Кадастровый учет земельных

Содержание

Государственный кадастровый учет земельных участков

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Земельное право » Землеустройство » Государственный кадастровый учет земельных участков

Процедура постановки на кадастровый учет земельных участков осуществляется управлением Росреестра.

В Земельном кодексе РФ нет четко прописанных установок по вопросам государственного кадастрового учета земли. Так, статья 70 ЗК РФ предписывает обращаться за разъяснениями к Федеральному закону РФ № 221. В нем наиболее полно законодатели прописали понятие, процедуру проведения и все остальные аспекты, связанные с кадастровым учетом.

Понятие кадастрового учета участков земли

Кадастровый учет земельных участков представляет собой совокупность действий уполномоченного лица, целью которых является внесение в государственный кадастр недвижимости (ГКН) всех полученных сведений об участке, в том числе кадастровый номер, площадь, фактический адрес местонахождения.

Условно можно подразделить все сведения на основные и дополнительные. К первым относятся:

  • принадлежность объекта (его вид);
  • кадастровый номер;
  • дата постановки на учет;
  • площадь;
  • описание, где расположены границы участка.

Все эти данные являются условным паспортом участка. Из дополнительных сведений при кадастровом учете указываются:

  • кадастровая стоимость участка;
  • дата проведения оценки;
  • категория земли (ее принадлежность);
  • фактический адрес местонахождения;
  • сведения о собственниках участка.

Как осуществляется процедура кадастрового учета участков

Процедура постановки на кадастровый учет земельных участков осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (управление Росреестра). Именно представители данной организации занимаются обработкой документов и выдачей соответствующих выписок.

Кадастровый учет участков земли осуществляется в следующем порядке:

  • Заявитель обращается для постановки участка земли на кадастровый учет, предоставляет все требуемые для этого документы. В случаях если заявитель предоставил не все документы, сотрудники Росреестра вправе запрашивать их самостоятельно, путем электронного межведомственного взаимодействия.
  • Росреестр обрабатывает заявку, составляет соответствующий заявке ответ.
  • Организация, в которую обращался заявитель, выдает ответ в установленный законом срок.

Согласно последним изменениям в Федеральном законе РФ № 221, сроки устанавливаются следующие:

  • На учет адреса заявителя (он же правообладатель земельного участка), учет изменений дается ровно три рабочих дня. При этом если заявитель обращается через МФЦ (многофункциональный центр или по новому бренду «Мои документы»), то срок начинает исчисляться с того момента, как все документы были переданы в Росреестр. Настоящим законодательством установлено, что передача документов не может занимать более одного рабочего дня.
  • На постановку на учет, внесение изменений, снятие с учета и учет части земельного участка дается ровно десять рабочих дней.
  • На внесение изменений и кадастровый учет, основанием для которых послужили документы, которые поступили в ведомство в порядке взаимодействия, а не по заявлению правообладателя, дается ровно тридцать рабочих дней.

Подать документы можно несколькими способами:

  • почтовым отправлением (заказным письмом, которое получает организация под роспись ответственного лица);
  • в многофункциональный центр (МФЦ);
  • непосредственно в Росреестре (кадастровая палата);
  • через портал Росреестра на официальном сайте;
  • через портал государственных услуг (gosuslugi.ru).

При обращении через Интернет требуется приложить сканированные образы документов, а также обязательно оплатить государственную пошлину. Сделать это можно прямо с сайта.

Если же реквизиты ранее выдавались в кадастровой палате, то обращаться следует именно туда. Точно такая же ситуация с многофункциональным центром.

Связано это с тем, что реквизиты для оплаты у учреждений отличаются: некоторый процент от уплаты государственной пошлины поступает в муниципальный бюджет района, в котором находится МФЦ. С кадастровой палатой такой коллизии нет, но придерживаться правил приходится, иначе организации будут перенаправлять с заявлением друг к другу.

Еще одной особенностью подачи заявления в электронном виде является обязательно удостоверение этого заявления электронной подписью. Если же в роли заявителя выступает его представитель, то именно он и будет удостоверять заявление. При этом обязательно требуется приложить и документы, подтверждающие действия представителя.

Документы, которые необходимы для постановки участков на кадастровый учет

Помимо заявления требуется предоставить следующие документы:

  • План межевания. Требуется в том случае, если происходит постановка на кадастровый учет, изменение каких-либо данных в характеристике участка, учет части этого участка.
  • Документ, подтверждающий разрешение земельного спора, если таковой имел место быть. В том случае, если согласование границ участка были поставлены под сомнение. В остальных случаях копия документа не требуется.
  • Документ, подтверждающий право на собственность заявителя на участок.
  • Документ, удостоверяющий личность или заявителя, или его представителя. В последнем случае требуется еще и документ, который подтверждает полномочия этого представителя.
  • Схема, на которой указано размещение участка, если он предоставляется заявителю на правах безвозмездного пользования муниципалитетом или государством.

Большую часть документов, которая представителям кадастровой палаты требуется для вынесения решения, запрашивается ими самостоятельно путем взаимодействия с другими ведомствами.

Подаются документы только в том регионе и области, в которой находится участок, подлежащий кадастровому учету.

Если же он находится на территории сразу двух таких областей, то подать заявление и документы можно в любой из них.

Учет отдельных видов объектов кадастра

Особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости четко прописаны в статье 25 Федерального закона РФ № 221. В частности, к таким особенностям относятся:

  • У внесенных данных есть определенный «срок годности». Так, законодательством предусмотрен срок в 5 лет для объекта недвижимости (а точнее его части, а не полностью всего недвижимого имущества) на земельном участке. В течение этого срока правопользователь обязан подать заявление на государственную регистрацию, в противном случае данные будут уничтожены. В течение одного года заявитель должен быть проинформирован об аннулировании сведений под роспись об ознакомлении.
  • С кадастрового учета снимается тот участок, который относится к категории объекта недвижимости, подлежащего преобразованию. В этом случае на него начинает распространяться статья 24 Федерального закона РФ №221.
  • С кадастрового учета снимается участок, если на нем находятся здания или хозяйственные сооружения, которые также подлежат снятию с учета в связи с их разрушением.
  • Учету подлежат участки, части которых используются на особых условиях на основании соответствующих документов.
  • При постановке на кадастровый учет многоквартирного дома учету подлежат все находящиеся в нем помещения, в том числе общие.

Искусственно созданный участок

Искусственно созданным земельным участком считается земельный участок, созданный на водном объекте при помощи намыва грунта или его отсыпки, а также другими способами. После того как такой объект сдается в эксплуатацию, он приобретает статус земельного участка.

Особенности кадастрового учета искусственного земельного участка включают в себя несколько пунктов.

Во-первых, внесенные данные не носят временный характер, как прописано в статье 25 Федерального закона РФ № 221. Во-вторых, требовать другие документы, кроме обязательного списка документов, сотрудники кадастровой палаты не вправе.

В-третьих, кадастровая палата должна предоставить выписку об учете в орган, который выдал разрешение на образование искусственного участка земли. И дается на это ровно 5 рабочих дней.

Из обязательных документов для постановки на учет искусственного участка требуются:

  • план межевания;
  • план-схема размещения территорий в пределах границ искусственного земельного участка;
  • разрешение на ввод в эксплуатацию;
  • разрешение на создание участка;
  • документы, подтверждающие право на обращение представителя, если он представляет интересы заявителя.

Случаи приостановления кадастрового учета участков земли

Существуют определенные ситуации, когда кадастровый учет приостанавливается. Основаниями для этого служат:

  • разногласия в документах, которые предоставляет заявитель, и теми, которые имеются у кадастрового органа;
  • граница одного участка, который подлежит учету, пересекает границу другого участка, который уже состоит на учете;
  • предоставлены не все документы для постановки участка на кадастровый учет.

Наиболее полно основания для приостановления кадастрового учета прописаны в статье 26 Федерального закона РФ №221. После принятия решения о приостановлении у сотрудников кадастровой палаты есть ровно один рабочий день, чтобы уведомить собственника об этом.

Отказ в осуществлении кадастрового учета участка и его правомерность

Отказ в постановке участка на кадастровый учет возможен только при следующих условиях:

  • имущество не входит в перечень кадастрового учета.
  • ставящийся на учет объект образован из другого участка, сведения о котором внесены лишь временно.
  • заявитель не имеет права обращаться с заявлением о кадастровом учете (не является правособственником или его представителем).
  • истекли сроки действия некоторых документов.
  • органы государственной или муниципальной власти не подтвердили существования достаточных и вообще каких-либо оснований для кадастрового учета конкретного участка.

Решение об отказе может быть обжаловано заявителем в судебные органы. При этом шансы на успешное разрешение дела возможны только в том случае, если права заявителя действительно были нарушены.

С необходимостью поставить территорию на кадастровый учет сталкивался каждый владелец земельного участка. Регистрация недвижимости в ЕГРН является подтверждением того, что она имеет собственника. Собранные данные размещаются в сети, поэтому ими можно воспользоваться для поиска свободного надела.

Кадастр ЗУ в РФ: что это такое?

В нашей стране учет земель начался во времена становления Киевской Руси. В настоящее время ведение Государственного кадастрового учета земельных участков регулируется следующими законами:

  • №221-ФЗ «О кадастровой деятельности»;
  • №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Ведением кадастрового учета занимается Федеральная кадастровая палата Росреестра. Данные хранятся как в бумажном, так и в электронном виде.

Основные понятия кадастра

Кадастровый учет наделов земли — это совокупность действий, осуществляемых уполномоченным лицом и направленных на внесение в государственный кадастр недвижимости (ГКН) всех имеющихся данных об участке.

В первую очередь в документацию заносятся основные сведения:

  • вид объекта;
  • дата, когда территория была поставлена на учет;
  • кадастровый номер;
  • площадь;
  • информация о расположении границ надела.

При кадастровом учете также указываются и дополнительные сведения:

  • кадастровая стоимость земли;
  • дата, когда была произведена оценка территории;
  • категория, к которой относится надел;
  • адрес;
  • данные владельцев.

Что собой представляет электронный реестр?

Электронный кадастр — это онлайн ресурс, позволяющий:

  • просмотреть кадастровую карту;
  • получить консультацию;
  • собрать информацию об определенном объекте недвижимости и т. д.

Чаще всего у граждан возникает необходимость получить сведения об интересующем их земельном наделе. Основная информация находится в открытом доступе. Для облегчения ее поиска были созданы публичные кадастровые карты (ПКК), на которых отображены все объекты, занесенные в ЕГРН, а также их характеристики.

Использование ПКК имеет ряд преимуществ:

  • можно самостоятельно изучить рельеф местности;
  • узнать адрес нужной территории;
  • получить данные о соседних наделах, которые уже заняты;
  • выбрать землю в любом регионе страны с учетом располагающейся поблизости инфраструктуры, не совершая при этом длительных поездок.

Как найти свободный надел на публичной карте?

Чтобы найти на ПКК незанятый надел, требуется совершить такие действия:

  1. Выбрать нужный регион. Масштаб изменяется знаками «+» и «-» или колесиком мыши.
  2. В левом меню кликнуть по кнопке «Управление картой».
  3. Перейти во вкладку «Тематические карты».
  4. Поставить галочку напротив надписи «Форма собственности ЗУ».
  5. Занятые территории станут розовыми, а свободные — белыми.

Чтобы узнать больше об определенном участке, достаточно кликнуть по нему. Если в поле «Форма собственности» ничего не указано, скорее всего, земля свободна. Чтобы подтвердить информацию, можно подать запрос в ЕГРН.

Объекты и субъекты

Объектами государственного кадастрового учета ЗУ являются территории, принадлежащие как физическим, так и юридическим лицам. Если надел не зарегистрирован в ЕГРН, с ним нельзя осуществить ни одну сделку.

В качестве субъектов кадастрового учета могут выступать:

  • государственный орган, осуществляющий процедуру учета;
  • правообладатель или его законный представитель;
  • кадастровый инженер.

При выделении нового ЗУ его следует сразу поставить на кадастровый учет. Наличие данных о наделе в ЕГРН является единственным доказательством его существования.

Как узнать, зарегистрирован ли ЗУ в ЕГРН?

Кадастровый номер земли можно посмотреть в кадастровом паспорте (выдавались до 2017 г.) или в свидетельстве о регистрации прав собственности. Кроме того, можно заказать выписку из ЕГРН или воспользоваться публичной кадастровой картой, размещенной на сайте Росреестра. Если участок есть на карте, значит он стоит на кадастровом учете. Можно кликнуть по нему и просмотреть данные, занесенные в реестр.

Задачи

Ведение кадастра земель осуществляется в целях:

  1. Надзора за охраной и эксплуатацией территорий.
  2. Признания факта существования наделов, их объединения или разделения.
  3. Зонирования земель.
  4. Оценки плодородности почв.
  5. Учета связанных с земельными участками объектов недвижимости.
  6. Осуществления кадастровых съемок.
  7. Оценки территорий для установления разумной оплаты за их использование.
  8. Защиты прав собственников земель.
  9. Получения информации о гражданском обороте наделов.
  10. Регистрации прав на земли и узаконивание сделок с ними.

Основная задача кадастрового учета — обеспечение всех заинтересованных лиц достоверной информацией о местоположении земель и их основных характеристиках.

Порядок ведения

Как указано в ст. 29 от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», кадастровый учет наделов земли включает:

  1. Прием заявления вместе с прилагаемыми к нему документами.
  2. Возврат заявления и документов без их рассмотрения в случае наличия оснований, указанных в ст. 25 № 218-ФЗ, например, если в документах имеются исправления или в системе отсутствует информация об оплате государственной пошлины.
  3. Правовую экспертизу документации.
  4. Внесение всех необходимых сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
  5. Выдачу документов.

Возврат бумаг без рассмотрения осуществляется в течение пяти рабочих дней с момента их получения специалистом органа регистрации тем же способом, каким они были предоставлены. При этом в обязательном порядке указываются причины возврата.

Как зарегистрировать землю?

Обратиться в государственные органы для постановки надела на кадастровый учет вправе следующие лица:

  • собственник или его наследник;
  • законный представитель владельца ЗУ;
  • лицо, обладающее правом бессрочного пользования ЗУ;
  • лицо, владеющее ЗУ на правах пожизненного наследуемого владения.

Заявление можно подавать только после того, как участок прошел межевание. При обращении в МФЦ или Росреестр потребуется предъявить паспорт и бумагу, подтверждающую право на территорию. Постановка ЗУ на кадастровый учет осуществляется в течение 21 рабочего дня. После этого можно забрать готовую документацию.

Как снять и поставить временно?

Если надел переходит от одного собственника к другому, при кадастровом учете ему присваивается статус временного, пока территория не будет приватизирована новым владельцем. Для постановки надела на временный учет следует подать заявление в Кадастровую палату вместе с пакетом документов.

Если участок образован из принадлежащих государству земель, у гражданина, который поставит надел на временный учет в ЕГРН, есть не более 2 лет на то, чтобы оформить право собственности или аренды. После этого территория безвозвратно перейдет государству.

Снять землю с временного кадастрового учета можно только при получении прав на нее. В этом случае статус меняется на «учетный».

Снятие

Согласно №218-ФЗ, надел земли может быт снят с учета на следующих основаниях:

  • территория состоит из земель государственного и муниципального значения и на нее не были зарегистрированы права или обременения;
  • изменяется площадь надела;
  • земля была поставлена на учет более 2 лет назад, и за это время никто не зарегистрировал право собственности или пользования на нее;
  • участок больше года назад был поставлен на временный учет, но права на него не были узаконены.

Кроме того, процедура может быть проведена по решению суда. Чаще всего это связано с тем, что собственник не использует надел и не хочет продолжать платить за него налоги.

Особенности внесение изменений в ГКН

Необходимость внесения изменений в государственный реестр недвижимости может возникнуть в следующих случаях:

  • прекращение существования надела, в том числе при его разделении;
  • изменение важных характеристик территории;
  • переход прав на землю новому собственнику, а также возникновение временных прав у третьих лиц, например, при заключении договора аренды на длительный срок;
  • появление на участке новых объектов недвижимости, подлежащих учету;
  • необходимость исправить раннее допущенные ошибки.

Переход прав, их прекращение или возникновение обычно не влечет изменений в технических характеристиках объекта.

В этом случае в ЕГРН будут занесены обновленные данные:

  • о новых правообладателях;
  • об основаниях, на которых был осуществлен переход прав;
  • о форме владения.

Чтобы внести изменения, всем лицам, принимавшим участие в сделке, потребуется предоставить правоустанавливающую документацию, договор и квитанцию, подтверждающую уплату государственной пошлины. Заявку можно передать через портал Госуслуг, филиал Росреестра или МФЦ.

Если характеристики участка изменились, потребуется составить межевой или технический план, в котором будут отражены новые параметры. Для этого требуется пригласить кадастрового инженера из базы Росреестра и заключить с ним договор подряда.

Специалисту потребуется предоставить доступ к территории и показать документацию, на основании которой параметры надела изменились. Когда план будет готов, инженер отправит его в Росреестр. Если владелец участка хочет получить бумажный вариант документа, ему следует упомянуть об этом в тексте договора подряда.

Для внесения изменений в ЕГРН правообладатель территории должен подать в государственные органы соответствующее заявление. Заявку можно передать через портал Госуслуг, филиал Росреестра или МФЦ.

Дополнительно надо предоставить бумаги, подтверждающие право собственности, а также документы, подтверждающие, что данные были изменены на законных основаниях, например, решение суда, акт приемочной комиссии.

Государственный земельный кадастр — это свод данных о правовом статусе, точном адресе и положении все учтенных территорий России. Часть информации доступна для всех заинтересованных лиц. Поставить надел на учет обязан каждый собственник. Если сроки будут упущены, доказать свои права на территорию станет невозможно.

Государственный кадастровый учет земельных участков

Государственный кадастровый учет земельных участков – это систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, их кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними других объектов недвижимого имущества. В кадастровый учет земельных участков включается информация о субъектах прав на земельные участки.

Цели кадастрового учета земельных участков

Из приведенного определения следует, что государственный кадастр представляет собой элемент организационно-правового механизма, государственного управления использованием и охраной земель. В актах земельного законодательства проводится основополагающий принцип ЗК, рассматривающий земельный участок в качестве главного ресурса окружающей среды, а также как предмет гражданского, имущественного оборота с находящейся на участке недвижимостью.

Ведение кадастрового учета земельных участков и других видов кадастра тесно связано с мониторингом земель, иных природных ресурсов и землеустройством.

Многие нормативные правовые акты одновременно регулируют земельные отношения, связанные с государственным мониторингом земель, землеустройством и кадастровым учетом земельных участков, что еще раз подчеркивает их взаимосвязь как между собой, так и с иными звеньями организационно-правового механизма использования и охраны земель.

Порядок, цели и принципы ведения кадастрового учета земельных участков устанавливаются в Законе о государственном кадастре недвижимости, в соответствии с которым кадастровый учет земельных участков создается и ведется в целях информационного обеспечения: государственного и муниципального управления земельными ресурсами; государственного контроля за использованием и охраной земель; мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель; государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; землеустройства; экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов; установления обоснованной платы за землю; иной деятельности, связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками.

Принципы кадастрового учета земельных участков

Указанная деятельность ведется в соответствии со следующими принципами:

  • – единство системы и технологии его ведения на всей территории РФ;
  • – непрерывность внесения в него изменяющихся характеристик земельных участков;
  • – сопоставимость и совместимость сведений кадастрового учета земельных участков со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах;
  • – учет земельных участков независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.

В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

  • – вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);
  • – кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
  • – описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;
  • – описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
  • – площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

В государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости:

  • – ранее присвоенный государственный учетный номер;
  • – кадастровый номер объекта недвижимости, образуемого из данного объекта недвижимости;
  • – кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;
  • – кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, если объектом недвижимости является земельный участок;
  • – адрес объекта недвижимости или, при отсутствии такого адреса, описание местоположения объекта недвижимости (субъект РФ, муниципальное образование, населенный пункт и т.п.);
  • – сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок;
  • – категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок;
  • – разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок и др.

Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (в настоящее время это Росреестр).

Государственный кадастровый учет земельных участков — это внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), которые свидетельствуют о существовании объекта и его индивидуальных характеристиках. КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ

Для чего предназначен кадастровый учет участков

Возможность использования земельных участков в правовой жизни субъектов права соотносится с индивидуальными признаками таких объектов. Они должны иметь кадастровый номер, площадь, границы и другие уникальные сведения.

Наличие в ЕГРН сведений об объекте недвижимости делает возможным совершать с ним сделки купли-продажи, аренды, дарения и другие.

Проведение кадастрового учета осуществляется при его:

  • образовании;
  • выделении части;
  • изменении индивидуально-определенных характеристик, например, границ или площади.

Правовое регулирование рассматриваемой процедуры осуществляется Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Процедура по внесению сведений в ЕГРН необходима и в случае, если нужна кадастровая оценка земельных участков: оценщик на основании осмотра и исходя из данных реестра устанавливает стоимость земельного участка.

Как осуществляется учет

Для постановки земельного участка на кадастровый учет требуется правовое основание. На законодательном уровне установлены действия, которые выступают началом правоотношений для кадастрового учета, к ним относятся следующие:

  1. Сделки по отчуждению имущества.
  2. Наследование.
  3. Акты суда.
  4. Постановления судебных приставов.
  5. Документы государственных органов, подтверждающие переход права собственности.
  6. Межевой план.

Чтобы осуществить такую процедуру, как постановка на кадастровый учет земельного участка, необходимо обратиться с заявлением в Росреестр через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Заявление заполняется оператором МФЦ. Ниже вы можете ознакомиться с формой заявления.

Среди документов, которые надо предоставить вместе с заявлением в Росреестр, выделяют следующие:

  • паспорт гражданина;
  • доверенность (если обращается представитель);
  • документы, на основании которых осуществляется постановка на учет.

Если обращается юридическое лицо, необходимо предоставить дополнительно уставные документы: копию ИНН, копию ОГРН, копию устава, копию приказа о назначении руководителя. Документы предоставляют как в письменном, так и в электронном видах.

Срок оказания услуги составляет семь рабочих дней с момента принятия регистрирующим органом документов. Этот срок увеличивается на два рабочих дня, если обращение происходит через МФЦ.

Конечным результатом государственной услуги является внесение изменений в ЕГРН. При оформлении заявления указывается о необходимости получения выписки из ЕГРН или завершении всех процедур без ее выдачи, такая отметка ставится в двенадцатой графе заявления.

Дачная амнистия продлена: что успеть до 2021 года

Под понятием дачной амнистии подразумевается упрощенный порядок совершения процедур, необходимых для кадастрового учета и регистрации права на земельные участки, жилые дома или хозяйственные строения.

Дачная амнистия входит в понятие кадастровый учет земельных участков; 2019 год принес изменения в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.08.2019 № 267-ФЗ. В cоответствии с ним, период действия упрощенного порядка продлен до 01.03.2021. Такой ограничительный срок затрагивает только объекты индивидуального жилищного строительства, поэтому для земельных участков временные ограничения отсутствуют.

Порядок действий при регистрации посредством дачной амнистии выглядит следующим образом:

  1. Обратиться в МФЦ с заявлением о госрегистрации права на объект. Заявление оформляется сотрудником многофункционального центра.
  2. Предоставить документы, которые могли бы подтвердить ваши права: акт госоргана или выписка из похозяйственной книги.
  3. Регистрация права и получение выписки из ЕГРН, подтверждающей факт регистрационных действий.

Вышеуказанный порядок применяется к земельным участкам, права на которые возникли до 25.10.2001. Регистрация происходит независимо от вида права, на основании которого был приобретен объект недвижимости (собственность, наследство, постоянное пользование).

Как дистанционно поставить на учет объект недвижимости

Официальный сайт Росреестра предоставляет возможность удаленного обращения с целью кадастрового учета объектов недвижимости, в т. ч. и земельных участков. Для прохождения всей процедуры вы должны провести кадастровые работы по межеванию земельного участка и по их окончанию получить межевой план. Он выполняется в цифровом формате XML с электронной подписью специалиста, осуществившего работы.

Для дистанционной постановки на кадастровый учет необходимо придерживаться следующих действий.

1. На главной странице портала в разделе «Электронные услуги и сервисы» выберите раздел «Государственный кадастровый учет».

2. В открывшемся окне «Подать заявление о ГКУ» ознакомьтесь с предъявляемыми требованиями к предоставляемым документам. Укажите вид объекта недвижимости (1), место его расположения (2), форму получения документа (3), форму предоставления отказа (4). После этого введите защитный код (5) и нажмите «Перейти к сведениям о заявителе» (6).

3. В появившейся форме заполните графы, указав вид заявителя (1), идентифицирующие и паспортные данные (2), контактные данные (3), согласие на обработку данных (4), подтверждение сведений (5) и нажмите «Перейти к прилагаемым документам» (6).

4. В окне «Подать заявление о ГКУ» укажите данные о направляемом документе (1), прикрепите межевой план в электронном файле XML-формата, заархивированном в zip (2), нажмите «Сохранить» (3).

5. Приложите остальные документы вышеуказанным способом, после чего подтвердите отправление документов в Росреестр на рассмотрение.

Общие положения о том, как поставить участок на кадастровый учет, указаны на портале «Госуслуги». Такая информация находится в соответствующем разделе.

Почему могут приостановить или отказать в процедуре учета земельного участка

При обращении за оказанием услуги по кадастровому учету можно столкнуться с решениями регистрирующего органа о приостановке или отказе.

Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым возможна приостановка по оказанию госуслуги. Среди них выделяют наиболее распространенные:

  • обращение лица, не имеющего полномочий на совершение учета;
  • отсутствие полного комплекта документов;
  • предоставленные на регистрацию материалы имеют недостоверные или спорные данные;
  • заявитель не обладает правами на объект недвижимости.

В случае выявления регистрирующим органом одного из оснований приостановки выносится соответствующее решение и доводится до заявителя. Максимальный срок на устранение недостатков составляет три месяца.

Причиной для отказа может послужить только неисполнение требований, которое явилось основанием для приостановления кадастрового учета. Такое исключительное положение закреплено в ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Что такое наложение земельных участков и как это исправить

Несмотря на современные технические устройства для измерения, используемые в кадастровом учете, на практике возникают ситуации, при которых происходит наложение земельных участков или внесение неточных данных в ЕГРН. Наложение объектов представляет собой несовпадение и пересечение границ регистрируемых объектов.

Если границы вашего участка являются неверными и в результате этого он наложился на другой, обратитесь к кадастровому инженеру и выполните работы по уточнению границ. Он составит межевой план, в котором укажет, что он подготовлен в связи с исправлением ошибки. После этого следует обратиться в Росреестр с заявлением о кадастровом учете в связи с изменением описания границ объекта. К заявлению прикладывается межевой план, составленный с изменениями. Ошибка будет исправлена путем уточнения границ объекта недвижимости. По результатам рассмотрения заявления Росреестр вынесет решение о внесении изменений.

В случае если неверными являются границы соседнего участка и его владелец не согласен на добровольное изменение контура, спор придется решать в судебном порядке. Решение суда является основанием, по которому исправится кадастровая ошибка; наложение земельных участков судебная практика не ставит в основание установления фактов нарушения прав истца. Такая позиция установлена Определением Верховного Суда РФ от 16.12.2014 № 18-КГ14-159 — один лишь факт наложения границ земельного участка ответчика на границы земельного участка истца не доказывает нарушение прав последнего.

С какими ошибками можно столкнуться при внесении сведений в ЕГРН

Ошибки учета бывают реестровые и технические:

  1. Технические достаточно легки в устранении, т. к. представляют собой арифметические или грамматические опечатки. Например, сведения о координатах в ЕГРН могут содержать неверное числовое значение. Для устранения такой проблемы необходимо обратиться в МФЦ с заявлением на изменение, предоставив документы, содержащие верные данные. Срок на исправление Росреестром технической ошибки составляет 3 рабочих дня.
  2. Реестровые ошибки, в отличие от технических, носят более сложный характер. Они связаны с неверным проведением работ по установлению границ. Исправить такую ошибку можно решением суда или путем издания государственным органом соответствующего акта. С момента, когда вы предоставите документы для исправления, государственный орган обязан будет внести изменения в течение 5 рабочих дней

Скачать форму заявления о государственном кадастсровом учете

На страницах земельного кодекса Российской Федерации, в частности в статье 70, а также в законе «О землеустройстве», говорится об обязательном учете земельных участков, как объектов недвижимости, в том числе это относится к лесным и садовым наделам.

Кадастровый учет объектов недвижимости – это корректное внесение сведений и регистрация их параметров в государственном реестре.

Он проводится:

  • при образовании новых участков;
  • разделе;
  • объединении;
  • перераспределении;
  • прекращении существования.

Цели проведения

Перед оформлением сделок с недвижимостью объекты нуждаются в определении их точного правового статуса. Без проведения учетных мероприятий возрастает вероятность возникновения различных споров между соседями по поводу имеющихся прав на данный земельный надел.

Конечная цель кадастрового учета объекта недвижимости – определение и доказательство его правового статуса:

  1. Документальное подтверждение законных прав владельца на земельный участок.
  2. Расчет размеров уплаты государственных налогов.
  3. Установление точных границ.

Благодаря своевременному учету, собственник имеет возможность:

  1. Распоряжаться имуществом по своему желанию – обменять, продать, подарить, сдать в аренду и пр.
  2. Зафиксировать прохождение границ собственного надела, во избежание земельных споров с владельцами соседних участков.

Порядок государственной регистрации в кадастре

Учитывая высокую трудоемкость и стоимость проводимых мероприятий, к оформлению кадастровой регистрации прибегают довольно редко, при определенных ситуациях:

  • образование нового участка при слиянии или разделении соседних территорий;
  • выделение земли в частную собственность из распоряжения местной власти;
  • смена категории (к примеру, с/х территория переходит в категорию жилищной застройки);
  • приватизация;
  • смена собственника;
  • изменение кадастровой стоимости;
  • первоначальная регистрация.

Данная тема более подробно освещена в отдельной статье.

Куда обращаться

В соответствии с правовыми нормативами, гражданин имеет возможность обратиться в одно из двух ведомств:

  1. Службу государственной регистрации.
  2. Центр МФЦ по месту жительства.

При посещении данных учреждений потребуется предъявить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.

Документы

Для постановки земельного участка на кадастровый учет владельцу необходимо иметь следующие копии и оригиналы.

  1. Документ, свидетельствующий о праве владения.
  2. Договор основания, полученный в результате купли-продажи, при вступлении в наследство, дарении и пр.
  3. Геодезический и межевой планы.
  4. Банковский чек уплаты государственной пошлины.

Если оформлением занимается доверенное лицо, в пакет документов необходимо включить доверенность, составленную от имени собственника недвижимости.

Сроки

При сдаче пакета документов заявитель получает расписку, в которой зафиксирована дата получения.

Отсутствие ошибок в передаваемых источниках является гарантией внесения в реестр конкретного земельного участка в течение 30-ти рабочих дней. По истечению данного срока, гражданин получает кадастровый паспорт.

Снятие с учета

Удаление зафиксированных сведений о конкретном участке земли из соответствующей документации определяется, как снятие с кадастрового учета. Читайте подробно в отдельной статье.

При постановке на учет в кадастре данному наделу присвоен уникальный номер.

В базе данных имелись такие сведения, как:

  • занимаемая площадь,
  • расположение границ,
  • точный адрес,
  • принадлежность к определенной категории,
  • виду разрешенного использования и пр.

Владелец должен сознавать, что после снятия объекта с учета, впоследствии не получится оформить никакую сделку.

С целью восстановления утраченной информации, собственнику придется повторно договариваться с кадастровым инженером о проведении следующих мероприятий:

  1. Замер площади участка.
  2. Уточнение границ.
  3. Подача документов в Росреестр.

Согласно Российскому законодательству, из базы данных Росреестра невозможно удалить имеющиеся сведения без веских причин. Требование о снятии с кадастрового учета должно быть целесообразным, обоснованным, соответствовать нормам закона.

Существует перечень оснований для снятия объекта недвижимости с учета, в него включены крайние обстоятельства, при которых невозможно дальнейшее использование данного земельного надела:

  1. Участок прекратил существование в виде единого целого объекта. В совокупности с несколькими землями, данная территория входит в состав одного участка.
  2. Участок разделен на несколько площадей между наследниками.
  3. Разрушение, уничтожение участка вследствие: крупной аварии, экологической катастрофы и пр.
  4. Сведения, внесенные ранее, носили временный характер, не было оформлено подтверждение права собственности.
  5. Решение суда.

При разделении или объединении земель, участки, образовавшиеся вновь, придется ставить на учет с присвоением новых кадастровых номеров. Одновременно проводится межевание с уточнением новых границ.

Для начала собственник посещает местное отделение Росреестра, где зарегистрирован объект недвижимости.

Также, можно обратиться в многофункциональный центр, и составляет заявление с просьбой о снятии участка с учета.

Для граждан, которые не имеют возможности приходить в учреждение в рабочее время, лучше всего подходят центры МФЦ.

Местные отделения госреестра не наделены полномочиями по снятию с учета территорий.

Кроме заявления, необходимо иметь при себе следующие бумаги в виде оригиналов и их копий:

  • паспорт собственника участка;
  • свидетельство о праве заявителя на рассматриваемый земельный надел или его часть, справка из ЕГРН (единого госреестра плательщиков налогов);
  • документы о праве собственности;
  • квитанция на оплату госпошлины;
  • акт, составленный при обследовании объекта недвижимости (необходим при техногенной либо природной катастрофе).

При принятии копий, оригиналов документов специалист извещает заявителя о сроках проведения данной процедуры. На рассмотрение заявления и изучение поданных документов отводится не более 14 рабочих дней. За это время вся информация, касающаяся конкретного земельного участка, удаляются из базы Росреестра.

Если в ходе рассмотрения дела потребуется провести дополнительное обследование недвижимого объекта, к установленному сроку прибавляется время.

Дополнительные дни даются на выполнение необходимых мероприятий и составление соответствующего акта с участием инженера, владеющего аккредитацией.

Также, снятие с кадастрового учета может проводиться на основании судебного решения.

В этом случае, сроки выполнения отодвигаются на несколько месяцев (не менее двух месяцев).

При подаче заявления не потребуются никакие документы, кроме решения суда.

Стоимость объекта

Земельные наделы, как и любые объекты недвижимости, обладают определенной ценой.

На стоимость конкретного надела земли влияют различные факторы:

  1. Площадь территории.
  2. Категория земли, к которой отнесен участок.
  3. Вид целевого назначения.
  4. Тип почвы.
  5. Степень удаленности от ближайших населенных пунктов.
  6. Экологическое состояние грунта.

Считается, что кадастровая стоимость максимально приближена к рыночной. Об этом более подробно написано в отдельной статье.

На колебания стоимости земли большое влияние имеют:

  • изменения баланса спроса/предложения;
  • время года, сезонность;
  • общее состояние экономического фона.

Показатель кадастровой стоимости устанавливается единожды в момент присвоения объекту недвижимости уникального номера.

Для установления настоящей стоимости надела, собственник заказывает услуги профессиональных рыночных оценщиков, которые оформляют необходимые документы.

Кадастровая стоимость используется при:

  • расчете государственного налога на недвижимость;
  • начислении пошлины в момент получения свидетельства на право наследования;
  • приватизации земли;
  • оформлении права собственности;
  • расчете арендной платы при возмездном пользовании.

Причины приостановления осуществления постановки или отказа

При обнаружении ошибок в поданных документах появляются определенные сложности. Сотрудники официального органа могут принять решение о приостановлении осуществления оформления кадастрового учета земельного участка.

При этом владельцу объекта недвижимости сообщаются причины отказа, а также даются разъяснения, рекомендации по исправлению ошибок, устранению возникших препятствий.

Перечень возможных причин, вызывающих проблемы с постановкой на учет:

  • неполный комплект документов;
  • некорректные данные в действующем реестре;
  • наложение границ на соседний участок;
  • одна линия границы проходит по муниципальной территории;
  • наличие судебного запрета на внесение данного участка в реестр;
  • в состав недвижимого объекта входят территории, обладающие различными статусами, запрещенными к объединению;
  • отсутствие полномочий у лица, передающего документы в Росреестр.

Особенности учета

Лесных участков

Лесные участки относятся к недвижимому имуществу государственного значения. Согласно положений Лесного Кодекса РФ, создан лесной реестр, в который занесены сведения о лесных угодьях страны.

Лесные участки сдаются в аренду, здесь производится:

  1. Заготовка древесины.
  2. Выращивание и сбор ягод, грибов, лекарственных трав.
  3. Ведутся сельскохозяйственные работы.
  4. Строятся водохранилища.
  5. Ведется добыча полезных ископаемых.
  6. Возводятся линии ЛЭП, трубопроводы, автомобильные магистрали и пр.

Проведение кадастрового учета лесного участка необходимо при предоставлении частному или юридическому лицу земли в следующих целях:

  • сдача в аренду;
  • для срочного безвозмездного или постоянного пользования;
  • для торговли лесными насаждениями.

Без соответствующего учета лесного участка арендатор не имеет права осуществлять сделки по заключению различных договоров по аренде, субаренде и пр.

Садовых

Чтобы садовый или дачный участок поставить на кадастровый учет, рекомендуется подать соответствующее заявление в Роснедвижимость. На основании поданного заявления на участок прибудет квалифицированный специалист – кадастровый инженер.

В его обязанности входит:

  1. Проведение технических мероприятий на участке (составление межевого и технического планов, заполнение актов обследования).
  2. Выдача документов для последующего оформления кадастрового паспорта.

В перечень документов, полученных от инженера, входят:

  • выписка из акта обследования;
  • копия кадастрового плана.

Если собственник не обладает правоустанавливающими документами (о купле-продаже, дарении, наследовании и пр.), рекомендуется получить справку о получении участка в правлении садоводческого товарищества.

Справка выписывается на бланке установленного образца, который выдается в регистрационном центре. Строения, расположенные на данном садовом участке, вносятся в декларацию.

Ранее учтенных

На земли, учтенные в современном кадастровом реестре, у владельцев имеется документ, свидетельствующий об имеющемся праве собственности.

В современных законодательных актах появилось новое понятие – ранее учтенные земельные участки.

Ранее учтенные участки были занесены в реестр до 2008 года, по ним не выполнялся кадастровый учет.

На таких территориях не проводилось межевание.

В базе данных они отображены без указания габаритов и линий разграничения. Чтобы уточнить границы и площадь такого земельного надела, нужно проводить дополнительные оценочные мероприятия.

Чтобы закрепить право владения ранее учтенного участка, рекомендуется подать заявку на проведение его кадастрового учета. Это также упростит расчет величины государственного налога на недвижимость.

После получения кадастрового паспорта хозяин участка получает документ о государственной регистрации на право собственности.

При изменениях параметров

При изменениях параметров меняются технические характеристики и прочие сведения о земельном участке. Порядок проведения учета изменений земельного участка проводится на основании следующих документов:

  1. Заявление владельца участка.
  2. Описание прохождения границ, размеров площади.
  3. Почтовый или электронный адрес владельца участка.
  4. Описание категории земель, разрешенного использования.
  5. Кадастровая стоимость.
  6. Документ, в котором описаны данные об имеющихся изменениях.

Сведения, полученные в местной палате в виде выписки, необходимо проверить и удостовериться в их несоответствии действительности. Для внесения изменений базу данных необходимо предоставить фактические сведения об измененном участке в виде документа определенного вида.

Чаще всего это:

  • межевой план с новыми сведениями об измененном земельном участке;
  • технический план с информацией о новых зданиях, помещениях, этажности, материале несущих стен и пр.;
  • решение уполномоченных органов о переводе земель в другую категорию, о новом виде пользования;
  • изменение адреса по решению муниципальных органов и пр.

Документы данной категории подаются в виде копий с приложением подлинников. При подаче заявления на изменение сведений госпошлина не взимается. Заявителю выдается расписка о получении документов с указанием даты проведения изменений.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказывается об особенностях постановки земельного участка на кадастровый учет.

Законом предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право обращаться с заявлением о проведении кадастрового учета как в учреждения Росреестра, так и в межрегиональные центры, наделенные необходимыми полномочиями.

Гражданин, получивший на руки кадастровый паспорт земли, должен заняться оформлением свидетельства о регистрации права владения наделом.

Объект недвижимости, внесенный в государственный реестр, имеет границы, признанные официально. Благодаря своевременной постановке участка земли на учет, у собственника появляется возможность беспрепятственно осуществлять различные сделки с недвижимым имуществом.

Статья 70 ЗК РФ. Государственный кадастровый учет земельных участков

Новая редакция Ст. 70 ЗК РФ

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Комментарий к Статье 70 ЗК РФ

Комментируемая статья имеет бланкетный характер и изящно отсылает нас к Федеральному закону «О государственном кадастре недвижимости». Однако применительно к земельному участку как объекту недвижимости следует учитывать нормы и Федерального закона «О землеустройстве». Земельный участок как объект недвижимости имеет свои особенности, и при организации государственного учета они должны учитываться. Однако общий процедурный порядок установлен Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В целях комментируемой статьи под кадастровым учетом земельных участков следует понимать постановку на учет земельных участков в связи с образованием земельных участков, в т.ч. путем раздела, выдела, объединения и перераспределения земельных участков, а также прекращением его существования.

Процедура кадастрового учета земельных участков (общий порядок).

1. Постановка на учет и снятие с учета земельных участков осуществляются на основании заявления о кадастровом учете. Форма заявления установлена Приказом Минэкономразвития РФ от 30 сентября 2011 г. N 529 «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества».

2. Постановка на учет земельных участков, учет его изменений, учет части земельного участка или снятие его с учета осуществляется в течение восемнадцати календарных дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя — в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя. Срок осуществления кадастрового учета не изменяется в случае, если необходимые для кадастрового учета документы запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В случае представления заявления о кадастровом учете либо заявления об учете адреса правообладателя через многофункциональный центр срок исчисляется со дня передачи многофункциональным центром соответствующего заявления в орган кадастрового учета.

3. Датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости:

1) сведений о присвоенном кадастровом номере соответствующему земельному участку (при постановке на учет объекта недвижимости);

2) новых сведений о соответствующем земельном участке (при учете изменений земельного участка, учете части земельного участка или учете адреса правообладателя);

3) сведений о прекращении существования земельного участка (при снятии с учета объекта недвижимости).

4. С заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться собственники земельных участков (далее также — заявители) или их представители, с некоторыми исключениями, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

5. Заявление о кадастровом учете (далее также — заявление) и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета непосредственно либо через многофункциональный центр заявителем или его представителем лично либо направляются в орган кадастрового учета посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении. Заявление представляется в орган кадастрового учета или многофункциональный центр по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа.

В случае расположения объекта недвижимости в нескольких кадастровых округах заявление представляется в орган кадастрового учета или многофункциональный центр в любом из таких кадастровых округов. В случае представления заявления и необходимых для кадастрового учета документов через многофункциональный центр работник многофункционального центра, принявший заявление и указанные документы, должен удостовериться в личности заявителя, засвидетельствовать подлинность его подписи на заявлении, а также составить и заверить своей подписью с указанием фамилии, имени, отчества опись принятых заявления и указанных документов.

В случае личного обращения в орган кадастрового учета непосредственно или через многофункциональный центр физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность (паспорт), а представитель физического лица также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. Заявление, которое представляется через многофункциональный центр, подписывается заявителем или его представителем в присутствии работника многофункционального центра. Заявление и необходимые для кадастрового учета документы также могут быть представлены в орган кадастрового учета в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в Порядке, установленном Минэкономразвития РФ (см. Приказ Минэкономразвития РФ от 28.12.2009 N 555 «О порядке представления в орган кадастрового учета при постановке на кадастровый учет объекта недвижимости заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования, подтверждения получения органом кадастрового учета указанных заявления и документов, а также засвидетельствования верности электронного образа документа, необходимого для кадастрового учета объекта недвижимости»).

6. Межевой план, технический план и подтверждающий прекращение существования земельного участка объекта акт обследования направляются в орган кадастрового учета в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

7. Необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка являются:

а) межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке <604>;
———————————
<604> См. Приказ Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» (вместе с Требованиями к подготовке межевого плана, в том числе особенностями подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости).

б) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

в) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий земельный участок;

г) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на земельный участок либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя;

д) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель;

е) копия документа, подтверждающего установленное разрешенное использование земельного участка;

ж) заверенные органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенные копия проекта межевания земельных участков, копии решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении указанного проекта, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на такие земельные участки либо сведения о реквизитах данных документов в случае их представления ранее в орган кадастрового учета (при кадастровом учете земельного участка, образуемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок);

з) копии документов, подтверждающих согласование проекта межевания земельного участка (при кадастровом учете земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае отсутствия решения общего собрания участников долевой собственности на этот земельный участок об утверждении проекта межевания земельных участков).

Особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости и учета частей объектов недвижимости.

Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные ч. 4 ст. 24 Закона N 221-ФЗ.

Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 Закона N 221-ФЗ особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Орган кадастрового учета снимает с учета часть земельного участка, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с ч. 9 ст. 47 Закона N 221-ФЗ, в случае снятия с учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с прекращением их существования.

3. Кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона N 221-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее — уточнение границ земельного участка).

Если при постановке на учет или при учете изменений земельного участка в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ других земельных участков (далее — смежные земельные участки), и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о смежных с ним земельных участках, орган кадастрового учета одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади таких смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. В случае, если площадь земельного участка, границы которого уточняются в ходе кадастровых работ, соответствует утвержденным в соответствии с земельным законодательством нормам отвода земель и на этом земельном участке находятся здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие правообладателю этого земельного участка, местоположение границ земельных участков считается согласованным в случаях, указанных в ст. 40 Закона N 221-ФЗ.

Особенности кадастрового учета искусственного земельного участка.

1. Для постановки на учет искусственно созданного земельного участка в орган кадастрового учета представляются заявление о кадастровом учете искусственного земельного участка и следующие необходимые для кадастрового учета документы:

1) межевой план искусственного земельного участка;

2) документация по планировке территории в планируемых границах искусственного земельного участка;

3) копия разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию;

4) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя лица, имеющего право на обращение с заявлением о кадастровом учете (если с данным заявлением обращается представитель такого лица);

5) копия решения о создании искусственного земельного участка.

Для постановки на учет искусственно созданного земельного участка требовать иные документы, за исключением вышеуказанных документов, не допускается. В срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета искусственно созданного земельного участка орган кадастрового учета предоставляет кадастровую выписку об искусственно созданном земельном участке в орган, выдавший разрешение на создание искусственного земельного участка на водном объекте.

Случаи приостановления осуществления кадастрового учета земельного участка.

В первом случае, если одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границы такой территориальной зоны в документе, на основании которого внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, или если образуемый земельный участок предназначен для размещения линейных объектов, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

Во втором случае, если одна из границ земельного участка пересекает границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования и (или) границ населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Отказ в осуществлении кадастрового учета. Законодатель устанавливает несколько случаев, когда возможен отказ в осуществлении кадастрового учета, а именно:

1) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

2) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;

3) межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица;

4) ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

3. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если:

1) размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков;

2) такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев;

3) в порядке, установленном Законом N 101-ФЗ в орган кадастрового учета поступили возражения относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, отсутствуют документы, подтверждающие снятие указанных возражений;

4) площадь земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, больше площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на пять процентов;

5) граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной, если такое согласование предусмотрено Законом N 221-ФЗ.

При кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.

При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:

1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом N 221-ФЗ требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;

2) при уточнении указанных границ нарушен установленный Законом N 221-ФЗ порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с Законом N 221-ФЗ не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 Закона N 221-ФЗ особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

Другой комментарий к Ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» являются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе. Такие сведения, должны подтверждать существование недвижимого имущества, которое обладает признаками индивидуально-определенной вещи, т.е. это имущество должно иметь «уникальные характеристики» как объект недвижимости. Эти сведения должны подтверждать прекращение существования недвижимого имущества.

Кадастровой деятельностью признается выполнение кадастровым инженером в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными названным Законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (кадастровые работы).

Кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, т.е. объектов недвижимости.

Органом, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Действует Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 456, согласно которому это агентство (Роснедвижимость) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства и государственного мониторинга земель, а также функции по государственному земельному контролю. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости находится в ведении Минэкономразвития России.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории РФ государственный учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории РФ на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы.

Основания осуществления кадастрового учета указаны в ст. 16 названного Закона. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.

Согласно ст. 18 названного Закона по общему правилу кадастровый учет осуществляется по месту нахождения объекта недвижимости в кадастровом округе, в границах которого расположен данный объект недвижимости. За постановку на учет объекта недвижимости уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Круг лиц, имеющих право на обращение с заявлениями о кадастровом учете, определен в ст. 20 названного Закона. С заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться обладатели прав на недвижимость или их представители. Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Состав необходимых для кадастрового учета документов определен в ст. 22 названного Закона.

Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляются в случае принятия органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета.

В соответствии со ст. 26 названного Закона возможно приостановление кадастрового учета. Кадастровый учет приостанавливается в случаях, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных документах, и кадастровыми сведениями об этом объекте недвижимости; одна из границ земельного участка пересекает границу другого земельного участка и др. Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке.

Определены основания отказа в осуществлении кадастрового учета. Это случаи, когда имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости; заявление или необходимые для кадастрового учета документы не соответствуют установленным требованиям и др. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случаях, если размер земельного участка не соответствует установленным требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков; доступ к земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, не обеспечен и др.

Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

Государственный кадастр недвижимости. Государственный кадастровый учет земельных участков.

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее — кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее — уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее — орган кадастрового учета).

Принципы ведения государственного кадастра недвижимости

1. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее — кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

2. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях.

3. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости документы подлежат постоянному хранению; их уничтожение и изъятие из них каких-либо частей не допускаются. Порядок и сроки хранения органом кадастрового учета содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Государственный кадастр недвижимости на электронных носителях является частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях.

5. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. Истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.

8. Кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.

10. Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее — орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).

В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;

4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;

5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;

6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов:

1) реестр объектов недвижимости;

2) кадастровые дела;

3) кадастровые карты.

2. Реестр объектов недвижимости представляет собой систематизированный свод записей об объектах недвижимости в текстовой форме путем описания внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о таких объектах.

3. Кадастровые дела представляют собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых внесены соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости.

Кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей. Орган кадастрового учета ведет кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц (далее — публичные кадастровые карты). Состав сведений публичных кадастровых карт, а также состав сведений иных кадастровых карт и виды таких карт в зависимости от целей их использования устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети «Интернет».

Основания осуществления кадастрового учета

1. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее — постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также — снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 — 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

2. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 — 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также — учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее — учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее — учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее — необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

3. Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 — 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке. Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета, который осуществлялся в связи с изменением указанных в пункте 7, 11, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости на основании поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия документов, направляет уведомление об осуществленном кадастровом учете по почтовому адресу и (или) адресу электронной почты правообладателя указанного объекта недвижимости, а при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о таком адресе по почтовому адресу этого правообладателя в соответствии с предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровыми сведениями (при наличии таких кадастровых сведений).

3.1. Кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 11 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.

4. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

Статья 17. Сроки осуществления кадастрового учета

1. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя — в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя. Срок осуществления кадастрового учета не изменяется в случае, если необходимые для кадастрового учета документы запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

2. Кадастровый учет на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия не в связи с заявлением о кадастровом учете, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня поступления таких документов.

3. Датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости:

1) сведений о присвоенном соответствующему объекту недвижимости кадастровом номере (при постановке на учет объекта недвижимости);

2) новых сведений о соответствующем объекте недвижимости (при учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или учете адреса правообладателя);

3) сведений о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости).

Статья 18. Место осуществления кадастрового учета

1. Кадастровый учет осуществляется по месту нахождения объекта недвижимости.

2. Место осуществления кадастрового учета объектов недвижимости, расположенных в границах двух и более кадастровых округов, определяется в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Статья 20. Лица, имеющие право на обращение с заявлениями о кадастровом учете

1. С заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 — 6 настоящей статьи лица (далее также — заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться также их представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников; от имени собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если число этих собственников превышает пять) — представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания этих собственников; от имени членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан — представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения.

2. С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

3. С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

4. С заявлениями об учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости.

5. С заявлением об учете адреса правообладателя объекта недвижимости вправе обратиться собственник такого объекта недвижимости. С заявлением об учете адреса правообладателя земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лицо, обладающее этим земельным участком на указанном праве.

6. С заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости. С заявлениями о снятии с учета помещений вправе обратиться также собственники земельных участков, на которых были расположены соответствующие здания или сооружения, прекратившие существование.

Кадастровый учет земельных

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *