Экспертиза по ФЗ 44

Содержание

Инструкция по проведению экспертизы по 44-ФЗ

Акт приемки-передачи внутренней экспертизы по 44 ФЗ своими силами — это один из документов, которые составляются для приемки товаров, работ, услуг. Но эксперты заказчика — не единственный способ принять ТРУ. Можно привлечь специализированную организацию.

Скачать образец бланка акта экспертизы по 44 ФЗ 2019 года

Скачать заполненный образец внутренней экспертизы по 44 ФЗ своими силами

Скачать заполненный образец акта экспертизы приемки товара по 44 ФЗ

Скачать заполненный образец экспертного заключения по 44 ФЗ своими силами

Скачать заполненный образец акта отказа от приемки товара по 44-ФЗ

Скачать заполненный образец экспертизы выполненных работ по 44-ФЗ

Как провести внутреннюю проверку

Внутренней экспертизой называется проверка качества поставленного товара, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами. Если контракт исполняется поэтапно, то экспертизу нужно проводить для каждого этапа. Это указано в п. 1 ч. 1 ст. 94 44-ФЗ.

В исключения попали случаи, которые вправе определить правительство. Пока таких актов не принято, и заказчики не обязаны привлекать экспертов и экспертные организации, а могут принимать товары, работы и услуги сами.

Чтобы провести внутреннюю проверку, назначьте одного сотрудника или сформируйте экспертную комиссию. Сотрудник или комиссия назначаются для экспертной проверки одной закупки или исполняют эти функции на постоянной основе.

Желательно, чтобы сотрудник обладал специальными познаниями, опытом и квалификацией, которые связаны с предметом закупки. Например, если покупаете лекарства, экспертную деятельность поручите сотруднику с фармацевтическим образованием, а в госзакупках компьютерного оборудования — специалисту в IT-сфере. Проверьте, что у такого сотрудника нет родственных и других связей с поставщиком, которые влияют на проверку.

Внутренний эксперт назначается приказом. В нем укажите такие сведения:

  • Ф.И.О. и должность;
  • реквизиты закупок, которые нужно проверить;
  • сроки проведения;
  • алгоритм подведения итогов;
  • возможность запросить допматериалы по выполнению обязательств контракта.

Состав и порядок экспертной комиссии оформляется приказом и положением. В это положение включите:

  • задачи и чем руководствуется комиссия;
  • ее полномочия. Например, комиссия может запрашивать у заказчика и поставщика дополнительные материалы;
  • порядок оформления результатов.

Чтобы передать полномочия по проведению проверки приемочной комиссии, укажите в положении, что она проводит экспертизу.

Что проверить

Когда поставили товар, проверьте его количество и характеристики. Они должны полностью соответствовать спецификации в госконтракте. Если у продукции есть срок годности, проверьте, не закончился ли он. Просмотрите сертификаты, инструкции по применению и другие документы, которые поставщик передает вместе с товаром.

Когда принимаете услуги и работы, проверяйте, чтобы их сделали в полном объеме и в срок. Сравните, например, акты выполненных работ с техзаданием, сметными расчетами или проектной документацией по контракту. Если выявите нарушения, зафиксируйте их на фото или видео. Это следует из ч. 3 ст. 94 44-ФЗ и подтверждается практикой.

Как оформить результаты

Отдельное экспертное заключение составлять необязательно. Укажите в акте или товарной накладной, что проверили качество и характеристики, результат проверки, подписи проверяющих.

Часто на практике заказчики оформляют результаты отдельным экспертным заключением. Это не нарушение. В заключении укажите:

  • дату и место, когда составляется документ;
  • номер, дату, предмет контракта;
  • сведения о поставщике;
  • дату поставки, выполнения работ или оказания услуг;
  • перечень документов при поставке и их реквизиты (вид документа, номер, дата и т. д.);
  • сведения о том, соответствует ли товар (работа, услуга) условиям контракта;
  • подписи.

Как провести внешнюю проверку

Выберите стороннего эксперта или экспертную организацию и подпишите с ними контракт по правилам Закона о контрактной системе. Заказчики привлекают сторонних экспертов, чтобы проверить выполнение условий контрактов и оценить конкурсную документацию и насколько конкурсные заявки соответствуют дополнительным требованиям, которые предъявляются к участникам закупок.

Внешний эксперт отвечает на поставленные вопросы. Результаты такой экспертизы оформляются заключением, которое подписывается экспертом или представителем экспертной организации.

С 31.07.2019 пропала необходимость проводить внешнюю экспертизу, ч. 4 ст. 94 44-ФЗ утратила силу. Но осталось право это делать по своему усмотрению. С этой же даты у правительства появилась возможность утвердить перечень случаев, когда заказчики обязаны привлекать сторонних экспертов. Это закреплено в ч. 4.1 ст. 94 44-ФЗ. Пока даже проекта такого акта нет.

Чтобы заключить договор с экспертом или экспертной организацией, проводите закупку в обычном порядке или заключите контракт с единственным поставщиком, соблюдая все ограничения, которые предусмотрены для этого способа.

Как заключить контракт с экспертом

Специальных требований для контрактов с экспертами нет. Соблюдайте общие требования, которые установлены в 44-ФЗ. Рекомендуем в соглашение включить такие данные:

  • предмет, вопросы, на которые обязан ответить эксперт, или порядок установления таких вопросов;
  • функции и полномочия эксперта, экспертной организации;
  • сроки проведения экспертизы;
  • обязанность эксперта, экспертной организации письменно уведомить вас и поставщика о допустимости участия в проверке и отсутствии оснований для отказа от ее проведения перед началом экспертизы. Это указано в ч. 3 ст. 41 44-ФЗ);
  • условие об ответственности эксперта, экспертной организации, ее уполномоченного представителя и должностных лиц;
  • иные условия, которые являются обязательными для включения в контракт по ст. 34 44-ФЗ.

Как принять результаты

После проверки получите заключение. Оно подписывается экспертом или представителем экспертной организации, у которого есть полномочия. Это зафиксировано в ч. 7 ст. 41 44-ФЗ.

Если по итогам экспертизы результатов исполнения контракта выявлены недостатки, которые не мешают принять товар, работу или услуги, в заключение включаются предложения об устранении этих нареканий, в том числе указывается срок, за который их придется исправить. Учитывайте выводы и предложения экспертов, которые указаны в заключении (ч. 5, 7 ст. 94 закона № 44-ФЗ).

А услуги по проведению экспертизы принимаются в общем порядке, который прописан в 44-ФЗ и госконтракте.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа
Если у вас создана приемочная комиссия, вы можете передать ей полномочия по экспертизе Письмо Минфина № 24-03-07/71512 от 27.10.2017

Если выявлено несоответствие товара (работы, услуги) условиям контракта, то нужно указать, в чем оно проявляется Письмо Минфина № 24-03-08/70501 от 26.10.2017

Без уведомления о допустимости участия в экспертизе не начинается проверка Письмо Минфина № 24-02-07/87603 от 27.12.2017

Образец экспертизы по 44 ФЗ: бланк, акт, заключение 2020 г.

1. 44 ФЗ экспертиза: образцы документов

Экспертиза продукции – один из самых важных моментов в тендерной деятельности. Именно поэтому этой детали уделяют много значения.

2. Для чего нужна экспертиза по 44 ФЗ

После проведенного тендера и согласованных всех деталей сделки можно приступать к экспертизе. После подписанного договора идет черед приемки услуг и товаров поставщика. Именно тогда проводится экспертиза всей продукции и услуг. Итоги этой процедуры – это решение по поводу качества работы исполнителя.

Очень часто экспертиза такого рода проводится при участии квалифицированных специалистов, но в большинстве случаев заказчики осуществляют эту процедуру самостоятельно. Все нормы и правила в проведении экспертизы состоят в статье 94 44-ФЗ.

3. Когда нужно проводить экспертизу, а когда можно отказаться

Главная цель такого рода экспертизы – это осуществление проверки качества работы исполнителя и его продукции. Согласно закону, именно заказчик должен проводить экспертизу, но есть и некоторые исключения.

  1. Федеральные потребности и их обеспечение.

  2. Заказ услуг фирм и компаний, которые уже могут предоставить экспертную оценку своего товара.

  3. Объект закупки предлагает услуги и работу, которые уже до того времени прошли все необходимые процедуры, в том числе и экспертизу.

  4. Отдельные постановления Правительства РФ.

4. Проведение экспертизы самостоятельно со стороны заказчика

По закону выделяются два вида экспертизы, одна из которых внутренняя, вторая, соответственно, внешняя. Если внешняя экспертиза проводится с привлечением специализированных фирм, то внутреннюю можно осуществить и самостоятельно. Но иногда не получается провести внутреннюю экспертизу. Это случается в нескольких ситуациях.

  1. Рабочий штат заказчика укомплектован не полностью, то есть не хватает умелых рук и квалифицированных специалистов. Внутреннюю экспертизу не удается провести из-за низкого уровня знаний работников и недостаточности опыта для проведения такого рода операций.

  2. Внутренняя экспертиза не проводится, если возникает конфликт между заказчиком и производителем.

  3. Недостаточность финансовых средств и технических ресурсов для проведения экспертизы.

В остальных случаях экспертизу внутреннего характера можно провести и самостоятельно. Но не исключается и возможность привлечения специализированных лиц.

Скачать образец экспертизы по 44 ФЗ

5. Проведение экспертизы по 44 ФЗ заказчиком

Для осуществления внутренней экспертизы важно придерживаться всех необходимых правил.

  1. В первую очередь нужно оформить приказ для проведения экспертной комиссии. В комиссию должны входить сотрудники, которые компетентные в этом деле. Количество таких специалистов должно составлять пять и даже больше людей. Приказ должен вмещать в себя и реквизиты контракта. Подробнее об комиссии вы можете прочитать в нашей статье — комиссия по 44-ФЗ.

  2. Все необходимые действия при исполнении договора должны быть соблюдены строго в срок, который был прописан в договоре.

  3. Оформление документа о приемке. В документе должна быть вся информация по поводу сделки: от сроков выполнения работы и до самого оказания услуг. Но прежде чем издавать готовый документ, важно сначала ознакомиться с его образцом.

  4. Заказчик имеет право отказать в приемке услуг или товара, если исполнитель не соблюдал условия договора. Таким образом, работа восстанавливается уже после соблюдения всех правил и устранения ошибок.

  5. Согласно результатам экспертизы, заказчик должен прописать в отчете информацию об услугах поставщика.

  6. Отчет вместе с документом по результатам работы размещается в ЕИС.

Иногда случается, что итог экспертизы не устраивает заказчика, поэтому не исключены отказы в приемке услуг. Если в течение нескольких дней недочеты не доработали, расторгается договор.

По закону совсем не обязательно заключать результаты экспертной процедуры отдельным документом. Можно только упомянуть об этом в документе, который подтверждает приемку товаров.

Таким образом, есть возможность провести экспертизу силами и материальными средствами заказчика. Так можно не только прилично сэкономить, но и осуществить качественную внутреннюю проверку продукции исполнителя и его услуги. В случае конфликтных ситуаций рекомендуется привлечь профессиональных экспертов.

Скачать образец акта о проведение экспертизы по 44 ФЗ

6. Видео-инструкция экспертиза результатов закупок

>Закон об отмене внешней экспертизы по 44-ФЗ принят

Депутаты отменили внешнюю экспертизу и внесли другие изменения в закон № 44-ФЗ

19.12.2018 Государственная Дума рассмотрела в третьем чтении и приняла закон о внесении изменений в закон № 44-ФЗ. Наиболее ожидаемым изменением стала отмена обязательной внешней экспертизы по несостоявшимся закупкам (п. 9 ст. 1 Закона о внесении изменений). Также законом внесены и другие важные изменения.

Закон об отмене внешней экспертизы и других изменениях в 44-ФЗ

Обязанность проведения внешней экспертизы в случае заключения контрактов по итогам несостоявшихся закупок (п. 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93) появилась для заказчиков с 01.07.2018 г. За невыполнение данной обязанности предусмотрена административная ответственность по ст. 7.32 КоАП РФ. Данную ошибку наконец-то исправили.

С учетом того, что обязанность в отношении несостоявшихся закупок исключена из закона, то и оснований для привлечения к ответственности быть не должно, в том числе за период с 01.07.2018 г.

Подробнее об этих и других изменениях мы уже писали .

Закон пока не вступил в силу. Его должен одобрить Совет Федерации и подписать Президент. В ближайшее время это должно произойти.

27.12.2018 закон № 502-ФЗ опубликован и вступил в силу со дня опубликования, за исключением отдельных положений. Можно ли привлечь к административной ответственности за невыполнение отмененной обязанности, читайте в статье по приведенной ссылке.

Закон об упрощении закупок от 01.05.2019 г. № 71-ФЗ

12.05.2019 г. вступают в силу изменения, внесенные законом об упрощении закупок № 71-ФЗ от 01.05.2019 г. Этим законом вносятся изменения и в части обязательной внешней экспертизы. С 31.07.2019 г. обязанность проведения такой экспертизы полностью отменяется.

Кофе-пауза: а вы пройдете тест на трезвость?

Законопроект об отмене внешней экспертизы по итогам несостоявшихся закупок принят Госдумой в третьем чтении

Помимо того, что законопроект № 197556-7 со дня официального опубликования исключает обязательность проведения внешней экспертизы в отношении случаев заключения контрактов с единственным поставщиком по пунктам 25.1., 25.2., 25.3. части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», он содержит ряд других важных изменений.

Разрешено изменение цены контракта при повышении НДС до 20 %

Законопроект предусматривает возможность изменения по соглашению сторон цены заключенного до 1 января 2019 года контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года. Норма действует, если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта. Указанной возможностью заказчики могут воспользоваться до 1 октября 2019 года в рамках срока исполнения контракта. При этом для получателей бюджетных средств изменение цены контракта допускается в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

Бюджетные учреждения могут не вносить обеспечение заявок

Законопроект № 197556-7 освободил от необходимости внесения обеспечения заявок все государственные и муниципальные учреждения. Ранее это правило касалось лишь казенных учреждений.

Для антидемпинговых мер обязательно предоставление банковской гарантии или денежных средств

Антидемпинговые меры получили уточнение относительно того, что в случае если победитель конкурса или аукциона решил выполнить указанные меры, предоставив заказчику информацию, подтверждающую добросовестность такого участника, то он также должен предоставить обеспечение исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

При отзыве лицензии у банка-гаранта необходимо новое обеспечение контракта

В целях защиты интересов заказчиков в случаях, когда у банка, выдавшего банковскую гарантию, отзывается лицензия законопроект устанавливает обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) указанного обязательства, заказчик обязан начислить пеню в размере 1/300 ключевой ставки.

Изменение способа и размера обеспечения контракта

Большой блок изменений коснулся возможности поставщика (подрядчика, исполнителя) изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен. Так возможность уменьшения размера обеспечения исполнения контракта присутствует лишь в случае, если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения.

Новое основание для контрактов с единственным поставщиком

Перечень оснований заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) дополнен возможностью заключения контракта на оказание услуг по изготовлению:

  • бланков документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства, выдаваемых в Российской Федерации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
  • бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • бланков временных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации и дающих ему право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию, а также бланков документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Ключевые вопросы проведения экспертизы и оформления отчетности по контрактам

Практика применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) выявила большое количество вопросов, со стороны должностных лиц заказчиков, занятых в сфере закупок.

Что это за вопросы? Большое количество вопросов к экспертизе и отчетности по контракту. Например, к составлению отчета о результатах исполнения отдельного этапа контракта.

Экспертиза на соответствие услуг условиям контракта

Согласно Закону № 44-ФЗ, каждый заказчик обязан проводить экспертизу предоставленных поставщиком результатов (поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг). Эксперт выясняет, соответствуют ли услуги условиям заключенного контракта.

Экспертизу проводят во всех случаях вне зависимости от предмета контракта и основания его заключения.

Выбор эксперта

Заказчик может проводить её самостоятельно («внутренняя экспертиза») или с помощью привлечённых экспертов или экспертных организаций («внешняя экспертиза»).

Когда заказчик обязан привлекать «внешних экспертов»? При заключении контракта у единственного поставщика по основаниям, предусмотренным п. 10–13, 16, 24 (за исключением осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд), 31, 34, 35, 37, 38 ч. 1 ст. 93 Закона№ 44-ФЗ (за исключением закупок услуг самих «внешних» экспертов, экспертных организаций, а также услуг по экспертизе проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, прошедших государственную или негосударственную экспертизу).

Если к проведению экспертизы привлекаются «внешние эксперты» (прим.: в силу Закона № 44-ФЗ либо по усмотрению самого заказчика), то «внутренняя экспертиза» не проводится, так как в ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ используется союз «или».

«Внешние эксперты»

Привлечение «внешних экспертов» осуществляется на основании возмездного контракта, заключенного по правилам Закона № 44-ФЗ. Не допускается привлекать «внешних экспертов» (прим.: для целей осуществления экспертизы в рамках Закона № 44-ФЗ) в рамках договоров, заключаемых бюджетными учреждениями в соответствии с Законом № 223-ФЗ и принятыми положениями о закупке.

Оплата услуг «внешних экспертов» отражается по ст. 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Какие требования закон № 44-ФЗ предъявляет к «внешним экспертам»?

Они отражены в ст. 41 Закона № 44-ФЗ. Так, к проведению экспертизы не могут быть допущены:

1) физические лица:

  • а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
  • в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;

2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20% вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;

3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

В случае если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), привлекаемые заказчиком эксперты, экспертные организации для проведения такой экспертизы должны соответствовать названным требованиям.

А что с «внутренними экспертами»?

Каких-либо требований к «внутренним экспертам» Закон № 44-ФЗ не предъявляет. Им может стать любое должностное лицо заказчика, которому поручено, например, в рамках приказа или распоряжения руководителя организации, такую экспертизу проводить.

Экспертами могут выступать члены комиссии по осуществлению закупок, сотрудники контрактной службы, контрактные управляющие, если соответствующее решение примет руководитель организации.

Если в организации необходимо определить несколько «внутренних экспертов», отвечающих за экспертизу только определенных видов продукции, то это можно сделать в локальном документе заказчика. Напротив ФИО эксперта указывают соответствующие коды ОКПД.

Оформление результатов экспертизы

Если экспертизу проводят «внешние эксперты», то результаты во всех случаях оформляют в виде отдельного заключения. Его подписывает эксперт, уполномоченный представитель экспертной организации.

Согласно ч. 5 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, такое заключение должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае если в результате экспертизы установили нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

При проведении «внутренней экспертизы» Закон № 44-ФЗ не устанавливает каких-либо требований к оформлению ее результатов. Иными словами, документа о результатах может и не быть. Такой позиции придерживается и директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России М.В. Чемерисов (из стенограммы ответов на вопросы участников Конференции для заказчиков Северо-Западного федерального округа в г. Вологда 19 июня 2014 г.):

…ответственным лицом или приемочной комиссией составляется акт приемки. Этот документ, подписанный ответственным лицом или комиссией и является документом, подтверждающим приемку и одновременно проведение экспертизы. … Экспертиза – это действие ответственного лица или комиссии по приемке товара. Приемка товаров проводится по товарно-транспортной накладной, этого документа достаточно.

Заключение по результатам «внутренней экспертизы» всё-таки рекомендуется составлять.

На документах о приемке продукции (товарных накладных, актах сдачи-приемки работ, услуг) ставить отметку о проведении экспертизы и признании принимаемой продукции соответствующей требованиям заключенного контракта. При наличии у заказчика исключительно документов о приемке, без соответствующей отметки и в отсутствие отдельного заключения, контролирующие органы (например, органы прокуратуры) могут сделать вывод о том, что заказчиком не были соблюдены требования Закона № 44-ФЗ в части проведения экспертизы. Подписанные заказчиком документы о приемке продукции лишь подтверждают факт такой приемки, но сама приемка не подтверждает «по умолчанию» проведение экспертизы.

Как часто необходимо проводить экспертизу?

Ответ на него можно выразить правилом: «Экспертиза принимаемой продукции проводится так часто, насколько часто принимается продукция по контракту».

Если продукция по контракту принимается ежемесячно, то экспертиза принимаемой продукции проводится каждый месяц перед подписанием накладной или акта сдачи-приемки.

Если продукция по контракту принимается ежедневно (например, продукты питания в дошкольные образовательные учреждения, лекарственные средства в учреждение здравоохранения и т.д.), экспертиза проводится ежедневно (см. письмо Федерального казначейства от 30.05.2014 № 42-5.7-09/5).

Составление отчетности по контракту

Перейдем к рассмотрению вопросов составления отчетности по контракту. Закон № 44-ФЗ предусматривает две основные формы отчетности, связанные с контрактом:

  1. Реестр контрактов (ст. 103 Закона № 44-ФЗ).
  2. Отчет об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

В отдельных моментах эти формы отчетности повторяют друг друга, но вместе с тем являются полностью самостоятельными.

Внимание заказчика при работе с реестром контрактов следует обратить на следующее:

1. В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, заказчики обязаны в течение трех рабочих дней направлять сведения о заключении, изменении, исполнении, расторжении контракта, а также о приемке продукции по контракту в течение трех рабочих дней со дня соответственно заключения, изменения, исполнения, расторжения контракта, приемки продукции.

При направлении заказчиком сведений в реестр контрактов о заключении контракта, помимо прочего, размещению также подлежат сведения об объекте закупки, цене контракта и сроке его исполнения, цене единицы товара, работы или услуги.

Однако именно сведения о ценах за единицу продукции, равно как и сведения о самих таких единицах, отдельными заказчиками в реестре контрактов не размещаются в связи с трудоемкостью процесса (прим.: особенно при заключении крупных контрактов, содержащих большую спецификацию закупаемой продукции), что, безусловно, является нарушением.

2. Частью 26 ст. 95 Закона № 44-ФЗ установлено требование, что информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.

Данная норма входит в определенное противоречие с ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, в которой установлен трехдневный срок для размещения такой информации. Следует заметить, что ч. 26 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, безусловно, не говорит непосредственно о размещении соответствующей информации именно в реестре контрактов. Вместе с тем других норм, указывающих на иной раздел единой информационной системы, Закон № 44-ФЗ не содержит.

Заказчикам рекомендуется в течение одного, а не трёх рабочих дней, размещать сведения об изменении контракта или о расторжении контракта.

При возникновении спора относительно сроков размещения соответствующей информации в реестре контрактов, положениям ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ должен отдаваться приоритет, так как указанную норму следует считать специальной.

3. В письме Федерального казначейства от 30.05.2014 № 42- 5.7-09/5 выражена позиция о том, что «…положениями Закона № 44-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов требования о направлении в реестр контрактов информации о планируемых этапах исполнения и оплаты контракта, внесении изменений в информацию о заключенном контракте после каждого подписания акта приемки оказанных услуг, а также информации после исполнения (оплаты) очередного этапа контракта не установлено. Информация (сведения) об исполнении контракта для включения в соответствующий реестр контрактов направляется заказчиками после исполнения контракта (всех его этапов)».

Однако эксперты придерживаются иной точки зрения. В соответствии с п. 12 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1084, заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение трех рабочих дней со дня приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги документ о приемке (пп. «н» п. 2 данных Правил).

Заказчики обязаны направлять в реестр контрактов сведения о приемке продукции каждый раз, когда был подписан документ о приемке (товарная накладная, акт выполненных работ, оказанных услуг), вне зависимости от количества таких документов о приемке и частоты их подписания.

Письма органов власти, в том числе указанное письмо казначейства, носят исключительно рекомендательный характер и не обладают юридической силой. Вся полнота ответственности за нарушение заказчиком положений нормативных правовых актов лежит на соответствующих должностных лицах заказчика.

Отчет об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения – вторая основная форма отчетности. Порядок подготовки и размещения в единой информационной системе указанного отчета, а также его форма определены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093.

Пунктом 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, утвержденного названным постановлением, предусмотрено, что отчет размещается заказчиком в единой информационной системе в течение семи рабочих дней со дня:

  • оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;
  • оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;
  • расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя (далее – исполнитель) либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, отчет о результатах исполнения отдельного этапа по контракту должен размещаться в единой информационной системе каждый раз, когда был подписан документ о приемке.

Подписание документа о приемке является закрытием этапа даже в случаях, когда этапы прямо не выделены в тексте контракта. Правила размещения в единой информационной системе отчета аналогичны правилам размещения в реестре контрактов сведений о приемке продукции. Различны только состав размещаемых сведений и сроки такого размещения. К отчету всегда прилагаются не только документы о приемке, но составленное «внешним экспертом» заключение о соответствии принятой продукции условиям контракта (для сведения: заключения «внешних» и «внутренних» экспертов не подлежат размещению в реестре контрактов). Дополнительной формой отчетности, не предусмотренной Законом № 44-ФЗ, но непосредственно связанной с контрактами, заключаемыми заказчиками, является форма № 1-контракт, утвержденная приказом Росстата от 18.09.2013 № 374.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”», а также в связи с обращениями, поступающими от заказчиков по вопросу заполнения данной формы, Минэкономразвития России в письме от 25.08.2014 № 20348-ЕЕ/Д28и приводит подробные разъяснения. С ними рекомендуется ознакомиться.

>Статьи

Экспертиза по контракту в рамках Закона № 44-ФЗ

28.05.2019

Согласно ч.3 ст.94 Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны проводить экспертизу принимаемой продукции. Такая экспертиза должна проводиться своими силами («внутренняя экспертиза») либо к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации («внешняя экспертиза»).

Как часто и по каким контрактам должна проводится экспертиза?

Закон № 44-ФЗ не содержит случаев, при которых экспертиза может не проводиться. Следовательно, экспертиза должна осуществляться по всем контрактам, в том числе контрактам (договорам), заключенным по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Иными словами, предмет контракта, его цена и основание для заключения никак не влияют на возможность (необходимость) проведения экспертизы.

Экспертиза должна проводиться даже в том случае, когда провести ее на практике невозможно. Например, в случае заключения контракта по поставку электрической энергии заказчик должен подтвердить, что поставленная энергоснабжающей организацией электрическая энергия соответствием всем условиям заключённого контракта. Приведем еще один пример: поставка ГСМ. В данном случае также нет никаких оснований, чтобы экспертизу не проводить. Соответственно, перед подписанием акта сдачи-приемки заказчик должен удостовериться в том, что поставленный ему ГСМ полностью соответствует условиям заключенного контракта.

Очевидно, что провести экспертизу по подобным контрактам проблематично. К счастью для заказчика Законом № 44-ФЗ не определен порядок ее проведения. Поэтому, в ряде случаев, такая экспертиза будет носить формальный, а не реальный характер, и состоять в документальном подтверждении факта ее проведения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ экспертиза является неотъемлемой частью приемки продукции по контракту. Таким образом, экспертиза должна проводиться каждый раз перед подписанием заказчиком документа о приемке. Так, например, если по контракту предусмотрена ежемесячная приемка продукции, экспертиза должна проводиться ежемесячно в отношении той части продукции, которая принимается. Если продукция по контракту принимается ежедневно – экспертиза должна проводиться ежедневно перед каждой приемкой.

Недопустимо со стороны заказчика подтверждать соответствие принятой по контракту продукции после окончания срока действия контракта, т.е. «задним числом». Экспертиза во всех случаях должна проводиться до приемки продукции.

Как оформляется проведение экспертизы?

Закон № 44-ФЗ не устанавливает каких-либо специальных требований к оформлению экспертизы, проводимой заказчиком своими силами (в том числе не устанавливает требований к составлению каких-либо документов по результатам проведения такой экспертизы).

Вместе с тем, на практике довольно часто встречаются случаи, при которых заказчику необходимо подтвердить факт проведения экспертизы до осуществления приемки той или иной продукции. Просто подписание заказчиком документа о приемке недостаточно.

Факт проведения экспертизы может быть подтвержден несколькими способами. Например, путем проставления визы согласования на документе о приемке лицом, уполномоченным заказчиком на проведение экспертизы. Второй вариант – составление отдельного документа (например, экспертного заключения) таким лицом.

Проведение экспертизы может быть возложено на приемочную комиссию заказчика, если такая создана. В последнем случае в положении о такой комиссии следует указать, что она уполномочена не только на осуществление приемки продукции, но и на проведение ее экспертизы. При этом фактом, подтверждающим проведение экспертизы, является факт осуществление указанной комиссией приемки поставленной продукции, т.е. подписание документа о приемке. Возможны и иные способы и варианты подтверждения проведения экспертизы своими силами.

Если экспертиза проводится с привлечением внешних экспертов, экспертных организаций (прим.: случаи проведения «внешней экспертизы» с 31 июля 2019 года должны быть определены Правительством РФ (ч.4.1. ст.94 Закона № 44-ФЗ), но в настоящее время такой документ отсутствует), то результатом проведения такой экспертизы является экспертное заключение (ч.5 ст.94 Закона № 44-ФЗ). Содержание, порядок оформления экспертного заключения определяется условиями договора, заключенного заказчиком с внешним экспертом, экспертной организацией.

Кто уполномочен проводить экспертизу?

Если экспертиза принимаемой по контракту продукции проводится своими силами, то ее проводить может любое лицо. В 99% случаях – это штатный работник или работники заказчика. Проведение «внутренней экспертизы» может быть возложено заказчиком на членов приемочной комиссии, на работников контрактной службы или даже на членов комиссии по осуществлению закупок. В данном случае экспертиза будет проводиться коллегиально, т.к. в Законе № 44-ФЗ нет обязательного требования о том, что экспертиза должна проводиться кем-то персонально.

В отличие от членов комиссии по осуществлению закупок, контрактных управляющих, работников контрактной службы Закон № 44-ФЗ не предъявляет каких-либо требований к лицам, проводящим экспертизу от имени заказчика. Такие лица могут не иметь образования в сфере закупок. К сожалению, такие лица не во всех случаях являются специалистами в соответствующе предметной области. Однако, это не снимает с них ответственности, если в результате некачественно проведенной экспертизы заказчиком будет принята продукция, не соответствующая условиям заключенного контракта.

В случае проведения «внешней экспертизы» требования к внешним экспертам установлены ст. 41 Закона № 44-ФЗ. Важно отметить, что внешним экспертом, экспертной организацией может выступать физическое лицо (в том числе ИП), юридическое лицо, с которым заказчиком заключен договор на проведение экспертизы.

Требования к указанному договору два: 1) он должен быть возмездный; 2) он должен быть заключен на основании Закона № 44-ФЗ (не Закона № 223-ФЗ). Первое требование объясняется тем, что Закон № 44-ФЗ не регулирует заключение безвозмездных сделок и соглашений. Соответственно заключаемый с внешним экспертом, экспертной организацией контракт должен быть возмездным. Второе требование прямо предусмотрено ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

К слову отметим, что контракт с внешним экспертом, экспертной организацией может быть заключен, например, по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии соблюдения иных ограничений, установленных для данного способа закупки. Это также будет является заключением контракта по Закону № 44-ФЗ.

В каких случаях обязательно проведение «внешней экспертизы»?

Если заказчиком не проводится внутренняя экспертиза, должна проводиться экспертиза внешняя. И наоборот, при проведении внешней экспертизы внутренняя экспертиза не проводится. Объясняется это союзом «или», который использовал законодатель в ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

Однако, в отдельных случаях Закон № 44-ФЗ предписывает проводить только внешнюю экспертизу. Как уже было отмечено выше, такие случаи должно определить Правительство РФ, но пока такой акт Правительства РФ отсутствует.

Где размещаются результаты проведенной экспертизы?

Результаты «внутренней» и «внешней» экспертизы не подлежат размещению в ЕИС. Нет также требований о размещении таких результатов в реестре контрактов. В связи с этим, результаты экспертизы, как и иные документы о закупке, хранятся у заказчика и должны быть предоставлены по требованию контролирующих органов.

Ответственность экспертов

Довольно часто возникает вопрос о том, какую же ответственность несет эксперт, экспертная организация? Для «внешних экспертов» ответственность прямо предусмотрена в законодательстве. От административной (ст. 7.32.6 КоАП РФ) до уголовной (ст. 200.6 УК РФ).

На «внутренних экспертов» указанные статьи не распространяются, т.к. в понятийном аппарате Закона № 44-ФЗ они не являются экспертами, экспертными организациями. «Внутренние эксперты» являются должностными лицами заказчика и проводят экспертизу от его имени. Такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством в зависимости от тяжести наступивших последствий в результате некачественно проведенной ими экспертизы.

Из прокуратуры поступило требование, согласно которому было вынесено решение провести проверку школы. Цель проверки — надзор за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров. Предмет проверки — соблюдение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Далее у школы требовали ряд документов по контракту поставки продуктов, а именно: копии документов, отражающие количество, объем и даты поставки (товарные накладные, счета и т.д.); документы, подтверждающие проведение экспертизы качества поставляемой по контракту продукции. Школе поставщик при поставке продуктов предоставляет сертификаты и декларации, которые подтверждают качество продуктов.
Какую экспертизу должна проводить школа при приемке продуктов для школьного питания? Должна ли школа делать экспертизу своими силами и делать экспертное заключение по каждой поставке или это можно сделать после исполнения контракта общим заключением?

12 декабря 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе проводить экспертизу поставленных продуктов питания собственными силами. Если товар поставляется партиями, экспертиза проводится при передаче заказчику каждой партии товара. О проведении экспертизы поставленного товара силами заказчика может свидетельствовать подписание заказчиком товарной накладной или иного документа о передаче товара, составлять экспертное заключение в виде отдельного документа в этой ситуации не требуется.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта включает в себя в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (отдельные этапы исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с этим федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Частью 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ установлено, что для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с указанным федеральным законом.
Нормы Закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ) не предусматривают случаев, когда для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик обязан привлекать сторонних экспертов или экспертные организации. Согласно ч. 4.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ Правительство РФ вправе определить случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Однако на сегодняшний день Правительством РФ такие случаи не определены.
Следовательно, при закупке товаров, в частности продуктов питания, заказчик вправе провести экспертизу собственными силами. Вместе с тем он не лишен права привлечь для проведения такой экспертизы экспертов или экспертную организацию (смотрите также постановления АС Северо-Кавказского округа от 03.07.2019 N Ф08-4660/19, Первого ААС от 22.04.2019 N 01АП-1783/19).
Порядок проведения экспертизы силами заказчика ни Законом N 44-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами не регламентирован, в том числе не предусмотрено составление в этом случае экспертного заключения в виде отдельного документа. Как неоднократно указывали представители контролирующих органов, если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги. Отдельный документ о проведенной экспертизе не составляется. Поэтому документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, может быть любой документ (акт сдачи-приемки, товарная накладная, счет-фактура и т.д.), оформленный и подписанный заказчиком (письма Минфина России от 31.08.2017 N 24-03-07/56034, Минэкономразвития России от 09.09.2016 N Д28и-2449).
В письме Минэкономразвития России от 21.02.2017 N Д28и-846, в частности, отмечается, что положения Закона N 44-ФЗ не ограничивают право заказчика осуществлять проведение экспертизы силами сотрудников заказчика в соответствии с порядком, установленным локальными правовыми актами заказчика.
Таким образом, заказчик вправе самостоятельно определить порядок проведения экспертизы поставленного товара в случаях, когда она проводится силами заказчика (смотрите также постановление Девятнадцатого ААС от 18.07.2019 N 19АП-3732/19). По смыслу п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ экспертиза проводится при каждой поставке товара, то есть, если в течение срока действия контракта товар поставляется партиями, экспертизу следует проводить при приемке заказчиком каждой партии товара. В этом случае о проведении экспертизы силами заказчика может свидетельствовать подписание руководителем или уполномоченными сотрудниками заказчика товарной накладной или иного аналогичного документа, подтверждающего передачу товара. Заказчик также не лишен возможности составлять экспертное заключение в виде отдельного документа, который подписывается уполномоченными сотрудниками заказчика.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Вопрос: Особенности процедуры приемки результатов исполнения контракта; создание приемочной комиссии. Проблемы проведения экспертизы результатов исполнения контрактов (ответ Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области, январь 2018 г.);
— Вопрос: Должен ли заказчик размещать отчет об исполнении контракта в ЕИС с учетом последних изменений в законодательстве в сфере закупок? Подлежит ли публикации в ЕИС экспертиза результатов исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2019 г.);
— Вопрос: По итогам проверки в образовательных организациях пищевых продуктов были выявлены нарушения некачественной продукции. В связи с этим при подготовке технических заданий для аукциона на поставку продуктов питания необходимо указать условия о проведении лабораторных исследований поставляемого товара. Противоречат ли требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ положения документации об электронном аукционе, проекта контракта, в соответствии с которыми при исполнении контракта поставщик обязан проводить лабораторные исследования поставляемых продуктов питания и предоставлять заказчику результаты таких исследований? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2016 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

Как проводится экспертиза по 44-ФЗ

При формировании и публикации документации о закупке заказчики сталкиваются со множеством проблем — разработка технического задания без косяков, рассмотрение заявок на участие, допуск или отклонение участников, заключение и исполнение контракта. Самым интересным этапом в этой цепочке, как правило, становятся — исполнение контракта и приёмка работ.

Не редки случаи когда у поставщика «то лапы ломит, то шерсть отваливается» — товар не завезли на склад в нужном количестве, смету на ремонт не внимательно прочитали, с техническим заданием не в полном объёме познакомились. А заказчик что? Заказчик обязан провести экспертизу поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ до подписания документов о приёмке.

Сразу стоит оговорить тот момент, что в Законе о контрактной системе прописана ОБЯЗАННОСТЬ заказчика проводить экспертизу ПЕРЕД подписанием документов об исполнении контракта. А как именно проводить, какими документами оформлять, кто должен это делать в зависимости от объекта закупки — таких нюансов не прописано.

Получается, что в целом процедура «экспертиза поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг» — проводится на усмотрение заказчика. Каждый заказчик выкручивается из этой ситуации как может, но общие принципы организации у всех одинаковые. И, к сожалению, основным принципом проведения экспертизы по 44-ФЗ остаётся формальность проведения данной процедуры — лишь бы проверяющие потом не докопались.

КТО ПРОВОДИТ ЭКСПЕРТИЗУ?

Для начала надо разобраться кто имеет право провести экспертизу. Это могут быть сотрудники заказчика (внутренняя экспертиза) или привлечённые специалисты (экспертиза внешняя).

Внутренняя экспертиза

При проведении внутренней экспертизы заказчик должен издать приказ о назначении своего должностного лица (или лиц — тогда это будет комиссия) для приёмки поставленных/выполненных/оказанных ТРУ. Если заказчик решает создавать приёмочную комиссию, то её состав должен насчитывать не менее пяти человек.

Совершенно не обязательно, чтобы ответственным лицом или членом комиссии был только контрактный управляющий или сотрудники контрактной службы. Логичнее назначать ответственными за приёмку ТРУ тех сотрудников, кому предмет контракта «ближе к телу». Например, в документах за поставку почтовых конвертов будет отвечать тот сотрудник, у которого конверты будут на ответственном хранении (как бланки строгой отчетности) для работы с ними или последующей выдачи.

Внешняя экспертиза

Привлечение внешних экспертов это ПРАВО заказчика. Кроме случаев, предусмотренных законом — согласно части 4.1 статьи 94 Закона о контрактной системе. Это правило новое, вступило в силу летом этого года. Однако до сих пор Правительство РФ не издало нормативного документа который бы регламентировал случаи проведения обязательной внешней экспертизы. Поэтому, уважаемые участники закупок, пока можно пользоваться этим пробелом в законодательстве. Из «старых» требований к внешним экспертам в силе остаются — профессионализм привлекаемых лиц и возмездность оказания услуг.

КАК ПРОВОДЯТ ЭКСПЕРТИЗУ?

Общие принципы экспертизы — подсчёт и замеры. А как ещё её провести? Поставленные товары посчитать и пощупать, выполненные работы замерить и проверить, оказанные услуги — оценить состояние до и после.

При проведении экспертизы можно проводить сплошную проверку. При ней каждый поставленный товар будет оценён. При больших поставках это работа щепетильная, требующая больших временных затрат. Экспертное заключение при этом будет содержать информацию о каждой единице товара в поставленной партии.

Можно проводить проверку выборочную. Из поставленной партии товара случайным образом выбирается одна единица, она оценивается и по ней даётся заключение о всей партии.

КАК ОФОРМИТЬ РЕЗУЛЬТАТ ЭКСПЕРТИЗЫ?

Итогом проведённой экспертизы будет заключение эксперта. Не важно внутренняя была проверка или внешняя. Чётких требований для оформления заключения Закон о контрактной системе не выставляет. Каждый заказчик определяет сам его форму и содержание.

Упрощенный вариант заключения при проведении внутренней экспертизы это запись на акте оказанных услуг «Услуги выполнены в полном объёме», должность, подпись, расшифровка.

В заключении приёмочной комиссии необходимо указывать дату и место проведения экспертизы, перечисление присутствующих лиц, реквизиты контракта (дата, номер, ИКЗ, объект закупки и прочее), наименование поставщика и его контактные данные, описание поставленных/выполненных/оказанных ТРУ, решение КАЖДОГО члена приёмочной комиссии в отношении предмета экспертизы.

При работе внешних экспертов форму и содержание итогового заключения необходимо прописать в договоре оказания услуг. Но в целом не существенными будут отличия от акта при внутренней экспертизе. Также необходимо будет включить в акт информацию о привлечённом эксперте — на основании какого договора он оказывает услуги, его регалии и прочее.

Результат проведённой экспертизы — акт или заключение — прикладывается к документам о закупке и хранится заказчиком согласно внутренних правил. Публиковать в Единой информационной системе или на других ресурсах результаты проведённой экспертизы не нужно. Ну только если ваш работодатель отдельно не установил такую необходимость.

КТО НЕ МОЖЕТ ПРОВОДИТЬ ЭКСПЕРТИЗУ ПО 44-ФЗ?

Закон о контрактной системе ограничивает перечь лиц, которые могут проводить экспертизу. Ограничения эти просты и понятны. Часть 2 статьи 41 Закона о контрактной системе описывает нам кого НЕЛЬЗЯ ПРИВЛЕКАТЬ к проведению экспертизы. Там перечень из трёх пунктов, краткое содержание которых — это физические или юридические лица на решения которых заказчик или поставщик могут повлиять.

КОГДА НЕОБХОДИМА ЭКСПЕРТИЗА?

Всегда. По любому контракту, заключенному в рамках Закона о контрактной системе необходимо проводить экспертизу. Вне зависимости от цены, срока действия и предмета контракта. Даже при прямых закупках с единственным поставщиком.

Да, даже при заключении договора на одну тысячу рублей на поставку туалетной бумаги для нужд заказчика (как только метраж каждого рулона проверять будут не понятно, ну да ладно).

Документы о проведённой экспертизе должны подписываться ДО подписания документов о приёмке поставленных/выполненных/оказанных ТРУ. Подписание приёмочных документов (товарные накладные, акты оказанных услуг) не отменяют проведение экспертизы.

Экспертиза по ФЗ 44

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *