Споры с соседями

Содержание

Подпись на заборе

Вряд ли можно найти на просторах страны районный суд, который бы не рассматривал иски соседей, не поделивших сотки. Кто-то недоволен тем, что сосед захватил буквально сантиметры чужого участка, а кому-то приходится возмущаться перенесенным на метры вглубь собственной территории забором соседа. В любом случае миром договориться почти ни у кого из сторон такого спора не получается и граждане идут в суды. Но и там не всегда находят правильные статьи для решения земельных конфликтов. Поэтому определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, пересмотревшей такой спор, может оказаться очень полезным гражданам, попавшим в похожую ситуацию.

Итак, один гражданин обратился в суд с иском к своему соседу по дачному участку. Его возмутило, что «захватчик» перенес свой забор в глубь его участка, отхватив 4,8 метра его территории. Еще истец попросил суд обязать соседа разобрать свой забор и перенести назад.

Районный суд, рассматривая этот спор, исходил из того, что истец и ответчик — собственники соседних участков земли, а граница между их участками определена заключением кадастрового инженера.

Так что никаких нарушений нет.

А еще суд отказался обязывать соседа разобрать и перенести забор, потому как стоит этот забор правильно — на границе, указанной кадастровым инженером. Апелляция с решением коллег из райсуда полностью согласилась. Так дело дошло до Верховного суда. Там вердикт местных судов изучили и сказали, что решение неверное — нарушены нормы законодательства. Вот какие нормы закона по разъяснению Верховного суда надо применять в таких спорах.

По кадастровому закону заинтересованное лицо не имеет права высказывать возражения по поводу границ участка соседа, если это не общие границы

Есть Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» (N 221 от 24 июля 2007 года). В этом законе сказано, что «местоположение» границ земельных участков надо обязательно согласовывать с так называемыми заинтересованными лицами. Это делается в тех случаях, когда «в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ земельного участка или уточняются границы смежных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости».

Верховный суд подчеркивает — предметом согласования по закону о кадастре является определение границ одного участка, которые одновременно являются границами соседних соток и принадлежат тому, кого закон называет заинтересованным лицом. При этом, напоминает Верховный суд, по тому же кадастровому закону это заинтересованное лицо не имеет права высказывать свои возражения по поводу границ участка соседа, если это не их общие границы.

Статья 39 Закона о кадастре гласит, что согласование границ проводится с гражданами, обладающими смежными участками на праве собственности. Из этого правила есть исключения — не требуют согласования границы смежных участков, если сотки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам в пожизненное, наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование. Не согласовывают с соседями и земли, предоставленные юридическим лицам, которые не являются ни государственными, ни муниципальными организациями. Также не требуется согласования, если государственная или муниципальная земля предоставлена в бессрочное пользование казенному предприятию.

В нашем случае райсуд установил факт, что спор идет о смежных участках собственников. Закон «О государственном кадастре» говорит, что согласование границ по выбору кадастрового инженера можно проводить, пригласив на собрание заинтересованных граждан или согласовывать границы с каждым по отдельности.

Верховный суд напомнил — обычно согласовывают места, по которым пройдут границы, на собрании заинтересованных граждан, если речь идет о территории населенного пункта и его границах. Но в этом случае внутри самой деревни или поселка границы не рисуются.

В нашей же ситуации межевание проводил кадастровый инженер, а заказчиком работ был один из соседей. Они оба прекрасно знали о том, что есть еще один — смежный собственник. Но с ним границу не согласовывали. И еще один важный момент — кадастровый инженер установил границу заказчика по фактической границе, то есть нарисовал землю там, где уже стоял забор соседа. Верховный суд подчеркнул — кадастровый инженер, проведя границу между участками по забору, то есть по фактическому землепользованию, не мог не знать, что эта граница не совпадает с границей в документах.

Из этого Верховный суд делает вывод — отсутствие согласования границ участка может свидетельствовать о недействительности межевания. И добавляет, что в подобных спорах об установлении границ местный суд вправе сам дать оценку действиям кадастрового инженера даже без просьбы одной из сторон. Заявленные соседом требования к захватчику подпадают под статью 60 Земельного кодекса.

В этой статье Земельного кодекса говорится о таком способе защиты своих интересов, как восстановление положения, которое было до того, как были нарушены права гражданина на земельный участок.

В итоге Верховный суд отменил все решения и велел пересмотреть дело, но с учетом своих разъяснений.

Кстати

Суд из-за земли может кончиться большими проблемами. Так, в Липецке спор соседей из-за захваченных соток завершился уголовным делом на сына истца, так как стороной в этом споре оказался заместитель председателя областного суда. Дело получилось крайне скандальное. После возмущения президента страны с ним сейчас разбираются в Генеральной прокуратуре.

С юридической точки зрения споров между собственниками земельных участков с общей границей быть не должно. Созданные при первичном межевании границы земельных наделов чётко обозначены в Реестре. Чтобы не возникало разногласий в вопросах использования чужой земли, достаточно просто соблюдать эти границы. Однако, не всё так просто. Есть несколько способов, как разрешить спор с соседями о границах земельного участка.

Почему возникают разногласия

Основные причины для конфликтов просты:

  • земля оформлена по закону, но не проведено уточнение границ участка;
  • один из соседей намеренно занял часть земли другого в надежде, что тот поленится отстаивать свои права;
  • границы нарушились случайно в процессе эксплуатации участков: когда меняли забор или на участке производились какие-то крупные земельные работы;
  • между соседями была договорённость изменить границы участка на какой-то период (например, они были дружны, и один отдал часть своего участка второму). С течением времени договорённость стала неактуальной (допустим, участки перешли по наследству), и потребовалось вернуть границы, указанные в ЕГРП.

Примеры нарушения границ:

  1. забор, разграничивающий территории, был смещён или утрачен;
  2. сосед построил новый забор с частичным захватом чужой территории;
  3. собственник построил капитальное строение с захватом соседской земли.

От вида нарушения зависит требование: вернуть границы или снести незаконную постройку.

Как правильно оформить землю

Чтобы точно знать границы своего земельного надела, землепользователь – собственник или арендатор – должен иметь на руках:

  • документ, подтверждающий право находиться на этом участке и пользоваться им. Это может быть выписка из ЕГРП о праве собственности или арендных отношениях;
  • основание для возникновения этого права: свидетельство о наследстве, договор аренды, дарственная, договор купли-продажи или мены;
  • справка или выписка из Кадастровой палаты. В ней содержится вся техническая информация о земельном наделе: адрес, площадь, размеры, количество и характер строений, назначение земли, собственник, и тд. В этом документе имеется графическая часть: план местности с участком;
  • межевой план с уточнением границ.

Последний документ и является решающим в спорах о границах.

Решение земельных споров

Даже если между соседями нет разногласий, рекомендуется сделать межевание для уточнения границ. Это обязательно делается при:

  • продаже или обмене;
  • разделе на части из-за появления новых собственников (например, во время распределения наследства);
  • перед объединением участка с другими наделами (например, собственник купил весь соседний участок или его часть);
  • при решении территориальных споров с соседями.

Межевание

Межевание с целью уточнить границы делается обязательно. Даже если на соседа приходится подавать в суд, лучше заказать эту процедуру и судье передать готовый межевой план.

Судья в любом случае потребует этот документ, а его изготовление просто затянет процесс. Но, произведя уточнения границ, соседи, возможно, смогут решить конфликт в досудебном порядке.

Алгоритм процедуры:

  1. собрать документы на участок. Заказать процедуру может как собственник, так и арендатор, если речь идёт о долгосрочной аренде (договор заключён на срок более чем 5 лет);
  2. найти компанию, которая имеет право производить геодезические работы. Для этого у юридического лица должна быть действующая лицензия, а частное лицо должно быть внесено в базу реестра кадастровых инженеров;
  3. договориться о дате проведения работ;
  4. уведомить об этой дате собственников прилегающих территорий не менее чем за 7 дней;
  5. в день межевания все участники должны присутствовать при проведении работ;
  6. после этого составляется технический акт, который подписывается всеми свидетелями топографической съёмки;
  7. зарегистрировать готовый межевой план в Росреестре.

Что такое межевой план

Это документ, который состоит из двух частей:

  • графическая с подробным планом местности, участка, указанием характера почвы, местоположения низин и возвышенностей, выхода к воде и прочих особенностей рельефа;
  • текстовая – описание данных, полученных в процессе измерений.

Он подписывается всеми участниками, представителем муниципалитета, СНТ или другой организации, к которой относится земля и самим кадастровым инженером, который произвёл съёмку и составил документ.

Документ действителен только при наличии всех подписей. Если кого-то из собственников соседних участков не удалось пригласить или найти, к техническому плану прилагается извещение собственника и подробное объяснение отсутствия его подписи.

На кого ложится ответственность за процедуру

Обычно инициирует уточнение границ сторона, считающая себя пострадавшей. Но соседи могут и разделить стоимость услуг по межеванию, если договорятся об этом.

Итоги межевания

Документ может полностью решить возникший конфликт между соседями. Согласно составленному межевому плану забор переносится на законное место, и вопрос закрывается. Контролирует этот вопрос Комитет по землеустройству. Однако, если сосед занял чужую территорию постройкой и не желает её сносить добровольно, придётся обращаться в суд.

Исковое заявление носит обычно неимущественный характер: требование признать действия соседа неправомерными и снести незаконную постройку.

Чаще всего суд назначает независимую экспертизу государственного кадастрового инженера, на основании которой выносит решение. Расходы несёт истец, а при положительном решении суда их можно взыскать с ответчика.

Межевание с целью уточнения границ является единственным законным и неоспоримым способом решить конфликт о границах между участками. Результат уточнения границ полностью соответствует исходным кадастровым данным, которые возникли при первичной «нарезке» земли на отдельные участки. Цель составления межевого плана – сравнить данные из реестра с фактическим местоположением границ и восстановить их правильное положение. Конфликты между соседями решаются в досудебном порядке или через мировой суд того района, где находится спорная территория.

Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Козульский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований (с изменениями на 3 октября 2019 года)

Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Козульский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований

ЗАКОН
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
от 18 февраля 2005 года N 13-3011
Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Козульский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований

(с изменениями на 3 октября 2019 года)

(в ред. Законов Красноярского края от 06.07.2006 N 19-4992, от 08.11.2007 N 3-704, от 04.03.2010 N 10-4440, от 21.11.2013 N 5-1826, от 03.10.2019 N 8-3133)

Статья 1

1. Установить границы в соответствии с описаниями (планами) границ и наделить статусом городских поселений следующие муниципальные образования:

(в ред. Закона Красноярского края от 06.07.2006 N 19-4992)

поселок Козулька, в состав которого входит городской населенный пункт поселок городского типа Козулька, сельский населенный пункт поселок Кедровый (приложения 1*, 9);
________________
* Приложение 1 не приводится. — Примечание изготовителя базы данных.

(в ред. Законов Красноярского края от 06.07.2006 N 19-4992, от 21.11.2013 N 5-1826)

абзац утратил силу. — Закон Красноярского края от 03.10.2019 N 8-3133.

2. Установить границы в соответствии с описаниями (планами) границ и наделить статусом сельских поселений следующие муниципальные образования:

(в ред. Закона Красноярского края от 06.07.2006 N 19-4992)

Балахтонский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Балахтон (административный центр), деревня Глушково, деревня Красный Яр, деревня Мальфино, деревня Ничково (приложения 3*, 11);
________________
* Приложение 3 не приводится. — Примечание изготовителя базы данных.

(в ред. Закона Красноярского края от 06.07.2006 N 19-4992)

Жуковский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Жуковка (административный центр), поселок Бадаложная, поселок Заречный, поселок Косачи, поселок Малые Ручьи, поселок Малый Кайдат, поселок Новосибирский, поселок Сергино (приложения 4*, 12);
________________
* Приложение 4 не приводится. — Примечание изготовителя базы данных.

(в ред. Закона Красноярского края от 06.07.2006 N 19-4992)

Лазурненский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: поселок Лазурный (административный центр), деревня Большой Кемчуг, деревня Малиногорка, поселок Малиногорка, поселок Можарский, деревня Новая Дорога, поселок Соболевка, деревня Старая Козулька, поселок Тайга, деревня Шарловка, поселок Шушково (приложения 5*, 13);
________________
* Приложение 5 не приводится. — Примечание изготовителя базы данных.

(в ред. Закона Красноярского края от 06.07.2006 N 19-4992)

Новочернореченский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: поселок Новочернореченский (административный центр), деревня Левоямное, деревня Постойка, деревня Предгорье, деревня Старая Черная (приложения 6, 14).

(в ред. Закона Красноярского края от 03.10.2019 N 8-3133)

Абзац утратил силу. — Закон Красноярского края от 03.10.2019 N 8-3133.

Шадринский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: село Шадрино (административный центр), деревня Аммала, деревня Загайново (приложения 7*, 15).
________________
* Приложение 7 не приводится. — Примечание изготовителя базы данных.

(в ред. Закона Красноярского края от 06.07.2006 N 19-4992)

Статья 2

1. Установить, что в состав муниципального образования Козульский район входят муниципальные образования, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона.

2. Установить границы муниципального образования Козульский район согласно описанию (плану) границ (приложения 8*, 16) и наделить его статусом муниципального района.
________________
* Приложение 8 не приводится. — Примечание изготовителя базы данных.

(в ред. Закона Красноярского края от 06.07.2006 N 19-4992)

3. Определить административным центром муниципального образования Козульский район поселок городского типа Козулька.

(в ред. Закона Красноярского края от 21.11.2013 N 5-1826)

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его настоящего опубликования.

Губернатор
Красноярского края
А.Г.ХЛОПОНИН

02.03.2005

Приложение 6. План границ муниципального образования Новочернореченский сельсовет

Приложение 6
к Закону края
от 18 февраля 2005 г. N 13-3011

(в ред. Закона Красноярского края от 03.10.2019 N 8-3133)

Общая площадь участка 129879,34 га

Масштаб 1:250000

Условные обозначения:

Описание смежных муниципальных

образований по узловым точкам:

— граница муниципального образования

от 1 до 50 — Лазурненский сельсовет

от 50 до 66 — поселок Козулька

от 66 до 172 — Лазурненский сельсовет

от 172 до 200 — Балахтонский сельсовет

от 200 до 738 — Ачинский район

от 738 до 1072 — Большеулуйский район

от 1072 до 1 — Бирилюсский район

— поворотная точка и ее номер

— узловая точка и ее номер

— выход координатной сетки

Приложение 9. Описание границ муниципального образования поселок Козулька

Приложение 9
к Закону Красноярского края
от 18 февраля 2005 г. N 13-3011

(введено Законом Красноярского края от 06.07.2006 N 19-4992; в ред. Закона Красноярского края от 08.11.2007 N 3-704)

По смежеству с землями муниципального образования Лазурненский сельсовет

(в ред. Закона Красноярского края от 08.11.2007 N 3-704)

Граница муниципального образования поселок Козулька по смежеству с землями муниципального образования Лазурненский сельсовет проходит от точки 1 (узловая точка) до точки 802 (узловая точка) протяженностью 79783,72 м.

От точки 1 — узловой точки пересечения границ муниципального образования Новочернореченский сельсовет и муниципального образования Лазурненский сельсовет граница проходит на юго-запад прямой линией 81,85 м по автомобильной дороге, пересекая ручей, до точки 2. Далее извилистой линией 1370,22 м идет по правому берегу безымянного ручья в юго-восточном направлении до пересечения с рекой Березовая (точка 20). Затем в юго-восточном направлении извилистой линией 11450,09 м граница проходит по правому берегу реки Березовая до пересечения с автомобильной дорогой до точки 83.

От точки 83 прямой линией 2019,25 м граница следует в юго-западном направлении по автомобильной дороге до точки 88. Далее по автодороге граница проходит ломаной линией 785,21 м в юго-восточном направлении по автодороге до точки 93, затем на юго-запад ломаной линией по автодороге 8317,14 м до точки 177. От точки 177 в юго-восточном направлении 2196,51 м по автодороге до точки 194. Далее на юго-запад по автодороге 871,92 м до пересечения с рекой Березовая (точка 208). Затем извилистой линией 2814,70 м в северо-восточном направлении граница следует по правому берегу реки Березовая до точки 317.

От точки 317 ломаной линией 584,41 м граница проходит в юго-восточном направлении по контуру пашни до точки 320. От точки 320 ломаной линией 5603,35 м граница следует в юго-западном направлении по пашне, пастбищу, пересекая полевую дорогу, нефтепровод, две автомобильные дороги и реку Каменка, до пересечения с рекой Черемушка (точка 334). Далее на юго-запад извилистой линией 1072,33 м граница проходит по правому берегу реки Черемушка до пересечения с железной дорогой (точка 358).

От точки 358 ломаной линией 3097,58 м граница следует в северо-западном направлении по железной дороге до точки 377. Затем идет прямой линией 1448,72 м в юго-восточном направлении по пастбищу до пересечения с рекой Черемушка до точки 378. Далее извилистой линией 1487,24 м проходит по правому берегу реки Черемушка в северо-восточном направлении до точки 437.

От точки 437 ломаной линией 2064,80 м граница следует в юго-западном направлении по лесу, пересекая контуры сенокосов, до точки 442. От точки 442 граница идет в юго-восточном направлении ломаной линией 737,30 м по лесу, пересекая контуры сенокосов, безымянный ручей, до точки 444. Далее ломаной линией 1681,74 м в юго-западном направлении следует по лесу, пересекая контуры сенокосов и полевую дорогу, до точки 448. Затем граница идет на северо-запад прямой линией 2686,09 м по лесу, пересекая контуры пастбищ и две полевые дороги, до пересечения с рекой Черемушка (точка 456).

От точки 456 извилистой линией 2681,32 м граница следует по правому берегу реки Черемушка в юго-западном направлении до пересечения с безымянным ручьем в точке 541. Далее извилистой линией в северо-западном направлении 1411,74 м по безымянному ручью граница следует до пересечения с автодорогой до точки 573, затем на северо-запад прямой линией 210,72 м идет по полевой дороге до точки 576.

От точки 576 ломаной линией граница идет в северо-восточном направлении 327,89 м по сенокосу до точки 580. Далее ломаной линией 183,47 м граница проходит в северном направлении по сенокосу до точки 582. Затем ломаной линией 406,25 м граница следует в юго-западном направлении по сенокосу до точки 585.

От точки 585 ломаной линией 340,62 м граница следует по дороге в северо-западном направлении до точки 587. Затем граница прямой линией 113,85 м по дороге проходит в северо-восточном направлении до точки 588. Далее на северо-запад 80,46 м по сенокосу до точки 589. Затем на северо-восток 82,74 м по сенокосу до точки 590.

От точки 590 граница проходит на юго-восток 62,23 м по сенокосу до точки 591. Далее на северо-восток 101,10 м по сенокосу до точки 592. Далее на северо-запад 708,32 м по лесу, пересекая контуры сенокоса, до пересечения с железной дорогой до точки 598.

От точки 598 ломаной линией 3569,17 м граница следует в северо-восточном направлении по пастбищу, лесу, пересекая реку Каменка (Таловая), безымянный ручей, две полевых дороги и две автодороги, до точки 606. Далее прямой линией 302,12 м в северо-западном направлении по полевой дороге идет до точки 607. Затем граница проходит прямой линией 107,35 м по пашне в северо-восточном направлении до точки 608.

От точки 608 граница прямой линией 383,46 м следует в северо-восточном направлении по лесу до точки 609. Далее ломаной линией 601,94 м граница проходит по лесу в северо-западном направлении до точки 613. Затем идет на юго-запад по лесу прямой линией 199,00 м до точки 614.

От точки 614 прямой линией 73,59 м граница следует в северо-западном направлении по сенокосу до точки 615. Затем идет на северо-восток прямой линией 308,84 м по сенокосу до пересечения с автодорогой (точка 616). Далее на северо-запад по дороге прямой линией 90,38 м до точки 617.

От точки 617 граница прямой линией 449,86 м следует в юго-западном направлении по пашне до точки 619. Далее ломаной линией 905,50 м в северо-восточном направлении по пашне идет до впадения безымянного ручья в реку Трудовая (точка 626).

От точки 626 граница идет в северо-западном направлении 494,01 м по реке Трудовая до точки 635. Далее на северо-запад по пашне 605,21 м до точки 641. Затем в северо-восточном направлении 266,16 по пашне до точки 642. Далее прямой линией по пашне на северо-запад 253,40 м до точки 643.

От точки 643 в юго-западном направлении 122,96 м по пашне до точки 644. Далее на северо-запад по пашне 235,12 м до точки 646. Затем от точки 646 прямой линией на юго-запад по пашне 274,04 м до точки 647. Далее в северо-западном направлении 616,25 м по пашне, дороге, пересекая контур пастбища, до точки 652. Затем на юго-запад по пашне 358,24 до точки 655.

От точки 655 на северо-запад 1852,98 м по пашне, дороге, пересекая контур пастбища, до точки 684. Затем в юго-западном направлении по дороге 255,62 до точки 687. Далее от точки 687 на северо-запад прямой линией по лесу 72,87 до точки 688. Далее на юго-запад 197,11 м по пашне до точки 689. Затем ломаной линией по пашне в северо-западном направлении 425,67 м до точки 694.

От точки 694 на северо-восток 524,74 м по пашне, пересекая контур сенокоса, до точки 697. Затем по пашне, лесу в северо-западном направлении 596,33 м до точки 700. Далее на северо-восток 2225,95 м по автодороге до точки 707. Затем по проселочной дороге на юго-запад 2021,32 м до точки 726.

От точки 726 извилистой линией 4313,37 м граница следует в северо-западном направлении по правому берегу реки Катух до точки 802 — узловой точки пересечения границ муниципального образования Новочернореченский сельсовет, муниципального образования Лазурненский сельсовет и муниципального образования поселок Козулька.

По смежеству с землями муниципального образования Новочернореченский сельсовет

(в ред. Закона Красноярского края от 08.11.2007 N 3-704)

Граница муниципального образования поселок Козулька по смежеству с землями муниципального образования Новочернореченский сельсовет проходит от точки 802 (узловая точка) до точки 1 (узловая точка) протяженностью 9864,32 м.

От точки 802 — узловой точки пересечения границ муниципального образования Новочернореченский сельсовет и муниципального образования Лазурненский сельсовет граница уходит на северо-запад прямой линией 573,18 м по лесу до точки 803. Затем граница идет прямой линией 1835,67 м по лесу на юго-восток до точки 807.

От точки 807 граница проходит на северо-восток ломаной линией 7455,47 м по лесу, пересекая реку Большой Катух, контур сенокоса, три проселочных дороги, ручей Алексенов, реку Березовая, контуры пастбищ, до точки 1 — узловой точки пересечения границ муниципального образования Новочернореченский сельсовет, муниципального образования Лазурненский сельсовет и муниципального образования поселок Козулька.

Геодезические данные границ

(в ред. Закона Красноярского края от 08.11.2007 N 3-704)

Дирекционный угол (градус, минута, секунда)

Длина линии (м)

Дирекционный угол (градус, минута, секунда)

Длина линии (м)

Дирекционный угол (градус, минута, секунда)

Длина линии (м)

182°52’54»

81,85

81°47’39»

191,8

228°04’57»

87,77

124°35’26»

33,79

92°15’33»

194,32

235°52’51»

69,3

116°45’43»

76,75

101°25’22»

223,12

243°16’34»

56,49

120°29’06»

67,94

87°40’40»

233,73

248°36’24»

114,46

135°37’41»

304,8

84°18’21»

261,66

250°24’46»

131,31

130°09’43»

125,81

97°36’35»

219,86

249°12’16»

94,51

133°50’42»

128,05

96°51’09»

295,86

253°49’34»

188,39

138°01’41»

101,53

103°27’51»

311,78

260°05’01»

122,24

147°03’55»

41,64

109°38’36»

805,79

263°09’04»

64,44

158°42’40»

37,98

116°54’39»

414,44

259°45’23»

86,88

165°52’12»

47,54

114°07’47»

132,68

259°21’14»

128,7

173°10’48»

36,21

105°30’39»

127,18

259°52’26»

129,6

182°07’41»

35,81

98°35’44»

264,21

259°54’46»

141,4

190°47’39»

48,59

78°12’34»

228,89

263°45’34»

137,77

197°04’58»

46,77

87°03’42»

180,94

263°18’47»

52,86

204°16’53»

116,51

55°25’14»

115,09

261°17’30»

79,0

199°04’31»

47,52

62°10’08»

113,57

254°25’50»

44,15

191°23’53»

30,54

92°11’05»

169,06

250°51’07»

77,89

173°55’14»

42,44

99°24’37»

246,99

249°38’43»

96,82

107°21’59»

46,72

98°31’17»

202,59

246°34’55»

111,48

109°15’21»

138,73

120°33’23»

186,89

248°45’31»

81,31

107°27’20»

236,86

197°49’36»

269,04

254°17’07»

71,76

111°32’48»

202,84

203°12’20»

512,84

259°12’45»

17,74

109°10’15»

21,67

205°08’56»

288,0

263°22’45»

21,42

106°44’00»

53,63

204°46’30»

269,96

273°19’51»

27,45

121°07’32»

18,5

204°48’56»

679,41

291°09’59»

34,94

91°37’04»

16,29

142°18’52»

150,01

294°04’30»

42,87

104°14’42»

119,36

137°36’10»

221,57

292°55’56»

40,55

112°09’56»

50,69

139°27’35»

193,69

292°21’33»

29,27

91°43’45»

252,0

145°53’02»

111,73

297°12’39»

37,09

84°14’35»

306,96

175°42’16»

108,21

293°21’08»

29,61

94°07’44»

286,17

180°43’33»

78,14

278°39’43»

35,19

81°20’47»

126,28

198°31’11»

178,4

258°27’32»

36,96

76°32’41»

385,93

209°10’08»

311,85

253°43’45»

53,84

78°11’40»

195,83

208°22’25»

188,45

250°20’22»

57,59

82°08’18»

234,57

197°34’33»

150,41

247°18’28»

134,77

92°58’21»

146,55

199°23’49»

46,23

245°58’48»

128,55

108°25’46»

296,9

207°32’46»

113,86

245°18’01»

106,12

118°23’36»

353,15

225°28’12»

147,79

243°22’08»

176,9

117°20’07»

104,79

217°10’19»

105,26

239°50’35»

55,83

92°30’29»

106,03

218°55’26»

131,74

237°35’39»

30,87

52°12’06»

70,42

235°13’50»

147,86

226°36’27»

24,45

84°51’28»

65,38

243°21’47»

200,31

209°21’27»

24,51

131°24’07»

151,16

242°52’31»

294,72

191°56’34»

32,14

115°15’38»

79,86

250°20’33»

157,42

190°05’12»

128,21

93°46’34»

129,06

229°02’06»

334,86

187°17’51»

89,08

101°43’50»

168,88

212°05’26»

144,39

180°05’59»

154,81

82°49’15»

136,07

207°45’59»

215,83

183°15’00»

108,3

76°39’42»

153,3

182°23’42»

33,26

188°26’24»

73,21

93°35’15»

88,53

186°00’15»

53,11

202°18’51»

111,41

118°50’17»

124,2

185°23’34»

94,85

194°30’47»

66,56

90°35’54»

203,96

188°45’25»

45,81

188°20’12»

77,42

94°01’07»

103,81

189°19’13»

27,54

187°18’18»

135,35

105°12’56»

153,42

204°43’45»

61,57

181°11’39»

114,17

127°06’33»

164,2

209°58’29»

74,82

177°41’58»

118,72

136°59’41»

269,54

215°27’46»

72,66

172°24’28»

230,59

121°27’40»

115,77

217°39’59»

51,35

173°35’54»

218,48

По смежеству со Сланцевским муниципальным районом

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 6

Далее на северо-запад по юго-западной границе землепользования бывшего совхоза «Сокол» (исключая озера Медведское и Кузово), пересекая автодорогу Новоселье — Будилово — Осьмино — Хилок, до реки Долгая; далее на северо-запад по оси реки Долгая (по границе землепользования бывшего совхоза «Сокол») до западной границы квартала 80 Николаевского лесничества Лужского лесхоза; далее на северо-восток по западной границе квартала 80 Николаевского лесничества до северо-западной границы земель бывшего совхоза «Сокол»; далее на северо-восток по северо-западной границе землепользования бывшего совхоза «Сокол» до западной границы квартала 79 Николаевского лесничества; далее на северо-восток по западной и северо-восточной границам кварталов 79, 78 и 76 Николаевского лесничества Лужского лесхоза до границы землепользования бывшего совхоза «Сокол»; далее на восток и юго-восток по границе землепользования бывшего совхоза «Сокол» (включая озера Кожено и Любино) до озера Самро; далее на северо-восток по прямой через озеро Самро до береговой линии озера в месте пересечения его северной границей квартала 1 Николаевского лесничества Лужского лесхоза; далее на восток по северной границе квартала 1 Николаевского лесничества, пересекая реку Серебрянка, до северо-западной границы земель бывшего совхоза «Сокол»; далее на северо-запад и восток по границам землепользования бывшего совхоза «Сокол», пересекая реку Мокруша и дважды пересекая автодорогу Старополье — Осьмино, до западной границы земель бывшего совхоза «Партизан»; далее на северо-запад по западным границам землепользования бывшего совхоза «Партизан», вновь пересекая автодорогу Старополье — Осьмино, до юго-западной границы квартала 32 Осьминского лесничества Лужского лесхоза; далее на северо-запад по юго-западной границе квартала 32 Осьминского лесничества до западной границы земель запаса; далее на север по границе земель запаса до реки Лакомка; далее на север по реке Лакомка до западной границы земель бывшего совхоза «Партизан»; далее на северо-восток по границе землепользования бывшего совхоза «Партизан», пересекая ручей Борской и автодорогу Пружицы — Осьмино, до реки Саба; далее на северо-запад по оси реки Саба (вверх по течению) до исходной точки.

Статья 4. Состав земель муниципального района

В состав земель муниципального района входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Статья 5. Официальные символы муниципального района и порядок их официального использования

1.Лужский муниципальный район может иметь герб, флаг, эмблему.

2.Порядок официального использования символики определяется решением совета депутатов Лужского муниципального района.

Статья 6. Вопросы местного значения муниципального района

1.К вопросам местного значения муниципального района относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района,
контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального
района;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в
муниципальной собственности муниципального района;

4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и
организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах
муниципального района;

6.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма и экстремизма на территории муниципального района;

7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
на территории муниципального района;

8) организация охраны общественного порядка на территории муниципального
района муниципальной милицией;

8.1) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке муниципального района сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;

8.2) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;

9) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей
среды;

10) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

11) создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

12)организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

13) утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.

13.1) утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»;

14) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;

15) содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;

16) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

17) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими
библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;

17.1.) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав
муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций
культуры;

17.2.) создание условий для развития местного традиционного народного
художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;

18) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в
состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;

19) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

20) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

21) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района;

22)осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных
объектах, охране их жизни и здоровья;

23) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству;

24)обеспечение условий для развития на территории муниципального района
физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных
физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района;

25)организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по
работе с детьми и молодежью;

26) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

27) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд муниципального района, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;

28) осуществление муниципального лесного контроля;

29) осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;

30) осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;

31) осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района.

2. Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями в соответствии с Федеральным законом , в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

3. Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением Совета депутатов муниципального района.

4. Администрация Лужского муниципального района осуществляет полномочия администрации Лужского городского поселения, в случаях, предусмотренных абзацем третьим части 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.

⇐ Предыдущая123456

Распоряжаться частью земельного участка или его долей законодательно невозможно. Для того, чтобы оформить часть участка как объект прав, необходимо провести его раздел. Чтобы деление участка не стало хождением по мукам, стоит понимать алгоритм действий этого процесса и знать правовые основы.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-42-46. Это быстро и бесплатно!

Правовые основы раздела земли

Раздел земельного участка – сложная процедура, которую регламентируют несколько нормативных актов:

  • Земельный кодекс содержит общую информацию о разделе участка, о требованиях, предъявляемых к участкам, которые подлежат делению и образуются по итогам раздела.
  • Гражданский кодекс определяет, каким образом решаются судебные вопросы в отношении раздела участка.
  • Постановление правительства об утверждении правил присвоения адресов даёт понимание, каким образом идентифицируются вновь образованные участки.
  • Закон о государственном кадастре содержит сведения о постановке участков на кадастровый учёт.
  • О порядке регистрации права собственности можно узнать в ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
  • Градостроительные регламенты формулируют нормы застройки и установления границ земельных участков.
  • Из налогового кодекса можно узнать размеры государственных пошлин, за регистрацию участка и его постановку на кадастровый учет.

Раздел участка регламентируют несколько нормативных актов.

Способы образования земельных участков

Земельные участки, согласно земельному кодексу, образуются в четырёх случаях:

  1. Объединение – из двух или нескольких участков образуется один.
  2. Перераспределение – несколько соседних участков меняют общие границы.
  3. Раздел – из одного участка образуется два или более.
  4. Выдел – из одного участка образуется два и более, при сохранении исходного участка в измененных границах.

Что такое раздел земли и зачем это нужно?

Деление земельного участка представляет собой совокупность геодезических и кадастровых работ, при которых из одного образуется два и более участка.

Поделить участок может понадобиться в следующих случаях:

  1. Участок большой площади делится на два и более с целью продать участки, превышающие необходимую собственнику площадь.
  2. Участок, отвечающий необходимым требованиям, делится при разделе имущества в бракоразводном процессе.
  3. Часть участка сдаётся в аренду.
  4. Участок делится для использования его частей в разных целях, т.е. на часть земли требуется сменить целевое назначение.
  5. Несколько владельцев приняли решение разделить общий участок для регистрации земли каждым из собственников, с целью использования каждым своей доли.

Раздел участка проводится только по инициативе собственника или собственников земельного участка.

Алгоритм действий при разделе земельных участков

Данная процедура совершается в три этапа:

  1. Межевание участка с его делением.
  2. Постановка участков на кадастровый учет.
  3. Регистрация прав на новые участки. Присвоение им почтовых адресов.

Каждый из этих шагов при разделе участка имеет особенности и нюансы, которые стоит учитывать.

Межевание участка: 2 основных варианта

При разделе есть два варианта межевых работ:

  • Работы для уже отмежеванного участка;
  • Раздел участка, межевание которого ранее не проводилось.

Работы по межеванию земельных участков проводят коммерческие компании, имеющие на это лицензию. При делении ранее не отмежеванного участка:

  1. Геодезисты выезжают на местность для определения координат всех необходимых точек, границ существующего участка и границ участков, образовывающихся, съемки фактической ситуации территории, т.е. находящихся на участке объектов недвижимости, коммуникаций, заборов и других.
  2. Кадастровый инженер на основании всех имеющихся документов, данных Росреестра и геодезической съемки формирует межевой план исходного участка;
  3. Границы исходного участка согласовываются с собственниками смежных участков и уполномоченными органами местного самоуправления, на основании этого составляется акт согласования;
  4. На основании данных существующего межевого плана и пожеланий всех собственников участка инженер по кадастру, основываясь на требованиях законодательства, формирует межевые планы для образовывающихся участков.

Если участок был отмежеван ранее и стоял на кадастровом учете, то выполняется только последний пункт. После всех согласований, геодезисты выедут на участок еще раз и отметят на местности границы новых участков.

Как поделить участок на два?

  • Вновь образованные участки должны соответствовать нормам предельно допустимых размеров, как минимальных, так и максимальных.
  • Участки, образованные в результате деления, принадлежат той же категории земель, что и исходный участок.
  • За участками после раздела сохраняются целевое назначение и разрешённое использование.
  • Участки не должны располагаться по разные стороны границы любых населенных пунктов.
  • Все вновь образованные участки должны иметь возможность подъезда.
  • Участки должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к земельным участкам, установленным градостроительными регламентами и иными нормативными актами.

Хотите приватизировать дачный участок? Читайте подробную инструкцию.

Кадастровый инженер формирует новые участки на основе пожеланий всех участников процесса.

Кадастровый учёт: порядок и необходимые документы

В территориальное отделение Росреестра, для постановки участков на кадастровый учет, подаются следующие документы:

  • Межевой план на каждый новый участок.
  • Имеющиеся правоустанавливающие документы на старый земельный участок.
  • В случае, если собственник у делимого участка не один, то – Соглашение о разделении участка, составленное в произвольной форме и указывающее, каким образом было принято решение разделить участок.
  • Заявление. Пишется от всех собственников земельного участка.
  • Квитанция об оплате пошлины.

В территориальном отделе Росреестра, на основании поданных документов, вновь образованные участки в течение десяти дней поставят на кадастровый учёт с присвоением им новых уникальных кадастровых номеров. Владельцу земельного участка выдадут кадастровые паспорта на все новые участки.

Если хотите изменить разрешенный вид использования земельного участка, читайте эту статью.

Регистрация права собственности на землю

После присвоения кадастровых номеров, новым участкам необходимо получить почтовые адреса. Для этого следует обратиться в департамент архитектуры и градостроительства с пакетом документов и соответствующим заявлением.

Для получения свидетельств о собственности на новые земельные участки необходимо в Росреестр обратиться с соответствующим заявлением, паспортом, кадастровыми паспортами земельных участков. Если собственник не один, также необходимо будет соглашение о разделе земельного участка на описанных условиях.

Цена вопроса

При разделе участка возникают траты на оплату пошлины и межевания:

  1. Пошлина за регистрацию права собственности на каждый участок, образованный после деления, составляет две тысячи рублей. Если это участки предназначены для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества и других целей, указанных в ст. 333.33 Налогового кодекса, то пошлина составит триста пятьдесят рублей.
  2. Со стоимостью межевания не всё так однозначно. Она зависит от необходимого варианта межевых работ (просто раздел или с предварительным межеванием исходного участка, раздел на два или более) и варьируется по регионам. От пяти-семи тысяч за простой раздел в регионах, до десятков тысяч за полное межевание в центральных регионах страны.

Все процедуры по разделу участка происходят согласно земельному кодексу РФ.

Как поделить землю между собственниками и между соседями?

Всё вышеописанное касается стандартных ситуаций и в самой упрощённой форме. Но часто в земельных отношениях не всё так просто и гладко. Если участок находится в собственности не одного лица, то может возникнуть ситуация, когда видение границ участков после раздела у всех собственников своё.

Если не получается найти консенсус и оформить его в Соглашении, то вопрос решается через суд. Подсудность дела определяется Гражданским кодексом.

Если между собственниками исходного земельного участка достигнуто взаимопонимание в вопросе установления границ участков при разделе, то оно оформляется Соглашением. Соглашение об установлении границ участков при разделе пишется в свободной форме, подписывается заинтересованными лицами и не требует нотариального заверения.

В Соглашении стоит указать информацию, каким образом и на каких условиях решено делить участок. Данное соглашение прилагается к межевому плану и предоставляется в Росреестр.

Оформление дарственной на землю — подробную инструкцию читайте в этой статье.

Если не удается найти компромисс, решение принимается через суд.

В той ситуации, когда нет возможности найти владельцев соседних участков для согласования границ, им отправляются заказные письма с уведомлением, содержащие информацию о требующемся согласовании. Если ситуация не изменилась, граница считается согласованной. Документы, подтверждающие отправку писем, прикладываются к межевому плану.

Если владельцы соседних участков имеют претензии к установленным границам, то они выражают их в письменной форме. Если письменного несогласия не получено, границы считаются согласованными. При этом к межевому плану прилагаются документы, подтверждающие уведомление данных лиц в требующемся согласовании.

Если обоснованные возражения соседей оформлены письменно, они прилагаются к межевому плану. Записи о несогласии вносятся в акт согласования границ. Возникшая спорная ситуация решается в установленном законом порядке.

Процедура раздела земельного участка, на первый взгляд, достаточно сложная и запутанная. Однако, если всё систематизировать, обобщить и действовать поэтапно, то алгоритм действий становится предельно простым и понятным.

Полную информацию о разделе земли вы можете узнать, посмотрев это видео:

Бесплатная консультация

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Как разрешить спор об определении границ земельного участка?

Как разрешить спор об определении границ земельного участка?

Нередко у граждан возникают споры об определении границ земельного участка. Узнать, как разрешить споры, поможет нижеприведенная информация, подготовленная Управлением Росреестра по Республике Тыва.

Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее–ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Одним из основных сведений в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»(далее-Закон о регистрации), позволяющих определить земельный участок, в качестве индивидуально определенной вещи является — описание местоположения границ земельных участков.

Границы земельного участка – это линии, определяющие пределы земельного участка. Устанавливаются на местности (в натуре) и фиксируются в документах установленной формы (планы, чертежи границ).

Если возникли споры об определении границ земельного участка, то данный спор можно решить путем:

1 — проведения межевания земельного участка;

2 — обращения в судебные инстанции;

3 – исправления реестровой ошибки.

Проведение межевания земельного участка.

Чтобы установить границы земельного участка на законном основании, проводится межевание земельного участка.

В статье 39 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон о кадастре) указан порядок согласования местоположения границ земельных участков.

В соответствии с вышеуказанной статьей, если в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ вашего земельного участка или границ смежных с ним земельных участков, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками, принадлежащими им на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды (далее – заинтересованные лица), если уточнены границы участка, в отношении которого проводились работы, или смежных участков, сведения о которых имеются в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН).

Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

О проведении такого собрания заинтересованных лиц кадастровый инженер публикует объявление в официальном печатном издании или вручает под расписку извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ.

Извещения могут быть направлены почтовым отправлением с уведомлением о вручении по известным адресам электронной почты.

В соответствии со статьей 40 Закона о кадастре результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ, личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

После того как все заинтересованные лица надлежащим образом были извещены о времени и дне проведения собрания, но не подписали акт согласования местоположения границ, при отсутствии с их стороны письменного возражения границы земельного участка будут считаться согласованными.

К межевому плану в таком случае будет приложен документ, подтверждающий надлежащее извещение всех заинтересованных лиц. Как правило, это ксерокопия страницы газеты.

Но бывает и так, что соседи выражают свое несогласие с межеванием в письменном виде, оформляя это как возражение.

Отказ в подписании акта соседи могут объяснить, например, отсутствием желания что-либо подписывать, наличием претензий по местоположению забора, строений или по другим причинам.

Если соседи изложили свои возражения в письменном виде, то вопрос с установлением границ в соответствии со статьей 59 Земельного кодекса придется решать в суде.

Обращение в судебные инстанции.

Если соседи изложили свои возражения в письменном виде, и Вам пришлось рассматривать данный спор через суд, то после вступления решения суда в законную силу нужно обратиться в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением границ участка на основании решения суда. Решение суда об установлении границ земельного участка в таком случае будет дополнительным документом, который подается вместе с межевым планом в орган регистрации прав.

Исправление реестровой ошибки.

В ЕГРН содержится большое количество сведений, как об объектах недвижимости, так и о земельных участках. Иногда случается, что в этих сведениях содержатся ошибки. Ошибки могут быть техническими или реестровыми.

Реестровая ошибка — это воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия.

Иными словами, документ, который использовался при кадастровом учете и государственной регистрации прав уже содержал ошибку, которая была продублирована в ЕГРН, например, может быть допущена кадастровым инженером при межевании земельного участка, в результате чего границы земельного участка могут пересекать границы другого земельного участка.

В этом случае данная ошибка может быть исправлена в порядке статьей 61 Закона о регистрации.

В любом случае для исправления реестровой ошибки необходимо подать соответствующее заявление в орган регистрации прав. Это можно сделать, обратившись лично в офис многофункционального центра (МФЦ), посредством почтового обращения, либо в электронной форме, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.

С заявлением об исправлении реестровой ошибки, как правило, может обратиться только правообладатель объекта недвижимости.

Законом предусмотрены три варианта исправления реестровых ошибок:

— путем формирования межевого плана (для формирования межевого плана кадастровому инженеру необходимо приложить документы, подтверждающие факт наличия такой ошибки, а также в разделе «Заключение кадастрового инженера» следует обосновать наличие такой ошибки);

— в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ЕРГН, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия);

— на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (вне зависимости от причин ее возникновения).

В заключение отметим, также, что к требованиям об исправлении реестровых ошибок не применяется срок исковой давности, так как, заявляя указанные требования, истцы, как правило, фактически владеют своим земельным участком, несмотря на выявленную реестровую ошибку.

Монгуш С.О., специалист-эксперт Кызылского отдела

Управления Росреестра по Республике Тыва

Спор о границах земельного участка

Земельный спор по границе участка – типичная ситуация, которая возникает не только между физическими лицами, но и компаниями. Зачастую она становится возможной в тех случаях, когда не зарегистрирована собственность на землю в установленном порядке и не проведено межевание территории. Чтобы не столкнуться с такой ситуацией или выйти из нее без потерь, важно иметь все необходимые документы на участок.

Нормативное регулировании

В России давно проводятся масштабные работы по учету границ и самих земельных участков. Для этого законодатели ввели поправки в нормативные акты:

  • Земельный кодекс РФ;
  • ФЗ от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости»;
  • ФЗ от 24.07.2007 № 221 «О государственном кадастре недвижимости».

Все чаще суды сталкиваются со спорами в области прохождения границ отдельных участков. Поэтому вводится обязанность подготовки межевого плана. В 2020 году без него нельзя поставить новые участки на кадастровый учет или продать уже имеющиеся земли, если ранее не было проведено межевание.

Особенности межевания

Чтобы не возник спор о границах земельного участка с соседями, важно своевременно и правильно провести межевание территории. Эти работы позволяют определить, закрепить и восстановить площадь участка в его границах. Также в документы вносятся другие значимые сведения.

Межевание проводится в следующих случаях:

  1. перераспределения земель в процессе их объединения, разделения или создания новых объектов;
  2. приватизации участка;
  3. уточнения границ;
  4. получения разрешения на строительные работы по возведению дома;
  5. получения кадастрового паспорта и иной документации на землю;
  6. выделения земли из общей собственности.

Необходимые документы

Чтобы заказать процедуру межевания, правообладателю необходимо подготовить следующие документы:

  • личный паспорт;
  • схема расположения участка на кадастровом плане, если он вновь образован;
  • кадастровый паспорт на землю;
  • правоустанавливающие документы;
  • выписку из ЕГРН или свидетельство о собственности.

Процедура межевания запускается только правообладателями. Арендаторы не могут межевать территорию.

Споры о границах

Частой причиной конфликтов между соседями становятся споры о точном расположении границ земельных участков. Кто-то не хочет отдавать часть своей территории, а для кого-то это становится делом принципа. Проще всего проблема решается мирным способом до обращения в суд. Это дает возможность избежать лишних затрат и длительных разбирательств. Земельные споры в России считаются одними из самых сложных. Это связано с тем, что законодательство в данной сфере еще не до конца сформировано. В результате, суды могут длиться в течение нескольких лет.

Чтобы не возникало лишних проблем при эксплуатации земли, придерживайтесь простых рекомендаций:

  1. Проверяйте документы, предоставляемые кадастровым инженером. Уточняйте непонятные и спорные моменты заранее. На стадии проведения работ проблему решить гораздо проще и дешевле.
  2. Если границы давно определены, лучше не полагаться на старые сведения и уточнить границы. Для этого можно запросить вынос границ в натуру, что позволит определить соответствие фактическому расположению. В процессе выяснится, не произошло ли наложение границ соседних участков.

Не спешите по любому поводу обращаться в судебные и надзорные органы. Вопросы могут возникнуть и в отношении вашей земли. В первую очередь важно удостовериться в правильности вашего мнения по отношению к прохождению границ. А уже после этого можно предпринимать дальнейшие действия.

Причины споров

Существуют стандартные предпосылки конфликтов, которые часто приводят к судебным разбирательствам:

  • Ошибки в документах, из которых внесены сведения в единый реестр недвижимости. Возможно наложение границ участков, если по некоторым из них кадастровые работы проводились относительно недавно, а по другим больше 10 лет назад.
  • Неправильные расчеты кадастрового инженера при проведении замеров. В этом случае важно доказать необоснованность, заказав повторное межевание.
  • Самозахват. В этом случае соседи самовольно переносят забор. Это влечет к незаконному уменьшению территории соседей. Важно попробовать с ними договориться. Если же они сделали это умышленно и не идут на контакт, поможет судебное разбирательство. В случае положительного решения суда границы будут восстановлены судебными приставами.

В 2020 году стало обязательным согласовывать результаты межевания с соседями. Делается это в процессе работы кадастрового инженера. Если права соседей в этом вопросе не были учтены, они могут опротестовать результаты процедуры. Это возможно, даже если сведения внесены в государственный реестр.

Как решить спор о границах?

Чтобы избежать судебных разбирательств, необходимо попробовать предварительно договориться с соседями. Если же уладить вопрос мирно не получилось, применяется следующий алгоритм действий:

  1. Если в реестре содержится техническая ошибка, необходимо подать в Росреестр заявление о ее исправлении. Приложите документы, доказывающие наличие ошибки. Регистрирующий орган должен принять решение в течение 3-х дней. Ошибка будет исправлена или в этом будет отказано в виду правильности имеющихся сведений.
  2. Уточните границы своего участка по отношению к соседним территориям. Это будет лучшим доказательством для суда. Кроме того, некоторых собственников это может убедить до судебного разбирательства. Пригласите для межевания кадастрового инженера и заключите с ним официальный договор подряда на проведение работ. В процессе процедуры определяются границы, после чего составляется акт о согласовании. Его должны подписать все соседи, заинтересованные в решении спора. Важно известить всех о совершении процедуры как минимум за 7 дней до ее начала.

Если все получили извещение, но один из соседей не смог присутствовать, он может ознакомиться с актом и подписать его у кадастрового инженера. В случае неявки, законодательство разрешает утверждение документа без него.

Согласно ст. 43 ФЗ № 218, если один из соседей отказывается согласовывать границы, вопрос может быть решен только через суд. Для этого составляется исковое заявление и прикладываются подтверждающие документы. Ответчиком будет выступать владелец смежного надела, оказывающий препятствия к оформлению кадастровых документов.

Как накажут захватчика?

По заявлению земельный инспектор выезжает на место предполагаемого правонарушения. Он проводит проверку и составляет протокол. Нарушителю выдается предписание устранить нарушение и оплатить штраф в размере 1000 рублей.

Конечно, административные штрафы предусмотрены небольшие. Но их наличие станет лучшим подтверждением своей правоты в суде, если сосед не перестанет нарушать ваши права. Важно хранить протоколы о правонарушениях. В них должно фиксироваться имя нарушителя.

Судебное разбирательство: документы

Согласно ст. 132 ГПК РФ, иск должен подтверждаться копиями документов. В качестве приложений предоставляется следующее:

  • документы о праве собственности на участок;
  • план межевания;
  • выписка из ЕГРН о смежном участке, с правообладателем которого возник конфликт;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • другие документы, которые могут решить спор в вашу пользу.

Если в момент обращения не оформлен межевой план, вместо него можно предоставить расширенную выписку из Росреестра. Если для принятия решения этого будет недостаточно, судья может перенести заседание и обяжет стороны провести межевание и определение границ.

Судебное разбирательство: процедура

Истец может участвовать в суде лично или заключить договор с адвокатом. Важно прибегать к помощи квалифицированного специалиста, практикой которого являются земельные и имущественные споры. Если вы выиграете дело, ответчик будет нести все ваши издержки на судебное разбирательство и привлечение специалистов.

Согласно ст. 30 ГПК РФ, иск необходимо подавать в территориальный суд. То есть в этом случае оно подается в суд, который располагается по месту расположения участка. При этом устанавливается следующий порядок рассмотрения:

  1. Мировой суд рассматривает споры, связанные с определением порядка применения имущества, к числу которого относят земельные участки.
  2. Районный суд рассматривает вопросы, связанные с установлением границ.

Если будет принято положительное решение, оно вступает в силу в течение 30 дней. За это время ответчик может подать апелляцию в вышестоящую инстанцию, вплоть до Верховного суда РФ.

В соответствии со статьями 14 и 61 ФЗ № 218 решение суда передается в Росреестр. В нем может содержаться требование об исправлении ошибки или регистрации собственности. Чтобы ускорить процесс, можно взять заверенную копию в суде с исполнительным листом и передать их в Росреестр самостоятельно.

Исковая давность

К спорам применяются общие правила. Срок давности составляет 3 года. Он начинает исчисляться с момента, когда заявителю стало известно о нарушениях в отношении его прав.

Часто сложно установить точную дату отсчета, когда было выявлено нарушение. В этом случае суд может восстановить срок. Но для этого необходимо подать отдельное заявление или ходатайствовать об увеличении срока на первом заседании.

Таким образом, решить спор о границах земельного участка можно самостоятельно или с привлечением суда. В первом случае понадобится немного времени. Но если одна из сторон не стремится решить конфликт, можно прибегнуть к судебному разбирательству.

Споры с соседями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *