Закон о банкротстве собрание кредиторов

Содержание

Статья 12. Собрание кредиторов. 1. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. В собрании кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

В случаях, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.
Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.
2. К исключительной компетенции собрания кредиторов относятся:
принятие решения о введении и об изменении срока проведения финансового оздоровления, внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
утверждение и изменение плана внешнего управления;
утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
утверждение требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
выбор саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
выбор реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией;
принятие решения о заключении мирового соглашения;
принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
принятие решений об образовании комитета кредиторов, определении количественного состава, избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
отнесение к компетенции комитета кредиторов принятия решений, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов, за исключением тех решений собрания кредиторов, которые в соответствии с настоящей статьей отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов;
избрание представителя собрания кредиторов.
Вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.
3. Конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.
4. Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем тридцатью процентами голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.
5. В случае, если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, собрание кредиторов может быть проведено лицами, требующими его созыва.
6. По решению собрания кредиторов или временного управляющего реестродержатель, ведущий реестр требований кредиторов, при проведении собрания кредиторов может осуществлять следующие функции:
проверять полномочия и регистрировать лиц, участвующих в собрании кредиторов;
обеспечивать установленный порядок голосования;
подсчитывать голоса;
составлять протокол об итогах голосования.
7. Протокол собрания кредиторов составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом.
В случае проведения собрания кредиторов в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, протокол собрания кредиторов составляется в трех экземплярах, первый из которых направляется в арбитражный суд, второй — арбитражному управляющему не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов. Третий экземпляр протокола собрания кредиторов хранится у лица, проводившего собрание.
К протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии:
реестра требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;
бюллетеней для голосования;
документов, подтверждающих полномочия участников собрания;
материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения;
документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов;
иных документов по усмотрению арбитражного управляющего или на основании решения собрания кредиторов.
Оригиналы указанных документов подлежат хранению арбитражным управляющим или реестродержателем до завершения арбитражного процесса по делу о банкротстве, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом, и представляются по требованию арбитражного суда или в иных предусмотренных федеральным законом случаях.
Арбитражный управляющий обязан обеспечить доступ к копиям указанных документов лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также представителю работников должника, представителю учредителей (участников) должника, представителю собственника имущества должника — унитарного предприятия.
Комментарий к статье 12
1. Собрание кредиторов — специальный орган, представляющий интересы кредиторов, который создается и действует в случае банкротства должника. При применении к должнику процедур банкротства кредиторам запрещено совершать действия, направленные на удовлетворение их требований в самостоятельном порядке. От их имени все действия в отношении должника с этого момента совершаются собранием (комитетом) кредиторов.
2. Комментируемая статья содержит общие правила, регламентирующие организацию и деятельность собрания кредиторов на всех стадиях производства по делу о банкротстве и применительно ко всем процедурам банкротства, применяемым к должнику. В иных главах Закона о банкротстве, регулирующих отдельные процедуры банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение), имеются нормы, содержащие специальные правила о порядке деятельности собрания кредиторов, применяемые лишь при осуществлении соответствующих процедур.
3. По общему правилу первое собрание кредиторов созывается временным управляющим в период наблюдения в срок не позднее 10 дней до заседания арбитражного суда (см. комментарий к ст. 72). Исключение составляют лишь те случаи, когда к должнику не подлежит применению процедура наблюдения, например при банкротстве кредитных организаций (см. комментарий к ст. 182), ликвидируемого или отсутствующего должника (см. комментарий к ст. ст. 225 и 228).
4. На всех стадиях производства по делу о банкротстве и при применении всех процедур банкротства к должнику участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.
Кредиторы привилегированных очередей, не относящиеся к числу конкурсных кредиторов, не являются участниками собрания кредиторов.
5. По Закону 1998 г. уполномоченные органы по требованиям об уплате обязательных платежей признавались участниками собрания кредиторов и обладали правом голоса только в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве. В соответствии с Законом 1998 г. (п. 2 ст. 64) налоговые и иные уполномоченные органы наряду с конкурсными кредиторами являлись участниками (с правом голоса) только первого собрания кредиторов, проводимого в период наблюдения.
Теперь в соответствии с Законом о банкротстве (п. 1 комментируемой статьи) наряду с конкурсными кредиторами участниками всех собраний кредиторов с правом голоса признаются и уполномоченные органы с требованиями по обязательным платежам.
6. Представитель работников должников, а также представители учредителей (участников) должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия признаются участниками собрания кредиторов, могут выступать по вопросам повестки собрания, но не обладают правом голоса.
7. Участником собрания кредиторов без права голоса является также арбитражный (временный, внешний, административный, конкурсный) управляющий.
На арбитражного управляющего возложены организация и проведение собрания кредиторов: созыв собрания (уведомление кредиторов о дате и месте собрания кредиторов), подготовка необходимых материалов и обеспечение ознакомления с ними участников собрания, реализация решений собрания кредиторов, в необходимых случаях — представление их на утверждение арбитражного суда и т.п.
8. Ранее в судебно-арбитражной практике нередко возникали проблемы, связанные с участием в деле о банкротстве единственного кредитора или уполномоченного органа. Теперь аналогичные проблемы должны решаться на основе нормы о том, что такой кредитор (уполномоченный орган) вправе единолично решать все вопросы, отнесенные к компетенции собрания кредиторов.
9. В п. 2 комментируемой статьи определена исключительная компетенция собрания кредиторов. Содержащийся в данном пункте перечень вопросов, по которым принимаются решения собранием кредиторов, не является исчерпывающим. Иные вопросы, входящие в компетенцию собрания кредиторов, определены в Законе о банкротстве применительно к отдельным процедурам банкротства. В частности, в период финансового оздоровления собрание кредиторов может принять решение об освобождении от исполнения обязанностей административного управляющего (об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством) (п. 5 ст. 83); при проведении внешнего управления — решение о даче согласия внешнему управляющему на совершение крупной сделки, а также сделки, в которой имеется заинтересованность (п. 1 ст. 101), а также решение по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего (п. 3 ст. 118); в период конкурсного производства собрание кредиторов может рассмотреть вопрос о порядке оплаты услуг по оценке имущества должника (п. 1 ст. 130), заслушать отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника (п. 3 ст. 133), принять решение о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника (ст. 139) и др.
Вместе с тем содержащийся в п. 2 комментируемой статьи закрытый перечень вопросов, решение которых отнесено к исключительной компетенции собрания кредиторов, имеет то значение, что указанные вопросы (в отличие от многих других, также рассматриваемых собранием кредиторов) не могут быть переданы для решения иным лицам или органам, в том числе и комитету кредиторов.
10. Число голосов, которыми обладает каждый из конкурсных кредиторов, а также уполномоченный орган, определяется пропорционально их требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам. При этом принимается во внимание общая сумма кредиторской задолженности по гражданско-правовым обязательствам (по требованиям конкурсных кредиторов).
Таким образом, количество голосов как конкурсных кредиторов, так и налоговых и иных уполномоченных органов определяется пропорционально их требованиям с учетом общей суммы задолженности по требованиям конкурсных кредиторов и уполномоченных органов как по денежным обязательствам, так и по обязательным платежам.
Во всех случаях при определении количества голосов участников собрания кредиторов принимаются во внимание лишь те требования, которые в соответствии с Законом о банкротстве признаются установленными на дату проведения собрания кредиторов и включены в реестр требований кредиторов.
11. В отличие от Закона о банкротстве 1992 г., определявшего кворум для признания правомочным собрания кредиторов, Закон о банкротстве 1998 г. в качестве общего правила признавал правомочность всякого собрания кредиторов независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов, выдвигая в качестве единственного условия обязательное уведомление всех конкурсных кредиторов о времени и месте проведения собрания кредиторов.
Действующий Закон о банкротстве содержит четкие правила о кворуме собрания кредиторов, при котором оно признается правомочным. Критерием правомочности собрания кредиторов является присутствие на нем конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, обладающих более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Если речь идет о повторно созванном собрании кредиторов, то его правомочность обусловлена присутствием конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, обладающих не менее чем 30 процентами голосов, при том условии, что все конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, имеющие право голоса, были надлежащим образом уведомлены о времени и месте проведения собрания кредиторов.
12. Если инициатива в проведении собрания кредиторов исходит от комитета кредиторов, конкурсных кредиторов или уполномоченных органов, арбитражный управляющий должен провести собрание кредиторов в срок не позднее чем три недели с даты получения соответствующего требования о проведении собрания (п. 3 ст. 14 Закона о банкротстве).
Пунктом 5 комментируемой статьи предусмотрены последствия невыполнения арбитражным управляющим указанной обязанности: в этом случае лица, требовавшие проведения собрания кредиторов, вправе его провести своими силами.
13. Часть технических функций, направленных на обеспечение проведения собрания кредиторов, может быть возложена собранием кредиторов или временным управляющим на профессионального реестродержателя, ведущего реестр требований кредиторов (п. 6 комментируемой статьи).
14. Пункт 7 комментируемой статьи определяет порядок составления и оформления протокола собрания кредиторов, представления его в арбитражный суд и хранения соответствующих документов арбитражным управляющим и не нуждается в каком-либо комментарии.

Следующая статья «
К тексту закона «

Кредиторы наряду с самим должником и управляющим являются ключевыми участниками процедуры банкротства. Собрание кредиторов выступает исполнительным органом, который действует в ходе процесса признания финансовой несостоятельности. Целью его создания является защита и представление интересов лиц, перед которыми у должника имеется задолженность по обязательствам. Статья 12 127-ФЗ регулирует вопросы состава собрания, его компетенцию и порядок его созыва.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

По ст. 12 ФЗ «О банкротстве» регулируется вопрос проведения собраний кредиторов. Данная статья регламентирует общие правила, которые регулируют организацию и деятельность кредиторского собрания вне зависимости от текущей процедуры банкротства, введенной в отношении юрлица.

Статья структурно состоит из 7 частей. В ней затрагиваются следующие важные вопросы проведения собраний:

  • определения;
  • перечень участников с правами голоса и без них;
  • исключительная сфера полномочий, которые не допускается передать другим лицам;
  • правила учета голосов участников собрания;
  • условия для признания собрания правомочным;
  • правила и сроки подготовки протокола по его итогам;
  • возможный функционал и полномочия реестродержателя;
  • требования к хранению документов.

С полным текстом указанной статьи можно ознакомиться .

Понятие и отличительные черты собрания

В ч. 1 ст. 12 127-ФЗ приведено определение понятия собрания кредиторов.

Под ним понимается специальный орган, который представляет интересы кредиторов, созданный в случае инициации процедуры признания несостоятельности должника. В ходе процедуры признания финансовой несостоятельности юридическому лицу запрещено совершать действия, которые направлены на удовлетворение требований, в самостоятельном порядке в обход установленного процесса и очередности. В результате таких действий интересам отдельных кредиторов может быть причинен ущерб. От лица кредиторов все действия в отношении должника должны совершаться собранием или избранным комитетом компаний, перед которыми у потенциального банкрота возникли долговые обязательства.

По общим правилам первое кредиторское собрание созывает временный управляющий в период наблюдения в срок до 10 дней до заседания арбитражного суда. Исключениями являются ситуации, когда к должнику не может применяться процедура наблюдения. Это, например, банкротство кредитных учреждений (по ст. 182 127-ФЗ), банкротство юрлиц в стадии ликвидации или в отношении отсутствующих должников (с учетом положений ст. 225, 228 127-ФЗ).

В остальных главах Закона о банкротстве, которые регулируют отдельные этапы признания компании финансово несостоятельной, содержатся специальные нормы относительно порядка и условий деятельности собрания кредиторов. Они могут применяться в частном порядке при проведении соответствующих процедур: наблюдение, финансовое оздоровление, конкурсное производство, внешнее управление или мировое соглашение.

Участники собрания кредиторов с правом и без права голоса

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

На всех этапах процедуры банкротства участниками кредиторского собрания с правом голоса выступают конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы. Кредиторы из привилегированных групп, которые не входят в число конкурсных, не выступают участниками такого собрания с правом голоса, но вправе выступать по повестке дня. Речь идет о кредиторах, требования которых были подтверждены и обеспечены залогом.

Привилегированные конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества, обладают правом голоса на собраниях:

  • в ходе процедуры наблюдения;
  • в ходе финансового оздоровления и внешнего управления, но только при отказе от реализации предмета залога;
  • по выбору управляющего или СРО;
  • по обращению в арбитражный суд с ходатайством об отстранении управляющего;
  • о прекращении конкурсного производства;
  • при реструктуризации задолженности должника-физлица;
  • при реализации имущества физлица.

В предыдущей версии Закона о банкротстве уполномоченные органы могли стать участниками кредиторского собрания только при первом таком собрании, которое проводилось в период наблюдения.

Теперь, согласно Закону о банкротстве по п. 1 ст. 12, уполномоченные органы с требованиями в области обязательных платежей являются полноправными участниками собрания с правом голоса.

Представитель работников должников и учредителей должника и собственника имущества также является участником кредиторского собрания и может выступать по повестке дня, но без права голоса.

Участник собрания кредиторов без права голоса – это также и арбитражный управляющий. Причем это не зависит от того, на каком этапе банкротства находится должник: это касается временного, административного, внешнего или конкурсного управляющего. Арбитражный управляющий лишен права голоса, так как он должен находить баланс между интересами должника и кредиторов.

На управляющего возложен целый ряд важных полномочий в деле о банкротстве:

  1. Созыв собрания (в частности, уведомление кредиторов о дате и месте его проведения).
  2. Подготовка материалов и обеспечение права на ознакомление с ними участников.
  3. Реализация решений собрания кредиторов и представление их на утверждение в арбитражный суд.

Ранее в судебно-арбитражной практике часто возникали проблемы, которые связаны с участием в деле о банкротстве единственного кредитора или уполномоченной инстанции. Теперь аналогичные проблемы решаются с учетом законодательно установленного права такого кредитора на единоличное разрешение вопросов, относящихся к компетенции собрания.

Как учитываются голоса

Число голосов, которыми обладают конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы, определено законом пропорционально включенным в реестр требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам (требования, которые не были включены в реестр, не учитываются). В данном случае учитывается общая сумма задолженности по гражданско-правовым договорам (требованиям, сформированным конкурсными кредиторами).

Количество голосов конкурсных кредиторов, налоговых органов и уполномоченных органов определяется пропорционально требованиям с учетом суммы задолженности по требованиям кредиторов и уполномоченных органов как в части денежных требований, так и обязательных платежей.

Не учитываются при определении числа голосов по п. 3 ст. 12 127-ФЗ штрафы и пени, проценты за просрочку, неисполнение обязанностей по уплате платежей.

Исключительная компетенция собрания

В п. 2 ст. 12 приведены права собрания, которые можно считать исключительными. В указанном пункте представлен перечень вопросов, по которым могут принимать решения только кредиторы должника на собрании, и они не являются исчерпывающими вопросами для его созыва.

Сфера исключительной компетенции исполнительного органа включает:

  1. Введение в отношении должника одной из процедуры банкротства: введение внешнего управления, финансовое оздоровление либо изменение сроков их проведения (с подобным ходатайством он обращается в суд).
  2. Утверждение плана внешнего управления или финансового оздоровления вместе с графиком погашения задолженности.
  3. Дополнительные требования к кандидатурам управляющего в деле о банкротстве.
  4. Выбор управляющего или СРО, из которых судом будет выбран управляющий.
  5. Определение дополнительного размера вознаграждения в пользу управляющего, увеличение фиксированной суммы его вознаграждения (оно состоит из фиксированной части и переменной, которая зависит от размера погашенных требований кредиторов).
  6. Выбор реестродержателя (он должен входить в аккредитованную управляющим СРО).
  7. Подписание мирового соглашения с должником.
  8. Обращение в арбитраж с ходатайством о признании должника банкротом и открытие конкурсного производства.
  9. Образование комитета кредиторов и определение его количественного состава, выбор его участников, досрочное прекращение полномочий, определение его полномочий.
  10. Избрание представителя собрания.

Прочие вопросы, решаемые на собраниях, содержатся в статьях, которые действуют применительно к отдельным процедурам банкротства и определены в соответствующих главах 127-ФЗ. Например:

  • в период финансового оздоровления собрание вправе принять решение об освобождении от исполнения обязанностей управляющего (хотя оно само не решает этот вопрос, но наделено полномочиями передачи соответствующего ходатайства в арбитраж по п. 5 ст. 83);
  • в период внешнего управления – решение о передаче согласия управляющему на совершение сделки и сделки с заинтересованностью определенного лица по п. 1 ст. 101 и решение по результатам представленной управляющим отчетности;
  • при конкурсном производстве – о порядке оплаты услуг оценщиков, привлеченных управляющим по п. 1 ст. 130, об утверждении разработанного управляющим порядка формирования конкурсной массы по ст. 139;
  • собрание также заслушивает отчет управляющего о расходовании денежных средств должника по п. 3 ст. 133 127-ФЗ.

Вместе с тем нужно понимать, что перечисленный в п. 2 ст. 12 перечень вопросов не вправе решать никто, кроме собрания. Их нельзя передать в пользу комитета кредиторов или на усмотрение определенных лиц или органов.

В каких случаях правомерно собрание кредиторов

Ранее действующее законодательств о банкротстве признавало собрание состоявшимся при соблюдении единственного условия – уведомить всех кредиторов о времени и месте его проведения.

Закон о банкротстве в нынешней своей версии в п. 4 ст. 12 127-ФЗ приводит четкие правила о кворуме собрания, при котором оно признается правомочным. Так, на нем должны присутствовать конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, которые обладают более 50% голосов от общей численности кредиторов и уполномоченных органов из реестра требований.

В случае проведения повторного собрания кредиторов его правомочность может быть обусловлена присутствием конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, которые обладают не менее 30% голосов при условии, что конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были уведомлены о собрании должным образом.

В ситуации, если инициатива о проведении собрания исходила от комитета, отдельных конкурсных кредиторов или уполномоченных инстанций, управляющий обязан созвать его не позднее, чем через 3 недели после поступления подобного требования по п. 3 ст. 14 127-ФЗ. При этом, согласно п. 5 ст. 12, предусмотрены правовые последствия от невыполнения своей обязанности управляющим: заинтересованные лица могут провести собрание самостоятельно, не дожидаясь управляющего.

Функции реестродержателя, согласно п. 6 ст. 12 127-ФЗ

Часть технических функций может быть возложена управляющим и иными участниками дела о банкротстве на профессионального реестродержателя, который уполномочен за ведение реестра требований.

Возможный функционал реестродержателя, который ведет реестр требований кредиторов, в процессе проведения собрания может осуществлять такие полномочия:

  1. Проверять полномочия участников.
  2. Регистрировать их.
  3. Обеспечивать предусмотренный законом порядок голосования.
  4. Подсчитывать голоса.
  5. Подготавливать протокол по итогам голосования.

Протокол собрания

Порядок подготовки и оформления протокола собрания кредиторов, его представления в арбитражный суд прописаны в п. 7 ст. 12 127-ФЗ. Также здесь содержатся требования к срокам хранения документов по уже проведенным сборам и результатам голосования.

Протокол кредиторского собрания составляется в 2-х экземплярах, один из которых направляется в арбитраж. Сделать это управляющий обязан в течение 5 дней после проведения кредиторского собрания.

В исключительных ситуациях, когда за проведение собрания отвечает не арбитражный управляющий, а иные участники дела о признании финансовой несостоятельности, протокол следует составить в трех экземплярах. Один – для управляющего, второй – для арбитражного суда, а третий остается на хранении у организатора (кредитора или уполномоченного органа).

К подготовленному протоколу следует приложить определенный комплект документов, перечень которых содержится в п. 7 ст. 12 127-ФЗ. Он включает в свой состав:

  1. Реестр требований кредиторов (составленный на дату сбора кредиторов).
  2. Бюллетени для голосования, которые использовались в процессе вынесения решений по повестке дня (речь идет о заполненных участниками бюллетенях).
  3. Документы, которые подтверждают полномочия и правовой статус участников.
  4. Материалы, которые были представлены участникам для ознакомления или утверждения.
  5. Документы, которые свидетельствуют о надлежащем уведомлении кредиторов и уполномоченных органов о месте и времени сбора.
  6. Прочих документов, которые участники посчитают важными.

Оригиналы документов подлежат хранению управляющим или реестродержателем до завершения процедуры банкротства. Они в любой момент могут быть запрошены судом и предоставляются ответственным за хранение лицом по требованию.

Стоит отметить, что нормами законодательства могут быть предусмотрены иные более продолжительные сроки для хранения сведений при возникновении спорных ситуаций.

Иное

Статья 12 останавливается и на требованиях к размещению информации о банкротстве. Сообщение, которое содержит сведения о результатах сбора участников дела о признании компании несостоятельной, передается управляющим в ЕФРСБ. На это ему отводится 5 рабочих дней.

Если управляющий получил данные о проведенном собрании из присланного ему протокола (когда оно было проведено по п. 5 ст. 12 127-ФЗ), то у него есть 3 дня на размещение в открытом доступе данной информации.

В обязанности управляющего входит обеспечение доступа к копиям протокола и приложенным к нему документам:

  • участникам процедуры банкротства;
  • представителям работников должника;
  • представителям учредителя банкротившегося юрлица;
  • представителям собственника имущества должника в статусе унитарного предприятия.

Таким образом, в п. 1 ст. 12 127-ФЗ освещается вопрос проведения кредиторских собраний. Оно выступает органом, который защищает права и законные интересы кредиторов банкрота.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Светлана Асадова Экономист Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Комментарий к Ст. 12 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Собрание кредиторов — специальный орган, представляющий интересы кредиторов, который создается и действует в случае банкротства должника. При применении к должнику процедур банкротства кредиторам запрещено совершать действия, направленные на удовлетворение их требований в самостоятельном порядке. От их имени все действия в отношении должника с этого момента совершаются собранием (комитетом) кредиторов.

2. Комментируемая статья 12 содержит Закона «О несостоятельности (банкротстве)» общие правила, регламентирующие организацию и деятельность собрания кредиторов на всех стадиях производства по делу о банкротстве и применительно ко всем процедурам банкротства, применяемым к должнику. В иных главах Закона о банкротстве, регулирующих отдельные процедуры банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение), имеются нормы, содержащие специальные правила о порядке деятельности собрания кредиторов, применяемые лишь при осуществлении соответствующих процедур.

3. По общему правилу первое собрание кредиторов созывается временным управляющим в период наблюдения в срок не позднее 10 дней до заседания арбитражного суда (см. комментарий к ст. 72). Исключение составляют лишь те случаи, когда к должнику не подлежит применению процедура наблюдения, например при банкротстве кредитных организаций (см. комментарий к ст. 182), ликвидируемого или отсутствующего должника (см. комментарий к ст. ст. 225 и 228).

4. На всех стадиях производства по делу о банкротстве и при применении всех процедур банкротства к должнику участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.

Кредиторы привилегированных очередей, не относящиеся к числу конкурсных кредиторов, не являются участниками собрания кредиторов.

5. По Закону 1998 г. уполномоченные органы по требованиям об уплате обязательных платежей признавались участниками собрания кредиторов и обладали правом голоса только в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве. В соответствии с Законом 1998 г. (п. 2 ст. 64) налоговые и иные уполномоченные органы наряду с конкурсными кредиторами являлись участниками (с правом голоса) только первого собрания кредиторов, проводимого в период наблюдения.

Теперь в соответствии с Законом о банкротстве (п. 1 комментируемой статьи 12) наряду с конкурсными кредиторами участниками всех собраний кредиторов с правом голоса признаются и уполномоченные органы с требованиями по обязательным платежам.

6. Представитель работников должников, а также представители учредителей (участников) должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия признаются участниками собрания кредиторов, могут выступать по вопросам повестки собрания, но не обладают правом голоса.

7. Участником собрания кредиторов без права голоса является также арбитражный (временный, внешний, административный, конкурсный) управляющий.

На арбитражного управляющего возложены организация и проведение собрания кредиторов: созыв собрания (уведомление кредиторов о дате и месте собрания кредиторов), подготовка необходимых материалов и обеспечение ознакомления с ними участников собрания, реализация решений собрания кредиторов, в необходимых случаях — представление их на утверждение арбитражного суда и т.п.

8. Ранее в судебно-арбитражной практике нередко возникали проблемы, связанные с участием в деле о банкротстве единственного кредитора или уполномоченного органа. Теперь аналогичные проблемы должны решаться на основе нормы о том, что такой кредитор (уполномоченный орган) вправе единолично решать все вопросы, отнесенные к компетенции собрания кредиторов.

9. В п. 2 комментируемой статьи определена исключительная компетенция собрания кредиторов. Содержащийся в данном пункте перечень вопросов, по которым принимаются решения собранием кредиторов, не является исчерпывающим. Иные вопросы, входящие в компетенцию собрания кредиторов, определены в Законе о банкротстве применительно к отдельным процедурам банкротства. В частности, в период финансового оздоровления собрание кредиторов может принять решение об освобождении от исполнения обязанностей административного управляющего (об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством) (п. 5 ст. 83); при проведении внешнего управления — решение о даче согласия внешнему управляющему на совершение крупной сделки, а также сделки, в которой имеется заинтересованность (п. 1 ст. 101), а также решение по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего (п. 3 ст. 118); в период конкурсного производства собрание кредиторов может рассмотреть вопрос о порядке оплаты услуг по оценке имущества должника (п. 1 ст. 130), заслушать отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника (п. 3 ст. 133), принять решение о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника (ст. 139) и др.

Вместе с тем содержащийся в п. 2 комментируемой статьи 12 Закона О банкротстве России закрытый перечень вопросов, решение которых отнесено к исключительной компетенции собрания кредиторов, имеет то значение, что указанные вопросы (в отличие от многих других, также рассматриваемых собранием кредиторов) не могут быть переданы для решения иным лицам или органам, в том числе и комитету кредиторов.

10. Число голосов, которыми обладает каждый из конкурсных кредиторов, а также уполномоченный орган, определяется пропорционально их требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам. При этом принимается во внимание общая сумма кредиторской задолженности по гражданско-правовым обязательствам (по требованиям конкурсных кредиторов).

Таким образом, количество голосов как конкурсных кредиторов, так и налоговых и иных уполномоченных органов определяется пропорционально их требованиям с учетом общей суммы задолженности по требованиям конкурсных кредиторов и уполномоченных органов как по денежным обязательствам, так и по обязательным платежам.

Во всех случаях при определении количества голосов участников собрания кредиторов принимаются во внимание лишь те требования, которые в соответствии с Законом о банкротстве признаются установленными на дату проведения собрания кредиторов и включены в реестр требований кредиторов.

11. В отличие от Закона о банкротстве 1992 г., определявшего кворум для признания правомочным собрания кредиторов, Закон о банкротстве 1998 г. в качестве общего правила признавал правомочность всякого собрания кредиторов независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов, выдвигая в качестве единственного условия обязательное уведомление всех конкурсных кредиторов о времени и месте проведения собрания кредиторов.

Действующий Закон о банкротстве содержит четкие правила о кворуме собрания кредиторов, при котором оно признается правомочным. Критерием правомочности собрания кредиторов является присутствие на нем конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, обладающих более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов. Если речь идет о повторно созванном собрании кредиторов, то его правомочность обусловлена присутствием конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, обладающих не менее чем 30 процентами голосов, при том условии, что все конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, имеющие право голоса, были надлежащим образом уведомлены о времени и месте проведения собрания кредиторов.

12. Если инициатива в проведении собрания кредиторов исходит от комитета кредиторов, конкурсных кредиторов или уполномоченных органов, арбитражный управляющий должен провести собрание кредиторов в срок не позднее чем три недели с даты получения соответствующего требования о проведении собрания (п. 3 ст. 14 Закона о банкротстве).

Пунктом 5 комментируемой статьи 12 предусмотрены последствия невыполнения арбитражным управляющим указанной обязанности: в этом случае лица, требовавшие проведения собрания кредиторов, вправе его провести своими силами.

13. Часть технических функций, направленных на обеспечение проведения собрания кредиторов, может быть возложена собранием кредиторов или временным управляющим на профессионального реестродержателя, ведущего реестр требований кредиторов (п. 6 комментируемой статьи).

Собрание кредиторов в процедуре несостоятельности

Собрание кредиторов – это довольно специфическое событие. Оно применяется только при процедуре банкротства. По своей форме оно напоминает съезд акционеров, но имеет совершенно другие правила. Каждый из присутствующих кредиторов представляет на этом собрании свои интересы, желая взыскать весь долг или его часть из имущества обанкротившегося должника. Для контроля за заседанием назначается арбитражный управляющий. Собрание кредиторов регламентируется ФЗ №127 «О банкротстве». В этом законе прописаны все правила и особенности процедуры. С ним следует ознакомиться каждому потенциальному участнику дела о финансовой несостоятельности если он получил уведомление или просто столкнулся с банкротством своего должника.

Участие в мероприятии

В собрании кредиторов участвуют заимодатели, а еще – соответствующие уполномоченные органы, если их требования включены в общий реестр требований на момент заседания. Если участники представляют свои личные требования, то уполномоченные органы выдвигают претензии по обязательным платежам государственного и муниципального уровня.

Кроме того, в собрании кредиторов могут участвовать следующие лица:

  • представитель сотрудников обанкротившегося должника;
  • представитель участников или учредителей банкрота;
  • представитель владельца имущества этого заемщика;
  • представитель организации, утвердившей арбитражного управляющего;
  • представитель надзорного органа.

Информация Все эти представители могут не только присутствовать на собрании, но и выступать на нем по пунктам повестки дня. Единственное, чего они не могут делать – это голосовать. Право голоса имеют только кредиторы.

Права участников собрания кредиторов

Главное право, которое есть у участников собрания кредиторов – это право заявлять в арбитражный суд о признании банкротства должника.

Еще у заимодателей есть право голоса. Количество голосов любого из них рассчитывается в пропорции с его требованиями. Грубо говоря, чем больше долг банкрота перед заимодателем, тем большее число голосов имеет этот кредитор. На определение числа голосов влияет только основной долг, а штрафы, пени и неустойки никакой роли не играют. Право голоса на собрании кредиторов есть и у уполномоченных органов, имеющих претензии по финансовым обязательствам потенциального банкрота.

Информация У представителей банкрота, а также у представителей надзорных и саморегулируемых органов, права голоса нет. Но у них, как и у заимодателей, есть право выступать в рамках повестки дня.

Уведомление

Каждый, у кого есть право присутствовать на собрании кредиторов, получает заблаговременное официальное уведомление от арбитражного управляющего. В данном приглашении обозначаются место и сроки заседания, его основные моменты и примерный регламент.

Уведомление может быть передано участнику 2 способами:

  • по почте – не позднее, чем за 2 недели до даты проведения;
  • лично в руки – не позднее, чем за 5 дней до даты проведения собрания кредиторов.

Важно Если потенциальных участников процедуры – более 500 человек, то уведомления не рассылаются каждому лично, а публикуются в печатном варианте.

Если какой-то из участников собрания кредиторов не получил уведомление в установленный срок, то он может потребовать отмены или пересмотра решений, принятых в его отсутствие. Для этого он должен доказать не причастность к тому, что он не получил оповещение. Чем выше процент претензий этого заимодателя, тем больше шансов у него добиться успеха.

Проведение собрания кредиторов

Собрание кредиторов проводится согласно Постановлению №56. Это постановление описывает всю процессуальную сторону процедуры. Перед посещением собрания каждому участнику стоит ознакомиться с этим постановлением, чтобы знать, чего следует ожидать от процесса. К примеру, устанавливается четкое время собрания кредиторов – только в будние дни, от 8 до 20 часов.

В процессе заседания заимодателей рассматриваются несколько важных пунктов:

  • алгоритм и общие принципы процедуры банкротства;
  • варианты финансового оздоровления должника или признания его финансовой состоятельности;
  • возможность реструктуризации долга;
  • стратегия внешнего управления банкротством;
  • возможность мирового соглашения;
  • целесообразность и размер гонорара для управляющего;
  • решение о старте конкурсного производства по процедуре банкротства.

Срок проведения

Первое собрание кредиторов должно состояться не менее, чем за срок 10 дней до конца наблюдательного процесса за должником. Последующие заседания проводятся раз в 3 месяца (если на первом собрании не была установлена какая-то другая периодичность).

Участники заседания заимодателей могут направить управляющему требование о внеочередном собрании. Когда управленец получает это требование, он должен организовать съезд в течение 3 недель со срока получения. Если он этого не сделал, то заимодатели могут собраться самостоятельно, без присутствия управляющего процедурой банкротства.

Права собрания кредитор

В то время, как у каждого кредитора есть право выступления на мероприятии и право голоса, у всего собрания есть право распоряжения «судьбой» должника. Съезд заимодателей вправе решить, должен ли этот самый должник быть признан банкротом. Кредитующие лица могут вернуть ему платежеспособность, заключить мировой договор или привести в действие любой другой исход.

Также у собрания кредиторов есть право избрать управляющего процедурой финансовой несостоятельности и назначить ему гонорар. К дополнительным правам можно отнести внесение изменений в предложенную повестку дня и оспаривание принятых решений.

Первое собрание кредиторов

Перед тем, как собрать кредиторов, временный управляющий знакомится с претензиями каждого заимодателя, изучает общее положение дел, рассматривает финансовое положение обанкротившегося должника. Если для съезда кредитующих лиц действительно есть основания, то арбитражный управленец назначает его дату и время.

Первый съезд отличается от повторных тем, что на нем выбирается постоянный арбитражный управляющий. Часто кредиторы утверждают решение о назначении на данную должность временного управляющего, но иногда принимается совершенно другая кандидатура.

Чтобы поучаствовать в первом собрании кредиторов, заимодатель должен заранее направить свои претензии в арбитражный суд. Ему следует соблюдать порядок подачи претензий, описанный в 1 пункте 71 статьи ФЗ №127.

Информация Участниками первого съезда могут стать представители банкрота и надзорных органов. Но если никого из них на мероприятии нет, то это не является поводом для признания собрания кредиторов несостоявшимся. Отсутствие представителей должника не служит поводом для отмены утвержденных решений, поскольку у них всё равно нет права голоса.

Какие вопросы решаются на съезде заимодателей?

Вопросы, которые обсуждаются на первом собрании кредиторов:

  1. Выбор постоянного арбитражного управляющего. Кандидата на должность утверждают участники большинством своих голосов.
  2. Выбор плана дальнейших действий. План действий тоже определяется голосованием. Как правило, главное направление действий выбирается из 4 категорий: конкурсное производство по долговым взысканиям, мировое соглашение, управленческие вопросы или возвращение должнику платежеспособного статуса.
  3. Выбор комитета кредиторов. Комитет нужен обязательно, если число займодателей на собрании превышает 50. Если же их меньше, то участники вправе сделать вывод, что такой комитет им не нужен.
  4. Другие вопросы, если кто-либо из участников заседания предварительно подал ходатайство об их рассмотрении.

Информация На последующих съездах займодателей решаются вопросы в соответствии с планом работы, утвержденным на первом собрании. Участники мероприятия по-прежнему могут ходатайствовать о рассмотрении дополнительных вопросов. Если суд решит удовлетворить их ходатайство, то предложенные вопросы будут заранее внесены в повестку дня следующего съезда.

Повестка дня

Повестку собрания кредиторов арбитражный управляющий намечает заблаговременно. В начале заседания участники могут утвердить ее или внести в нее изменения посредством голосования. Как и в остальных случаях, количество голосов каждого из участников соответствует сумме его требований.

К сведению На повестке дня обязательно должны присутствовать основные вопросы, касающиеся банкротства должника. Если кто-то из участников хочет внести в повестку собрания кредиторов дополнительные вопросы, то он должен сделать это заблаговременно путем подачи ходатайства в арбитражный суд.

Как устроено голосование?

У каждого кредитора в собрании заимодателей – свое количество голосов. Чем больший процент составляют требования присутствующего применимо к общей сумме требований, тем большее число голосов он имеет. Голоса расчитываются пропорционально. Проще говоря, наибольшее количество голосов есть у того кредитора, которому больше всего задолжали.

Важно Закон о банкротстве предусматривает одно важное условие. Платежи за неустойку, пени, разнообразные штрафы и другие «бонусы» в расчет числа голосов не входят. Учитывается только основная сумма долга и процентная ставка, если она есть. Иногда, хотя и редко, бывает так, что претензии одного из заимодателей составляют более 50% от общей суммы. В этом случае он один составляет большинство голосов.

Повторное собрание кредиторов

На первом собрании кредиторов принимается решение о том, как часто будут проводиться повторные заседания. Даже если процесс банкротства очевиден, и все важные решения были приняты на первом мероприятии – хотя бы одно повторное заседание всё равно потребуется, чтобы проконтролировать выполнение решений. Управляющий обычно предлагает периодичность заседаний раз в 3 месяца, но участники могут проголосовать за иную периодичность.

Требование о внеочередном заседании

Иногда появляется необходимость провести съезд вне очереди. Тогда комитет кредиторов направляет арбитражному управляющему соответствующее требование. Закон о банкротстве предусматривает такую возможность, а также обязывает участников указать в этом требовании предложенную ими повестку дня. Арбитражный управляющий вправе не согласиться с этой повесткой дня или внести в нее изменения, но принять требование он обязан.

Кто и зачем может отложить собрание кредиторов?

Отложить собрание кредиторов может только арбитражный суд, который ведет дело обанкротившегося должника. Отложение обычно происходит, если в суде находятся нерассмотренные требования заимодателей. Чем более существенны эти требования, тем выше шанс того, что они будут удовлетворены, и мероприятие будет отложено.

К сведению Срок отложения определяет арбитражный суд. Участники не могут порекомендовать срок отложения. Суд устанавливает его в зависимости от того, сколько времени потребуется для изучения нерассмотренных претензий.

Как оспорить принятые решения?

Собрание кредиторов – это весьма конфликтная процедура. Поэтому его результаты зачастую оспариваются кем-то из членов. Закон о банкротстве в 15 статье называет 4 причины, по которым можно оспорить результаты мероприятия:

  • если решение съезда нарушает законные права кого-то из членов или какого-то третьего лица;
  • если заимодатели превысили свою компетенцию в отношении банкрота;
  • если суммарные требования присутствующих не достигли 50% от требований всех заимодателей (тех, которые были на собрании кредиторов, и тех, которые не явились);
  • если кредитор, имеющий требования более 10% от общей суммы требований, не получил уведомление о мероприятии и доказал, что в этом нет его вины.

Оспорить принятые решения на собрании кредиторов могут заимодатели, которые недовольны их результатами, а также представители обанкротившегося должника. Оспаривая результаты голосования, нужно опираться не только на Закон о банкротстве, но и на арбитражную практику.

Доверенность на участие в собрании кредиторов

Кредитующее лицо может направить для участия в мероприятии свое доверенное лицо. Для этого он должен написать письменную доверенность, которая станет для представителя пропуском на съезд. Этот документ имеет установленную форму, образец которой лучше всего взять в арбитражном суде, ведущем дело о банкротстве должника. В таком случае документ всегда будет актуальным и действительным.

Обязательно ли участвовать?

Решение о том, участвовать ли в собрании кредиторов, каждый заимодатель принимает самостоятельно. Закон дает кредитующим лицам и уполномоченным органам право участия, но ни к чему их не обязывает. Если заимодатель понимает, что его требования очень незначительны по сравнению с претензиями других членов и вряд ли будут удовлетворены, то он может отказаться от участия и просто не тратить свое время.

К сведению Представители должника-банкрота тоже могут отказаться от участия. Для них есть смысл это сделать, если в ситуации с банкротством всё понятно, и защищать интересы должника уже нецелесообразно. Никто из потенциальных членов собрания не обязан присутствовать на нем, если он сам этого не хочет.

Батянов БАНКРОТСТВО Схемы 2013 / 3 8 Компетенция Собр кред

КОМПЕТЕНЦИЯ СОБРАНИЯ КРЕДИТОРОВ

Все вопросы, отнесенные к компетенции собрания кредиторов, можно разделить на вопросы исключительной и вопросы альтернативной компетенции. К первой группе относятся вопросы, решения по которым могут быть приняты ТОЛЬКО собранием кредиторов, ко второй группе – вопросы, решения по которым могут быть приняты как собранием, так и комитетом кредиторов. Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции собрания, комитетом кредиторов рассматриваться не могут.

Собрание кредиторов имеет право исключить из компетенции комитета кредиторов вопросы альтернативной компетенции. Это следует из п. 2 ст. 12 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в котором установлено, что в исключительную компетенцию собрания кредиторов входит отнесение к компетенции комитета кредиторов принятия решений, которые в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» принимаются собранием кредиторов или комитетом кредиторов

Решения, отнесенные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» к исключительной компетенции собрания кредиторов, определены в п. 2 ст. 12. Их можно разбить на следующие группы:

  • Решение о выборе процедуры банкротства, которую, по мнению собрания кредиторов, целесообразно применить к должнику, в отношении которого суд установил его неплатежеспособность. Ходатайство о введении предлагаемой собранием кредиторов процедуры направляется в арбитражный суд. Суд может не согласиться с решением собрания кредиторов и при наличии определенных условий, предусмотренных в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ввести иную процедуру вопреки воле собрания кредиторов.

  • Решения, влияющие на назначение арбитражного управляющего:

  • предъявление дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего;

  • выбор арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;

  • установление размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;

  • увеличение размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего.

  • Решения, влияющие на ход реабилитационных процедур несостоятельности:

  • изменение сроков их проведения (в таком случае собрание кредиторов обращается с ходатайством об изменении срока процедуры в арбитражный суд);

  • утверждение и изменение плана проведения внешнего управления;

  • утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.

  • Организационные решения:

  • решение о выборе реестродержателя из числа лиц, аккредитованных саморегулируемой организацией;

  • определение количественного состава, формирование и досрочное прекращение полномочий комитета кредиторов;

  • избрание представителя собрания кредиторов;

  • определение компетенции комитета кредиторов (отнесение к компетенции комитета кредиторов вопросов, которые в соответствии ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» могут приниматься как собранием, так и комитетом кредиторов).

Вопросы альтернативной компетенции закрепляются в п. 4 ст. 28, п. 3 ст. 82, п. 1,4 ст. 101, ст. 105, п. 5-7 ст. 110, ст. 111, 112, п. 3 ст. 126, п. 1, 3 ст. 130, п. 4 ст. 132, п. 2 ст. 139, п. 1 ст. 140, п. 9 ст. 142, п. 1 ст. 145 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (наиболее важные вопросы: одобрение крупных сделок и сделок с заинтересованностью, определение порядка продажи имущества должника и уступки его прав, обращение в суд с ходатайством об отстранении конкурсного управляющего).

Закон о банкротстве собрание кредиторов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *