Увольнение государственного служащего по инвалидности

В последние годы неоднократно видоизменялись нормы, касающиеся назначения и выплаты пенсии за выслугу лет работникам образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта. Рассмотрим, что произошло в этой области при внедрении пенсионной реформы.

Общие нормы законодательства относительно пенсии за выслугу лет

Начнем с базовых норм законодательства, определяющих возможность получения пенсии за выслугу лет некоторыми категориями работников заведений и учреждений.

До 01.04.15 г. право на назначение и выплату пенсии за выслугу лет согласно п. «е» ст. 55 Закона от 05.11.91 г. № 1788-ХІІ «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон № 1788) имели работники образования, здравоохранения, социального обеспечения при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет.

Для получения права на такую пенсию спортсменам – заслуженным мастерам спорта, мастерам международного класса – членам сборных команд согласно п. «є» ст. 55 Закона № 1788 следовало иметь общий стаж работы не менее 20 лет. Для артистов театрально-концертных и других зрелищных заведений, предприятий и коллективов пенсия за выслугу могла назначаться при наличии стажа творческой деятельности от 20 до 30 лет (п. «ж» ст. 55 Закона № 1788).

С 01.04.15 г., после внесения изменений в ст. 55 Закона № 1788 согласно Закону от 02.03.15 г. № 213-VІІІ (далее – Закон № 213) ситуация изменилась – основания для получения права на пенсию за выслугу лет стали иными, увеличился специальный стаж, дающий право на такую пенсионную преференцию.

В частности, поэтапно увеличивается продолжительность специального стажа педработников, врачей, соцработников (ежегодно по 6 месяцев) и с 01.04.24 г. или после этой даты он будет составлять не менее 30 лет. Спортсменам необходимо иметь общий стаж работы не менее 25 лет, артистам – стаж творческой деятельности от 20 до 35 лет (п. «е», «є», «ж» ст. 55 Закона № 1788)

Кроме того, согласно Закону № 213 вышеупомянутым категориям работников пенсия назначается после достижения ими возраста 55 лет.

Правительственные решения, регламентирующие назначение и выплату пенсии

Должности, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет артистам, врачам, учителям, работникам соцзащиты, приведены:

  • в Перечне должностей артистов театрально-концертных и прочих зрелищных заведений, предприятий и коллективов, которые имеют право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением КМУ от 12.10.92 г. № 583 (далее – Постановление № 583, Перечень № 583);
  • Перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением КМУ от 04.11.93 г. № 909 (далее – Перечень № 909).

Для определения права на пенсию за выслугу лет спортсменам применяется Порядок назначения и выплаты пенсий за выслугу лет заслуженным мастерам спорта, мастерам спорта международного класса – членам сборных команд Украины, утвержденный Постановлением № 583 (далее – Порядок № 583). Отдельного решения по утверждению перечня должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет, для этой категории работников нет.

Основания для назначения пенсии после внедрения пенсионной реформы

Со вступлением в силу Закона от 03.10.17 г. № 2148-VІІІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по повышению пенсии» (далее – Закон № 2148) ситуация изменилась. Теперь артисты театрально-концертных и прочих зрелищных заведений, предприятий и коллективов имеют право выхода на пенсию за выслугу лет при наличии стажа творческой деятельности от 20 до 35 лет согласно перечню и в порядке, принятом Кабмином. Назначение и выплата такой пенсии проводится лишь в случае увольнения лица с работы, дающей право на эту пенсию (ст. 7 Закона № 1788).

Работников других профессий ждет разочарование, поскольку лишь при некоторых условиях сохраняется их право на назначение пенсии за выслугу лет.

В п. 21 разд. ХV «Заключительные положения» Закона от 09.07.03 г. № 1058-ІV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее – Закон № 1058) после изменения его согласно Закону № 2148 предусмотрено следующее.

Лицам, которые на день вступления в силу Закона № 2148 имеют выслугу лет и стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, предусмотренный, в частности, ст. 55 Закона № 1788, пенсия за выслугу лет назначается по их обращению с соблюдением условий, предусмотренных Законом № 1788.

Проще говоря, условием сохранения права на такую пенсию, в частности, для педагогических и медицинских работников, а также работников социального обеспечения является достижение пенсионного возраста (или до достижения этого возраста – согласно абзацу двенадцатому п. «е» ст. 55 Закона № 1788). Конечно, такие работники обязаны уволиться с работы по специальности, дающей право на пенсию за выслугу лет.

Что касается размера пенсии, то он определяется в соответствии со ст. 27 и с учетом норм ст. 28 Закона № 1058.

Позитивным является то, что продолжает действовать преференция, установленная в ст. 60 Закона № 1788. Речь идет о льготном исчислении стажа, то есть зачислении в двойном размере стажа работы:

  • в лепрозорных и противочумных заведениях здравоохранения;
  • заведениях (отделениях) по лечению лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом;
  • прочих инфекционных заведениях (отделениях) здравоохранения;
  • патологоанатомических и реанимационных отделениях заведений здравоохранения;
  • психиатрических заведениях здравоохранения.

В свою очередь, право выхода на пенсию за выслугу лет независимо от возраста имеют лица с выслугой лет на соответствующих должностях, если продолжительность специального стажа как минимум составляет:

  • на 01.04.15 г. – 25 лет;
  • на 31.12.15 г. – 25 лет 6 месяцев.

Может быть, что на указанные выше даты у лиц нет необходимого спецстажа. Тогда пенсия за выслугу лет назначается при условии достижения возраста от 50 до 55 лет (здесь имеет значение дата рождения) и при наличии 26 лет 6 месяцев спецстажа.

Пример
Женщина работала в больнице с июля 1988 года на должности младшей медсестры (санитарки), с апреля 1992 года и по август 2015 года – медсестры хирургического отделения. Есть ли у нее основания для оформления пенсии за выслугу лет?

Это лицо имеет право на пенсию за выслугу лет только на следующих основаниях. Поскольку в разд. 2 Перечня № 909 «Здравоохранение» нет должностей младшего медперсонала, то период работы с июля 1988 года по апрель 1992 года на должности санитарки не зачисляется в спецстаж, дающий право на такую пенсию. В то же время период работы на должности медсестры больницы, которая относится к среднему медперсоналу, входит в этот стаж. Однако, как видим, по состоянию на 01.04.15 г. работница не имела необходимого спецстажа работы – не менее 25 лет и на 31.12.15 г. – 25 лет 6 месяцев. Поэтому, если даже она достигла возраста от 50 до 55 лет (в зависимости от даты рождения), к сожалению, права на назначение пенсии за выслугу лет у нее нет.

Подтверждение наличия спецстажа

Итак, порядок и условия исчисления спецстажа для получения права на пенсию за выслугу лет определены Законом № 1788, а страховой стаж, в зависимости от которого определяется размер пенсии, Законом № 1058.

Прежде всего заметим: в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, зачисляются только те периоды работы, когда работник занимал определенные нормативно-правовыми актами должности по основному месту работы. Конечно, подтверждением этого будут служить соответствующие записи, внесенные в трудовую книжку, где и должно быть зафиксировано название учреждения, заведения, а также полное наименование должности.

Поэтому кадровым службам заведений нужно четко соблюдать правила внесения записей в трудовые книжки, определенные в Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной совместным приказом Минюста, Минтруда и Минсоцзащиты от 29.07.93 г. № 58 (далее – Инструкция № 58).

Так, при заключении с работником трудового договора и после издания соответствующего приказа обязательна фиксация в трудовой книжке работника необходимых записей. Исходя из п. 2.14 Инструкции № 58, в графе 3 разд. «Сведения о работе» указывается полное наименование учреждения, а ниже в этой графе делается запись о назначении в определенный отдел, подразделение с их полным наименованием (например, отделение анестезиологии районной больницы). Также записывается полное наименование профессии или должности.

Актуальным в этом смысле является еще и то, что, например, спортсмену для получения права на пенсию за выслугу лет нужно иметь не менее 25 лет стажа работы. Ему нужно иметь особые заслуги перед физкультурным движением, быть заслуженным мастером спорта, мастером спорта международного класса. И это еще не все – следует не менее чем 6 лет быть в составе сборных команд Украины. Такие требования содержатся в Порядке № 583.

В этом Порядке также сказано, что стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, исчисляется на основании трудовой книжки и других документов, подтверждающих пребывание в составе сборных команд Украины, а также в случае наличия звания «заслуженный мастер спорта» или «мастер спорта международного класса».

Что касается бухгалтерских служб, то они также должны добросовестно исполнять возложенные на них должностные полномочия и обязанности в части соблюдения требований Закона от 08.07.10 г. № 2464-VІ «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

Согласно определению ст. 1 Закона № 1058, страховым стажем является период (срок), в течение которого лицо подлежало государственному социальному страхованию, которое уплачивало или за которое уплачивался сбор на обязательное государственное пенсионное страхование и за которое уплачены страховые взносы.

Это важно в связи с тем, что, например, лицу, которое работает на 0,75 ставки и которому начисляется заработок в размере меньше минимальной заработной платы (далее – МЗП), в страховой стаж каждый месяц такой работы должен зачисляться пропорционально уплаченным взносам (если не осуществлены доплаты до минимального размера страхового взноса).

Добавим: в стаж работы по специальности, дающий право на пенсию за выслугу лет, зачисляются полные месяцы. То есть для лиц, для которых такая работа на неполную ставку является основным местом работы, необходимо, чтобы ежемесячно уплачивался минимальный страховой взнос (как известно, он определяется расчетно как произведение МЗП и размера взноса, установленного законом на месяц, за который начисляется заработок).

Поэтому в отчете относительно осуществления таких операций необходимо корректно отражать данные о спецстаже.

Особенности подтверждения имеющегося стажа

Согласно Порядку подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденному постановлением КМУ от 12.08.93 г. № 637 (далее – Порядок № 637), есть возможность документально подтвердить приобретенный спецстаж.

Так, в п. 20 Порядка № 637 предусмотрено: при отсутствии сведений, определяющих право на пенсию за выслугу лет, органами Пенсионного фонда принимаются уточняющие справки учреждений или их правопреемников. В этой справке (подписывают ее руководитель кадровой службы и главный бухгалтер), в частности, указываются:

  • периоды работы, зачисляемые в спецстаж;
  • профессия или должность;
  • характер выполняемой работы;
  • первичные документы за время выполнения работы, на основании которых выдана эта справка.

Есть еще один документ, на который следует обратить внимание. Это Порядок подтверждения периода работы, зачисляемого в трудовой стаж для назначения пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда от 10.11.06 г. № 18-1, который применяется при отсутствии правопреемника.

Советуем при подобных обстоятельствах лицам, которые имеют основания для получения пенсии за выслугу лет, но не могут документально подтвердить необходимый стаж, обратиться в структурные подразделения Пенсионного фонда, где они получат помощь в сборе официальных подтверждений стажа работы.

Предупреждение для работодателей

Обращаем внимание, что наименование должности должно точно соответствовать наименованию, указанному в Классификаторе профессий ДК 003:2010, утвержденному приказом Госпотребстандарта от 28.07.10 г. № 327. Конечно, название должности (профессии), предусмотренное штатным расписанием, также должно соответствовать этому Классификатору, в противном случае приказом руководителя нужно будет это упорядочить. Это следует, в частности, из разъяснения, предоставленного в письме Минсоцполитики от 25.04.13 г. № 336/13/155-13.

Если будут допущены факты внесения некорректных записей в этой части, то, например, орган Пенсионного фонда не будет рассматривать документы, предоставленные для оформления пенсии за выслугу лет работнику, из-за несоответствия наименования его должности и записи в трудовой книжке. И этому лицу придется немало похлопотать, чтобы уточнить соответствующие записи. Кадровая служба должна будет тщательно разобраться в такой ситуации и исправить ранее допущенные неточности, хотя инициатива по выполнению корректных записей, конечно, должна исходить от самого работника.

Резюмируя, заметим, что право на пенсию за выслугу лет сохранено лишь за теми специалистами, которые на день вступления в силу Закона № 2148 имеют выслугу лет и стаж, необходимый для ее назначения. Таким лицам следует подать в органы Пенсионного фонда заявление и подтверждающие документы. В противном случае пенсия им будет назначаться по правилам, удовлетворяющим нормам пенсионного законодательства с учетом внесенных в них изменений Законом № 2148, без предоставления преференций в части назначения пенсии за выслугу лет.

Еще добавим: согласно ст. 7 Закона № 1788 обращаться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения права на нее. Пенсия за выслугу лет назначается при условии увольнения с работы, дающей право на эту пенсию. Пенсии по возрасту, в связи с инвалидностью назначаются независимо от того, прекращена работа на время обращения за пенсией или она продолжается.

И в завершение – о приятном. Продолжает действовать Порядок исчисления страхового стажа, дающего право на назначение денежной помощи, и ее выплаты, утвержденный постановлением КМУ от 23.11.11 г. № 1191. Тем лицам, которые работали в заведениях и учреждениях государственной и коммунальной собственности на должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет согласно п. «е» и «ж» ст. 55 Закона № 1788 (врачи, учителя, соцработники, артисты), одновременно с первой выплатой пенсии назначается денежная помощь в размере 10 месячных пенсий.

1. Государственному служащему при увольнении с государственной службы в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет выплачивается единовременное поощрение в пятикратном размере его месячного денежного содержания по должности государственной службы, занимаемой на день увольнения, при наличии стажа государственной службы 15 лет и за каждый последующий полный год государственной службы — дополнительно по 0,5 денежного содержания, но не более десяти размеров денежного содержания государственного служащего. Стаж государственной службы определяется на день увольнения государственного служащего с государственной службы.

Для целей настоящей статьи под выходом на государственную пенсию за выслугу лет понимается увольнение с государственной службы по достижении возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости, или назначение пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», за исключением увольнения в связи с виновными действиями государственного служащего, и при наличии стажа государственной службы, необходимого для получения государственной пенсии за выслугу лет.

Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Аблицова
Москва
6 ФЕВРАЛЯ, 2020

МОСКВА, 6 февраля, ФедералПресс. Найдена причина быстрого роста пенсий у российских госслужащих. Их пенсия за раз может подрасти на 7 тысяч рублей.

В России индексация, которая состоится 1 апреля, коснется получателей «пенсий по государственному обеспечению». Это позволит существенно увеличить доходы пенсионеров-госслужащих. Такое мнение высказал генеральный секретарь Союза профсоюзов России Евгений Куликов.

По его словам, госпенсии получают две совершенно разные категории граждан: самые бедные, у которых пенсия в 7-8 тысяч рублей, и самые богатые – госслужащие, с пенсией в 100-200 тысяч рублей. Объединяет их то, что пенсии финансируются из федерального бюджета.

Отмечается, что соцпенсии будут повышены на 7 %. Правда, 8 тысяч рублей увеличенные на 7 %, дадут прибавку только на 560 рублей. Для госслужащих выплаты окажутся больше. Если сейчас бывший чиновник получает пенсию в 100 тысяч рублей, то она увеличится сразу на 7 тысяч рублей.

Куликов обратил внимание и на разные условия по начислению пенсий для обычных граждан и чиновников. По его словам, основной массе россиян придумали хитрую балльную систему, а у госчиновников осталась привязка пенсии к стажу и зарплате. При этом при необходимой выслуге чиновники могут получить пенсию в размере 75 % от оклада.

Эксперт рассказал и о еще одной несправедливости. Индексация работающим получателям страховых пенсий отменена уже несколько лет, но пенсии по гособеспечению это не затронуло. К примеру, бывший госслужащий может продолжать работать на другом месте и при этом получать пенсию по выслуге лет. А индексация в 7 % ему положена в любом случае, не зависимо от того, трудится он в данный момент или нет, передает «АиФ».

Как сообщал «ФедералПресс» ранее, в России вводятся «губернаторские доплаты» для пенсионеров. Они действуют пока только в нескольких регионах.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Не зная прошлого, невозможно понять

подлинный смысл настоящего и цели будущего.

М. Горький

Первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении на территории современной России относятся к древним временам. Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об обеспечении их в случае ранения и по достижении старости. Постепенно забота о раненых и престарелых ставится на все более регулярную основу.

Уже в 1663 г. при царе Алексее Михайловиче раненым назначались «лечебные” денежные выплаты, размер которых зависел от тяжести полученных увечий. Распространенными формами социальной поддержки военных, ушедших со службы по ранению, являлось предоставление поместья или прибавки земель к уже имеющимся владениям.

Во времена Петра I внимание к увечным, раненым и престарелым воинам усилилось. Их стремились устроить так, чтобы они имели источник существования. Законодательные акты Петра I содержали в себе обязательство государства оказывать помощь раненым и инвалидам за счет государственного бюджета.

В дальнейшем такие традиции продолжались и развивались. Екатерина II определила денежное содержание из государственной казны отставников военной службы. Размеры пенсий также были увеличены.

Но в основном пенсионное обеспечение распространялось на государственных служащих и военных. Только во второй половине XIX в. системное пенсионное обеспечение стало распространяться на частное предпринимательство. Вошел в силу закон, обязывающий владельцев частных железных дорог создавать кассы для выдачи пособий по болезни и уходу с работы по инвалидности. Их основу составляли отчисления от заработной платы работников, которые накапливались на их личных счетах. При получении увечья или профессиональной болезни из накопленных на этих счетах средств выплачивались пособия. Эту систему назвали страховой, так как взносы, уплаченные работником, были его страховкой на случай его нетрудоспособности.

Радикальные преобразования в пенсионном обеспечениистали осуществляться после социалистической революции. В 1917 г. вышло Постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных». В 1918 г.Постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся». В 1924 г. было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабфаков. А в 1925 г. установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Размеры пенсий зависели от размера среднемесячного заработка, условий труда, состава семьи.

Тогда же, в 1920-х гг., система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из этого бюджета производились расходы на все государственные нужды: строительство дорог, заводов и выплату пенсий гражданам…

Эта система сохранялась вплоть до распада СССР. Однако в 1991 г. после перехода от централизованного планового руководства народным хозяйством к рыночным методам она исчерпала свои возможности. Даже самая большая пенсия не могла превышать трех установленных законом минимальных размеров пенсии, к тому же в стране резко снизилась рождаемость. В то же время цены быстро росли, что снижало уровень обеспечения пенсионеров. Расчеты показывали, что в 2010-2020 гг. может возникнуть проблема нехватки денег для выплаты пенсий, так как число людей, выходящих на пенсию заметно превысит число начинающих работать.

Решить эти проблемы можно было только путем увеличения доходов пенсионной системы. Для этого необходимо было разработать систему, в которой был бы стимул к уплате отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Стимулом в таком случае служит уверенность работающих граждан, что взносы, которые платит их работодатель или они сами на пенсионное обеспечение, без потерь вернутся к ним, когда они будут выходить на пенсию. И чем больше будет таких пенсионных отчислений, тем выше будет размер пенсии.

Правительство приняло решение о проведении в России пенсионной реформы. Цель ее — формирование многоуровневой пенсионной системы для улучшения пенсионного обеспечения граждан. В 2001 г. была внедрена новая модель, которая включила в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.

Три уровня пенсионной системы в Российской Федерации

Пенсия — это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан в старости в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.

Пенсионная система в Российской Федерации состоит из трех уровней:

1. Государственное пенсионное обеспечение.

Предоставляется нетрудоспособным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию — инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам, мужчинам, достигшим возраста 65 лет, женщинам, достигшим возраста 60 лет, не имеющим страхового стажа; и др.

Также пенсии по государственному пенсионному обеспечению назначаются гражданам для компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной выслуги лет; либо для компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца и в ряде других случаев.

Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации.

3 000 000 человек получают пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

2. Обязательное пенсионное страхование

В рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) назначается и выплачивается трудовая пенсия.

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат, утраченных ими из-за наступления нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных из-за смерти этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с действующим законодательством.

На вставку — ст. 39, «Конституция Российской Федерации

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Необходимое условие для назначения трудовой пенсии – не менее 5 лет страхового стажа.

Общеустановленный возраст выхода на трудовую пенсию по старости: 60 лет – для мужчин и 55 лет – для женщин.

Страховой стаж – это общая продолжительность периодов работы, в течение которых за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Существуют три вида пенсий по ОПС: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

ОПС осуществляется за счет страховых взносов работодателей за своих работников в Пенсионный фонд Российской Федерации.

36 000 000 человек в России получают трудовые пенсии.

3. Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

Это дополнительные пенсии, которые выплачивают негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Чтобы получать такую пенсию, гражданин должен заключить договор с негосударственным пенсионным фондом и в течение определенного времени осуществлять собственные добровольные взносы. Кроме самого гражданина, взносы на дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение может делать его работодатель.

6 700 000 человек сегодня принимают участие в программах негосударственного пенсионного обеспечения.

Дополнительная пенсия формируется не только за счет добровольных взносов в НПФ, но и за счет инвестиционного дохода, полученного от инвестирования этих взносов (что такое «инвестирование» и как оно может увеличить будущую пенсию, читай в следующей главе).

Как устроена система обязательного пенсионного страхования

Все работающие молодые люди формируют будущую пенсию в системе обязательного пенсионного страхования. Это предстоит и тебе. Поэтому рассмотрим его подробнее.

Обязательное пенсионное страхование — это отложенная часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая – например, достижении пенсионного возраста. Чем больше денег было направлено в фонд твоей будущей пенсии за всю трудовую жизнь, тем выше она будет.

Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, называются застрахованными лицами.

Застрахованные лица — это граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

— работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера (так работает большинство людей-наемных работников);

— самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

— работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

— являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

— священнослужители.

Ты тоже станешь застрахованным лицом. Подтверждение того, что ты стал участником системы обязательного пенсионного страхования — страховое свидетельство ОПС (обычно это зеленая пластиковая или ламинированная карточка).

Оформить его ты можешь самостоятельно в управлении Пенсионного фонда по месту жительства. С 2011 года Пенсионный фонд Российской Федерации начинает регистрацию в системе ПФР всех россиян независимо от возраста. До 2010 года страховые свидетельства ОПС выдавались только лицам старше 14 лет при обращении их в органы ПФР, либо их выдавал первый работодатель. В свидетельстве будут указаны персональные данные и номер твоего персонального счета в ПФР — СНИЛС.

СНИЛС – страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.

Перед ПФР поставлена задача уже в 2011 г. зарегистрировать в системе ПФР и выдать каждому несовершеннолетнему гражданину РФ СНИЛС. Для этого нужно твое личное участие. Необходимо будет заполнить специальную анкету и передать ее в ПФР.

Это важно, так как СНИЛС становится единственным идентификатором персональных данных граждан во всех федеральных и региональных ведомствах России, идентификатором универсальных карт. С помощью таких карт можно получать разнообразные государственные услуги – от медицинской помощи до льготного проезда в транспорте.

Права и обязанности застрахованного лица

Став застрахованным лицом, ты имеешь право:

— контролировать состояние своего индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде Российской Федерации;

-получать в органах ПФР по месту жительства выписку из индивидуального лицевого счета (также это можно сделать через отделения Сбербанка России ил через сайт государственных услуг);

— получать у страхователя копию сведений о себе, представленных в ПФР, в том числе и информацию об уплаченных за тебя страховых взносах.

Ты обязан:

— получить страховое свидетельство, хранить и предъявлять по требованию страхователя или работников пенсионных органов;

— сообщать в органы ПФР об изменениях сведений, содержащихся в лицевом счете, а также при утере страхового свидетельства;

— предъявлять по требованию органов ПФР необходимые документы для решения вопросов, связанных с обязательным пенсионным страхованием.

100 000 000 человек являются участниками системы обязательного пенсионного страхования – застрахованными лицами.

Основными плательщиками взносов на обязательное пенсионное страхование являются работодатели. В системе ОПС их называют страхователями.

Страхователи – это работодатели (организации, индивидуальные предприниматели, руководители фермерских хозяйств, нотариусы, адвокаты и др.). Они уплачивают страховые взносы с фонда оплаты труда своих работников, которые поступают на их индивидуальные лицевые счета.

Ты также сможешь делать собственные взносы в фонд своей будущей пенсии. Но об этом мы поговорим позже.

ОПС в России осуществляется страховщиком – Пенсионным фондом Российской Федерации.

Страховщик — Пенсионный фонд Российской Федерации, который осуществляет ОПС в России. ПФР постоянно взаимодействует с каждым из 10 000 000 страхователей страны.

Взаимоотношения в системе пенсионного страхования можно представить в виде следующей схемы:

Увольнение государственного служащего по инвалидности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *