народа, которая корнями уходит глубоко в национальную почву и историю. Во все времена творцы словесного искусства в своих произведениях правдиво и полно отражают сложность и многообразие жизни человека и общества, ярко и доходчиво выражают свои раздумья о смысле жизни, свои сокровенные чувства.

Морально-нравственная позиция автора ненавязчиво воздействует на читателя, который наслаждаясь словом, знакомясь с удивительными персонажами, познаёт мир и формирует в себе высокие гражданские чувства.

Понятие «формирование» в педагогике охватывает своим содержанием диапазон внешних (социальных, экономических, воспитательных и др.) и внутренних (самостоятельная деятельность личности, самовоспитание и др.) факторов, находящихся в неразрывной взаимосвязи и обеспечивающих становление и развитие личности. Опираясь на данное положение, что успешное формирование нравственных ценностей обеспечивается совокупностью внешних и внутренних условий, способствующих их формированию. Отсюда следует, что наряду с воспитательной деятельностью педагога необходима самовоспитательная деятельность учащихся по освоению нравственных ценностей будущих специалистов-филологов.

Опираясь на положения личностно-ориентированного подхода, что деятельность учащихся по самовоспитанию обеспечивает постановку их в позицию субъектов процесса формирования нравственных ценностей и способствует проявлению максимальной активности, самостоятельности в освоении ими нравственных ценностей.

Художественные творения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, М.Шолохова — позволяют молодому поколению не только узнавать прошлое, но и переживать вместе с их героями, формировать взгляды, чувства, характер, пробуждают любовь к прекрасному, воспитывают готовность к борьбе за торжество добра и правды. Литература воспитывает чувство прекрасного, обогащает духовный мир человека.

Предметом изображения литературы чаще всего являются люди конкретной исторической эпохи, их мысли, чувства, взаимоотношения друг с другом, их жизненные идеалы, — словом, внутренний и духовный мир человека. Художественная литература, как и наука, обладает огромной познавательной силой. Она способствует распространению среди молодого поколения просвещения и культуры.

О чем бы писатели и поэты ни говорили в своих произведениях, они думают о читателе, о человеке. Поэтому М.Горький очень точно заметил, что литература — это человековедение.

Сила художественной литературы заключается, прежде всего, в ее эстетическом воздействии. Это — то искусство, которое активизирует человеческие духовные силы: ум, интуицию, чувства, эстетические понятия. Эстетическое воспитание — это воспитание в людях способности и потребности видеть, понимать и ценить красоту во всех ее проявлениях и вносить ее в жизнь, способности понимать возвышенное, трагическое, комическое. Сложная и тонкая задача эстетического воспитания молодого поколения решается совместными усилиями семьи, школы, общественности. Молодёжь воспитывается эстетически на огромном историческом опыте писателей. Эстетические эмоции, вызываемые художественным произведением, способствуют восприятию общественных идей не только умом, но и сердцем, пробуждают активное отношение к жизненным картинам, нарисованным в произведении.

Литература обеспечивает многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи — образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Гамлет, Дон Кихот, Князь Мышкин, Мастер и Маргарита — это уже не просто художественные образы это символы культурно–значимых общечеловеческих ценностей. Читая произведения как «Преступление и наказание», «Война и Мир», «Анна Каренина», «Гранатовый браслет», молодежь меняется, у них меняется отношение к жизни, и становятся лучше. Произведения затрагивают их до глубины сердца и воспитывают.

Художественная литература доступна для всех, но глубина ее понимания зависит от того, умеет ли учащийся ее читать и каков сам учащийся, его вкусы и интересы, морально-мировоззренческие установки.

От личности учащегося зависит, что он выбирает для чтения — так называемое «чтиво» или подлинно художественные произведения. Первого рода книги — чисто развлекательные, они ничего не дают, кроме сиюминутного удовольствия, вторые — глубоко влияют на учащегося, воспитывают его.

Одни учащиеся «глотают» произведения, не «переживая» их, в то время как другие вдумываются в то, что читают. У первых — остается от чтения мало, у вторых — прочитанное глубоко западает в их сознание.

Что же говорят о художественной литературе классики? Замечательный русский писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин отмечал, что «литература — это…сокращенная вселенная». Н. Г. Чернышевский назвал литературу «учебником жизни», подчеркивая ее познавательную ценность, глубину проникновения в жизнь. М.Горький считал главной заслугой литературы ее общественное значение: «Беспощадно ярко освещая пороки жизни, недостатки людей, она воспитывала жажду лучшего, она учила». По его мнению, «цель литературы — помогать человеку понимать себя самого, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты».

«Чем же сильна литература?» — спрашивает М. Горький и отвечает: «Насыщая идеи плотью и кровью, она дает им большую наглядность, большую убедительность, чем философия или наука».

По словам А. Н. Островского, литература «оживляет голые… факты и делает их понятными; из исторических имен творит живых людей. Историк-ученый только объясняет историю, указывая причинную связь явлений, а историк-художник пишет, как очевидец, он переносит нас в прошлые века и ставит зрителем событий».

Сила художественной литературы заключается также в том, что она учит видеть прекрасное и безобразное в самой реальной жизни.

Говоря о преподавании литературы сегодня, нельзя сказать о том новом понимании задач и целей образования, которое последовательно пробивает себе дорогу. Совершенствование преподавания литературы предполагает усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на учащегося, воспитание самосознательности, развитие воображения и чувства прекрасного. В юности закрепляется эстетическое отношение к искусству в целом и к литературе в частности, качественно новый подход к прочтению литературных произведений.

По характеру своего воздействия художественные произведения приближаются к воздействию действительности, а иногда и превосходят ее. Талантливый писатель дает сгусток впечатлений о действительности. Краски изображения бывают настолько ярки, что становятся ощутимы, зримы и вызывают такие сильные эмоции, что читатели или громко смеются, или рыдают над книгой, испытывают гнев или презрение, готовность действовать.

Положительные образы служат примером для заимствования, а отрицательные отвращают человека от ложных шагов и ошибок, способствуя тем самым искоренению пороков личности.

В заключение следует сказать, что чтение художественной литературы должно стать обязательным для каждого человека с детского возраста и до глубокой старости.

Литература доставляет много радости, она просветляет умственный взор, обогащает духовный мир читателя, вольно или невольно оказывает положительное влияние на характер. Воспитание художественной литературой не тяжкий труд, а увлекательный, доставляющий глубокое удовлетворение.

Художественная литература является своеобразной летописью человеческого общества, могучим орудием человеческой культуры, великим средством воспитания молодого поколения.

Тема: Способы информационной переработки текста.

Цель: познакомить учащихся с методами и способами свертывания информации, видами переработки текста и приемами сжатия информации.

Тип урока: комбинированное: повторение изученного, знакомство с новым материалом, практическое освоение новых знаний, первичное закрепление материала.

Задачи:

совершенствование навыков извлечения информации из различных источников, использования основных приемов информационной переработки устного и письменного текста;

развитие культуры учебно-научного общения, навыков, необходимых для обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности; совершенствование умений анализировать, сравнивать, делать выводы;

формирование самостоятельно мыслящей личности.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают способы переработки текста и приемы сжатия информации, указывают на различия между планом, тезисами и планом; используют на практике основные приемы информационной переработки устного и письменного текста

Оборудование:

раздаточный материал, ЭД

Ход урока

  1. Орг. момент. Приветствие учащихся. Создание эмоционально- психологического настроя.

Раздача оценочных листов.

  1. Орфоэпическая разминка.

— Расставьте ударение.

ВЗАИМОПРОВЕРКА с записью баллов в Оценочный лист.

— Что изучает орфоэпия?

III.Организация восприятия. Выход на новую тему.

— Чем интересно слово ТЕЗИСЫ?

— Назовите слова, которые относятся к способам информационной переработки текста.

— На прошлом уроке мы изучали тему «Русский язык помогает мне изучать другие науки». С какими видами работы с информацией мы работаем на разных предметах?

IV. Актуализация знаний. Изучение темы.

1. Объявление темы.

— Какова цель информационной переработки текстов?

— Назовите способы информационной переработки текстов.

Вспоминают виды переработки текста, определяют их необходимость в повседневной жизни ученика.

Называют основные методы, которые положены в основу свертывания информации, дают определения.

2. Вывешивание названия способов. (см. Приложение)

3. Организация осмысления

Заполнение таблицы. (см. Приложение)

Проверка на ЭД.

САМОПРОВЕРКА. Выставление баллов в оценочный лист.

— С какими видами переработки текста вы чаще всего работаете?

4. Работа по повторению. Распечатка. (см. Приложение).

Текст Д.С. Лихачева.

Выполнение заданий.

ПРОВЕРКА (по доске).

Выставление баллов.

V.Закрепление.

— Сегодня мы будем работать, в основном, над планом, тезисами, аннотацией и д.з. у некоторых будет связано с конспектом.

1. . Работа с аннотациями на роман Л.Н. Толстого «Война и мир».

Сравнение аннотаций.

2. Работа с текстом на распечатке. «Есть ли у книги будущее?»

1) Чтение.

2) Составление сложного плана.

3) Выделение тезисов.

4) Работа по заданиям (см. Приложение).

VI. Рефлексия. Подведение итогов.

— О чем бы я мог рассказать после этого урока?

— На какие вопросы мог бы ответить?

VII. Д.З. (на выбор)

  1. Составить конспект параграфа по любому предмету.
  2. Написать сочинение на тему «Есть ли у книги будущее?»
  3. Написать аннотацию к книге.

Приложение.

Хорошо известный классический роман-эпопея Льва Толстого рассказывает о сложном, бурном периоде в истории России и всей Европы — эпохе завоевательных походов императора Наполеона в Восточную Европу и Россию, с 1805 по 1812 год. Автор подробно рассказывает о Войне — о ходе боевых действий от Аустерлица до Бородино и Березины; и о Мире — показана жизнь в России в это же время, причем пером писателя охвачены все слои общества — дворянские семьи, крестьяне, горожане, солдаты и даже императоры.

В этом большом, многоплановом романе действуют десятки и сотни персонажей — и в их числе реальные исторические лица, при помощи которых Толстой старается изобразить жизнь в ту эпоху во всем ее многообразии. Часто автор отступает от основных событий романа и излагает свое мнение и взгляды по множеству вопросов — он говорит об исторической науке, о социологии и психологии, морали и нравственности, свободе и необходимости.

V.(2)/ (1)Есть ли у книги будущее? (2)Как бы нелеп ни был этот вопрос, он существует и, более того, вот уже многие годы волнует умы людей. (3)Скептики и сомневающиеся были всегда. (4)И ворчуны тоже. (5)Время от времени мы слышим сетования на то, что книг написано великое множество и что прочитать их невозможно. (6) Поэтому читать перестанут совсем.

(7)»Одна из болезней нашего века – многочисленность книг…», – об этом говорил ещё в семнадцатом веке какой-то ученый муж из Англии. (8)И совсем «хоронит» книгу автор статьи «Конец книги», опубликованной в одном из русских журналов в конце девятнадцатого века. (9)Воодушевлённый изобретением фонографа, он писал, что теперь «писатели будут обращаться к актёрам и певцам, которые будут передавать их произведение фонографу». (10)Будущего читателя он представлял себе в таком виде: «(11)Спокойно развалясь на подушках дивана, в удобных позах, не утомляя глаз, люди будут слушать интересные произведения, передаваемые фонографом… (12)Не сомневаюсь, что книги наконец будут забыты всеми жителями земного шара и печать останется только для торговли и частных надобностей. (13)Так или иначе, а песня книги спета».

(14)Заметим, что во времена подобных оракулов мир не знал ещё ни кино, ни радиоприёмников, ни телевизоров, ни магнитофонов.

(15)Двадцатый век породил своих скептиков и предсказателей гибели книги. (16)Конечно, современники электронного века» имеют для таких высказываний ещё больше оснований. (17)Великие изобретения нашего врёмени не могли не сказаться на роли книги в общей системе получения информации. (18)Но и утратив своё некогда монопольное положение, она по-прежнему остаётся могучей силой, сердцем и душой современной системы коммуникаций, ибо, как пишет учёный и писатель А. Азимов, «никогда не будет придумано что-либо подобное книге – способное дать вам как раз столько, сколько нужно, и никогда – слишком мало или слишком много, дать вам одному целую вселенную». (19) Как вы думаете, вытеснит ли книгу компьютер?

(19)Пророчество скорой гибели книги вызывает много разговоров, но его несостоятельность очевидна. (20)Так же, как изобретение фотоаппарата не «устранило» собой художника, а массовый выпуск дисков не уменьшил массы желающих попасть на концерты музыкантов, так и кино, телевидение, радио не могут заменить собой книгу. (21)Мало того, они сами не могут обойтись без её помощи (экранизации, радиоинсценировки, встречи с писателями). (22)Неужели кто-то считает, что техника – враг книги, а не её союзница и помощница?

(По Р. Палю)

Роберт Васильевич Паль – русский писатель, поэт и переводчик.

Задание: прочитав текст, составьте сложный план.

Выделите в тексте тезисы.

  1. Как вы озаглавите текст?
  2. Какова тема текста?
  3. Назовите основную мысль текста.
  4. Определите стиль и тип речи, приведите доказательства.
  5. Актуальна ли проблема, поднятая автором текста? В каком предложении она выражена?
  6. Как выражена авторская позиция? Какие средства использует автор, чтобы передать свои мысли? (Вопросительные предложения, цитирования)
  7. Текст исчезает с экранов, у доски и в тетрадях проводится словарная диктовка с объяснением: будущее, написано, воодушевлённый, частные, оракулы, что-либо, по-прежнему.
  8. Текст появляется на экране. Какое слово важно для понимания роли книги в жизни человека?(Будущее)
  9. Почему слова «хоронит» и «электронный век» взяты в кавычки?
  10. Определите лексическое значение слов: оракул (человек, все слова которого признаются непреложной истиной), диктофон (аппарат для звукозаписи речи), фонограф (прибор для механической звукозаписи и звуковоспроизведения), монопольный (исключительное пользование чем-либо).
  11. Укажите вид связи предложений первого абзаца. (Цепная)
  12. Укажите вид предпоследнего предложения первого абзаца. (сложноподчиненное) Какой тип подчинения представлен? (Однородное) Почему отсутствует запятая между придаточными частями? (Связаны союзом И).
  13. Запишите первое предложение второго абзаца, подчеркните грамматические основы, укажите, чем выражены главные члены.
  14. Выпишите из текста по одному примеру словосочетаний на все способы связей. (Пример: согласование – важным средством, управление – прочитать их, примыкание – были всегда.)
  15. Какова роль НИ в последнем предложении второго абзаца? (Соединительный повторяющийся союз, который употребляется в отрицательных предложениях с усилительным значением)
  16. Текст исчезает с экрана. Учитель диктует последний абзац текста. Затем текст вновь появляется, ученики проверяют написанное. В записанном отрывке найдите

А) предложение с вводным словом;
Б) предложение с деепричастным оборотом;
В) предложение с вводной конструкцией.

  1. Найдите в тексте предложения с прямой речью и с частичным цитированием. В чем разница?
  2. Какая проблема осталась за пределами текста? В каком предложении она выражена? (В последнем) Чем отличаются первое и последнее предложения текста?

Проверочные тестовые задания

по изобразительному искусству для 6 классов

I вариант.

1.Один из видов изобразительного искусства, главным языком которого является

линия, а роль цвета ограничена и условна.

а) Графика; б) живопись; в) скульптура; г) ДПИ.

2. Жанр изобразительного искусства, в котором главный герой – природа.

а) Натюрморт; б) пейзаж; в) портрет; г) анимализм.

3. Художественное произведение, повторяющее другое.

а) Оригинал; б) подлинник; в) копия; г) репродукция.

4. Рисунок в книге.

а) Набросок; б) иллюстрация; в) плакат; г) репродукция.

5. Красный, жёлтый, оранжевый – это цвета…

а) Ахроматические; б) холодные; в) основные; г) тёплые.

6. Техника живописи и графики, а так же карандаши для неё в виде коротких

разноцветных палочек.

а) Акварель; б) темпера; в) пастель; г) гуашь.

7. Монументальная живопись, изображение или узоры, которые выполнены

из цветных камней, смальты, керамических плиток.

а) Витраж; б) мозаика; в) панно; г) фреска.

8. Назовите известного русского художника – сказочника автора картин «Богатыри»,

«Алёнушка», «Иван – царевич на сером волке».

а) И. Н. Крамской; б) И. Е. Репин; в) М. В. Васнецов; г) Н. Н. Ге.

9. Как называли архитекторов в Древней Руси?

а) Зодчий; б) ваятель; в) офеня; г) коробейник.

10. Кто является автором иконы «Троица», написанной для иконостаса

Троицкого собора.

а) Д. Чёрный; б) А. Рублёв; в) Ф. Грек; г) Прохор из Городца.

11. Передача из поколения в поколение обычаев, навыков, правил.

а) Обряд; б) культура; в) цивилизация; г) традиции.

12. Как называется посуда из глины?

а) Хрусталь; б) пластик; в) керамика; г) стекло.

13. Ей украшали рубахи вокруг ворота, по рукавам, по подолу.

а) Вышивка; б) батик; в) роспись; г) лента.

14. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку.

а) Дерево; б) глина; в) пластик; г) пластилин.

15. Назовите российский город, известный с конца XIX в. Своей расписной

деревянной посудой.

а) Сергеев Посад; б) Палех; в) Хотьково; г) Хохлома

Проверочные тестовые задания

по изобразительному искусству для 6 классов

II вариант.

1. Вид изобразительного искусства, основным выразительным средством

которого является цвет.

а) Графика; б) живопись; в) скульптура; г) ДПИ.

2. Жанр изобразительного искусства, в котором главный герой – не живой предмет.

а) Натюрморт; б) пейзаж; в) портрет; г) анимализм.

3. Художник, изображающий в своих произведениях животных

а) Маринист; б) пейзажист; в) анималист; г) баталист.

4. Особый вид графики, рекламирующий товары, приглашающий посетить

театры и выставки.

а) Иллюстрация; б) плакат; в) промышленная графика; г) книжная графика.

5. Синий, голубой, фиолетовый, – это цвета…

а) Холодные; б) хроматические; в) тёплые; г) основные.

6. Водяная не прозрачная, плотная краска, которая при высыхании светлеет.

а) Акварель; б) темпера; в) пастель; г) гуашь.

7. Живопись по сырой штукатурке.

а) Мозаика; б) витраж; в) фреска; г) панно.

8. Под каким общим названием вошли в историю художники, объединившись

в одно сообщество?

а) «Барбизонцы»; б) «малые голландцы»; в) портретисты; г) «передвижники».

9. Как называются постройки из дерева?

а) Архитектура; б) скульптура; в) зодчество; г) памятники.

10. Какой город Древней Руси называют матерью русских городов?

а) Новгород; б) Киев; в) Владимир; г) Смоленск.

11. Предмет или изобразительный знак, имеющий охранительное значение.

а) Оберёг; б) талисман; в) сувенир; г) фетиш.

12. Как называется сказочная птица с человеческим лицом, изображаемая

на старинных русских лубочных картинах?

а) Фенист; б) Филин; в) Сокол; г) Алконост.

13. Какой предмет верхней одежды был наиболее распространён у мужчин – россиян

в XVII веке?

а) Кафтан; б) опашень; в) охабень; г) ферязь.

14. Глиняная игрушка, узор, которой состоит из кружков, полосок, точек.

а) Филимоновская; б) Каргопольская; в) Дымковская; г) Тульская.

15. Назовите город Московской губернии, где зародилась фаянсовое и фарфоровое

производство.

а) Павлов Посад; б) Гжель; в) Вербилкин; г) Хотьково.

Проверочные тестовые задания

по изобразительному искусству для 6 классов

III вариант.

1. Искусство, сочетающее художественные изделия, имеющие практическое

назначение в быту, с декоративной образностью.

а) Музыкальное искусство; б) ДПИ; в) театральное; г) кино.

2. Жанр изобразительного искусства, в котором главный герой – человек.

а) Натюрморт; б) пейзаж; в) портрет; г) анимализм.

3. Художник, изображающий в своих произведениях море.

а) Маринист; б) баталист; в) анималист; г) портретист

4. Страница книги, на которой помещаются заглавие издания, фамилия автора,

наименование издательства, место и год издания.

а) Заставка; б) фронтиспис; в) титул; г) концовка.

5. Красный, синий, жёлтый – это цвета…

а) Холодные; б) тёплые; в) дополнительные цвета; г) основные цвета.

6. Техника живописи и рисования, использующая прозрачные водорастворимые краски.

а) Акварель; б) темпера; в) пастель; г) гуашь.

7. Картина, составленная из разноцветных кусочков стекла.

а) Панно; б) мозаика; в) витраж; г) картина.

8. Назовите великого русского художника – реалиста, автора знаменитых картин

«Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван грозный и его сын Иван».

а) В. И. Суриков; б) И. Е. Репин; в) И. Н. Крамской; г) И. И. Шишкин.

9. Русский срубный жилой дом.

а) Кремль; б) терем; в) палаты; г) изба.

10. Один из известных музеев России, возникший как частное собрание

императрицы Екатерины II в 1764 году.

а) Эрмитаж; б) кунсткамера; в) Третьяковская галерея; г) Русский музей.

11. Как называется предмет, носимый суеверными людьми на теле, как колдовское

средство, якобы предохраняющее от всяких бед.

а) Аналог; б) сувенир; в) амулет; г) тотем.

12. Орудие труда, используемое для ручного прядения.

а) Иголка; б) прялка; в) веретено; г) катушка.

13. Какой предмет верхней одежды был наиболее распространён у

женщин – россиянок в XVII веке?

а) Сарафан; б) опашень; в) летник; г) душегрей.

14. Назовите цвет, которым расписывали посуду мастера Гжели.

а) Синий; б) чёрный; в) красный; г) жёлтый.

15. Какой русский город прославился своими расписными платками?

а) Гжель; б) Хохлома; в) Павлов Посад; г) Палех.

КЛЮЧ К ТЕСТАМ

I вариант. II вариант. III вариант.

  1. — а; 1. — б; 1. — б;

  2. — б; 2. — а; 2. — в;

  3. — в; 3. — в; 3. — а;

  4. — б; 4. — б; 4. — в;

  5. — г; 5. — а; 5. — г;

  6. — в; 6. — г; 6. – а;

  7. — б; 7. — в; 7. — в;

  8. — в; 8. — г; 8. — б;

  9. — а; 9. — в; 9. — г;

  10. — б; 10. — б; 10. — а;

  11. — г; 11. — а; 11. — в;

  12. — в; 12. — г; 12. — б;

  13. — а; 13. — а; 13. — г;

  14. — б; 14. — в; 14. — а;

  15. — г. 15. — б; 15. — в;

В этом произведении воспроизведены

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *