Реестр недобросовестных поставщиков

Содержание

Какая информация включается в Реестр недобросовестных поставщиков?

Понятие Реестра недобросовестных поставщиков, его правовое регулирование

Основания для включения в РНП

Сведения о поставщиках, содержащиеся в РНП

Заявление о включении и список документов для включения в РНП. Порядок и сроки внесения информации в РНП

Исключение из РНП

Понятие Реестра недобросовестных поставщиков, его правовое регулирование

Ведение Реестра недобросовестных поставщиков (далее — РНП) является эффективной мерой осуществления контроля в сфере госзакупок. Он содержит список контрагентов, которые исполняли обязательства по контрактам неудовлетворительно либо не исполняли их вообще. Органом, уполномоченным на включение в реестр недобросовестных поставщиков субъектов, является Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы.

Фактически реестра ведется 2. Это обусловлено существованием двух видов закупок, предусмотренных действующим законодательством, по правилам:

  • закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ);
  • закона «.

Реестры ведутся в электронном виде, на сайте, доступ к которому не ограничен, а информация предоставляется в любое время любому лицу.

РНП выполняет 2 важные функции:

  • предупреждающую, т. е. благодаря наличию реестра заказчики не вступают во взаимоотношения с заведомо ненадежными исполнителями;
  • контролирующую, которая выражается в том, что субъекты рынка стремятся должным образом исполнять свои обязательства, не желая занесения в РНП.

Основания для включения в РНП

Нормой ст. 104 закона № 44-ФЗ строго ограничивается круг оснований для внесения субъектов в РНП. К действиям, которые могут привести к неблагоприятным последствиям в виде включения в реестр, относятся:

  • уклонение от заключения контракта;
  • расторжение контракта в соответствии с судебным решением по причине несоблюдения исполнителем существенных условий контракта;
  • отказ заказчика от контракта в одностороннем порядке также вследствие нарушения поставщиком существенных условий договора.

Примечательно, что нежелания заключать контракт и одностороннего отказа заказчика как таковых недостаточно для занесения поставщиков в РНП. ФАС во всех случаях предварительно обязана установить факт наличия недобросовестного поведения контрагента.

При наличии судебного решения о расторжении контракта по причине нарушения существенных условий договора исполнителем ФАС обязана внести информацию о поставщике в РНП, не рассматривая вопрос о недобросовестности его действий (п. 24 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 3, утв. Президиумом ВС РФ 19.10.2016).

Если же сторонами достигнуто мировое соглашение либо решение судебного органа о расторжении контракта не мотивировано нарушением контрагентом его условий, то повода для занесения в РНП не возникает (см. письмо ФАС от 16.03.2017 № ИА/16790/17).

П. 2 ст. 5 закона № 223-ФЗ предусматривает те же причины включения в реестр, что и закон № 44-ФЗ, за исключением одностороннего отказа заказчика от контракта из-за существенного нарушения его исполнителем.

Рассмотрим, что требуется от заказчика, чтобы включить ненадежного контрагента в РНП по всем правилам.

Сведения о поставщиках, содержащиеся в РНП

Состав информации, содержащейся в РНП, строго и подробно регламентирован, а сами реестры ведутся по утвержденной форме (см. приложения к Правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062).

В реестры недобросовестных поставщиков включаются следующие сведения:

  • № записи в реестре, название органа, включившего лицо в РНП;
  • реквизиты и данные исполнителя (наименование/Ф. И. О, адрес, ИНН и т. д.);
  • реквизиты и данные учредителей и руководителей юрлиц-исполнителей;
  • все значимые даты: внесения сведений в РНП, даты аукциона/конкурса, запроса котировок, заключения контракта, его расторжения;
  • сведения о контракте/договоре (объект, цена, срок; по закону № 223-ФЗ также валюта договора, код валюты и коды по ОКПД; по закону № 44-ФЗ — идентификационный код закупки).

Записи о каждом внесенном поставщике присваивается свой реестровый номер.

ВАЖНО! Внесение в РНП влечет для поставщика неблагоприятные последствия. П. 1.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ и п. 7 ст. 3 закона № 223-ФЗ наделяют заказчиков правом устанавливать в документации о закупках такой критерий для выбора поставщика, как его отсутствие в РНП. Ввиду этого на практике в подавляющем числе случаев неблагонадежный субъект лишается возможности участвовать в закупках до тех пор, пока информация о нем содержится в РНП.

Заявление о включении и список документов для внесения в РНП. Порядок и сроки внесения информации в РНП

Внесение в РНП осуществляется по инициативе заказчика. Заявление о включении в реестр недобросовестных поставщиков составляется в свободной письменной форме с изложением основных обстоятельств дела. Перечень документов, требуемый ФАС для начала рассмотрения вопроса в отношении исполнителя о внесении в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также сроки представления информации зависят от основания внесения, что можно представить в виде следующей таблицы:

После представления заказчиком всей необходимой документации орган ФАС рассматривает вопрос о наличии достаточных поводов для включения поставщика в РНП и в течение 10 дней выносит соответствующее заключение (п. 7 ст. 104 закона № 44-ФЗ, пп. 7–9 Правил № 12-11 от 22.11.2012).

В случае уклонения от заключения контракта либо при одностороннем отказе заказчика рассмотрение вопроса о включении в РНП осуществляется с участием поставщика (его представителя), при их неявке — в их отсутствие без переноса сроков. Запись с полной информацией включается в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3 дней с момента принятия решения.

ВАЖНО! Отсутствие извещения исполнителя о рассмотрении вопроса о его включении в реестр является основанием для отмены такого решения (постановление АС Уральского округа от 10.06.2015 № Ф09-2797/15).

Исключение из РНП

Исключение заказчиков, допустивших нарушения в ходе контрактных отношений, из РНП происходит по истечении 2 лет с даты внесения. Однако исполнитель, не согласный с внесением в список недобросовестных поставщиков, вправе обжаловать данное решение ФАС (ст. 104 закона № 44-ФЗ, ст. 5 закона № 223-ФЗ). В этом случае основанием для исключения записи служит судебное решение о признании незаконным внесения субъекта в РНП.

Наиболее обширную категорию такого рода дел составляют споры, связанные с доказыванием добросовестности действий исполнителя. В таких случаях судебные органы оценивают в совокупности все детали допущенного исполнителем нарушения, его значительность/незначительность, а также последствия (п. 41 Обзора судебной практики от 28.06.2017, утв. Президиумом ВС РФ).

Другую категорию составляют дела по оспариванию решений ФАС в связи с процессуальными нарушениями: несоблюдение заказчиком сроков направления заявления в ФАС, нарушение порядка принятия решения о включении поставщика в РНП, отсутствие извещения исполнителя и т. д. (см., например, постановление АС УО от 10.06.2015 № Ф09-2797/15).

***

Итак, РНП есть не что иное, как свод значимой информации об исполнителях в сфере закупок, которыми были допущены существенные нарушения при выполнении обязательств по контрактам или которые избегали заключения контракта. Ведение реестра находится в компетенции ФАС РФ и является действенным способом осуществления контроля за качеством выполнения контрактов.

Какова процедура включения в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ, и какая информация в нем содержится?

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ включает информацию об участниках закупок по 44-ФЗ, которые уклонились от подписания контракта и не исполнили взятые на себя обязательства.

Кто ведет

За ведение реестра отвечает ФАС. При этом антимонопольная служба должна придерживаться порядка, утвержденного Постановлением Правительства от 2013 года №1062. Антимонопольная служба несет ответственность за включение сведений о поставщике в реестр и об их исключении.

Мнение юриста Дмитрий Иванов Центр правовой поддержки Задать вопрос юристу

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Ранее реестр располагался на сайте антимонопольной службы. Теперь реестр расположен на официальном сайте в области госзакупок ЕИС.

Где найти

С реестром недобросовестных поставщиков можно ознакомиться . На ресурсе содержится одновременно три реестра недобросовестных поставщиков: по 44-ФЗ, по 223-ФЗ и по Постановлению Правительства №615 от 2016 года (подрядчиков в области государственного контракта). Данные реестры не пересекаются друг с другом: участники, которые состоят в реестре по 44-ФЗ, могут участвовать в закупках по 223-ФЗ и наоборот.

Сведения о недобросовестных поставщиках находятся в открытом доступе и доступны для ознакомления всем желающим.

Но при закупках по 223-ФЗ заказчики вправе установить требование об отсутствии поставщика в РНП по 44-ФЗ. Это значит, что если участник закупки указан только в одном реестре по 44-ФЗ, то его могут отстранить от участия в закупке по 223-ФЗ.

Для удобства в реестре доступны фильтры: по дате включения в реестр и номеру закона, в рамках которого сведения о поставщике попали в реестр.

Причины включения в реестр

В ст. 104 44-ФЗ предусмотрено три основания для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. Такими основаниями являются:

  1. Уклонение от подписания контракта победителем закупки.
  2. Расторжение контракта в одностороннем порядке из-за существенного нарушения условий договора.
  3. Расторжение контракта по судебному решению.

Если контракт был расторгнут по соглашению сторон или без существенного нарушения условий его реализации, то сведения в реестр не передаются.

Причинами уклонения от подписания контракта не всегда бывает злой умысел. Например, участника могут признать уклонистом, если:

  1. Он своевременно не предоставил протокол разногласий или допустил ошибки при его оформлении.
  2. Он предоставил банковскую гарантию, которая не отвечает требованиям.
  3. Поставщик не успел оформить банковскую гарантию, и у него отсутствуют денежные средства для внесения обеспечения (данная причина актуальна при реализации контракта на крупную сумму).
  4. Не предъявил заказчику документы, подтверждающие внесение обеспечения.
  5. Не перечислил обеспечение исполнения контракта в полном объеме. Такая ситуация может возникнуть, например, при применении антидемпинговых мер к поставщику (когда начальная цена контракта снизилась на 25% и более). В указанном случае поставщик должен перечислить обеспечение исполнения контракта в 1,5-м размере от стандартного.
  6. Контракт не был подписан из-за человеческого фактора. Например, сотрудник не успел подписать контракт на электронной площадке из-за того, что перепутал сроки, или заболел ответственный за подписание контракта сотрудник.
  7. Контракт не был подписан по техническим причинам. Например, при подписании контракта у поставщика возникли сбои с программным обеспечением или проблемы с доступом в интернет.
  8. Истек срок действия ЭЦП, которая необходима для подписания контракта в электронном формате.

Некоторых проблем при подписании контракта поставщику можно избежать. Если поставщик не успевает оформить банковскую гарантию к нужному сроку, то он может продлить временные рамки на подписание контракта через оформление протокола разногласий. Но право на оформление такого протокола ему принадлежит только единожды.

В некоторых случаях победитель закупки может отказаться от подписания контракта на законных основаниях, и тогда у него есть возможность оспорить включение в реестр в антимонопольной службе. Например, победитель может отказаться от подписания контракта, если его предлагается заключить на условиях, отличающихся от условий документации, заявки на участие и проекта контракта.

Другое основание для внесения сведений о поставщике в реестр – это односторонний отказ от исполнения контракта со стороны заказчика в связи с существенным нарушением договорных условий. На основании п. 9 ст. 95 44-ФЗ заказчик вправе принять такое решение, если подобная возможность была прописана в тексте контракта. Случаи, когда контракт допускается расторгнуть в одностороннем порядке, прописаны в Гражданском кодексе. Это, например, выполнение работ с ненадлежащим уровнем качества, если такие недостатки не могут быть устранены в разумные сроки, или поставщик отказался от устранения недостатков.

Также к существенному нарушению условий исполнения контракта относят:

  1. Неоднократное нарушение сроков и объема выполнения работ, которые предусмотрены контрактом, включая график (календарный план).
  2. Подрядчик не приступает к исполнению контракта в установленные сроки или выполняет работы настолько медленно, что их своевременное завершение недопустимо.
  3. При отступлении в выполнении работ от условий контракта.
  4. В случае если по результатам экспертизы были выявлены существенные нарушения условий исполнения контракта.
  5. Если поставщик предоставил недостоверные сведения о себе в процессе закупки.

Если в контракте не предусмотрена возможность для одностороннего расторжения, то договор допускается расторгнуть в судебном порядке. Наличие судебного решения о расторжении контракта является основанием для включения сведений в реестр.

Основания для включения поставщика в реестр появляются после вступления решения суда в законную силу (на основании п. 3 ст. 453 Гражданского кодекса).

Информация, включаемая в РНП

В РНП передаются сведения об уклонившихся от подписания контракта поставщиках, которые были признаны победителями по результатам конкурентной процедуры. Если от подписания контракта уклонился единственный поставщик (например, субъект естественных монополий), то сведения о нем не включаются в реестр.

Информация об уклонившемся победителе закупки включается в реестр независимо от факта подписания заказчиком контракта с участником, который стал вторым. Даже если второй участник так же уклонился от подписания контракта, то информация о победителе закупки включается в реестр.

Законодательно предусмотрено только одно основание для включения сведений о единственном поставщике в реестр – если тот уклонился от подписания контракта по результатам несостоявшейся конкурентной процедуры. Например, данный поставщик стал единственным участником, который подал заявку на участие в аукционе. По результатам закупки заказчик принял решение признать ее несостоявшейся и решил подписать контракт с единственным поставщиком (на основании ч. 5 ст. 104 44-ФЗ). Если поставщик откажется от подписания контракта, то данные о нем будет переданы в РНП.

В реестр передаются сведения обо всех недобросовестных участниках сферы государственных закупок: юридических лицах, индивидуальных предпринимателях и физических лицах. Перечень лиц, включаемых в реестр, который указан в ч. 2 ст. 104, является закрытым. В связи с этим передача сведений в реестр об участнике, который стал вторым, не допускается. Связано это с тем, что у второго участника отсутствует обязанность подписать контракт при уклонении победителя. И возможность передачи сведений от второго участника в реестр не предусмотрена.

По письму МЭР от 2015 года №Д28и-3717 можно сделать вывод, что информация о расторгнутых контрактах с единственным поставщиком не включается в реестр. Это связано с тем, что информация о контрактах с единственным поставщиком отсутствует в реестре контрактов и в РНП нужно указывать дату проведения конкурентной процедуры. Но в ч. 2 ст. 104 44-ФЗ сказано, что в реестр передаются сведения обо всех поставщиках, с которыми были расторгнуты контракты из-за существенного нарушения условий исполнения. Исключения в части контрактов с единственным поставщиком в 44-ФЗ не представлены.

Сведения об участниках, которые были отстранены заказчиком от дальнейшего участия в закупке, в реестр не передаются.

Правовые последствия для поставщиков

Реестр недобросовестных поставщиков стимулирует компании к добросовестному исполнению обязательств в рамках государственной закупки, ведь попадание в реестр исключает для поставщика возможность участия в закупках в течение 2 лет. Именно столько будут находиться сведения о компании в реестре. По окончании этого срока сведения из реестра недобросовестных поставщиков исключают (по ч. 9 ст. 104 44-ФЗ).

Отсутствие компании в реестре указывает на то, что компания ранее добросовестно исполняла свои обязательства или является новичком в сфере государственных закупок.

На основании 44-ФЗ заказчики вправе установить требование об отсутствии сведений о компании в реестре недобросовестных поставщиков в закупочной документации. Хотя данное требование не является обязательным, но практически все закупки проводятся с данным условием.

Так как в реестр передаются сведения не только о поставщике, но и об учредителях юрлица, то это исключает возможность учреждения нового общества собственниками для свободного участия в закупках.

Сведения о компании в реестре могут быть исключены досрочно, если поставщику удастся их обжаловать в суде или ФАС.

Процедура внесения информации об участнике закупки в РНП

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, включая требования к технологическим и программным средствам его ведения, определены Постановлением Правительства от 2013 года №1062 и ст. 104 44-ФЗ.

Процедура включения сведений об участнике закупки в реестр включает в себя следующие этапы:

  1. Заказчик формирует и передает в ФАС установленный комплект документов. Сведения в ФАС направляются в электронном или бумажном формате. Сопроводительное письмо подписывает уполномоченный сотрудник заказчика собственноручно или посредством ЭЦП.
  2. ФАС проверяет предоставленный комплект документов в течение 5 рабочих дней.
  3. По результатам проверки предоставленных сведений ФАС передает данные в реестр в течение 3 рабочих дней.

При отсутствии каких-либо документов ФАС вернет их заказчику в течение 3 рабочих дней. Причины возврата предоставленных сведений антимонопольный орган должен изложить в письменной форме и передать их заказчику (например, неполный комплект сведений). В этом случае сведения о поставщике не передаются в реестр.

В случае если ФАС своевременно не внесла сведения о единственном поставщике в реестр контрактов, то заказчик вправе пожаловаться на нее в уполномоченную инстанцию. Для этого ему следует обратиться в прокуратуру (по ч. 1 ст. 1 Закона от 1992 года №2202-1).

Перечень документов и сроки передачи информации

При отправке сведений о поставщике для включения их в реестр заказчику нужно учитывать комплект документов, которые он передает в реестр, и сроки для передачи. Нарушение комплектности сведений и сроков передачи информации приравнивается к неисполнению заказчиком своих обязанностей о включении информации в РНП.

Перечень документов и сроков будет отличаться в зависимости от основания включения сведений о компании в реестр. Если таким основанием является уклонение победителя закупки от подписания контракта (наиболее распространённая причина передачи сведений в реестр), то в ФАС передаются такие сведения:

  1. Наименование компании, ее местонахождение, ИНН или его аналог в отношении юрлиц.
  2. ФИО, ИНН или аналог (для иностранных граждан) в отношении физлиц.
  3. Наименование компании-учредителя и ее ИНН или ФИО учредителей компании, членов исполнительного органа юрлиц.
  4. Дата проведения электронного аукциона, подведения итогов конкурса, запроса предложений и котировок.
  5. Выписка из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие.
  6. Прочие документы, которые подтверждают уклонение от подписания контракта.

При уклонении победителя закупки от подписания контракта сведения о нем передаются в РНП в течение 3 рабочих дней после уклонения победителя от подписания контракта, согласно ч. 4 ст. 104 44-ФЗ.

Если от подписания контракта уклонился единственный поставщик, то, помимо общих сведений о компании и ее учредителе, в реестр передаются следующие данные:

  1. Дата признания закупки несостоявшейся.
  2. Протокол рассмотрения заявок на участие, где указано решение о признании закупки несостоявшейся и подписании контракта с единственным поставщиком.
  3. Прочие документы, свидетельствующие об отказе подписывать контракт единственным поставщиком.

В указанном случае сведения об уклонившемся единственном поставщике передаются для включения в реестр в течение 3 дней после истечения сроков для подписания контракта (по ч. 5 ст. 104 44-ФЗ).

В случае расторжения контракта в одностороннем порядке и по решению суда заказчик передает в ФАС следующую информацию:

  1. Дата заключения неисполненного контракта или исполненного ненадлежащим образом контракта.
  2. Объект закупки, цена контракта и сроки его исполнения.
  3. Идентификационный код закупки (начиная с 2017 года).
  4. Копия решения об одностороннем расторжении с обоснованием причин.
  5. Копия судебного решения.

Сведения передаются в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта (по ч. 6 ст. 104 44-ФЗ).

Административная ответственность заказчика за непредоставление или несвоевременное предоставление сведений и документов в ФАС

Включение сведений о компании в реестр недобросовестных поставщиков – это не право, а обязанность заказчика.

Если заказчик не исполнит обязанность по внесению сведений о компании в реестр недобросовестных поставщиков, допустит просрочку при ее исполнении либо предоставит в ФАС недостоверную информацию, то ему грозит административный штраф в размере 20 тыс. р. на основании ч. 2 ст. 7.31 КоАП.

Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой общедоступную информацию, которая размещается в ЕИС и содержит данные об участниках закупок, признанными недобросовестными в результате их уклонения от подписания контракта или в связи с существенным нарушением условий контракта. За ведение реестра уполномочен контролирующий орган в сфере государственных закупок – Федеральная антимонопольная служба. Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру воздействия на поставщиков, направленную на стимулирование участников к добросовестному исполнению обязательств в рамках подписания и реализации контрактов.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Рейтинг автора 307 Автор статьи Наталья Чернова Юрист Написано статей 567

Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062
(ред. от 20.07.2019)
«О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»
(вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 ноября 2013 г. N 1062

О ПОРЯДКЕ

ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ

(ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)

В соответствии с частью 10 статьи 104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. N 292 «Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 21, ст. 2513);

постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 497 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. N 292 и от 15 июля 2008 г. N 533» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст. 3078).

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) до вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в течение 2 лет со дня вступления в силу указанного Федерального закона обеспечивает доступ без взимания платы к сведениям, содержащимся в указанном реестре недобросовестных поставщиков, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также осуществляет ведение указанного реестра недобросовестных поставщиков в части исключения из него недобросовестных поставщиков в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4. Размещение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг до ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 25 ноября 2013 г. N 1062

ПРАВИЛА

ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ

(ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее — реестр), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра.

2. Понятия и их определения, используемые в настоящих Правилах, соответствуют принятым в Федеральном законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон).

3. Реестр ведется в электронном виде. Информация, содержащаяся в реестре, должна быть общедоступна для ознакомления без взимания платы.

4. Ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой (далее — уполномоченный орган). Включение информации в реестр осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

5. Информация и документы о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), представленные заказчиками в письменном или электронном виде, хранятся уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации об архивном деле и о защите государственной тайны.

6. В случае если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение 3 рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 4 статьи 104 Федерального закона.

7. В случае если участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24, 25 — 25(3) части 1 статьи 93 Федерального закона, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение 3 рабочих дней с даты признания такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 5 статьи 104 Федерального закона.

8. В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 6 статьи 104 Федерального закона.

9. Информация и документы, предусмотренные пунктами 6 — 8 настоящих Правил, направляются заказчиком в уполномоченный орган на бумажном носителе с сопроводительным письмом за подписью уполномоченного должностного лица заказчика либо в электронной форме (в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок), имея в виду, что эта информация должна быть подписана указанным должностным лицом с использованием электронной подписи. Сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов.

10. Уполномоченный орган проверяет наличие информации и документов, представленных заказчиком в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.

В случае представления не всей информации и документов уполномоченный орган возвращает их заказчику в течение 3 рабочих дней с даты их поступления с указанием причин возврата и необходимости направления таких информации и документов в составе, предусмотренном пунктами 6 — 8 настоящих Правил, при этом информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр не включается.

11. Уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 — 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 5 рабочих дней с даты их поступления.

12. Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.

По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.

13. Уполномоченный орган включает информацию о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренную частью 3 статьи 104 Федерального закона, в реестр в течение 3 рабочих дней с даты вынесения решения о включении информации о таком лице в реестр. Указанная информация образует реестровую запись, которая подписывается представителем уполномоченного органа, имеющим соответствующие полномочия, с использованием электронной подписи.

14. Ведение реестра осуществляется по форме согласно приложению.

15. При внесении информации в реестр указываются:

а) номер реестровой записи и дата внесения уполномоченным органом информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе);

б) наименование уполномоченного органа, осуществившего включение информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе);

в) информация, предусмотренная частью 3 статьи 104 Федерального закона.

16. Информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренная частью 3 статьи 104 Федерального закона, исключается из реестра по истечении 2 лет с даты ее включения в реестр, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — до истечения указанного срока на основании решения суда.

17. Информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе), исключенная из реестра, а также электронные журналы учета операций, выполненных с помощью единой информационной системы в сфере закупок, хранятся уполномоченным органом в электронном виде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об архивном деле.

18. К средствам обеспечения ведения реестра применяются требования, установленные Правительством Российской Федерации в отношении технологических и лингвистических средств единой информационной системы в сфере закупок.

19. Реестр ведется на государственном языке Российской Федерации. Наименования иностранных юридических и физических лиц могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита.

20. В целях защиты информации, включенной в реестр, обеспечиваются:

а) применение средств электронной подписи;

б) применение средств антивирусной защиты;

в) ведение электронных журналов учета операций, выполненных с помощью единой информационной системы в сфере закупок;

г) ограничение доступа к техническим средствам, с помощью которых размещается и функционирует реестр;

д) ежедневное копирование на резервный носитель содержащейся в реестре информации, обеспечивающее возможность ее восстановления;

е) целостность размещенной в единой информационной системе в сфере закупок информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях);

ж) автоматическое исключение из реестра информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) по истечении 2-летнего срока с даты внесения такой информации в реестр с сохранением указанной информации в архиве.

21. Программно-технические средства, с помощью которых осуществляется ведение реестра, должны обеспечивать:

а) бесперебойную работу по ведению реестра, защиту информационных ресурсов от взлома и несанкционированного доступа;

б) учет информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), полученной уполномоченным органом в электронном виде и включенной в реестр;

в) поиск информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствии с информацией, предусмотренной пунктом 15 настоящих Правил;

г) формирование по запросу посетителя единой информационной системы в сфере закупок справки о нахождении в реестре информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе).

Приложение

к Правилам ведения реестра

недобросовестных поставщиков

(подрядчиков, исполнителей)

Форма

РЕЕСТР

недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Номер реестровой записи и дата внесения информации в реестр

Наименование уполномоченного органа, осуществившего включение информации в реестр

Информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе)

Информация о проведенных закупках

Информация о контракте

Основание и дата расторжения контракта

наименование, фирменное наименование юридического лица (при наличии) или фамилия, имя и отчество физического лица (при наличии)

место нахождения юридического лица

наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства — аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица (за исключением публично-правовых образований), фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица

идентификационный номер налогоплательщика недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя) (при наличии) или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства — аналог идентификационного номера налогоплательщика (при наличии)

дата проведения электронного аукциона, подведения итогов конкурса или итогов проведения запроса котировок, запроса предложений либо дата признания закупки несостоявшейся

дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта

идентификационный код закупки

объект закупки

цена контракта

срок исполнения контракта

<Письмо> ФАС России от 13.02.2015 N ИА/6255/15 «О направлении информации о порядке рассмотрения жалоб и обращений в случае, если заказчиком является территориальное управление ФАС России»

В соответствии с положениями статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, рассматривает вопрос о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков по итогам проверки документов и информации, указанных в частях 4 — 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).

<Письмо> ФАС России от 28.03.2014 N ИА/11604/14 «По вопросам рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), контракты с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов»

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (далее — Постановление) ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) осуществляется Федеральной антимонопольной службой.

В настоящее время многие организации участвуют в различных конкурсах и аукционах на заключение государственного или муниципального контракта. Иногда результатом такого участия может стать, например, внесение в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ (по ссылке подробнее, как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков). Наш адвокат выстроит защиту в Вашем случае: профессионально и в срок.

Процедура внесения в реестр недобросовестных поставщиков

Давайте будем разбираться. Сначала участник признается уклонившимся от заключения договора, основания для этого различные, потом рассматривается вопрос о внесении его в реестр недобросовестных поставщиков, а затем уже состояние в указанном списке.

Что такое реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что является основанием для включения в этот список и как в него не попасть?

Закон о контрактной системе указал, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках, с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО по теме участия нашего адвоката в антимонопольном споре и подпишитесь на канал YouTube, чтобы иметь возможность получать совет адвоката через комментарии к ролику.

И вот тут мы видим множество ситуаций, когда участнику закупки грозит попадание в этот грозный список. Давайте рассмотрим некоторые из них:

  1. внесению в реестр недобросовестных поставщиков по 44 ФЗ подлежат участники, признанные заказчиком, уклонившимися от заключения контракта, это победители определенной закупки, которые не предоставили требуемую информацию, или она недостоверна
  2. в предусмотренный законом срок не был направлен контракт со всеми необходимыми документами
  3. не исполнено требование об обеспечении (в том числе и в случаях отказа в принятии банковской гарантии)
  4. иные основания

Также подлежат включению в реестр поставщики, контракт с которыми расторгнут по решению суда. В данном случае здесь речь идет о неисполнении или о ненадлежащем исполнении уже заключенного договора со стороны участника закупки, что повлекло за собой обращение заказчика в суд с иском о расторжении и последующее вынесение соответствующего решения.

Теперь о ситуации об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий договора. Здесь опять речь идет о недобросовестном поведении поставщика, но заказчик вправе принять такое решение, только если условие об этом было предусмотрено в соглашении.

После признания участника закупки, уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по решению суда, одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заказчик направляет все сведения в УФАС, которая проверяет предоставленные сведения и выносит решение о внесении или об отказе во внесении в реестр недобросовестных поставщиков. Читайте как, провести расторжение государственного контракта правильно по ссылке.

ПОЛЕЗНО: смотрите видео и узнаете как участвовать в тендерах правильно, задайте свой вопрос в комментариях ролика и получите бесплатный совет адвоката по госзакупкам уже сегодня

Последствия внесения в реестр недобросовестных поставщиков

Если УФАС принял решение о внесении участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков, чего ждать? Такая санкция, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, влечет за собой значительные неблагоприятные последствия экономического характера:

  1. ограничение участия в торгах, то есть при объявлении закупки, заказчик вправе установить требование об обязательности отсутствий сведений в указанном грозном списке, что чаще всего и происходит, и поэтому крайне негативным образом влияет на деятельность организации.
  2. сведения из реестра исключаются только по истечении двухгодичного срока.
  3. потеря предоставленного участником закупки обеспечения.
  4. единственным случаем решить вопрос — досрочное исключение из реестра недобросовестных поставщиков, является решение суда, признающее соответствующее решение антимонопольного органа, на основании которого такие сведения были внесены в указанный реестр, не соответствующим закону, то есть самостоятельно (без суда) выйти из реестра невозможно.

Важно помнить, что на любой стадии участник торгов может и должен бороться с грозящими негативными последствиями от принимаемых решений, то есть представлять доказательства о добросовестном поведении участника при проведении торгов, заявлять ходатайства об истребовании доказательств, обжаловать любые решения, влекущие за собой негативные последствия для организации.

Обжалование включения в реестр недобросовестных поставщиков

Если все-таки ваша компания оказалась в данном реестре по решению УФАС, существует возможность обжалования решения антимонопольного органа в суде, которым обязательно надо воспользоваться. Так как в случае удовлетворения таких требований, как и на стадии отказа внесения в реестр УФАС, возможно вернуть представленное обеспечение, которое нередко представляет собой значительные суммы.

Ключевым моментом является и то, что у участника закупки, в отношении которого антимонопольный орган принял решение об отказе во внесении в реестр недобросовестных поставщиков, появляется возможность вернуть предоставленное заказчику обеспечение. По общему правилу, победителю торгов, признанному уклонившимся от заключения контракта, обеспечение не возвращается. Для возврата денежных средств необходимо отправить заказчику претензию с требованием о возврате, в случае получения отказа, обращаться в суд за их взысканием. В таком споре очень важно доказать отсутствие намерения у участника закупки не совершать сделку. Как выйти из реестра недобросовестных поставщиков? Все просто. Туда можно пи не попасть, если обратитесь к нам за профессиональной помощью в срок.

В качестве вывода скажу, что на каждом этапе, любая из сторон должна активно и своевременно отстаивать свою позицию, обосновывая ее соответствующими доказательствами, представлять контраргументы оппонентам, защищая себя всеми доступными средствами.

Обзор судебной практики рассмотрения дел, связанных с включением хозяйствующих субъектов в реестр недобросовестных поставщиков

Утвержден постановлением Президиума Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.07.2018 № 13

(с изменениями, утвержденными постановлением Президиума Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.10.2018 № 19)

Обзор судебной практики рассмотрения дел, связанных с включением хозяйствующих субъектов в реестр недобросовестных поставщиков

Включение информации о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о хозяйствующих субъектах определены статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-Ф «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). К их числу относятся: уклонение победителя от заключения контракта, уклонение от заключения контракта на основании пунктов 24, 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе единственного участника закупки, расторжение контракта по решению суда, расторжение контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта из-за существенных нарушений поставщиком условий контракта. Приведенный перечень оснований является исчерпывающим.

При наличии одного или нескольких из указанных оснований заказчик, в силу положений частей 4, 5, 6 статьи 104 Закона о контрактной системе и в установленные этими же нормами сроки, обязан направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС России, ее территориальные органы, далее – антимонопольный орган), информацию об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) и необходимые документы.

Процедура рассмотрения антимонопольным органом вопроса о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков и принятия соответствующего решения регламентирована Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 (далее – Правила ведения реестра).

Таким образом, в хозяйственной жизни возникает необходимость защиты заказчиков от недобросовестного поведения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а последних – от необоснованного включения в указанный реестр, влекущего существенные правовые последствия.

В связи с этим Арбитражным судом Дальневосточного округа нередко рассматриваются кассационные жалобы по делам об оспаривании решений антимонопольных органов, принятых по результатам рассмотрения поступившей от заказчиков информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) относительно необходимости их включения в реестр недобросовестных поставщиков.

1. При разрешении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о хозяйствующем субъекте в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта из-за существенных нарушений исполнителем (поставщиком, подрядчиком) условий контракта, антимонопольный орган должен оценить добросовестность поведения неисполнившего контракт лица.

Заказчик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения антимонопольного органа об отказе во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества, выступившего подрядчиком по контракту. Указанное решение мотивировано тем, что заказчиком не было представлено доказательств недобросовестного поведения подрядчика и совершения последним умышленных действий, нарушающих Закон о контрактной системе.

Суды трех инстанций, признавая незаконным оспариваемое решение антимонопольного органа и обязывая его повторно рассмотреть заявление заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества, правомерно руководствовались положениями статьи 104 Закона о контрактной системе и пунктами 10, 11, 12 Правил ведения реестра. При этом суды исходили из того, что антимонопольный орган, получив от заказчика сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта из-за существенных нарушений подрядчиком условий контракта, должен не только разрешить вопрос о наличии формальных оснований для включения такого лица в реестр недобросовестных поставщиков, но и установить причины и иные обстоятельства, послужившие основанием для подобного рода поведения со стороны подрядчика.

Антимонопольному органу, рассматривающему вопрос о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, недостаточно лишь констатировать факт одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением его условий подрядчиком; необходимо дать оценку поведения подрядчика на предмет его недобросовестности, определив вину в неисполнении контракта.

Постановление от 17.10.2017 № Ф03-3872/2017

по делу № А51-6319/2017 Арбитражного суда Приморского края

2. Представление заказчиком в порядке части 6 статьи 104 Закона о контрактной системе копии резолютивной части решения арбитражного суда о расторжении контракта по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, не является препятствием для проведения антимонопольным органом в установленном порядке проверки наличия и достоверности фактов, являющихся основанием для включения информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.

Заключенный между заказчиком и обществом муниципальный контракт был расторгнут в судебном порядке на основании пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с существенным нарушением обществом условий контракта. Дело рассмотрено арбитражным судом по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в порядке упрощенного производства; мотивированное решение по делу судом не составлялось, соответствующие ходатайства ни заказчик, ни общество не подавали.

В порядке статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик направил в антимонопольный орган информацию об обществе, с которым контракт расторгнут по решению суда, приложив, в том числе, копию резолютивной части названного решения арбитражного суда.

Антимонопольный орган возвратил заказчику все представленные им документы и сведения применительно к пункту 10 Правил ведения реестра ввиду непредставления копии мотивированного решения арбитражного суда о расторжении контракта.

Считая решение антимонопольного органа о возврате документов незаконным, заказчик обратился с заявлением в арбитражный суд, который, исходя из особенностей принятия судебного акта при рассмотрении арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства, требование удовлетворил, признав спорное решение антимонопольного органа незаконным.

Как указали суды первой, апелляционной и кассационной инстанций, часть 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, пункт 8 Правил ведения реестра содержат перечень информации и документов, подлежащих направлению заказчиком в антимонопольный орган в случае расторжения контракта по решению суда. К числу этих документов относится копия решения суда о расторжении контракта.

Возврат направленных документов согласно пункту 10 Правил ведения реестра производится антимонопольным органом лишь в случае представления заказчиком неполной информации и документов с обязательным указанием причин возврата.

Антимонопольный орган, возвращая заказчику все полученные от него документы, исходил из необходимости обязательного представления заказчиком мотивированного решения арбитражного суда по делу о расторжении муниципального контракта; данное решение, по мнению антимонопольного органа, необходимо для надлежащего подтверждения факта существенного нарушения обществом условий муниципального контракта.

Суды трех инстанций, признавая решение антимонопольного органа о возврате документов незаконным, исходили из того, что судебный акт по делу о расторжении муниципального контракта, рассмотренному в порядке упрощенного производства, в соответствии с требованиями статьи 229 АПК РФ выполнен в форме резолютивной части и не требует обязательного наличия мотивировочной части.

Заказчик в соответствии с требованиями части 6 статьи 104 Закона о контрактной системе представил в антимонопольный орган информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, а также копию резолютивной части решения арбитражного суда, вступившего в законную силу, по делу о расторжении контракта, рассмотренному в порядке упрощенного производства. С учетом этого суды, исходя из наличия лишь права заявить арбитражному суду о необходимости составления мотивированного решения, пришли к выводу об отсутствии у антимонопольного органа оснований для возврата представленных заказчиком документов применительно к пункту 10 Правил ведения реестра.

Как указано в судебных актах, представление резолютивной части решения арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, при том, что составление мотивированного решения необязательно, само по себе не препятствует антимонопольному органу в порядке части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе проверить наличие и достоверность фактов, являющихся основанием для включения информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.

Постановление от 21.08.2017 № Ф03-3188/2017

по делу № А04-842/2017 Арбитражного суда Амурской области

3. Отсутствие вины общества в неисполнении контракта и намерения уклониться от его выполнения влечет отказ во включении информации о таком обществе в реестр недобросовестных поставщиков.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения антимонопольного органа о включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков. Названное решение мотивировано тем, что общество по истечении срока действия контракта не приступило к его исполнению, в связи с чем заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Суд первой инстанции, выводы которого поддержали суды апелляционной и кассационной инстанций, признал решение антимонопольного органа незаконным.

Как установили суды, вина общества в неисполнении контракта, равно как и намерение уклониться от исполнения контракта, отсутствовали. Нарушение сроков исполнения обязательств со стороны общества обусловлено потребностью замены материалов, необходимых для выполнения предусмотренных контрактом работ по установке ограждения вокруг здания школы. При этом заказчик, заблаговременно проинформированный о задержке поставки товара со стороны третьего лица, дал свое согласие на смену производителя и заключил с обществом дополнительное соглашение, которым в контракт были внесены соответствующие изменения.

Суды указали, что по смыслу положений статьи 104 Закона о контрактной системе основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения его условий, которое предполагает умышленное недобросовестное поведение. В данном случае соответствующее основание не подтверждено.

Постановление от 19.09.2017 № Ф03-3405/2017

по делу № А37-2801/2016 Арбитражного суда Магаданской области

4. Представление обществом при заключении государственного контракта банковской гарантии, формально содержащей все необходимые сведения, предусмотренные частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе, но имеющей ошибки в формулировках ее условий, само по себе не свидетельствует о намерении общества уклониться от заключения контракта и не является основанием для включения информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.

Общество оспаривало в арбитражном суде решение антимонопольного органа о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков.

Вышеуказанное решение принято антимонопольным органом в связи с тем, что заказчик признал общество уклонившимся от заключения государственного контракта по мотиву представления им в нарушение части 6 статьи 37 Закона о контрактной системе банковской гарантии, не соответствующей документации об аукционе. Так, представленная гарантия не обеспечивала исполнение обязательств по контракту в полном объеме; включала недопустимые условия об обязанности бенефициара уведомлять гаранта обо всех изменениях и дополнениях, вносимых в государственный контракт, условие о прекращении банковской гарантии в случае прекращения действия государственного контракта в силу его досрочного расторжения или иного прекращения обязательств сторон.

Суды трех инстанций, признавая оспариваемое решение антимонопольного органа незаконным, исходили из того, что представленная обществом банковская гарантия соответствовала формальным требованиям части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе (содержала сумму, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом, и указание на обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией).

При этом судами установлено, что общество не имело намерений уклониться от заключения государственного контракта, поскольку оно его фактически подписало, и, не являясь профессиональным участником финансового рынка, не могло самостоятельно выявить ошибочность указанных банком формулировок в банковской гарантии.

Поскольку поведение общества в такой ситуации не было умышленным и недобросовестным, суды, вопреки позиции антимонопольного органа, не усмотрели достаточных оснований для включения информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.

Постановление от 24.01.2018 № Ф03-4756/2017

по делу № А51-8613/2017 Арбитражного суда Приморского края

5. Решение антимонопольного органа о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков, принятое повторно по результатам рассмотрения представленной заказчиком информации по обстоятельствам, применительно к которым ранее антимонопольным органом выносилось решение об отказе во включении информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков, является недействительным.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения антимонопольного органа о включении информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков. В обоснование своих доводов общество, не оспаривая по существу факт нарушения условий государственного контракта, указывало на несоблюдение антимонопольным органом соответствующей процедуры принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчик по государственному контракту в связи с существенным нарушением его условий обществом направил в антимонопольный орган информацию о последнем для включения в реестр недобросовестных поставщиков, рассмотрев которую антимонопольный орган принял решение об отказе во включении информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.

Впоследствии заказчик, ссылаясь на ранее изложенные обстоятельства, повторно направил в антимонопольный орган информацию об обществе для включения в реестр недобросовестных поставщиков, на что антимонопольный орган принял решение о включении названной информации в реестр.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требования о признании указанного решения недействительным, исходили из того, что принятие антимонопольным органом решений, противоположных по своему содержанию, процессуальным нарушением не является, поскольку первоначально во включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков отказано вследствие обнаруженных в документах недостатков.

Арбитражный суд Дальневосточного округа, отменяя судебные акты судов нижестоящих инстанций и принимая по делу новый судебный акт о признании решения антимонопольного органа о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков недействительным, исходил из положений статьи 104 Закона о контрактной системе, Правил ведения реестра, приказа ФАС России от 27.08.2007 № 267 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках» (далее – Приказ ФАС России № 267).

Анализ положений Закона о контрактной системе и Правил ведения реестра позволил суду кассационной инстанции сделать вывод о том, что включению в реестр подлежат сведения об исполнителе, вина которого установлена в ходе рассмотрения дела по представленным заказчиком и этим лицом информации и документам. То есть фактически добросовестность или недобросовестность исполнителя должна быть установлена в ходе проводимой антимонопольным органом проверки, результат которой оформляется единым решением, где антимонопольный орган либо признает необходимость включения нарушителя в реестр недобросовестных поставщиком, либо отказывает в таком включении ввиду отсутствия для этого оснований.

Принимая во внимание, что ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра, ни Приказ ФАС России № 267 не предусматривают возможность повторной проверки одних и тех же обстоятельств и возможность пересмотра решения по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, учитывая, что согласно пункту 10 Правил ведения реестра антимонопольный орган имел возможность вернуть представленные заказчиком первоначальные документы, не разрешая вопрос о наличии оснований для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков, окружной суд счел незаконным решение антимонопольного органа о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков, принятое повторно при наличии уже состоявшегося и не отмененного решения об отказе во включении общества в такой реестр.

Постановление от 15.12.2016 № Ф03-5840/2016

по делу № А04-3105/2016 Арбитражного суда Амурской области

6. Если нарушение подрядчиком сроков исполнения контракта обусловлено действиями заказчика, основания для включения информации о таком подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения антимонопольного органа о включении информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков. Решение мотивировано тем, что обществом нарушен срок выполнения работ по контракту, в связи с чем заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения муниципального контракта по мотиву существенного нарушения его условий.

Суды трех инстанций удовлетворили заявленное обществом требование.

Как установили суды, заказчик в нарушение условий контракта несвоевременно предоставил обществу как подрядчику документацию, необходимую для начала осуществления работ.

Поскольку сроки выполнения работ по контракту нарушены обществом неумышленно, недобросовестность в его действиях, направленных, в том числе, на получение требуемой документации, отсутствовала, суды, исходя из положений статьи 104 Закона о контрактной системе, Правил ведения реестра, сочли неправомерным применение к обществу санкции в виде включения информации о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

Постановление от 19.09.2017 № Ф03-3376/2017

по делу № А24-5250/2016 Арбитражного суда Камчатского края

7. Отсутствие доказательств надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта является препятствием для включения антимонопольным органом информации о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения антимонопольного органа об отказе во включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков. Данное решение мотивировано тем, что заказчиком не представлены документы, подтверждающие надлежащее уведомление поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного заказчиком требования, исходили из положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, согласно которым решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Поскольку заказчиком не представлен в материалы дела документ, подтверждающий уведомление поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, суды пришли к выводу о законности отказа антимонопольного органа во включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.

Реестр недобросовестных поставщиков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *