Банкротство естественных монополий

Содержание

Особенности банкротства естественных монополий

Под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику — субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем 500 000 рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1-3 ч. 1 ст. 94 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника — субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными настоящим Федеральным законом, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

В случае, если должником — субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, производство по делу о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.

Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника — субъекта естественной монополии банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии.

Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий.

Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

Имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом.

Обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника — субъекта естественной монополии являются:

  • согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;
  • принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;
  • наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов

  • имеют право преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 ст. 195 Федерального закона;
  • вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем 3 месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.

Перепрофилирование или закрытие производства (производств), осуществляющего производство (реализацию) товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, допускается в порядке, установленном федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Особенности банкротства субъектов естественных монополий

В данной статье автор анализирует правовые аспекты процедуры банкротства, применяемой к субъектам естественных монополий. Отдельно рассматриваются особенности отнесения должника к субъекту естественных монополий, отличия в процессе возбуждения процедуры банкротства, специальные участники такого дела о банкротстве, а также возможность приостановления производства по делу.
Хотя банкротство предприятий коммунальной сферы случается относительно редко, для коммунальщиков и других субъектов естественной монополии высокая долговая нагрузка не является чем-то необычным. Они не защищены от тех же рисков, с которыми сталкиваются другие компании в условиях экономической нестабильности. Так, согласно данным Верховного Суда Российской Федерации, в 2015 г. было подано 52 заявления о признании субъектов естественной монополии банкротом, при этом всего в пяти случаях было принято решение о признании должника банкротом. Рост к 2014 г. составил 13 %. Статистика при этом не отражает сведения о введении процедуры наблюдения в отношении таких должников.
Общественная и социально-экономическая значимость деятельности субъектов, необходимость бесперебойного функционирования являются причинами, по которым регулирование процедуры банкротства для них выделено в отдельный параграф девятой главы Федерального закона от 26 октября 2002 г. №127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). Во многом положения указанного параграфа заимствованы из Федерального закона «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», который действовал с 2002 по 2009 г.
Особенности процедуры несостоятельности таких субъектов проявляются в (1) понятии должника в процедуре, (2) критериях для возбуждения процедуры, (3) участии органов исполнительной власти на правах лица, участвующего в деле, (4) оспаривании тарифа как основании для приостановления дела, (5) особенностях внешнего управления, (6) особенностях продажи имущества. Рассмотрим некоторые из них.
Особенности отнесения должника к субъектам естественной монополии
Закон о банкротстве понимает под субъектом естественной монополии организацию, осуществляющую производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии. Это понятие почти идентично тому, что предусмотрено Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147 ФЗ «О естественных монополиях».
Отнесение той или иной организации к субъекту естественной монополии является прерогативой суда, который рассматривает поступившее заявление о банкротстве такого лица. Наиболее достоверным свидетельством отнесения должника к субъекту естественной монополии является включение должника в реестр субъектов, который ведется Федеральной антимонопольной службой. Впрочем, в этом правиле могут быть исключения: утрата характеристик субъекта естественной монополии должником, который включен в такой реестр, должна означать невозможность применения соответствующих положений Закона о банкротстве, невзирая на наличие записи в реестре о таком должнике.
Закон также не содержит правила на случай, если должник, являющийся субъектом естественной монополии, в преддверии банкротства передал имущество, с помощью которого осуществлял регулируемую деятельность, третьему лицу. Ведь долг перед кредиторами мог созреть, когда такой должник оказывал услуги в условиях естественной монополии, а производство по делу о банкротстве будет вестись уже в отношении обычного хозяйствующего субъекта. Что должно происходить в случае, если в ходе производства по делу права должника на имущество, переданное должником, с помощью которого оказываются услуги в сфере естественной монополии, будут восстановлены? По всей видимости, можно говорить о появлении оснований для пересмотра судебного акта о введении соответствующей процедуры либо о появлении оснований для непосредственного применения положений параграфа 6 главы 9 Закона о банкротстве к уже ведущимся процедурам.
Например, в ходе рассмотрения дела о банкротстве муниципального унитарного предприятия (далее МУП) городского поселения Сергиев Посад «Теплосеть», после того как конкурсный управляющий добился возврата в конкурсную массу имущественного комплекса предприятия, с помощью которого оказывались услуги по теплоснабжению1, суд первой инстанции не стал давать оценку применимым нормам к возбужденному делу, невзирая на то, что МУП фактически вновь стал монополистом.
Факт невключения юридического лица в реестр субъектов естественной монополии сам по себе также не свидетельствует об отсутствии у должника статуса субъекта естественной монополии.
Для определения наличия либо отсутствия у должника статуса субъекта естественной монополии суду необходимо установить, осуществляет ли должник деятельность в условиях естественной монополии на момент введения процедуры банкротства. При этом суд должен ориентироваться на признаки, которые установлены Законом о естественных монополиях. В частности, это осуществление деятельности в сфере, которая регулируется Законом о естественных монополиях: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; водоснабжение и водоотведение и проч. Например, оказание услуг по водоснабжению единственным предприятием в городе определенно является монопольным. Сложнее ситуация, когда в городе имеется несколько таких предприятий. Очевидно, что не всякое осуществление таких услуг может происходить монопольно. Суд должен исследовать долю рынка, занимаемую должником, является ли она доминирующей. В спорных ситуациях, когда доминирующее положение должника неочевидно, суду следует обращаться за содействием в антимонопольную службу.
Особенности возбуждения дела о банкротстве
До 2009 г. в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий» применялись следующие критерии банкротства: организация-должник считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией-должником в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника, в том числе права требования. Эти условия были практически невыполнимыми, особенно с учетом того, что размер прав требований мог произвольно увеличиваться недобросовестным должником, действующим в сговоре с иными лицами.
В настоящее время установлены следующие критерии для возбуждения процедуры: если требования кредиторов по денежным обязательствам составляют не менее чем один миллион рублей, и указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 13 части 1 статьи 94 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (п. 3 ст. 197 Закона о банкротстве).
В соответствии с указанными положениями в первую очередь производится взыскание движимого имущества, непосредственно не участвующего в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий; во вторую очередь — на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг; в третью очередь — на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг.
Судебная практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев отказом для возбуждения дела о банкротстве служит то, что кредиторы не представляют доказательств, подтверждающих обращение взыскания на имущество должника, за счет которого требования заявителя не были удовлетворены в полном объеме. Какие доказательства помимо исполнительного листа следует представлять кредиторам для того, чтобы обосновать соблюдение предусмотренного порядка? Это сведения об оценке имущества судебным приставом-исполнителем, подтверждающие, что стоимости имущества должника недостаточно для удовлетворения требований заявителя, а также то, что реализация судебным приставом-исполнителем не задействованных в производстве имущественных прав должника не позволит удовлетворить требования кредитора.
Это протоколы о признании торгов по реализации указанного имущества несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в них. Кроме того, кредитор может представить постановление об окончании исполнительного производства в отношении должника в связи с невозможностью обращения взыскания на его имущество и о возвращении взыскателю исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу решений суда.
Специальные участники дела о банкротстве
Рассмотрение дела о банкротстве должника — субъекта естественной монополии имеет предусмотренные Законом особенности, в том числе в отношении круга лиц, участвующих в деле. В силу статьи 198 Закона лицом, участвующим в деле о банкротстве должника — субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными Законом, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.
Уполномоченным органом, осуществляющим контроль и надзор за деятельностью естественных монополий, в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба. Закон о банкротстве не содержит каких-либо особенностей в статусе указанного органа, кроме одной. Так, пункт 2 статьи 201 Закона о банкротстве устанавливает, что при продаже непосредственно используемого монополистом имущества путем проведения конкурса антимонопольная служба заключает соглашение с покупателем об исполнении условий конкурса. В случае неисполнения покупателем имущества должника, положений указанного соглашения договор подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления антимонопольной службы.
Характерно, что в открытых базах отсутствуют свидетельства того, чтобы такие иски когда-либо рассматривались в судах. Более того, судебная практика отражает чрезвычайно низкую активность уполномоченных органов в деле о банкротстве таких должников.
Наличие статьи 198 Закона о банкротстве зачастую используется недобросовестными должниками для обжалования возбуждения производства по делу в связи с непривлечением органов антимонопольной службы к участию в деле. Между тем, если суд по своей инициативе не привлек антимонопольную службу к участию в деле при рассмотрении вопроса о введении в отношении должника процедуры наблюдения, это не может являться безусловным основанием для отмены судебных актов, поскольку служба может быть привлечена в дальнейшем по инициативе суда либо ходатайству лица, участвующего в деле.
Закон о банкротстве предусматривает ограниченные права Российской Федерации и ее субъектов, а также права муниципальных образований в лице соответствующих уполномоченных органов на участие в деле о банкротстве. Указанные лица вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем три месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии. В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект № 1007488_6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», который предусматривает возможность включения в состав лиц, участвующих в деле, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника. По мнению авторов проекта, присутствие в делах о банкротстве только уполномоченного федерального органа не в полной мере способно отражать интересы представителей всех уровней региональной и местной власти, поскольку взаимодействие с налоговыми органами в данном вопросе не всегда эффективно, а иногда и ограничено законодательством (например, в части защиты персональных данных).
Приостановление производства по делу
В соответствии со статьей 199 Закона о банкротстве в случае, если должником — субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, производство по делу о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.
Предусмотренный механизм задуман таким образом, чтобы должник, столкнувшийся с дефицитом денежных средств ввиду необоснованно низких тарифов на продаваемые им товары, мог приостановить процедуру банкротства на время оспаривания соответствующих актов в судах. Тем самым должник, сохраняя преимущества, появляющиеся у него при возбуждении дела о банкротстве, включая мораторий на удовлетворение требований кредиторов, может продолжать оспаривать необоснованные тарифные решения, приобретая возможность на финансовое оздоровление через отмену незаконных тарифов и возмещение неучтенных в тарифе затрат. Примечательно, что судебная практика также не содержит примеров успешного обращения должников — субъектов естественной монополии за защитой в порядке, предусмотренном статьей 199 Закона о банкротстве.

Статья опубликована на сайте журнала «Энергетика и право»: http://media.lawtek.ru/media/energy/2016/2

_____

1Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 ноября 2014 г. по делу № А4110304/10.

Субъект естественной монополии – это юрлицо, которое занимается производством и реализацией товаров, работ и услуг в условиях естественной монополии. Такое предприятие банкротится по специальным правилам, которые связаны с ценностью поставляемых товаров, работ и услуг для конечных потребителей.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Особенности банкротства естественных монополий

Российские физические и юридические лица банкротятся по правилам Гражданского кодекса и отдельного ФЗ «О несостоятельности» за номером 127.

Банкротство субъектов естественных монополий выделено в отдельный параграф 6 Главы 9 127-ФЗ. Особенностям признания финансовой несостоятельности таких компаний в части погашения долговых обязательств посвящены ст. 197-201 127-ФЗ. В частности, отличительные черты этапа внешнего управления приведены в ст. 200 127-ФЗ, конкурсного производства – в ст.201 127-ФЗ.

Право на признание компании банкротом находится в исключительной компетенции арбитражного суда.

Для того чтобы к компании применялись требования параграфа 6 Главы 9 127-ФЗ, необходимо, чтобы она была признана арбитражным судом субъектом естественных монополий. При отнесении компании к данному типу арбитражный суд руководствуется положениями ФЗ «О естественных монополиях» от 1995 года №147-ФЗ, а также сведениями из реестра субъектов естественных монополий от ФАС РФ.

На основании ст. 3 ФЗ-147 «О естественных монополиях» под естественной монополией понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение текущего спроса со стороны покупателей более эффективно при отсутствии нормальной рыночной конкуренции из-за технологических особенностей производства. Товары (работы и услуги) субъекта естественной монополии не подлежат замене, из-за чего спрос на данный товар в меньшей степени подвержен влиянию ценового фактора.

За включение и исключение компаний-монополистов из реестра монополий отвечает ФАС. Организация-должник вправе обратится в антимонопольную службу для исключения сведений о себе из реестра. Но это не гарантирует лишения ее статуса монополиста в суде: согласно сложившейся судебной практике, сам по себе факт отсутствия сведений об определенной организации в реестре не служит доказательством того, что компания не относится к субъектам монополий.

На основании ст. 4 147-ФЗ сферами деятельности субъекта естественной монополии являются:

  • передача тепловой энергии;
  • водоснабжение;
  • водоотведение и пр.

Субъект естественных монополий может заявить о своем банкротстве при его соответствии ряду признаков. Они отличаются от тех, которые применяются по отношению к иным юридическим лицам, заявляющим о своем банкротстве. В общем случае юрлицо может заявить о финансовой несостоятельности при задолженности в размере 500 тыс. р. и более, а также просрочке продолжительностью от 3 месяцев и более.

На основании п. 2 ст. 197 127-ФЗ субъекты естественных монополий считаются неспособными погасить требования кредиторов при наличии задолженности по оплате:

  • требований кредиторов в части денежных обязательств;
  • выходных пособий и зарплате для работников организации и бывших сотрудников;
  • обязательных платежей в виде налогов и сборов (перед ПФР, ФСС, ФНС).

Указанные требования по п. 3 ст. 197 127-ФЗ должны быть подтверждены отдельным исполнительным документом, который выдал суд, при этом судебным приставам не удалось погасить данные требования через процедуру взыскания имущества по ст. 94 ФЗ «Об исполнительном производстве» и указанный факт нашел документальное закрепление.

Таким образом, кредиторам по отношению к субъекту естественной монополии гораздо сложнее заявить о своих претензиях к должнику, чем в стандартном процессе банкротства. Связано это с тем, что на них накладывается обязанность предварительного прохождения процесса исполнительного производства. Кредиторы при этом должны придерживаться следующего порядка действий:

  1. Обратиться в суд для подтверждения своих требований и взыскания их в рамках исполнительного производства.
  2. Передать исполнительный документ в службу судебных приставов и дождаться начала исполнительного производства.
  3. В рамках исполнительного производства приставы обязаны заняться розыском и реализацией имущества компании.
  4. Только если по результатам исполнительного производства задолженность не удастся погасить, кредиторы вправе обратится в суд с заявлением о банкротстве.

Для подтверждения факта недостаточности имущества кредитор должен приложить к заявлению соответствующий акт, выданный службой судебных приставов.

Такой порядок действий ставит кредиторов компаний-монополистов в невыгодное положение: на процедуру исполнительного производства могут уйти годы, что снижает возможность возврата ими денежных средств.

На основании п. 2, 3 ст. 197 127-ФЗ арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве при соответствии субъекта естественных монополий таким признакам, как:

  1. Наличие непогашенной задолженности в течение 6 месяцев и более.
  2. Подтвержденные долговые обязательства в размере не менее 1 млн р.

Другой важной особенностью банкротства естественных монополий является то, что в деле участвует федеральный орган исполнительной власти, который ответственен за политику субъекта монополии (на основании ст. 198 127-ФЗ). На сегодняшний день таким органом власти является ФАС.

В п. 1 ст. 199 127-ФЗ указано, что дело о банкротстве может быть приостановлено арбитражным судом, если должник подал исковое заявление о признании недействительными нормативных актов об утверждении цен на товары и услуги, производимые монополией.

Пошаговая процедура банкротства

Процедура признания финансовой несостоятельности субъекта естественной монополии предполагает прохождение следующих этапов.

Подача заявления о банкротстве в арбитражный суд

В арбитражный суд по местонахождению должника подается заявление о признании компании банкротом. Инициировать данную процедуру вправе компания-должник, ее кредиторы или уполномоченный орган. Заявление должно содержать указание на размер задолженности, перечень кредиторов и причину возникновения долговых обязательств. Копия заявления направляется всем участника дела о банкротстве. В случае подачи заявления кредиторами должник имеет право передать арбитражному суду отзыв на него с описанием собственного видения финансовой ситуации в компании.

Рассмотрение заявления о банкротстве и введение наблюдения

При рассмотрении заявления о банкротстве суд оценивает его на обоснованность с учетом требований к подобного рода организациям. В частности, рассматривается неспособность погасить требования кредиторов в течение 6 месяцев и более и наличие совокупной задолженности от 1 млн р.

Суды отказывают в начале процесса признания финансовой несостоятельности по заявлению кредиторов в случае, если кредиторы не прошли предварительно процесс взыскания задолженности в рамках исполнительного производства. Без соответствия законодательным условиям заявление может быть отклонено или возвращено.

Если все законодательные требования к заявлению были выполнены, то суд выносит определение о введении этапа наблюдения и назначении временного управляющего. На этом этапе формируется реестр требований и проводится первое собрание кредиторов.

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление предприятия – необязательный этап банкротства. Оно вводится по инициативе компании-монополиста или собрания кредиторов. По сути, оздоровление – это рассрочка по долговым обязательствам компании.

Данный этап предполагает разработку должником плана оздоровления и графика погашения задолженности на период до 2 лет. Субъекту естественных монополий также стоит обзавестись поручителями или гарантами исполнения обязательств, что повысит шансы на одобрение судом графика погашения долга.

Если по результатам этапа финансового оздоровления проблему с просроченной задолженностью удаться решить, то суд может полностью прекратить процесс банкротства. В случае если по результатам этапа платежеспособность не была восстановлена, то вводится этап конкурсного производств или внешнего управления.

Внешнее управление

По ходатайству кредиторов в отношении должника допускается введение этапа внешнего управления. В рамках данного этапа руководство юрлица отстраняется от дел, и его полномочия передаются к профессиональному внешнему управляющему. Им разрабатывается специальный план по выводу компании из кризиса и нормализации ее платежного баланса. В комплекс мероприятий может входить закрытие непрофильных активов и нерентабельных подразделений, отказ от невыгодных сделок, продажа имущества должника и пр.

С учетом того, что субъект естественных монополий выполняет важные социальные функции, и его услуги представляют особую ценность для рядовых потребителей, в отношении работы внешнего управляющего вводятся некоторые ограничительные меры.

На основании п. 1 ст. 200 127-ФЗ управляющему запрещено прекращать обязательства субъекта монополии перед конечными потребителями. На основании п. 2 ст. 200 127-ФЗ управляющий не вправе отчуждать имущество должника, продавать его на торгах, если оно входит в единый технологический комплекс.

На основании п. 2 ст. 200 127-ФЗ к имуществу, которое представляет единый технологический комплекс, относят недвижимость, иное имущество для производства товаров, запасы сырья и расходных материалов.

На основании п. 6 ст. 201 127-ФЗ перепрофилирование нерентабельных производств или их закрытие на этапе внешнего управления допускается в порядке федерального законодательства.

В ходе внешнего управления федеральные, региональные или муниципальные власти вправе отсрочить продажу имущества должника на период до 3 месяцев в целях разработки комплекса мер по восстановлению платежеспособности компании.

Конкурсное производство

Если арбитражный суд придет к выводу, что восстановление платежеспособности компании не представляется возможным, то он вводит в ее отношении этап конкурсного производства. На данной стадии компания получает статус банкрота и по завершении процедуры ликвидируется.

На данной стадии формируется конкурсная масса из принадлежащего должнику имущества. Она в дальнейшем направляется на погашение требований кредиторов.

Особый статус компании-монополиста накладывает отпечаток на процедуру продажи принадлежащего ей имущества. Так, покупатель обязан иметь лицензию на оказание подобного рода услуг в сфере естественной монополии. Покупатель также берет на себя обязательства по договорам поставки на предприятии-банкроте. Он должен обеспечить должное качество работ и услуг и гарантировать их доступность.

Имущество должника, которое применяется для производства товаров и услуг в условиях монополии, выставляется на продажу в виде единого лота. При этом преимущественным правом покупки имущества субъекта естественной монополии обладают федеральные, региональные и муниципальные власти.

Имущество реализуется в форме конкурса, где в качестве условий выступают требования к покупателю по 127-ФЗ. Если покупатель нарушает установленные договором купли-продажи условия, то договор купли-продажи с ним расторгается, уплаченные за лот денежные средства возвращаются, а само имущество передается властям в федеральную собственность.

Таким образом, отличительной чертой субъекта естественной монополии является осуществление деятельности в условиях рынка естественной монополии. Такие компании банкротятся по особым правилам, которые перечислены в 6 параграфе Главы 9 127-ФЗ. В качестве признаков банкротства по 127-ФЗ выделяют: совокупный размер задолженности субъекта естественной монополии перед кредиторами, работниками, бюджетными и внебюджетными инстанциями составляет 1 млн р. и более, а продолжительность просрочки – 6 месяцев с даты исполнения. Кредитор должен получить у приставов исполнительный документ, подтверждающий невозможность взыскания имущества и погашения долга в рамках исполнительного производства.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Светлана Асадова Экономист Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

>Банкротство естественных монополий

Банкротство естественных монополий

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Каковы условия для банкротства субъектов естественных монополий

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ Круглые сутки и Без ВЫХОДНЫХ Дн..

  • В случае реализации активов, которое употребляется для производства и реализации продукции, субъекты РФ, также городские структуры, представляющие из себя уполномоченные органы вправе приобрести активов должника, которое было выставлено на продажу.
  • Более того, уполномоченные лица имеют право временно приостановить продажу собственности в процессе наружного управления на срок, не превосходящий 3 мес.. Процедура вероятна в тех случаях, когда уполномоченные лица будут реализовывать разработку предложений, созданных для восстановления платежеспособности должника.

Что делать далее, если имело место несостоятельность ТСЖ. Как закон защищает жильцов — читайте здесь.

Судебное дело приостанавливается до вступления в силу непризнания актов муниципальных органов.

В этом случае, если акты недействительны, суд может отрешиться признать должника несостоятельным (банкротом)

1-ый этап спецы обозначили как стратегическое планирование.

  • определение слабеньких сторон фирмы;
  • анализ возможных угроз;
  • разработка действенных мероприятий по предотвращению сложившихся заморочек.

Особенности банкротства кредитных организаций описаны тут.

Потому вам круглые сутки работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ Круглые сутки и Без ВЫХОДНЫХ Дн..

Принципиально! Отсутствие реквизитов определенного фирмы в реестрах антимонопольной службы не гласит о вероятности отнесения юридического лица к этой группе.

Принципиально! Описываемая операция – прерогатива Арбитражного суда.

Беря во внимание, что время от времени единственным путем выхода из кризиса становится организация торгов, зак-во допускает в таких случаях и этот вариант.

Но представители Фед. органа вправе остановить функцию аукциона на 3 мес..

За обозначенный срок государством вносится другая стратегия восстановления платежеспособности должника.

Если объявление торгов остается единственным разумным выбором, преимущество в покупке юридического лица отдается государству.

Однако при нежелании этого субъекта порядка участвовать в сделке, к аукциону допускаются другие покупатели.

В этой ситуации закон устанавливает точные правила для возможных монополистов.

Внимание! Рассматриваемый вариант развития событий подразумевает подписания договора меж представителями власти и покупателем.

  • анализ денежного состояния;
  • определение потенциально небезопасных для экономики причин;
  • составление стратегии выхода из кризиса.

Принципиально! Когда ситуация становится критичной, целенаправлено провести переговоры с кредиторами.

Беря во внимание, что монополии работают без конкуренции, переформирование или ликвидация таковой конторы считается сложной процедурой.

Но при соблюдении описанного чуть повыше метода и в случае с выкупом организации третьим лицом, схожий финал становится возможной мерой.

Тут клиент перепрофилирует предприятие под вид работ, который производился должником.

Очередной вариант – покупка предприятия государством. Такое решение значит финансовое оздоровление компании за экономные средства.

При этом в схожих обстоятельствах представители исполнительной власти получают преимущество перед другими игроками.

Но в обеих ситуациях закон предписывает соблюдение критерий расчета с кредиторами и сервис потребителей.

Банкротство субъекта естественной монополии

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ Для Всех Людей ПО Обозначенным НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ Либо В РЕЖИМЕ ЧАТА

Для оперативного решения вашей задачи мы советуем обратиться к квалифицированным юристам нашего веб-сайта.

Ø принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого продукта (работ, услуг) для потребителей;

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ Для Всех Людей ПО Обозначенным НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ Либо В РЕЖИМЕ ЧАТА

должника соглашение об выполнении аспект конкурса.

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ Для Всех Людей ПО Обозначенным НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ Либо В РЕЖИМЕ ЧАТА

2) во вторую очередь — на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;

Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором ублажение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции.

Несостоятельность субъектов естественных монополий Субъект естественных монополий несостоятельность Несостоятельность субъектов естественных монополий Особенности…

Для оперативного решения вашей задачи мы советуем обратиться к квалифицированным юристам нашего веб-сайта.

Банкротство организаций естественных монополий

Студенты, аспиранты, юные ученые, использующие базу познаний в собственной учебе и работе, будут для вас очень признательны.

Реформирование «естественных монополий» — одна из самых обсуждаемых в текущее время заморочек. Что все-таки все-же представляет собой естественная монополия?

Монополия (от греч. monopolia, monos — один, poleo — продаю) —

1) исключительное право (производства, торговли, промысла и т.д.), принадлежащее одному лицу, группе лиц либо государству;

3) утвержденная форма рынка, контролируемого одним либо несколькими предприятиями.

Монополия может проявляться в порядке монополии либо олигополии.

Понятие «естественная монополия» в первый раз было использовано к ситуации установления контроля за внедрением природных (естественных) ресурсов.

— услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

— услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

— услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

— услуги по использованию инфраструктуры внутренних аква путей.

3РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА О БАНКРОТСТВЕ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

внешнее управление субъектом естественной монополии.

— орган управления топливно-энергетическим комплексом;

— орган исполнительной власти субъекта РК, орган местного самоуправления по месту нахождения фирмы — должника.

Таким образом, особенности банкротства были установлены только для одной категории естественных монополистов.

Непременно, что при проведении процедур, используемых в деле о банкротстве, главную роль играет арбитражный управляющий.

-сдача теоретического экзамена по программке подготовки арбитражных управляющих;

— отсутствие судимости за совершение предумышленного злодеяния.

1. Закон РК «О банкротстве в РК» от 21 января 1997 года.

3. Ди Лоренцо Т. Миф о естественной монополии. // ЭКО. — Новосибирск, 2001. — №4. — С.81-98.

Банкротство субъектов естественных монополий: особенности дела

Неплатежеспособность предприятия становится причиной признания экономической несостоятельности такой компании. Однако в таких ситуациях ключевым моментом считается специфика функционирования фирмы. Выясним особенности банкротства субъектов естественных монополий и разберемся с нюансами подобных дел.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Начнем с уточнения определений. К рассматриваемым организациям законодательство относит субъектов, которые функционируют в условиях естественной монополии. Простыми словами, такой статус получает компания, предлагающая услуги или продукцию, доминируя в конкретной области. Подробное толкование этого термина удастся найти в ФЗ №147, который действует с 1995 года.

Причем прерогатива отнесения организации к рассматриваемой категории принадлежит судье, рассматривающему дело о банкротстве. В таких обстоятельствах решение аргументируется включением предприятия в реестры антимонопольного ведомства. Однако конечная трактовка статуса фирмы – компетенция суда, поскольку тут встречаются исключения.

К субъектам естественных монополий относят организации, которые работают при отсутствии конкурентов

Важно! Отсутствие реквизитов конкретного предприятия в реестрах антимонопольной службы не говорит о вероятности отнесения компании к этой группе.

Подобные обстоятельства возникают при передаче имущества должника третьему лицу еще до момента инициирования процедуры неплатежеспособности предприятия. По указанной причине суду требуются доказательства работы фирмы в условиях отсутствия конкуренции либо свидетельства обратного процесса.

В описанных ситуациях судья уточняет величину сегмента, которую охватывает ответчик в конкретной области занятости. По результатам анализа оглашается решение, доминирует ли фигурант дела на рынке и насколько велика такая позиция. Однако описываемая операция проводится лишь в случае функционирования иных организаций выбранной отрасли.

Теперь рассмотрим правовые основания, которые регулируют эту процедуру. Основные положения для таких ситуаций указаны в 197 статье ФЗ №127.

Тут сказано, что условиями для возбуждения дела о признании неплатежеспособности компании становятся требования кредиторов по денежным обязательствам, составляющие минимум 1 000 000 рублей.

Причем в этом случае суду представляются доказательства накопленной недоимки.

Кроме того, тут еще одно условие – кредиторы документально обосновывают неспособность погашения должником требуемой суммы при реализации этим субъектом имущества, непосредственно используемого для производства. Причем на день подачи иска минимальный срок задолженности составляет полгода. По сходным правилам происходит и банкротство стратегических предприятий.

Такие дела возбуждаются и рассматриваются Арбитражным судом

Важно! Описываемая операция – прерогатива Арбитражного суда.

Статья 198 Закона «О банкротстве» говорит, что в подобных процессах заинтересованной стороной выступает и орган исполнительной власти, который уполномочен Правительством на контроль отрасли функционирования должника. В случае подачи ответчиком ходатайства о несоответствии установленных государством тарифов реальной стоимости работ, процедура приостанавливается до вынесения судом конечного решения в этом вопросе.

Если оглашенный вердикт удовлетворяет запрос должника, и тарифы признаны незаконно установленными, процесс банкротства прекращается. Эти нюансы содержатся в п. 1–2 статьи 199.

Практика ведения таких дел говорит о случаях выигрыша монополистов из-за ошибок кредиторов.

В таких ситуациях не представляются доказательства об обращении взыскания собственности должника либо к процессу не привлекается антимонопольное ведомство.

Если говорить о полномочиях лиц, которые вправе инициировать банкротство монополий, тут уместно изучить п. 3 ст. 197 рассматриваемого ФЗ. Здесь сказано, что дело возбуждается Арбитражным судом при условии, что притязания кредиторов по денежным обязательствам соответствуют указанной выше сумме в 1 000 000 рублей.

Кроме того, полномочия Арбитража в подобных делах распространяются и на вероятность закрытия дела. Здесь соблюдается условие – признание судом актов органов государственной власти недействительными основаниями для регулирования ценовой политики монополиста. Такие случаи встречаются в процессах банкротства коммунальных служб.

Специфика описываемой операции отличается рядом особенных моментов. Помимо уже перечисленных нюансов, здесь «работают» отдельные правила, касающиеся кандидатуры антикризисного управляющего и этапа конкурсного производства. Рассмотрим эти требования внимательнее.

О действиях финансового поверенного

Если разбирательство доходит до стадии внешнего управления, тут суд назначает для разорившегося предприятия менеджера, который контролирует законность ведения экономических дел. В таких ситуациях новый управляющий выполняет уже заключенные контракты с клиентами такой организации. Разрывание подобных договоренностей считается незаконным приемом.

Кроме того, этот человек не вправе распоряжаться собственностью компании, которая применяется для исполнения заключенных договоров, на собственное усмотрение. Тут речь идет о движимых и недвижимых объектах, техническом оснащении, сырье. Это правило вытекает из уже указанного пункта о невозможности прекращения деловых отношений с потребителями.

Распродажа собственности

При объявлении торгов преимущество в покупке такого предприятия у государства

Учитывая, что иногда единственным путем выхода из кризиса становится организация торгов, законодательство допускает в таких случаях и этот вариант.

Однако представители Федерального органа вправе приостановить процедуру аукциона на 3 месяца.

За указанный срок государством вносится альтернативная стратегия восстановления платежеспособности должника.

Если объявление торгов остается единственным разумным выбором, преимущество в покупке предприятия отдается государству.

Однако при нежелании этого субъекта процесса участвовать в сделке, к аукциону допускаются иные покупатели.

В этой ситуации закон устанавливает четкие правила для потенциальных монополистов.

Внимание! Рассматриваемый вариант развития событий предполагает подписания контракта между представителями власти и покупателем.

В таких соглашениях предусматриваются условия приобретения монопольной организации. Первым требованием считается принятие преемником должника обязательств перед клиентами компании-банкрота.

Кроме того, здесь требуется согласие покупателя на выполнение обязательств перед кредиторами по уже заключенным соглашениям.

Последним условием становится получение претендентом лицензии, разрешающей конкретный вид работ.

Меры предупреждения кризиса

Этот вариант развития событий считается оптимальным выходом из положения. А минимизации вероятности банкротства способствует регулярный аудит экономической политики фирмы. Тут уместны такие меры:

  • анализ финансового состояния;
  • определение потенциально опасных для экономики факторов;
  • составление стратегии выхода из кризиса.

Если время уже упущено, руководителю уместно задуматься о найме антикризисного менеджера, который выровняет ситуацию и улучшит платежеспособность компании. Грамотный менеджмент и рекламная кампания выведут предприятие из-под «удара», увеличив ликвидность такой организации.

Важно! Когда ситуация становится критической, целесообразно провести переговоры с кредиторами.

В подобных ситуациях стороны заключают мировую договоренность на погашение недоимки. Причем такой способ решения вопросов практикуется и на этапе досудебного урегулирования конфликта, и на любой стадии слушания дела.

Здесь юристы говорят о подписании обеими контрагентами контракта на реструктуризацию платежей. В таких обстоятельствах должнику предлагается отсрочка выплат или перерасчет задолженности с выплатой равными частями. Конкретное решение тут определяется финансовыми возможностями сторон.

Если экономика компании падает, уместно нанять кризисного управляющего

Учитывая, что монополии работают без конкуренции, реорганизация либо ликвидация такой фирмы считается сложной процедурой.

Однако при соблюдении описанного выше алгоритма и в случае с выкупом компании третьим лицом, подобный исход становится вероятной мерой.

Здесь покупатель перепрофилирует предприятие под вид работ, который выполнялся должником.

Еще один вариант – покупка организации государством. Такое решение означает финансовое оздоровление фирмы за бюджетные средства.

Причем в подобных обстоятельствах представители исполнительной власти получают преимущество перед иными игроками.

Однако в обеих ситуациях закон предписывает соблюдение условий расчета с кредиторами и обслуживание потребителей.

Надеемся, что изложенная информация пригодится читателям. Учитывая специфику статуса рассматриваемых объектов и сложности процедуры, здесь предпочтительным решением проблемы с кредиторами считается мировая договоренность о погашении недоимки. Причем государство заинтересовано в сохранении функционирования таких предприятий и помогает компаниям избежать полного краха.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Банкротство субъектов естественных монополий – особенности процедуры, правила

Субъект естественной монополии представляет собой предприятие, специализирующуюся на производстве или продаже продукции в условиях монополии. Данный субъект может быть признан неспособным удовлетворить финансовые обязательства перед кредиторами в том случае, если они не были исполнены в течение полугода.

Банкротство субъектов естественных монополий происходит в арбитражном суде. Процедура возможна в том случае, если финансовая задолженность субъекта перед кредитором насчитывает не менее 500 тыс. рублей.

Положения в законе

Анализируя действующее законодательство РФ, можно выделить общие положения, характеризующие банкротство субъектов естественных монополий:

  • В соответствии с Законодательством Российской Федерации субъектом монополии выступает предприятие, которое реализует производство или продажу продукции в контексте естественной монополии.
  • Субъект, то есть должник, признается неспособным удовлетворить финансовые требования кредиторов в тех случаях, когда с момента срока исполнения обязательств прошло не менее полугода.
  • Процедура банкротства реализуется арбитражным судом в том случае, если сумму задолженности субъекта монополии перед кредиторами насчитывает не менее 500 тыс. рублей. Перечисленные требования подлежат подтверждению исполнительным документом.

Кроме того, в Законодательстве, а именно в статье 198 регламентируется, что лицо, которое принимает участие в деле должника, должен быть признан федеральный орган исполнительной власти, который был уполномочен Правительством РФ, для проведения государственной политики в отношении субъекта монополии.

Процедура несостоятельности будет реализована при условии подтверждения требований исполнительным документом и в том случае, если требования не будут удовлетворены посредством обращения на взыскание имущества должника

Признание несостоятельности субъекта монополии процесс не из легких. Законодательные нормы содержат в себе множество тонкостей, знание о которых будет полезным всем участникам процесса.

Управляющий По отношению к должнику, в рамках установленных норм, могут быть введены различные процедуры банкротства. К примеру, порядок продажи имущества характеризуется некоторыми специфическими моментами.

Таким образом, внешний управляющий не имеет права на следующие действия:

  • Осуществлять отказ от обязательств, прописанных в договоре между должником перед потребителями его услуг, в отношении которых невозможно допустить прекращение обязательств со стороны субъекта монополии.
  • Отчуждать собственность должника, являющуюся технологическим комплексом субъекта монополии. В данном случае речь идет, как о движимом, так и не о движимом имуществе, которое применяtтся для производства и реализации товаров и услуг, а также о сырье и материалах, используемых для исполнения договоров монополии.
Лоты и сделки Собственность заемщика, которая применяется как для производства, так и для продажи продукции в рамках может быть выставлена на торги единым лотом.

Главенствующими условиями для оформления купли – продажи собственности заемщика является следующее:

  • покупатели, должны дать официальное согласие на принятие обязательств заемщика по договору поставки продукции в рамках закона о естественной монополии;
  • покупатели должны взять обязательства касательно предоставления товаров и услуг для потребительской аудитории;
  • покупатели должны иметь соответствующую лицензию на производства и реализацию продукции.

В том случае, если покупатель не выполнит свои обязательства, арбитражный суд в дальнейшем расторгнет заключенный договор, на основании заявления от федерального органа. Расторгая договор, покупатель получит возмещение за счет федерального бюджета.

Имущество
  • В случае продажи имущества, которое используется для производства и реализации продукции, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные структуры, представляющие собой уполномоченные органы вправе приобрести имущества должника, которое было выставлено на продажу.
  • Более того, уполномоченные лица имеют право временно остановить продажу собственности в процессе внешнего управления на срок, не превышающий три месяца. Процедура возможна в тех случаях, когда уполномоченные лица будут реализовывать разработку предложений, предназначенных для восстановления платежеспособности должника.

Как проходит банкротство субъектов естественных монополий

Процесс банкротства субъектов естественной монополии сложен и многогранен. Как владельцам должников-предприятий, так и кредитором стоит изучить его специфику для того чтобы сориентироваться на всех стадиях процесса.

Текущие платежи при банкротстве покрывают в первую очередь, они имеют приоритет даже перед зар. платой рабочим.

Что делать дальше, если имело место банкротство ТСЖ. Как закон защищает жильцов — читайте тут.

Участие суда

Согласно нормам, установленным Законодательством РФ, процедура несостоятельности субъектов монополии выполняется посредством арбитражного суда. Судебный процесс осуществляется в том случае, если сумма задолженности перед кредиторами насчитывает не менее 500 тыс. рублей. Более того, требования должны подтверждаться исполнительным документом.

Стоит отметить, что арбитражный суд должен получить доказательства, подтверждающие неудовлетворение требований кредиторов:

  • имущество, не используемое в процессе производства, к примеру, ценные бумаги или сумма денежных средств на депозитном счету;
  • готовые товары или материальные ценности, не относящиеся к процессу производства.

Важно обратить внимание на тот факт, что арбитражный суд, при определенных условиях, вправе приостановить дело. Процедура возможна в том случае, если должник до момента принятия судебным органом заявления о несостоятельности должника предоставит иное заявление, которое гласит о некорректности актов от государственных органов касательно стоимости на товары и услуги субъекта монополии.

Судебное дело приостанавливается до вступления в силу непризнания актов государственных органов.

В том случае, если акты недействительны, суд может отказаться признать должника банкротом

Ведение дела

Особенности признания банкротами субъектов естественных монополий регламентированы Законодательством РФ. Правовые нормы подробно описывают процедуру признания несостоятельности должника.

Основанием для ведения дела является неспособность должника удовлетворить финансовые обязательства перед кредитором проистечение полугода с установленного срока выплаты. Кроме того, факт неуплаты нужно подтвердить исполнительным документом.

Отзыв предприятия должника о признании банкротства должен содержать данные о задолженности потребителей, снабжение которых не может быть ограничено или прекращено, а также тех лиц, которые подлежат финансированию из бюджета разных уровней или заключали международный договор поставки.

В дальнейшем, арбитражный суд назначает лицо, которое имеет опыт в сфере деятельности заемщика и соответствующий аттестат, который был получен федеральным органом. Одной из главенствующих целей указанного органа является реализация процедур по предотвращению банкротства должников и реализации процесса несостоятельности.

Сроки внешнего управления, согласно установленным нормам, составляет восемнадцать месяцев. По решению арбитражного суда, срок может быть продлен до пяти лет. В таком случае, предприятие – должник должно начать расчет с кредиторами через двенадцать месяцев с тех пор, как был продлен срок управления.

Судебная практика арбитражных судов по делам о признании банкротами юридических лиц, являющихся субъектами естественных монополий

Адвокаты и юристы по юридическим услугам для юридических лиц — Лидеры рейтингов » Аналитика » Обзоры судебной практики » Антимонопольное регулирование » Судебная практика арбитражных судов по делам о признании банкротами юридических лиц, являющихся субъектами естественных монополий

Закон, регулирующий отношения в сфере признания хозяйствующих субъектов банкротами, предъявляет особые требования к признанию юридических лиц, являющихся субъектами естественных монополий, несостоятельными в финансовом плане.

В отличие от предприятий, не являющихся монополистами, дело о банкротстве в отношении указанных лиц можно возбудить в том случае, если денежные претензии к должнику составляют не меньше одного миллиона рублей.

Требования должны подтверждаться исполнительными документами, находящимися на момент подачи заявления на исполнении у судебных приставов.

Согласно закон, естественной монополией является такое состояние рынка, при котором спрос потребителей на производимую продукцию эффективнее и лучше всего удовлетворяется, если отсутствует конкуренция между производителями, а производимые товары не могут быть заменены другими.

Арбитражный суд рассмотрел заявление хозяйствующего субъекта о признании несостоятельным в финансовом отношении юридического лица – межмуниципального общества с ограниченной ответственностью, поставляющего тепловую энергию потребителям, которое в соответствии с Законом № 147-ФЗ является естественным монополистом.

В обоснование своих требований, заявитель указал, что ответчик не выполняет денежные обязательства, размер которых был установлен ранее решением арбитражного суда, вступившим в законную силу.

Анализируя указанные нормы закона и сопоставив доказательства, подтверждающие деятельность ответчика, суд пришел к выводу, что последний является естественным монополистом, осуществляя теплоснабжение юридических лиц и населения.

Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу о необходимости применения статьи 179 закона о банкротстве, которым предусматривается очередь погашения задолженностей путем обращения взыскания на имущество.

Указанной статьей закона предусматривается, что, во-первых, взыскание происходит на движимое имущество, которое непосредственно не участвует при производстве товаров и оказываемых услуг организацией, признаваемой банкротом.

Во-вторых, взыскание производится на имущественные права, также не участвующие в производстве товаров и услуг.

В-третьих, взыскание производится на недвижимость, имеющуюся у организации и также не участвующую в производстве товаров и услуг.

При детальном рассмотрении дела судом было установлено, что при подаче заявления истец не учел ряд обстоятельств.

Исследуя материалы дела, суд установил, что государственное должностное лицо, осуществляющее принудительное исполнение судебных актов, оценило не все имущество, на которое возможно наложить взыскание.

Материалы дела не содержат в себе сведения в том, что имеющегося имущества недостаточно для покрытия претензий кредиторов юридического лица, следовательно, сделать однозначный вывод о невозможности удовлетворения денежных требований в том числе организации — заявителя.

Таким образом, размер денежных требований заявителем в заседании подтвержден не был, и суд отказал в удовлетворении просьбы истца.

Банкротство естественных монополий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *