504 ФЗ

>Федеральный закон

Федеральный закон Российской Федерации от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ

О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Вид

Федеральный закон

Номер

44-ФЗ

Принятие

Государственной Думой 22 марта 2013

Одобрение

Советом Федерации 27 марта 2013

Подписание

Президентом РФ 5 апреля 2013

Вступление в силу

1 января 2014

Первая публикация

«Российская газета» — Федеральный выпуск № 80 от 12 апреля 2013

Действующая редакция

от 31 декабря 2017

Текст в Викитеке

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — Федеральный закон Российской Федерации, регламентирующий порядок осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заключение контрактов и их исполнение. Данный закон с 1 января 2014 года отменяет действия Федерального закона № 94-ФЗ от 2005 года.

Предмет 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует весь комплекс отношений между заказчиком и поставщиком товаров, услуг и работ для государственных и муниципальных нужд, а также нужд бюджетных учреждений начиная с этапа планирования закупок. ФЗ-44 устанавливает единый порядок процедуры размещения заказа на всей территории РФ, а также устанавливает способы определения поставщика и процедуру заключения государственных и муниципальных контрактов.

Помимо указанного закона поставки для государственных нужд регулируются Гражданским кодексом РФ и Бюджетным кодексом РФ. Особенности поставок отдельных групп товаров и услуг регламентируются специальными законодательными актами.

Действие ФЗ-44 не распространяется на закупки, поставщиками в которых являются международные финансовые организации, созданные на основании международных договоров, закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, а также закупки товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и Федеральным законом от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Цели 44-ФЗ

  • повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг;
  • обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок;
  • предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

Принципы 44-ФЗ

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах:

  • открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок,
  • обеспечения конкуренции,
  • профессионализма заказчиков,
  • стимулирования инноваций,
  • единства контрактной системы в сфере закупок,
  • ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Основные отличия 44-ФЗ от 94-ФЗ

  • Единая информационная система
  • Новые правила обеспечения заявки и контракта
  • Реестр банковских гарантий
  • Конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков и исполнителей)
  • Заключение, исполнение, изменение и расторжение контракта
  • Антидемпинговые меры
  • Условия для участников закупок в Контрактной системе — активное участие в тендерах, квалификация участника, опыт работы, деловая репутация

Примечания

  • Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
    • Опубликование 22 июля 2011 в Российской газете — Федеральный выпуск №5535 (159)
    • В СПС Консультант с изм.
    • В СПС Гарант с изм.
  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
    • Опубликование 12 апреля 2013 в Российской газете — Федеральный выпуск №6056 (80)
    • В СПС Консультант с изм.
    • Реестр недобросовестных 44 фз
  • Что такое реестр недобросовестных поставщиков
  • Случаи включения в РНП. Практика
    • В СПС Гарант с изм.
  • Перечень банков, соответствующих требованиям пункта 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 1 июня 2016 г. (уточненный по информации Банка России 30 июня 2016 г.), СПС Гарант, 5 июля 2016
  • Информационно-аналитический сайт по контрактной системе
  • Специализированная организация

Тендер — это конкурс, в котором принимает участие несколько компаний с предложениями на оказание услуг, поставку товаров или выполнение работ. В дальнейшем контракт заключается с победителем конкурса — участником, который предложил наиболее выгодные условия.

Тендер (торги) может быть как открытым, так и закрытым, проводится в несколько этапах в форме аукциона или конкурса. Торги для государственных нужд в рамках государственного заказа ограничиваются одним этапом.

Мероприятие проводит тендерный комитет. Это орган, который создается заказчиком. В его обязанности входит выбирать исполнителя заказа из списка участников, которые зарегистрировали свои предложения по тендеру.

Выбор участников осуществляется на основании следующих принципов:

  • Прозрачность;
  • Открытость;
  • Объективность;
  • Беспристрастность.

Тендерный комитет действует в соответствии с законом РФ о гос. закупках.

Законы о тендерах и закупках в РФ

Ниже перечислены несколько законов о тендерах и закупках в РФ:

Так же можете ознакомиться с основными положениями закона о присяжных заседателях

Описание закона об организованных торгах

Федеральный закон «Об организованных торгах» был принят Государственной Думой 2 ноября 2011 года, а одобрен Советом Федерации спустя 7 дней того же года. Последние изменения были внесены 18 июля 2017 года.

Закон состоит из 5 глав и 30 статей.

Краткое содержание ФЗ 325:

  • Глава 1 — Описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — Перечисляет требования к организаторам и участникам тендеров;
  • Глава 3 — Описывает особенности заключения организованных тендеров;
  • Глава 4 — Описывает методы контроля над проведением организованных тендеров;
  • Глава 5 — Описывает заключительные положения настоящего Федерального закона.

Изменения в законе о проведении тендеров в России

Как уже говорилось выше, последние изменения были внесены 18 июля 2017 статей. Они коснулись следующих статей: 2, 6, 10, 16, 18, 19.

Статья 2

П 2 ст 2 был изменен. В нем перечисляются следующие понятия:

  • Клиринговый брокер;
  • Центральный контрагент;
  • Оператор товарных поставок;
  • Правила клиринга.

Эти термины используются в ФЗ №325 в том истолковании, которое описывается в ФЗ №7 «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте». Слово «уполномоченный банк» используется в настоящем ФЗ в том значении, которое было изначально определено в ФЗ 173 от 10 декабря 2003 года.

Статья 6

В ст 6 был изменен пункт 2. Перечисленные в первой части статьи лица должны соответствовать требованиям — обладать квалификационными навыками и профессиональным опытом. Не менее важным условием является наличие аттестата в области организации по проведению тендеров. Это не относится к членам наблюдательного совета, бухгалтеру и другим должностным лицам, которые также будут вести бухгалтерский учет.

Статья 10

Содержание пункта 4 было изменено. В нем говорится, что биржевый совет рассматривает вопрос по изменению юридического лица, который выполняет функции центрального агента. Если Банк России лишит его лицензии, то он больше не сможет проводить банковские операции.

Статья 16

Содержание п 1 статьи 16 было изменено. Теперь участвовать в организованных тендерах с ценными бумагами могут:

  • Дилеры, управляющие и брокеры, у которых имеется лицензия профессионального участника;
  • Центральный контрагент;
  • Федеральное казначейство;
  • Банк России.

Изменения коснулись и части 3 текущей статьи. Теперь банки, которые имеют лицензию на проведение переводов в иностранной валюте, могут торговать собственной зарубежной валютой. Право на участие имеют юридические лица, которые способны покупать и продавать валюту в соответствии с предусмотренным настоящим Федеральным законом порядком. Сделки купли-продажи на организованных тендерах могут быть заключены с центральным контрагентом. В этом случае участвовать могут все юридические лица, которые были созданы на основании законодательства РФ.

Статья 18

Ст 18 была дополнена пунктами 7.1, 7.2, 7.3. Если в процессе организованных тендеров договор оспаривается, он может быть признан судом недействительным. При этом необходимо доказать, что одна из сторон знала о нарушении договора. Чтобы признать договор недействительным, участник может в течение 6 месяцев подать иск в суд.

Статья 19

П 1 гласит о том, что центральный агент заключает договор с каждым участником тендеров независимо от вида заявки, которую они подавали для участия.

Скачать ФЗ 325

Федеральный закон №325 гласит о том, что организатор торговли может проводить тендер только на основании правил, которые были созданы руководством Центрального банка Российской Федерации. Организатор аукциона может проводить тендер по каждой секции в отдельности. Все зависит от участников тендеров, предметов и других оснований, которые были установлены общепринятыми правилами.

Для каждой торговой секции могут быть применимы отдельные правила.

Правила содержат:

  • Условия для участия юридических лиц;
  • Список документов, которые потребуются для идентификации лиц в качестве участника торга;
  • Условия допуска лиц к участию;
  • Указание точного времени для проведения тендеров;
  • Условия допуска определенных видов товаров и иностранной валюты.

Узнать подробнее и проанализировать другие законодательные положения ФЗ №325 можно по ссылке.

Муниципальные торги – закон

Сфера муниципальных закупок и проведения торгов на уровне муниципальных образований за последние двадцать лет стала востребованной, как среди администраций городов и поселков, у которых есть возможность дополнительного пополнения своих бюджетов, так и среди частных лиц и предпринимателей, которые могут приобрести различное имущество на муниципальных торгах.

В этой статье будет рассказано о правовом регулировании проведения муниципальных торгов, начиная от законодательных актов федерального уровня, до специальных нормативных документов, регулирующих специфические области проведения муниципальных торгов.

Федеральные законодательные акты, регулирующие муниципальные торги

Прежде чем начать рассматривать основополагающие законодательные акты и нормативные документы, регулирующие область проведения муниципальных торгов, следует для начала узнать, с чего началось формирование правовой базы проведения муниципальных конкурсов, торгов и аукционов. Первым законодательным актом, который был принят для регулирования сферы муниципальных торгов и закупок, было Постановление Совета Министров № 558 от 21 октября 1991 года, имевшее название «О материально техническом обеспечении нужд народного хозяйства».

Здесь впервые в новой истории России были заложены правовые нормы, определяющие порядок того, как и каким образом осуществляются поставки товаров и услуг для публичных органов власти местного уровня, установлены правила проведения публичных конкурсов для закупки продукции для государственных и местных нужд.

Информационный портал по торгам

Следующим этапом формирования правовой базы муниципальных торгов является Указ Президента РФ «О мерах по формированию федеральной контрактной системы» от 7 августа 1992 г. № 826 и изданное в соответствии с ним Постановление Правительства РФ «О Реализации Указа Президента РФ “О мерах по формированию Федеральной контрактной системы”» от 10 августа 1992 года.

Эти законы и указы можно считать первыми нормативными правовыми актами, которые регламентировали процедуру производства государственных и муниципальных закупок в посткоммунистической России.

Следующим важным нормативным документом был принятый в 1999 г. и вступивший в силу Федеральный закон № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Его основной посыл состоял в том, что закон регулирует отношения, которые возникают в ходе проведения конкурса на размещение заказов для государственных нужд между организатором торгов и участником.

Следующим нормативным актом, который имеет силу до сегодняшнего дня, является Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (21 июля 2005 года).

До апреля 2013 г. данный правовой акт выступал основным законодательным актом РФ, который регулировал гражданско-правовые, процедурные вопросы размещения заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд.

С января 2014 г. начал действовать Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). В связи с этим, вся система государственных закупок была преобразована в федеральную контрактную систему, которая регулирует процесс определения государственных и муниципальных нужд, его обоснование, планирование, размещение заказа и исполнение контракта.

Также здесь стоит упомянуть и другой закон о торгах муниципальным имуществом, регулирующий сферу государственных и муниципальных закупок. Это Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), вступивший в силу с 1 января 2012 года.

Общим для всех участников торгов, использующих 223-ФЗ и 94-ФЗ, является обязанность прописать единые правила проведения торгов, опубликовав извещения о проведении торгов и выбора победителя на официальном интернет-сайте, открыть для широкого круга предпринимателей планы закупок. Другими словами, закон о муниципальных торгах призван обеспечить гласность при организации и проведении торга. При нарушении этого пункта закона устанавливается административная ответственность в отношении заказчика.

Кроме этих специально посвященных теме муниципальных торгов нормативных актов, также следует принять во внимание и положения Конституции РФ (статьи 8,12,34, 130, 132). Там установлено, что к компетенции государства относится сфера регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд. Причем, здесь указано, что такое регулирование может осуществляться и на уровне субъектов федерации.

Отдельно следует отметить и федеральный закон № 131 » Об общих принципах организации самоуправления», где указано, что муниципалитеты в виде их законодательных и исполнительных органов власти, имеют право использовать форму конкурсных торгов и закупок.

Региональное законодательство пот торгам

Кроме всех этих перечисленных законодательных актов федерального уровня, регулирующих прямо или косвенно муниципальные торги, также некоторые отдельные формы муниципальных конкурсов регулируются и нормами Гражданского Кодекса, Земельного Кодекса, Лесного Кодекса, Водного Кодекса и др. Чтобы у читателей сложилось конкретное представление о том, как на практике применяются те или иные нормативные акты по проведению торгов на муниципальном уровне, имеет смысл рассмотреть часто встречающиеся случаи применения таких законодательных положений.

Закон о государственных и муниципальных торгах в электронной форме

Современное состояние сферы муниципальных торгов и закупок можно охарактеризовать, как стремление к использованию новейших технических средств, упрощающие не только процедуру проведения аукциона по типу биржевых торгов, но и создающие открытость их проведения. А это, несомненно, является важным шагом для минимизации коррупционных сделок. В этой области приоритет остается за федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Этим законом установлен весь порядок и ход проведения электронных аукционов и муниципальных торгов.

В частности, определяются такие существенные параметры, как:

  • заявки на участие в электронном аукционе вправе подавать только те лица, которые получили аккредитацию на электронной площадке.
  • При проведении электронного аукциона участник должен перечислить денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки, но только в денежной форме на счет оператора электронной площадки в банке. Для того чтобы оператор мог открыть в банке счет для учета денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, банк должен отвечать требованиям финансовой устойчивости, установленным Правительством РФ, а также он должен быть включен в соответствующий перечень, утвержденный Правительством РФ.
  • Оператор электронной площадки обязан в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе блокировать денежные средства в размере обеспечения такой заявки (ч. 18 ст. 44 ФЗ-44). Отсутствие на указанном счете средств, достаточных для обеспечения заявки, влечет возврат заявки участнику.

Особенность процедуры проведения электронного аукциона проявляется и в требованиях к аукционной документации. Например, устанавливается, что обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов. Обязательное использование электронной цифровой подписи (ЭЦП).

В общем смысле, № 44 ФЗ муниципальные торги, по которому проводятся в электронной форме, внес значительные положительные изменения в методику проведения муниципальных торгов через торговые площадки:

  • Во-первых, им установлен ответственный орган за определение порядка и условий отбора операторов электронных площадок – Правительство РФ. В дальнейшем также будет определен орган, устанавливающий единые требования к функционированию площадок, — федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
  • Во-вторых, сократился минимальный срок размещения извещения о проведении электронного аукциона при цене контракта (лота) свыше трех миллионов рублей с 20 до 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. Сократился также с 6 до 3 дней (с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона) срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе (ч. 5 ст. 69 ФЗ-44).

Основные положения ФЗ № 44 в таблице

С учетом специфики территориального расположения муниципалитетов в России (особенно тех, что за Уралом), этот нормативный акт дает возможность даже самым отдаленным муниципальным образованиям принять участие в конкурсных торгах. Это торги на поставку оборудования или размещение заказа для обеспечения муниципальных нужд. Не говоря уже о том, что появился реальный путь для того, чтобы эффективно управлять имущественным комплексом муниципального поселения.

Правовые акты, регулирующие торги муниципальным имуществом

Несомненно, торги, где реализуется муниципальное имущество, представляет больший интерес для предпринимателей, так как на таких торгах можно приобрести неплохое имущество для начала или расширения своего бизнеса.

Эту область муниципальных торгов регулируют не только выше перечисленные правовые акты, но и имеется и своя нормативно правовая база. В качестве основы выступает ФЗ о муниципальных торгах «О защите конкуренции» от 02.07.2008 года.

Этот закон о торгах муниципального имущества устанавливает особенности заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, а именно по результатам проведения торгов (конкурсов или аукционов) на право заключения таких договоров. Также сюда относится и приказ Федеральной антимонопольной службы от 20 октября 2011 года № 732, регламентирующий порядок проведения муниципальных торгов и аукционов.

В частности, этими законами установлено, что:

  1. организатором аукциона на продажу может выступать федеральное или муниципальное унитарное предприятие, либо иное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Муниципальные торги

  1. При проведении аукциона на продажу, его организатор устанавливает задаток в размере 10 процентов от начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества. Информация о проведении аукциона на продажу размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов

(www.torgi.gov.ru). А также на официальном сайте в сети Интернет, определенном в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» для опубликования информации о приватизации федерального или муниципального имущества (www.rosim.ru ).

Динамика проведения муниципальных и государственных торгов

  1. заявка на участие в аукционе на продажу должна содержать документ с информацией о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в уставном капитале юридического лица (реестр владельцев акций либо выписка из него или заверенное печатью юридического лица и подписанное руководителем письмо).
  2. Определен порядок подачи жалобы на действия или бездействия конкурсной комиссии или отдельных ее членов, препятствующих осуществлению законных прав на участие в муниципальных торгах или аукционах. Обжалование в порядке указанной статьи допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов, либо со дня размещения результатов торгов в сети Интернет.

При этом если договор не заключен по результатам торгов или торги были признаны несостоявшимися, то обжалование действий (бездействия) организатора торгов и комиссии возможно не позднее трех месяцев со дня подведения итогов торгов, либо со дня размещения результатов торгов в сети Интернет.

Правое регулирование торгов муниципальными землями

Муниципальная земля, пожалуй, тот единственный ресурс, который дает возможность существовать и развиваться многим муниципалитетам в России. При этом спрос на земельные участки, как в границах поселений, так и земель сельхозназначения, постоянно растет и это также предоставляет возможность местным властям получить существенный доход в свои не совсем богатые бюджеты.

По общему правилу согласно ч. 1 ст. 39.3 и ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ продажа и передача в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона. При этом были установлены исключения.

В случае если имеется основание для предоставления земельного участка без проведения торгов, предусмотренное ч. 2 ст. 393 и ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ соответственно, то уполномоченный орган обязан предоставить земельный участок без проведения торгов.

После внесения изменений в Земельный кодекс РФ, вступивших в силу 1 марта 2015 года, органам местного самоуправления поселений, городских поселений и городских округов были переданы полномочия по организации торгов в форме аукционов по предоставлению земельных участков, находящихся в их муниципальной собственности.

Что касается самой процедуры проведения аукциона по продаже или передаче земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, проводится по правилам, определенным статьями 39.11-39.13 Земельного кодекса РФ. Статья 39.13 Земельного кодекса РФ в настоящее время является недействующей, т.к. не принят федеральный закон о порядке проведения аукциона в электронной форме, предусмотренный п. 4 ст. 39.13 Земельного кодекса РФ.

Именно поэтому в настоящее время все аукционы по предоставлению земельных участков проводятся, в так называемой «молотковой форме», с регистрацией участников аукциона и их присутствием, как лично, так и через представителя, на проводимом аукционе в открытой форме.

Согласно п. 1 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом (администрацией муниципального образования), в том числе, по заявлениям граждан или юридических лиц.

Специалист по муниципальным закупкам

Также закон по муниципальным торгам землей определяет и порядок подачи заявления на участие в аукционе по продаже или аренде муниципальных земель, состав документов необходимых для того, чтобы стать полноправным участником. А также приведены основания, по которым участие в конкурсе может быть отклонено или об отмене торгов.

В заключение

Следует отметить, что приведенные основные нормативные документы, регулирующие муниципальные торги и закупки, практически полностью охватывают эту область управления отношений между муниципалитетами и другими субъектами права.

Тем не менее, имеется еще немало направлений, по которым нет достаточно проработанного законодательства по регулированию торгов, касающихся ,например, продажи лесных или водных угодий муниципалитетов, объектов интеллектуальной собственности (например, использование в торговых марках названий городов и поселков). Все это еще только предстоит сделать, как законодателям федерального уровня, так и местным органам власти и самоуправления в будущем.

Краткий обзор изменений в Федеральном законе № 44-ФЗ

19 Января 2018 15:23 Непосредственно перед наступившим Новым годом Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2018 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
1. Подпункт «г» пункта 13, подпункт «а» пункта 14, подпункт «ж» пункта 77, подпункты «а» и «б» пункта 79 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
2. Пункт 11, подпункты «а», «в» пункта 12, пункт 41 статьи 1 и часть 2 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2019 года.
3. Пункт 42, подпункт «б» пункта 49 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2020 года.
4. По 30 июня 2018 года включительно при проведении электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок в порядке, действовавшем до 1 июля 2018 года. При этом блокирование, прекращение блокирования указанных денежных средств осуществляются на лицевых счетах участников закупок, которые открыты на счете оператора электронной площадки для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок.

Основные положения 504-ФЗ:
Электронные процедуры
1. Конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

  • конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс),
  • аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион),
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

В электронной форме проводятся:

  • открытый конкурс,
  • конкурс с ограниченным участием,
  • двухэтапный конкурс,
  • электронный аукцион,
  • запрос котировок,
  • запрос предложений.

В случаях, установленных решением Правительства РФ, в электронном виде могут проводиться также закрытые процедуры (закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион).
2. В электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, запросах котировок и запросах предложений лоты выделяться не могут.
3. Проведение электронных процедур – на электронных площадках, закрытых электронных процедур – на специализированных электронных площадках.
Оператором электронной площадки обеспечивается:

  • направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке,
  • подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, окончательных предложений,
  • предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к указанным заявкам,
  • сопоставление предложений о цене контракта участников закупки,
  • формирование протоколов,
  • заключение контракта с победителем закупки.

4. Сроки внедрения электронных процедур —

  • с 1 июля 2018 года все заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения вправе применять новые электронные способы закупок в случаях, установленных Правительством РФ.
  • с 1 января 2019 года все заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения обязаны проводить электронные процедуры. С этой же даты устанавливается запрет на проведение открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в обычной, бумажной форме).

5. Вводятся положения, регламентирующие проведение открытого конкурса в электронной форме.
Срок размещения извещения в ЕИС — не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.
Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта.
Участники закупки, допущенные к участию в открытом конкурсе в электронной форме, вправе подавать окончательные предложения о цене контракта (только один раз, через электронную площадку). Итоговые ценовые предложения участников направляются заказчику только после рассмотрения вторых частей заявок.
6. Вводятся положения, регламентирующие проведение открытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме.
7. Вводится минимальная величина снижения НМЦК в ходе электронного аукциона – не менее 100 рублей (с учетом действующего диапазона от 0,5% до 5% НМЦК).
8. Вводятся положения о проведении запроса котировок в электронной форме. Годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 миллионов рублей, НМЦК нее должна превышать 500 тысяч рублей.

Срок размещения извещения в ЕИС – не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок.
9. Вводятся положения о проведении запроса предложений в электронной форме. Срок размещения извещения и проекта контракта в ЕИС — не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения такого запроса.
10. Заключение контракта по итогам электронных процедур производится в соответствии с единым порядком и сроками в специальном разделе Закона №44-ФЗ.
Заказчик размещает в ЕИС и на ЭП посредством ЕИС проект контракта, участник подписывает его на электронной площадке, заказчик размещает подписанный контракт в ЕИС и на ЭП с использованием ЕИС.
С момента размещения в ЕИС подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
11. Установлены особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме на специализированной электронной площадке.
ЕИС
12. С 1 июля 2018 года вводится использование усиленной квалифицированной электронной для подписания электронных документов вместо усиленной неквалифицированной. Заказчики обеспечиваются ими Федеральным Казначейством до 31 декабря 2018 года, участники закупок применяют их с 1 июля 2018 года.
13. ЕИС будет содержать единый реестр участников закупок. В него будут вноситься информация и документы участников, зарегистрированных в ЕИС. Реестр будет вестись, начиная с 1 января 2019 года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
14. В целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС создается и эксплуатируется ГИС, обеспечивающая:
1) мониторинг доступности (работоспособности) ЕИС, электронной площадки и хранение информации о такой доступности (работоспособности);
2) фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС, на электронной площадке;
3) хранение информации о действиях, бездействии участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС, на электронной площадке, в том числе информации об электронных документах, формируемых участниками контрактной системы в сфере закупок и подписанных усиленной электронной подписью.
ГИС будет фиксировать действия, бездействие участников контрактной системы в сфере закупок, осуществляемые в ЕИС, начиная с 1 октября 2019 года.
15. Сначала все участники регистрируются в ЕИС, затем – аккредитуются на электронных площадках (не позднее рабочего дня со дня регистрации в ЕИС). Все документы предоставляются участником при регистрации в ЕИС, оператор ЭП не вправе ничего требовать при аккредитации.
Аккредитация осуществляется ЭП посредством информационного взаимодействия с ЕИС и иными ГИС.
Документы, информация, предоставляемая при регистрации, порядок и сроки регистрации в ЕИС будут отдельно определены Правительством РФ. Не допускается регистрация офшорных компаний в ЕИС в качестве участников закупок.
Регистрация участника закупки в ЕИС и аккредитация участника закупки на электронной площадке осуществляются сроком на 3 года.
С 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в ЕИС.
С 1 января 2019 года аккредитация участников закупок на электронных площадках осуществляется после регистрации таких участников в ЕИС.
Иные положения
16. При определении объема закупок у СМП и СОНКО в расчет совокупного годового объема закупок включаются закупки по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (пункты 25 — 253 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ) – с 1 января 2019 года.
17. Вводится новое единое требование к участникам закупки — отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ.
18. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) он вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель такой закупки, цену контракта или предложение о цене контракта, которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем.
19. Если обращение с жалобой в антимонопольный орган поступит от физического лица, не соответствующего требованиям к участникам закупки, и права и законные интересы которого не нарушены такими действиями (бездействием), положениями документации, извещения, то такое обращение рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а не в порядке, установленном главой 6 Закона №44-ФЗ.
20. Увеличен срок направления информации заказчиками в реестр контрактов – с трех до пяти рабочих дней.
Скачать Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ

504 ФЗ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *