Нормы земельных участков

Предельные размеры земельных участков регламентированы действующим Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, Законом Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» и решением городской Думы гор. Краснодара от 24.09.2009 № 61 п. 26 «Об утверждении порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар».

Так, согласно статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно статье 12 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляют:

для ведения садоводства и под дачное строительство — от 400 квадратных метров до 1000 квадратных метров;

для ведения животноводства — от 1000 квадратных метров до 2000 квадратных метров;

для ведения коллективного огородничества — от 600 квадратных метров до 1500 квадратных метров.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 41 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» устанавливает максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно.

До разграничения государственной собственности на землю максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из государственных земель по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и настоящим Законом, составляют:

для индивидуального жилищного строительства (незастроенные земельные участки) — 1000 квадратных метров;

для садоводства — 600 квадратных метров;

для коллективного огородничества — 600 квадратных метров.

До разграничения государственной собственности на землю максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из государственных земель по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и настоящим Законом, для застроенных земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства до вступления в силу настоящего Закона, устанавливаются органами местного самоуправления в Краснодарском крае.

Решением городской Думы гор. Краснодара от 24.09.2009 № 61 п. 26 «Об утверждении порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар» установлены максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю на территории муниципального образования город Краснодар, а также земель, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, составляют для индивидуального жилищного строительства до 1000 кв. м.

Минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю на территории муниципального образования город Краснодар, а также земель, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, составляет для индивидуального жилищного строительства 300 кв. м. (п. 22).

Пункт 23 решения городской Думы гор. Краснодара от 24.09.2009 № 61 п. 26 «Об утверждении порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар» устанавливал, что в границах муниципального образования город Краснодар земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются в следующих размерах:

на территориях со сложившейся застройкой — от 300 до 800 квадратных метров;

на свободных от застройки территориях в соответствии с проектной документацией — от 800 до 1000 квадратных метров.

Однако, данный пункт отменен решением городской Думы гор. Краснодара от 24.06.2010 г. № 77 п. 7 «Об утверждении порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар».

Таким образом, в настоящее время действующим законодательством не установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в собственности у граждан (предоставленные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если: в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Главный специалист — эксперт, государственный регистратор Д.В. Мережко

>О ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 25.01.2018)

Содержание

О ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 25.01.2018)

ЗАКОН

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

от 30 июня 2004 года N 456-ЗТО

О ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Законов Тульской области от 03.07.2007 N 848-ЗТО, от 20.07.2011 N 1615-ЗТО, от 21.12.2011 N 1708-ЗТО, от 25.04.2014 N 2111-ЗТО, от 27.02.2015 N 2260-ЗТО, от 25.01.2018 N 7-ЗТО)

Принят
Тульской областной Думой
17 июня 2004 года
Постановление N 61/1745

Статья 1. Утратила силу с 1 марта 2015 года. — Закон Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО.

Статья 2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Тульской области из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

(в редакции Закона Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО)

1. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Тульской области (далее — область) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются:
(в ред. Закона Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО)

для ведения садоводства

0,25 га;

(в ред. Закона Тульской области от 25.04.2014 N 2111-ЗТО)

для ведения огородничества

1,00 га;

(в ред. Закона Тульской области от 25.04.2014 N 2111-ЗТО)

для ведения животноводства

1,00 га;

(в ред. Закона Тульской области от 25.04.2014 N 2111-ЗТО)

абзац утратил силу с 1 января 2019 года. — Закон Тульской области от 25.01.2018 N 7-ЗТО

абзац утратил силу с 1 марта 2015 года. — Закон Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО

2. Минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории области из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются:
(в ред. Закона Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО)

для ведения садоводства

0,04 га;

(в ред. Закона Тульской области от 25.04.2014 N 2111-ЗТО)

для ведения огородничества

0,02 га;

(в ред. Закона Тульской области от 25.04.2014 N 2111-ЗТО)

для ведения животноводства

0,15 га;

(в ред. Закона Тульской области от 25.04.2014 N 2111-ЗТО)

абзац утратил силу с 1 января 2019 года. — Закон Тульской области от 25.01.2018 N 7-ЗТО

абзац утратил силу с 1 марта 2015 года. — Закон Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО

Абзац утратил силу. — Закон Тульской области от 03.07.2007 N 848-ЗТО.
3. Утратил силу. — Закон Тульской области от 03.07.2007 N 848-ЗТО.

(введена Законом Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО)

1. Максимальный размер земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых на территории области для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, устанавливается равным 200 га.
2. Минимальный размер земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых на территории области для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, устанавливается равным 1 га.
Предельный минимальный размер земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель устанавливается в размере, определенном Законом Тульской области от 7 июня 2004 года N 452-ЗТО «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области».

Статья 3. Утратила силу с 1 марта 2015 года. — Закон Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО.

Статья 3-1. Утратила силу. — Закон Тульской области от 21.12.2011 N 1708-ЗТО.

Статья 3-2. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых на территории области из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам в собственность бесплатно

(введена Законом Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО)

1. Предельные (максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых на территории области из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим в соответствии с законами области право на предоставление таких земельных участков в собственность бесплатно, устанавливаются:
для индивидуального жилищного строительства — 0,15 га;
для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта — 0,15 га;
абзац утратил силу с 1 января 2019 года. — Закон Тульской области от 25.01.2018 N 7-ЗТО;
для ведения садоводства — 0,25 га.
2. Размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, установленные в пункте 1 настоящей статьи, не распространяются на случаи предоставления земельных участков в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, а также на случаи предоставления земельных участков в собственность бесплатно гражданам, которые реализовали право на первоочередное или внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства и в соответствии с законами области имеют право на предоставление таких земельных участков в собственность бесплатно.
3. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых на территории области из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим в соответствии с федеральными законами право на предоставление таких земельных участков в собственность бесплатно, устанавливаются на уровне минимальных размеров земельных участков, предусмотренных соответствующими федеральными законами.
В случае, если федеральными законами не установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, бесплатно гражданам, в отношении которых право на бесплатное получение в собственность земельных участков определено федеральными законами, такие размеры земельных участков принимаются равными размерам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 4. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство

1. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается равным 1 га.
2. Утратил силу. — Закон Тульской области от 25.04.2014 N 2111-ЗТО.
3. Утратил силу. — Закон Тульской области от 03.07.2007 N 848-ЗТО.

Статья 4-1. О порядке применения отдельных положений настоящего Закона

(введена Законом Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО)

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, установленные статьей 2 настоящего Закона, применяются для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки.

Статья 5. Приведение нормативных правовых актов области в соответствие с настоящим Законом

1. Органам государственной власти области и органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.
2. До истечения этого срока нормативные правовые акты области применяются в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации и настоящему Закону.

Статья 6. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через один месяц после его официального опубликования.

Статья 7. Признание утратившими силу законодательных актов области

Признать утратившими силу:
решение 3-й сессии Тульского областного Совета народных депутатов 21-го созыва от 14.11.1990 «О первоочередных мерах изъятия и предоставления в пользование земель в области»;
решение 4-й сессии Тульского областного Совета народных депутатов 21-го созыва от 27.12.1990 «О выделении земли под садово-огородные участки»;
решение 6-й сессии Тульского областного Совета народных депутатов 21-го созыва от 21.03.1991 «О ходе проведения земельной реформы и подготовке к весенне-полевым работам в области»;
решение малого Совета Тульского областного Совета народных депутатов от 30.06.1992 N 3/51 «О предельных размерах земельных участков для личного подсобного хозяйства в сельской местности».

Председатель Тульской
областной Думы
О.Д.ЛУКИЧЕВ
Губернатор
Тульской области
В.А.СТАРОДУБЦЕВ

г. Тула
30 июня 2004 года
N 456-ЗТО

Фактические размеры земельных участков под садовые и огородные товарищества определяются и формируются местными органами власти на основе положений общих федеральные законов.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Как регулируются размеры?

Регулирование вопросов, связанных с предельными и наименьшими доступными площадями выделяемых гражданам земель под цели садоводства или огородничества, отражено в Кодексах РФ – Градостроительном и Земельном.

Кроме того, в рамках области своей компетенции размеры предоставляемых земель также регулируются законодательными актами и нормативными документами субъектов РФ и муниципальных образований.

В зависимости от региона предельные значения могут варьироваться и даже отсутствовать.

Используются нормативы для рационализации предоставления отдельным категориям заявителей (физ. лицам, юр. лицам, семьям и т.д.) земельных участков в пользование или под выкуп с определенными целями.

Нормативные акты

Регулирование площадей земли, пригодных под предоставление для целей садоводства и огородничества осуществляется следующими нормативными актами:

Статья № 14 из Земельного Кодекса РФ (далее – ЗК). Определяет, в частности, следующее:

  • земля, на безвозмездной основе передаваемая НКО в виде СНТ или другого товарищества, не может по площади превысить сумму площади, определяемую под категорию имущества под общественное пользование и непосредственно сумму территорий, выделенных под садовые/огородные нужды. То есть, в сумме – земля под участки плюс общая территория;
  • земля, которая выделяется товариществу садовой или огородной категории, рассчитывается по сумме предельно допустимого в рамках законных условий выделения земли на человека (иную учетную единицу) и количества участников целевого НКО, плюс дополнительные границы до 25% от территории участков на общественные нужды. То есть, максимальное значение определяется количеством собственников, установленным пределом земли на одного собственника, плюс общественная земля.

Градостроительный Кодекс России также содержит указание на предельные категории значений в рамках земельных участков, он также включает положения, касающиеся границ участков и условий разрешенной застройки.

В отношении застройки градостроительные нормативы влияют на предельные (в первую очередь, минимальные) значения площадей, которые можно выделить в качестве отдельного земельного участка с возможностью застройки (включая дачное строительство).

Кодекс, регулирующий градостроительные нормы, также определяет функционал ПЗЗ (правил в отношении застройки и пользования земельными площадями). В Кодексе указывается, что вопрос регулирования предельных площадей под различные категории пользования находятся в компетенции местных властей – на уровне регламентов, положений и ПЗЗ, принимаемых субъектами РФ и мун. образованиями.

То есть, конкретные значения максимальных и минимальных пределов по возможным, выделяемым в пользование или приобретение гражданами площадям, включая садовые и огородные НКО, определяются местными властями и к их положениям можно обращаться для уточнения.

Действие 14-й статьи ЗК РФ продлится до 1 янв. 2019 года, после чего документ утратит силу в связи с положениями ФЗ № 217 от 29-го июня 2017 года.

Условия предоставления земель, подпадающих под градостроительные регламенты, регулируются данными регламентами. Условия предоставления земель, которые не относятся к компетенции градостроительных нормативов, регулируются ЗК и иными законами РФ.

Вам будет интересно узнать ответ на вопрос: может ли муж получать декретные?

Заболели в отпуске? Хотите оформить больничный? Читайте , как это правильно оформить.

Грамотные советы и нужную вам информацию по расчету декретных вы можете узнать в нашей статье.

Минимальные размеры

Согласно статье № 33 ЗК РФ и письма Минэкономразвития № Д23-1142 от 21.03.2011, минимальные значения доступных для выделения гражданам земель под садово-огородные цели и дачное строительство определяются нормативными документами субъектов РФ, на которые также могут опираться положения конкретных муниципальных образований.

Таблица минимальных значений площадей для регионов и территорий РФ

Субъект или территория Садоводческое применение Огородническое применение Дачное строительство Ед. измерения
Московская область 0,06 0,04 0,06 га
Санкт-Петербург 200 200 600 м2
Ленинградская область 0,05 0,01 0,05 га
Новосибирская область 0,04 0,04 0,04 га
Свердловская область 0,11 0,31 0,26 га
Нижегородская область 0,02 0,02 0,10 га
Краснодарский Край 400 600 400 м2
Каменский район Тульской области 0,04 0,02 0,05 га

Максимальные размеры

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Предельные значения в максимальном измерении относительно вопросов предоставления земли под огородные и садовые цели определяются федеральными законами и региональными нормативами, включая:

  • для территорий в фед. собственности – посредством федерального законодательства;
  • для площадей во владении субъектов РФ – законами соответствующих субъектов;
  • для земель, которыми владеют различные мун. образования – нормативами, изданными этими службами.

В отношении регионов, относящихся к Дальневосточному фед. округу, согласно ФЗ № 119 от 1 мая 2016 года, действуют измененные положения по вопросам предоставления в безвозмездное пользование земельных участков.

Таблица максимальных значений площадей для регионов и территорий РФ

Субъект или территория Садоводческое применение Огородническое применение Дачное строительство Ед. измерения
Московская область 0,15 0,10 0,25 га
Санкт-Петербург 1000 1000 1200 м2
Ленинградская область 0,12 0,10 0,20 га
Новосибирская область 0,12 0,12 0,12 га
Свердловская область 0,25 2 1 га
Нижегородская область 0,15 0,15 0,25 га
Краснодарский край 1000 1500 1000 м2
Каменский район Тульской области 0,25 1 0,25 га

Регулирование правил предоставления гражданам территорий под садово-огородные нужды как для некоммерческих объединений осуществляется градостроительным и земельным кодексом России, а также законами и нормативами, сформулированными субъектами РФ и отдельными муниципальными образованиями. Конкретные площади зависят от местных условий, решений администрации и статуса принадлежности территории.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Дачный вопрос

КАК ОФОРМИТЬ В СОБСТВЕННОСТЬ ЗАБРОШЕННЫЙ УЧАСТОК

Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (принят ГД ФС РФ 11.03.1998)

Перечень нормативно-правовых актов Новосибирской области и органов местного самоуправления о предельных (минимальных и максимальных) размерах земельных участков

Противопожарные расстояния на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков «Комментарий к Федеральному закону от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (постатейный) (Сальков О.А.)

СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Не все категории земель предназначены для жилищного строительства

Закон Новосибирской области от 14.04.2003 N 108-ОЗ (ред. от 02.07.2009) «Об использовании земель на территории Новосибирской области» (принят постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 27.03.2003 N 108-ОСД)

Постановление Правительства Новосибирской области от 1 ноября 2011 г. N 479-п «О нормативной цене земли»

РЕКОМЕНДАЦИИ ПОКУПАТЕЛЯМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Информация о земельных участках через Интернет

Актуальные проблемы разрешения земельных споров с участием садоводов (Материалы судебной практики Волгоградской области)

Регистрация постройки на дачном участке.

Административная ответственность за самовольное занятие земельного участка

Если к вам пришел земельный инспектор. Когда проводится проверка? Порядок проведения проверки

Как прописаться на дачном участке

Содержание соседских прав

Право собственности на асфальт. Дорога, которую заасфальтировали в дачном поселке, не всегда может стать частной собственностью

Судебные споры между соседями по поводу нарушения правил застройки

Шесть соток с возвратом Верховный суд проверил споры дачников

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

СТ 11.9 ЗК РФ

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Комментарий к Статье 11.9 Земельного кодекса РФ

Процесс образования земельных участков не может быть произвольным. В связи с этим ЗК РФ устанавливает ряд требований, которым должны соответствовать образуемые и изменяемые земельные участки.

Одним из главных требований, предъявляемых к земельным участкам, является соблюдение установленных предельных (максимальных и минимальных) размеров, которые устанавливаются градостроительным регламентом. Так, в Определении от 31 мая 2016 г. N 16-КГ16-18 Верховным Судом РФ было указано на невозможность выдела доли земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, на котором расположен жилой дом, по причине того, что образуемые при таком выделе земельные участки не соответствуют предельным минимальным размерам земельных участков, установленных градостроительным регламентом.

Предельные размеры земельных участков, на которые действие градостроительного регламента не распространяется <1>, а также градостроительные регламенты для которых не устанавливаются <2>, должны определяться в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами <3>. Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов РФ <4> в соответствии с требованиями земельного законодательства.
———————————
<1> Согласно ч. 4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки: в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия; в границах территорий общего пользования; предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами; предоставленные для добычи полезных ископаемых.

<2> В соответствии с ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.

<3> До настоящего времени такие федеральные законы не приняты. Попыткой комплексного урегулирования вопросов использования земельных участков, на которых действие градостроительного регламента не распространяется, а также для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, является внесенный Правительством РФ в Государственную Думу проект Федерального закона N 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» (Официальный сайт Государственной Думы duma.gov.ru).

<4> Например, в соответствии со ст. 6 Закона Московской области от 12 июня 2004 г. N 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2 гектара.

В отдельных случаях предельные размеры образуемых земельных участков устанавливаются напрямую федеральным законом. Так, в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданину на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, площадь которого не превышает одного гектара.

Согласно п. 28 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Границы муниципальных образований и границы населенных пунктов отражаются в генеральных планах поселений, городских округов, схемах территориального планирования муниципальных районов (п. 1 ч. 6 ст. 19, п. 2 ч. 5 ст. 23 ГрК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования, об установлении или изменении границ населенного пункта. При поступлении в орган государственного кадастрового учета сведений о границах муниципальных образований и границах населенных пунктов такие сведения отражаются на публичных кадастровых картах, которые предназначены для использования неограниченным кругом лиц <1>.
———————————
<1> См.: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 марта 2016 г. N 145 «Об утверждении состава сведений, содержащихся в кадастровых картах» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. N 25).

Таким образом, опираясь на сведения государственного кадастра недвижимости о границах муниципальных образований и границах населенных пунктов, орган государственного кадастрового учета проверяет соответствие образуемого или измененного земельного участка требованиям ЗК РФ в части недопустимости пересечения таких границ с границами земельного участка.

Следуя принципу единства судьбы земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости (подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ), законодатель установил запрет на образование земельных участков в случае, если это приводит к невозможности использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Так, например, невозможно осуществить раздел земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, поскольку в соответствии со ст. 36 ЖК РФ такой земельный участок является общей долевой собственностью собственников помещений в таком многоквартирном доме.

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (для случая осуществления государственного кадастрового учета). В этой связи необходимость обеспечения доступа к земельному участку также является одним из необходимых условий, соблюдение которых обязательно при образовании земельного участка.

Раздел, перераспределение или выдел земельных участков также не может быть осуществлен, если образуемые в результате этого земельные участки нельзя будет использовать в соответствии с их разрешенным использованием ввиду наличия установленных обременений (ограничений).

Так, широко распространенным случаем на практике является нахождение земельного участка в охранной или санитарно-защитной зоне, в том числе когда в такой зоне находится не весь земельный участок, а его часть.

Например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» <1> в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
———————————
<1> СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1220.

Таким образом, если в вышеупомянутой охранной зоне находится часть земельного участка, предназначенного для строительства, например, гаража, то при образовании такой части в виде самостоятельного земельного участка размещение гаража на этой части земельного участка будет противоречить правовому режиму, установленному для этой охранной зоны. В связи с этим образование земельного участка подобным образом не допускается.

Понятия вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы в ЗК РФ не раскрываются, в связи чем на практике участникам земельных отношений и органам кадастрового учета зачастую достаточно сложно установить, характеризуется ли образуемый земельный участок такими признаками. Однако эти понятия имеют исторические корни. В частности, термины «чересполосица» и «вклинивание» ранее использовались в законодательстве советского периода <1>.
———————————
<1> См., например: Постановление Совета Министров РСФСР от 23 марта 1966 г. N 286 «О мерах по улучшению землеустройства, введения и освоения правильных севооборотов в колхозах и совхозах» (СП РСФСР. 1966. N 11. Ст. 51), ст. 59 ЗК РСФСР (Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 22. Ст. 768). В Постановлении ЦИК СССР, СНК СССР от 3 сентября 1932 г. N 1356 «О создании устойчивого землепользования колхозов» (СЗ СССР. 1932. N 66. Ст. 388) чересполосица названа «бичом единоличного хозяйства».

Образование земельных участков должно осуществляться с учетом территориальных зон, установленных при градостроительном зонировании, а также границ лесничеств и лесопарков. Пересечение границ земельного участка и границ территориальной зоны является основанием для приостановления государственного кадастрового учета земельного участка (п. 6 ч. 2 ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Недопустимость пересечения границ земельных участков с границами лесничеств и лесопарков объясняется тем, что последние в соответствии со ст. 23 ЛК РФ являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Согласно п. 21 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы образуемого земельного участка пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ таких территориальных зон, лесничеств, лесопарков в документе, на основании которого внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости, или случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также для размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов и иных случаев, установленных федеральным законом.

Образование земельных участков для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов являются объективными исключениями из общих правил. Такие исключения сформулированы законодателем исходя из того, что участки недр являются самостоятельным объектом недвижимости (ст. 130 ГК) и образование земельного участка в данном случае осуществляется только в целях обеспечения доступа к участку недр, а также специфики линейных объектов, которые могут иметь длительную протяженность с сопутствующим пересечением не только территориальных зон, но и границ муниципальных образований, границ субъектов РФ (например, автомобильные дороги федерального значения, магистральные газопроводы и т.д.) и объектов, режим использования которых определяется исходя из особенностей, предусмотренных водным законодательством.

При выделении участка всегда встает вопрос о его размере, площадь не может нарушать максимальные и минимальные параметры. Как определяются предельные допустимые максимальные и минимальные размеры земельных участков?

Кто устанавливает

Определяется предельный размер участка несколькими законодательными нормативами, среди них – статья 11.9 (п.1) ЗК и статья 30 (ч.6) ГК. Есть и законодательные положения, по которым устанавливаются предельные размеры земельных участков.

  • На федеральном уровне определяется размер земли, которая находится в собственности государства, РФ.
  • Если земля – собственность субъектов Федерации, используются при определении площади законами региона.
  • Законы местной власти говорят о предельных размерах участков, выделяемых из муниципальных земель.

Особенности

Земля является ценным ресурсом, которого у государства на данное время достаточно для того, чтобы удовлетворить запрос на выделение участков желающим гражданам.

Но такой процесс не проходит хаотично, существуют законы, по которым предоставляются наделы, определяется их площадь. Разный кусок земли нужен для строительства дома и для строительства дачи, для фермерства и для личного подсобного хозяйства.

Граждане, получающие или уже получившие землю, могут заинтересоваться, на основании чего им определена та или иная площадь, можно ли ее увеличить или надел по размеру максимальный. Часто такие вопросы возникают с началом хозяйственной деятельности на земле, когда оказывается, что площади, находящейся в собственности, недостаточно.

Для каких целей может понадобиться земля? Для физических лиц предполагается несколько вариантов использование земельных территорий:

  1. Под строительство дома или дачи.
  2. Для садоводства или огородничества.
  3. Для ведения фермерского хозяйства.
  4. Для своего личного подсобного хозяйства.

При подаче заявки на предоставление участка, гражданин обязан указать, как он хочет использовать надел, какие на него планы.

С учетом этого и определяется не только место положение выделяемой территории, но и ее площадь. В дальнейшем необходимо придерживаться назначения участка, ведь все земли разделены на категории, имеют свои виды разрешенного использования.

ВНИМАНИЕ! При нарушении правил эксплуатации земли можно получить значительный штраф.

Сколько будет выделено предельно земли, зависит и от региона проживания заявителя. Если земля муниципальная, на уровне местной власти принимаются законопроекты об установлении максимальной и минимальной площади.

Максимальный предельный размер

Такое выражение включает в себя несколько понятий, это не только сама площадь надела, но и нормативные отступы строений от границ участка, максимальный процент застройки в границах земельного участка, разрешенное количество этажей.

Такие нормы указываются в градостроительном регламенте, устанавливаемом каждом населенном пункте местными органами самоуправления. Чтобы узнать, какие установленные нормы действуют в вашем городе или поселке, нужно обратиться в органы власти, муниципалитет.

По разным регионам максимальные и минимальные размеры земли, выделяемой под индивидуальное строительство, отличаются. Но среднее количество выделяемых соток под дом – это 3. Количество небольшое, но нужно узнавать в инстанциях, занимающихся земельными вопросами, возможно вы сможете получить и более просторную территорию.

При выделении участка под ИЖС его новый собственник может столкнуться с рядом проблем, в частности, с конфликтами, которые возникают иногда с соседями, владельцами смежных участков.

Если знать права собственника и правила, по которым выделяется земля, происходит определение установленных максимальных размеров надела под строительство дома, конфликт быстро будет закрыт.

Как определяется

Земельный Кодекс время от времени претерпевает изменения, что связано с изменениями реальностей жизни. И нужно следить за такими новшествами, особенно тем, кто имеет отношение к земле, является собственником участка или планирует написать заявление на выделение надела.

В 2015 году появилось нововведение, касающееся присоединения земель, расположенных рядом с собственным участком.

ВНИМАНИЕ! Теперь можно писать заявку на присоединение той территории, которая находится рядом с участком и на протяжении длительного времени возделывалась вами. При этом важно, чтобы у такой земли не было собственника.

Изменение площади

Есть уже нормы, регулирующие процесс присоединения и установления максимального размера территории, которая может быть присоединена к участку. Такие правила перераспределения, как и ограничения, указаны в статьях 39.28 и 39.29 ЗК РФ.

  • Присоединить к участку с постройкой можно землю, если есть необходимость привести площадь участка в соответствие с границами межевания. Но нужно иметь при этом проект, рассматривающий развитие и благоустройство территории.
  • Также можно сделать запрос на перераспределение земельной площади, если ваш участок нужно защитить от вклинивания, изломленности. При этом нельзя превышать допустимые максимальные размеры участка под тот или иной вид деятельности.
  • Разрешается увеличение общей площади за счет присоединения куска земли, если на участке ведется садоводство, огородничество, развивается личное подсобное хозяйство. Уважительным поводом является и строительство дома для личного проживания, дачное хозяйство.

Разрешается Земельным Кодексом перераспределение с увеличением площади земли и тогда, когда на участке планируется капитальное строительство.

Перераспределение выполняется в таком случае с изъятием земли в пользу государства. При этом между двумя сторонами операции (собственником земли и государством) подписывается соглашение.

ВАЖНО! Обязательно изменение границ, увеличение площади выполняется с процедурой межевания, ведь нужно будет получить соответствующий кадастровый паспорт.

Минимальные границы

Максимальные размеры могут быть установлены законами, принятыми на уровне государства, субъектов Федерации, муниципалитета.

Это зависит от того, кому принадлежит земля. Местными органами власти, в том числе и в Московской области, принимаются градостроительные регламенты, которые не должны противоречить государственным законодательным нормативам.

В Московской области последний такой регламент был принят в 2003 году. По этому законодательному документу минимальный размер земли в области для фермерского хозяйства составляет 4000 сотое, для дачного строительства 25 соток, для садоводства – 15 сотое. В каждом районе области были приняты нормы по максимальному предельному размеру надела, который также будет зависеть от вида хозяйствования на земле.

В Ленинградской области минимальный размер надела для ведения животноводства – 500 соток. А тот, кто хочет построить дачу, получит минимально 10 соток.

Когда используются нормы

Принятие нормативов по предельным максимальным и минимальным размерам регулируется Градостроительным Кодексом РФ. В каждой территориальной зоне вводятся еще и свои градостроительные регламенты, определяющие выделение муниципальных земель.

Такие нормы по предельным размерам соблюдаются при выделении всех участков:

  1. Они обязательно учитываются при образовании новых наделов из земель государственных или муниципальных.
  2. При выделении по заявке физическому или юридическому лицу земли под индивидуальное жилое строительство, под строительство дачи или садоводство, огородничество, под фермерскую деятельность.
  3. Также могут использоваться нормы размеров и при разделе участка на несколько, при решении вопроса с прирезками.
  4. Учитываются нормы размера и при образовании участка из невостребованной земельной доли.

Несоответствия

Если при проверке, например, при межевании, установлено, что надел не соответствует по своим размерам установленным законодательно параметрам, такой участок даже может не пройти государственную регистрацию.

Возможно, размер слишком превышает тот, который указан в документах, в кадастровом паспорте. Нужно будет выкупить лишнюю площадь у муниципалитета, оформление по принципу перераспределения не получится.

Градостроительный регламент

Возможно, местные власти не приняли градостроительный регламент, но размеры участка при выделении все равно должны соответствовать законным нормам. Какие документы учитываются в таком случае?

  • Нужно рассматривать статьи ЗК, отвечающие данному вопросу.
  • Градостроительный кодек РФ, принятый на уровне государства.
  • Также поможет ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» под номером 112, принятый в 2003 году.
  • ФЗ «О фермерском хозяйстве» под номером 74, принятый в 2003 году.

Минимальный и максимальный размер земельного участка

При выборе и регистрации участка земли под различные цели, зачастую возникают вопросы, – какой предельный минимальный или максимальный размер земельного участка можно получить. Ответы на эти вопросы регламентируются соответствующими законами РФ.

Предельный минимальный и максимальный размер земельного участка

Размеры участка, на практике, осуществляются посредством межевания, которое определяет:

  • фактические границы земельного надела;
  • закрепление межевых знаков с фиксацией их координат на местности;
  • установление границ участка, его площади по расположению реперных точек;
  • оформление плана и его обоснование;
  • подготовка пакета документов с юридическим оформлением межевого плана, передача полученных данных в кадастр недвижимости. Тут вы найдете подробную информацию о том, что такое межевой план.

Нормативы, определяющие граничные размеры участка, изложены в действующих законах РФ.

Закон

Основополагающие статьи о землеустройстве изложены в Земельном кодексе РФ.

Статья 33.

В этой статье изложены определяющие нормативы по выделению земельных наделов для различных видов деятельности.

Согласно п.1 размеры участков земли, предназначенные для осуществления:

  • крестьянско-фермерского владения;
  • садоводческо-огородного хозяйствования;
  • выращивания крупного и мелкого скота, а также птицы;
  • дачного строительства,

находящиеся во владении государством или относящиеся к муниципальной собственности, регламентируются законами субъектов РФ.

При ведении собственного хозяйства или возведении личного жилого строения – определяются соответствующими нормативными документами муниципальных органов самоуправления. Такие наделы могут выделяться частным лицам на правах собственности.

По п.2 максимальный размер земли, выделяемой бесплатно для осуществления выше приведённых видов деятельности, регламентируется:

  • федеральным законом, для территорий федерального подчинения;
  • законами субъектов РФ, для их земельной собственности;
  • правовыми документами муниципальных органов самоуправления, – из владения землёй, принадлежащих различным муниципалитетам.

Подпункт 2.1 определяет размеры земельного надела, передаваемого безвозмездно гражданам, имеющих трёх и более детей, на основании законов и нормативных документов субъектов РФ.

Пункт 3 предусматривает случаи, не оговоренные пунктом 1 и подпунктом 2.1.

Например, предельные ограничения в Челябинской области, согласно местных нормативных актов, составляют:

  • для дачных построек – до 30 соток;
  • садоводство – до 15 соток;
  • огороды – до 50 соток

Статья 11.9

Эта статья Земельного кодекса регламентирует расположение граничных пределов земельного надела. Содержит и определяет:

  • граничные размеры выделенной территории, на которые не предусмотрены градостроительные нормы, регламентируются Земельным кодексом или федеральными законодательными документами;
  • нарезанные наделы не должны заходить за территорию населённых пунктов или других муниципальных образований;
  • создание участков, создающих невозможность эксплуатации, расположенных на них объектов недвижимости, не разрешается;
  • преобразование или выделение отдельных кусков земли, создающие затруднения или невозможность использование надела в соответствии с государственным разрешением, не допускается;
  • создание отдельной нарезки земли, приводящее к чересполосице, нарушению границ, вклиниванию в смежные участки, ограничивающие рациональное землепользование, невозможность к созданию различных объектов недвижимости, нарушающее нормативы Кодекса и федеральных законов, запрещается;
  • расположение наделов земли, нарушающих и вторгающихся на территорию заповедников, лесопарков, лесничеств, охотхозяйств недопустимо.

Статья 11.10

В этом документе регламентируется схемы местонахождения земельных участков (-ка), предназначенных для кадастровых планов территорий.

  • п.1 определяет понятие схемы участка на плане территории;
  • п.2 оговаривает наличие необходимых документов, регламентирующих определение границы участка;
  • п.3 устанавливает ответственного исполнителя за подготовку схемы
  • по п.4 оговаривается обеспечение подготовки схемы частным или юридическим лицом надела, выделяемого без торгов;
  • п.5 также оговаривает участие частного и юридического лица в оформлении графического документа при продаже участка с аукциона или взятии в его аренду, за исключением объектов федерального значения или населённых пунктов;
  • п.п. 6…8 расширяют описание возможностей участия граждан и юридических лиц при других случаях выделения земли;
  • п.п. 9…12 определяют форму подготовки и выполнения схемы на бумажном или электронном носителе;
  • п.п.13…15 оговаривают принятие решения об утверждении схемы и содержание разрешительного документа;
  • п.16 определяет основание для отказа в утверждении схемы;
  • п.17 регламентирует действие схемы при разногласиях с результатами, ранее проведённого межевания;
  • п.п.18 и 19 оговаривают права гражданина;
  • п.п.20 и 21 описывают дальнейшие действия исполнительных органов или муниципальных властей, принявших решение об утверждении схемы, а также регламентируют сроки на эти действия.

Статья 27.

В этой статье приводятся ограничения по оборотоспособности земель, в частности, находящиеся или занятые:

  • под природными парками или государственными национальными заповедниками;
  • предназначенные для осуществления функций Вооружённых сил государства, других различных воинских формирований;
  • использующиеся для расположения объектов или зданий федерального подчинения;
  • для захоронений военных или гражданских лиц;
  • отведённые для местонахождения линий связи, электросетей, перемещения жидких и газообразных энергоносителей;
  • зарезервированные или применяемые для строительства линий путей сообщения, – автодорог, различного подчинения и железных дорог;
  • для другого назначения, предусмотренных настоящим Кодексом или федеральными законами.

Каковы требования к минимальному размеру участка для осуществления кадастрового учёта?

При совершении различных операций с земельными участками, зачастую возникает вопрос по нижним предельным параметрам земельного надела, который можно зарегистрировать в кадастре.

Земельное законодательство предусматривает граничные показатели, которые выступают в качестве:

  • норм выделения земли в собственность частным лицам из владения государством или муниципалитетом;
  • предельных границ участков согласно градостроительного регламента;
  • минимальных границ на вновь образуемые наделы из угодий сельскохозяйственного назначения.

Перечисленные варианты действуют при рассмотрении вновь нарезаемых земельных наделов и не распространяются на существующие объекты.

Для более полного ответа и правильности принятых решений, целесообразно уточнить по действующим нормативам виды граничных значений, которые применимы для совершения определённых кадастровых действий, направленных на уточнение, с дальнейшим внесением изменений в кадастровом учёте о сведениях по нахождению земельного участка.

В каких пределах возможно расхождение площадей земельного участка, указанных в правоустанавливающем документе и на кадастровом плане?

С возникновением собственности на земельные территории, используемых для осуществления различных целей, появилась потребность в сравнении реальных площадей и указанных в ранее оформленных правоустанавливающих документах, – на основании них были проведены работы по регистрации в кадастровом учёте.

Один из многочисленных примеров, – это передача в собственность по наследству строения, располагающегося в каком-либо населённом пункте.

Естественно, что постройки находятся на определённой земельной площади. При совершении ряда операций по вступлению в наследственную собственность одного правопреемника или группой лиц с дальнейшей регистрацией прав, необходимо уточнить границы будущих владений.

Расхождения в реальных параметрах и указанных на документах случаются, – погрешности при проведении землемерных работ периодически возникают.

Согласно действующего законодательства, Земельного кодекса и ряда других нормативных документов, отличие не может быть больше 10% от общей площади территории.

С целью устранения лишних вопросов и экономии времени, при совершении различных операций с землёй, в том числе, при определении предельных минимальных и максимальных размеров собственного надела, целесообразно за консультацией обращаться к специалистам, занимающихся вопросами недвижимости.

Нормы земельных участков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *