Разница между конкурсом и запросом предложений

Помимо различных электронных аукционов и конкурсов Федеральным законом 44 предусмотрено еще несколько процедур, позволяющих заказчику осуществить закупку в довольно короткие сроки. Наибольшей популярностью среди них пользуется запрос котировок. Чуть менее популярен, но не менее удобен — запрос предложений. Многие заказчики и потенциальные участники плохо понимают — в чем отличие этих процедур.

Чем отличается открытый конкурс от запроса предложений

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Котировки, аукционы или конкурсы — что выгоднее?

Здравствуйте, уважаемый ая коллега! Сегодня мы с вами продолжим разговор об имеющихся в арсенале заказчиков закупочных процедурах. И тема сегодняшней статьи — запрос предложений.

Это достаточно новая процедура закупки, которую до 1 января года государственные и муниципальные заказчики не использовали. Однако, не смотря на отсутствие достаточного опыта в проведении данной процедуры, а также отсутствие обширной регламентации самой процедуры, многие заказчики стали активно использовать этот способ закупки в своей работе.

Поэтому в этой статье я постараюсь максимально подробно рассмотреть все нюансы участия в запросе предложений, как в рамках ФЗ, так и в рамках ФЗ. Понятие запроса предложений 2.

Запрос предложений по ФЗ. Прежде чем детально погружаться в особенности данной закупочной процедуры, предлагаю для начала разобраться с её понятием. Запрос предложений — письменный запрос заказчика, заинтересованного в приобретении товаров, работ или услуг, направляемый потенциальным поставщикам подрядчикам, исполнителям.

Такой запрос должен содержать все необходимые требования к товару работам, услугам , а также критерии определения победителя. Согласно ч. Ниже я поэтапно рассмотрю процесс проведения процедуры ЗП в рамках ФЗ.

Этап 1 — Создание комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений. На данном этапе заказчик формирует комиссию единую комиссию , определяет её состав и порядок функционирования, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, привлекает специализированную организацию в случае необходимости.

Этап 2 — Подготовка и утверждение извещения, документации о проведении запроса предложений, а также проекта контракта. На этом этапе заказчик готовит извещение о проведении ЗП в соответствии с ч.

Этап 3 — Размещение извещения о проведении запроса предложений, документации и проекта контракта в ЕИС. Этап 4 — Направление приглашений потенциальным участникам. На данном этапе заказчик, наряду с размещением извещения в ЕИС, направляет приглашения принять участие в ЗП лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.

В одних случаях это является правом заказчика, а в других обязанностью ч. Этап 5 — Подготовка и подача заявок участниками закупки. На этом этапе участники закупки поставщики готовят и подают свои заявки для участия в запросе предложений.

А заказчик, в свою очередь, принимает от лиц, желающих принять участие в ЗП, соответствующие заявки и производит их регистрацию. Заявки могут подаваться участниками, как в письменной форме, так и в форме электронного документа ч.

Также участникам при подготовке своих заявок нужно учитывать следующие моменты:. Этап 6 — Изменение или отзыв заявок на участие в запросе предложений. Согласно ст. Изменение заявки или уведомление о ее отзыве является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.

Помимо этого, согласно ч. Этап 7 — Вскрытие конвертов с заявками на участие в запросе предложений и или открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений.

На этом этапе, в день, во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении ЗП, заказчик производит процедуру вскрытия конвертов с заявками участников открывает доступ к заявкам, поданным в электронном виде.

Стоит отметить, что ст. Помимо этого любой участник ЗП, присутствующий при вскрытии конвертов с заявками открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам , вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия этих конвертов и открытия указанного доступа.

Этап 8 — Рассмотрение и оценка заявок. На данном этапе комиссия по рассмотрению заявок на участие в ЗП и окончательных предложений рассматривает и оценивает полученные от участников заявки.

В этот же день комиссия размещает в ЕИС выписку из протокола проведения ЗП, содержащую перечень отстраненных от участия в ЗП участников с указанием оснований отстранения, условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в ЗП, без объявления участника запроса предложений, который направил такую заявку.

Участники ЗП, подавшие заявки, не соответствующие требованиям, установленным документацией о проведении ЗП, отстраняются, и их заявки не оцениваются. Основания, по которым участник ЗП был отстранен, фиксируются в протоколе проведения ЗП.

В случае установления факта подачи одним участником запроса предложений 2-х и более заявок на участие в ЗП заявки такого участника не рассматриваются и возвращаются ему. Статьей 83 ФЗ не установлено, что рассмотрение и оценка заявок должны проводиться публично.

Этап 9 — Оглашение лучших условий исполнения контракта. После рассмотрения и оценки заявок комиссия готовит протокол проведения запроса предложений и оглашает условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в ЗП, без объявления участника ЗП, который направил такую единственную заявку ч.

Этап 10 — Подача окончательных предложений. После оглашения условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в ЗП, запрос предложений завершается, всем участникам ЗП или участнику ЗП, подавшему единственную заявку на участие в ЗП, предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения ЗП ч.

Если все присутствующие при проведении ЗП его участники отказались направить окончательное предложение, запрос предложений завершается. Отказ участников ЗП направлять окончательные предложения фиксируется в протоколе проведения запроса предложений.

В этом случае окончательными предложениями признаются поданные заявки на участие в ЗП. Этап 11 — Вскрытие конвертов и открытие доступа к заявкам с окончательными предложениями.

Вскрытие конвертов и открытие доступа к заявкам с окончательными предложениями осуществляются на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений и фиксируются в итоговом протоколе.

Участники ЗП, направившие окончательные предложения, вправе присутствовать при вскрытии конвертов с окончательными предложениями и открытии доступа к поданным в форме электронных документов окончательным предложениям.

Этап 12 — Оценка окончательных предложений, подведение итогов запроса предложений. На этом этапе комиссия проводит оценку окончательных предложений и готовит итоговый протокол.

В итоговом протоколе фиксируются все условия, указанные в окончательных предложениях участников ЗП, принятое на основании результатов оценки окончательных предложений решение о присвоении таким окончательным предложениям порядковых номеров и условия победителя ЗП.

Выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. В случае, если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается окончательное предложение, которое поступило раньше.

Этап 13 — Заключение контракта. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя ЗП, не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позднее чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола.

При этом контракт заключается только после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных ФЗ. Ниже приведена наглядная схема проведения процедуры запроса предложений.

Чаще всего заказчики проводят запросы предложений по основанию п. Ниже представлены две схемы с подробной информацией о том, в каких случаях повторный конкурс или электронный аукцион признаются не состоявшимися.

Стоит отметить, что не состоявшаяся процедура повторного конкурса или электронного аукциона вовсе не обязывает заказчика проводить именно запрос предложений. Заказчик может провести закупку любым другим способом в рамках ФЗ.

Все этапы проведения ЗП, а также сроки проведения этих этапов представлены ниже в виде таблицы. Представленные ниже элементы таблицы кликабельны, то есть при нажатии по изображению левой кнопкой мыши, оно откроется в полномасштабном размере.

Наряду с размещением извещения о проведении ЗП заказчик ВПРАВЕ направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.

Помимо этого заказчик ОБЯЗАН направить приглашения принять участие в ЗП лицам, с которыми в течение 18 месяцев , предшествующих проведению ЗП, заказчиком заключались контракты в отношении тех же объектов закупок, при условии, что указанные контракты не были расторгнуты за ненадлежащее исполнение.

Примечание: Если же заказчик не направляет приглашения принять участие в ЗП лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок, он не обязан приглашать и лиц, с которыми в течение 18 месяцев, предшествующих проведению ЗП, заказчиком заключались контракты.

В случае проведения ЗП в соответствии с п. Примечание: Вместо декларации о соответствии требованиям, установленным в п. Это единственная закупочная процедура в ФЗ, которую после размещения в ЕИС, заказчик не вправе отменить.

Одновременно с размещением извещения о проведении ЗП заказчик размещает в ЕИС документацию о проведении ЗП, которая должна содержать следующую информацию:. К документации о проведении ЗП прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью документации о проведении запроса предложений.

В документации о проведении ЗП должна содержаться информация о критериях оценки заявок на участие в ЗП и величинах значимости этих критериев п. В тоже время, согласно ч. Чем, кстати, многие заказчики активно пользуются. Однако, согласно ч. Из этого следует, что при проведении ЗП заказчиком в документации должно быть установлено как минимум 2 критерия оценки: цена контракта и любой другой на выбор заказчика в том числе и не указанный в ч.

Если заказчик при проведении ЗП использует предусмотренные ч. Если же заказчик предусмотрел критерии оценки, отличные от указанных в ч.

Согласно п. В остальных же случаях установление требования о внесении обеспечения заявки не допускается. Статья 44 ФЗ устанавливает требования к обеспечению заявки только для проведения конкурсов и аукционов, запрос предложений в данной статье не упоминается.

Соответственно обеспечение заявки может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Также стоит обратить внимание на тот факт, что большинство заказчиков не предусматривают в документации о проведении ЗП порядок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки.

Ни ст. Поэтому в данном случае также необходимо руководствоваться общим подходом к возврату обеспечения заявки в рамках ФЗ. Таким образом, обеспечение заявки должно возвращаться:. Во всех остальных случаях п.

При работе с обеспечением исполнения контракта заказчики должны руководствоваться требованиями ст. Действия заказчика: Если единственная заявка признана соответствующей требованиям ФЗ и соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещением о проведении ЗП, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика подрядчика, исполнителя в соответствии с п.

Действия заказчика: Заказчик вносит изменения в план-график при необходимости также в план закупок и снова осуществляет закупку, за исключением случая, предусмотренного п.

При этом контракт заключается только после предоставления участником ЗП обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных ФЗ. При уклонении победителя от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником, предложению которого присвоен второй номер.

Причем участник, которому присвоен второй номер, может либо согласиться, либо отказаться от заключения контракта без каких-либо последствий для себя.

В случае наличия принятых судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных судебных актов или обстоятельств в течение одного дня.

При этом срок подписания контракта приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на 30 дней. По сути, запрос предложений является упрощенным вариантом конкурса.

Положения о закупках заказчиков, не выполнивших эту обязанность по корректировке положений согласно новым правилам закупок, будут считаться неразмещёнными в единой информационной системе в сфере закупок далее по тексту — ЕИС. Иные, кроме конкурса и аукциона, способы закупок могут быть включены в положение о закупке по желанию заказчика. В соответствии с частью 2, 3.

Закупочная деятельность в нашей стране регламентируется двумя основными законами — ФЗ и ФЗ. Для того чтобы разобраться что к чему, поставщикам и заказчикам нужно четко ориентироваться в их различиях и понимать в чем разница. Данный закон регулирует все моменты в сфере государственных закупок — каких-то недомолвок и пробелов здесь не допускается. Нарушение порядка процедур влечет за собой отмену закупки и наложение штрафных санкций на заказчика. Поставщик, в свою очередь, может быть уверен, что все заказчики будут действовать исключительно в определенных законом рамках. Данный закон определяет только основную идею и принципы проведения закупок.

Открытый конкурс по 44-ФЗ: правила участия, этапы проведения, требования к участникам, схемы, сроки

В РФ существуют две основные государственные закупочные процедуры — открытый конкурс и запрос предложений. Какие отличия значатся между двумя вариантами мероприятий? Многие начинающие предприниматели избегают участия в подобных процедурах, так как боятся сложности подготовки конкурсных заявок. В то же время открытый конкурс создает основу для дальнейшего продвижения на современном рынке и завоевании дополнительных преимуществ, позволяющих выгодно отличиться от конкурентов. Открытый конкурс представляет собой конкурс, при котором заказчик сообщает сведения о закупке неограниченному числу лиц. Для сообщения используется ЕИС расшифровывается как единая информационная система. Изначально определяются требования к документации участников и существующие единые требования.

Отличие между запросом котировок и предложений

Подскажите, в чем принципиальное отличие запроса предложений от конкурса кроме сроков конечно. Популярность запросом предложений растет на глазах. Согласно ч. То есть, никаких принципиальных различий нет, и в том, и в другом случае побеждает тот, кто предложил наилучшие условия заказчику. К такой мысли приводит содержание статьи 83 го закона.

Аукцион уместно проводить в ситуации, когда заказчик четко определился, товар какого качества и с какими сроками поставки он будет закупать, и цель проведения процедуры — закупить этот товар по наименьшей цене.

В отличие от ФЗ, закон о госзакупках строго регламентирует способы, которыми определяются поставщики. Заказчикам доступны лишь несколько методов, причем некоторые из них пользуются особой популярностью, а к другим прибегают изредка. Расскажем о том, как заказчики выбирают метод закупки. Статистика закупок по ФЗ говорит о том, что наибольшей популярностью пользуются :. Другими словами, если для проведения процедуры иным способом нет оснований, то нужно проводить именно его. Электронный аукцион, в свою очередь, обязательно проводить для закупки товаров из утвержденного Правительством аукционного перечня. Но никто не запрещает закупать им и другие объекты — главное, чтобы предмет закупки можно было четко описать, а заявку оценить лишь по цене. То есть для объектов закупки, не вошедших в перечень, аукцион и открытый конкурс могут чаще всего применяться на равных основаниях.

Запрос коммерческих предложений (223-ФЗ)

Здравствуйте, уважаемый ая коллега! Сегодня мы с вами продолжим разговор об имеющихся в арсенале заказчиков закупочных процедурах. И тема сегодняшней статьи — запрос предложений.

Информация о договоре, который будет заключен по итогам процедуры: ответственные лица, сроки подписания, условия признания победителя и срок сотрудничества с ним. Типовая документация запроса предложений почти не отличается от других закупок. Принципиальная разница в том, что Заказчику запрещено вносить изменения в документы после их опубликования.

Запрос предложений — это способ определения поставщика, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения и документации. Чтобы найти компанию, которая выполнит крупный заказ на наиболее выгодных условиях, часто используется проведение запроса предложений. С помощью этой формы конкурсного отбора ищут поставщиков, подрядчиков и исполнителей для крупных государственных проектов. Это очень эффективный метод, потому что заказчик получает десятки интересных заявок, а выигрывает та компания, которая сделала наиболее выгодное предложение. Среднее цена контракта, заключенного по итогам проведения запроса предложений в году, составляет 20,1 млн руб. По сравнению с тенденцией предыдущих лет, этот показатель немного снизился и прервал динамику роста, которая стала вырисовываться начиная с года. Если мы обратимся к словарю, то прочитаем, что запрос предложений — это документ, издаваемый компанией, заинтересованной в приобретении товаров или услуг. В этом документе заказчик декларирует требования к этим самым товарам или услугам, а также есть ли среди них приоритеты. Если же говорить в контексте нашей темы, то запрос предложений по ФЗ — это, в целом, весь процесс выбора подрядчика.

Чем отличается открытый конкурс от запроса предложений В РФ существуют две основные государственные закупочные процедуры – открытый конкурс и запрос предложений.

Отличия конкурса от запроса предложений по 223 фз

Помимо различных электронных аукционов и конкурсов Федеральным законом 44 предусмотрено еще несколько процедур, позволяющих заказчику осуществить закупку в довольно короткие сроки. Чуть менее популярен, но не менее удобен — запрос предложений. Многие заказчики и потенциальные участники плохо понимают — в чем отличие этих процедур. На самом деле, они есть, притом очень существенные. Первое, и самое главное, отличие между запросами котировок и предложений — это механизм определения победителя. В первом случае им становится тот, кто предложил самую выгодную, минимальную, цену. А вот во втором — наиболее выгодные и привлекательные условия исполнения. С точки зрения оценки заявок запрос предложений — самый субъективный способ из всех закупок, так как критерии определяются заказчиком на свое усмотрение, так же как и система их оценки.

Запрос котировок и запрос предложений — отличия в 44-ФЗ

Наиболее удобным вариантом открытый запрос считается в тех случаях, когда заказчика интересуют не только ценовые критерии, предлагаемые поставщиком. Основным требованием к проведению закупок в форме запроса является соблюдение сроков. Заказчику дается всего двадцать дней для того, чтобы поместить на сайте извещение о желании заключить договор до его подписания с выбранным поставщиком. Чаще всего запрос вариантов предложений используется в случаях, когда начальная цена договора не превышает десяти миллионов рублей. Кроме того, особой популярностью этот способ пользуется у заказчиков, которые хотят иметь возможность в любой момент отказаться от проведения закупки без обременения. При выборе способа осуществления мероприятия по закупке заказчики должны ориентироваться на опубликованные на сайте рекомендации Федеральной антимонопольной службы. Особенностью этой конкурентной закупки является ее открытость и неограниченность количества участников.

Чем отличается конкурс от запроса предложений

Запрос предложений является одним из наиболее популярных способов закупок по ФЗ наряду с запросом ценовых котировок. Это конкурентная закупка, которая проводится в открытой форме и не предполагающая ограничений численности участников.

Отличие Запроса Котировок от Аукциона по 44 ФЗ Таблица

Здравствуйте, уважаемый ая коллега! В сегодняшней статье речь пойдет об участии в самой не прозрачной, на мой взгляд, закупочной процедуре — открытом конкурсе в рамках ФЗ. Многие новички и даже опытные участники стараются избегать участия в открытых конкурсах по причине сложности подготовки конкурсных заявок и наличия субъективного подхода в оценке этих заявок со стороны заказчика. Поэтому в этой статье я постарался ответить на все самые распространенные вопросы по данному виду закупок, надеюсь, что материал будет полезен не только участникам закупок, но и заказчикам.

Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ таблица — всё наглядно!

Победитель должен полностью соответствовать существующим требованиям. Оглашение лучшей заявки в обязательном порядке проводится на официальном уровне. Речь включает в себя следующие моменты: условия контракта, стоимость заявки, преимущества предложения.

Проведение запроса предложений по фз

Рассмотрим класификацию способов закупок товаров, работ и услуг, характерные особенности и отличия каждой закупочной процедуры. В первом приближении все способы закупок можно разделить на конкурентные и неконкурентные. Все конкурентные способы закупок могут видоизменяться организатором торгов в зависимости от сложности предмета закупки, имеющегося времени для проведения торгов и других факторов. Поэтому все конкурентные процедуры могут быть:.

  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • 44-ФЗ
  • Запрос предложений по 44-ФЗ

Запрос предложений — это способ определения поставщика, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения и документации.

Чтобы найти компанию, которая выполнит крупный заказ на наиболее выгодных условиях, часто используется проведение запроса предложений. С помощью этой формы конкурсного отбора ищут поставщиков, подрядчиков и исполнителей для крупных государственных проектов.

Это очень эффективный метод, потому что заказчик получает десятки интересных заявок, а выигрывает та компания, которая сделала наиболее выгодное предложение.

Если мы обратимся к словарю, то прочитаем, что запрос предложений — это документ, издаваемый компанией, заинтересованной в приобретении товаров или услуг. В этом документе заказчик декларирует требования к этим самым товарам или услугам, а также есть ли среди них приоритеты. Если же говорить в контексте нашей темы, то запрос предложений по 44-ФЗ — это, в целом, весь процесс выбора подрядчика. Он включает множество этапов от публикации требований до подписания договора.

В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении ценового предложения или не уверены в правильности заполнения, Вы можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Проведение запроса предложений по 44-ФЗ

Закон строго определяет ситуации, в которых разрешено искать исполнителя заказа с помощью этого метода. Необходимость этой меры обусловлена спецификой процесса. Только для заключения определенных видов контрактов разрешается использовать торги в виде запроса предложения по 44-ФЗ (статья 83):

  1. Купля-продажа образцов народного творчества и художественных промыслов, у которых есть соответствующий сертификат регистрации.

  2. Поставка товаров, необходимых для Олимпийской и паралимпийской сборных России, например, участие в тендере на поставку спортивного инвентаря, формы и т.д.

  3. Купля-продажа лекарственных средств для конкретного человека. Согласно правилам такого рода сделки, препараты должны быть назначены врачебной комиссией, а решение — быть зафиксировано документально. Как правило, в первую очередь, закупка происходит путем заключения контракта с единственным поставщиком на сумму до 200 тыс. руб., а затем — с помощью открытого запроса предложений. Если сумма разных лекарственных препаратов в составе одного лота превышает максимальную сумму, часть из них должна быть исключена.

  4. Договоры, которые были расторгнуты в официальном порядке по той или иной причине, при условии, что новый контракт будет учитывать долю выполненных обязательств по старому соглашению. От этого напрямую зависит цена.

  5. Защита интересов РФ в случае иска, поданного в суд иностранного государства физическим лицом.

  6. При условии, если повторный конкурс или электронный аукцион не состоялись, можно провести запрос предложений.

Многие юристы считают, что такой широкий спектр конкурентных направлений государственных закупок — условие заключения наиболее выгодного контракта. Конкуренция вынуждает участников делать коммерческие предложения, которые заинтересуют заказчика благодаря заниженной цене.

Открытый запрос предложений

Согласно закону, условия тендера и документация размещаются в открытом доступе. Однако, если заказчик хочет получить заявки от определенных организаций и заключить контракт с одной из них, он может послать извещение о проведении закупки.

Единственное условие — не менее полутора лет успешного сотрудничества, подтверждением которого считаются заключенные контракты в отношении тех же объектов закупок, условия которых были выполнены сторонами.

Если запрос предложения по 223-ФЗ или 44-ФЗ проводится повторно, заказчик имеет право послать извещения только тем организациям, которые участвовали в выборе исполнителя расторгнутого контракта.

После того, как извещение попало в информационную систему или разослано потенциальным участникам, его содержание не может быть изменено. Несостоявшимся тендер признается, только если заказчик получил единственное предложение или вовсе ни одного.

Заключение контракта может быть отсрочено и отменено, если:

  1. на одну из сторон наложены судебные санкции;

  2. в случае наличия обстоятельств непреодолимой силы;

  3. законодательные акты.

В случае, если одна из сторон сообщает другой о такого рода обстоятельствах, подписание контракта откладывается на срок, необходимый для их устранения, но не более, чем на 30 дней.

Форма или образец заявки на участие в запросе предложений по 44-ФЗ или 223-ФЗ не предусмотрены.

Подготовка заявки на запрос предложений

от 1 рабочего дня с оплатой за результат

Заказать

Сроки проведения и разъяснения по ходу закупки

Процедура определения исполнителя крупного государственного заказа сложна и может показаться запутанной и непонятной. Мы выделим этапы, чтобы наглядно продемонстрировать прозрачность данного вида закупки.

  1. В первую очередь, заказчик формирует комиссию, которая будет рассматривать все заявки участников и вынесет окончательное решение о победителе тендера;
  2. Подготовка документации и проекта контракта, составление извещения, его утверждение и размещение. Согласно статье 83, сроки размещения заявки строго регламентированы: не позднее, чем за 5 дней до даты проведения закупки;
  3. Прием заявок на участие в запросе предложений по 44-ФЗ, внесение изменений или отзыв поданных заявок до момента вскрытия конвертов и открытия доступа к ним. Заявки на участие подаются в письменном виде и включают в себя документы, указанные в документации;
  4. Рассмотрение заявок: конверты с письменными заявками вскрываются, а к электронным заявкам открывают доступ. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации, участники, которые таким требованиям не соответствуют, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если таковые имеются). После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с критериями, установленными в документации, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения закупки, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. Аудиозаписи вскрытия конвертов или открытия доступа к заявкам на участие и окончательным предложениям обязан обеспечить заказчик или организатор торгов. Более того, любой участник может проводить аудио- и видеосъемку;
  5. Оглашение заявки, признанной лучшей: ее условия, стоимость и преимущества. После этого всем участникам запроса предложений предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения торга. Если открытый запрос предложений признан несостоявшимся, потому что была подана только одна заявка для участия, ее содержание также оглашается. Участники, подавшие окончательные предложения, вправе присутствовать при процедуре вскрытия конвертов с окончательными предложениями и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов предложениям;
  6. На основании окончательных предложений из всех участников определяется победитель данного вида закупок. Критерии оценки запроса предложений по 44 ФЗ регламентированы в статье 32:
    — цена контракта;
    — расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
    — качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
    — квалификация участников, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
  7. Победителем признается организация, чье окончательное предложение, в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. После того, как самое выгодное предложение выбрано, заказчик отправляет компании-победителю проект контракта, который будет заключен по итогам проведения закупки. Таким образом, его подписывают не ранее, чем через 7 дней после опубликования итогового протокола, но не позднее, чем через 20 дней;
  8. Если запрос предложений признан несостоявшимся по причине того, что после окончания подачи заявок была подана единственная заявка, заказчик обязан заключить контракт с единственным участником, который прислал заявку, если такая заявка соответствует требованиям документации. Если таких вообще не было — провести тендер повторно.

На этой иллюстрации отражена основная информация о том, как проходит участие в открытом запросе предложений (комментарии и разъяснения — на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации):

Документация запроса предложений

Извещение и документация должны содержать следующую информацию:

  1. основную информацию о Заказчике (наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и пр.), условиях контракта, заключаемого по результатам тендера, код закупки, имеющиеся ограничения участия в ней в соответствии с законодательством РФ, информацию об обеспечении заявки и обеспечении исполнения контракта и порядке их внесения;

  2. требования к участникам, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть включены в заявку и язык, на котором они должны быть составлены;

  3. точные сроки каждого этапа запроса предложений: время вскрытия заявок, их рассмотрения и оценки;

  4. порядок подачи документов для участия (место, время и форма: бумажная или электронная);

  5. необходимость оплаты доступа к документации о проведении запроса предложений;

  6. преимущества, предоставляемые Заказчиком в соответствии со статьями 28-30 44-ФЗ;

  7. обозначение и обоснование начальной максимальной цены контракта и описание объекта закупки;

  8. возможность или невозможность изменения заказчиком условий контракта (качества, количества или цены товаров, стоимости услуг);

  9. порядок проведения закупки и критерии оценки заявок на участие: от самых важных к незначительным;

  10. проект контракта. Информация о договоре, который будет заключен по итогам процедуры: ответственные лица, сроки подписания, условия признания победителя и срок сотрудничества с ним.

Типовая документация запроса предложений почти не отличается от других закупок. Принципиальная разница в том, что Заказчику запрещено вносить изменения в документы после их опубликования.

Чем запрос предложений отличается от других видов закупок?

Запрос предложений отличается, например, от открытого конкурса лишь возможностью улучшить свое предложение путем направления заказчику окончательных предложений, тем самым увеличив свои шансы на победу. В остальном данный вид тендера идентичен конкурсу (основные требования к участникам установлены в 44-ФЗ, используются критерии оценки заявок и пр.)

От электронного аукциона отличается формой и порядком проведения закупки, от запроса котировок — порядком определения победителей. Так же как и в конкурсе, в запросе предложений оценивается не только цена, но и квалификация, технические и экологические характеристики товара или услуги, тогда как в запросе котировок единственным критерием оценки является цена контракта.

УДК 351/354 Н.А. Тихонова

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАПРОСА КОТИРОВОК И ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ КАК КОНКУРЕНТНЫХ СПОСОБОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА

Аннотация. Приведен сравнительный анализ процедур запроса котировок и запроса предложений с целью выявления их отличительных особенностей, достоинств и недостатков.

Ключевые слова: запрос котировок, запрос предложений, закупка, государственный и муниципальный заказ.

Государственный заказ позволяет удовлетворять потребности государства и муниципалитетов в рамках социально-экономической функции. Осуществление закупочной деятельности выступает значимым элементом процесса бюджетирования, что в конечном счете определяет его результативность, экономичность и эффективность, а также стимулирует социально-значимые отрасли российской экономики.

Ключевым моментом современного развития политики в области государственного и муниципального заказа является создание качественного и эффективного механизма осуществления государственных закупок. На сегодняшний день в сфере экономических отношений существуют как основные, так и менее распространенные способы государственных закупок. Огромное количество сделок заключается непосредственно через проведение конкурсов и аукционов, на которых требуется гарантирование исполнения своих обязательств. Однако в редких случаях заказчик отходит от стандартной процедуры и применяет другие механизмы — запросы котировок и предложений. Данные способы осуществления закупок могут подойти многим предпринимателям. Однако большинство заказчиков и потенциальных участников плохо понимают, в чем отличие этих процедур. На самом деле они есть, и притом очень существенные.

Запрос котировок — способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении запроса котировок; победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта .

Запрос котировок создается в том случае, когда общая стоимость запланированного договора не превышает полмиллиона рублей. Однако при запросе котировок есть нюансы, которые необходимо учесть:

— заказ должен быть изложен в единой информационной системе;

— максимальный срок решения всех вопросов составляет семь дней;

— компания, предложившая самую низкую стоимость контракта, и будет являться победителем;

— максимальный процент годовых закупок, осуществленных через запрос котировок, не должен превышать 10 % от имеющихся средств, предназначенных на закупки.

Естественно, для осуществления запроса котировок заказчик в обязательном порядке должен выполнить определенные условия:

— указать информацию, подтверждающую личность и способы контактирования;

— изложить основную суть контракта;

— указать код закупки;

— уточнить, каким именно образом будет выбран победитель;

— время вскрытия конверта должно указываться максимально точно;

— в случае необходимости уточнить возможные ограничения во избежание форс-мажорных ситуаций .

Немаловажным будет отметить тот факт, что в случае подачи единственного запроса котировок такая закупка попросту считается недействительной.

Для вскрытия конверта назначается специальная комиссия, в обязанности которой входит тщательная проверка всех требований, установленных заказчиком. Вся доступная и необходимая информация при этом будет находиться в единой информационной системе. И самое главное — победу получает тот заявитель, стоимость контракта у которого является самой минимальной.

Запрос котировок является достаточно простым способом проведения закупок, который можно использовать для большинства госконтрактов. Среди основных преимуществ данного способа можно назвать:

1. Оперативность процедуры. Процедура запроса котировок по срокам занимает минимальные значения, особенно в сравнении с другими популярными методиками -такими, как открытый конкурс и электронный аукцион. Сам процесс запроса котировок и выбора исполнителя довольно прост, поэтому заказчику не потребуется много времени на его проведение.

2. Минимальные риски, связанные с документированием процедуры. Запрос котировок предполагает минимальное количество документации, регламент проведения процедуры четко прописан в законе и прост в исполнении, что сводит к минимуму возможность возникновения ошибок.

3. Техническая простота. В сравнении с электронным аукционом, процедура запроса котировок технически довольно проста, что исключает возможность возникновения сбоев в системе.

4. Для определения победителя требуется всего одно заседание. Все полученные предложения обсуждаются комиссией в ходе одного заседания, что упрощает и сокращает процедуру выбора исполнителя.

5. Доступность для всех. Правила участия в запросе котировок довольно просты как для заказчика, так и для исполнителя .

Запрос предложений — способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, а также соответствующей документации; победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.

Запрос предложений актуален только в «экстренных» случаях, либо же в чрезвычайно срочных государственных закупках: при необходимости срочного дорогостоящего и заграничного лечения, выезда национальной сборной на значимые для страны соревнования, для закупки военной техники и инвентаря и т.п.

Суть данного запроса заключается в том, что тендер и вся информация о нем должна быть указана в пятидневный срок до его начала. Следует отметить, что информация, требуемая заказчиком, имеет довольно много пунктов, которые помогут сформировать тщательный, более конкретный моральный и финансовый портрет будущего исполнителя. Его основные пункты:

— финансовая информация. Проверяется платежеспособность компании, тем самым исключая риск банкротства исполнителя;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— техническая возможность, возможность транспортировки;

— контактная информация клиентов, с которыми исполнителю приходилось (приходится) заключать контракты и договоры. Это нужно для получения более точной характеристики.

Назначенная комиссия рассматривает и «взвешивает» возможности всех претендентов. В данном случае победа принадлежит тому представителю, который оптимально подходит по условиям запроса предложений и выполнил все требования заказчика. В запросе предложений существует вероятность рассмотрения предложения после окончания тендера, но это бывает весьма редко и только по соглашению заказчика с комиссией.

Преимущества запроса предложений:

— сроки. Минимальный срок подачи заявок — пять календарных дней. Контракт может быть заключен уже через 14-16 календарных дней после размещения в ЕИС извещения;

— отсутствие ограничения размера начальной (максимальной) цены контракта;

— возможность самостоятельно устанавливать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений и величины значимости этих критериев.

Преимущества для участников:

— право изменить или отозвать поданную заявку вплоть до момента вскрытия конвертов с заявками — в отличие от запроса котировок;

— возможность продолжить конкурентную борьбу после рассмотрения и оценки поступивших заявок путем подачи окончательного предложения;

— отсутствие необходимости предоставлять обеспечение заявки на участие (исключение составляет запрос предложений, который проводится в связи с несостоявшимся электронным аукционом или повторным конкурсом).

Рассмотрев оба варианта запросов, можно смело выделить несколько отличительных пунктов. Первое и самое главное отличие между запросами котировок и предложений — это механизм определения победителя. В первом случае им становится тот, кто предложил самую выгодную, минимальную цену, а во втором — наиболее выгодные и привлекательные условия исполнения. С точки зрения оценки заявок запрос предложений — самый субъективный способ из всех закупок, так как критерии определяются заказчиком на свое усмотрение — так же, как и система их оценки.

Следующее отличие двух указанных способов определения поставщика заключается в возможности проведения запроса. Путем запроса котировок можно осуществлять любые закупки. Главное — уложиться в установленные законом денежные лимиты: сумма одного контракта не должна превышать 500 тыс. руб., а общий годовой объем — 10 % от общего объема закупок, предусмотренных планом-графиком размещения заказов.

А вот случаи, в которых допускается проводить запрос предложений, строго определены ч. 8 ст. 83 Федерального закона № 44. Это могут быть:

— закупки спортивной экипировки, инвентаря и оборудования для Олимпийской или Паралимпийской сборных (для участия в играх или тренировок);

— закупки у иностранных организаций, предметом которых является лечение граждан нашей страны за рубежом;

— закупки по контракту, который ранее был расторгнут по односторонней инициативе заказчика на основании ч. 9 ст. 95 ФЗ № 44;

— закупки лекарственных препаратов, требующихся для лечения конкретного пациента в связи с индивидуальной непереносимостью других средств или жизненной необходимостью;

— закупки, ранее проводившиеся путем электронного аукциона или конкурса и признанные несостоявшимися в результате повторных процедур из-за отсутствия или недопуска всех заявок;

— закупки изделий народных художественных промыслов;

— закупки, предметом которых является оказание услуг по защите интересов РФ в судебных инстанциях различного уровня .

Также различия существуют и в составе необходимых документов. Заказчик, объявляющий запрос котировок, должен разместить на сайте www.zakupki.gov.ru извещение и приложить к нему проект контракта. В случае с запросом предложений помимо этих документов должна быть документация, требования к содержанию которой определяются ч. 6 ст. 83 ФЗ № 44.

Заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения, фамилию, имя, отчество, место жительства, банковские реквизиты участника закупки, а также информацию и документы, которые указаны в ч. 3 ст. 73 ФЗ № 44. При проведении запроса предложений состав и форму заявки заказчики определяют самостоятельно.

Еще одно отличие между запросом котировок и предложений в том, что в первом случае заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение не позднее, чем за два рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок. Во втором — не может вносить изменений в извещение и документацию, а также отменять закупку.

Еще одно важное отличие касается сроков подачи и оценки заявок. В случае с запросом котировок срок подачи заявок должен быть не менее четырех (для закупок стоимостью менее 250 тыс. руб.) или семи (для закупок стоимостью более 250 тыс. руб.) дней. Извещение о проведении запроса предложений публикуется на Портале госзакупок не позднее, чем за пять календарных дней до даты проведения процедуры.

После того, как заявки вскрыты, участникам запроса котировок остается только ждать оглашения результатов. Протокол должен быть размещен в течение одного рабочего дня.

А вот для тех, кто подал заявки на участие в запросе предложений, процедура еще не окончена. Все допущенные участники должны в течение одного рабочего дня представить окончательные предложения, и лишь на следующий день после их получения комиссия объявит победителя, составив протокол и разместив его на Портале госзакупок.

Такой широкий спектр конкурентных направлений государственных закупок — условие заключения наиболее выгодного контракта. При этом важное значение имеет обеспечение реализации принципов профессионализма заказчика, прозрачности, конкурентности контрактной системы в сфере закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 18.04.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тихонова Наталья Андреевна, студентка, Пензенский государственный университет. E-mail: natysik02072012@yandex.ru

УДК 351/354 Тихонова, Н. А.

Сравнительная характеристика запроса котировок и запроса предложений как конкурентных способов определения поставщика / Н. А. Тихонова // Вестник Пензенского государственного университета. — 2017. — № 4 (20). — С. 42-46.

Разница между конкурсом и запросом предложений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *