О противодействии легализации

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ (последняя редакция)

7 августа 2001 года N 115-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 30.10.2002 N 131-ФЗ, от 28.07.2004 N 88-ФЗ, от 16.11.2005 N 145-ФЗ, от 27.07.2006 N 147-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 12.04.2007 N 51-ФЗ, от 19.07.2007 N 197-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 28.11.2007 N 275-ФЗ, от 03.06.2009 N 121-ФЗ, от 17.07.2009 N 163-ФЗ, от 05.07.2010 N 153-ФЗ, от 23.07.2010 N 176-ФЗ, от 27.07.2010 N 197-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 08.11.2011 N 308-ФЗ, от 20.07.2012 N 121-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 02.11.2013 N 302-ФЗ, от 28.12.2013 N 403-ФЗ, от 05.05.2014 N 106-ФЗ, от 05.05.2014 N 110-ФЗ, от 05.05.2014 N 130-ФЗ, от 04.06.2014 N 149-ФЗ, от 21.07.2014 N 213-ФЗ, от 21.07.2014 N 218-ФЗ, от 29.12.2014 N 461-ФЗ, от 29.12.2014 N 484-ФЗ, от 31.12.2014 N 505-ФЗ, от 02.05.2015 N 111-ФЗ, от 08.06.2015 N 140-ФЗ, от 29.06.2015 N 154-ФЗ, от 29.06.2015 N 159-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 29.12.2015 N 391-ФЗ, от 29.12.2015 N 403-ФЗ, от 29.12.2015 N 407-ФЗ, от 30.12.2015 N 423-ФЗ, от 30.12.2015 N 424-ФЗ, от 23.06.2016 N 191-ФЗ, от 23.06.2016 N 215-ФЗ, от 03.07.2016 N 263-ФЗ, от 03.07.2016 N 288-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ, от 28.12.2016 N 471-ФЗ, от 28.12.2016 N 505-ФЗ, от 29.07.2017 N 267-ФЗ, от 29.07.2017 N 281-ФЗ, от 29.12.2017 N 470-ФЗ, от 31.12.2017 N 482-ФЗ, от 18.04.2018 N 69-ФЗ, от 23.04.2018 N 90-ФЗ, от 23.04.2018 N 106-ФЗ, от 23.04.2018 N 112-ФЗ, от 27.12.2018 N 565-ФЗ, от 18.03.2019 N 32-ФЗ, от 18.03.2019 N 33-ФЗ, от 03.07.2019 N 169-ФЗ, от 03.07.2019 N 173-ФЗ, от 26.07.2019 N 250-ФЗ, от 02.08.2019 N 259-ФЗ, от 02.08.2019 N 271-ФЗ, от 02.12.2019 N 394-ФЗ, от 16.12.2019 N 438-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  • Глава II. Предупреждение легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения
    • Статья 4. Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
    • Статья 5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом
    • Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю
    • Статья 6.1. Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах
    • Статья 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом
    • Статья 7.1. Права и обязанности иных лиц
    • Статья 7.1-1. Предоставление информации организаторами торговли, клиринговыми организациями и центральными контрагентами
    • Статья 7.2. Права и обязанности кредитных организаций и организаций федеральной почтовой связи при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств
    • Статья 7.3. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при приеме на обслуживание и обслуживании некоторых категорий лиц
    • Статья 7.4. Дополнительные меры противодействия финансированию терроризма
    • Статья 7.5. Меры противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения
  • Глава III. Организация деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
    • Статья 8. Уполномоченный орган
    • Статья 8.1. Предоставление уполномоченным органом информации в целях противодействия коррупции
    • Статья 9. Представление информации и документов
  • Глава IV. Международное сотрудничество в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения
    • Статья 10. Обмен информацией и правовая помощь
    • Статья 10.1. Информирование компетентных органов иностранных государств о запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами
    • Статья 10.2. Международное сотрудничество в сфере борьбы с финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения
    • Статья 11. Признание приговора (решения), вынесенного судом иностранного государства
    • Статья 12. Выдача и транзитная перевозка
  • Глава V. Заключительные положения
    • Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
    • Статья 14. Прокурорский надзор
    • Статья 15. Обжалование действий уполномоченного органа и его должностных лиц
    • Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 17. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Открыть полный текст документа

Масштабные изменения в Федеральный закон №115-ФЗ вступили в силу 23 июля 2018 года

  • Услуги бизнесу
    • Услуги бизнесу
    • Услуги ПОД/ФТ
      • Услуги ПОД/ФТ
      • ПВК в новой обязательной редакции для НФО
        • ПВК в новой обязательной редакции для НФО
        • В срок не позднее 06 мая 2019 г. НФО должны утвердить новую редакцию ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ
        • НФО необходимо утвердить новую редакцию ПВК в срок до 07 февраля 2019
        • Новые ПВК для НФО в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ с изменениями от 23 июля и 21 сентября 2018г.
        • НФО необходимо обновить ПВК в целях ПОД/ФТ в срок до 30 июня 2018 года
        • ПВК в новой редакции (март-июнь 2018) для НФО
        • ПВК для Страховых компаний с изменениями от 06.08.2019 при проведении упрощенной идентификации
        • ПВК для МКК с изменениями от 01.10.2019 при проведении упрощенной идентификации
      • ПВК в новой обязательной редакции для Иных
        • ПВК в новой обязательной редакции для Иных
        • До 23 марта 2019 г. (не НФО) необходимо утвердить новые ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ, а с 23 февраля использовать новые анкеты для идентификации
        • До 7 декабря 2018 г. организациям и ИП (не НФО) необходимо внести изменения в ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ
        • До 21 октября необходимо утвердить новую редакцию ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ
        • До 23 августа 2018 г. необходимо утвердить новые ПВК в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ
        • Изменения в правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ в срок до 04.06.2018
        • ПВК в новой обязательной редакции от апреля 2018 года
      • Разработка ПВК в целях ПОД/ФТ
      • Постановка на учет в МРУ Росфинмониторинга
      • Абонентское обслуживание по ПОД/ФТ и финансовому мониторингу
      • Отчетность в Росфинмониторинг
      • Разработка иных документов по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ
      • Регистрация личного кабинета на сайте Росфинмониторинга
      • Получение и установка электронной подписи для отчетности в Росфинмониторинг и Банк России
    • Проверка по ПОД/ФТ
      • Проверка по ПОД/ФТ
      • Проверка Прокуратурой по финансовому мониторингу и ПОД/ФТ
      • Проверка Микрофинансовых организаций Центральным Банком России
      • Проверка Агентств недвижимости и ИП со стороны Росфинмониторинга
      • Проверка организаций и ИП со стороны ФКУ Пробирной палаты России
      • Сопровождение при проверках
    • Создание организаций
      • Создание организаций
      • Создание и регистрация юридического лица, ООО
    • Персональные данные закон №152-ФЗ
      • Персональные данные закон №152-ФЗ
      • Документы закона №152-ФЗ «О персональных данных»
    • Противодействие коррупции
      • Противодействие коррупции
      • Документы в исполнении закона «О противодействии коррупции»
    • Раскрытие бенефициарных владельцев
      • Раскрытие бенефициарных владельцев
      • Документы для юридических лиц по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцев
    • Ювелирная отрасль (оборот ДМ и ДК)
      • Ювелирная отрасль (оборот ДМ и ДК)
      • Учет драгоценных металлов и камней
      • Документы для работы ювелирного магазина
      • Создание интернет — магазина ювелирных изделий
      • Постановка на специальный учет в ФКУ Пробирная Палата России
    • Микрофинансирование
      • Микрофинансирование
      • Включение в реестр МФО
      • Документы для работы МФО
    • Кредитная потребительская (КПК, СКПК)
      • Кредитная потребительская (КПК, СКПК)
      • Документы для работы КПК (СКПК)
    • Ломбардная деятельность
      • Ломбардная деятельность
      • Документы для работы ломбарда
    • Агентствам недвижимости
      • Агентствам недвижимости
      • «Росфинмониторинг в агентстве недвижимости «под ключ»
    • Лизинговая деятельность
      • Лизинговая деятельность
      • Росфинмониторинг в лизинговой компании «под ключ»
    • Организаторы лотерей, букмекеры
      • Организаторы лотерей, букмекеры
      • Росфинмониторинг при организации и проведении лотерей, букмекеров
    • Операторы по приему платежей
      • Операторы по приему платежей
      • Росфинмониторинг для операторов по приему платежей
    • Оказывающим юридические и бухгалтерские услуги
      • Оказывающим юридические и бухгалтерские услуги
      • В каких случаях на организации и ИП, оказывающие юридические и/или бухгалтерские услуги, распространяются требования Федерального закона №115-ФЗ?
      • Целевой инструктаж и повышение уровня знаний по программе ПОД/ФТ для организаций и предпринимателей, оказывающих юридические и бухгалтерские услуги
      • ПВК в целях ПОД/ФТ для организаций и предпринимателей, оказывающих юридические и бухгалтерские услуги
    • Нотариусам
      • Нотариусам
      • Исполнение нотариусами требований Федерального закона №115-ФЗ
      • Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ для нотариусов
    • Аудиторам
      • Аудиторам
      • Исполнение аудиторами требований Федерального закона №115-ФЗ
    • Страховое дело
      • Страховое дело
      • Документы в целях исполнения страховыми организациями и страховыми брокерами Федерального закона №115-ФЗ
    • Рынок ценных бумаг
  • Обучение ПОД/ФТ
    • Обучение ПОД/ФТ
    • Инструктаж в целях ПОД/ФТ
      • Инструктаж в целях ПОД/ФТ
      • Целевой инструктаж и повышение уровня знаний в целях ПОД/ФТ
      • Целевой инструктаж и повышение квалификации в целях ПОД/ФТ для НФО
    • Бесплатные вебинары и семинары
    • Практические вебинары по закону №115-ФЗ
    • Формирование отчетности в Росфинмониторинг
      • Формирование отчетности в Росфинмониторинг
      • Индивидуальное обучение ФЭС 4937-У
      • Ежедневное обучение по формированию ФЭС 3-ФМ, 04 для НФО
      • Ежедневное обучение по формированию ФЭС 1-ФМ, 2-ФМ
    • Консультации эксперта по ПОД/ФТ
      • Консультации эксперта по ПОД/ФТ
      • Консультация по финмониторингу и ПОД/ФТ
      • Дистанционная консультация по финмониторингу и ПОД/ФТ
    • Полезные видеозаписи
      • Полезные видеозаписи
      • Совместное совещание Прокуратуры и Пробирной Палаты
      • Выявление публичных должностных лиц согласно требованиям закона 115-ФЗ
      • Работа с личным кабинетом на портале Росфинмониторинга
      • Проверки агентств недвижимости со стороны Росфинмониторинга
      • Перечень сотрудников, которые должны проходить обучение в целях ПОД/ФТ
    • Архив вебинаров
      • Архив вебинаров
      • Бесплатный вебинар для организаций и предпринимателей ювелирной отрасли 24 июля
      • Бесплатный информационный вебинар только для Агентств недвижимости 4 Апреля
      • Бесплатный вебинар только для организаций и ИП ювелирного сектора
      • Бесплатный вебинар только для Агентств недвижимости 28 Февраля
      • Бесплатный информационный вебинар только для Агентств недвижимости 31 Января
      • Противодействие отмыванию преступных доходов: рекомендации риэлторам по соблюдению закона №115-ФЗ
      • Бесплатный профильный вебинар по финансовому мониторингу
      • Бесплатный вебинар для организаций и предпринимателей рынка недвижимости 6 августа
      • Телемост Санкт — Петербург — Самара | 19 ноября
      • Бесплатный вебинар по идентификации клиентов согласно требованиям Приказа Росфинмониторинга №366
      • Бесплатный вебинар по идентификации клиентов согласно требованиям Положения Банка России №444-П
    • Купить курсы по ПОД/ФТ
      • Купить курсы по ПОД/ФТ
      • Формирование ФЭС о сделке с недвижимостью для агентств недвижимости
      • Типичные нарушения по закону №115-ФЗ вебинар для НФО
      • Формирование ФЭС 3-ФМ Практический вебинар
      • Идентификация клиента — вебинар для ювелирной отрасли
      • Идентификация клиента — вебинар для АН
  • Услуги ПОД/ФТ
  • Бюллетень ПОД/ФТ/ФРОМУ
  • Проверка по 115-ФЗ
  • Компания
    • Компания
    • О компании
    • История
    • Партнеры
    • Сертификаты
    • Сотрудники
    • Отзывы
    • Реквизиты
  • Новости
  • Контакты
  • Статьи

В целях обеспечения единообразного применения кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, поднадзорными Банку России, норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Банк России публикует информационное письмо по вопросам применения указанного закона в части функционирования механизма обжалования клиентами кредитных организаций и некредитных финансовых организаций принятых указанными организациями решений об отказе от проведения операции и решений об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) (далее — механизм реабилитации клиентов).

С Федеральной службой по финансовому мониторингу (А.С. Клименченок) согласовано.

Настоящее информационное письмо подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России» и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приложение: 1 файл.

Заместитель Председателя
Банка России
Д.Г. Скобелкин

Приложение
к информационному письму
от 12.09.2018 N ИН-014-12/61

Вопросы применения федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части функционирования механизма реабилитации клиентов

1. О периоде времени, на который распространяется механизм реабилитации в случае отказа от проведения операции или отказа от заключения договора банковского счета (вклада).

Нормы Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ), регламентирующие функционирование механизма реабилитации клиентов, вступили в силу 30 марта 2018 года1.

При этом Федеральный закон N 115-ФЗ не устанавливает временных ограничений по обжалованию клиентами принятых в отношении них решений об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада).

Таким образом, клиенты, в отношении которых кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями2 (далее при совместном упоминании — финансовые организации) были реализованы предусмотренные Федеральным законом N 115-ФЗ полномочия по отказу от совершения операции, отказу от заключения договора банковского счета (вклада) (далее при упоминании любого из полномочий — отказ) или по расторжению договора банковского счета (вклада), вправе осуществить действия, предусмотренные пунктами 13.4 и 13.5 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, в отношении решения об отказе, принятого финансовой организацией начиная с 30 июня 2013 года (с даты вступления в силу Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»).

2. О порядке информирования финансовыми организациями своих клиентов о причинах отказа.

Абзацем четвертым статьи 4 Федерального закона N 115-ФЗ установлен запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Однако рассматриваемая статья Федерального закона N 115-ФЗ содержит также и перечень случаев, допускающих раскрытие клиенту информации о таких мерах. К числу таких случаев относится информирование о причинах отказа.

В соответствии с изменениями, внесенными в нормативные акты Банка России, устанавливающие требования к правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ финансовых организаций3, финансовая организация в случае обращения к ней клиента за соответствующими разъяснениями4 информирует его о причинах отказа в установленном такой организацией порядке.

3. Об объеме информирования финансовыми организациями своих клиентов о причинах отказа.

В целях соблюдения прав клиента, предоставленных ему пунктом 13.4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, при обращении клиента в финансовую организацию за разъяснением причин отказа финансовая организация с учетом положений статьи 4 Федерального закона N 115-ФЗ предоставляет клиенту соответствующую информацию в объеме, достаточном для обеспечения такому клиенту возможности ее использования при реализации механизма реабилитации клиентов.

4. О порядке исполнения финансовой организацией решения межведомственной комиссии, созданной при Центральном банке Российской Федерации (далее — межведомственная комиссия), об отсутствии оснований, в соответствии с которыми финансовой организацией ранее было принято решение об отказе.

Решение межведомственной комиссии об отсутствии оснований, в соответствии с которыми финансовой организацией ранее было принято решение об отказе от проведения операции, распространяется именно на ту операцию, в проведении которой ранее был получен отказ организации.

Решение межведомственной комиссии об отсутствии оснований, в соответствии с которыми финансовой организацией ранее было принято решение об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), распространяется именно на тот договор, в заключение которого ранее был получен отказ кредитной организации.

Таким образом, в случае обращения клиента с повторным распоряжением о проведении операции или повторным намерением заключить договор банковского счета (вклада), по которому межведомственной комиссией было принято решение об отсутствии оснований для отказа от ее проведения или его заключения, финансовая организация не вправе отказать клиенту в проведении операции или в заключении договора банковского счета (вклада)5.

5. Об условиях возобновления кредитной организацией отношений с клиентом, с которым был расторгнут договор банковского счета (вклада) в соответствии с абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, в случае принятия межведомственной комиссией решения об отсутствии оснований для ранее принятого кредитной организацией решения об отказе от проведения операции.

В соответствии с абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ кредитная организация в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом.

В случае, если межведомственной комиссией были приняты решения об отсутствии оснований для ранее принятых кредитной организацией решений об отказе от проведения операций, на основании которых кредитной организацией был расторгнут договор банковского счета (вклада) с клиентом в соответствии с абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, такая кредитная организация при обращении клиента в кредитную организацию для повторного заключения договора банковского счета (вклада) заключает данный договор с клиентом при представлении им документов и сведений, необходимых для его заключения.

1 Федеральный закон от 29.12.2017 N 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2 Профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды.

3 Положение Банка России от 02.03.2012 N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в редакции Указания Банка России от 30.03.2018 N 4758-У) (далее — Положение Банка России N 375-П) и Положение Банка России от 05.12.2014 N 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в редакции Указания Банка России от 30.03.2018 N 4759-У) (далее — Положение Банка России N 445-П).

4 В соответствии с абзацем пятым пункта 6.1 Положения Банка России N 375-П, абзацем пятым пункта 7.1 Положения Банка России N 445-П.

5 Абзацы второй и третий пункта 13.6 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ – основа российского законодательства по противодействию отмыванию денежных средств.

Глава 1 дает определения таким понятиям, «как доходы, полученные преступным путем», «легализация», «уполномоченный орган», «обязательный контроль», «внутренний контроль» и другие.

Глава 2 посвящена вопросам предупреждения легализации доходов. Определен круг организаций, ответственных за исполнение закона: кредитные организации, страховые, лизинговые компании, почта, ломбарды и другие.

Прописана процедура контроля со стороны этих организаций, если совершаются операции на сумму, превышающую 600 тыс. рублей. Сделки с недвижимостью также подлежат контролю, если цена объекта превышает 3 млн рублей.

Кроме того, закон определяет, что все сделки вне зависимости от суммы подпадают под данный закон, если хотя бы по одной из участвующих в них сторон есть сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Приводятся основания, по которым определяется круг лиц, причастных к террористическим и экстремистским организациям.

Далее в законе прописаны обязанности организации, на которую возложен контроль, — по письменному запросу контролирующего органа идентифицировать личность клиента, а также выгодоприобретателя от сделки, не позднее следующего дня докладывать в уполномоченный орган о проведенной операции, подлежащей контролю, и о любой другой сделке.

При этом необязательной считается идентификация клиента, если сумма сделки составляет менее 30 тыс. рублей или 15 тыс. — при обмене наличной валюты.

В дополнение к основным требованиям в законе говорится также об особенностях работы с иностранными публичными лицами.

Закон предписывает организациям разрабатывать правила внутреннего контроля и назначать ответственного специалиста за соблюдение законодательства о легализации денежных средств. Кредитные организации должны разрабатывать внутренние правила с учетом рекомендаций Банка России.

В этих правилах определяются процедуры по выявлению подозрительных, необычных сделок и доведение их до сведения контролирующего органа. Закон также предписывает, в каких случаях кредитная организация имеет право отказать физическому или юридическому лицу в проведении операции.

Отдельно в законе прописаны права и обязанности адвокатов, нотариусов, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

Глава 3 закона посвящена организации деятельности по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. В ней указывается, что уполномоченный орган, отвечающий за противодействие, определяется президентом и является федеральным органом исполнительной власти.

В обязанности уполномоченного органа входит сбор информации о сделках, связанных с легализацией доходов, и при наличии достаточных оснований передача материалов в правоохранительные органы. При этом уполномоченный орган может своим распоряжением приостановить подозрительные операции на срок до пяти дней.

Работники уполномоченного органа обязаны сохранять в тайне получаемую ими информацию. Вред, причиненный уполномоченным органом или его сотрудниками юридическим или физическим лицам, подлежит компенсации в соответствии с действующим законодательством.

Глава 4 посвящена вопросам международного сотрудничества в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В ней, в частности, говорится об обмене информацией с соответствующими органами других стран, о признании приговоров и о выдаче преступников.

Глава 5, заключительная, говорит об административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов, о прокурорском надзоре за его соблюдением и порядке обжалования решений уполномоченного органа.

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ

  • Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  • Глава II. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ
    • Статья 4. Меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
    • Статья 5. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом
    • Статья 6. Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю
    • Статья 6.1. Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах
    • Статья 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом
    • Статья 7.1. Права и обязанности иных лиц
    • Статья 7.1-1. Предоставление информации организаторами торговли, клиринговыми организациями и центральными контрагентами
    • Статья 7.2. Права и обязанности кредитных организаций и организаций федеральной почтовой связи при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств
    • Статья 7.3. Обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, при приеме на обслуживание и обслуживании некоторых категорий лиц
    • Статья 7.4. Дополнительные меры противодействия финансированию терроризма
    • Статья 7.5. Меры противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения
  • Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА И ФИНАНСИРОВАНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ
    • Статья 8. Уполномоченный орган
    • Статья 8.1. Предоставление уполномоченным органом информации в целях противодействия коррупции
    • Статья 9. Представление информации и документов
  • Глава IV. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА И ФИНАНСИРОВАНИЕМ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ
    • Статья 10. Обмен информацией и правовая помощь
    • Статья 10.1. Информирование компетентных органов иностранных государств о запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами
    • Статья 10.2. Международное сотрудничество в сфере борьбы с финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения
    • Статья 11. Признание приговора (решения), вынесенного судом иностранного государства
    • Статья 12. Выдача и транзитная перевозка
  • Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
    • Статья 14. Прокурорский надзор
    • Статья 15. Обжалование действий уполномоченного органа и его должностных лиц
    • Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 17. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

О противодействии легализации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *