Подписание контракта по 44

Содержание

Заключение контракта

Контракт заключается на условиях, которые указаны в извещении и документации об аукционе по цене, предложенной победителем электронного аукциона. В случае заключения государственного или муниципального контракта с иным eчастником (при уклонении победителя аукциона от заключения государственного контракта) — по цене, предложенной таким участником.

В установленные законом сроки с момента публикации на сайте ЭТП протокола подведения итогов необходимо разместить на площадке проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником в проект контракта. Контракт прилагается к документации об электронном аукционе. Проект контракта размещается без подписи заказчика.

После подведения итогов в разделе «Аукционы» столбца «Операции» появится гиперссылка «Контракты», нажатие на которую предоставляет доступ к операциям с контрактами.

Чтобы опубликовать проект контракта, в строке, соответствующей аукциону, нажмите на гиперссылку «Контракты». Откроется страница «Проект контракта».

Если победителем в торгах является участник, внесенный в РНП, в блоке «Информация об аукционе» в строке: «участник закупки, признанный победителем в торгах по данному лоту» появятся следующие подсказки: . При наведении на восклицательный знак всплывающее появится окно, которое информирует, что участник внесен в РНП. При нажатии на «лупу» осуществляется переход на сайт ЕИС в раздел РНП, содержащий информацию об указанном участнике.

Нажмите на кнопку «Загрузить новый проект», чтобы прикрепить файл проекта контракта, после чего нажмите на кнопку «Обзор», выберите необходимый документ, далее нажмите «Загрузить файл». Появится уведомление об успешной загрузке файла. Далее нажмите кнопку «Опубликовать проект».

Откроется поле подтверждения публикации проекта контракта. Нажмите кнопку «Подписать». Откроется диалоговое окно со списком сертификатов ЭП. Выберите необходимый сертификат и нажмите на кнопку «ОК».

В случае успешного завершения операции появится соответствующее уведомление.

В случае если победитель аукциона уклонился от заключения контракта, право заключить контракт переходит к следующему участнику. Однако данный участник может отказаться. В этом случае аукцион будет перемещен в архив.

После публикации проекта контракта участнику электронного аукциона, с которым заключается контракт, автоматически направляется текущая версия проекта контракта.

Система уведомляет о регламентированных сроках направления проекта контракта. В случае наличия разногласий по проекту контракта участник закупки, с которым заключается контракт, направляет оператору электронной площадки протокол указанных разногласий.

По факту подписания проекта контракта участником закупки, признанного победителем электронного аукциона, а также после прикрепления документа об обеспечении исполнения контракта, заказчик подписывает проект контракта своей ЭП, нажав на кнопку «Подписать».

Контракт и документы об обеспечении исполнения контракта становятся доступны заказчику в установленные законом сроки. Чтобы подписать контракт, нажмите на кнопку «Подписать контракт» в блоке «Подписанные заказчиком проекты контракта».

Если по данной процедуре вы затребовали предоставление документов об обеспечении исполнения контракта и у вас имеются замечания к данным документам, воспользуйтесь кнопкой «Направить замечания к обеспечению контракта». Воспользоваться данным функционалом можно только в течение срока, отведенного участнику для подписания проекта контракта.

В случае если есть необходимость внести изменения в проект контракта, в блоке «Направление контракта на доработку» нажмите на кнопку «Направить проект контракта на доработку». Воспользоваться данным функционалом можно до момента подписания контракта заказчиком.

При активации кнопки «Направить проект контракта на доработку» доступны два вида доработки проекта контракта:

  • «Публикация измененного проекта контракта» — отменяются подписи всех размещенных в карточке контракта документов, предоставляется срок на публикацию проекта контракта в течение 5 календарных дней; в случае наличия протокола разногласий — 3 рабочих дней. Срок на публикацию протокола разногласий отсчитывается со дня направления проекта контракта на доработку.
  • «Переподписание участником проекта контракта» — отменяются подписи всех размещенных после проекта контракта заказчика в карточке контракта документов. Участнику закупки предоставляется срок на публикацию проекта контракта в течение 5 календарных дней; в случае наличия протокола разногласий — 3 рабочих дней. Срок на публикацию протокола разногласий отсчитывается со дня направления проекта контракта на доработку.

После выбора одного из двух способов доработки проекта контракта, укажите причины доработки и приложите файл с описанием доработки, далее подпишите форму ЭП.

Контракт считается заключенным с момента его подписания ЭП уполномоченного пользователя заказчика. Аукцион после этого в течение суток помещается в архив.

Участник, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения государственного контракта, если такой участник в установленные законом сроки с момента получения от оператора проекта контракта, не направил оператору подписанный должным образом проект контракта, а также в случае непредоставления оператору в те же сроки должным образом подписанного документа об обеспечении исполнения контракта.

Кто должен первый подписать договор?

На практике дело обстоит так.
Разумеется, законом этот порядок не урегулирован, т.е. отдан на усмотрение сторон.
Договор считается заключенным с момента его подписания всеми сторонами, или с момента государственной регистрации договора в особых случаях.
Договоры и любые документы к ним подписывают на каждой странице — на странице подписей в специально отведенном месте, на других страницах внизу на полях.
Подумайте, почему Вам не привезли подписанный с одной из сторон готовый договор?
Вполне возможно, что до подписания Вы еще что-то вставите, или уже были такие случаи, что Вам привозили договор, а Вы потом в нем что-то меняли и договор приходилось переподписывать у другой стороны. Так что вполне возможно, это просто уловка для ускорения процесса заключения договора.
Что касается госпредприятий, то часто они диктуют поставщикам или покупателям свою волю, ссылаясь на внутренние нормы и порядок подписания договоров. По настоящий момент мне неизвестно ни одного мало-мальски законного порядка, по которому бы одна из сторон принуждалась к подписанию договорного документа первой. Это противоречит Гражданскому кодексу, декларирующему равенство сторон договора.
Многое также диктует и практика делового общения в данной отрасли, нормы делового оборота. Если в Вашей сфере «принято», что первым подписывает покупатель, а потом уже поставщик, то за этим может быть рациональное зерно. Например, вчитавшись в текст договора можно обнаружить порядок оформления документов, как-то — покупатель подписывает договор, а затем производит авансовый платеж, затем стороны договариваются о смете работ и далее в таком духе.
Все зависит от конкретной схемы и взаимоотношений с компанией. Но с точки зрения компании, для которой эта форма договора — типовая — разумеется она будет стараться, чтобы первой стороной, подписавшей договор, была другая сторона.
Ведь их собственные юристы, которые и составляли «рыбу» договора, в любом случае одобрят договор, так что риск неподписания только на Вашей стороне, что Вам что-то не понравится в договоре. Вот они и минимизируют этот риск и время до полного подписания договора, убеждая Вас сделать это первыми.

Очередность подписи на договорах подряда

ГЛАВА 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА
Статья 402. Основные положения о заключении договора
1. Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
2. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Статья 403. Момент заключения договора
1. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
2. Если в соответствии с законодательством для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (статья 225).
3. Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, а при необходимости нотариального удостоверения и регистрации – с момента регистрации договора, если иное не предусмотрено законодательными актами.
4. Договор, заключаемый на бирже, считается заключенным с момента, определенного законодательством, регулирующим деятельность такой биржи, или правилами, действующими на бирже.
Статья 404. Форма договора
1. Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если настоящим Кодексом и иными актами законодательства для договоров данного вида не установлена определенная форма.
Если законодательством для данного вида договора не требуется нотариальной формы, но стороны договорились заключить его в такой форме, то договор считается заключенным с момента придания ему нотариальной формы.
Если законодательством для данного вида договора не требуется письменной (простой или нотариальной) формы, но стороны договорились заключить его в простой письменной форме, то договор считается заключенным с момента придания ему простой письменной формы.
2. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
3. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в соответствии с пунктом 3 статьи 408 настоящего Кодекса.
Статья 405. Оферта
1. Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Оферта должна содержать существенные условия договора.
2. Оферта связывает направившее ее лицо с момента получения ее адресатом. Если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, она считается неполученной.
Статья 406. Безотзывность оферты
Полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано.
Статья 407. Приглашение делать оферты
1. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.
2. Публичной офертой признается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.
Статья 408. Акцепт
1. Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.
Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
2. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из законодательства или соглашения сторон.
3. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.д.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законодательством или не указано в оферте.
Статья 409. Отзыв акцепта
Если извещение об отзыве акцепта поступило лицу, направившему оферту, ранее или одновременно с самим акцептом, акцепт считается неполученным.
Статья 410. Заключение договора на основании оферты, содержащей срок для акцепта
Когда в оферте определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, в пределах указанного в ней срока.
Статья 411. Заключение договора на основании оферты, не содержащей срока для акцепта
1. Когда в письменной оферте не определен срок для акцепта, договор считается заключенным, если акцепт получен лицом, направившим оферту, до окончания срока, установленного законодательством, а если такой срок не установлен, – в течение нормально необходимого для этого времени.
2. Когда оферта сделана устно без указания срока для акцепта, договор считается заключенным, если другая сторона немедленно заявила об ее акцепте.
Статья 412. Акцепт, полученный с опозданием
1. В случаях, когда своевременно направленное извещение об акцепте получено с опозданием, акцепт не считается опоздавшим, если сторона, направившая оферту, немедленно уведомит другую сторону о получении акцепта с опозданием.
2. Если сторона, направившая оферту, немедленно сообщит другой стороне о принятии ее акцепта, полученного с опозданием, договор считается заключенным.
Статья 413. Акцепт на иных условиях
Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом.
Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
Статья 414. Место заключения договора
Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту.
Статья 415. Заключение договора в обязательном порядке
1. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение об ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
2. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
3. Правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законодательством или не согласованы сторонами.
4. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Статья 416. Преддоговорные споры
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 415 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Статья 417. Заключение договора на торгах
1. Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
2. В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени.
3. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или иных актах законодательства, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
4. Торги (тендер) проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организаторами торгов, предложило лучшие условия.
5. Аукцион и конкурс, для участия в которых не было подано ни одной заявки (заявления), либо подана одна заявка (заявление), либо никто не явился, либо в иных случаях, установленных законодательными актами, признаются несостоявшимися.
Если аукцион по продаже имущества признан несостоявшимся в силу того, что заявка (заявление) на участие в нем подана только одним участником, предмет аукциона продается этому участнику при его согласии по начальной цене, увеличенной на пять процентов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
При поступлении заявки (заявления) на участие в конкурсе по продаже имущества только от одного участника и соответствии его предложений условиям конкурса продажа предмета конкурса этому лицу производится на предложенных им условиях, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
6. Правила, предусмотренные настоящим Кодексом, применяются к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решений суда, если иное не предусмотрено гражданским процессуальным законодательством.
Статья 418. Организация и порядок проведения торгов
1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
2. Если иное не предусмотрено законодательством, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение о проведении торгов размещается в печатных средствах массовой информации, при этом информация об объявленном аукционе (конкурсе) и предмете аукциона (конкурса) дополнительно размещается в глобальной компьютерной сети Интернет в порядке, установленном законодательными актами. Извещение должно содержать в любом случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
В случае, если предметом торгов является только право заключения договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.
3. Если иное не предусмотрено законодательством или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от конкурса – не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашаемым им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.
4. Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении, в счет исполнения обязательств по договору, который может быть заключен на торгах.
Участнику, не выигравшему торги, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, задаток должен быть возвращен в течение пяти рабочих дней со дня проведения аукциона (конкурса). Участнику, выигравшему торги, или лицам, указанным в частях второй и третьей пункта 5 статьи 417 настоящего Кодекса, сумма внесенного задатка учитывается в счет исполнения обязательств по договору, заключаемому на торгах.
5. Участник, выигравший торги, или лица, указанные в частях второй и третьей пункта 5 статьи 417 настоящего Кодекса, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона (конкурса) протокол, который имеет силу договора.
Если по условиям торгов разыгрывается только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола, если иное не предусмотрено законодательными актами.
В случае отказа или уклонения участника, выигравшего торги, или лиц, указанных в частях второй и третьей пункта 5 статьи 417 настоящего Кодекса, от подписания протокола и (или) договора, оформляемого по результатам аукциона (конкурса), возмещения затрат на организацию и проведение аукциона (конкурса), а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, внесенный ими задаток возврату не подлежит. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить участнику, выигравшему торги, или лицам, указанным в частях второй и третьей пункта 5 статьи 417 настоящего Кодекса, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.
В случае уклонения от заключения договора одной из сторон другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
6. Законодательными актами может устанавливаться иной порядок организации и проведения торгов.
Статья 419. Последствия нарушения правил проведения торгов
1. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
2. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Статья 54. Заключение контракта по результатам конкурса

1. По результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.

2. Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

3. В течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признаётся уклонившимся от заключения контракта.

4. При уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причинённых уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер.

5. Проект контракта в случае согласия участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, заключить контракт составляется заказчиком путем включения в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации, условий исполнения контракта, предложенных этим участником. Проект контракта подлежит направлению заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя конкурса уклонившимся от заключения контракта. Участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанными экземплярами контракта этот участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта.

6. Непредоставление участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, заказчику в срок, установленный настоящей статьёй, подписанных этим участником экземпляров контракта и обеспечения исполнения контракта не считается уклонением этого участника от заключения контракта. В данном случае конкурс признаётся несостоявшимся.

7. В течение десяти дней с даты получения от победителя конкурса или участника конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, подписанного контракта с приложением документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения контракта, заказчик обязан подписать контракт и передать один экземпляр контракта лицу, с которым заключён контракт, или его представителю либо направить один экземпляр контракта по почте лицу, с которым заключён контракт. В случае, если заказчик не совершил предусмотренные настоящей частью действия, он признаётся уклонившимся от заключения контракта. При уклонении заказчика от заключения контракта с победителем конкурса или участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, этот победитель или этот участник вправе обратиться в суд с иском о понуждении заказчика заключить контракт и о взыскании с заказчика убытков, причинённых уклонением заказчика от заключения контракта.

8. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, возвращаются победителю конкурса в сроки, предусмотренные частью 8 статьи 44 настоящего Федерального закона.

9. В случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьёй сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии таких судебных актов или таких обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьёй сроков приостанавливается на срок исполнения таких судебных актов или срок действия таких обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае отмены, изменения или исполнения таких судебных актов либо прекращения действия таких обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днём отмены, изменения или исполнения таких судебных актов либо прекращения действия таких обстоятельств.

На какие нормы следует прежде всего ориентироваться при заключении контракта по результатам электронного аукциона в случае, когда победитель аукциона размещает протокол разногласий, продлевая общий срок процедуры заключения контракта, изложенный в ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ таким образом, что этот срок превышает предельный для заключения контракта срок, установленный п. 4 ст. 528 ГК РФ (контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения торгов)?
Можно ли считать, что при исчислении сроков для размещения подписанного проекта контракта/признания победителя уклонившимся имеет значение, что подписанный проект контракта размещен тогда, когда работник заказчика (либо сама организация) завершил свою работу (то есть, например, рабочий день закончился в 18.00, тогда как до окончания времени фактической работы торговой площадки — 23.00 — еще есть время)?

15 января 2018

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Нормы законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, как специальные, имеют приоритет перед общими нормами гражданского законодательства.
Относительно окончания времени совершения действий в течение последнего дня срока при заключении контракта по итогам электронного аукциона существуют различные толкования норм законодательства.

Обоснование позиции:
1. Прежде отметим, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) носят специальный характер по отношению в общим нормам гражданского законодательства (Гражданского кодекса РФ), а соответственно, пользуются приоритетом (смотрите определение Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 N 199-О, а также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона регламентирован ст. 70 Закона N 44-ФЗ.
Как указано в ч. 2 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, в течение 5 дней с даты размещения в единой информационной системе (далее — ЕИС) предусмотренного ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ протокола подведения итогов электронного аукциона заказчик размещает в ЕИС без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации, цены контракта, предложенной участником, с которым заключается контракт, и информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке участника. Обращаем внимание, что здесь, в отличие от некоторых приводимых ниже норм, нет оговорки о том, какие именно дни имеются в виду, полагаем очевидным, что по умолчанию следует считать, что речь идет о календарных днях.
Далее, если у победителя аукциона отсутствуют разногласия по проекту контракта, размещенному заказчиком в ЕИС, победитель аукциона в силу ч. 3 ст. 70 Закона N 44-ФЗ в течение 5 дней (очевидно также календарных) с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта размещает в ЕИС проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя.
В случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному заказчиком в ЕИС, согласно ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ победитель аукциона размещает в ЕИС протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя аукциона. В этом протоколе указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим объявленным условиям аукциона, с указанием соответствующих положений данных документов. Отметим, что документ, поименованный как «протокол разногласий» к проекту контракта, содержание которого не соответствует этим требованиям, в частности, при отсутствии в нем замечаний к проекту контракта, по существу протоколом разногласий не является (постановления Пятнадцатого ААС от 12.10.2015 N 15АП-15414/15, Седьмого ААС от 09.10.2015 N 07АП-8838/15).
Срока для размещения победителем протокола разногласий ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ формально прямо не установлено. По мнению ФАС России, изложенному в п. 1 письма от 17.09.2014 N АЦ/37487/14, из совокупности положений ч.ч. 4 и 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ следует, что срок для размещения победителем аукциона в ЕИС протокола разногласий составляет 13 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона. Однако из буквального прочтения ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ можно сделать вывод, что если по истечении срока для размещения победителем аукциона подписанного им без разногласий проекта контракта не будет размещен ни такой проект контракта, ни протокол разногласий, победитель должен считаться уклонившимся от заключения контракта. Поэтому нам представляется, что для размещения протокола разногласий должен применяться тот же срок, что и для размещения подписанного победителем аукциона проекта контракта — в течение 5 календарных дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта.
В течение 3 рабочих дней с даты размещения победителем в ЕИС первого протокола разногласий, как указано в ч. 5 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в ЕИС доработанный проект контракта либо первоначальный проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя аукциона.
После этого согласно ч. 6 ст. 70 Закона N 44-ФЗ победитель аукциона в течение 3 рабочих дней размещает в ЕИС подписанный им проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, или протокол разногласий.
В силу ч. 7 ст. 70 Закона N 44-ФЗ в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС подписанного победителем контракта проекта контракта и предоставления им обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить подписанный им контракт в ЕИС.
Анализ приведенных норм показывает, что законодатель предполагает, что разногласия по условиям контракта будут разрешены после совершения предусмотренных законом действий в установленные для их осуществления сроки. Сложение же всех таких сроков (с учетом того, что 9 рабочих дней, отводимых на урегулирование разногласий и подписание контракта, при отсутствии в данном периоде праздничных рабочих дней может быть эквивалентно 11-13 календарным дням) показывает, что подписание контракта в соответствии с этой процедурой предполагается не позднее 21-24 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
Вместе с тем видно также, что ч. 6 ст. 70 Закона N 44-ФЗ в принципе допускает выдвижение победителем аукциона не одного, а, как минимум, двух, протоколов разногласий (смотрите также постановление АС Поволжского округа от 21.10.2016 N Ф06-12305/16, п. 2 разъяснений, данных в письме Минэкономразвития России от 08.04.2015 N Д28и-982), не предусматривая, однако, каких-либо действий заказчика в этом случае. Полагаем, что в таком случае должен применяться тот же порядок действий и те же сроки для их совершения, что и при размещении в ЕИС победителем аукциона первого протокола разногласий (косвенно это подтверждается п. 4 разъяснений, данных в письме Минэкономразвития России от 08.04.2015 N Д28и-982).
Тем не менее следует учитывать, что согласно ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ победитель аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные ст. 70 Закона N 44-ФЗ, он не направил заказчику подписанный им проект контракта, или направил протокол разногласий по истечении 13 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона, или не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 Закона N 44-ФЗ (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на 25% и более от начальной (максимальной) цены контракта). Поскольку в данной норме также нет оговорки о том, что имеются в виду рабочие дни, полагаем, что по умолчанию следует считать, что речь идет о календарных днях.
Из приведенных норм в совокупности следует, что, допуская наличие разногласий по условиям контракта между заказчиком и победителем аукциона, законодатель ограничивает срок для их урегулирования, устанавливая предельный срок для размещения победителем аукциона в ЕИС протокола разногласий, поскольку ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой победитель аукциона, направивший протокол разногласий по истечении названного срока, признается уклонившимся от заключения контракта, не делит протоколы разногласий на первый и последующие. Законом N 44-ФЗ вообще не ограничено количество протоколов разногласий, которые победитель аукциона вправе разместить в ЕИС в ходе заключения контракта, а в том случае, если стороны будут выполнять действия раньше предусмотренных нормами ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ сроков, обменов протоколами разногласий и проектами контрактов может быть более двух. Однако представляется, что последний протокол разногласий должен быть размещен не позднее 13 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона. Сказанное подтверждается судебной практикой (постановления АС Московского округа от 21.07.2015 N Ф05-8470/15 (определением ВС РФ от 18.11.2015 N 305-КГ15-14398 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании СК по экономическим спорам ВС РФ), АС Западно-Сибирского округа от 14.07.2015 N Ф04-21175/15, Двенадцатого ААС от 16.11.2015 N 12АП-10871/15).
Следует учесть, что после размещения в ЕИС победителем аукциона последнего возможного протокола разногласий у заказчика будет еще 3 рабочих дня для рассмотрения протокола разногласий, учета его положений или отклонения и размещения в ЕИС проекта контракта, а у победителя аукциона — единственный вариант подписания в течение 3 рабочих дней проекта контракта и размещения его в ЕИС, поскольку в случае направления нового протокола разногласий он будет однозначно считаться уклонившимся от заключения контракта. После чего заказчик должен будет разместить подписанный контракт в ЕИС в течение еще 3 рабочих дней.
В таком случае общий срок подписания контракта составит 24-26 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
Указанные сроки действительно превышают установленные п. 4 ст. 528 ГК РФ для заключения государственного или муниципального контракта по результатам торгов — не позднее 20 дней со дня проведения торгов, хотя и незначительно (представляется очевидным, что завершением торгов должно считаться подведением их итогов, фиксируемое в данном случае в протоколе подведения итогов электронного аукциона).
С учетом приведенного принципа приоритета специальных норм над общими заключить, что нормы ст. 70 Закона N 44-ФЗ допускают возможность заключения контракта по результатам участия в электронном аукционе за пределами двадцатидневного срока, предусмотренного ч. 4 ст. 528 ГК РФ (смотрите аналогичный вывод в решении Ульяновского областного суда от 13.10.2016 по делу N 7-460/2016, решение УФАС по Тульской области от 26.05.2015 N 04-07/62-2015, постановление Восьмого ААС от 12.10.2015 N 08АП-9894/15).
2. Поскольку Закон N 44-ФЗ не регулирует вопросов исчисления сроков, по данному вопросу также следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ. Правила исчисления сроков предусмотрены главой 11 ГК РФ. Разъяснения, признающие применение правил, установленных этой главой, к отношениям по закупкам в соответствии с Законом N 44-ФЗ, даются в письмах Минэкономразвития России от 07.12.2015 N Д28и-3561, от 16.12.2016 N Д28и-3518, от 22.01.2016 N Д28и-88, от 01.06.2015 N Д28И-1449, от 08.04.2015 N Д28и-982, смотрите также решения ФАС России от 25.01.2016 N К-85/16, от 17.01.2017 N К-38/17.
Согласно п. 1 ст. 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. При этом если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Однако при применении этой нормы к процессу заключения контракта по итогам электронного аукциона возникают определенные вопросы, которые приводят к неоднозначности ее толкования в правоприменительной практике.
С одной стороны, как отмечено в решении УФАС по Тульской области от 26.05.2015 N 04-07/62-2015, положениями ст. 70 Закона 44-ФЗ, регламентирующей порядок заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона, не закреплено, что заключение контракта или какие-либо иные действия, связанные с заключением контракта, должны осуществляться в организации заказчика. Формально это абсолютно правильно: процедура проведения электронного аукциона предполагает проведение торгов на электронной площадке — не в организации заказчика. Соответственно, должно применяться общее правило, предусмотренное п. 1 ст. 194 ГК РФ, то есть предусмотренное действие (например, размещение победителем аукциона подписанного им проекта контракта в ЕИС) должно совершаться до 23:59:59 последнего дня срока. Данная точка зрения отражена в постановлении Третьего ААС от 07.07.2017 N 03АП-3388/17, постановлении АС Московского округа от 28.10.2016 N Ф05-16447/16.
Отметим, что практическое применение такого толкования в любом случае встречает трудности, связанные даже с чисто природными факторами — протяженностью нашей страны и наличием в связи с этим в ней множества часовых поездов. Так, например, в постановлении АС Дальневосточного округа от 04.03.2016 N Ф03-620/16 суд пришел к выводу, что соответствующие действия должны совершаться с учетом часового пояса заказчика.
С другой стороны, как указывается в постановлении АС Северо-Западного округа от 19.01.2017 N Ф07-12462/16, «победитель аукциона, совершая действия в пределах временного интервала, указанного электронной площадкой, должен был логично допускать осуществление операций подобным образом и со стороны Комитета». В данном случае суд принял во внимание, что у заказчика было установлено определенное рабочее время для приема корреспонденции, и счел решение заказчика о признании победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта по истечении этого времени в последний день срока для размещения победителем в ЕИС подписанного им проекта контракта.
В связи с этим следует заметить, что в правоприменительной практике существует даже такая позиция, согласно которой направление документов в последний день процессуального срока, установленного законодательством для подписания проекта контракта, является самонадеянным, поскольку победитель контракта в любом случае должен предвидеть наступление вредных последствий в виде незаключения контракта, поскольку фактически необходимые документы поступают в адрес заказчика за пределами рабочего времени в его организации. В такой ситуации реальная возможность заключения контракта без нарушения процессуальных сроков фактически отсутствует. Тем более это касается совершения действий в последние часы последнего дня срока. Эта позиция отражена в решения УФАС по Омской области от 26.01.2016 N 03-10.1/14-2016, N 03-10.1/14-2015, постановлении АС Северо-Кавказского округа от 28.01.2015 N Ф08-10528/14, постановлении АС Поволжского округа от 25.04.2017 N Ф06-19130/17.
Обе позиции имеют под собой формальные нормативные и логические обоснования и трудно отдать предпочтение одной из них. Полагаем, что некоторая неопределенность в этом вопросе сохранится до обобщения практики на уровне высших судебных инстанций или внесения изменения в законодательство.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Порядок подписания государственного контракта с победителем тендера регламентировано положениями 44-ФЗ «О контрактной системе». Сторонам следует строго придерживаться сроков и алгоритма подписания договора.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Срок подписания контракта в зависимости от формы закупки

Нарушение сроков для подписания государственного контракта является одним из наиболее часто встречающихся нарушений, которые допускают победители закупок. Такие нарушения могут стать веским основанием для отказа заказчика от подписания контракта. Оспорить его будет практически невозможно.

Неподписание договора в установленные сроки будет приравнено к уклонению поставщика от подписания договора, а это практически гарантирует ему попадание в реестр недобросовестных поставщиков и закрывает дальнейший доступ к сфере госзакупок.

Сам контракт готовится заказчиком еще на этапе подготовки закупочной документации и в обязательном порядке включается в нее. В нем прописываются существенные условия по 44-ФЗ и дополнительные – по усмотрению заказчика.

После того как закупочная процедура состоялась, и был определен победитель, госконтракт дополняется новыми условиями: наименованием и реквизитами исполнителя по договору, ценой и сроками исполнения контракта и пр.

Сроки для подписания госконтракта напрямую зависят от способа выбора подрядчика, который был избран заказчиком. Если победитель закупки был выбран по результатам проведения открытого конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса, контракт заключается на ранее, чем через 10 дней после подписания и размещения в ЕИС итогового протокола, но не позднее 20 дней.

В случае закупок через закрытый конкурс сроки подписания контракта начинают отсчитываться с даты формирования итогового протокола (в открытом доступе в ЕИС он не публикуется). В обязанности поставщика входит необходимость подписания и передачи заказчику всех экземпляров госконтракта в течение 10 дней.

Когда закупка проводилась через электронный аукцион, то сроки для подписания контракта с победителем составляют 5 дней с даты размещения заказчиком проекта госконтракта в ЕИС. В указанные сроки победитель электронной закупки подписывает контракт, размещает его в открытом доступе и предоставляет обеспечение по госконтракту. Еще 5 дней отводится на постановку подписи в документе заказчиком и размещение договора в ЕИС.

В случае проведения закрытого аукциона (в том числе в электронной форме) сроки для подписания контракта устанавливаются непосредственно в документах о закрытом аукционе, но не менее 10 дней с даты подписания итогового протокола.

При проведении закупки через запрос котировок на сумму до 500 тыс. р. победитель предоставляет экземпляры госконтракта в сроки, которые определены извещением о госзакупках. Согласно 44-ФЗ, контракт подлежит заключению не ранее, чем через 7 дней после размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, но не позднее 20 дней.

Госконтракт, подписанный через запрос предложений, заключается не ранее 7 дней после того, как в ЕИС был размещен итоговый протокол, и не позднее 20 дней после того, как он был подписан.

Порядок подписания

Процедура подписания госконтракта состоит из следующих этапов:

  1. Заказчик направляет участнику проект договора. Он должен полностью соответствовать тексту контракта, который был опубликован в составе закупочной документации и дополнен сведениями о победителе закупки и предложенными им условиями исполнения обязательств.
  2. Победитель закупки знакомится с текстом договора и проверяет его на предмет несоответствий, технических ошибок, опечаток.
  3. Победителем вносится обеспечение по госконтракту.
  4. Подписывается договор и передается заказчику в установленные сроки.
  5. Заказчик по 44-ФЗ может подписать договор со своей стороны только после того, как это сделал подрядчик.
  6. Когда заказчик подписал договор со своей стороны, договор вступает в юридическую силу.

В случае если в установленные сроки заказчик так и не получил свой экземпляр договора, подрядчик считается уклонившимся. В данном случае заказчик вправе не возвращать победителю закупки обеспечение по заявке на участие в закупке, если такое было внесено.

Также заказчик наделен правом обращения в судебные инстанции для возмещения издержек, которые были связаны с уклонением победителя от договора и не были покрыты внесенным обеспечением.

Заказчик может подписать контракт с участником госзакупки, которой был присвоен второй номер. У такого участника также будет определенное время на ознакомление с проектом договора, внесение обеспечения и подписания контракта участником.

В этом случае заключение договора с участником, который занял второе место, будет происходить по следующему алгоритму:

  1. Заказчик формирует протокол об уклонении участника закупки от подписания контракта. В протоколе содержится информация о закупке и ссылка на статью в 44-ФЗ, согласно которой, участник признается уклонившимся. Он размещается в ЕИС в течение рабочего дня.
  2. Заказчик передает сведения об уклонисте в реестр недобросовестных поставщиков.
  3. Предложение о заключении контракта участнику, который занял второе место, заказчику следует направить в сроки, которые не превышают сроки направления контракта победителю в зависимости от вида закупки.
  4. Поставщик при согласии направляет заказчику подписанный со своей стороны экземпляр договора.

В случае выявления несоответствий участником закупки в формате электронного аукциона при ознакомлении с договором ему следует направить заказчику протокол разногласий. У заказчика будет три дня на ознакомление с протоколом и на размещение в ЕИС доработанного проекта контракта или отказ от изменений, но с обязательным указанием причин отказа в письменной форме.

В 44-ФЗ предусмотрена обязанность поставщика внести обеспечение исполнения госконтракта. Оно может быть внесено в денежной форме через перечисление денежной суммы на счет заказчика или в виде банковской гарантии. Сумма определяется заказчиком по своему усмотрению с учетом начальной максимальной цены контракта.

Параметры обеспечения включаются в закупочную документацию и участнику стоит внимательно с ними ознакомиться. Непредоставление обеспечения приравнивается к отказу участника от подписания контракта.

Подписание госконтракта победителем закупки фактически означает то, что он согласен со всеми условиями, которые содержатся в данном документе. Поэтому стоит внимательно с ним ознакомиться перед тем, как подписать. В частности, поставщику стоит убедиться в корректности следующей информации:

  1. Цена по госконтракту соответствует стоимости работ и услуг, которые были согласованы с госзаказчиком при проведении закупки. Здесь должна фигурировать та цена, которую предложил участник закупочных мероприятий и которая была признана наилучшей. Если стоимость по госконтракту ниже, то совсем необязательно, что заказчик внеправовыми способами стремится ее уменьшить. Ошибки вполне могут быть непреднамеренными и обусловлены невнимательностью.
  2. Порядок оплаты по договору: в какие сроки и в каком размере должен быть перечислен аванс; каким образом будут оплачиваться выполненные промежуточные этапы работ и как предполагается перечислить окончательный платеж по госконтракту.
  3. Порядок приемки работ заказчиком: в какие сроки заказчик обязан принять работы или отказаться от их приемки.
  4. В какие сроки перечисляется окончательная оплата после того, как был подписан передаточный акт, и когда заказчик должен вернуть обеспечение, внесенное в денежной форме.
  5. Порядок предоставления гарантий поставщиком.
  6. Ответственность сторон за нарушение существенных условий контракта, условия начисления пени и штрафов. Часто заказчики необоснованно завышают размер штрафов и пени. Поставщику следует убедиться, что они соответствуют требованиям Постановления Правительства №1063 от 2013 года.
  7. Сроки выполнения работ или поставки товара по контракту. Если они были указаны неправильно, то это может привести к невозможности выполнения работ по контракту в установленные временные рамки и к возникновению необоснованных претензий у заказчика.
  8. Соответствие условий госконтракта технической документации, предоставленной заказчиком при проведении закупки.

Внимательное изучение проекта договора позволит сторонам избежать спорных ситуаций в дальнейшем.

Особенности подписания при наличии разногласий

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

При наличии разногласий после ознакомления с контрактом поставщик может направить заказчику протокол разногласий. Этот документ оформляется только при проведении закупки через электронный аукцион. Протоколы разногласий по 44-ФЗ следует отличать от документа, который составляется по нормам ГК (ст. 445, 507).

По 44-ФЗ протокол разногласий является более узким понятием, которое применимо исключительно к аукциону в электронной форме по ст. 70 44-ФЗ. В рамках других закупок протокол разногласий не формируется и не предусмотрен. Этот документ составляется в произвольной форме и размещается через личный кабинет в ЕИС.

Протокол разногласий поставщику допускается оформить в следующих целях:

  1. Для того чтобы затребовать исправление положений договора, которые не соответствуют извещению о проведении аукциона и поданной заявке.
  2. Для изменения реквизитов поставщика (если с момента подачи заявки на участие они были изменены).
  3. Для исправления допущенных заказчиком опечаток, грамматических ошибок, технических недочетов и неточностей.

Важно учитывать, что включать в протокол разногласий требования об изменении существенных договорных условий недопустимо.

При наличии разногласий между сторонами контракт подписывается в следующем порядке:

  1. Победитель электронного аукциона выявляет ошибки и несоответствия в полученном им проекте контракта.
  2. Он составляет протокол разногласий с использованием функционала личного кабинета. В протоколе разногласий отображаются спорные условия контракта с указанием на пункты аукционной документации и заявки победителя с выявленными несоответствиями. Все положения протокола должны иметь обоснование.
  3. Подписывается протокол разногласий с усиленной ЭЦП лица, которое уполномочено подписывать такую документацию.
  4. Он размещается в ЕИС вместо подписанного проекта контракта. Отсканированную копию документа отправлять заказчику не нужно.
  5. Заказчику по ч. 5 ст. 70 44-ФЗ отводится три дня с даты размещения протокола в ЕИС на ознакомление с ним и принятие одного из решений. Если он согласен с замечаниями, то должен доработать проект контракта и направить его победителю аукциона на подписание. В любом случае поставщик должен поставить свою подпись в контракте первым. Если заказчик посчитал замечания из протокола необоснованными, то он направляет неизмененный проект договора с указанием причин, по которым не посчитал нужным признать требования поставщика правомерными.
  6. У поставщика будет три дня на подписание контракта, размещение его в ЕИС и передачу заказчику документов, подтверждающих внесение обеспечения.
  7. В течение 3 дней заказчику следует подписать контракт и направить его участнику с использованием функционала электронной площадки.

Таким образом, для успешного подписания контракта поставщиком ему следует придерживаться сроков для передачи своего экземпляра документа заказчику, изучить присланный ему проект контракта на предмет технических неточностей и несоответствий. Для каждой формы закупки по 44-ФЗ предусмотрены свои предельные сроки для подписания госконтракта после выбора победителя. Если поставщик в них не укладывается, то ему грозит попадание в реестр недобросовестных поставщиков и ограничение дальнейшего участия в закупках. Когда поставщик, выбранный в результате электронного аукциона, обнаружил неточности в присланном ему договоре, то он вправе направить заказчику протокол разногласий.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Как правильно считать дату заключения госконтракта?

Изменения Закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» привели к тому, что начиная с 1 июля 2018 года заключение контрактов по результатам электронных процедур должно проводиться в соответствии с новыми требованиями — по статье 83.2 Закона №44-ФЗ.

По факту проведения электронной процедуры контракт подписывается Заказчиком в установленные сроки — не ранее 11-того дня и не позднее 20-го дня от даты публикации итоговых протоколов по электронной процедуре на электронной площадке. Следующим действием Заказчика является размещение подписанного контракта в Единой информационной системе в сфере закупок — в «Реестре контрактов, заключенных заказчиками». Закон №44-ФЗ установил срок для такого размещения – в течение 3 (трех) рабочих дней от даты подписания контракта (часть 7 статьи 83.2 Закона №44-ФЗ).

Действующая редакция Закона о государственных и муниципальных закупках говорит о том, что контракт считается заключенным не с даты его подписания на электронной площадке (!), а с момента размещения контракта Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок в Реестре контрактов (часть 8 статьи 83.2 Закона №44-ФЗ).

Согласно требованиям Закона №44-ФЗ по результатам электронных процедур проект контракта подписывается, в первую очередь, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), затем подписывается Заказчиком. День подписания Заказчиком контракта на электронной площадке является именно «днем подписания контракта», но никак не «днем заключения контракта».

Что это значит для сторон, заключивших контракт? Как заказчикам и участникам закупки корректно считать сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг?

Рассмотрим пример заключения контракта на выполнение работ со сроком «в течение 20 (двадцати) календарных дней от даты заключения контракта». Контракт был подписан Заказчиком, к примеру, 1 августа 2018 г., а внесен в Реестр контрактов 6 августа 2018 г. (на третий рабочий день от даты подписания им контракта). Таким образом, установленный контрактом срок выполнения работ начинается именно с даты «6 августа 2018 года» и, соответственно, крайней датой выполнения работ будет являться 26 августа 2018 г.

Понимание точной даты заключения контрактов в равной степени важно как для Заказчиков (в рамках корректного выставления неустойки при просрочке поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту), так и для участников закупок («увеличенный» срок на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг может многим «сыграть на руку»).

Статья 70. Заключение контракта по результатам электронного аукциона

1. По результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьёй, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьёй 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

2. В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

3. В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

4. Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

5. В течение трёх рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.

6. В течение трёх рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.

7. В течение трёх рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.

8. С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

9. Контракт может быть заключён не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

10. Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

11. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, возвращаются победителю такого аукциона в сроки, установленные частью 6 статьи 44 настоящего Федерального закона.

12. В случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, контракт заключается только после внесения на счёт, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной таким участником цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта.

13. Победитель электронного аукциона признаётся уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьёй, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьёй 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).

14. В случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причинённых уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признаётся победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.

15. Участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным экземпляром контракта победитель такого аукциона обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, также обязан внести на счёт, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Если этот победитель уклонился от заключения контракта, такой аукцион признаётся несостоявшимся.

16. В случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьёй сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных судебных актов или данных обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьёй сроков приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае отмены, изменения или исполнения данных судебных актов или прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днём отмены, изменения или исполнения данных судебных актов или прекращения действия данных обстоятельств.

Подписание контракта по 44

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *