Порядок заключения контрактов

Содержание

Особенности работы с государственным контрактом

В некоторых случаях одной из сторон договора становится не обычный партнер – юрлицо или физическое, индивидуальный предприниматель, а само государство, то есть деньги, которыми будет оплачен заказ, пойдут из федерального или муниципального бюджета. Госконтракт (он же государственный заказ) является специфической формой сотрудничества в правовом поле, о которой подробнее читайте ниже.

Понятие государственного контракта

Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).

Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.

Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.

Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).

Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:

  • жизнеобеспечение;
  • оборона;
  • госбезопасность;
  • выполнение международных обязательств;
  • целевые программы – муниципальные либо региональные.

В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.

Законодательный регламент государственных контрактов

Главные законодательные основы порядка размещения, заключения или расторжения государственных контрактов содержатся в Бюджетном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Особенности государственных контрактов регламентируются определенными федеральными законами, а именно:

  • Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральным законом №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года;
  • Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года.

Заключение госконтракта

Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:

  1. «Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика. Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
  2. Размещение закупки. Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.
  3. ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.

  4. Разработка проекта контракта. Проект обычно разрабатывает бюджетное учреждение или госорган, выступающие в качестве заказчика. В нем предварительно согласовываются отношения сторон, могут быть указаны дополнительные условия, например, текущий контроль со стороны представителя бюджета и др.
  5. Подписание письменного документа. Как и большинство соглашений, имеющих юридические последствия, госконтракт заключается в простой письменной форме.

Сроки подписания госконтракта

Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

Таблица 1

Когда подрядчик должен подписать государственный контракт

Способ, которым был определен поставщик Граничные сроки подписания поставщиком
Конкурс С момента размещения протокола
1 Открытый конкурс 10 дней
2 Конкурс с ограниченным участием 10 дней
3 Конкурс в два этапа 10 дней
4 Закрытый конкурс 10 дней
5 Закрытый конкурс с с ограниченным участием 10 дней
6 Закрытый конкурс в два этапа 10 дней
Аукцион С даты размещения протокола или проекта контракта
1 Электронный аукцион 5 дней
2 Открытый аукцион 10 дней
Запрос котировок Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
Запрос предложений Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

Исполнение госконтракта

ФЗ №44 гласит, что обязательное условие заключения контракта – это подтверждение перед заказчиком обеспечения его исполнения. Обычно это гарантия суммы, составляющей 10-30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Обеспечение принимается исключительно в форме:

  • гарантии от кредитного финансового учреждения (банка);
  • денег в указанном количестве.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гарантию вправе дать не любой банк, а только тот, который имеет необходимую лицензию и значится в Реестре банков Минфина РФ.

Идентификатор госконтракта

Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:

  • идентификационный код заказчика;
  • способ, который стал определяющим для поставщика;
  • период актуальности контракта (начало и завершение);
  • порядковый номер контракта (согласно внутренней нумерациии каждого отдельно взятого госзаказчика).

Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.

Расторжение госконтракта

Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:

  • по соглашению сторон;
  • в результате судебного решения;
  • в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.

Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.

Контракт разрывает заказчик

Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:

  • товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
  • поставка недоукомплектованной продукции;
  • нарушения временных рамок;
  • выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.

Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).

Контракт разрывает поставщик

Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:

  • поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;
  • работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;
  • заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.

Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.

1. Проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), в случае если иное не предусмотрено соглашением между ними.

2. Сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта͵ не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного или муниципального контракта в данный же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным или муниципальным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного или муниципального контракта.

3. Сторона, получившая государственный или муниципальный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного или муниципального контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, бывают переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение суда.

4. В случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.

5. В случае если сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный или муниципальный контракт.

Билет 13

Госконтракт на поставку товаров, работ и услуг для муниципальных и государственных заказчиков заключается по результатам конкурсной процедуры, регламентированной 44-ФЗ, при этом сроки подписания документа и условия исполнения зависят от способа определения поставщика и специфики деятельности госзаказчика.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Правовые основания для заключения госконтракта

Контракт между госзаказчиком и победителем отборочной процедуры заключается на основе итогового протокола рассмотрения заявок, закупочной документации и содержании заявки победителя.

Юридические основания для заключения госконтракта приведены в ст. 527 Гражданского кодекса. Согласно положениям ст. 527, госзаказчик обязан подписать контракт с победившим в конкурсе или иной процедуре исполнителем, если извещение о госзаказе было размещено в соответствии с требованиями 44-ФЗ (в системе ЕИС или местных СМИ).

Победитель конкурса вправе отказаться от заключения контракта с заказчиком, оплатив убытки, понесенные заказчиком на проведение отборочной процедуры. При этом п. 4 ст. 527 устанавливает, что взыскание убытков с победителя не происходит, если будет доказано, что заказчик умышленно занизил цену контракта.

Процедура оформления

Существует два типовых способа заключения госконтракта:

  • по результатам стандартной очной процедуры;
  • по результатам электронной процедуры.

При стандартной конкурсной или аукционной процедуре отбора исполнителя заключение госконтракта происходит в следующем порядке:

  1. Определяется победитель закупочной процедуры и подписывается итоговый протокол.
  2. В течение 10 дней после подписания протокола победитель подписывает две копии контракта и передает их заказчику.
  3. Заказчик подписывает полученные документы в течение 10 дней после их получения и передает один экземпляр подписанного контракта победителю – контракт считается заключенным.
  4. После исполнения подрядчиком условий контракта заказчик выплачивает его стоимость, и контракт считается закрытым.
  5. Сумма обеспечения возвращается подрядчику.

Вместе с подписанными экземплярами протокола победитель должен также передать госзаказчику документы, подтверждающие внесение денежного обеспечения заявки, если такое обеспечение предусмотрено закупочной документацией или положениями 44-ФЗ. Если предметом госзаказа является строительство с привлечением частных инвестиций, то победившая в отборочной процедуре сторона также предоставляет заказчику обоснование предложенных в заявке условий госконтракта.

Если сторона победителя или госзаказчика не подписывает контракт в установленные сроки, то она считается уклонившейся от заключения контракта, для госзаказчика это грозит санкциями со стороны контролирующих органов, а для исполнителя – потерей права исполнения контракта и внесением в список недобросовестных исполнителей.

При наличии непреодолимой силы, препятствующей подписанию госконтракта, стороны вправе известить об этом судебные органы в течение трех дней с момента начала действия такой силы, чтобы избежать юридических последствий уклонения от подписания контракта.

Электронная процедура

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Если выбор поставщика происходит через интернет путем размещения госзаказа в ЕИС, то процедура заключения госконтракта с победителем происходит так:

  1. Протокол с итогами отборочной процедуры размещается в ЕИС.
  2. В течение 5 дней после публикации протокола заказчик размещает в ЕИС неподписанный проект контракта.
  3. В течение следующих 5 дней победитель изучает проект и при отсутствии претензий к условиям подписывает усиленной электронной подписью и размещает подписанный проект в ЕИС вместе с документом о внесении обеспечения в электронном виде.
  4. После размещения подписанного победителем проекта контракта в течение 3 дней его подписывает заказчик, и контракт считается заключенным.
  5. Происходит исполнение контракта, формирование отчета и возврат суммы обеспечения исполнителю.

Если у победителя есть претензии к условиям проекта госконтракта, то он может в течение 5 дней с момента размещения проекта заказчиком в ЕИС составить протокол разногласий. В протоколе указываются претензии к отдельным условиям будущего контракта, они могут касаться несоответствия проекта изначально заявленным условиям, требованиям закона 44-ФЗ и т. д.

Заказчик обязан доработать проект контракта в течение трех дней с момента публикации прокола разногласий, а при отказе принимать во внимание отдельные замечания победителя – указать письменную причину отказа по каждому пункту. Доработанный проект приказа победитель должен подписать в течение 3 дней после его публикации в ЕИС, после чего контракт будет считаться заключенным.

Сроки подписания

Исходя из положений ст. 83.2 44-ФЗ, учетом всех промежуточных периодов максимальный срок подписания госконтракта по результатам очной процедуры составляет 20 дней, а по результатам электронной процедуры – 13 дней при отсутствии претензий победителя к проекту контракта и 19 дней при наличии протокола разногласий. Данные сроки могут быть увеличены по решению суда при условии, что стороны, нарушившие сроки, предоставили суду ходатайство об их продлении по уважительной причине в течение 3 дней с момента возникновения такой причины.

Контракт подписывается не ранее, чем через 10 дней после размещения в ЕИС следующих видов протоколов:

  • о результатах открытого конкурса в электронной форме;
  • о подведении итогов электронного аукциона;
  • об уклонении победителя электронной отборочной процедуры от заключения контракта.

В последнем случае контракт подписывается с участником процедуры, заявке которого присвоен второй порядковый номер (для конкурса) или который предложил следующую по возрастанию цену после победителя, уклонившегося от подписания контракта (для аукциона).

Минимальный срок подписания контракта составляет 7 дней, если победитель был определен через онлайн-запрос котировок или онлайн-запрос предложений. Срок отсчитывается с момента публикации в ЕИС протокола с окончательным предложением или с результатами оценки котировок.

Госконтракт заключается после публикации протокола с результатами отборочной процедуры. Сначала контракт подписывает победивший участник процедуры, потом заказчик, возвращая исполнителю один экземпляр контракта. В случае уклонения от подписания контракта без уважительных причин стороны несут гражданскую и административную ответственность.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Как заключить госконтракт

Из этой статьи вы узнаете:

  • Понятие госконтракта
  • Общий алгоритм заключения госконтракта
  • Как заключить госконтракт по 44-ФЗ
  • Что нового в обеспечении и исполнении госконтракта в 2019 году
  • Как заключить госконтракт, если аукцион ушел в минус
  • Как заключить госконтракт без торгов
  • Как заключить госконтракт с физическим лицом

Как заключить госконтракт и не допустить при этом ошибок? Знание, что же это за соглашение и на какие законодательные нюансы оно опирается, позволит провести процедуру оформления грамотно.

Поскольку госконтракт – это разновидность договора, оформляемая в госзакупках, нужно также понимать, чем он отличается от стандартного договора. Итак, в чём суть данного документа и какой порядок действий он предполагает при своём подписания, мы расскажем далее.

Понятие госконтракта

Государственный контракт – это разновидность договора, который заключается в рамках госзакупок по 44-ФЗ. Заказчик оформляет данное соглашение, чтобы удовлетворить свою потребность в необходимых товарах и услугах.

Контракт может быть государственным, региональным или муниципальным. Это зависит от того, на каком уровне власти он оформляется. Муниципальные контракты подписывают органы местного самоуправления, государственные – федеральная власть или власти регионов РФ.

Заказчиками могут выступать:

  • Местные органы самоуправления и госучреждения от имени муниципалитета.
  • Органы государственной власти и организации, представляющие регион или РФ.

В качестве исполнителей могут быть физические лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица. К подписанию госконтракта не допускаются офшорные организации. Некоторые виды бизнеса (в частности, малый бизнес) участвуют в госзакупках на льготных условиях.

Далее в таблице можно увидеть, чем госконтракт отличается от договора:

Исполнитель составляет соответствующий договор на исполнение госконтракта. Условия договора должны соответствовать контракту.

Общий алгоритм заключения госконтракта

Согласно ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, госконтракт заключается с участником, победившим в конкурсной закупке, или же с единственным подрядчиком. Чаще всего госконтракты оформляются на основе проведения торгов. Обе стороны договора должны соблюдать определяемые законом сроки подписания контракта.

Как заключить госконтракт на основе результатов электронного тендера? Ст. 83.2 44-ФЗ подразумевает следующие этапы:

  1. Выявляется победитель онлайн-торгов.
  2. Итоговый протокол заносят в систему.
  3. В течение 5 дней с момента размещения итогового протокола заказчик публикует в ЕИС проект договора без подписей. Еще на этапе конкурса потенциальные исполнители могут изучить данный документ. Это предусмотрено ч. 2 ст. 50 44-ФЗ. После того, как тендер завершился, в проект вносят корректировки, которые были оговорены в процессе торгов. Это касается сведений о подрядчике, продуктах, услугах и их стоимости.
  4. В течение 5 дней с момента размещения проекта победитель закупки должен подписать его. Если условия исполнителя устраивают, он ставит электронную подпись и публикует договор на предусмотренной для этого онлайн-площадке. Если подрядчиком вносятся поправки, то оформляется и публикуется протокол разногласий.
  5. После поставщика договор заверяет заказчик. На это ему дается 3 рабочих дня. Если был составлен протокол разногласий, то у заказчика также есть 3 дня, чтобы принять новые условия либо отказаться от них. В последнем случае ему необходимо также письменно обосновать причины отказа. После этого в течение 3 дней исполнитель должен подписать новый проект и опубликовать его в системе.

Датой подписи контракта по законодательству считается дата его оформления по 44-ФЗ.

Чем победителю торгов грозит признание его уклонившимся от заключения госконтракта?

  1. Подрядчика заносят в реестр ненадежных поставщиков, если недобросовестность его действий будет подтверждена. Если подписанию контракта с его стороны препятствовали технические причины, то в реестр его могут не включить.
  2. При наличии обеспечения исполнения контракта заказчик вправе удержать его.
  3. Заказчик имеет право требовать возмещения убытков через суд.
  4. Заказчик может подписать договор с конкурсантом, занявшим по результатам тендера второе место. Об этом говорится в ч. 14 ст. 83.2 44-ФЗ. После того, как победителя признали уклонившимся и занесли это в протокол, второму участнику в течение 5 дней должны предоставить проект договора. Отказ участника от подписания никаких последствий для него не несет.

Если заказчик со своей стороны допустил какие-либо нарушения в процессе заключения контракта, то исполнитель может подать на него жалобу в ФАС.

Как заключить госконтракт по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

В России государственные закупки регулируются Федеральным Законом №44. Согласно правовым нормам, заключение госконтракта возможно в результате конкурса, аукциона, запроса котировок или предложений.

1. Как заключить госконтракт по 44-ФЗ?

В соответствии с 44-ФЗ, предприятие, желающее стать заказчиком, должно подходить под следующие условия:

  • Организация, которая ежегодно проводит госзакупки на сумму более 100 000 000 рублей, должна иметь в своем составе подразделение, отвечающее за участие в тендерах и оформление извещений.
  • Организация ведет планирование закупок. Планы рассчитываются на 3 года, их размещают в ЕИС для публичного просмотра.

2. Риски госзаказа

В ФЗ-44 существует ряд правил, регулирующих проведение электронных торгов и заключение госконтрактов.

Они связаны с антидемпинговой политикой. Теперь необходимо подтверждать добросовестность поставщика, назвавшего в ходе аукциона цену более чем на 25% ниже. Таким образом, по новым условиям подрядчик обязан предоставить обеспечение исполнения контракта. Сумма обеспечения должна быть в 1,5 раза больше суммы, указанной в извещении и документах заказчика. Если же размер НМЦК составляет не более 15 000 000 рублей, то надежность поставщика подтверждается минимум тремя ранее заключенными госконтрактами, и стоимость хотя бы одного из них должна быть равна цене, предложенной конкурсантом, или дороже на 20%.

Исполнение госконтракта подразумевает и некоторые риски. По законодательству, как заказчик, так и исполнитель могут подвергнуться санкциям.

Читайте также: «Гарантийные обязательства по контракту: как прописать и как обеспечивать»

Подписывая контракт, важно понимать, что указанная в нем сумма не может быть изменена в ходе реализации договора.

Самое большое количество госконтрактов заключается на уровне регионов РФ. Главные заказчики – это органы государственной власти.

3. Срок заключения госконтракта по аукциону в соответствии с 44-ФЗ

На сроки заключения госконтракта влияет разновидность закупки. Перед вами таблица со сроками подписания контракта поставщиком. Он всегда первым заверяет договор подписью. Только после него это может сделать заказчик.

Способы определения поставщика

Когда заключается контракт

Открытый онлайн-конкурс

Контракт заключается не раньше, чем через 10 дней от начала конкурса

Онлайн-конкурс с ограниченным участием

Контракт заключается не раньше, чем через 10 дней от начала конкурса

Двухэтапный онлайн-конкурс

Контракт заключается не раньше, чем через 10 дней от начала конкурса

Закрытый онлайн-конкурс

Контракт заключается не раньше, чем через 10 дней от начала конкурса

Электронный аукцион

Контракт заключается не раньше, чем через 10 дней от начала аукциона

Закрытый онлайн-аукцион

Контракт заключается не раньше, чем через 10 дней от начала аукциона

Запрос котировок в электронном виде

Контракт заключается не раньше, чем через 7 дней с момента публикации

Запрос предложений в электронном виде

Контракт заключается не раньше, чем через 7 дней с момента публикации

4. Исполнение государственного контракта

Чтобы заключить госконтракт по 44-ФЗ, исполнитель обязан предоставить заказчику обеспечение исполнения.

Обычно его сумма составляет 10-30% от НМЦК. Обеспечением может являться не только денежная сумма, указанная в контракте, но и гарантия банка. Чаще всего поставщики предоставляют именно её, так как в этом случае не требуется извлекать деньги из оборота, чтобы подтвердить свою надежность.

По 44-ФЗ подходят документы лишь тех банков, которые имеют лицензию на выдачу гарантий и включены в соответствующий реестр.

5. Идентификатор государственного контракта

Согласно ст. 6.1 Федерального закона №275 «О государственном оборонном заказе», все заключенные госконтракты должны иметь индивидуальные идентификационные номера.

Под этим кодом контракт заносят в реестр.

Номер состоит из 25 знаков. В каждом блоке номера зашифрована информация:

  • идентификатор государственного заказчика;
  • способ подтверждения надежности подрядчика, на основании которого подписан госконтракт;
  • период действия контракта;
  • порядковый номер контракта, который зависит от внутренней нумерации заказчика.

Идентификатор – это уникальный код, который никогда не повторяется. Его присваивают контрактам не только в области ГОЗ, но и в других отраслях.

О том, как присваивается ИГК договорам, не относящимся к сфере гособоронзаказа, поясняется в ст.5 ч.2 415-ФЗ.

Что нового в обеспечении и исполнении госконтракта в 2019 году

Чаще всего в документации конкурса указано о необходимости внести обеспечение исполнения контракта. Однако в соответствии со ст. 96 44-ФЗ, если это закупки или запрос котировок у единственного подрядчика, заказчик сам решает, выдвигать ли данное требование.

Если законом предусмотрено обязательное внесение обеспечения, то при заключении госконтракта это условие должно быть соблюдено. Таким образом, участник, победивший в закупках, обязан внести обеспечение до того, как контракт будет подписан.

Отсутствие обеспечения или его несоответствие требованиям конкурса влечет за собой признание заключенного госконтракта ничтожным. Если поставщик не предоставляет обеспечение в указанные сроки, то его считают уклонившимся от подписания контракта.

Зачем необходимо обеспечение исполнения контракта? Во-первых, поставщик, таким образом, подтверждает свою благонадежность. Во-вторых, если он нарушит условия договора, заказчик в качестве компенсации удерживает обеспечение.

В 2019 году появились нововведения, которые касаются обеспечения по госконтрактам. Теперь в торгах с преимуществами для СМП и субъектов НКО сумма обеспечения рассчитывается от цены контракта, а не от НМЦК.

Размер обеспечения должен быть равен авансу или больше. Чтобы не вносить обеспечение, поставщик может подтвердить свою надежность, предоставив документы, из которых следует, что ранее он успешно исполнил три заключенных госконтракта. Общая сумма этих контрактов должна быть не менее НИЦК.

Читайте также: «Обучение закупкам по 44-ФЗ: требования и условия»

Кроме того, в 2019 году был установлен срок для возврата обеспечения поставщику: не позднее 30 дней после выполнения всех условий контракта. Если речь идет о торгах с преимуществом для СМП, то крайний срок возврата – 15 дней после исполнения договора.

Какой срок должен быть у банковской гарантии, стороны решают сами. Однако она должна действовать не менее 30 дней после выполнения контракта.

В июле 2019 года внесены изменения в правила замены обеспечения. По новым условиям, если гарант лишился лицензии на финансовые операции, то подрядчик обязан предоставить другое обеспечение. Это необходимо сделать в течение месяца после того, как заказчик был об этом проинформирован. Если подрядчик не успел к сроку, ему начисляют пени. Расчет происходит в соответствии с ч. 7 ст. 34 44-ФЗ, то есть по тем же правилам, что действуют в случае неисполнения обязательств по госконтракту.

Изменения затронули и уменьшение обеспечения. Если у банка была отозвана лицензия, то поставщик, предоставляя новую гарантию, имеет право на уменьшение суммы обеспечения. Также изменился способ обеспечения, а исполнение контракта должно быть прописано в договоре поэтапно.

Государственные заказчики с июля 2019 года имеют право требовать от поставщиков банковскую гарантию или обеспечение в виде денежных средств, если контракт подразумевает гарантийные обязательства.

44-ФЗ не регулирует сроки действия заключенных госконтрактов. Они устанавливаются в зависимости от условий закупки и её предмета. Даже если срок контракта подошел к концу, он имеет свою силу до исполнения всех условий, оговоренных в нем.

После того, как контракт был подписан, проводятся определенные процедуры, установленные законодательством:

  1. Прием продукции или услуги, проверка товара на соответствие заявленному качеству.
  2. Внесение заказчиком оплаты за поставку товара или выполнение услуги, а также исполнение иных договоренностей.
  3. Действия заказчика и подрядчика, если изменились условия госконтракта или он был расторгнут по правилам ст. 95 44-ФЗ.

Чтобы определить качество выполненных услуг, заказчик может пригласить специальных экспертов, которые выдадут заключение. Затем оно размещается в ЕИС для открытого просмотра.

Как заключить госконтракт, если аукцион ушел в минус

Федеральное законодательство разрешает в рамках онлайн-аукциона предлагать цену ниже нуля. В ч. 23 ст. 68 Закона № 44-ФЗ говорится о том, если во время онлайн-торгов стоимость госконтракта уменьшается до половины процента от первоначальной суммы или ниже, то аукцион проводится на право заключить контракт. И в этом случае заказчику в ходе аукциона следует увеличивать цену контракта. Закон № 44-ФЗ устанавливает следующий порядок проведения такого аукциона:

1) стоимость контракта в ходе аукциона не должна превысить 100 000 000 рублей;

2) конкурсант не имеет права предлагать цену выше максимально допустимой для этого поставщика. Предельная сумма указывается в решении об одобрении или о совершении по итогам торгов сделок от имени участника аукциона;

3) сумма обеспечения исполнения заключенного госконтракта зависит от начальной стоимости контракта, которая прописана в извещении о проведении конкурса.

Согласно этим правилам, победителем торгов является подрядчик, предложивший самую большую цену за право заключить контракт. Кроме того, его заявка на участие в конкурсе должна соответствовать нормам документации, о которых упоминается в ч. 13 ст. 69 Закона № 44-ФЗ.

В такой ситуации контракт оформляется лишь после того, как победитель внес на предназначенный для этого счет денежную сумму, равную предложенной им заказчику за право заключить контракт. Также подрядчик обязан предоставить обеспечение исполнения контракта.

В проекте контракта заказчиком подтверждается право исполнителя заключить контракт по предложенной им цене, а также необходимо прописать схему расчета штрафов в случае ненадлежащего исполнения.

В реестре контрактов указывается не стоимость договора, а делается отметка «право заключить контракт».

Как заключить госконтракт с физическим лицом

Иногда заказчикам приходится сталкиваться с тем, что победителем аукциона становится физическое лицо. Конечно, такие ситуации достаточно редки, да и суммы контрактов, как правило, маленькие. Но все же Закон № 44-ФЗ регулирует подобные отношения, устанавливая для них определенные правила.

Итак, как заключить госконтракт с гражданином?

  1. Физическое лицо или индивидуальный предприниматель?

    В реальности лишь небольшое количество заказчиков понимают, в чем заключается отличие индивидуального предпринимателя от физического лица. Для многих эти понятия равноценны. Конечно, такое представление ошибочно.

    Гражданский Кодекс РФ обязывает физическое лицо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если его деятельность можно охарактеризовать следующим образом:

    • имеются стабильные связи с поставщиками и клиентами;
    • имущество приобретается или производится с целью получения дохода;
    • существуют взаимосвязи между сделками, заключенными за конкретный период.

    Это далеко не полный перечень признаков, на основании которых физическое лицо признается предпринимателем.

  2. Варианты заключения контракта с физическим лицом

    Заключить договор с физическим лицом можно в результате конкурса или напрямую. Это регламентируется положениями ст.93 Закона 44-ФЗ. Законом такие сделки не ограничиваются.

    Обычно речь идет о небольших суммах, поэтому они регулируются п.4-5 ст.93 Закона № 44-ФЗ. Редко, но бывают ситуации, когда стоимость контракта достаточно велика, а исполнителем выступает физическое лицо. Вот эти случаи:

    • услуги, связанные с творческой деятельностью;
    • услуги по проведению экскурсии;
    • услуги преподавателя.

    Читайте также: «Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: обновления от июля 2019»

    Физические лица также могут принимать участие в закупках. Но комиссия должна понимать, что к заявке от такого конкурсанта предъявляются иные требования.

  3. Особенности заявки физического лица на участие в закупке

    Для каждого вида закупок существует своя форма заявки. Мы опустим эти подробности и расскажем лишь о том, какие особенности имеет заявка на участие в аукционе от физического лица.

    В частности, гражданин указывает не название организации и ее местонахождение, а свои фамилию, имя, отчество и адрес проживания. Выписку из ЕГРЮЛ гражданин предоставить не может, поэтому он прикладывает копии документов, подтверждающих личность.

    Несколько слов об ИНН. По закону его необходимо указывать лишь учредителям юридических лиц, поэтому комиссия конкурса не может требовать этого от физического лица.

  4. Учет НДФЛ при заключении контракта с физическим лицом

    При заключении госконтракта с физическим лицом, которое не является предпринимателем, учитывается НДФЛ. Часть 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ определяет, что стоимость контракта не должна быть больше суммы НДФЛ.

    Однако зачастую данное требование заказчики игнорируют. В отличие от комиссии, которая строго следит за его соблюдением.

  5. Гражданско-правовые или трудовые отношения?

    Иногда проверяющие органы считают заключенный госконтракт с физическим лицом трудовым договором. Чаще всего это происходит, если действия подрядчика регламентируются внутренним распорядком предприятия, которое является заказчиком. И заказчик же определяет, как должна быть оказана услуга.

    Если комиссия сомневается в том, что отношения являются гражданско-правовыми, и заказчик не может представить соответствующие доказательства, то проверяющие органы будут вправе признать договор трудовым.

Как заключить госконтракт без торгов

  1. Общие положения

    Госзаказчики могут заключать самые разные сделки. Среди них встречаются и контракты в области внешней экономической деятельности. Существует отдельное понятие, характеризующее такую сделку. Важно понимать, что прямые контракты ВЭД и прямые закупки по 44-ФЗ – это абсолютно разные вещи. Прямой контракт ВЭД – это договор российского импортера напрямую с производителем продукции. Поэтому такие контракты больше относятся к таможенному законодательству, чем к контрактной системе.

    Прямой контракт по 44-ФЗ – это закупка продукции у единственного подрядчика без проведения конкурса. Данная процедура является предметом ст. 93 44-ФЗ. Существует два типа соглашений:

    • на сумму не более 100 000 руб.;
    • на сумму до 400 000 руб.

    Если это малая закупка, то заказчику нет необходимости обосновывать нецелесообразность проведения конкурса, чтобы определить подрядчика, цену госконтракта и другие условия.

    В таком случае размещать сведения о такой закупке в ЕИС необязательно. Но заказчику нужно занести всю информацию в журнал регистрации договоров и сохранить документы. Ведь по окончании финансового года все закупщики отчитываются по госконтрактам, а отчеты публикуются в ЕИС.

    С 01.03.2019 появился ЕАТ «Березка» — единый агрегатор торговли для малых закупок и госконтрактов на предоставление лекарств по решению лечебной комиссии. Эта платформа позволяет органам исполнительной власти федерального уровня и казенным учреждениям их ведомства оформлять прямые контракты. Это не относится к силовым структурам, которые проводят закупки тем же способом, что и раньше.

    Если того требуют специальные акты на уровне муниципалитета или субъектов РФ, региональные и муниципальные закупщики должны заключать госконтракты через агрегатор.

    Агрегатор «Березка» доступен на сайте agregatoreat. Теперь здесь можно не только заключить контракт до 100 000 рублей (в соответствии с ч. 4 ст. 93) и до 400 000 рублей (в соответствии ч. 5 ст. 93), но и провести закупку лекарственных средств на сумму 200 000 рублей, что регламентировано ч. 28 ст. 93.

  2. Прямые контракты до 100 000 рублей

    Соглашение до 100 000 рублей можно заключить, если за год объем закупок по этому основанию составляет не более 50 000 000 рублей. Эти ограничения не распространяются на мероприятия, которые закупщики проводят для того, чтобы обеспечить муниципальные потребности сельских поселений.

    Важно понимать, что для заключения госконтракта на сумму до 100 000 рублей необходимо включить в него основание, по которому закупщик оформляет заказ. В этом случае основанием считается п. 4 ч. 1. ст. 93 44-ФЗ.

  3. Прямые контракты до 400 000 рублей

    В таких закупках могут участвовать государственные или муниципальные учреждения культуры, деятельность которых связана с сохранением и популяризацией объектов культуры и истории. Также закупки такого рода могут осуществлять государственные или муниципальные образовательные учреждения, перечень которых есть в п. 5 ч. 1 ст. 93. Сумма госконтракта не должна составлять более 400 000 рублей, а годовой объем закупок не должен превышать 20 000 000 рублей и быть на 50% больше, чем СГОЗ.

    Важно понимать, что если закупщик превысит указанные рамки, то его могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ. Минимальный штраф, который грозит нарушителю, – 30 000 рублей. Чтобы не попасть в такую ситуацию, заказчик должен следить за потраченной суммой и фиксировать договоры такого рода в отдельном реестре.

    Как заключить госконтракт в соответствии с этими правилами? Закупщик устанавливает предмет заказа, его стоимость и условия договора. Далее он предоставляет изложенные требования потенциальному подрядчику. Если последний согласен с условиями, то стороны переходят к подписанию госконтракта.

Итоговые нюансы заключения госконтракта

Каковы же главные условия госконтракта по 44-ФЗ?

  1. Объектом контракта является продукция, услуги или работы, которые приобретает закупщик. Объект должен быть прописан очень четко и подробно.
  2. Стоимость госконтракта.
  3. Сроки действия контракта и варианты оплаты.
  4. Сроки оказания услуг, выполнения работ или поставки товаров.
  5. Ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта.

Заключенный госконтракт имеет 2 экземпляра (по одному для каждой из сторон), выполненных в письменной форме.

Прочие условия, в которых можно оговорить порядок оплаты, аванс или обеспечение исполнения, заказчик и исполнитель определяют самостоятельно.

Порядок заключения государственного контракта по 44-ФЗ

Законодательное регулирование процедуры заключения госконтракта

Этапы заключения госконтракта

Размещение проекта контракта

Подписание проекта контракта либо направление протокола разногласий

Внесение обеспечения исполнения

Срок для подписания документов

Когда победитель считается уклонившимся от заключения контракта

Сторона уклоняется от подписания контракта: последствия

Законодательное регулирование процедуры заключения госконтракта

Государственный контракт по своей правовой сути является гражданско-правовым соглашением. Вместе с тем он обладает своеобразием в связи с участием особого субъекта — государственного заказчика.

Законодательную базу в отношении порядка заключения ГК составляют следующие нормативные акты:

  • Гражданский кодекс РФ (общие нормы о договорах и специальные нормы пар. 4 главы 30 ГК РФ);
  • Бюджетный кодекс РФ;
  • закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон о закупках).

Важно! При заключении госконтракта следует в первую очередь руководствоваться нормами закона о закупках. Они имеют приоритет по отношению к нормам гражданского законодательства (ч. 1 ст. 2 данного закона).

В настоящее время подавляющее большинство госзакупок осуществляется посредством электронных процедур. Порядок заключения контракта по 44-ФЗ по итогам электронного аукциона, а также других видов торгов в электронной форме регламентируется параграфом 4.1 закона о закупках.

Этапы заключения госконтракта

Результат торгов оформляется протоколом, который публикуется госзаказчиком в единой информационной системе (далее — система). С выявленным победителем торгов и заключается госконтракт (ч. 1 ст. 83.2 закона о закупках). Процедура заключения договора по 44-ФЗ условно может быть разделена на этапы.

Обратите внимание! Каждый этап должен быть завершен в определенные сроки. Пренебрежение сроками со стороны победителя может быть расценено как намеренное уклонение от заключения контракта. Если же нарушения допускаются заказчиком, победитель торгов может обратиться с соответствующей жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы России (см., например, решение Свердловского УФАС России от 06.06.2019 по жалобе № 066/06/83.2-1187/2019).

Этапы заключения контракта по 44-ФЗ представлены на схеме ниже.

Размещение проекта контракта

В течение 5 дней с даты публикации протокола госзаказчик должен разместить в системе и на электронной площадке неподписанный проект контракта (ч. 2 ст. 83.2 закона о закупках).

Причем проект изначально всегда включен в конкурсную документацию (ч. 2 ст. 50 закона о закупках), и участники торгов могут ознакомиться с его содержанием заранее. После же завершения торгов проект размещается с внесенными в него конкретными данными:

  • о поставщике (победителе торгов);
  • товаре или услуге (точные характеристики);
  • цене.

Подписание проекта контракта либо направление протокола разногласий

Поставщик, изучив предложенный проект, в течение 5 дней должен поступить по одному из следующих сценариев (ч. 3 ст. 83.2 закона о закупках):

  • при согласии с условиями подписать цифровой подписью и разместить в системе и на электронной площадке;
  • если имеются поправки, составить протокол разногласий и разместить его.

Обратите внимание! Протокол разногласий можно размещать только единожды в отношении одного и того же госконтракта.

В течение 3 рабочих дней ответственная за заключение контракта комиссия должна ознакомиться с замечаниями поставщика:

  • и либо при необходимости внести поправки в проект;
  • либо отказаться от изменения его положений, мотивировав отказ в отдельном документе.

После этого доработанный / оставленный в силе проект вновь размещается на электронной площадке без подписи заказчика (ч. 5 ст. 83.2 закона о закупках). Если заказчик не согласился с замечаниями победителя торгов, он обосновывает отказ в отдельном документе, тоже размещаемом на электронной площадке. Предлагаем вам скачать образец отказа заказчика изменить проект контракта.

Поставщик в течение 3 рабочих дней должен подписать проект и вновь разместить его. Заказчику также дается 3 рабочих дня для подписи и размещения контракта.

Важно! Дата подписи заказчиком считается датой заключения контракта по 44-ФЗ (ч. 8 ст. 83.2 закона о закупках).

Внесение обеспечения исполнения контракта

Как правило, конкурсная документация содержит такое условие, как внесение обеспечения исполнения контракта. По общему правилу требование обеспечить контракт обязательно включается в конкурсную документацию. Но в некоторых случаях (например, при запросе котировок) заказчик выбирает, требовать ли обеспечения в конкурсной документации (ст. 96 закона о закупках).

Обеспечение может иметь денежное выражение либо представлять собой банковскую гарантию. Подробнее о порядке внесения обеспечения читайте в нашей статье «Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ».

Важно! Если условие о внесении обеспечения установлено, то ГК может быть заключен исключительно после его соблюдения.

Срок для подписания документов

Как видим, законом о закупках установлены предельные сроки каждого этапа. При соблюдении всех установленных сроков предельный срок заключения контракта по 44-ФЗ с даты размещения протокола должен быть не больше 19 рабочих дней.

В то же время госконтракт должен быть заключен не ранее 10 дней с даты размещения протокола, а если речь идет о запросе котировок или предложений в электронной форме, то не ранее чем через 7 дней с указанной даты (ч. 9 ст. 83.2 закона о закупках).

Обратите внимание! Течение сроков каждого этапа процедуры заключения контракта по 44-ФЗ может приостанавливаться, но не более чем на 30 дней (ч. 16 ст. 83.2 закона о закупках). Это возможно при обязательном незамедлительном уведомлении другой стороны в следующих случаях:

  • возникли обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию;
  • принят судебный акт, препятствующий подписанию.

После устранения обстоятельств контракт заключается.

Когда победитель считается уклонившимся от заключения контракта

Нарушение установленной процедуры расценивается по 44-ФЗ как уклонение от заключения контракта. Согласно ч. 13 ст. 83.2 закона о закупках победитель признается уклонившимся, если он:

  • не направил заказчику подписанный проект договора или протокол разногласий в течение 5 рабочих дней;
  • не предоставил обеспечение исполнения контракта, если это было предусмотрено конкурсной документацией;
  • не предоставил повышенное обеспечение, когда цена ГК была снижена на 25% по сравнению с начальной (максимальной) ценой.

При наличии одного из вышеназванных обстоятельств заказчик оформляет протокол о признании заказчика уклонившимся от заключения контракта по 44-ФЗ.

Внимание! Данный протокол нужно разместить и в ЕИС, и на электронной площадке торгов.

Протокол должен обязательно содержать следующую информацию:

  • место и время его составления;
  • данные об уклонившемся победителе;
  • основания для признания уклонившимся и соответствующие документы.

Сторона уклоняется от подписания контракта: последствия

Победитель признан уклонившимся от заключения контракта по 44-ФЗ — последствия будут следующие:

  • Поставщик попадает в реестр недобросовестных поставщиков.
  • Заказчик удерживает обеспечение исполнения контракта, если оно было внесено.
  • Заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением поставщика.
  • Заказчик имеет право согласно ч. 14 ст. 83.2 44-ФЗ на заключение контракта со вторым участником. Проект ГК направляется ему в течение 5 дней с даты подписания протокола о признании победителя уклонившимся. Второй победитель может как согласиться, так и отказаться от подписания ГК.

Обратите внимание! Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий, которое предполагает его недобросовестное поведение (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.06.2019 по делу № А66-15601/2018).

***

Итак, процедура заключения контракта по итогам аукциона или конкурса по 44-ФЗ состоит из нескольких этапов, каждый из которых должен быть пройден в определенные сроки. Нарушение порядка, установленного законом, влечет за собой признание поставщика уклонившимся от заключения контракта. Моментом, когда контракт считается заключенным по 44-ФЗ, является подписание контракта заказчиком.

Порядок заключения контрактов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *