Отказ от контракта

По нормам 44-ФЗ допускается отказ от заключения контракта как со стороны заказчика, так и поставщика. Наиболее распространенной причиной отказа от госконтракта со стороны заказчика являются нарушения со стороны поставщика, в частности, отсутствие обеспечения по контракту, тогда как во втором случае речь обычно идет о рядовом уклонении от контракта.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Содержание

Отказ заказчика от заключения контракта по 44-ФЗ

Возможности отказа заказчика от заключения контракта содержатся в ст. 31 44-ФЗ. Здесь сказано, что к правам заказчика относится отказ от заключения контракта в любой момент до его подписания.

Заказчик имеет право отказаться от подписания контракта, если выяснится, что участник закупки не соответствует установленным требованиям. Хотя поставщика должны проверять на предмет соответствия требованиям еще на этапе подачи заявок на участие, но за время, которое прошло с данного момента, ситуация может измениться. Например, за указанный временной период поставщика могут включить в реестр недобросовестных поставщиков либо компания инициирует процедуру своего банкротства, или появится информация о налоговой задолженности поставщика, или в отношении руководства компании может быть инициировано уголовное преследование за экономические преступления. Все описанные причины сделают невозможным подписание контракта с указанным поставщиком и позволяют заказчику на законных основаниях отменить его.

Согласно ч. 9, 10 ст. 31 44-ФЗ, допускается уклонение заказчика от подписания договора с участником, который предоставил недостоверные сведения о себе.

Заказчик обязан отказаться от контракта при непредоставлении победителем обеспечения его исполнения.

К участникам закупок по 44-ФЗ могут предъявляться и дополнительные требования. Так, заказчик вправе отказаться от подписания госконтракта, если ему станет известно о том, что ресурсов победителя окажется недостаточно для выполнения взятых на себя обязательств.

Также в 44-ФЗ упомянуто о следующих частных ситуациях отказа от госконтракта при покупках лекарственных средств:

  1. Если не зарегистрирована предельная отпускная цена лекарств, которые предлагаются участником.
  2. Если предложенная участником цена превышает отпускную из реестра, а участник отказался от снижения предложенной им стоимости (при этом сам поставщик признается уклонистом и несет все правовые последствия, связанные с этим фактом).

Согласно статистике, каждый 10 контракт расторгают из-за нарушений, которые были допущены поставщиками. В расторжении госконтракта никто не заинтересован, но иногда поставщику приходится идти на этот шаг. Но лучше предпринять превентивные меры и отказаться от контракта еще перед его подписанием.

После того как контракт был подписан, указанные выше обстоятельства утрачивают свое значение, а речь уже идет о расторжении контракта, для чего в 44-ФЗ предусмотрены дополнительные обстоятельства.

Отказ от заключения контракта осуществляется заказчиком до того момента, когда он будет подписан. Если это сделали обе стороны, то вступают в силу положения, касающиеся его расторжения.

Алгоритм действий заказчика

Заказчику следует придерживаться такого алгоритма действий, который прописан в ч. 11 ст. 31 44-ФЗ:

  1. В течение рабочего дня после решения об отказе от заключения контракта по 44-ФЗ он размещает в ЕИС протокол и включает в него такие сведения: место и время его подготовки, информацию о победителе, причины отказа от госконтракта и реквизиты подтверждающих документов. Этот этап является обязательным, так как необоснованный отказ является незаконным.
  2. В течение 2 рабочих дней указанный документ направляют победителю. К протоколу допускается приложить подтверждающие документы.
  3. Заказчик возвращает победителю торгов внесенное обеспечение в течение 5 дней.
  4. Заказчик может подписать госконтракт с другим участником (вторым или третьим), предложение которого отвечало требованиям.

Заказчик может не придерживаться данного алгоритма, если участником не было внесено обеспечение. Он автоматически признается уклонившимся.

Заказчик вправе истребовать компенсации ему убытков уклонистом, если они превышают размер обеспечения.

Имеет ли право исполнитель контракта обжаловать отказ заказчика

Исполнитель вправе обжаловать действия заказчика (например, если тот отказался подписывать контракт без обоснования причин своего решения) в ФАС или в судебном порядке.

Для подачи жалобы в антимонопольный орган ему следует успеть до истечения сроков заключения контракта. Жалоба подается в письменной форме и содержит всю необходимую информацию о нарушенных правах поставщика и указание на то, почему он считает действия заказчика необоснованными, и ссылку на закупку в ЕИС. К документу следует приложить копию протокола об отказе, полученного от заказчика.

Если же участником не будет направлена претензия в установленный период, то единственный способ обжаловать действия заказчика – обратиться в суд.

Будут ли последствия для заказчика

В случае уклонения заказчика от заключения договора по 44-ФЗ ему грозит наказание по нормам КоАП. К ответственности его может привлечь ФАС по результатам проведенной проверки.

Под уклонением также может пониматься неразмещение в ЕИС проекта контракта для его подписания победителем в установленные сроки или непубликация документа со своей подписью.

Ответственность для заказчика за незаконный отказ от договора содержится в ст. 7.32 КоАП. Штраф для должностных лиц составляет 50 тыс. р., юридических – 200 тыс. р.

Может ли исполнитель отказаться от заключения контракта

Ситуации, которые могут заставить поставщика отказаться от подписания контракта по 44-ФЗ, могут быть самые различные:

  1. Если при заключении госконтракта участник обнаружил в аукционной документации условия, которые он выполнить не сможет, либо он сочтет их невыгодными.
  2. Если возникнет ситуация резкого и непрогнозируемого роста цен из-за валютных колебаний или изменения экономической ситуации, что делает контракт нерентабельным.
  3. Иногда участники переоценивают свои силы: например, подают заявки сразу на несколько закупок и неожиданно для себя выигрывают.
  4. Возникновение проблем с производственным оборудованием, что не дает возможности произвести нужную партию товаров.

Указанные выше ситуации хотя и побуждают поставщика отказаться от госконтракта, по закону не являются существенным условием для совершения таких действий.

Поставщик может отказаться от подписания договора в любой момент, но это прямой путь в попадание в реестр недобросовестных поставщиков.

К уклонистам приравниваются участники, которые в установленные временные рамки:

  1. Не направили заказчику подписанный проект контракта.
  2. Не предоставили ему необходимые документы по контракту.
  3. Не внесли обеспечение по контракту.

Стоит отметить, что при отказе второго участника от подписания контракта он также признается уклонистом и сведения о нем передаются в РНП. Такая ситуация может возникнуть, если с победителем закупки контракт так и не заключили, либо он был расторгнут.

Отказ от заключения договора поставщиком по 44-ФЗ не всегда имеет негативные последствия. Так, если причиной послужили судебные разбирательства или обстоятельства непреодолимой силы, то он имеет право на него на законных основаниях.

Процедура отказа

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Для отказа от подписания договора поставщику не всегда нужно предпринимать активные действия. Его бездействие будет приравнено к отказу. Например, неперечисление обеспечения или неподписание договора в положенные сроки.

Для того чтобы избежать негативных последствий отказа от госконтракта, поставщик может по договоренности с заказчиком вначале подписать контракт, а затем расторгнуть его. Другой вариант – отправка заказчику протокола разногласий, что позволяет продлить сроки для подписания договора на период подготовки ответа заказчиком.

Если у поставщика возникли обстоятельства непреодолимой силы, то он обязан уведомить заказчика об этом в течение 1 дня в письменной форме. Документ имеет произвольную форму и передается лично заказчику либо направляется ему почтой.

Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков

Поставщик может избежать попадания в РНП, если ему удастся доказать, что в том, что им не был подписан договор с заказчиком, нет его вины. Пытаться договориться с заказчиком о том, чтобы он не передавал информацию в реестр, не стоит. По закону тот передает сведения в реестр не по своему усмотрению: он обязан это сделать при наличии оснований.

Внесением участника в реестр недобросовестных поставщиков занимается ФАС на основании информации, которая поступила от заказчика. Попадание в такой реестр фактически лишает компанию права на участие в государственных закупках.

Информация будет числиться в реестре в течение 2 дней. Для того чтобы оспорить попадание в реестр, поставщику следует обратиться с жалобой в ФАС или с исковым заявлением в суд.

Таким образом, заказчик наделен правом отказа от подписания договора, но в строго ограниченных 44-ФЗ случаях. Отказ должен быть мотивированным и обоснованным, а поставщик – уведомлен о принятом решении в письменной форме. Поставщик имеет право обжалования действий заказчика в ФАС или в суде. Исполнитель также может уклониться от подписания невыгодного договора, но за это он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Исключить неблагоприятные последствия отказа поставщик может, если докажет возникновение обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют подписанию договора или вину заказчика.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»>ОТКАЗ ОТ ПОДПИСАНИЯ КОНТРАКТА ПО 44 ФЗ

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96

>КАК ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПОДПИСАНИЯ КОНТРАКТА

НАПРАВИТЬ ИНФОРМАЦИЮ В ФАС ОБ ВАШЕЙ НЕДОБРОСОВЕСТНОСТИ, ЭТО ОБЯЗАННОСТЬ ЗАКАЗЧИКА, А НЕ ЕГО ПРАВО. НЕ ИСПОЛНИВ ЭТУ ОБЯЗАННОСТЬ ОН БУДЕТ НАКАЗАН, ОШТРАФОВАН ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ КОДЕКСУ РФ.

Бывают в жизни участников закупки ситуации, когда возникает желание отказаться от заключения контракта по 44-ФЗ.

В основном такое желание возникает в следующих случаях.

  1. В момент заключения контракта, участник закупки вдруг обнаруживает в аукционной документации требования, которые он не сможет выполнить, или эти требования делают контракт невыгодным.

В основе этой ситуации лежит невнимательность участника закупки на стадии изучения технического задания, контракта или извещения.

Часто причинами возникновения желания не заключать контракт, являются технические ошибки, при расчёте рентабельности и минимальной цены, до которой можно снизится на аукционе. Иногда причиной является ошибки технических сотрудников в процессе торгов.

  1. Иногда возникает ситуация, когда цены на товары или материалы резко и непрогнозируемо, растут, в результате изменения курса доллара или экономической ситуации, что ведет к нерентабельности исполнения контракта.
  2. Бывают ситуации, когда на этапе заключения контракта, в приложениях к контракту, заказчик выдвигает дополнительные требования, пожелания, что с большой долей вероятности ведет к непредсказуемым и многолетним арбитражным тяжбам. Как вариант, ситуация, когда в приложениях к контракту, заказчик опускает какую-либо критически важную часть технического задания, что ведет к неоднозначности и размытости критериев добросовестного исполнения контрактов.
  3. Азарт участника Госзакупки, в процессе самих торгов, Выигрыш нескольких аукционов, при финансовых и технических возможностях, исполнить меньше выигранного. Иногда начинающие участники подают заявки в тренировочных целях и внезапно выигрывают аукцион, так как на таких условиях больше не нашлось желающих участвовать в закупке.
  4. Бывают случаи, когда заказчик недвусмысленно даёт понять, что не желает видеть вас поставщиком, и благоприятного завершения и закрытия контракта не будет.
  5. Возникновение сложностей с производством товара у единственного производителя, типа пожара, банкротства и так далее.

В таких ситуациях у участника закупки возникает естественное желание избежать подписания контракта.

  1. Первый вариант, это просто отказаться от подписания контракта, оказаться в реестре РНП, на два года, потеряв при этом обеспечение контракта. Вариант честный и справедливый, потому что вы своим поведением доставляете заказчику большое количество сложностей и проблем.
  2. Второй, это заключить контракт, и затем расторгнуть его по соглашению сторон. Вариант, возможен в ситуации чётких, предварительных договорённостей с заказчиком, вариант сопряжён с возможными проверками заказчика, в обоснованности расторжения контракта. Риск в этой ситуации берет на себя заказчик.

Иногда заказчики идут на это, видя невозможность исполнения контракта, по не зависящим от поставщика обстоятельствам. В случае если заказчик, аффилирован с другим участником закупки и горит желанием вас наказать, такой вариант скорее всего «соскочить» не пройдёт.

Третий вариант работает в случае, если срок предусмотренный законом о контрактной системе, еще не окончился.

В этой ситуации участник закупки может пожаловаться на себя в УФАС, обосновав то, что он не соответствует требованиям заказчика, и заявка была допущена с нарушением закона.

Этот способ ведет к 3-м неприятным последствиям:

А) Заказчик в результате вашей жалобы попадает под внеплановую проверку, и рискует получит штраф. Заказчик должен готовить документы, с разъяснением ситуации, ответ на жалобу, участвовать в комиссии УФАС, по рассмотрению жалобы.

Даже если УФАС, не найдет нарушений в вашем допуске, при проверке закупки УФАС может найти другие нарушения, в документации и заказчик может пострадать.

Б) Вы должны понимать, что как бы ни сложилась ситуация с жалобой в УФАС, отношения с заказчиком вы испортите.

Поход в УФАС, подготовка документов к защите своей позиции, не является любимым занятием заказчика.

В случае отмены результатов аукциона, проблем у заказчика будет ещё больше.

В) УФАС может признать вашу жалобу необоснованной, в иных случаях даже при серьезных аргументах в неправомерном допуске в целях воспитания участников закупки. В этой ситуации вам придётся заключать контракт с заказчиком, который к вам мягко говоря не расположен. При этом исполнение контракта будет сопряжено с определёнными трудностями.

При этом велика вероятность потерять обеспечения контракта, попасть в РНП, и долгое время отбивать свои обоснованные затраты через арбитраж.

Четвертый вариант, это не подписывать контракт, обосновав это технической невозможность подписать контракт в регламентированные сроки, с доказательством вашей добросовестности и наличием желания подписать и исполнить контракт. Заказчик при этом подписывает контракт с участником, занявшим второе место, а вам придётся доказывать свою добросовестность и наличие непредвиденных обстоятельств непреодолимой силы. В этом случае необходимо заручиться, серьезными обоснованиями ваших доводов, и юридически грамотно сформулировать обстоятельства, с учетом практики конкретного УФАС.

style=»text-align: center;»>ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ЗАКАЗЧИК РЕШИЛ ВКЛЮЧИТЬ ВАС В РНП.

Причин такой ситуации, и вариантов развития событий может быть несколько.

ВЫ, НЕ ИМЕЯ НАМЕРЕНИЙ ЗАКЛЮЧАТЬ КОНТРАКТ ПОБЕДИЛИ В АУКЦИОНЕ.

Такое могло произойти в двух случаях:

  1. На электронный аукцион, заявки были поданы несколькими участниками, но ни один из них не подавал предложений по цене. В такой ситуации, заказчик, после проверки вторых частей заявок, должен заключить контракт, с участником, который первым прислал заявку, и заявка которого признана соответствующей всем требованиям аукционной документации.

Чтобы избежать такой ситуации, обязательно отзывайте заявки, в случае если передумали участвовать.

Обязательно отслеживайте происходящее с аукционом, если заявку не отозвали. Тревожным звоночком является, то что Вам не вернули на счёт обеспечение с электронной площадки.

  1. В случае, когда вы оказались единственным, кто подал заявку. Не смотря на то что Вы не подавали ценовых предложений, вы автоматически становитесь победителем, и будете обязаны заключить контракт.
  2. В ситуации, когда вы оказались 2-м номером на аукционе, а победитель не стал заключать контракт, в этой ситуации вы имеете право отказаться от заключения контракта. В случае запроса котировок у Вас такой возможности нет, будучи вторым номером, в запросе котировок вы должны заключить контракт, в случае отказа первого номера.

КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНТРАКТА.

  1. После победы в аукционе вы не успеваете с подготовкой обеспечения контракта.

Пишите заказчику протокол разногласий, ссылаясь на какое-либо формальное основание.

Созвонитесь с заказчиком и честно, объясните ему причины возникновения протокола, и своём желании заключить контракт.

  1. После того как заказчик разместил проект контракта на площадке, и вы не подписали его в регламентированный срок, заказчик связался с Вами и сообщил Вам об этом. Это может быть косвенным подтверждением в том, что заказчик заинтересован заключить с Вами контракт, и Вас есть шанс решить эту ситуацию. Попросите заказчика, чтобы он заново открыл контракт для подписания участником. У него есть такая возможность, вместе с тем он не обязан этого делать и пойдя вам на встречу он наживает сильную головную боль.

Способы заказчика перевывесить контракт

2.1 Заказчик, может сослаться на какое-либо уточнение или мелкую техническую ошибку.

2.2 Заказчик может от своего имени вывесить протокол разногласий и снова разместить проект контракта на площадке.

  1. После того как Вы, в регламентированный срок не подписали контракт, заказчик передал о Вас сведения в УФАС, на предмет отправки в РНП. В этой ситуации Вам придется объяснять Вашу позицию в УФАС. Будьте готовы юридически грамотно доказать свою правоту.
  2. Самыми распространёнными проблемами при заключении контракта, являются ошибки, связанные с предоставлением обеспечения исполнения контракта.

Недоплата в случае демпинга, снижения более 25%, нарушение требований заказчика к оформлению банковской гарантии, сроку её действия и. так далее.

Эти ошибки являются основанием для отказа заказчика от заключения с вами контракта и информированию УФАС, на предмет включения в РНП.

НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ОШИБКИ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРАКТА.

  1. После снижения в торгах свыше 25%, была прикреплена платёжка, с обеспечением, указанным в информационной карте закупки.

В законе о контрактной системе, в рамках обеспечения антидемпинговых мер, вам было необходимо перечислить в полтора раза больше указанного, или прикрепить документы подтверждающие Вашу добросовестность.

  1. Предоставленные Вами документы о добросовестности в соответствии с антидемпинговым мероприятиями, по каким-то причинам не устроили заказчика.
  2. Перечислили меньшую сумму, в связи с технической ошибкой.
  3. Ошибки в предоставленной банковской гарантии, ошибки с формой, сроками, суммой и другими требованиями закона о контрактной системе.

В Москве, отклонение из-за несоответствия банковской гарантии, каким-либо требованиям, стало последним трендом в развития борьбы с неугодными подрядчиками.

  1. Не успели вовремя оформить БГ. (Нужно всегда иметь актуальную информацию от банков, о своём лимите гарантий)

ОБ УЧАСТНИКЕ, ЗАНЯВШЕМ ВТОРОЕ МЕСТО.

Внимание: с 1 июля 2019 г. вступили изменения в 44 ФЗ, несколько меняющие нижеизложенный порядок заключения контракта со вторым участником!

В соответствии с частью 14 статьи 70 Закона о контрактной системе, в случае, если победитель электронного аукциона, признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе предложить заключение контракта, участнику этого аукциона, который предложил цену, такую же как победитель аукциона, или его предложение по цене, следует после условий, предложенных уклонившимся победителем.

В случае если второй участник, соглашается заключить контракт, он признаётся победителем.

Согласно части 15 статьи 70 Закона о контрактной системе, участник, признанный победителем, согласно части 14 статьи 70 44-ФЗ имеет право подписать контракт или отказаться от заключения контракта.

Законодательство даёт право участнику, который является вторым после победителя отказаться от заключения контракта, даже в том случае, если он дал согласие и признан победителем аукциона.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупки, которые уклонились от заключения контракта или исполнителях, поставщиках, подрядчиках, с которыми расторгнут контракт, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, или по решению суда.

Таким образом, учитывая взаимосвязанные положения части 15 статьи 70 и статьи 104 Закона о контрактной системе, участник, предложению или заявке которого, присвоен 2-й номер, не подлежит включению в РНП, по основанию отказ или уклонение от заключения контракта, так как такой случай не указан в перечне оснований для направления в УФАС информации о включении участника закупки которому присвоен второй номер в реестр недобросовестных поставщиков.

Эта позиция подтверждена судебной практикой и письмом Минэкономразвития РФ за № Д28и-1968 от 10 июля 2015 г.

Заказчик отказался заключать договор по итогам закупки. Как защитить свои права? Часть 1. Отказ от заключения договора по итогам торгов

Ни для кого не секрет, что несмотря на неимоверные усилия, брошенные на борьбу с коррупцией, она (коррупция) все же остается частью нашей объективной реальности, а «откат» — одним из ценообразующих факторов. Заказчики (говорю обо всех в целом, но ни о ком в частности) готовы идти на хитроумные и не очень ухищрения, чтобы осуществить закупку именно у того лица, у которого изначально планировалось. Иногда заказчик прибегает к крайней мере — отказывается от заключения договора по итогам торгов. Почему эта мера «крайняя» и как защитить свои права, если отказались заключать договор с Вами, читаем ниже.

Приведенные ниже рекомендации были успешно применены:

Заказчик: Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (ПАО «МРСК Центра и Приволжья»)

Участник торгов: АО «Цветлит»

Закупка: Открытый одноэтапный конкурс без предварительного отбора на право заключения Договора на поставку самонесущего изолированного провода (СИП)

Извещение: №31502694414

Начальная цена: 239 643 410,00 рублей

Для начала определимся с дефиницией применительно к обсуждаемому вопросу. Торги — процедура, проводимая Заказчиком в порядке, установленном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденным в соответствии с вышеназванным законом Положением о закупке Заказчика, ГК РФ, в целях приобретения товаров, работ, услуг на наилучших (наиболее выгодных, привлекательных для Заказчика) условиях. Это самое общее опредение, но, по моему мнению, оно отражает все признаки торгов, предметом которых является право заключения договора. Торгами в соответствии с законодательством признаются аукцион и конкурс (ч. 4 ст. 447 ГК РФ, ч. 2,3 ст. 3 Закона о закупках).

Самый важный момент, который необходимо понимать: заключение договора по итогам торгов является обязаетельным для заказчика.

На конкретном примере, я хотела бы дать некоторые практические рекомендации по действию в ситуации, когда Заказчик отказался от заключения договора по итогам Торгов. Ситуация: Заказчик — ПАО «МРСК Центра и Приволжья» отказался заключать договор с победителем торгов: открытого одноэтапного конкурса без предварительного отбора на право заключения Договора на поставку самонесущего изолированного провода (СИП), Извещение №31502694414. Сам отказ был оформлен как Решение Центральной закупочной комиссией ПАО «МРСК Центра и Приволжья», данное решение содержалось в протоколе, который не был опубликован в установленном порядке. Участники и победитель торгов — АО «Цветлит» получили от Заказчика Уведомлении об отмене итогов открытого Конкурса.

Сами по себе отношения, возникающие между Заказчиками и участниками торгов, лежат в двух плоскостях: частно-правовой и публично-правовой. В поле частно-правовых интересов регулирование осуществляется ГК РФ, публично-правовые интересы регулируются Законом о закупках, Законом о защите конкуренции. Существует два порядка защиты своих прав: административный и судебный.

Административную защиту прав в соответствии с Законом о защите конкуренции и порядком, установленным Правительством РФ осуществляет Антимонопольный орган. Он рассматривает жалобы в частности на нарушение порядка заключения Договора и в случае выявления нарушений выдает Заказчику обязательное для исполнения предписания, устанавливая в нем срок для устранения такого нарушения (обычно это срок от 7 до 10 дней). При этом, обжаловать решение УФАС можно в трехмесячный срок. Получается, что Заказчик, получивший предписание об устранении нарушения порядка заключения договора, может не исполнять его в течение 3-х месяцев, обжаловать его в судебном порядке, что займет еще минимум два месяца, и еще месяц Решение суда будет вступать в законную силу. За это время недобросовестный Заказчик имеет возможность провести еще одни торги (и не факт, что победитель, которому отказали в заключении договора однажды, снова их выиграет), заключить договор по его итогам, который к окончанию судебного процесса будет уже исполнен.

Судебная защита нарушенного права, естественно, осуществляется через суд. И тут варианта два.

1. Можно обратиться в суд с заявлением о признании действий Заказчика незаконными (ч. 9 ст. 3 Закона о закупках). При этом, допустимо одновременное обжалование действий Заказчика и в судебном порядке, и в административном.

2. В соответствии с ч. 6 ст. 448 ГК РФ если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Естественно, что судебный спор занимает очень много времени.

В названном выше случае, а равно, как и в любом другом, при защите прав победителей мной использовались одновременно оба ресурса: и административный, и судебный. Не в даваясь в содержание самих заявлений и жалоб, опишу только общие действия и конечный результат.

В Антимонопольный орган была направлена жалоба на нарушение порядка заключения договора с требованием вынести соответствующее предписание, а суд было подано исковое заявление о понуждении Заказчика к заключению договора по итогам Торгов (дело № А43-28166/2015). Работа в указанной ситуацией осложнялась тем, что Заказчиком было опубликовано еще одно извещение и документация о проведении конкурса на закупку аналогичной продукции в аналогичном объеме (Извещение №31502824185). В этой ситуации в суд было направлено заявление об обеспечительных мерах, которые были приняты Судом. Опрделением суда обеспечительные меры были приняты, и Заказчику — Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (ИНН 5260200603 ОГРН 1075260020043), г.Нижний Новгород было запрещено продолжать осуществление закупки самонесущего изолированного провода (СИП) на напряжение до 35 кВ для нужд ПАО «МРСК Центра и Приволжья».

Нижегородским УФАС по факту рассмотрения дела №1503-ФАС52-04/15(ж) жалоба АО «Цветлит» была признана обоснованной, выдано предписание о прекращении нарушения законодательства и направлении АО «Цветлит» приглашения к подписанию протокола и заключению Договора (с текстом Решения можно ознакомиться в разделе «Мои дела»).

Предписание Антимонопольного органа было исполнено Заказчиком, а Договор между ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и АО «Цветлит» заключен. От исковых требований, заявленных Арбитражный суд Нижегордской области, АО «Цветлит», естетственно, отказалось.

В данном случае, обращение с исковым заявлением в суд было необходимо лишь в части возможности использования ресурса суда по наложению обеспечительных мер.

>Гайд для заказчиков

1. Зарегистрироваться в ЕИС и на электронных торговых площадках

Для этого нужна электронная подпись, которую заказчики получают бесплатно в федеральном казначействе. Казначейство разместит заявку на регистрацию в Единой информационной системе. Владельцу подписи с правами администратора останется зайти в ЕИС и в личном кабинете настроить права доступа остальным сотрудникам. После этого можно публиковать закупки. Оператор ЕИС зарегистрирует заказчика и на 8 федеральных ЭТП госзакупок.

2. Назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу

44-ФЗ разрешает ограничиться одним контрактным управляющим, если объем закупок в год не выше 100 млн. руб. Во всех других случаях нужна контрактная служба минимум из двух сотрудников. Это может быть специальный «закупочный» отдел. Или обязанности контрактной службы можно распределить между сотрудниками разных подразделений.

Например, бухгалтер составляет планы-графики. Главный инженер готовит техзадание, отвечает на запросы разъяснений и принимает качество товара. Секретарь собирает заявки с отделов, готовит и размещает документы в ЕИС. Руководитель контролирует работу, отвечает на претензии ФАС и подписывает контракты.

Все работники контрактной службы должны иметь профильное высшее или дополнительное образование по 44-ФЗ. Если в службе есть «недотягивающие» до требований сотрудники, то они должны пройти повышение квалификации (108 часов для сотрудников, 40 — для руководителей). Это можно сделать очно или дистанционно в организации, у которой есть лицензия на образовательную деятельность.

3. Разработать и разместить в ЕИС планы и планы-графики закупок

Госзаказчики имеют право проводить только запланированные закупки. В течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета на год необходимо опубликовать в ЕИС обобщенный план закупок и подробный план-график. С 2020 года документов по планированию станет меньше: план закупок отменят. В план-график включают (ч. 3 ст. 21 44-ФЗ):

  • Идентификационный код закупки,
  • Название закупки с указанием всех характеристик,
  • Количество товара/ объем работ,
  • Обоснование закупки, НМЦ и способа закупки,
  • Дополнительные требования к участникам закупки,
  • Размер обеспечения заявки и контракта,
  • Сроки закупки и работ по контракту: дату объявления, этапы, сроки исполнения.

Также заказчик обязан:

  • Включать в план-график срок окончания контракта: сюда входит экспертиза, приемка и оформление документов;
  • Указывать дату и причину любых изменений в плане-графике;
  • Указывать точные сроки полной оплаты.

За ошибки в планировании депутаты ввели штрафы вплоть до дисквалификации должностных лиц. После изменения плана-графики необходимо выдержать паузу в 1 день, прежде чем приступать к любому этапу закупки (объявление, изменение документации, подписание контракта).

Воспользуйтесь бесплатным сервисом Контур.Снаб, чтобы подобрать позиции в справочнике ОКПД-2 и КТРУ, рассчитать и составить план сроков каждого этапа закупки.

4. Учесть нормирование и запреты в сфере госзакупок

Заказчики должны не только планировать закупки, но нормировать и обосновывать их (ч.1, ст.19, 44-ФЗ).

Расходы на конкретного сотрудника нормированы. Например, врачу полагается 2 хлопчатобумажных халата в год, а руководителю — не больше 2 кресел в год. Чтобы определить нормативы цены, устанавливается среднерыночная стоимость единицы продукции.

Эти требования закреплены в федеральных, региональных и муниципальных нормативных актах. Работники контрактной службы должны их знать.

Нужно следить за качеством закупаемых товаров. Специалисту надо разбираться в свойствах товара, потому что от этого зависит его пригодность и долговечность.

В некоторых закупках заказчик должен устанавливать преференции поставщикам. Например, на часть товаров распространяется национальный режим. Это значит, что заказчик должен предоставить преимущества российским поставщикам.

И, наконец, на закупку некоторых товаров установлены запреты. Например, нельзя закупать иностранное программное обеспечение, если есть его российский аналог.

5. Подготовить и разместить в ЕИС закупочную документацию

Корректно описать закупку

При описании закупки можно использовать только термины, которые предусмотрены в технических регламентах и документах из национальной системы стандартизации. Если это невозможно, придется обосновать, почему при закупке нужно применять нестандартные требования и терминологию. Смысл стандартизации в том, чтобы минимизировать риск описать закупки «под своих» поставщиков.

В закупке нужно указать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. При этом техническое задание должно быть нейтральным, не ограничивать конкуренцию. Нельзя устанавливать конкретные параметры товара, только диапазон «не менее» и «не более», или чрезмерные требования к товарам. Исключение из правил: если у товара нет аналога или это запчасти к уже имеющемуся оборудованию.

Соблюсти сроки размещения

При запросе котировок заказчик размещает закупку и проект контракта не меньше чем за 7 дней до окончания срока подачи заявок. Этот срок можно сократить до 4 дней, если сумма меньше 250 000 рублей или закупаются продукты питания, ГСМ, жизненно необходимые лекарства.

При электронном аукционе сроки подачи заявок зависят от цены закупки. Если начальная цена контракта больше 300 млн рублей, у вас есть не меньше 15 календарных дней. Если начальная цена контракта не превышает 300 млн рублей (2 млрд в закупках на стройку), то срок подачи заявок составляет не меньше 7 календарных дней.

Заявку на конкурс нужно разместить за 20 дней до окончания срока приема заявок, если он проводится на бумаге, и за 15 дней, если в электронной форме.

Можно изменить извещение. Сроки в разных процедурах разные:

  • Для аукциона — не позже чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок;
  • Для конкурса — не позже чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок;
  • Для запроса котировок — не позже чем за 2 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок.

Заказчик обязан отвечать на запросы на разъяснения от поставщиков и размещать их в ЕИС для доступа всем участникам закупки в течение двух дней. При проведении запроса котировок заказчик не обязан отвечать на запрос разъяснений.

Еще заказчик вправе отменить любую закупку, кроме запроса предложений:

  • если это конкурс или аукцион, не позже чем за пять дней до окончания срока подачи заявок,
  • если запрос котировок, не позже чем за два дня до окончания срока подачи заявок.

Сроки в бумажных и электронных процедурах отличаются, будьте внимательны.

6. Провести закупку

Есть 10 видов закупок. Некоторые из них имеют лимиты, которые нужно распределять на весь год.

Например, мелкую закупку у единственного поставщика можно провести на сумму не выше 300 000 рублей. Годовой объем таких закупок — не больше 5% от всех закупок в год и не больше 50 миллионов (все ситуации, когда можно закупиться у единственного поставщика, описаны в ч. 1 93 ст, 44-ФЗ). Организации с бюджетом меньше 40 миллионов рублей могут закупать у единственного поставщика на сумму до 2 миллионов.

Конкурентные способы закупок делятся на 4 основные группы: запросы котировок и предложений, конкурсы и аукционы.

  • Запрос котировок можно провести, если НМЦ не превышает 500 тыс. руб. Годовой объем таких закупок не должен превышать 100 млн. рублей в год и 10% совокупного годового объема закупок.
  • Запрос предложений можно провести в строго определенных 44-ФЗ случаях (ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).
  • Самый сложный метод определения поставщика — конкурс (они бывают открытые, закрытые, с ограниченным участием и двухэтапные). Зато можно выбрать поставщика по нескольким критериям: не только по низкой цене, а по качеству товара, квалификации и опыту участников.
  • Большой объем товаров входят в аукционный перечень. То есть закупать их можно только на электронных торговых площадках. Это, например, канцелярские товары, продукты, бумага, нефть, металлы, строительные работы и ремонт.

Если неправильно выбрать способ закупки, заказчику грозит штраф 50 тысяч рублей (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ). С 1 января 2019 года все закупки за редким исключением нужно проводить в электронном виде.

7. Подписать контракт

Если требуется обеспечение закупки, контрактный управляющий должен убедиться, что деньги пришли на счет или проверить наличие банковской гарантии в Реестре банковских гарантий в ЕИС. На 17 видов услуг уже разработаны типовые контракты, которые госзаказчики должны применять. В остальных случаях проект контракта составляет контрактная служба. Поставщик может лишь предложить протокол разногласий, который заказчик принимает или нет, обосновывая свою позицию.

8. Внести сведения об уклонившихся от подписания контракта в РНП

Обязанность заказчиков — направлять в ФАС сведения об участниках:

  • Уклонившихся от заключения договора,
  • С которыми расторгнуты договоры по решению суда.

Обращаться нужно в письменном или в электронном виде в центральный аппарат ФАС России или территориальные органы ФАС по месту нахождения заказчика.

9. Принять товар и оплатить контракт

Сейчас в ч. 8 ст. 30 44-ФЗ указан предельный срок оплаты по контрактам. Для СМП и СОНО он составляет не больше 15 рабочих дней после того, как заказчик подписал документ о приемке. Для остальных — 30 календарных дней. Если не уложиться в установленный законом срок, можно получить штраф 50 тыс. рублей, а за повторное нарушение — дисквалификацию.

Такой же срок действует для возврата обеспечения контракта, если поставщик предоставлял его деньгами.

10. Разместить отчетность

Заказчики по 44-ФЗ обязаны публиковать в ЕИС:

  1. Документы о приемке — после каждого этапа или полного исполнения контракта. Если контракт расторгнут или изменен, об этом тоже отчитываются, прикладывая соотвествующие документы. На это есть 7 рабочих дней после подписания документа.
  2. Отчет об объеме закупок у СМП и СОНО. Этот отчет размещается в ЕИС ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным. Он содержит информацию об уже заключенных контрактах: уникальные номера записей из реестра контрактов. Часть 11 ст. 7.30 кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает штраф в размере 50 тысяч рублей, если закупить у СМП меньше положенного объема.
  3. Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.
  4. Отчет по мониторингу реализации крупных проектов с государственным участием.

В Закон № 44-ФЗ включены положения, определяющие порядок закупки товаров у единственного контрагента на электронной площадке

В соответствии с новой редакцией подп. 4 и подп. 5 ч. 1 и новой ч. 12 ст. 93 закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закупка товара у единственного контрагента в случаях, предусмотренных указанными пунктами, на сумму, не превышающую трех млн руб., может осуществляться в электронной форме с использованием электронной площадки (Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ).

В целях осуществления закупки в указанном порядке предусматривается размещение заказчиком и участником на электронной площадке соответствующих извещения об осуществлении закупки и предварительного предложения о поставке товаров, которое признается заявкой при условии его отбора оператором электронной площадки для участия в конкретной закупке. Непосредственно к участию в закупке допускаются не более пяти предложений участников из числа содержащих наименьшие цены за единицу товара.

По итогам закупки контракт заключается с участником, заявке которого присвоен первый номер и которая содержит наименьшую цену за единицу товара. Контракт заключается в порядке, установленном ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ, с учетом особенностей, предусмотренных ч. 13 ст. 82.1 этого Закона.

Указанные изменения вступают в силу 1 июля 2020 года.

Узнайте последние изменения Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, пройдя обучение по долгосрочной программе профессиональной переподготовки и получите диплом установленного образца.

Поставщик не подписал контракт в регламентированный срок по 44-ФЗ

Все смотрели мелодрамы и сериалы? Уверена, каждый из вас, уважаемые читатели, хоть раз пристально следил за серией какого-нибудь душераздирающего «мыла». Из разряда тех, что «и смотреть противно и оторваться сложно». И ведь такие повороты судеб закладывают сценаристы порой, что диву даёшься — как фантазии у людей хватает! Но ирония в том и состоит, что сама жизнь порой закладывает более закрученные сюжеты.

А как сложно предусмотреть все эти «повороты» когда пишут законы, представляете? Ведь тут интрига покруче будет — и последовательность действий предусмотреть надо, и варианты развития событий от каждого действия, и ответственность за нарушение закона тоже никто не отменял. На практике потом, из-за пробелов в законах, у участников процесса возникает множество вопросов.

Много сил и нервов заказчик тратит на стадии разработки-публикации любой процедуры закупки. Будь-то приобретение бумаги для принтера или проведение капитального ремонта здания. Ну а когда торги завершены и выявлен победитель закупки, казалось бы, можно выдохнуть. А нет. Все мы люди и все мы ошибаемся. Кто-то больше, кто-то меньше, кому-то непоправимо дорого обходятся ошибки других, кто-то чужих ошибок и не замечает. И у каждого заказчика рано или поздно возникнет ситуация, когда поставщик накосячит. Да так, что кажется — всё, жизнь кончена и пора выдирать последние волосы на голове. И себе, и тому поставщику.

Такие перипетии в закупках связаны с последними изменениями законодательства и подписанием контрактов в Единой информационной системе. А ситуации-то разные бывают. Электричество отключили, компьютер сломался, электронная подпись закончилась, попросту забыл поставщик в будничной суете. Что же дальше делать в такой ситуации?

ДЕЙСТВИЯ ЗАКАЗЧИКА

Как же бывает жаль своих сил и времени когда поставщик вот так поступает. И злишься-злишься на этого поставщика. Но вне зависимости от эмоций — действовать надо согласно закона.

Часть 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе обязывает заказчика признать поставщика уклонистом и опубликовать данную информацию в Единой информационной системе. Затем в течение трёх рабочих дней необходимо обратиться в территориальный орган антимонопольной службы — часть 4 статьи 104 Закона о КС. В течение пяти рабочих с дней с момента обращения заказчика в УФАС будет проведено заседание и решён вопрос о внесении уклониста в реестр недобросовестных поставщиков.

Также, параллельно с этой работой заказчика, Закон даёт право начинать процедуру подписания контракта с участником закупки, которому присвоен второй номер. Если поставщик был не один, естественно. Получается, что этот момент лучше «заволокитить», если вы знаете, что победитель закупки не смог подписать контракт в силу объективных причин.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее!

ДЕЙСТВИЯ ПОСТАВЩИКА

Заседания комиссии в территориальном органе антимонопольной службы не избежать. Надо принять эту информацию как данность и смириться с ней, а также тщательно подготовиться.

В зависимости от того, какова причина неподписания контракта, необходимо подготовить подтверждающие документы. Если было отключение электричества — квитанцию от энергетиков, если сломался компьютер — заключение технических специалистов и т.д. И чем больше таких подтверждений у вас будет, тем лучше.

Не стоит забывать, что везде работают люди. И ни у одного сотрудника УФАС нет желания внести в РНП всех поставщиков, попавших к ним. При рассмотрении дела будет рассматриваться совокупность факторов, предшествующих заседанию комиссии. Каким было падение НМЦК при торгах? Было ли перечислено обеспечение исполнения контракта? Если да, то не был ли нарушен срок? Репутация поставщика на рынке? Был ли закуплен материал для выполнения работ по контракту или есть складские остатки товара в достаточном количестве? Всё будет иметь значение и, скорее всего, вносить в РНП вас никто не будет. Подробнее об этом, мы говорим на нашем обучении участников госзакупок.

При благоприятном стечении всех обстоятельств УФАС вынесет предписание о продлении срока подписания контракта. После этого протокол о признании победителя закупки уклонившимся признаётся недействительным и заказчик может заново направить проект контракта на подписание поставщику.

И конечно же нельзя закончить статью без совета — для того, чтобы подобная ситуация не случилась именно у вас, необходимо иметь как минимум два настроенных рабочих места для государственных закупок.

Отказ от подписания контракта поставщиком 44-фз

Согласно ст.70 44-ФЗ 13. Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
14. В случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признается победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.

В любом случае отказ с вашей стороны от заключения контракта является основанием для признания вас уклонившимся от заключения контракта и соответственно направлении информации о вас в УФАС.

Предполагается, что подписывая заявку на участие вы соглашаетесь с условиями документации о закупке, в том числе с контрактом. Все риски вы должны были оценить до подписания контракта. УФАС не примет решение в вашу пользу.

Согласно ч.5 ст.104 44-ФЗ.В случае, если единственный участник закупки, который подал заявку или предложение и с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение пяти рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную пунктами 1 — 3 части 3 настоящей статьи, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.

В данном случае попробуйте договориться с заказчиком о заключении контракта и сразу о расторжении его доп соглашением.

Желаю удачи!

Отказ от заключения контракта заказчиком по 44-ФЗ

Бывает так, что уже после подведения итогов закупки, например электронного аукциона, у заказчика возникают непредвиденные обстоятельства, и он принимает решение не подписывать контракт. Однако сделать он это может только в определенных Федеральным законом № 44 случаях, иначе такие действия будут считаться противоправными и могут быть оспорены в соответствующих инстанциях.

В каких ситуациях заказчик вправе отказаться от заключения контракта

Случаи, в которых заказчик имеет право на отказ от подписания контакта, четко определены 44-ФЗ. Их несколько:

  • Предоставление победителем заведомо ложной информации или несоответствие основным требованиям, определенным документацией (часть 9,10 статьи 31). Бывает так, что на этапе рассмотрения заявок у заказчика не хватает времени на то, чтобы проверить все документы и сведения, предоставленные участником. Если какие-то несоответствия выявляются уже после определения победителя, это является поводом для неподписания контракта. Так, например, может «всплыть» наличие задолженности по налогам, осуществление процедуры банкротства и другие моменты.

    На основании этих же статей заказчик вправе отказаться заключать контракт с победителем, если данные о нем содержатся в реестре недобросовестных поставщиков, (требование об отсутствии должно быть установлено документацией).

  • Несоответствие участника дополнительным требованиям, установленным документацией. Помимо основных требований к участнику, документацией могут быть установлены еще и дополнительные – их перечень четко не определен 44-ФЗ и регламентируется дополнительным правовыми актами (Постановления Правительства и так далее). Выявления несоответствия им также является для заказчика причиной отказаться от контракта.
  • Непредоставление победителем обеспечения исполнения контракта. В этом случае заказчик не просто имеет право, он обязан отказаться от контракта с данным поставщиком.

Отказ от заключения контракта осуществляется заказчиком до того момента, когда он будет подписан. Если это сделали обе стороны, то вступают в силу положения, касающиеся его расторжения.

В случае, если по результатам аукциона, конкурса или другой процедуры победителем признан единственный участник, заказчик также обязан подписать с ним контракт – отказ может быть только по перечисленным выше причинам.

Порядок отказа от заключения контракта

Если у заказчика есть весомые основания для отказа от подписания контракта, он обязан действовать в порядке, установленном частью 11 статьи 31 44-ФЗ, за исключением случая, когда победителем не предоставлено обеспечение. В такой ситуации он автоматически признается уклонившимся. В остальных заказчик обязан действовать по следующему алгоритму.

  1. При выявлении причин, препятствующих подписанию контракта, заказчик обязан, первую очередь, разместить в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru протокол об отказе заключения контракта – на это отводится один рабочий день. В нем должны быть указаны дата и время составления, реквизиты исполнителя и основание — причины по которым заказчик отказывается заключать контракт. Необоснованный отказ является противозаконным и его всегда можно оспорить.

    К протоколу также могут прилагаться документы, подтверждающие основания для отказа.

  2. Далее заказчик должен направить один из экземпляров победителю – для ознакомления – на это дается два рабочих дня, отсчет начинается с момента подписания.
  3. После того, как документ составлен, опубликован и направлен заинтересованной стороне, заказчик обязан вернуть победителю обеспечение заявки. Закон отводит на это не так много времени – 5 рабочих дней.

Обжалование отказа в контролирующих органах

Если победитель считает, что заказчик отказался подписывать контракт без веских причин или допустил нарушения при реализации процедуры (в частности, не вернул в срок обеспечение исполнения заявки), он вправе обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу. Делать это нужно до истечения срока подписания контракта – в противном случае обжаловать действия заказчика можно будет только в судебном порядке.

Жалоба должна быть подана в письменной форме и содержать всю необходимую информацию. В частности, на основании чего победитель считает действия заказчика необоснованными. Не лишним будет приложить соответствующие документы. Как правило, это копия протокола отказа от заключения контракта, составленная с нарушениями.

Таким образом, заказчик, в соответствии с нормами 44-ФЗ, действительно имеет право отказаться от заключения контракта с победителем, но только в установленных законом случаях. Кроме того, отказ всегда должен быть мотивированным, с четким указанием причин. В случае, если победитель считает отказ необоснованным, важно четко и решительно отстаивать свои права в соответствующих инстанциях – заказчик тоже бывает не прав!

>Протокол об отказе от заключения контракта заказчиком 44 фз образец

Образец протокола об отказе от заключения контракта по 44 фз. Если заказчик отказался от заключения контракта

Если такие действия обнаружились уже после размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки, то это будет условием для неподписания госконтракта.

Если победитель проигнорировал подписание соглашения по результатам проведения конкурса в установленный десятидневный срок (), то заказчик имеет право обратиться в судебные органы для возмещения убытков, которые не покрываются величиной обеспечения контрактной заявки. В дальнейшем госконтракт заключается с участником, завершившим торги под № 2.

При аналогичной ситуации по факту проведения аукциона, если подписание договорных отношений между победителем и заказчиком не происходит в установленный п. 9 ст. 70 44-ФЗ десятидневный срок, то победитель признается уклонившимся от заключения госконтракта (). Заказчик также вправе обратиться в суд с целью возмещения убытков, не покрытых суммой обеспечения. Исполнитель также не имеет права игнорировать

Как составить протокол отказа от заключения контракта по 44 фз и где его разместить

Напротив, если контракт уже подписан обеими сторонами, тут можно пустить в ход расторжение контракта.

В тех случаях когда заказчик примет решение об отказе от заключения контракта с участником, он должен разместить протокол отказа от заключения контракта в личном кабинете ЕИС. В этом протоколе заказчик должен указать:

  1. реквизиты и контактные данные поставщика;
  2. причина (основание) по которой заказчик отказался от заключения контракта с этим поставщиком.
  3. дату и время формирования протокола;

Дополнительно, к протоколу заказчик может приложить документы и информацию, которые могут подтвердить причину отказа от заключения контракта.

Как правильно расторгнуть контракт с ненадежным поставщикомКаждый десятый заключенный контракт расторгают из-за нарушений поставщика. В расторжении, как правило, никто не заинтересован.

Но бывают ситуации, в которых нельзя поступить иначе.

Протокол об отказе от заключения контракта по размещению заказа путем запроса котировок. Форма N ЗК-П-3-2009

Форма N ЗК-П-3-2009 «__» _____ ___ г.

N ________________ Реестровый номер торгов ____ Экз.

N ___ ПРОТОКОЛ ОБ ОТКАЗЕ ОТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА 1. Размещение заказа путем запроса котировок было проведено: Государственным заказчиком/Уполномоченным органом. Наименование Государственного заказчика: Почтовый адрес: Адрес электронной почты: Номер контактного телефона: Контактное лицо: Наименование Уполномоченного органа: Почтовый адрес: Адрес электронной почты: Номер контактного телефона: Контактное лицо: 2.

Место, дата и время составления протокола. Протокол составлен Государственным заказчиком по адресу: ___________ «__» _____ ___ г. в __ часов __ минут по московскому времени.

3. Сведения об участнике размещения заказа, которому(-ый) отказывается от в заключении(-я) контракта.

Организационно-правовая форма: Наименование (для юридического лица), Ф.И.О. (для физического лица): Серия и номер паспорта (для физического лица): Место нахождения (для юридического лица), место жительства (для физического лица): Почтовый адрес: Регистрационный номер заявки: Участник допущен к участию на основании протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок от «__» _______ N _____ 5. Сведения о контракте: Предмет контракта: 6.

Основания для отказа от заключения контракта: Участнику отказывается в заключении контракта в связи с установлением факта ______________ (указывается содержание пункта (пунктов) ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ от 21 июля 2005 г.

«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

), подтверждающегося (указываются реквизиты подтверждающих документов) ________________ 7. Подписи: Протокол составлен в двух экземплярах и подписан Государственным заказчиком: От имени Государственного заказчика: ——————T——————T——————¬ ¦Ф.И.О.

¦Должность ¦Подпись ¦ L——————+——————+——————-

Протокол отказа от заключения контракта 44 фз. Протокол отказа от заключения контракта

Срок — 5 рабочих дней.

Если какие-то несоответствия выявляются уже после определения победителя, это является поводом для неподписания контракта. Так, например, может «всплыть» наличие задолженности по налогам, осуществление процедуры банкротства и другие моменты. На основании этих же статей заказчик вправе отказаться заключать контракт с победителем, если данные о нем содержатся в реестре недобросовестных поставщиков, (требование об отсутствии должно быть установлено документацией).

  1. Несоответствие участника дополнительным требованиям, установленным документацией. Помимо основных требований к участнику, документацией могут быть установлены еще и дополнительные – их перечень четко не определен 44-ФЗ и регламентируется дополнительным правовыми актами (Постановления Правительства и так далее).

Чтобы соблюсти правило о надлежащем уведомлении, он одновременно направляет поставщику заказное письмо с уведомлением.

Образец письма с отказом от заключения договора

Составляется это письмо на фирменном бланке предприятия и заверяется подписью руководителя или иного уполномоченного на то лица.

Однако рекомендуется включить в него следующие сведения:

  • Наименование адресата, а именно:
  1. для юридических лиц — наименование, адрес, контактные данные;
  2. для физических лиц — Ф.

    И. О., адрес, контактный телефон при наличии.

  • Исходящий номер документа, а также дату его регистрации в журнале исходящей корреспонденции.
  • Далее по тексту необходимо изложить:
  • Название документа, а именно: «Уведомление об отказе от заключения договора».
  1. формулировку отказа с указанием четких причин, а также ссылки на нормативно-правовую базу, дозволяющую совершить отказ.
  2. первоначальные условия, а также предложения, поступившие от адресата;

В случаях, когда письменный отказ

Протоколы по 44-ФЗ: образцы документов

Если комиссия отклоняет вторую часть, она обязана объяснить, почему.

Документ публикуется в течение 3 рабочих дней с момента окончания аукциона. Здесь объявлен победитель. ✔ Материалы по теме: ☆ ☆ ☆ ☆ Не всегда электронный аукцион проходит по сценарию.

В тех случаях, когда торги признаются несостоявшимися по разным причинам, заказчик обязан составить особые виды протоколов.

Это же касается случаев, когда возникают разногласия. Протоколы аукциона 44-ФЗ, если торги не состоялись или состоялись с нарушениями: ✔ Протокол рассмотрения единственной заявки. Заполняется в том случае, если подана всего 1 заявка. ✔ Протокол рассмотрения заявки единственного участника. В этом случае может быть подано несколько заявок, но только одна из них признана соответствующей требованиям.

✔ Протокол о признании аукциона несостоявшимся. Данный протокол оформляется автоматически

Протокол отказа от заключения контракта по 44 фз образец. Образец письма с отказом от заключения договора.

В каких случаях заказчик вправе отказаться от заключения контракта с победителем

Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.

Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений. Если заказчик решил не подписывать контракт, он должен в течение 1 рабочего дня , следующего за днем, когда было обнаружено основание для отказа, составить и разместить в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта.

Затем у него есть максимум 2 рабочих дня на то, чтобы направить этот документ победителю конкурса , с которым не будут заключать контракт. Поставщик или исполнитель работ может обжаловать это решение.

Кроме того, заказчик обязан вернуть участнику торгов денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения исполнения контракта (п. 6 ч. 6 ст. 44 44-ФЗ)

Отказ поставщика от заключения контракта по 44 ФЗ 2020 г.

Вторым вариантом будет являться случай, когда участник сначала заключает контракт, а потом хочет его расторгнуть по соглашению сторон.

Для воплощения такого варианта, необходимо вначале договориться с заказчиком, при этом со стороны заказчика могут последовать проверки по обоснованности процедуры расторжения контракта. То есть в данной ситуации рискует заказчик. Подробную статью о том как добровольно расторгнуть контракт по соглашению сторон смотрите При некоторых случаях заказчики идут на это, чтобы избежать невозможности исполнения контракта.

Если заказчик аффилирован с другим участником закупки и хочет таким образом избежать исполнения контракта, то такой вариант у него не пройдет. Следующий вариант работает если срок который прописан законом о контрактной системе еще не подошел к концу. В данном случае участник может лично на себя пожаловаться в УФАС.

Обосновав это тем, что он не подходит под требования заказчика, а допущенная заявка на участие имела нарушение.

Протокол отказа от заключения контракта заказчиком по 44-ФЗ

Москва Бесплатная оценка вашей ситуации К сожалению указанный протокол разногласий, несмотря на фактическую правильность в контексте 44-фз является недопустимым. коллега вам указала ссылку, в которой указано что протокол может содержать.

но суть не в этом. основание для отказа от заключения контракта, если вы его правильно процитировали, является необоснованным.

в 44-фз нет такого. пришлите протокол отказа, скорее всего нужна будет жалоба. по идее, если в сроки уложились, тогда заказчик должен был оставить в контракте все как есть и прикрепить отдельный документ, в котором указать почему он отказывается менять контракт. получается вас лишили возможности подписать контракт.

пришлите в личку протокол отказа. 16 Мая 2016, 12:08 2 0 1889 ответов 863 отзыва Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Киров Бесплатная оценка вашей ситуации Здравствуйте, Мария.

В каких случаях допускается отказ от заключения контракта по 44-ФЗ со стороны заказчика и исполнителя?

Так, заказчик вправе отказаться от подписания госконтракта, если ему станет известно о том, что ресурсов победителя окажется недостаточно для выполнения взятых на себя обязательств.Также в 44-ФЗ упомянуто о следующих частных ситуациях отказа от госконтракта при покупках лекарственных средств:

  • Если не зарегистрирована предельная отпускная цена лекарств, которые предлагаются участником.
  • Если предложенная участником цена превышает отпускную из реестра, а участник отказался от снижения предложенной им стоимости (при этом сам поставщик признается уклонистом и несет все правовые последствия, связанные с этим фактом).

Согласно статистике, каждый 10 контракт расторгают из-за нарушений, которые были допущены поставщиками. В госконтракта никто не заинтересован, но иногда поставщику приходится идти на этот шаг. Но лучше предпринять превентивные меры и отказаться от контракта еще перед его подписанием.

Протокол отказа от заключения контракта с победителем в запросе котировок

Протокол отказа от заключения контракта с победителем в запросе котировок ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛ отказа от заключения государственного контракта с победителем в запросе котировок на закупку услуг по уборке служебных помещений (наименование закупаемой продукции (товаров, работ, услуг)) «31» июля 2020 г. Наименование заказчика: _____________________________________. Предмет закупки: закупка услуг по уборке служебных помещений.

Номер извещения о проведении запроса котировок: XXXXXXXXXXXXXXXXXXX. Идентификационный код закупки: XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXХХХХХХ.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 25.07.2018 N _____________________ решением котировочной комиссии победителем признана организация: ООО Наименование юридического лица (Ф.И.О.

для физического лица): ——— «Арсенал» —————. 150003, г. Энск, пр-т Ленина, д. 15, Место нахождения (регистрации): ————————————— оф.

8А —————. ИНН: XXXXXXXXXX. Сведения о фактах, являющихся основанием для отказа от заключения контракта: Описание факта Реквизиты документов, подтверждающих такие факты Наличие у участника недоимки по налогам за прошедший календарный год в размере, превышающем 25% балансовой стоимости активов. Данная недоимка не подпадает под исключения, названные в п.

5 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Письмо Межрайонной налоговой инспекции N 5 от 30 июля 2020 г. Рассмотрев представленные документы, заказчик в лице ______________________________________________ на основании ч.

9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ принял решение: Отказаться от заключения государственного контракта с победителем ООО «Арсенал» запроса котировок ——————————————————— (наименование предприятия (Ф.И.О.

физического лица)) Настоящий протокол подлежит размещению в единой информационной системе (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) в порядке, установленном законодательством. Один экземпляр настоящего протокола передается ООО «Арсенал». Настоящий протокол подлежит хранению в течение трех лет с даты принятия решения об отказе от заключения контракта.

Руководитель

Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ заказчиком и поставщиком

Возможны ошибки, в результате которых в контракте может быть завышена цена.

В этом случае нужно составлять протокол разногласий и снижать цену до уровня цены в реестре. При несоблюдении хотя бы одного из условий заказчик должен отказаться от заключения контракта. Скачать образец Также если заказчиком в закупке было установлено требование о том, что контракт будет заключен после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта (банковская гарантия, либо внесение денежных средств на счет заказчика), но по какой-то причине в назначенный срок этого не случилось, победителя закупочной процедуры признают уклонившимся, и контракт с ним заключаться не будет.

Чтобы создать протокол отказа от заключения контракта, войдите в реестр закупок.

Найдите закупку на этапе «Работа комиссии» и выберите пункт контекстного меню «Документы закупки».

Отказ от контракта

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *