Обязан ли учитель писать поурочные планы?

Учителя жалуются, что им приходится заполнять миллион бланков, бумажек и отчётов, — учить детей некогда. Наш блогер, учитель Наташа Нетрусова, рассказывает, какие документы учитель должен заполнять, а какие может игнорировать (и по закону ему за это ничего не будет).

Учителя жалуются, что основная их работа — бумажная. Но вешать её на учителя противозаконно. Давайте разберёмся, как должно быть и как этого достичь.

Кто решает, что должен учитель?

Мы живём в России. У нас действует Трудовой кодекс РФ. Вопросы увеличения или уменьшения отчётности учителя регулируются нормами трудового законодательства, а не местными административными решениями. Чтобы работник вёл ту или иную отчётность, эта обязанность должна быть прописана в его трудовом договоре или должностной инструкции. В них нельзя вписать что угодно. Обязанности должны строго соответствовать Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих либо профессиональному стандарту «Педагог», если школа уже его использует.

Что требует квалификационный справочник?

Должностные обязанности учителя:

  • разработка рабочих программ по предмету;
  • ведение электронных форм документации, в том числе электронных журналов и дневников обучающихся.

Немного подробнее о рабочих программах. Согласно ФГОС, работодатель вправе требовать только:

  • планируемые результаты освоения дисциплины, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Если от вас требуют чего-то ещё и это не прописано в вашем трудовом договоре — просто не делайте.

Что требует стандарт «Педагог»?

  • Разработка программ учебных дисциплин;
  • Планирование учебных занятий;
  • Проектирование воспитательных программ;
  • Разработка (совместно с другими специалистами) программ индивидуального развития ребёнка;
  • Участие в разработке основной программы образовательной организации (только для дошкольного образования);
  • Планирование образовательной работы в группе детей (только для дошкольного образования);
  • Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями (только для основного и среднего общего образования).

Скажу чуть подробнее о планировании учебных занятий. Планы учитель составляет для себя. Администрация может их потребовать только в случае каких-то происшествий, например жалоб родителей. Никаких установленных форм таких планов нет, все носят рекомендательный характер.

Что нужно от классного руководителя?

Чтобы избавиться от лишней отчётности, будем опираться на Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений.

Поясняя функции классного руководителя, они в первом пункте уточняют, что среди прочих организационно-координирующих функций ему необходимо вести документацию, а именно классный журнал и план работы классного руководителя.

Почему же всё плохо?

Региональные и муниципальные органы власти всё чаще направляют в школу запросы, требуют разную информацию. Отвечать — работа администрации, но школа часто распределяет такую нагрузку между учителями. Также в школу приходят запросы от разных органов власти, не относящиеся напрямую к образованию. Директор должен помнить, что никому, кроме органов управления образованием, школа ничего предоставлять не обязана. На запросы других организаций можно не отвечать. Спрашивайте, на каком основании требуют информацию.

Что сделать, чтобы было хорошо?

Посмотрите на все отчёты, которые вам приходится составлять. Разделите, какие относятся к обязанностям учителя, а какие навязаны вам. Узнайте, на каком основании администрация даёт вам дополнительные обязанности. Если это устные распоряжения и приказы, не соответствующие вашим обязанностям, — не выполняйте их.

Возможно, вы подписали трудовой договор или должностную инструкцию, где согласились на лишнюю бумажную работу. Тогда надо избавиться от лишних обязанностей в документах. Это непростой процесс. Для начала обратитесь в трудовую инспекцию, если не поможет — в суд.

Пока я писала эту статью, я обнаружила, что много бумажной работы учителя создают себе сами. Кто-то, например, рассылает всем родителям информацию, к какому времени их ребёнку приходить на зачёт. Здесь учитель снимает ответственность с детей и берёт её на себя. У вас есть такая самонавязанная работа?

Ожидаю комментарии про то, как администрация найдёт способ ущемить непокорного учителя. Способы есть разные, в том числе и те, что вне правового поля. Я не смогу каждому учителю прислать по адвокату, всё зависит от вас. Выбирайте: защищать свои права или сетовать на обилие бумажной работы.

Источник: брошюра «Нормативное регулирование отчетности учителей», составитель Ю. Е. Варламов, юрист профсоюза «Учитель», в ней приведены точные ссылки на нормативные акты, цитаты из законов, выделены фрагменты про отчётность.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Алиса Садекова

На днях Министерство образования Беларуси конкретизировало перечень документов, которые должен вести учитель в школе. Корреспондент агентства «Минск-Новости» поинтересовалась у директоров столичных учреждений образования, как они восприняли новое постановление ведомства и что изменится в работе педагогов.

Согласно постановлению Минобразования № 164, утвержденному 27 декабря 2017 г., учитель должен вести только 4 документа, среди которых дневники школьников, классный журнал, поурочное планирование и календарно-тематическое планирование. В обязанности классного руководителя входят ведение дневника и журнала, заполнение личных карточек учащихся (с их корректировкой в течение года), составление социально-педагогической характеристики класса и планирование работы на полугодие.

Постановлением также регламентируется перечень документов, необходимых для ведения и другими педагогическими работниками, в частности воспитателями группы продленного дня, учителями-дефектологами, педагогами-организаторами и прочими.

Кроме того, в документе прописано, что необходимо исключить практику привлечения педагогических работников учреждений общего среднего образования к выполнению работ, не относящихся к их трудовым функциям. Что думают по этому поводу руководители школ?

Директор гимназии № 38 Галина Злобич:

— Учителя на протяжении многих лет традиционно ведут документацию: классный журнал, календарно-тематическое и поурочное планирование, дневники учащихся. И это правильно, ведь это лицо педагога: показывает его профессиональный почерк и отношение к работе. Не зная учителя, можно лишь посмотреть документы — и понять, на своем ли он месте, как относится к функционалу. Если же педагогу приходится делать что-то дополнительно, оформлять некоторые документы, то их ведение не носит постоянного характера, это лишь периодическая практика. И у руководителя учреждения образования есть рычаги для материального стимулирования за дополнительно вложенный труд. Например, наша гимназия участвует в реализации проекта по отраслевому повышению заработной платы учителей. Это дополнительная возможность денежного поощрения помимо премий, персональных надбавок, материальной помощи. Что касается исключения практики привлечения педагогов к работам, не входящим в их трудовые функции, то однозначно высказать свое мнение не могу. Считаю, нельзя изолировать образование от других социальных сфер деятельности. Ведь мы добиваемся результата в воспитании подрастающего поколения во взаимодействии, выполняя комплексную работу, скажем, с учреждениями здравоохранения, правоохранительными органами. Но все должно быть в меру!

Директор СШ № 73 Ирина Родик:

— Работаю руководителем учреждения образования с 2001 года и по своему опыту могу сказать: у учителей, которые работают по призванию, не возникает жалоб на заполнение документации. Сегодня личное дело учителя — писать конспект урока или не писать. Поурочное планирование — план-конспект в свободном исполнении. Кто-то использует технологические карты уроков. Я, как филолог, конспектирую и делаю пометки в тетради. Проработав учителем, да и сейчас, будучи директором и продолжая вести уроки, убеждаюсь: без конспекта занятие может не состояться, каким бы опытным педагогом ты ни был. Чтобы уверенно чувствовать себя в классе, наставнику необходимо подготовиться. Учесть при этом особенности конкретного класса, даже если ведешь одну и ту же тему. Наш опыт подготовки педагогов к республиканскому конкурсу профессионального мастерства говорит о том, что нельзя провести хорошее занятие экспромтом. Это прежде всего адский труд. Не согласна с мнением, что все учителя загружены документацией. Тех, у кого высокая нагрузка, поощряем из внебюджетного фонда. Поддерживаем тех, кто работает от души, на результат. Сегодня в образовательном процессе не заполняют ненужных бумаг. Ведь как, например, не провести анализ контрольных работ или не проанализировать успеваемость учеников за четверть? Без этого хорошему педагогу не обойтись.

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Когда-то очень распространенными были поздравительные открытки. Они и сейчас существуют, и даже куда более яркие и красивые, чем те, прежние…

Теперь и через интернет поздравить можно, и эсэмэски с поздравлениями присылать… Да и просто: взял мобильник и позвонил по поводу того или иного праздника. А в годы моей молодости даже телефоны обычные далеко не у всех были, так что поздравляли мы своих родных и близких с тем или иным праздником именно посредством услуги почты.

И какая же для меня это была непростая задача: писать тексты поздравительных открыток! Кажется, ну что там сложного: всего несколько поздравительных строк придумать. Но никак не выходили у меня эти строки: чтоб не шаблонно было, чтобы не похожи были эти поздравления одно на другое.

Таким образом ежевечернее написание планов-конспектов к каждому уроку чем-то напоминало мне те давние поздравления. С одной лишь разницей: поздравлений за год десятка два набиралось, не более, а планов-конспектов на каждый день — по пять-шесть…

А нужны ли они учителю вообще, эти ежеурочные планы?

Наверное, все же нужны, особенно педагогу-новичку. Молодой учитель может на уроке даже не заглядывать в этот план-конспект (или почти не заглядывать), но одно то, что он есть и в любой момент может помочь, наполняет уверенностью его душу. План-конспект поможет не сбиться с ритма урока, правильно рассчитать продолжительность того или иного этапа, своевременно его завершить. Потом это «чувство времени» придет само… Но и опытные учителя, готовясь к тому или иному уроку, наметывают примерный план-конспект — скорее для подстраховки, так как во время урока могут даже не заглянуть в эти свои записи.

Так что планы-конспекты все же нужны учителю. Другое дело, какие?

Это может быть небольшой схематический набросок примерного ведения урока, а может — и полноценный развернутый конспект… Именно такую его форму требуют все проверяющие.

Что же обязательно должно входить в этот план?

Он должен содержать две части: формальную и содержательную. Формальная часть конспекта включает номер урока в изучаемой теме, тему и цель урока. Содержательная часть плана-конспекта включает описание этапов урока, а именно повторение опорных знаний, усвоение нового материала, формирование умений и навыков (так называемая рефлексия) и домашнее задание.

Конечно же, эти этапы можно расписать по-разному. Можно сокращенно, схематично, можно настолько полно, что чуть ли не каждая минута будет учтена. Такие полные планы-конспекты обычно к открытым урокам готовят… Но и сокращенный сделать — тоже дело небыстрое.

А если их нужно за один вечер целых шесть написать? И все разные?..

И все же содержательная часть плана-конспекта никогда не вызывала у меня нареканий (хотя, каюсь, чем дольше я работал в школе, тем короче эта часть у меня делалась). А вот что касается формальной части, или так называемой цели урока…

Именно написание цели урока и напоминало мне всегда то давнишнее составление поздравительных текстов родственникам. Кажется, какой должна быть цель любого без исключения урока? Единственной, на мой взгляд, — усвоение учащимися материалов урока. Тогда зачем в каждом поурочном конспекте об этой цели писать?

Но, по мнению тех, кто разрабатывал примерный план конспектов, цель урока должна быть «триединой»: познавательной, развивающей и воспитательной. В формальной части плана-конспекта каждую из этих трех целей нужно подробно расписать. И так расписать, чтобы не повторяться в каждом из планов-конспектов!

А как тут не повторишься, хотелось бы мне знать?

Вот и «штампуют» в плане-конспекте (как в тех поздравительных открытках) казенные фразы типа: «воспитать чувство гуманизма, уважение к старшим, отрицательное отношение к вредным привычкам и пр.» (это для воспитательного компонента цели) или: «развить логическое мышление, память, умение правильно обобщать данные и делать выводы…» (это, как вы сами понимаете, будет развивающий компонент).

Хорошие слова, правильные… И для всех без исключения предметов подходят — начиная от физики с химией и заканчивая белорусским языком. Ну, а если они такие всеобъемлющие, эти цели, то, может, написать их один раз в тематическом планировании — и достаточно?

Геннадий Авласенко. Газета «Звязда», 4 ноября 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/11/108768.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.

Обязан ли учитель писать поурочные планы?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *