Личные права детей

Содержание

Статья 54 СК РФ. Право ребенка жить и воспитываться в семье

Новая редакция Ст. 54 СК РФ

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 54 СК РФ

1. По вопросу, касающемуся применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

В СК впервые в нашей стране появились специальные нормы, посвященные правам ребенка, которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. Аналогичная норма содержится в Конвенции о правах ребенка (ст. 1). Основным законом, конкретизирующим меры по защите прав ребенка, является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ.

2. Хотя в названии комментируемой статьи говорится только о праве ребенка жить и воспитываться в семье, в п. 2 этой статьи также говорится о таких правах, как право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

В п. 2 комментируемой статьи подчеркивается приоритетное право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Указанная норма предполагает его проживание, прежде всего, в собственной семье, которую составляют его родители. В таком случае государство выполняет лишь охранительную функцию, оберегая семью от внешних посягательств. В отношении детей, лишившихся по каким-то причинам своей семьи, обеспечение права на воспитание в семье означает то, что при выборе форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам воспитания: передаче на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна (попечителя), патронат и др. Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения. В последнем случае приоритет также отдается детским домам семейного типа.

При отсутствии родителей, лишении родительских прав или в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в соответствии с принципом приоритетного семейного воспитания. Среди форм устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, приоритетной является усыновление (удочерение).

Ребенок имеет право, насколько это возможно, знать своих родителей (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка). Это право ограничено, прежде всего, тем, что в некоторых случаях получение сведений о родителях невозможно, например, если ребенок был подкинут. Спорным является вопрос о том, в какой мере соответствует праву знать своих родителей тайна биологического происхождения ребенка при применении методов искусственной репродукции человека. Наконец, следует учитывать, что для обеспечения тайны усыновления от ребенка могут скрывать имя его настоящих родителей.

Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особые защиту и помощь. Принцип приоритетного воспитания, кроме всего прочего, предполагает необходимость должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык.

Право детей на заботу со стороны родителей заключается не только в получении содержания, но и в оказании моральной поддержки (например, в случае возникновении конфликтной ситуации).

Право на совместное проживание заключается в том, что ребенок должен жить вместе с обоими или одним из родителей. Это право конкретизируется в ряде других правовых актов. Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, устанавливают порядок регистрации несовершеннолетних граждан по месту жительства и по месту пребывания. Так, в соответствии с п. 28 Правил регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей). По достижении подростком возраста 14 лет его регистрация по месту жительства производится на основании паспорта. При этом право ребенка на совместное проживание с родителями сохраняется.

Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» разъясняет, что, решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 Семейного кодекса РФ). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

Вместе с тем не всегда совместное проживание с родителями является благом для ребенка. Поэтому право на совместное проживание с родителями имеет ряд исключений, которые связаны с необходимостью защиты интересов ребенка, например, в тех случаях, когда оставление ребенка с родителями представляет непосредственную угрозу жизни ребенка или его здоровью (см. комментарий к ст. 77), либо при лишении или ограничении родительских прав (см. комментарии к ст. 69, 73).

Ребенок имеет право на воспитание своими родителями. Это право ребенка одновременно является правом и обязанностью его родителей (см. комментарий к ст. 63).

Кроме того, ребенок имеет право на обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. В чем конкретно заключаются эти права, законодатель не указывает. Эти нормы носят декларативный характер, поскольку уважение человеческого достоинства ребенка не исключает применения наказаний.

Другой комментарий к Ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации

1. В п.1 ст.54 СК РФ сформулировано определение ребенка. Единственным критерием квалификации лица в качестве ребенка является возраст.Лицо утрачивает статус ребенка по достижении восемнадцати лет. Приобретение полной гражданской дееспособности в связи со вступлением в брак (п.2 ст.21 ГК РФ) или в порядке эмансипации (ст.27 ГК РФ) не влияют на его статус ребенка в смысле СК РФ.

2. Право ребенка жить и воспитываться в семье включает в себя его право знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

3. Об обеспечении права ребенка на воспитание в семье в случае утраты им родительского попечения см. главу 18 СК РФ.

Прочтите текст и выполните задания С1-С6.Статья 22. 1. Расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. 2. При рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры к примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах трех месяцев. Расторжение брака производится, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (один из них) настаивают на расторжении брака.Статья 23. 1. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей <…> суд расторгает брак без выяснения мотивов развода. Супруги вправе представить на рассмотрение суда соглашение о детях, предусмотренное пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. При отсутствии такого соглашения либо в случае, если соглашение нарушает интересы детей, суд принимает меры к защите их интересов в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 24 настоящего Кодекса.<…>Статья 24. 1. При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов. 2. В случае, если отсутствует соглашение между супругами по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в случае, если установлено, что данное соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов, суд обязан: — определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода; — определить, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на их детей; — по требованию супругов (одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности; — по требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания.<…> (Извлечения из Семейного кодекса РФ) С1 Сформулируйте название каждой из приведённых статей Семейного кодекса РФ.С2 При каких обстоятельствах расторжение брака производится в судебном порядке? Используя содержание текста, назовите три обстоятельства.С3 Что Семейный кодекс РФ называет «соглашением о детях»? Объясните, в чём польза такого соглашения.С4 Как суд при расторжении брака защищает интересы детей? Почему такая защита необходима? При каком условии эта защита действительно будет осуществляться? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите условие и кратко поясните своё мнение.С5 В обществе есть мнение, что для укрепления семьи и брака следует предельно усложнить процедуру расторжения брака. Используя обществоведческие знания, предположите, каковы «плюсы» и «минусы» такой ситуации (приведите два «плюса» и два «минуса»).С6 В законе указано,что в случае, если соглашение о детях нарушает их права, суд принимает меры к защите их интересов.Используя обществоведческие знания, материалы СМИ, приведите два возможных таких нарушения и конкретизируйте их примерами.

С1 Сформулируйте название каждой из приведённых статей Семейного кодекса РФ. Статья 22 о порядке расторжения брака. Статья 23 о порядке расторжения брака при наличии детей. Статья 24 о расторжении брака в судебном порядке.
С2 Обстоятельства расторжения брака производится в судебном порядке: — если супруги имеют несовершеннолетнего ребенка; — если одна из сторон разводится не на добровольной основе (не хочет разводиться); — кто-то из супругов не пришел в ЗАГС
С3 Соглашение о детях представляет собой соглашение, которое заключают родители для того, чтобы определить порядок общения ребенка с родителями после развода. Польза такого соглашения в том, что ребенок, не проживая с обоими родителями, имеет общение с обоими; это облегчает процедуру развода.
С4 При расторжении брака суд оставляет ребенка с одним из родителей, с кем пожелает ребенок и устанавливает сумму алиментов, если это не учти родители изначально. Развод – это та социальная и психологическая нагрузка и ситуация, в которой ребенок остро нуждается в защите, и спасении от произвола родителей, которые могут забрать ребенка из дома и так далее. Если родители будут следовать решению суда, то такая защита будет осуществляться, и даже если нет, то один из родителей и даже сам ребенок может обратиться в суд и снова получить помощь.
С5 Плюсы: — в сохранении семей и решении конфликтов — люди будут более ответственны в вопросе брака Минусы: — осложняет жизнь супругам, поскольку некоторые разводы случаются из-за домашнего насилия и измен — осложняет жизнь детям, которые вынуждены быть постоянными свидетелями того, как их родители ссорятся — если люди действительно хотят развестись, то они обязательно это сделают и такая процедура не будет работать — это бюрократизм
С6 В данном случае может быть как минимум два нарушения: — отказ (уклонение) от воспитания ребенка; — отказ (уклонение) от выплаты алиментов.

Прочтите текст и выполните задания С1-С6.Статья 22. 1. Расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. 2. При рассмотрении дела о расторжении брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака суд вправе принять меры к примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах трех месяцев. Расторжение брака производится, если меры по примирению супругов оказались безрезультатными и супруги (один из них) настаивают на расторжении брака.Статья 23. 1. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей <…> суд расторгает брак без выяснения мотивов развода. Супруги вправе представить на рассмотрение суда соглашение о детях, предусмотренное пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. При отсутствии такого соглашения либо в случае, если соглашение нарушает интересы детей, суд принимает меры к защите их интересов в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 24 настоящего Кодекса.<…>Статья 24. 1. При расторжении брака в судебном порядке супруги могут представить на рассмотрение суда соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размерах этих средств либо о разделе общего имущества супругов. 2. В случае, если отсутствует соглашение между супругами по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в случае, если установлено, что данное соглашение нарушает интересы детей или одного из супругов, суд обязан: — определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода; — определить, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на их детей; — по требованию супругов (одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности; — по требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания.<…> (Извлечения из Семейного кодекса РФ) С1 Сформулируйте название каждой из приведённых статей Семейного кодекса РФ.С2 При каких обстоятельствах расторжение брака производится в судебном порядке? Используя содержание текста, назовите три обстоятельства.С3 Что Семейный кодекс РФ называет «соглашением о детях»? Объясните, в чём польза такого соглашения.С4 Как суд при расторжении брака защищает интересы детей? Почему такая защита необходима? При каком условии эта защита действительно будет осуществляться? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите условие и кратко поясните своё мнение.С5 В обществе есть мнение, что для укрепления семьи и брака следует предельно усложнить процедуру расторжения брака. Используя обществоведческие знания, предположите, каковы «плюсы» и «минусы» такой ситуации (приведите два «плюса» и два «минуса»).С6 В законе указано,что в случае, если соглашение о детях нарушает их права, суд принимает меры к защите их интересов.Используя обществоведческие знания, материалы СМИ, приведите два возможных таких нарушения и конкретизируйте их примерами.

более месяца назад

Права несовершеннолетних детей

Определение 1

Право несовершеннолетних детей – это обязательные права и свободы, которыми обладает любой несовершеннолетний ребенок (лицо, не достигшее 18-летнего возраста) вне зависимости от пола, расы, языка, места рождения и проживания, религиозной принадлежности, социального или национального происхождения, сословного, имущественного или иного положения.

Действующее в России семейное законодательство строго защищает права и интересы детей.

Замечание 1

Согласно статье $54$ Семейного кодекса РФ, ребенком считается лицо, не достигшее совершеннолетнего возраста, то есть $18$ лет. Способность детей приобретать права возникает с момента их рождения.

В $1990$ году Российская Федерация присоединилась к Конвенции ООН о правах ребенка, и с этого момента в отечественном законодательстве дети стали субъектами, а не объектами права, как было установлено ранее.


Рисунок 1.

Личные права ребенка

Правам несовершеннолетних детей посвящена глава $11$ Семейного кодекса РФ. Эти права можно разделить на две группы: личные и имущественные. К числу личных относятся:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. право жить и воспитываться в семье;
  2. право на общение с родителями и другими родственниками;
  3. право выражать свое мнение;
  4. право на имя, отчество и фамилию;
  5. право на изменение имени и фамилии;
  6. право па защиту.

Рассмотрим вышеперечисленные пункты более подробно.

  1. Каждый ребенок имеет право знать своих родителей, жить вместе с ними и воспитываться в родной семье. Разумеется, если совместное проживание с отцом и матерью не противоречит интересам детей, гарантирует их благополучие.

    Это право ребенка на удовлетворение его материально-бытовых потребностей, на личное внимание родителей, проявляющееся в любви и уважении, сопереживании, право детей на заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

    При отсутствии у ребенка родителей воспитание ребенка должно быть обеспечено органами опеки и попечительства.

  2. Общение с родителями и другими родственниками – дедушкой и бабушкой, братьями и сестрами – способствует полноценному развитию ребенка, приобретению им коммуникативных навыков и правильному их восприятию, а также воспитывает уважение к кровным узам родства. Ребенок вправе общаться с родственниками обоих родителей даже в тех случаях, когда отец и мать разведены или проживают в разных городах и государствах.

    В Семейном кодексе РФ отмечено право на общение ребенка с родителями, находящимися в экстремальной ситуации: при задержании, аресте, заключении под стражу, пребывании в лечебном учреждении. Перечень таких ситуаций в законе является открытым.

  3. Дети имеют право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего их интересы. Позиция ребенка должна обязательно учитываться в ходе любого судебного или административного разбирательства после достижения им $10$-летнего возраста. Это касается следующих случаев:

    1. изменение имени и фамилии ребенка;
    2. восстановление отца и матери в их родительских правах;
    3. усыновление ребенка;
    4. изменение имени, отчества и фамилии несовершеннолетнего гражданина в случае его усыновления;
    5. запись усыновителей в качестве родителей ребенка;
    6. изменение имени и фамилии в случае отмены усыновления;
    7. передача детей на воспитание в приемную семью.

Органы опеки и попечительства или суд не могут принять решения по перечисленным вопросам против желания ребенка.

  1. Имя ребенка индивидуализирует его личность и указывает на принадлежность к конкретной семье. Фамилия ребенка определяется родителями. Детям присваивается фамилия либо отца, либо матери по их соглашению. В случае разногласий между родителями относительно имени или фамилии ребенка в свидетельстве о рождении записываются данные, указанные органом опеки и попечительства.

  2. Право на изменение имени и фамилии ребенка предоставлено родителям в отношении гражданина, не достигшего $14$-летнего возраста.

Основанием для этого может послужить совместная просьба отца и матери, продиктованная интересами ребенка. Во всех случаях изменения имени и фамилии несовершеннолетнего гражданина обязательным условием является его согласие.

  1. Ребенок имеет право на защиту своих законных интересов. В реализации данного права ему обязаны способствовать: родители или лица, их замещающие; орган опеки и попечительства; прокуратура и судебные инстанции.

Дети вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а после достижении $14$-летнего возраста – в суд. Все граждане или должностные лица любых организаций, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина.

Имущественные права ребенка

К разряду имущественных прав детей относятся:

  1. право на содержание своими родителями и другими членами семьи;
  2. право на получение доходов;
  3. право на имущество, переданное безвозмездно другими лицами (в порядке дарения или наследования);
  4. право на любое другое имущество;
  5. право владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании.

Дети в возрасте от $6$ до $14$ лет могут самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации, а также операции с денежными средствами, полученными от родителей или других членов семьи.

Согласно статье $26$ Гражданского кодекса РФ, подростки в возрасте от $14$ до $18$ лет могут:

  1. распоряжаться своим доходом (заработком, стипендией);
  2. реализовывать авторские права в отношении результатов своей интеллектуальной деятельности;
  3. самостоятельно вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.

После достижения $16$-летнего возраста граждане России вправе быть членами кооперативов. Все остальные сделки с несовершеннолетними могут заключаться только с письменного согласия их законных представителей.

Замечание 2

Кроме того, дети вправе пользоваться имуществом родителей только с их согласия. Распоряжаться вещами отца и матери по собственному усмотрению они не уполномочены.

Обязанности несовершеннолетних граждан

Выделяют следующие основные обязанности несовершеннолетних граждан:

  1. слушаться родителей и лиц, их заменяющих;
  2. получить основное общее образование ($9$ классов);
  3. соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах;
  4. принимать участие в работе детских общественных объединений;
  5. исполнять трудовые обязанности в соответствии с правилами, установленными в воспитательных или образовательных учреждениях.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенок — это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия). Аналогичное понятие содержится в Семейном Кодексе Российской Федерации.

То есть по общему правилу человек с рождения и до 18 лет будет считаться ребенком. И в зависимости от этого статуса будет обладать определенными установленными законом правами и привилегиями.

Однако в ряде случаев имеются исключения, когда гражданин может не являться ребенком до наступления 18 лет. Например, в случае эмансипации, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, несовершеннолетний достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Другим случаем, являющимся исключением из правила, является вступление в брак до достижения восемнадцати лет. В этом случае гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Категории детей:

В зависимости от категории детей, является ли он малолетним или несовершеннолетним законом детям и их родителям предусмотрены различные права.

Кто считается малолетним?

Малолетний ребенок – это ребенок в возрасте от рождения до четырнадцати лет, и являющийся одновременно несовершеннолетним

Кто считается несовершеннолетним?

Несовершеннолетний ребенок – это ребенок в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

С понятиями «малолетний» и «несовершеннолетний» закон связывает наличие у лица того или иного объема прав и обязанностей. Так, до 14 лет ребенок является недееспособным и от его имени действуют его законные представители (один из родителей, опекун, усыновитель), а по достижении 14 лет у человека наступает частичная дееспособность (приобретается право совершать мелкие сделки), с 18 лет — полная дееспособность. Под гражданской дееспособностью понимается способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Права детей в семье

Права детей в области семейных отношений и взаимодействия в семье установлены Семейным кодексом РФ.

Основным правом ребенка является право жить и воспитываться в семье.

При этом ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства.

Законодательством предусмотрено равное право ребенка на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. В случае развода родителей данное право за ребенком сохраняется.

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

Как правило, имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей.

Изменение имени и (или) фамилии ребенка до 14 лет может происходить по совместной просьбе матери и отца ребенка. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Имущественные права ребенка

Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. Законом на родителей возложена обязанность по материальному содержанию своих детей.

Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Права ребенка на образование

Данное право гарантировано Конституцией РФ, а также Федеральными законами от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Право на образование — это одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Данное право выражается в свободном доступе к образовательным и воспитательным учреждениям.

К числу прав ребенка, связанных с получением образования, относятся:

  • право на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и по индивидуальным учебным планам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов;
  • право на ускоренный курс обучения;
  • право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;
  • право на получение дополнительных образовательных услуг (в том числе на платной основе);
  • право на участие в управлении образовательным учреждением;
  • право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей, предоставляемых системой образования;
  • в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения право на перевод с согласия родителей в другие образовательные учреждения такого же типа;
  • право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении обучающимся аттестации;
  • право на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования по достижении возраста 15 лет при наличии согласия родителей и органа управления образованием;
  • право на продолжение образования в образовательном учреждении на любом этапе обучения для лиц, получающих образование в семье, при их положительной аттестации и по решению родителей или лиц, их заменяющих;
  • право на выбор формы образования, что в данном случае означает право родителей или лиц, их заменяющих, выбрать для ребенка форму обучения.

Однако на практике в школах происходит сбор денег на ремонт, охрану, учебники, подарки учителям, покупку штор, новых парт, компьютеров и т.д. Как правило, такая «почетная миссия» возложена на родительский комитет. На какие нужды предоставляется финансирование из государственного бюджета и, соответственно, собирать деньги в школе на такие мероприятия не законно, читайте в статье по ссылке.

Право ребенка на медицинское обеспечение

В области охраны здоровья для несовершеннолетних предусмотрен целый ряд льгот и привавилегий:

диспансерное наблюдение и лечение;

медико-социальная помощь и питание на льготных условиях;

санитарно-гигиеническое образование, право на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие неблагоприятных факторов;

получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной форме.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.

Право на отдых и оздоровление

Предусмотрено право ребенка на отдых в летних оздоровительных лагерях.

Родители могут приобрести путевку в лагерь самостоятельно, а впоследствии обратиться с заявлением о компенсации понесенных затрат на ее приобретение. В каждом субъекте РФ установлены различные суммы и проценты компенсации.

Как правило, государство предоставляет субсидии на оплату (полную или частичную) стоимости:

а) путевок для детей в организации отдыха детей и их оздоровления, включающих питание;

б) питания детей в организованных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления детских оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей;

в) проезда на междугородном транспорте организованных групп детей к местам отдыха и обратно.

Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию

Данное право регулируется Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Права ребенка на свободу передвижения в ночное время

Законом установлен запрет на нахождение детей в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети «Интернет», а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений и досуга, где предусмотрена продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Ночным временем признается время с 22 до 6 часов. Таким образом, несовершеннолетние дети не могут находиться в общественных местах ночью без сопровождения взрослых.

При этом в субъектах может быть принят закон, сокращающий ночное время (с учетом сезонных особенностей), в течение которого ребенку запрещено появляться без сопровождения взрослого.

Личные права детей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *