Об исполнительном производстве 2018

Содержание

Обзор 229 ФЗ об исполнительном производстве с изменениями 2020

Данный Федеральный закон регулирует деятельность судебных приставов-исполнителей. Закон необходим для выполнения требований, содержащихся в судебном решении. Следит за законностью и исполнением вердикта суда – судебный пристав исполнитель. Закон содержит перечень прав и обязанностей должника, полномочия судебного пристава-исполнителя.

Главные моменты

К основным моментам стоит отнести:

  1. Права должника.
  2. Сроки добровольного исполнения исполнительного документа.
  3. Особенности взыскания долга на движимое и недвижимое имущество.
  4. Принудительное взыскание долга или исполнения судебных требований.

Главы закона

Вышеупомянутый ФЗ содержит девятнадцать глав, каждая из которых имеет свою сферу воздействия, регулирует отношения в исполнительном производстве.

Основные положения

Основными положениями в исполнительном производстве является:

  1. Процедура взыскания имущества.
  2. Продажа конфискованного имущества.
  3. Наложение ареста на имеющиеся у должника денежные счета или собственность.
  4. Наложение штрафа за неисполнение требований исполнительного документа.
  5. Сроки по реализации, добровольному исполнению, их окончание.

Исполнительные документы

Исполнительные документы подразделяются на виды, вид исполнительного документа зависит от судебного решения, инстанции и спора между лицами.

Примером может являться бракоразводный процесс с делением совместно купленной квартиры или же требование алиментов с одного из родителей.

Подобные документы чаще всего являются итогом гражданского процесса.

К видам исполнительных документов относится:

  1. Исполнительный лист.
  2. Приказ судьи.
  3. Документ по уплате алиментов, удостоверенный нотариусом, или же копия документа, с подписью и печатью нотариуса.
  4. Подтвержденный документ, полученный комиссией по трудовым спорам.
  5. Акт ПФР.
  6. Акты органов, осуществляющих контроль (Прим.: Росреестр, Ростехнодзор, ФНС и др.).
  7. Акты, за нарушение КоАП.
  8. Постановления судебного пристава-исполнителя.
  9. Исполнительная надпись нотариата.
  10. Запрос центрального органа, занимающийся розыском детей в РФ.
  11. Документа, выданные компетентными органами зарубежных государств.

Все перечисленные документы могут быть предъявлены должнику для исполнения.

Сроки в исполнительном производстве

Исполнительный документ, содержащий предписание для должника начинает свое действие со дня, указанного в исполнительном документе.

Либо исполнительный документ содержит дату, на момент которой действие указанное в документе, должно быть исполнено (Прим.: погашение долга, уплата налога, выплата страховой компании, регистрация авто и т.д.).

Невыполнение требований в положенный срок, влечет наказание в виде штрафа. Последующее невыполнение требований исполнительного документа влечет принудительное исполнение.

Пропущенный срок можно восстановить, подав ходатайство о наличии уважительной причины (болезнь, отсутствие должника на территории РФ). Или же подав жалобу на судебного пристава-исполнителя (Прим. Несвоевременное исполнение обязанностей).

Срок для исполнения судебного решения для каждого индивидуален, однако имеются общие положения. Решение суда может быть предъявлено должнику (ответчику или иное лицо, в отношении которого выдан исп. Документ) в течение трех лет.

Исключения составляют:

  1. Документа об исполнении требований, ввиду нарушения КоАП (здесь срок два года).
  2. восстановление пропущенных сроков.
  3. Исполнительный документ о взыскании периодических платежей (Прим. Алименты), они могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока.

Все эти требования относятся к должнику, у судебного пристава-исполнителя так же имеются обязанности по предъявлению к исполнению должником судебного решения.

Судебный пристав-исполнитель имеет в запасе два месяца, чтобы показать должнику судебное решение, реализовать его имущество (при необходимости) или иным способом способствовать погашению долга или какой-либо обязанности.

Извещения и вызовы

Извещения лиц, участвующих в деле происходит путем:

  1. Личного извещения.
  2. Почтового отправления.
  3. Иных форм электронного оповещения.

В повестке указываются:

  1. Место.
  2. Время.
  3. Дата проведения исполнительного производства.

Извещение приходит по месту жительства, или по адресу, переданному судебному приставу-исполнителю.

Если лицо, осознано не явилось на место осуществления исполнительного производства, оно подвергается принудительному приводу.

Если исполнение судебных требований не терпит отлагательств, судебный пристав-исполнитель вправе совершить необходимые действия без участия лиц, в отношении которых производится исполнение документа.

Узнайте, что входит в последнюю редакцию 173 фз о валютном регулировании и валютном контроле.

Какие особенности по оформлению больничного листа согласно 255 фз в новой редакции 2020? Они описаны .

Видео: Последние новости

Исполнительное производство

Производство начинается с вынесения судьей решения по конкретному делу.

Может быть отказано в возбуждении производства, если:

  1. Исполнительный документ составлен не верно (с нарушениями).
  2. Истекли сроки.
  3. Решение судьи еще не обрело законную силу.

Должник имеет право на уточнение решения судьи, объяснения положений.

Лица, участвующие в процессе

Основными лицами, участвующими в процессе являются:

  1. Должник и взыскатель (взыскатель-лицо, которому должник задолжал деньги, услуги или иной предмет договора).
  2. Судебный пристав-исполнитель (государственный служащий, наделенный обязанностями по исполнению требований исп. Документа).
  3. Иные лица, способствующие полноценному рассмотрению дела. К ним относится: переводчик, понятые, специалист и др. люди.

Исполнительные действия

Исполнительными действиями являются действия судебного пристава-исполнителя, направленные на выполнение должником обязанностей, указанных в судебном постановлении.

То есть на данном государственном служащем все обязанности по извещению должника, работа с документами и иные обязанности.

К исполнительным действиям относят:

  1. Вызов должника и взыскателя (или их представителей).
  2. Поиск необходимой информации о сторонах производства.
  3. Проверка на подлинность предоставленных документов.
  4. Указы для должника, в целях исполнения судебного решения.
  5. Посещение не жилого помещения должника.
  6. Посещение жилого помещения должника (с разрешения старшего судебного пристава-исполнителя).
  7. Наложение ареста на имущество (движимое и недвижимое).
  8. Привлечение специалиста, в целях оценки имущества должника.
  9. Подача в розыск должника (при его отсутствии).
  10. Рассмотрение ходатайств.
  11. Истребование оплаты исполнительского сбора.
  12. Запросы в ИФНС, ГИБДД, Росреестр и иные государственные службы.
  13. Запрет на выезд за границу (временный — пока не будет погашен долг).
  14. Запрет пользования специальным правом (Прим.: запрет на охоту).

Обращение взыскания на имущество должника

Имущество должника включает в себя:

  1. Движимое и недвижимое имущество.
  2. Деньги (счета в банках, акции, облигации, зарубежная валюта и т.д.).
  3. Предметы роскоши (ювелирные украшения).
  4. Доли в организациях.
  5. Иное имущество, представляющее ценность.

Должник имеет право добровольно погасить долг, указать на те ценности, которые могут быть первоочередно изъяты для погашения долга. В первую очередь обращают взыскание на деньги в рублях.

На заработную плату и иные доходы

Взыскание приходится на заработную плату, в случае если:

  1. Долг не превышает десяти тысяч рублей.
  2. Необходимы ежемесячные платежи.
  3. Недостаток средств, для погашения долга.

В этих случаях с должника ежемесячно списывается энная сумма, в счет погашения долга.

Реализация имущества на торгах

Уполномоченным лицом и в соответствии с ФЗ «О торгах», ГК РФ, проходит организация торгов. Цена за имущество или иных ценных вещей, не может быть ниже цены, указанной специалистом.

Ценные бумаги продаются в соответствии с текущим курсом, реализацию бумаг проводит брокер.

Защита прав взыскателя, должника и других лиц

При нарушении прав, любого из лиц производства. Граждане вправе подавать ходатайства, обращаться в суд с обоснованным изложением неправомерности действий лица, уполномоченного на осуществление исполнительного производства.

Смотрите, суть 273 фз об образовании в Российской Федерации с изменениями 2020.

Где взять федеральный закон о бухгалтерском учете 402 фз в последней редакции 2020 года? Читать .

Где взять 44 фз о закупках с последними изменениями и комментариями 2020? Подробности .

Сроки и порядок обжалования постановлений и действий

Потерпевший от неправомерных действий, имеет право в десятидневный срок подать жалобу на действия судебного пристава-исполнителя. Жалоба будет рассмотрена так же в течение десяти дней.

Заключительные положения

В 2020 году в данное ФЗ были внесены изменения в две статьи, они основаны на положениях об информационных технологиях.

Так появилась статья 109.4, которая обязывает виновного удалить с сети «Интернет» сведения, порочащие честь и достоинство другого гражданина.

А так же, у судебного пристава-исполнителя появились новые полномочия: он волен самостоятельно удалять порочащие репутацию сведения (естественно с постановления суда).

Особые изменения не были внесены в данное ФЗ, небольшие поправки и дополнения. Основные моменты остались прежними.

Следует учитывать что у судебного пристава-исполнителя довольно широкий спектр возможностей, он может легально узнать о всех имеющихся счетах должника, суммах и любой другой недвижимости.

Исполнительное производство относится к ведению Российской Федерации, составляющее в законодательстве отдельную ветвь – Федеральную службу судебных приставов (ФССП).

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Сфера регулирования исполнительного производства

Это система, предназначенная для принудительного исполнения судебных, административных и иных решений, принятых уполномоченными службами. Регулируется следующими актами законодательства:

  • Конституцией РФ;
  • Гражданским кодексом (ГК РФ);
  • Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ);
  • Законом о нотариате;
  • ФЗ №229 от 02.10.07 «Об исполнительном производстве»;
  • ФЗ №118 от 21.07.97 «О судебных приставах»;
  • муниципальными и локальными актами и решениями.

Деятельность системы опирается на указанные акты законодательства и получает обширные полномочия. Сфера её регулирования – предписания законодательства и уполномоченных лиц, подлежащие исполнению, если они не исполняются лицами добровольно. Распространяется на такие направления организации правоотношений, как:

  • взыскание алиментов по исполнительному листу;
  • взыскание долгов по решению суда;
  • проведение процедуры ареста имущества;
  • вселение в жилое помещение надлежащих лиц;
  • выселение из квартиры по решению суда;
  • исполнение административных предписаний;
  • защита прав взыскателей и лиц, подлежащих взысканию.

При последнем основании у должника изымается имущество, но судебный пристав исполнитель должен руководствоваться нижеследующим:

  • Сохранением минимума базовых гражданских и имущественных прав должника и его семьи при исполнении взыскания. То есть исходить из норм законности и справедливости.
  • Определить соразмерность взыскания должника сумме взыскиваемого с него долга.

Что касается взыскания долгов, такая процедура вынуждает опираться исполнительную службу на Бюджетный кодекс РФ во избежание нарушений законодательства. Кроме перечисленного, в сферу регулирования входит прекращение исполнительного производства, если должником возбуждается встречный иск. А также – его возобновления, если встречный иск отклоняется решением суда.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ в статье 32 выделяет в сферу регулирования ФССП вопрос о взыскании штрафов, назначенных в качестве меры уголовного наказания. Если это дополнительная мера – судебный пристав решает вопрос своими методами. А если штраф принят в качестве основного наказания, то в компетенции пристава-исполнителя сбор и подача документации в суд. На этом основании суд рассматривает вопрос о замене штрафа другим видом наказания на основании ч. 5 статьи 46 УК РФ.

Последние изменения, внесённые в исполнительное производство

В структуре ФССП проходят активные реформы, которые затрагивают:

  • Законодательство, направленное на регулирование внутренних процессов организации Службы.
  • Законы, регулирующие сферу влияния службы на объект воздействия.

В первую категорию входит всё, что касается внутренних вопросов:

  • критериев, предъявляемых к сотрудникам;
  • заработной платы сотрудников;
  • организации труда;
  • повышения квалификации;
  • структуры ФССП.

Во вторую категорию входит всё, что касается полномочий судебных приставов-исполнителей и инструментов, которые применяются ими для принудительного производства исполнения решений судов.

Какие изменения коснулись внутренней структуры?

В 2019 году планируется повышение заработной платы сотрудникам Службы. Это мероприятие рассматривалось на Собрании Совета Федерации. Совет предполагает, что такая возможность появится в связи с тем, что процент, выделяемый на заработную плату из ресурса исполнительских сборов, будет повышен. Также планируется увеличить услуги, которые могут получать сотрудники по соцпакету. Например, дополнительные виды медицинской помощи, лечебно-восстановительные процедуры и курортное лечение.

Параллельно предусматривается разработать новые компетенции для сотрудников Службы. Усилены будут не только критерии, по которым производится набор сотрудников и проводится их аттестация. Увеличится и средняя нагрузка на каждого сотрудника, из-за новых номенклатурных требований.

В территориальных отделениях Службы будет проходить реорганизация рабочих мест и условий документооборота внутри системы. В 2018 году в Москве между системой юрисдикции и исполнительным производством документооборот был организован на базе электронного ресурса. В 2019 году этот опыт будет перениматься на местах.

Также будет продолжаться работа по оптимизации службы. Принято положение о сужении компетенций и функциональных обязанностей сотрудников. Поэтому специалисты теперь делятся на 3 основные категории:

  • дознаватели;
  • судебные приставы;
  • приставы-исполнители.

Но внедрение перечисленных нововведений связано с определёнными трудностями, которые появляются на основании следующих факторов:

  • Недостаток финансирования и существенные затраты на организацию автоматизации исполнительного производства.
  • Сложности аттестации сотрудников из-за недостатка профильного образования, стажа и других нюансов.
  • Массовые сокращения сотрудников, распределение нагрузки между оставшимися специалистами.

Непрозрачным пока остаётся вопрос с повышением заработной платы на фоне возможных сокращений.

Новые полномочия ССП

Расширились полномочия Службы по отношению к должникам-автовладельцам. В 2019 году для того, чтобы лишить лицо права пользования транспортным средством, достаточно будет только уведомить владельца ТС о намерении вменить данное взыскание. Кроме традиционного полномочия приостановки права пользования автомобилем до полного погашения долговых обязательств, уполномоченный пристав исполнитель вправе запретить:

  • регистрацию автомобиля;
  • регистрацию номерных знаков;
  • сдачу экзаменов в ГИБДД.

После погашения остатков долга запрет на пользование транспортным средством снимается. Такое взыскание допускается только при условии, что долг автовладельца превышает 10 тысяч рублей.

В этом же году процедура дознания получает официальный статус. Специалист, выявляющий место расположения должника, вправе вести допрос лиц, являющихся членами семьи, родственниками или сослуживцами. Теперь опрашиваемый контингент обязан сотрудничать с уполномоченным лицом, а также он имеет право на консультационную помощь со стороны пристава. Процедура идентична допросу свидетелей в правоохранительных органах.

Если речь идёт о процедуре банкротства, судебный пристав организует работу с должником-банкротом в рамках арбитражного судопроизводства, требуя исполнения решения арбитражного суда.

Самая существенная поправка в Закон о судопроизводстве, которая касается практически каждого лица, столкнувшегося с обязанностью исполнить решение суда в недобровольном порядке, это расширение полномочий представителей Службы относительно получения табельного оружия. У сотрудников появилось право на защиту со стороны недобросовестных и неадекватных нарушителей закона, к которым теперь можно применить силу.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Лидия Добронравова Юрист Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу 2 октября 2007 года N 229-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Принят Государственной Думой 14 сентября 2007 года Одобрен Советом Федерации 19 сентября 2007 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 30.12.2008 N 306-ФЗ, от 03.06.2009 N 106-ФЗ, от 19.07.2009 N 205-ФЗ, от 27.09.2009 N 225-ФЗ, от 27.09.2009 N 226-ФЗ, от 17.12.2009 N 325-ФЗ, от 27.07.2010 N 213-ФЗ, от 07.02.2011 N 8-ФЗ, от 21.04.2011 N 71-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 11.07.2011 N 196-ФЗ, от 18.07.2011 N 225-ФЗ, от 18.07.2011 N 226-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 28.11.2011 N 336-ФЗ, от 30.11.2011 N 363-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 03.12.2011 N 389-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 06.12.2011 N 405-ФЗ, от 06.12.2011 N 410-ФЗ, от 07.12.2011 N 415-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 28.07.2012 N 144-ФЗ, от 05.04.2013 N 33-ФЗ, от 05.04.2013 N 49-ФЗ, от 23.07.2013 N 206-ФЗ, от 21.12.2013 N 358-ФЗ, от 21.12.2013 N 379-ФЗ, от 28.12.2013 N 383-ФЗ, от 28.12.2013 N 441-ФЗ, от 12.03.2014 N 34-ФЗ, от 05.05.2014 N 126-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ, от 22.12.2014 N 432-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ, от 08.03.2015 N 40-ФЗ, от 08.03.2015 N 41-ФЗ, от 08.03.2015 N 57-ФЗ, от 06.04.2015 N 82-ФЗ, от 29.06.2015 N 154-ФЗ, от 29.06.2015 N 186-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 28.11.2015 N 340-ФЗ, от 29.12.2015 N 391-ФЗ, от 29.12.2015 N 393-ФЗ, от 30.12.2015 N 425-ФЗ, от 30.12.2015 N 444-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ, от 30.03.2016 N 80-ФЗ, от 01.05.2016 N 135-ФЗ, от 03.07.2016 N 274-ФЗ, от 03.07.2016 N 326-ФЗ, от 03.07.2016 N 360-ФЗ, от 28.12.2016 N 492-ФЗ, от 28.05.2017 N 101-ФЗ, от 18.07.2017 N 176-ФЗ, от 26.07.2017 N 190-ФЗ, от 26.07.2017 N 212-ФЗ, от 29.07.2017 N 236-ФЗ, от 14.11.2017 N 321-ФЗ, от 05.12.2017 N 382-ФЗ, от 31.12.2017 N 486-ФЗ, от 07.03.2018 N 48-ФЗ, от 23.04.2018 N 102-ФЗ, от 04.06.2018 N 133-ФЗ, от 03.08.2018 N 307-ФЗ, от 28.11.2018 N 451-ФЗ (ред. 17.10.2019), от 27.12.2018 N 514-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ, от 27.12.2018 N 539-ФЗ, от 06.03.2019 N 24-ФЗ, от 26.07.2019 N 197-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 12.11.2019 N 375-ФЗ, от 02.12.2019 N 402-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 N 7-П) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Основные положения
    • Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Задачи исполнительного производства
    • Статья 3. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве
    • Статья 4. Принципы исполнительного производства
    • Статья 5. Органы принудительного исполнения
    • Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя
    • Статья 6.1. Банк данных в исполнительном производстве
    • Статья 7. Органы, организации и граждане, исполняющие требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц
    • Статья 8. Исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями
    • Статья 8.1. Исполнение требований судебных актов эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг
    • Статья 9. Исполнение лицами, выплачивающими должнику-гражданину периодические платежи, судебного акта, акта другого органа или должностного лица
    • Статья 10. Исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных государств и иностранных организаций
    • Статья 11. Исполнение решений иностранных судов и арбитражей
  • Глава 2. Исполнительные документы
    • Статья 12. Виды исполнительных документов
    • Статья 13. Требования, предъявляемые к исполнительным документам
    • Статья 14. Постановление судебного пристава
  • Глава 3. Сроки в исполнительном производстве
    • Статья 15. Установление и исчисление сроков в исполнительном производстве
    • Статья 16. Окончание сроков в исполнительном производстве
    • Статья 17. Последствия пропуска сроков в исполнительном производстве
    • Статья 18. Восстановление пропущенных сроков в исполнительном производстве
    • Статья 19. Приостановление сроков в исполнительном производстве
    • Статья 20. Продление сроков в исполнительном производстве
    • Статья 21. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению
    • Статья 22. Перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению
    • Статья 23. Восстановление пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению
  • Глава 4. Извещения и вызовы в исполнительном производстве
    • Статья 24. Извещения и вызовы в исполнительном производстве
    • Статья 25. Содержание повестки, иного извещения
    • Статья 26. Доставка повестки, иного извещения
    • Статья 27. Вручение повестки, иного извещения
    • Статья 28. Перемена адреса во время ведения исполнительного производства
    • Статья 29. Последствия отказа от принятия повестки, иного извещения или неявки за их получением
  • Глава 5. Исполнительное производство
    • Статья 30. Возбуждение исполнительного производства
    • Статья 31. Отказ в возбуждении исполнительного производства
    • Статья 32. Разъяснение исполнительного документа, способа и порядка его исполнения
    • Статья 33. Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
    • Статья 34. Сводное исполнительное производство
    • Статья 34.1. Ведение исполнительного производства группой принудительного исполнения
    • Статья 35. Время совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
    • Статья 36. Сроки совершения исполнительных действий
    • Статья 37. Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, изменение способа и порядка их исполнения
    • Статья 38. Отложение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
    • Статья 39. Приостановление исполнительного производства судом
    • Статья 40. Приостановление исполнительного производства судебным приставом-исполнителем
    • Статья 41. Приостановление исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении
    • Статья 42. Сроки приостановления исполнительного производства
    • Статья 43. Прекращение исполнительного производства
    • Статья 44. Последствия прекращения исполнительного производства
    • Статья 45. Рассмотрение судом и судебным приставом-исполнителем вопросов о приостановлении, возобновлении и прекращении исполнительного производства
    • Статья 46. Возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства
    • Статья 47. Окончание исполнительного производства
  • Глава 6. Лица, участвующие в исполнительном производстве
    • Статья 48. Лица, участвующие в исполнительном производстве
    • Статья 49. Стороны исполнительного производства
    • Статья 50. Права и обязанности сторон исполнительного производства
    • Статья 51. Участие в исполнительном производстве несовершеннолетних
    • Статья 52. Правопреемство в исполнительном производстве
    • Статья 53. Участие в исполнительном производстве представителей сторон исполнительного производства
    • Статья 54. Оформление полномочий представителей сторон исполнительного производства
    • Статья 55. Законные представители граждан, участвующих в исполнительном производстве
    • Статья 56. Лица, которые не могут быть представителями сторон исполнительного производства
    • Статья 57. Полномочия представителей сторон исполнительного производства
    • Статья 58. Участие в исполнительном производстве переводчика
    • Статья 59. Участие в исполнительном производстве понятых
    • Статья 60. Обязанности и права понятых
    • Статья 61. Участие в исполнительном производстве специалиста
    • Статья 62. Взаимодействие судебных приставов-исполнителей с органами внутренних дел
    • Статья 63. Отводы в исполнительном производстве
  • Глава 7. Исполнительные действия. Меры принудительного исполнения
    • Статья 64. Исполнительные действия
    • Статья 64.1. Рассмотрение заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве
    • Статья 65. Исполнительный розыск
    • Статья 66. Государственная регистрация имущества и имущественных прав
    • Статья 67. Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации
    • Статья 67.1. Временные ограничения на пользование должником специальным правом
    • Статья 68. Меры принудительного исполнения
  • Глава 8. Обращение взыскания на имущество должника
    • Статья 69. Порядок обращения взыскания на имущество должника
    • Статья 69.1. Особенности обращения взыскания при введении в отношении должника — гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, процедур, применяемых в деле о его несостоятельности (банкротстве)
    • Статья 70. Обращение взыскания на денежные средства
    • Статья 71. Порядок обращения взыскания на денежные средства должника в иностранной валюте при исчислении долга в рублях и драгоценные металлы, находящиеся на счетах либо во вкладах в банках и иных кредитных организациях
    • Статья 72. Порядок обращения взыскания на денежные средства должника при исчислении долга в иностранной валюте
    • Статья 72.1. Особенности обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся на залоговом банковском счете и на номинальном банковском счете
    • Статья 72.2. Особенности исполнения решения государственного инспектора труда о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений
    • Статья 73. Особенности обращения взыскания на денежные средства и ценные бумаги профессионального участника рынка ценных бумаг и его клиентов
    • Статья 73.1. Особенности обращения взыскания на эмиссионные ценные бумаги должника
    • Статья 73.2. Особенности обращения взыскания на имущество клиринговых организаций, а также участников клиринга и их клиентов
    • Статья 73.3. Особенности обращения взыскания на имущество, переданное на депонирование эскроу-агенту, в том числе на денежные средства, находящиеся на счете эскроу
    • Статья 73.4. Особенности обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся на публичном депозитном счете
    • Статья 74. Особенности обращения взыскания на имущество некоторых организаций и их членов (участников)
    • Статья 75. Обращение взыскания на имущественные права
    • Статья 76. Обращение взыскания на дебиторскую задолженность
    • Статья 77. Обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц
    • Статья 78. Обращение взыскания на заложенное имущество
    • Статья 79. Имущество, на которое не может быть обращено взыскание
    • Статья 80. Наложение ареста на имущество должника
    • Статья 81. Наложение ареста на денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся в банке или иной кредитной организации
    • Статья 82. Наложение ареста на ценные бумаги
    • Статья 83. Наложение ареста на дебиторскую задолженность
    • Статья 83.1. Особенности наложения ареста на имущество должника, находящееся на торговом и (или) клиринговом счетах
    • Статья 84. Изъятие имущества должника
    • Статья 85. Оценка имущества должника
    • Статья 86. Передача под охрану или на хранение арестованного имущества должника
    • Статья 87. Реализация имущества должника
    • Статья 87.1. Самостоятельная реализация имущества должником
    • Статья 87.2. Оставление взыскателем за собой имущества, не реализованного должником самостоятельно
    • Статья 88. Передача взыскателю имущества, указанного в исполнительном документе
    • Статья 88.1. Порядок зачета встречных однородных требований
  • Глава 9. Реализация имущества должника на торгах
    • Статья 89. Реализация имущества должника на торгах
    • Статья 90. Сроки и порядок проведения торгов
    • Статья 91. Объявление торгов несостоявшимися
    • Статья 92. Последствия объявления торгов несостоявшимися
    • Статья 93. Признание торгов недействительными
  • Глава 10. Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации
    • Статья 94. Порядок обращения взыскания на имущество должника-организации
    • Статья 95. Меры по обеспечению исполнения исполнительного документа при обращении взыскания на имущество должника-организации
    • Статья 96. Порядок обращения взыскания при введении в отношении должника-организации процедур банкротства, а также при ликвидации должника-организации
    • Статья 97. Порядок обращения взыскания при реорганизации должника-организации
  • Глава 11. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина
    • Статья 98. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина
    • Статья 99. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления
    • Статья 100. Обращение взыскания на заработную плату, пенсию или иные доходы должника-гражданина, отбывающего наказание
    • Статья 101. Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание
    • Статья 102. Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам
  • Глава 12. Взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления. Порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества и исполнительного документа об уплате судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера
    • Статья 103. Взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления
    • Статья 103.1. Исполнение судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера
    • Статья 104. Порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества
  • Глава 12.1. Порядок исполнения судебных актов в отношении иностранного государства и его имущества
    • Статья 104.1. Порядок исполнения судебных актов в отношении иностранного государства и его имущества
    • Статья 104.2. Возбуждение исполнительного производства в отношении иностранного государства и его имущества
    • Статья 104.3. Особенности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения
    • Статья 104.4. Особенности наложения ареста на имущество должника — иностранного государства
    • Статья 104.5. Приостановление, прекращение, окончание исполнительного производства в отношении иностранного государства и его имущества
  • Глава 13. Исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах
    • Статья 105. Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий)
    • Статья 106. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе и последствия его неисполнения
    • Статья 107. Особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о выселении должника, об освобождении нежилого помещения, земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций
    • Статья 108. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования о вселении взыскателя
    • Статья 109. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об административном приостановлении деятельности должника
    • Статья 109.1. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
    • Статья 109.2. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об отбывании обязательных работ
    • Статья 109.3. Исполнение содержащихся в исполнительных документах требований об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком
    • Статья 109.4. Особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица
  • Глава 14. Распределение взысканных денежных средств и очередность удовлетворения требований взыскателей
    • Статья 110. Распределение взысканных денежных средств
    • Статья 111. Очередность удовлетворения требований взыскателей
  • Глава 15. Исполнительский сбор. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве
    • Статья 112. Исполнительский сбор
    • Статья 113. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве
    • Статья 114. Порядок привлечения банка или иной кредитной организации к ответственности за неисполнение исполнительного документа
    • Статья 115. Утратила силу
  • Глава 16. Расходы по совершению исполнительных действий
    • Статья 116. Расходы по совершению исполнительных действий
    • Статья 117. Возмещение расходов по совершению исполнительных действий
  • Глава 17. Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий
    • Статья 118. Защита прав взыскателя при несвоевременном исполнении исполнительного документа
    • Статья 119. Защита прав других лиц при совершении исполнительных действий
    • Статья 120. Защита прав организаций при неисполнении содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе
    • Статья 121. Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
  • Глава 18. Сроки и порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов
    • Статья 122. Сроки подачи жалобы
    • Статья 123. Подача жалобы в порядке подчиненности
    • Статья 124. Форма и содержание жалобы, поданной в порядке подчиненности
    • Статья 125. Основания для отказа в рассмотрении по существу жалобы, поданной в порядке подчиненности
    • Статья 126. Срок рассмотрения жалобы, поданной в порядке подчиненности
    • Статья 127. Решение по жалобе, поданной в порядке подчиненности
    • Статья 128. Порядок оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
  • Глава 19. Заключительные положения
    • Статья 129. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона
    • Статья 130. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

В начале 2019 года в федеральный закон об исполнительном производстве внесены серьезные поправки. Новым законом, который 13.02.2019 г. одобрен Советом Федерации, уточняются нюансы исполнительного производства, вызывавшие в практике много спорных вопросов. Эти вопросы настолько непросты, что обновления вступят в силу только с 1 июня 2020 года. То есть потребуется значительное время для подготовки ведомственных нормативов (Минюста, Банка РФ), для того, чтобы изменения прижились и участники отношений были готовы к их применению. Что же это за изменения рассмотрим в данной статье.

Основные положения с изменениями

Теперь в ФЗ-229 Об исполнительном производстве детально прописан порядок взыскания денежных средств в банках, компаниях, где трудоустроен должник. При этом делается акцент на том как защитить граждан-должников от исполнительного произвола и ошибок. А именно, при аресте, изъятии и ином взыскании денег, валюты ответчика четко контролируется неприкасаемость социальных выплат и допустимого взыскательного лимита.

Речь идет о статье 101 Закона, где указаны разновидности социально-значимых доходов: пособия на детей, алименты, выплаты в счет возмещения вреда здоровью, потери кормильца, средства, выделенные пострадавшему в чрезвычайной ситуации и пр. А также о статье 99, в которой сказано, что в месяц можно забирать у гражданина не более 1/2 всех доходов (в том числе зарплата), а по алиментам не более 75%. Если раньше об этом было сказано только в этих двух статьях, ныне это четко пропечатано в других нормах, где есть упоминание об аресте, взыскании денег. Подробно обозначена компетенция исполнительных органов и других субъектов, производящих удержания.

Какие обязательства возникли у работодателя должника

Компания, начисляющая зарплату своему работнику (который является должником в исполпроизводстве), вправе вычитать по исполлисту только ту денежную массу, на которую нет иммунитета на принудительное изъятие. То есть не «в слепую» урезать от всей начисленной зарплаты должника-работника, а с учетом требований статей 99 и 101 Закона.

В расчетной ведомости (о выплате зарплаты или иного дохода должнику) фирма обязана указывать коды видов доходов, которые нельзя взыскивать (инструкции о том как правильно вносить эти коды сейчас разрабатывает Банк РФ).

Если деньги получает работник в банке (не в кассе предприятия), то работодатель должен банку, куда поступают зарплатные деньги, предоставить полный расчет уже совершенных удержаний. Так можно будет миновать двойных вычитаний.

До этого многие работодатели, не вникая в детали, бесцеремонно недовыплачивали заработанные деньги по постановлению СПП. А выяснение всех обстоятельств сваливали на проштрафившегося работника.

Обязанности, установленные за банками

По зарплатным счетам. Банк руководствуется сведениями о списанных суммах, которые указаны в расчетных документах работодателем. Самостоятельное взыскание сверх указанных сумм не допускается. Соответственно блокировать (не выдавать) такие средства («очищенные» от взыскательных мер) банк не может.

По специальным (на которые поступают госпособия, соцвыплаты и т.п.) и стандартным денежным счетам (вклады, депозиты, расчетные, прочее). Прежде чем исполнять требование судебного пристава, финансовое учреждение производит расчет тех средств, которые можно заблокировать (арестовать или удержать). А потом с соответствующими средствами проводит манипуляции. При этом порядок такого расчета и манипуляций определяет Минюст РФ, согласуя с Банком России (что соответствует духу статьи 3 Закона Об исполпроизводстве). А те деньги, на которые установлен исполнительный иммунитет, должны в полном объеме поступить в распоряжение клиента.

Оповещение пристава или взыскателя. О произведенных удержаниях финансовая организация в течение 3 дней извещает пристава или истца (в зависимости от того кто инициировал процедуру), что позволяет соблюдать принцип своевременности при исполнении решения суда, предусмотренный статьей 2 ФЗ №229-ФЗ.

По закону взыскание может производится не только сотрудниками ФССП, но и банками напрямую на основании заявления кредитора и исполнительного листа (ст. 8 Закона «Об испол.производстве»). Эти процедуры с точки зрения сохранения социальных денег и пределов взыскания ничем не отличаются друг от друга. Введенные правила должны пресечь произвол и ошибки, которые встречались со стороны отдельных кредитных организаций.

Действия судебного пристава при изъятии денег

При обнаружении запаса наличных денег, пристав вправе их конфисковать с составлением акта. Наличность может быть обнаружена по месту жительства, работы, в банковской ячейке ответчика. Отнятые, в соответствии со статьей 33 Закона, рубли или валюта без промедления (не позднее следующего банковского дня) сдаются на спецдепозит и уже не принадлежат бывшему владельцу. У должника есть возможность отстоять часть или даже всю сумму. Но нужно документально подтвердить, что финансы, которых он лишился, ничто иное как социальные выплаты, пособия, компенсации, тому подобное.

О доходах, подлежащих иммунитету

Поправки в закон об исполнительном производстве расширили список доходов, на которые не должно обращаться взыскание. Это суммы:

  • единовременной помощи в связи с утратой вещей первой необходимости;
  • пособий лицам, здоровью которых причинен вред различной степени;
  • выплат членам семьи гражданина, погибшего в результате чрезвычайной ситуации.

О полномочиях пристава

Расширены полномочия работников ФССП. С целью выяснения финансового состояния должника приставы вправе требовать от налоговых органов данные, которые нужны для полного исполнения предписаний в исполнительном листе:

  • о количестве, видах банковских счетов;
  • о движении национальной или иностранной валюты на счетах;
  • о суммах денег, которые имеются на остатках в банках;
  • об имуществе (его стоимость, место нахождение, факте регистрации и пр.);
  • о подаваемых декларациях и уплачиваемых суммах налогов;
  • любую иную информацию, которой располагает ФНС.

При этом налоговая инспекция не сможет отказать в предоставлении таких данных даже ссылаясь на налоговую тайну.

Таким образом, приставу будет сложнее оправдать свое бездействие и не будет оснований для возврата испол.документа заявителю ввиду отсутствия информации о должнике, его имуществе, как это предусмотрено в статье 46 ФЗ-229.

Дополнительные поправки к исполнительному производству

Кроме вышеуказанной реформации, с конца 2018 года по март 2019 года было еще несколько изменений в закон об исполнительном производстве. Пусть они не столь существенные как в поправочном законе №12-ФЗ, но всё же требуют отдельного внимания. Затронуты вопросы уплаты исполнительского сбора, окончания производства, введение нового вида исполнительного документа.

Об исполнительском сборе

Если в производстве несколько солидарных должников (коллективно отвечающие по долгу, то есть все в равной повинности), то исполнительский сбор при просрочке добровольного погашения долга уплачивается в едином размере на всех (в сумме 7% от суммы задолженности, но не менее 1000 руб. для физ.лиц и 10 000 руб. для фирм). А не с каждого должника по полной сумме.

То есть сбор делится на количество долей в зависимости от количества должников. У каждого содолжника одинаковый размер доли. А если один уплатит (принудительно с него взыщут) полную сумму сбора, то он может с других должников-дольщиков отдельно по регрессу компенсировать эту переплату.

Раньше в подобных ситуациях, приставы действовали по своему усмотрению. Иногда, нарушая права участников испол.производства, истребовали несколько исполнительских сумм. Всё потому что не было детального описания в правовом акте.

О производстве при ипотеке

2019 года действующая редакция законодательства коснулась вопроса соотношения ипотеки с завершением испол.производства.

Предусмотрена защита должника в том случае, если он не в состоянии исполнять ипотечные обязательства, а на жилье обращено взыскание в пользу кредитной организации.

Случалось и такое, что должник лишался приобретенной по ипотеке квартиры. Несмотря на это, оставалась немалая задолженность по кредиту.

Ипотечный закон гласит, что обязательства сторон прекращаются:

  • если банк (залогодержатель) получает страховую сумму по соглашению о страховании ответственности заемщика;
  • а когда страховщик (который должен страх.сумму банку) обанкротился, то происходит прекращение обязательств с момента реализации заложенного жилья (либо когда банк оставляет себе предмет ипотеки).

Теперь и исполнительский закон гласит, что в таких ситуациях взыскательное производство прекращается. Обратим внимание, правило о прекращении работает, когда должник и банковская организация позаботились о страховании залогового риска при заключении ипотеки.

Вопрос:
если пристав-исполнитель бездействует, как возместить ущерб?

Ответ юриста. Когда исполнение обязательств по ипотеке прекращается, пристав не вправе взыскивать сборы, штрафы, затраты на осуществление исполнительных действий. Иначе это противоправные действия, убыток можно будет взыскать с РФ.

Производство в отношении граждан-заемщиков по ипотечно-жилищным кредитам, оказавшихся в трудной финансовой ситуации

Это российская программа, которая действует с 2017 года. Социально незащищенные лица (участники этой программы) могут рассчитывать в качестве меры господдержки на реструктуризацию займа.

Если указанные события происходят, то пристав должен прекратить исполнительное производство по такому должнику.

Но такой заёмщик-должник должен предъявить в СПП соответствующее решение комиссии об одобрении реструктуризации. Именно он должен проявить инициативу и тогда будет окончено производство по всем канонам статьи 47 Закона. И если после передачи такой информации пристав будет продолжать производство, то такие действия будут незаконны. Нарушением будет и взимание исполнительского сбора, не смотря на просрочки и прочие обстоятельства.

Однако, что изъято до предъявления приставу информации о реструктуризации, то не подлежит возврату (кроме уплаченного испол.сбора).

Новый исполнительный документ

Недавно в госструктуре появилось новое должностное лицо с властными функциями – уполномоченный по правам потребителя финуслуг. Оно улаживает разногласия между финансовыми учреждениями и заёмщиками. В том числе может рассматривать кредитные споры и давать распоряжения по сути спора.

А если банки будут уклоняться от выполнения этих предписаний, то выдается удостоверение. Его приравняли к исполнительному документу. До поправок такого документа не было вообще.

Возбуждая производство, в соответствии со статьей 30 Закона, у ФССП должно быть основание – испол.документ. Теперь наравне с испол.листом, судебным приказом таким основанием может служить удостоверение финансового уполномоченного.

Взыскание периодических платежей

В 4 раза увеличена сумма задолженности, до которой возможно направление исполнительного листа непосредственно по месту работы должника для удержания периодических платежей.

Этот порог стал равным 100 тыс. руб.

Допустим, в отношении гражданина имеется судебный приказ о взыскании арендной платы за квартиру в общей сумме 95 тыс. руб. Должностное лицо СПП установило, что должник работает в администрации города. Соответственно зарплату выплачивают постоянно и в достаточном размере. Поэтому пристав смело издает постановление и направляет на исполнение к работодателю.

Ранее предельная сумма составляла 25 тыс. руб., что было неудобно для взыскания через работодателя. В основном подобным способом взыскивали алименты.

Ординарцев Роман Валерьевич Ссылки на законодательные акты

  1. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ

>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Судебная практика и законодательство — 229-ФЗ Об исполнительном производстве

<Письмо> ФНС России от 06.03.2017 N ГД-4-8/4026@ «О направлении судебных актов в банки»

Одновременно сообщаем, что статьей 114 Закона предусмотрена административная ответственность в порядке статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) в случае неисполнения банком или иной кредитной организацией исполнительного документа в установленный Законом срок при наличии денежных средств на указанных счетах. Данная мера в отношении банков или иных кредитных организаций применяется судебным приставом-исполнителем на основании сведений территориальных налоговых органов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП.

<Письмо> ФССП России от 07.03.2017 N 00011/17/19938-СВС «Об обзоре судебной практики»

При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем не допущены нарушения Закона об исполнительном производстве.

Вместе с тем суд указал административному истцу, что он не лишен возможности представить судебному приставу-исполнителю доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, препятствующих установлению в отношении него ограничения на пользование специальным правом, в порядке, установленном частью 6 статьи 67.1 Закона об исполнительном производстве (дело N 2а-170/2016).

Приказ Росстата от 13.02.2017 N 88 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы»

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

«Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2015 год»

После перехода государственных внебюджетных фондов на обслуживание в органы Казначейства России исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон N 229-ФЗ) стало затруднительным, так как судебный пристав-исполнитель не может в полном объеме применить процедуры, предусмотренные Федеральным законом N 229-ФЗ (обращение взыскания на средства должника в кредитной организации и др.).

Постановление Конституционного Суда РФ от 19.01.2017 N 1-П «По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 31 июля 2014 года по делу «ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС» против России» в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации»

В связи с принятием Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законоположения, бывшие предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, утратили силу, однако с содержащимися в нем выводами, как отмечается в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2015 года N 654-О, согласуются и ныне действующие положения статьи 112 названного Федерального закона, предусматривающие, в частности, что должник вправе в установленном порядке обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6), а суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи; при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

<Письмо> ФССП России от 03.10.2016 N 00043/16/91825-РС «Об изменениях в Методические рекомендации» (вместе с «Изменениями, которые вносятся в Методические рекомендации по выявлению и расследованию преступлений, предусмотренных статьей 177 Уголовного кодекса Российской Федерации (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности), от 21.08.2013 N 04-12», утв. ФССП России 27.09.2016)

1. Уведомить должника о возбуждении исполнительного производства в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

2. Получить информацию от взыскателя о неисполнении должником судебного решения, об известных ему источниках и размере доходов должника и об иных обстоятельствах.

Приказ Росреестра от 23.12.2015 N П/666 Об утверждении порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость

требованиям судебных приставов-исполнителей о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на основании судебного акта или осуществляемых в предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» <1> случаях (статья 15 Закона);

Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

2. Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества страхователя — юридического лица или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

<Письмо> ФССП России от 21.09.2016 N 00011/16/88341-АП «О соблюдении сроков направления представлений о замене наказания в виде штрафа»

По итогам рассмотрения представления Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.08.2016 N 74/1-14-2016 об устранении нарушений законодательства при возмещении причиненного коррупционными преступлениями ущерба и взыскании штрафов, назначенных виновным в совершении коррупционных преступлений, выявлены факты, когда осужденными лицами при предоставлении судом рассрочки уплаты штрафа внесены денежные средства, достаточные для уплаты более одной части штрафа, и при этом судебными приставами-исполнителями не соблюдаются сроки, установленные уголовно-исполнительным законодательством и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) для обращения в суд за заменой наказания.

Последние изменения в законодательстве об исполнительном производстве

23 марта 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 12 марта 2014 г. № 34-ФЗ (далее – Закон), направленный на расширение полномочий, облегчение работы судебных приставов и, как следствие, повышение эффективности их деятельности. В частности, усовершенствованы розыскные инструменты судебных приставов, банк данных исполнительных производств, механизм ареста и реализации имущества, на которое обращено взыскание и ряд других положений указанных документов.

Стоит отметить, что необходимость в подобных изменения действительно существует, так как по данным самой ФССП России, нагрузка на судебных приставов постоянно растет. В сравнении с 2012 годом, средняя нагрузка на одного судебного пристава-исполнителя в 2013 году возросла примерно на 7% (с 2097 до 2252 исполнительных производств), а в целом количество документов, поступивших на исполнение в службу в 2013 году, увеличилось на 1 млн по сравнению с 2012 годом. В связи с этим, а также недостаточной квалификацией сотрудников и другими проблемами, как отмечает ФССП России, значительная часть судебных решений остается неисполненной, либо их исполнение необоснованно затягивается (по состоянию на 2013 год в России, по данным ведомства, исполняется около 60% судебных решений).

В связи с этим корректировке в очередной раз подверглись Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – закон о судебных приставах) и Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – закон об исполнительном производстве). В данном материале освещены наиболее важные изменения.

Новые права и обязанности судебных приставов

В законе о судебных приставах закрепляется, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, судебный пристав-исполнитель вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Кроме того, при выявлении признаков преступления судебный пристав-исполнитель или судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) (см. абз. 8, абз 9 п. 1 ст. 12 закона об исполнительном производстве).

Стоит отметить, что согласно данным ФССП России, в 2013 году к должникам стали чаще применяться меры уголовно-правового воздействия. Так, количество уголовных дел, находившихся в производстве органов дознания службы, составило почти 83 тыс., что на 3 тыс. больше, чем в 2012 году. Судебными приставами по ОУПДС при исполнении служебных обязанностей задержано 5466 лиц, находящихся в федеральном розыске (в том числе 81 лицо разыскивалось за особо тяжкие преступления), в специальные учреждения препровождено 33 992 лица без гражданства, выдворено за пределы России 34 154 лица.

    ДЛЯ СПРАВКИ

    Согласно п. 2 ч.1 ст. 40 УПК РФ ФССП России относится к органам дознания. Дознавателями органов ФССП России проводится дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 157, ст. 177, ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312 и ст. 315 УК РФ (п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

    ФССП России рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.26, ст. 17.8.1, ч.1 и ч. 3 ст. 17.14, ст. 17.15 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени ФССП России вправе (ст. 23.68 КоАП РФ):

    • руководитель ФССП России, его заместители;
    • руководители территориальных органов ФССП России, их заместители;
    • руководители структурных подразделений территориальных органов ФССП России, их заместители.

    Должностные лица ФССП России уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2-3 ст. 5.35, ст.ст. 17.3-17.6, ст. 17.8, ст. 17.9, ч. 2-2.1 ст. 17.14, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, ст. 19.7, ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ (п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Согласно изменениям, судебный пристав исполнитель теперь при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска) или при производстве на основании судебного акта розыска гражданина – ответчика по гражданскому делу вправе проводить следующие исполнительно-разыскные действия (п. 2 ст. 12 закона о судебных приставах):

  • запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе (данные полномочия ранее, тем не менее, были предусмотрены законом об исполнительном производстве);
  • проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске;
  • осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам.

По данным ФССП России в 2012 году разыскано 111 детей, более 39 тысяч должников-граждан, из которых 28 тысяч – это должники, уклоняющиеся от уплаты алиментов. В 2013 году подразделениями, осуществляющими розыск, разыскано 73 ребенка, 67 003должника-гражданина, из которых 48 092 должников-граждан по исполнительным документам о взыскании алиментов. При этом, как отмечают разработчики Закона, указанные изменения внесены в связи с тем, что ранее отсутствовала правовая регламентация розыскного инструментария судебного пристава, что не позволяло в полной мере реализовать функции исполнительного розыска. Корреспондирующие изменения параллельно внесены и в ст. 65 закона об исполнительном производстве (см. ниже). Одновременно, в п. 2 и п. 3 ст. 13 закона о судебных приставах соответственно закреплены обязанности судебного пристава не разглашать сведения, составляющие личную и семейную тайну, а также не допускать совершение исполнительных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.

Вместе с тем, судебные приставы по ОУПДС получили право применять специальные средства не только для отражения нападения на свидетелей и находящихся в судебных помещениях граждан, но и должностных лиц ФССП России в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей. Также они получили применять спецсредства для препровождения иностранцев или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы России, в специальные учреждения для их содержания и до пунктов пропуска через Государственную границу России. Однако речь идет только о случаях, когда указанные лица своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим (скорректирован п. 1 ст. 17 закона о судебных приставах).

Изменения в банке данных исполнительных производств и электронные документы

О предыдущих важных изменениях, внесенных в законодательство об исполнительном производстве в январе текущего года, читайте в нашем материале «Новое в законодательстве об исполнительном производстве».

Расширяется перечень общедоступных сведений, содержащихся в банке данных исполнительных производств. В их числе отныне будет указываться также вид исполнительного документа, наименование органа, выдавшего исполнительный документ, сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу. Также найдут отражение и сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 46 закона об исполнительном производстве (невозможность установить место нахождение должника, отсутствие у него имущества, на которое может быть обращено взыскание и др.), или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным п.п. 6-7 ч. 1 ст. 47 закона об исполнительном производстве (ликвидация должника-организации, признание его банкротом и пр.) (изменения внесены в ст. 6.1 указанного закона).

Как отмечает ФССП России, в 2013 году зарегистрировано 28,3 млн обращений к банку данных исполнительных производств на сайте ФССП России. Это на 47% больше, чем в 2012 году. Кроме того, проводятся подготовительные работы для создания личного кабинета стороны исполнительного производства на официальном сайте ФССП России, который должен заработать в первом полугодии 2014 года.

Законодательно закрепляется, что постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица ФССП России может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Требования к формату такого постановления будут установлены ФССП России (ст. 14 закона об исполнительном производстве дополнена ч. 2.1).

Новые основания прекращения исполнительного производства

Также расширен перечень оснований для прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем, предусмотренный ч. 2 ст. 43 закона об исполнительном производстве. Теперь к таковым относится внесение записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из ЕГРЮЛ.

Как отмечают разработчики Закона, до его принятия существовала проблема взыскания задолженности с организаций, которые отвечают признакам недействующего юридического лица. Ранее законодательством не предусмотрена возможность прекращения исполнительного производства в связи с исключением юридического лица должника-организации из ЕГРЮЛ. Это вызывало проблемы в правоприменительной практике. Исполнительные документы в отношении недействующих юридических лиц оканчивались актом о невозможности взыскания и возвращались взыскателю. Однако возвращение исполнительного документа в связи с невозможностью взыскания не являлось препятствием для повторного его предъявления, поэтому такие исполнительные документы зачастую предъявлялись взыскателями повторно. Это порождало повторные действия судебного пристава-исполнителя по исполнению, дополнительные расходы из бюджета, которые в данных случаях являлись бессмысленными, поскольку организация не существует.

При этом также закрепляется, что при отмене судебного акта, ставшего основанием для прекращения исполнительного производства, либо изменении обстоятельств, послуживших основанием для прекращения исполнительного производства, оно возобновляется по заявлению взыскателя или инициативе судебного пристава-исполнителя (ч. 3 ст. 43 закона об исполнительном производстве).

Группа принудительного исполнения

Юрий Воробьев, руководитель практики разрешения споров
и медиации компании «Пепеляев Групп»:

«Необходимость такой формы деятельности обусловлена существованием сложных, сводных исполнительных производств, которые требуют участия нескольких судебных приставов. На практике такая форма взаимодействия уже сложилась, а ее законодательное признание и определение порядка создания предоставляет дополнительные гарантии для лиц, столкнувшихся с этой группой».

Еще одной новеллой является закрепление оснований, порядка и условий ведения исполнительного производства группой судебных приставов-исполнителей (группой принудительного исполнения). Для этих целей закон об исполнительном производстве дополнен новой ст. 34.1.

Постановление о ведении исполнительного производства группой принудительного исполнения выносится главным судебным приставом РФ, главным судебным приставом субъекта РФ или старшим судебным приставом. При этом также назначается руководитель группы принудительного исполнения, который при осуществлении исполнительного производства группой принудительного исполнения принимает решения:

  • о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником в случаях, установленных ст. 52 закона об исполнительном производстве;
  • об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производство;
  • о возврате взыскателю исполнительного документа;
  • о приостановлении, возобновлении, прекращении, об окончании исполнительного производства;
  • о возбуждении исполнительных производств по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, при прекращении и окончании основного исполнительного производства;
  • о временном ограничении на выезд должника из России;
  • о передаче имущества должника на реализацию, передаче нереализованного имущества должника взыскателю;
  • о распределении взысканных денежных средств;
  • о взыскании исполнительского сбора;
  • об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка;
  • об обращении с заявлением о приостановлении или прекращении исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, о предоставлении отсрочки или рассрочки, об изменении способа или порядка их исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Кроме того, в упомянутой ст. 34.1 определяются и вопросы, возникающие в деятельности отдельных приставов, включенных в состав группы: оказание содействия приставам подразделениями службы, расположенными на территории других субъектов РФ; должностные обязанности пристава по отношению к собственному руководству и к руководителю группы.Таким образом, вводится не только понятие группы принудительного исполнения, но и определяется порядок функционирования и внутреннего взаимодействия группы, как механизма, состоящего из сотрудников различных подразделений ФССП России.

Исполнительный розыск

Ряд статей Закона направлен на совершенствование розыска должника, его имущества или ребенка. В частности, конкретизируются условия и порядок его производства, права и обязанности судебного пристава-исполнителя, осуществляющего розыск, а также полномочия главного судебного пристава РФ по определению тактики проведения исполнительно-разыскных действий (корректируется ст. 65 закона об исполнительном производстве). При этом закрепляется понятие «исполнительный розыск» – это проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску, исполнительно-разыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка. Исполнительный розыск объявляется при условии, что иные исполнительные действия, не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.

Кроме того, изменились случаи, когда судебный пристав-исполнитель может объявлять розыск должника или его имущества, как по своей инициативе, так и по заявлению взыскателя. В частности, теперь это может происходить по исполнительным документам, содержащим требования о возмещении ущерба, причиненного преступлением, об отбывании обязательных работ, о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления (ранее – только по заявлению взыскателя).

При этом по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника должна превышать 10 000 руб. (в противном случае розыск возможен только по заявлению взыскателя). Помимо этого, также по своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель теперь имеет право объявить розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование о передаче ребенка (ранее – только об отобрании ребенка) (ч. 4 ст. 65 закона об исполнительном производстве).

Ранее существовавшее правило об утверждении постановления о розыске старшим судебным приставом (его заместителем) дополнено требованием об утверждении этими лицами и постановления об отказе в объявлении розыска. По мнению Юрия Воробьева, данная мера создает дополнительные преграды для появления необоснованных «отказных» постановлений.

В законе об исполнительном производстве также теперь прописывается, что взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа (ч. 2 ст. 30 закона об исполнительном производстве).

Арест и самостоятельная реализация имущества должника

Арест имущества должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании денежных средств не допускается, если сумма взыскания по исполнительному производству не превышает 3000 руб. Исключение составляют арест денежных средств, арест заложенного имущества, подлежащего взысканию в пользу залогодержателя, и арест имущества по исполнительному документу, содержащему требование о наложении ареста (ч. 1.1 ст. 80 закона об исполнительном производстве).

«Данное нововведение представляет собой разумное ограничение для наложения ареста на имущество должника по незначительным требованиям. Нововведение не только ограничивает возможности для произвола со стороны судебных приставов, но и запрещает совершать действия, эффект от которых значительно меньше затрат на их осуществление», – комментирует изменения Юрий Воробьев.

Юрий Воробьев, руководитель практики разрешения споров
и медиации компании «Пепеляев Групп»:

«Часто встает вопрос о справедливости цены, полученной приставом-исполнителем при реализации имущества должника (нельзя ли было продать имущество по большей стоимости?). Сейчас эта проблема частично решена. Если должнику показалось, что судебные приставы недооценили его имущество, он будет вправе самостоятельно осуществить его реализацию».

Закон также предусматривает возможность самостоятельной реализации имущества должником. Речь идет об имуществе, рыночная стоимость которого не превышает 30 000 руб. Исключение составят: недвижимое имущество, ценные бумаги, имущественные права, заложенное имущество, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметы, имеющие историческую и художественную ценность (в этом случае проводятся открытые торги в форме аукциона).

Для этих целей закон об исполнительном производстве дополняется новой ст. 87.1. Должник вправе в срок, не превышающий 10 дней со дня его извещения об оценке имущества, произведенной судебным приставом-исполнителем или оценщиком, ходатайствовать о самостоятельной реализации указанного имущества (при отсутствии спора о стоимости имущества). При поступлении такого ходатайства судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отложении применения мер принудительного исполнения.

В случае, если должник ходатайство о самостоятельной реализации имущества не подал или не реализовал имущество в установленный срок, судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение об оставлении данного имущества за собой. Порядок оставления имущества за взыскателем регулируется новой ст. 87.2 закона об исполнительном производстве. Если взыскатель отказался, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о передаче такого имущества на принудительную реализацию, которая путем его продажи специализированными организациями.

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 12 марта 2014 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве»
  • Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»
  • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
  • Приказ ФССП России от 26 июля 2013 г. № 249 «Об утверждении Положения об организации розыска в рамках исполнительного производства»
  • Приказ Минюста России от 2 мая 2006 г. № 139 «Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях»
  • Приказ ФССП России от 6 декабря 2010 г. № 677 «О совершенствовании деятельности ФССП по производству предварительного расследования в форме дознания»
  • Приказ ФССП России от 11 июля 2012 г. № 318 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства»
  • Приказ Федеральной службы судебных приставов от 1 августа 2012 г. № 334 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»
  • Методические рекомендации по проведению проверок в порядке ст. 144-145 УПК РФ, а также организации взаимодействия дознавателей с судебными приставами-исполнителями и судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов при реализации функций дознания

Новость по теме:

В 2013 году прокурорами выявлено 150 тыс. нарушений в сфере исполнительного производства – ИА «ГАРАНТ», 25 февраля 2014 г.

Об исполнительном производстве 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *