Права и обязанности заказчика

Статья 21. Планы-графики

1. Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

2. Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

3. В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:

1) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона;

2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 настоящего Федерального закона, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);

3) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;

4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;

5) дата начала закупки;

6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;

7) информация о применении указанного в части 3 статьи 32 настоящего Федерального закона критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);

8) информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.

4. Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.

6. Требования к форме планов-графиков и порядок их размещения в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации.

7. Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации вправе определить перечень дополнительной информации, включаемой в планы-графики.

8. Особенности включения в план-график информации о централизованных закупках, совместных конкурсах и совместных аукционах, закупках, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также об отдельных закупках, предусмотренных пунктом 7 части 2 статьи 83, частью 1 статьи 93 и статьей 111 настоящего Федерального закона, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 03.07.2016 N 320-ФЗ)

9. В случае, если установленный с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график, в план-график также включаются общее количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд и сумма, необходимая для их оплаты, на весь срок исполнения контракта по годам, следующим за финансовым годом, на который утвержден план-график.

10. План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

Часть 11 статьи 21 вступает в силу с 1 января 2017 года.

11. Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

12. Не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

13. План-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в следующих случаях:

1) увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

2) изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса;

3) изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;

4) реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;

5) в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным частями 4 и 5 настоящей статьи.

14. Внесение в соответствии с частью 13 настоящей статьи изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

15. Утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Участники контрактной системы, их права и обязанности

Среди участников контрактной системы, предусмотренных ст. 3 Закона о закупках, можно выделить следующие группы:

  • 1) участники центральных закупочных процессов:
    • • заказчики (государственные заказчики, муниципальные заказчики, иные заказчики);
    • • участники закупок (в том числе признанные поставщиками (подряд- чиками, исполнителями);
    • • уполномоченные органы, уполномоченные учреждения;
  • 2) участники обеспечивающих процессов контрактной системы:
    • • специализированные организации;
    • • операторы электронных площадок;
  • 3) участники управляющих процессов контрактной системы:
    • • федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы (Минфин России с 25.04.2017, до указанной даты — Минэкономразвития России);
    • • органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы;
    • • контрольные органы в сфере закупок (ФАС России, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок);
    • • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также органы, уполномоченные на осуществление финансового контроля (Казначейство России, финансовые органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).

Заказчики. В широком смысле заказчиками в рамках контрактной системы являются приобретатели продукции, подчиняющиеся требованиям Закона о закупках. Определение круга таких лиц является принципиальным вопросом, от решения которого зависит, следует ли при осуществлении закупок соблюдать столь обременительные требования Закона о закупках.

Закон о закупках оперирует понятиями государственного заказчика, муниципального заказчика, заказчика. Ниже приводятся их нормативные определения.

Государственный заказчик — это государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация но атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта РФ и осуществляющие закупки.

Муниципальный заказчик — это муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Существенные признаки государственного (муниципального) заказчика:

  • • действуют от имени публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований);
  • • уполномочены принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
  • • закупки заказчиков осуществляются за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации.

Заказчики — это собирательное понятие государственных заказчиков и муниципальных заказчиков, а также выступающих в качестве заказчиков бюджетных учреждений и государственных, муниципальных унитарных предприятий, в случаях, предусмотренных ст. 15 Закона о закупках.

В соответствии с указанной статьей бюджетные учреждения и большинство унитарных предприятий по умолчанию выступают заказчиками в рамках контрактной системы (т.е. подчиняются требованиям Закона о закупках), кроме следующих случаев.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», если:

  • 1) в ЕИС до начала года размещено положение о закупке бюджетного учреждения, разработанное в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ;
  • 2) закупки осуществляются:
    • • за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и организациями, в том числе субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
    • • в качестве исполнителя но контракту в целях привлечения субпоряд- чиков, для исполнения предусмотренных контрактом обязательств бюджетного учреждения;
    • • за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических и юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Государственные и муниципальные унитарные предприятия вправе осуществлять закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ практически при тех же условиях, однако с большими ограничениями. Они также должны до начала года разместить в ЕИС утвержденное положение о своих закупках и вправе по нему осуществлять закупки также за счет грантов и пожертвований. Также по облегченным процедурам могут осуществляться закупки в качестве исполнителя по контракту в целях привлечения субпорядчнков для исполнения предусмотренных контрактом обязательств унитарного предприятия, однако кроме тех случаев, когда унитарное предприятие определено единственным исполнителем по государственному контракту на основании решения Президента РФ или Правительства РФ (п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках). При этом осуществление закупок по облегченным («корпоративным») процедурам за счет средств, полученных при осуществлении приносящей доход деятельности, не допускается. Это ограничение не касается унитарных предприятий, являющихся аптечными организациями. Такие предприятия могут осуществлять закупки но корпоративным процедурам во всех случаях, когда не используются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время для унитарных предприятий установлены даже более жесткие требования по закупочным процедурам, чем для бюджетных учреждений. Унитарные предприятия в большей степени ограничены в переходе на процедуры «корпоративных» закупок. Так было не всегда, требования контрактной системы были распространены на унитарные предприятия только с 2017 г. До этого они практически во всех случаях свои закупки осуществляли по правилам «корпоративных» закупочных процедур, т.е. согласно Закону № 223-ФЗ.

Следует отметить, что существует группа унитарных предприятий, которые выведены из-под действия Закона о закупках независимо от источников средств на закупки. К ним относятся федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ.

Никакие иные лица, кроме перечисленных выше, не выступают заказчиками в рамках контрактной системы и не подчиняются требованиям Закона о закупках. В частности, не должны руководствоваться требованиями данного закона при осуществлении закупок государственные и муниципальные автономные учреждения.

Исключением является предоставление любым юридическим лицам бюджетных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, или бюджетных инвестиций для реализации инвестиционных проектов но строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства. В этом случае такие средства должны «осваиваться» в соответствии с отдельными требованиями Закона о закупках.

В табл. 1.1 указаны пять крупнейших заказчиков России по информации Министерства экономического развития РФ (по объему извещений о закупках в ценовом выражении).

Таблица 1.1

Крупнейшие заказчики России

Заказчики

Объем извещений, млрд руб.

ГК «Роскосмос»

369,1

Минобороны России

154,0

Минпромторг России

137,1

Департамент строительства г. Москвы

132,6

МВД России

71,9

Указанные заказчики осуществляют более 13% от общего объема закупок в ценовом выражении (по итогам 2016 г.).

Участники закупок — это поставщики (подрядчики, исполнители) товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также лица, имеющие намерение стать таковыми.

Участниками закупок может стать максимально широкий круг лиц. Закон о закупках делает исключение только в отношении юридических лиц, местом регистрации которых является офшорная зона (т.е. государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ перечень). Иные лица могут подавать заявки на участие в процедурах определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и становиться ими. Таким образом, участниками закупок могут стать:

  • • любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (кроме офшорных компаний);
  • • индивидуальные предприниматели;
  • • физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Естественно, в зависимости от предмета конкретных закупок, круг лиц, имеющих право подавать заявки на участие в них, может уточняться в зависимости от требований отраслевого законодательства. Например, если предмет закупок предполагает занятие поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предпринимательской деятельностью, то физическое лицо должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя (требование сг. 23 ГК РФ).

В отношении некоторых видов деятельности отраслевое законодательство устанавливает, что ими могут заниматься только юридические лица и (или) лица, имеющие специальное разрешение (лицензию) на занятие такой деятельностью. Наконец, Закон о закупках устанавливает в ст. 31 перечень требований, которым должны соответствовать участники закупок. Такие требования будут рассмотрены параграфе 3.3 настоящего учебника. Статья 61 Закона о закупках также устанавливает, что участники закупок для принятия участия в электронных аукционах должны быть аккредитованы на электронной площадке.

Следует отметить, что в зависимости от контекста Закон о закупках оперирует термином «участники закупки» в четырех значениях:

  • • имеющие намерение подать заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • • подавшие заявки;
  • • признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
  • • как собирательное обозначение всех вышеперечисленных участников.

В зависимости от способов определения поставщиков (подрядчиков,

исполнителей), в которых участвуют или собираются участвовать участники закупок, они могут являться: участниками конкурса, участниками аукциона, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений.

Уполномоченные органы, уполномоченные учреждения. В целях централизации закупок могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков — уполномоченные органы, уполномоченные учреждения.

На уполномоченные органы, уполномоченные учреждения могут быть возложены следующие функции:

  • • только определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • • планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе приемка поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты.

В первом случае уполномоченный орган только проводит процедуры определение поставщика (подрядчика, исполнителя), но контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

В последнем случае (при полной централизации закупок) уполномоченный орган фактически выступает заказчиком товаров, работ и услуг и только в силу терминологической путаницы продолжает именоваться в Законе о закупках уполномоченным органом, а организации, в интересах которых он закупает продукцию, продолжают именоваться заказчиками.

В случаях полной централизации уполномоченному органу должны передаваться бюджетные ассигнования для выполнения указанных функций.

Специализированные организации. В соответствии со ст. 40 Закона о закупках заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя). В этом случае специализированная организация осуществляет «техническое» сопровождение проведения конкурса или аукциона заказчиком. Специализированная организация осуществляет отдельные функции при проведении закупки от имени заказчика. При этом права и обязанности в результате осуществления таких функций возникают у заказчика.

На практике на специализированную организацию возлагают следующие функции:

  • • разработка конкурсной документации, документации об аукционе (утверждает документацию все равно заказчик);
  • • подготовка проектов протоколов, составляемых при проведении закупки;
  • • работа с ЕИС (размещение извещения, протоколов, разъяснений);
  • • направление приглашений принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе;
  • • выполнение функций контактного лица при проведении закупки (заказ пропусков для участников закупки, прием заявок).

На практике работников специализированной организации могут включать в состав комиссию по осуществлению закупок. В этом случае на них могут возлагаться обязанности аукциониста (при проведении закрытого аукциона).

Однако все юридически значимые решения принимает заказчик (уполномоченный орган). Создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе и подписание контракта осуществляются только заказчиком (уполномоченным органом).

Операторы электронных площадок. В соответствии со ст. 59 Закона о закупках оператором электронной площадки является российское юридическое лицо, которое владеет электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает проведение электронных аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором проводятся электронные аукционы.

Правительством РФ устанавливаются порядок и условия отбора операторов электронных площадок. По результатам отбора операторов электронных площадок Правительством РФ определяется перечень таких операторов.

В настоящее время операторами электронных площадок являются ЗАО «Сбербанк-АСТ», РТС-тендер, АО «Единая электронная торговая площадка» (ЕЭТП), ЭТИ НЭП (ММВБ), Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан (АГЗ РТ).

Заказчики вправе проводить электронные аукционы на любой электронной площадке. Электронный аукцион проводится на электронной площадке, указанной в извещении о его проведении.

На рис. 1.1 указано распределение электронных площадок в 2015 г. в зависимости от сумм начальных (максимальных) цен контрактов, в отношении которых проводились электронные аукционы (по данным единой информационной системы)1.

Рис. 1.1. Объем заключенных контрактов на электронных площадках

в 2016 г.

Иные субъекты. К иным субъектам, участвующим в процессах контрактной системы, можно отнести:

  • • уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обслуживанию и ведению единой информационной системы в сфере закупок (Федеральное казначейство РФ) ;
  • • экспертов и экспертные организации, которые могут привлекаться заказчиками при осуществлении закупок (для целей оценки заявок участников закупки), а также на стадии исполнения государственных и муниципальных контрактов (для проведения приемки товаров, результатов работ и услуг);
  • • банки, осуществляющие банковское сопровождение контрактов.

Несмотря на то что Закон о закупках не относит данных лиц к участникам контрактной системы, они выступают в качестве самостоятельных субъектов в тех или иных отношениях в рамках контрактной системы.

  • Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 05.04.2013№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечениягосударственных и муниципальных нужд» за 2016 г. URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_previev.html?newsld=18073
  • URL: http://economy.gov.ru/minec/press/news/doc20120215_09
  • Постановление Правительства РФ от 13.04.2017 № 442.

Обязанности заказчика и последствия их нарушения

. 1. Заказчик обязан предоставить материал, оборудование, техническую документацию, подлежащую переработке (обработке) вещь, а также выполнить другие обязанности по договору, необходимые для выполнения работы.

Учитывая правила п. 1 ст. 703 и п. 1 ст. 704 ГК, данные обязанности заказчика не являются универсальными и присущи только отдельным договорам подряда. При их неисполнении (а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что их исполнение не будет произведено в срок) подрядчик вправе не приступать к работе (а начатую работу приостановить) или по общему правилу (если иное не предусмотрено договором) отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (см. ст. 719 ГК).
2. Заказчик обязан оказывать подрядчику содействие в выполнении работы в тех случаях, в объеме и порядке, которые предусматривает договор (см. ст. 718 ГК)*(413). Особенность данной обязанности состоит в том, что, с одной стороны, она носит сугубо договорный характер (а потому если договор не предусматривает со стороны заказчика какой-либо помощи, то у заказчика не может быть и соответствующей обязанности перед подрядчиком), а с другой — последствия ее неисполнения императивно определяет закон. Так, при неисполнении заказчиком данной обязанности подрядчик вправе потребовать возмещения причиненных убытков, в том числе дополнительных издержек от простоя, перенесения сроков исполнения работы, увеличения договорной цены работы.
3. Закон (если иное не предусмотрено договором) дает заказчику право в любое время до сдачи подрядного результата в одностороннем уведомительном порядке отказаться от исполнения договора. Реализация заказчиком данного права обязывает его: a) оплатить подрядчику соответствующую часть выполненных работ; б) возместить ему убытки, причиненные прекращением договора в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и оплатой за соответствующую часть выполненной работы (см. ст. 717 ГК).
4. Заказчик обязан осмотреть и принять выполненную работу (ее результат) с участием подрядчика в сроки и порядке, предусмотренные договором, а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе — немедленно заявить об этом подрядчику (см. ст. 720 ГК). Если заказчик не проверил качество результата при его приемке, он по общему правилу (если иное не предусмотрено договором) лишается права ссылаться только на явные его недостатки, но во всяком случае не лишается права ссылаться на скрытые недостатки (см. ст. 724 ГК). Все недостатки, обнаруженные при приемке результата, должны быть документированы (т.е. они сами или возможность последующего предъявления требований об их устранении должны быть оговорены в акте приема-передачи), в противном случае заказчик не вправе ссылаться на эти недостатки, а значит, следует исходить из того, что он согласился с качеством проделанной работы (см. п. 2 ст. 720 ГК). Данное правило рассчитано на явные недостатки (см. п. 3 ст. 720 ГК), поскольку о скрытых недостатках, хотя бы и обнаруженных после приемки результата (в том числе скрытых отступлениях в работе от договора и недостатках, умышлено скрытых подрядчиком), заказчик обязан известить подрядчика в разумный срок по их обнаружении (см. п. 4 ст. 720, ст. 724 ГК).
При уклонении заказчика от принятия выполненной работы подрядчик по общему правилу вправе по истечении месяца со дня, когда результат должен был быть передан заказчику, и при условии последующего двукратного его предупреждения продать результат, а вырученную сумму за вычетом причитающихся по договору платежей внести на имя заказчика (см. п. 6 ст. 720 ГК). В нем говорится о праве подрядчика продать именно результат работы, поэтому последний должен обладать способностью к отчуждению. Поскольку такой способностью обладают не все результаты (нельзя продать новое или обновленное качество, приобретенное вещью, или любой другой неотделимый от нее результат работы), то правило п. 6 ст. 720 ГК не является универсальным. Ограниченность действия данного правила по кругу лиц с учетом профиля их деятельности создает известную неопределенность для некоторых подрядчиков (например, ремонтных мастерских), тем более что § 1 гл. 37 ГК не предусматривает за подрядчиком права требовать от заказчика принятия подрядного результата (ср. с п. 3 ст. 484 ГК). Впрочем, требование принять подрядный результат может основываться на ст. 396 ГК, однако с учетом известных условий применения правил об исполнении обязательства в натуре.
5. Заказчик обязан оплатить результат работы (см. п. 1 ст. 702 ГК). По общему правилу оплата совершается после окончательной сдачи подрядчиком результатов работы, причем при том непременном условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок (либо с согласия заказчика досрочно) (см. п. 1 ст. 711 ГК). Отсюда следует, что: условие о предоплате — всегда существенное условие договора подряда, всякий раз требующее согласования, без которого у заказчика нет обязанности (а у подрядчика — права требования) предоплаты; оплате подлежит окончательный (по общему правилу), а также надлежащий и своевременно достигнутый результат.
Следуя правилу п. 1 ст. 711 ГК, согласно которому надлежащее выполнение работы и своевременность ее выполнения — не что иное, как условие последующей оплаты, ненадлежащее качество выполненной работы и несвоевременность ее выполнения, а также недостижение подрядного результата блокируют обязанность заказчика оплатить работу подрядчика (кроме случаев, когда причинами этого стали скрытые недостатки материала, предоставленного заказчиком, — см. п. 2, 3 ст. 713 ГК, а также действия или упущения со стороны заказчика — см. п. 2 ст. 718 ГК). Заказчик может не принимать и не оплачивать некачественный подрядный результат вплоть до устранения подрядчиком в разумный срок его недостатков (или выполнения работы заново) либо вплоть до разрешения по существу других возможных в такой ситуации вопросов — о соразмерном уменьшении установленной за работу цены, а при наличии необходимых предпосылок — о возмещении своих расходов на устранение недостатков или об отказе от договора (см. п. 1-3 ст. 723 ГК). Заказчик может не принимать и не оплачивать также и тот подрядный результат, приемка которого утратила для него интерес из-за допущенной подрядчиком просрочки сдачи (см. п. 2 ст. 405 ГК). Однако если после устранения подрядчиком недостатков результата работы или несмотря на допущенную им просрочку в сдаче заказчик принимает подрядный результат, он во избежание неосновательного обогащения должен его оплатить.
Право требования подрядчика на выплату аванса или задатка (и соответствующая обязанность заказчика) возможно только в случаях и размере, указанных в законе или договоре (см. ст. 711 ГК). При неисполнении заказчиком обязанности уплатить подрядчику установленную цену либо иную сумму в связи с выполнением работы подрядчик имеет право на удержание подрядного результата и другого имущества заказчика до уплаты им необходимых сумм (см. § 4 гл. 23 ГК) с последствиями, предусмотренными в ст. 360 ГК (см. ст. 712 ГК).

Кто может выступать в качестве заказчика в рамках законодательства о контрактной системе №44-ФЗ?

Под заказчиком в рамках 44-ФЗ о контрактной системе может выступать юридическое лицо, которое занимается закупкой товаров, работ и услуг на государственные и муниципальные нужды, нужды организации, учреждения и предприятия, и подписывает с исполнителем госконтракт.

Классификация заказчиков

В п. 7 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ приводится указание на типы заказчиков в рамках контрактной системы закупок. Такими заказчиками могут выступать:

  1. Государственные заказчики.
  2. Муниципальные заказчики.
  3. Бюджетные учреждения.
  4. Юридические лица, в адрес которых перечислялись инвестиции из средств бюджета.
  5. Муниципальные и государственные унитарные предприятия.
  6. Автономные учреждения.

Мнение юриста Дмитрий Иванов Центр правовой поддержки Задать вопрос юристу

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Возможные заказчики по 44-ФЗ перечислены в п. 5, 6, 7 ч. 1 ст. 3, ст. 15 44-ФЗ.

Государственные и муниципальные заказчики

Определение государственных заказчиков по 44-ФЗ приведено в п. 5 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ. Здесь подчеркивается, что это учреждение или орган, которые действуют от имени РФ или субъекта РФ. Они уполномочены принимать бюджетные обязательства на основании Бюджетного кодекса. Их деятельность финансируется из средств федерального и регионального бюджетов.

Под государственными заказчиками понимаются:

  1. Государственный орган власти (федеральный или региональный).
  2. ГК Росатом.
  3. ГК Роскосмос.
  4. Орган госуправления внебюджетным фондом.
  5. Государственное казенное учреждение, которое действует от имени РФ или субъекта РФ.

Такое учреждение должно принимать бюджетные обязательства от имени РФ или российского региона.

По п. 6 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ под муниципальным заказчиком понимают муниципальные органы или казенные учреждения, которые действуют от имени муниципального образования и уполномоченные принимать бюджетные обязательства по нормам БК. Спецификой данного заказчика является возможность действовать от имени муниципального образования и осуществлять закупки.

Государственные и муниципальные заказчики не отличаются между собой с позиции применения ими норм 44-ФЗ при закупках: они должны применять принципы контрактной системы при планировании закупок, выборе поставщика, подписании контракта и его исполнении и пр. Разница между данными категориями заказчиков заключается только в источнике финансирования закупок: государственные заказчики в данных целях применяют средства федерального бюджета, муниципальные – местного бюджета (бюджета муниципального образования).

Государственные и муниципальные заказчики должны проводить все виды закупок на поставку товаров, работ и оказание услуг по требованиям, установленным в 44-ФЗ. Исключения из этого правила прописаны в ч. 2 ст. 1 44-ФЗ. Так, законодательство в сфере закупок по 44-ФЗ не регулирует отношения, которые возникают по вопросам:

  1. Оказания услуг международными организациями, которые созданы по международным договоренностям с участием РФ, а также международными организациями, с которыми у РФ подписан договор.
  2. Закупки товаров, работ и услуг для обеспечения безопасности лиц под государственной защитой по ФЗ-119 от 2004 года «О государственной защите потерпевших, свидетелей и прочих участников уголовного судопроизводства», а также по ФЗ-45 от 1995 года «О государственной защите судей…».

Государственные и муниципальные заказчики должны придерживаться принципов контрактной системы без каких-либо существенных ограничений. Они не вправе применять в своей практике положения 223-ФЗ, даже если выполнят все требования данного закона в части документального оформления процесса закупок.

Бюджетные учреждения

Бюджетные учреждения выступают заказчиками по 44-ФЗ по нормам ч. 1 ст. 15 44-ФЗ.

Бюджетные учреждения проводят закупки в рамках законодательства о контрактной системе, если источником их финансирования выступают субсидии из бюджетной системы РФ. Исключения из указанного правила содержатся в ст. 15 ч. 2, 3 44-ФЗ.

Если бюджетное учреждение разработает и разместит в ЕИС до конца года Положение о закупках по нормам 223-ФЗ, то оно вправе не учитывать требования законодательства о контрактной системе. В числе таких закупок:

  1. Закупки, которые проводятся за счет средств, полученных в дар, через пожертвования, гранты, завещание, за счет грантов от иностранных организаций, которые имеют право работать на российской территории.
  2. Закупки, в которых бюджетное учреждение выступает исполнителем.
  3. Закупки, которые проводятся за счет доходов от деятельности, приносящей доход (за исключением тех закупок, которые финансируются из средств ФОМС).

Таким образом, бюджетным учреждениям в отношении некоторых закупок предоставлено право выбора: проводить их с использованием норм 44-ФЗ или по правилам 223-ФЗ. В случае выбора 223-ФЗ заказчик не вправе изменить свое решение до конца года. Порядок перехода на 223-ФЗ будет следующим:

  1. Заказчик разрабатывает Положение о закупках по 223-ФЗ.
  2. Его утверждает руководитель заказчика и оформляет свое решение в виде приказа.
  3. Положение о закупках размещается в ЕИС.

Обычно заказчики заинтересованы в переходе на закупки по правилам 223-ФЗ, так как в рамках данного закона установлены более лояльные требования к процессу проведения закупок в части планирования, выбора поставщика, исполнения контракта и пр.

При проведении закупок по 223-ФЗ заказчикам нет необходимости формировать контрактную службу или назначать контрактного управляющего.

Унитарные предприятия

В зависимости от учредителя различают государственные и муниципальные унитарные предприятия. Они могут являться заказчиками в рамках контрактной системы по нормам ч. 2.1 ст. 15 44-ФЗ.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки по требованиям законодательства о контрактной системе за исключением:

  1. Закупок, которые происходят по нормам 223-ФЗ, при условии принятия такими заказчиками Положения о закупках по требованиям этого закона.
  2. Закупок, которые имеют существенное значение для прав и интересов граждан, обороноспособности, согласованные с Правительством, осуществляемые без субсидий из федерального бюджета. Это закупки из средств, полученных в дар, пожертвований, по завещанию, грантов и прочие закупки на внебюджетные средства, которые применяют без привлечения бюджетных средств.

Автономные учреждения

Автономные учреждения осуществляют государственные закупки в порядке, который предусмотрен правилами законодательства о контрактной системе, если они осуществляют закупки из средств бюджетной системы в целях производства капитальных вложений в объекты государственной собственности (по п. 4 ст. 15 44-ФЗ). Также они могут выступать участниками закупок, если государственные и муниципальные заказчики передали таким учреждениям собственные полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе по договорам и соглашениям (на основе ч. 6 ст. 15 44-ФЗ).

Особенностью применения положений 44-ФЗ в отношении заказчиков является то, что на них не распространяются требования закона относительно исполнения, корректировки и расторжения контракта.

Автономные учреждения должны опираться на положения 44-ФЗ в части планирования закупочной деятельности, процедуры выбора поставщика, заключения госконтракта, мониторинговых и контрольных мероприятий в сфере госзакупок.

Лица, получающие инвестиции из бюджета

Лица, которых нельзя рассматривать, как государственных и муниципальных заказчиков, бюджетные и автономные учреждения, государственные и муниципальные предприятия, также могут стать заказчиками по 44-ФЗ. Такую обязанность за ними закрепляет ч. 5 ст. 15 44-ФЗ в следующих случаях:

  1. Если закупка происходит за счет инвестиций из бюджета.
  2. Если закупка осуществляется в рамках реализации инвестпроекта по строительству, реконструкции и ремонту.

Указанные выше юрлица имеют обязанность применять положения 44-ФЗ, но только в пределах конкретных договоров об участии РФ, российского субъекта или муниципального образования.

Полномочия заказчиков

Права и обязанности заказчиков по 44-ФЗ одинаковы для всех категорий. Законодательство содержит лишь отдельные ограничения по области применения положений о контрактной системе (например, для автономных учреждений).

Заказчики по 44-ФЗ наделены правом:

  • закупать товары, работы и услуги на бюджетные средства;
  • использовать функционал ЭТП для проведения закупок в электронной форме;
  • выбирать один из предусмотренных способов закупок;
  • передавать часть полномочий по закупке в адрес уполномоченной организации;
  • участвовать в процессе обжалования действий заказчиков в рамках закупок;
  • заключать государственные и муниципальные контракты.

В обязанности заказчиков по 44-ФЗ входит:

  1. Назначить контрактного управляющего или закупочную комиссию, ответственных за проведение закупки.
  2. Планировать закупочную деятельность через формирование плана-графика.
  3. Размещать в ЕИС извещение о закупке и закупочную документацию.
  4. Разрабатывать четкие критерии оценки заявок на участие.
  5. Оценивать заявки и выбирать победителя закупки.
  6. Предоставлять разъяснения закупочной документации.
  7. Проводить экспертизу результатов работ (при необходимости).
  8. Своевременно проводить приемку работ.
  9. Своевременно осуществлять оплату результатов работ.
  10. Сдавать установленную законом отчетность.
  11. Передавать сведения о недобросовестных поставщиках в РНП.

Предоставление отчетности

Помимо прочего, в обязанности заказчиков входит своевременное представление положенной отчетности. Стоит отметить, что последние законодательные изменения, направленные на упрощение процедуры закупки, сократили число подаваемых отчетных форм. Так, обязанность публиковать отчет об исполнении контракта отменили для заказчиков с мая 2019 года.

Ранее контрактный управляющий или другой сотрудник контрактной службы обязаны были предоставлять отчеты по исполнению конкретного этапа госконтракта или всей закупки в целом.

Еще одна упраздненная форма отчетности – обоснование закупки у единственного поставщика. Ранее заказчики должны были обосновывать свой выбор неконкурентной закупки.

Заказчики по-прежнему обязаны направлять сведения в реестр контрактов по ст. 103 44-ФЗ и отчитываться по объему закупок среди СМП и СОНКО. Отчетность по закупкам у представителей малого бизнеса предоставляется по нормам ч. 4 ст. 30 44-ФЗ.

Отчетность по объему закупок у представителей малого бизнеса размещается заказчиком до 1 апреля года, следующего за отчетным. Доля товаров, работ и услуг, закупленных у организаций из числа СМП, должна составлять 15% и более от совокупного объема закупок.

Смена заказчика

44-ФЗ строго запрещает смену подрядчика по результатам закупки. При этом запрет на смену заказчика в 44-ФЗ не приведен, и в ст. 95 44-ФЗ предусмотрено право сторон на подобную корректировку. Но смена заказчика допускается, только если новая сторона по контракту выступает заказчиком по правилам 44-ФЗ (на основании п. 5-7 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 95 44-ФЗ). Например, первоначальным заказчиком был государственный орган власти: его допускается сменить, например, на муниципальный. Тогда как смена государственного заказчика на коммерческое юрлицо недопустима.

Стандартная процедура смены заказчика по 44-ФЗ предполагает подписание сторонами дополнительного соглашения. В нем стороны указывают на наименование действующего заказчика и того, к которому переходят обязательства.

Также в составе дополнительного соглашения нужно прописать такие условия, как:

  1. Дата подписания дополнительного соглашения.
  2. Место подготовки допсоглашения.
  3. Реквизиты госконтракта.
  4. Указание на то, что все остальные условия реализации госконтракта остаются неизменными.

Дополнительное соглашение подписывается обеими сторонами, после чего оно приобретает юридическую силу (первым его подписывает поставщик). Оно выступает неотъемлемой частью госконтракта и должно храниться вместе с ним.

Хотя в контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика получать согласие исполнителя на смену заказчика, но подписание допсоглашения крайне желательно, так как подтвердит факт должного уведомления поставщика об изменении важных условий.

Заключение допсоглашения о смене заказчика допускается только при условии, что этот госконтракт является действующим. Если договор прекратил свое действие, то его изменение не допускается. На основании ч. 6 ст. 95 44-ФЗ при перемене заказчика все права и обязательства старого переходят к новому.

При этом законодательство не предусматривает случаи, когда допускается смена заказчика и как нужно обосновать такой переход.

Ответственность за нарушение положений 44-ФЗ

44-ФЗ достаточно строго регулирует положения законодательства в рамках контрактной системы. За нарушение норм ответственность для заказчика наступает по Уголовному или Административному кодексам.

В КоАП не предусмотрено разделение по типу заказчиков при применении наказания. Все заказчики по 44-ФЗ привлекаются к ответственности по единым правилам. Отдельное наказание предусмотрено для заказчика, как юрлица, и для его должностных лиц.

Что касается уголовной ответственности, то она применяется только по отношению к физлицам и на юрлицо-заказчика не распространяется. Но это не лишает правоохранительные органы права привлечь к наказанию должностное лицо заказчика.

При нарушении заказчиком порядка планирования закупок ему грозит ответственность по ст. 7.29.3 КоАП. Если он ошибется при подготовке плана-графика, то штраф для него составит 20-50 тыс. р. При нарушении формы обоснования НМЦК или объекта закупки штраф установлен в размере 10 тыс. р. В части планирования предусмотрены следующие штрафы:

  1. Нарушение порядка и сроков общественного обсуждения закупок – 30 тыс. р.
  2. Нарушение сроков размещения плана-графика в ЕИС – 5-30 тыс. р.

Если заказчиком были нарушены нормы о способе выбора поставщика, то это грозит ему ответственностью в виде штрафа по ст. 7.29 КоАП (например, заказчик провел процедуру в виде запроса котировок при НМЦК более 500 тыс. р. или провел конкурс, хотя товар был представлен в аукционном перечне). Штрафные санкции составляют 30-50 тыс. р. Ответственность по данной статье предусмотрена в случае нарушения порядка согласования закупки с уполномоченным органом.

Нарушение сроков размещения документации и сведений по закупкам грозит заказчику штрафами по ст. 7.30 КоАП:

  1. По открытому конкурсу и аукциону – если сроки размещения сведений были нарушены не более, чем на 2 дня, штраф составляет 5 тыс. р., для заказчика в статусе юрлица – 15 тыс. р. При нарушении сроков более, чем на 2 дня, ответственность должностного лица составит 30 тыс. р., юридического – 100 тыс. р.
  2. В случае нарушения сроков публикации по запросу котировок или предложений штраф для специалиста со стороны заказчика составляет 3 тыс. р. при задержке не более, чем на день, и 10 тыс. р. при более длительной просрочке. Для юрлица заказчика штрафы за такое деяние составляют 15 тыс. и 50 тыс. р. соответственно.
  3. При размещении в ЕИС недостоверных сведений по вопросам проведения конкурса или аукциона штрафные санкции для должностного лица составят 15 тыс. р., для заказчика – 50 тыс. р. Штраф в указанном размере последует за нарушения при приеме заявок на участие в закупках.
  4. Различают штрафные санкции за нарушения в части рассмотрения заявок на участие. Неправомерное отклонение заявки участника или допуск участника, не соответствующего требованиям 44-ФЗ, грозит штрафом, размер которого не является фиксированным. Он составляет 1% от НМЦК (от 5 до 30 тыс. р.). Аналогичное наказание наступает и за нарушение заказчиком порядка рассмотрения заявок, за установление неправомерных требований, некорректной величины обеспечения заявки или госконтракта.
  5. Если по какой-либо закупке в адрес заказчика было вынесено предписание об устранении нарушений, но оно не было исполнено, то ему грозит штраф в размере 30 тыс. р. Аналогичное наказание КоАП предусмотрел и за невключение информации о закупке в план-график.
  6. Неправомерное отклонение заявок на участие в запросе котировок и предложений влечет штраф в размере 5% от НМЦК, но не менее 30 тыс. р. Аналогичное наказание наступает за допущенные нарушения при рассмотрении заявок на процедуру.
  7. Если требования к объекту закупки привели к ограничению конкуренции, то штрафные санкции составят 1% от НМЦК. Минимальная сумма штрафа – 10 тыс. р., максимальная – 50 тыс. р.
  8. Когда документация по закупке утверждена с нарушением правил, штраф для заказчика составляет 3 тыс. р.
  9. За задержку при подготовке закупочного протокола штраф составит 3 тыс. р. при задержке до 2 рабочих дней и 30 тыс. р. – при более длительных нарушенных сроках.
  10. Штрафные санкции в размере 50 тыс. р. предусмотрены для заказчиков, которые не соблюли лимиты закупок у СМП и СОНКО.

Крупные штрафные санкции предусмотрены для заказчиков по правилам ст. 7.32 КоАП за нарушение порядка подписания контракта и внесения поправок:

  1. Если заказчик подпишет контракт на отличных условиях от тех, которые были размещены в проекте, штрафы составят 1% от НМЦК. Его предельная величина составит – 5-30 тыс. р. для должностного лица и 50-300 тыс. р. – для юрлица.
  2. Если же результатом нарушения установленного законом порядка подписания госконтракта или его корректировок стали дополнительные расходы из бюджета, то штраф назначается в двойном размере от указанных расходов.
  3. В случае если победитель закупки нарушит сроки подписания контракта, то ему грозит попадание в реестр недобросовестных поставщиков, тогда как заказчику – административная ответственность. При нарушении сроков подписания контракта штраф для заказчика составит 50 тыс.р.
  4. За изменение государственного контракта без учета требований 44-ФЗ (например, если были изменены его существенные условия, или не было подписано дополнительное соглашение) размер штрафных санкций для должностных и юридических лиц составит 20 тыс. р. и 200 тыс. р.
  5. При расторжении контракта сторонами или при отказе от контракта в одностороннем порядке с нарушением норм законодательства (например, без уведомления второй стороны) сумма штрафа для должностных лиц составит 50 тыс. р. и 200 тыс. р.- для юрлиц.
  6. В случае неисполнения госконтракта в результате действий или бездействия заказчика на него будет наложен штраф. Величина штрафа для должностного лица составит 5-15% от неисполненных обязательств, но не менее 30 тыс. р. Также должностному лицу грозит дисквалификация на срок до 2 лет за подобный проступок. Заказчику грозит штраф до 3-кратной стоимости неисполненных обязательств или до 300 тыс. р.
  7. При приемке товара заказчик занимается проведением экспертизы, составляет документы в виде акта или накладной. При нарушениях в указанных процедурах заказчику грозит штраф 20-50 тыс. р.

Заказчики должны передавать сведения о подписанных контрактах в реестр. Помимо прочего, в отношении поставщиков, действия которых были признаны недобросовестными, заказчики должны передавать сведения в контролирующий орган для включения в РНП. За непередачу или передачу недостоверных сведений о поставщике заказчику грозит штраф 20-50 тыс. р., согласно ст. 7.31.

44-ФЗ также предполагает штрафные санкции за несоблюдение порядка в части возврата поставщику обеспечения. При возврате с задержкой на 3 рабочих дня штраф составит 5-30 тыс.р., согласно ч. 1 ст. 7.31.1. Если просрочка за возврат обеспечения составит более 3 дней, то штраф для должностного лица составит 15 тыс. р., для заказчика – 90 тыс. р. по ч. 2 ст. 7.31.1.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность наступает не за нарушение законодательства о закупках, а за совершение преступлений. В числе наиболее распространенных деяний, которые преследуются по нормам УК:

  1. Мошенничество по ст. 159 УК. Наказание за проступок составляет до 10 лет лишения свободы.
  2. Получение взятки по ст. 290 УК. Например, за победу на тендере или содействие в приемке работ. Наказание по данной статье – до 15 лет лишения свободы или штраф в сумме, в 70 раз превышающей взятку.
  3. Посредничество во взяточничестве по ст. 291.1 УК для лиц, которые передадут взятку от участника представителю заказчика. Наказание по указанной статье составляют до 7 лет лишения свободы или 30-кратный размер взятки.
  4. Нецелевое расходование бюджетных денег по ст. 285.1 УК. Наказание грозит при сумме нецелевых расходов в размере свыше 1,5 млн р. и составляет вплоть до 5 лет лишения свободы. Если траты составят меньшую сумму, то сторонам грозит административное наказание по ст. 15.14 КоАП в виде штрафа, который составляет 50 тыс. р.

Таким образом, под заказчиком в рамках системы госзакупок подразумевается лицо, которое закупает товары, работы и услуги для государственных нужд, региональных нужд и муниципальных нужд или для конкретного предприятия или учреждения на бюджетные средства. Заказчиком по 44-ФЗ выступает лицо, которое действует в интересах РФ, субъектов и принимает бюджетные обязательства. Перечень юридических лиц, которые должны осуществлять закупки по нормам 44-ФЗ, приведен в пп. 5-7 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора 307 Автор статьи Наталья Чернова Юрист Написано статей 567

Разрабатываем положение о контрактной службе по новым правилам

Скачать образец положения о контрактной службе по 44-ФЗ с полномочиями 2019 г.

Скачать образец положения о контрактной службе с 01.01.2019

Скачать образец типового положения о контрактной службе заказчика по 44-ФЗ 2019 года

Скачать образец положения о контрактной службе бюджетного учреждения по 44-ФЗ

Утвердили приказ о новом типовом регламенте

01.04.2019 типовое положение и регламент об отделе по госзакупкам утверждено распоряжением Минфина на официальном сайте проектов нормативных актов. Сейчас организацию работы подразделения регулируют ч. 3 ст. 38 44-ФЗ и Приказ Минэкономразвития № 631 от 29.10.2013. Распоряжение Минфина вступит в силу со дня признания утратившим силу Приказ № 631. Полагаем, это произойдет синхронно.

09.08.2019 там же Минэкономразвития опубликовал проект о признании утратившим силу Приказ № 631.

Скачать проект Приказа Минэкономразвития

Содержание типового документа

Минфин разработал типовое положение о контрактной службе по 44 ФЗ с учетом последних изменений, оно отражает актуальные нормы законодательства о госзакупках. В частности, Минфин приводит к актуальному состоянию пункты, которые устанавливают функции и полномочия отдела в части, касающейся организационно-технического обеспечения деятельности комиссии по осуществлению закупок.

1. Общие правила.

В этом разделе раскрываются:

  • цели;
  • принципы;
  • порядок организации подразделения;
  • структура и численность;
  • распределение обязанностей;
  • порядок взаимодействия с другими подразделениями.

Вот простейший пример структуры отдела госзакупок заказчика в 2019 году:

2. Полномочия и функции.

В этом блоке функции и полномочия разделены по этапам закупочной деятельности. Выделены следующие:

  • при планировании;
  • при определении поставщиков;
  • при исполнении, изменении, расторжении контракта.

3. Финальный блок посвящен ответственности работников отдела по госзакупкам.

Указано, что обжаловать действия работников могут:

  • любой участник закупки;
  • общественные объединения, которые осуществляют общественный контроль;
  • объединения юрлиц.

Образец типового положения о контрактной службе

I. Общие положения

1. Настоящее положение устанавливает правила организации деятельности контрактной службы ГБУЗ «Городская больница N 22» (далее — Контрактная служба) при планировании и осуществлении ГБУЗ «Городская больница N 22» (далее — Заказчик) закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

2. Контрактная служба руководствуется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), гражданским и бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Положением о контрактной службе (далее — Положение).

3. Основными принципами создания и функционирования Контрактной службы при планировании и осуществлении закупок являются:

3.1. Привлечение квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими и практическими знаниями и навыками в сфере закупок.

3.2. Свободный доступ к информации о совершаемых Контрактной службой действиях, направленных на обеспечение государственных нужд, в том числе о способах определения поставщика и результатах процедур.

3.3. Заключение контрактов на условиях, обеспечивающих наиболее эффективное достижение заданных результатов обеспечения государственных нужд.

3.4. Достижение Заказчиком заданных результатов обеспечения государственных нужд.

II. Функции и полномочия контрактной службы, ее руководителя и работников

4. Контрактная служба в силу ч. 4 ст. 38 Закона о контрактной системе выполняет функции при планировании, организации, осуществлении определения поставщиков Заказчика, заключении и исполнении контрактов.

5. При планировании определения поставщика Контрактная служба осуществляет следующие функции и полномочия:

5.1. Разработка, обеспечение утверждения плана закупок, подготовка изменений для внесения в план закупок.

5.2. Разработка, обеспечение утверждения плана-графика, подготовка изменений для внесения в план-график.

5.3. Размещение в ЕИС плана, плана-графика и внесенных в них изменений.

5.4. Обеспечение подготовки обоснования закупок.

5.5. Определение и обоснование НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара (работы, услуги), если невозможно определить их количество, определение начальной суммы цен единиц товаров (работ, услуг), максимального значения цены контракта, если невозможно определить количество товаров (работ, услуг).

При закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по п. п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30 — 32, 34, 35, 37 — 41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ цену контракта следует определить и обосновать в порядке, предусмотренном названным Законом.

5.6. Организация и участие в консультациях с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

6. При организации определения поставщика Контрактная служба осуществляет следующие функции и полномочия:

6.1. Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

6.2. Согласование применения закрытых способов определения поставщиков в порядке, установленном Законом о контрактной системе.

6.3. Подготовка и размещение в ЕИС извещения, документации о закупке и проекта контракта.

6.4. Подготовка описания объекта закупки в документации о закупке.

6.5. Подготовка и направление приглашений принять участие в определении поставщиков закрытыми способами.

6.6. Уточнение НМЦК (начальной цены единицы товара (работы, услуги), начальной суммы цен единиц товаров (работ, услуг), максимального значения цены контракта, если невозможно определить количество товаров (работ, услуг), а также подготовка обоснования НМЦК (цены единицы товара (работы, услуги), если невозможно определить количество товаров (работ, услуг)).

6.7. Организация обязательного общественного обсуждения закупок.

6.8. Привлечение специализированной организации для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя).

7. При проведении определения поставщика Контрактная служба осуществляет следующие функции и полномочия:

7.1. Обеспечение осуществления закупок, в том числе заключения контрактов.

7.2. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий по осуществлению закупок.

7.3. Подготовка протоколов заседаний комиссий по осуществлению закупок на основании решений, принятых членами комиссии по осуществлению закупок.

7.4. Обеспечение предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта.

7.5. Обеспечение осуществления закупки у СМП, СОНО в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в том числе в отношении привлечения субподрядчиков.

7.6. Подготовка и направление разъяснений положений документации о закупке.

7.7. Обеспечение защищенности и конфиденциальности переданных в ходе процедур определения поставщика данных.

7.8. Предоставление возможности присутствовать при вскрытии конвертов с заявками на участие в закупке.

7.9. Обеспечение аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в закупках.

7.10. Рассмотрение банковских гарантий.

7.11. Организация осуществления уплаты денежных сумм по банковской гарантии.

7.12. Привлечение экспертов, экспертных организаций.

7.13. Обеспечение хранения документов в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

7.14. Обеспечение направления необходимых документов для заключения контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся процедур в установленных Законом о контрактной системе случаях.

8. При заключении, исполнении контракта Контрактная служба осуществляет следующие функции и полномочия:

8.1. Организация заключения контракта.

8.2. Организация приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

8.3. Организация проведения экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

8.4. Создание приемочной комиссии.

8.5. Организация оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.

9. При изменении и расторжении контракта Контрактная служба осуществляет следующие функции и полномочия:

9.1. Взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

10. При возникновении спорных ситуаций Контрактная служба осуществляет следующие функции и полномочия:

10.1. Организация включения в РНП информации о поставщике (подрядчике, исполнителе).

10.2. Направление требований об уплате неустоек (штрафов, пеней).

10.3. Участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков и осуществление подготовки материалов для выполнения претензионно-исковой работы.

11. Руководитель Контрактной службы:

11.1. Распределяет обязанности между сотрудниками.

11.2. Представляет на рассмотрение Заказчика предложения о назначении на должность и об освобождении от должности сотрудников.

11.3. Осуществляет общее руководство Контрактной службой.

11.4. Формирует план работы Контрактной службы и представляет его на рассмотрение руководителя Заказчика.

11.5. Представляет руководителю Заказчика ежемесячный и ежегодный отчет об осуществлении закупок, а при необходимости — информацию об осуществлении любой закупки на любой стадии.

11.6. Координирует взаимодействие Контрактной службы со структурными подразделениями и должностными лицами Заказчика.

11.7. Может осуществлять иные полномочия, предусмотренные Законом о контрактной системе.

12. Сотрудники Контрактной службы в целях исполнения полномочий по осуществлению закупок наделяются следующими правами:

12.1. Получать у руководителей структурных подразделений информацию о потребностях в товарах (работах, услугах), иные информацию и документы, необходимые для исполнения функций Контрактной службы.

12.2. При необходимости запрашивать у руководителей структурных подразделений письменные разъяснения и информацию о характеристиках и требованиях к объектам закупок.

12.3. Привлекать сотрудников других подразделений, имеющих необходимые специальные познания, к приемке и экспертизе поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги. В случаях, определяемых Правительством РФ, привлекать для проведения экспертизы экспертов и экспертные организации.

12.4. Осуществлять текущий контроль за ходом выполнения контрактов поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

13. В целях реализации функций и полномочий, указанных в настоящем Положении, сотрудники Контрактной службы обязаны соблюдать обязательства и требования, установленные Законом о контрактной системе, в том числе:

13.1. Не допускать разглашения сведений, ставших им известными в ходе проведения процедур определения поставщика, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

13.2. Не проводить переговоров с участниками закупок до выявления победителя определения поставщика, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

13.3. Привлекать к своей работе экспертов, экспертные организации в случаях, в порядке и с учетом требований, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Законом о контрактной системе.

III. Взаимодействие контрактной службы с подразделениями заказчика

14. Контрактная служба, структурные подразделения, комиссии по осуществлению закупок и должностные лица взаимодействуют на основе принципов открытости, прозрачности информации в сфере закупок, профессионализма, эффективности осуществления закупок, ответственности за результативность и за результат закупки.

15. Сотрудники Контрактной службы не могут быть членами комиссии по осуществлению закупок Заказчика.

16. Структурное подразделение Заказчика, инициирующее закупку, представляет Контрактной службе заявку на осуществление закупки, подписанную руководителем подразделения.

17. Контрактная служба рассматривает представленную заявку и в срок не позднее пяти дней со дня поступления осуществляет подготовку извещения и документации о проведении определения поставщика. Контрактная служба вправе запрашивать дополнительные документы в ходе рассмотрения заявки — указанный срок не включает в себя время доработки и (или) исправления заявки на закупку инициирующим подразделением.

18. Разработанная Контрактной службой документация о закупке согласовывается руководителем подразделения — инициатора закупки и утверждается руководителем Заказчика.

19. В том случае, если при заключении контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения исполнения контракта были предоставлены в залог денежные средства, возврат таковых средств осуществляется отделом финансового и бухгалтерского учета Заказчика по исполнению договорных обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

20. Ответственность за своевременность и достоверность информации об исполнении контракта в части оплаты и возврата обеспечения исполнения контракта несет отдел финансового и бухгалтерского учета Заказчика.

21. Ответственность за сроки исполнения контракта несет структурное подразделение Заказчика, инициировавшее проведение процедуры определения поставщика.

22. Отдел финансового и бухгалтерского учета ежемесячно представляет сводные данные о контрактах и дополнительных соглашениях в Контрактную службу для осуществления контроля за совокупным годовым объемом.

23. Контрактная служба осуществляет полное информационное обеспечение комиссий по осуществлению закупок, своевременно представляет председателям комиссий необходимые документы (извещения, документации, проекты контрактов, приглашения принять участие в закупках, журналы регистрации заявок, заявки на участие), получает у председателей комиссий протоколы, подлежащие направлению и (или) размещению в ЕИС. Сотрудники Контрактной службы, назначаемые руководителем, присутствуют на заседаниях комиссий по осуществлению закупок.

IV. Ответственность сотрудников контрактной службы

24. Любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном Законом о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) должностных лиц Контрактной службы.

Иные лица (физические или юридические лица, общественные объединения или объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль) могут подать в контрольный орган только заявление (обращение) о признаках нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.

25. Руководитель Контрактной службы и сотрудники несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ в части функций и полномочий, возложенных на них настоящим Положением.

26. Руководитель Контрактной службы и сотрудники несут материальную ответственность за ущерб, причиненный Заказчику в результате их неправомерных действий.

Права и обязанности заказчика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *