Ст 36 ФЗ 218

1. Государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества. Государственная регистрация перехода права на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, одновременно является государственной регистрацией перехода права на долю в праве общей собственности на имущество общего пользования, расположенное в границах такой территории, если это имущество принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах такой территории. Сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона), а также договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями.

2. Государственная регистрация распределения долей в праве общей собственности проводится по заявлению всех участников долевой собственности, чьи доли в праве общей собственности распределяются (изменяются) на основании документа, содержащего сведения о размере долей, за исключением случая, если изменение размера доли устанавливается судебным актом. В случае обращения одного из участников долевой собственности с заявлением о государственной регистрации изменения размера долей в праве общей долевой собственности необходимым условием такой государственной регистрации прав является наличие в письменной форме согласия остальных участников долевой собственности, чьи доли в праве общей собственности распределяются, если иное не предусмотрено законом или договором между указанными участниками долевой собственности.

3. Государственная регистрация права общей совместной собственности на недвижимое имущество осуществляется на основании заявления одного из участников совместной собственности, если законодательством Российской Федерации либо соглашением между участниками совместной собственности не предусмотрено иное.

4. При продаже доли в праве общей собственности лицу, не являющемуся сособственником, к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, подтверждающие, что продавец доли известил в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю с указанием цены и других условий, на которых продает ее. К заявлению о государственной регистрации прав могут прилагаться документы, подтверждающие отказ остальных участников долевой собственности от покупки доли и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае государственная регистрация перехода права на долю в общей собственности проводится независимо от срока, прошедшего с даты извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности.

4.1. В случае, если число участников долевой собственности на недвижимое имущество превышает двадцать, вместо извещения в письменной форме остальных участников долевой собственности продавцом доли в праве общей собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу может быть размещено извещение об этом на официальном сайте. Данное правило не распространяется на извещения о продаже доли в праве общей собственности на жилые помещения.

4.2. В случае, указанном в части 4.1 настоящей статьи, в заявлении о государственной регистрации прав должно быть указано, что уведомление участников общей долевой собственности осуществлялось способом, установленным в части 4.1 настоящей статьи. Извещение о намерении продать долю в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежит размещению продавцом на официальном сайте без взимания платы. Извещение о намерении продать долю в праве общей собственности на недвижимое имущество должно содержать вид объекта недвижимости, кадастровый номер объекта недвижимости, доля в праве на который продается, адрес объекта недвижимости (при его наличии) или иное описание местоположения объекта недвижимости (при отсутствии адреса), указание цены, по которой продается доля, фамилию, имя, отчество продавца доли (для физического лица) или наименование (для юридического лица), адрес электронной почты и (или) почтовый адрес, по которым осуществляется связь с продавцом доли. Порядок размещения извещения о намерении продать долю в праве общей собственности на недвижимое имущество на официальном сайте устанавливается органом нормативно-правового регулирования.

5. Государственная регистрация права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения этого права и обременения такого имущества или сделок с таким имуществом осуществляется на основании заявления, представляемого управляющей компанией, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд. При государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости указывается, что собственниками такого объекта являются владельцы инвестиционных паев соответствующего паевого инвестиционного фонда (без указания имен (наименований) владельцев инвестиционных паев и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности). На государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения этого права и обременения такого недвижимого имущества или сделок с таким недвижимым имуществом наряду с необходимыми в соответствии с настоящим Федеральным законом документами представляются:

1) выписка из реестра паевых инвестиционных фондов, выданная в установленном Федеральным законом от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» порядке не ранее чем за десять дней до даты представления документов на государственную регистрацию прав;

2) лицензия управляющей компании, в доверительном управлении которой находится паевой инвестиционный фонд (подлинник или нотариально удостоверенная копия);

3) правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом (договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом) со всеми внесенными в них изменениями, зарегистрированными в порядке, установленном Федеральным законом от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».

Содержание

<Письмо> Росреестра от 22.07.2019 N 14-07181-ГЕ/19
<О применении положений части 1 статьи 42 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»>
(вместе с <Письмом> Минэкономразвития России от 16.04.2019 N Д23и-12740 «О рассмотрении обращения»)

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 22 июля 2019 г. N 14-07181-ГЕ/19

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и возможного учета в работе копии обращения заявителя и письма Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 16.04.2019 N Д23и-12740 по вопросу применения положений части 1 статьи 42 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в отношении договоров об ипотеке, предметом которых являются:

здание одновременно с долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположено такое здание;

квартира (помещение) одновременно с долей в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом (нежилым зданием), в котором расположена такая квартира (помещение).

Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 апреля 2019 г. N Д23и-12740

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России, рассмотрев обращение по вопросу применения норм о нотариальном удостоверении сделок, сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г., N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, и не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкованию нормативных правовых актов, а также не уполномочено давать оценку возможности осуществления государственной регистрации в конкретном случае, в связи с чем Департамент недвижимости вправе высказать только мнение по поставленным вопросам.

Отмечаем, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нотариата в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, является Минюст России.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ПС) в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка» влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.

Согласно статье 163 ГК нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение, и осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, в порядке, установленном законом о нотариате и нотариальной деятельности.

Нотариальное удостоверение сделок обязательно:

в случаях, указанных в законе;

в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.

Если нотариальное удостоверение сделки является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ):

государственная регистрация возникновения, перехода, прекращения, ограничения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах и обременения такого помещения одновременно является государственной регистрацией возникновения, перехода, прекращения, ограничения неразрывно связанных с ним права общей долевой собственности на общее имущество и обременения такого имущества;

сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением случаев, установленных данной статьей.

Согласно статье 75 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» при ипотеке квартиры в многоквартирном жилом доме, части которого в соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации находятся в общей долевой собственности залогодателя и других лиц, заложенной считается наряду с жилым помещением соответствующая доля в праве общей собственности на жилой дом.

На основании пункта 4 статьи 334 ГК к залогу недвижимого имущества (ипотеке) применяются правила ГК о вещных правах, а в части, не урегулированной указанными правилами и законом об ипотеке, общие положения о залоге.

Исходя из положений пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами,

В соответствии с пунктом 4 статьи 35 ЗК РФ отчуждение участником долевой собственности доли в праве собственности на здание, сооружение или отчуждение собственником принадлежащих ему части здания, сооружения или помещения в них проводится вместе с отчуждением доли указанных лиц в праве собственности на земельный участок, на котором расположены здание, сооружение.

Исхода из вышеизложенного, в рассматриваемом случае доля в праве общей долевой собственности на земельный участок следует судьбе расположенного на нем здания, квартиры (помещения), находящейся в многоквартирном доме (здании), и не является самостоятельным предметом сделки.

Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, договор ипотеки, предметом которого являются здание одновременно с долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположено такое здание, квартира (помещение) одновременно с долей в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом (нежилым зданием), в котором расположена такая квартира (помещение), не подлежит нотариальному удостоверению.

Отмечаем также, что решение о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации или отказе в государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов.

Одновременно сообщаем, что письма Минэкономразвития России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

Директор Департамента недвижимости

А.И.БУТОВЕЦКИЙ

Почему Росреестр отправляет ДКП к нотариусу

31 июля 2019 вступили в силу изменения в ст. 42 Федерального закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Новая редакция статьи 42 пункта 1 отменяет нотариальные сделки с долевой собственностью.

С 01 января 2017 года до 31 июля 2019 года: Федеральный закон № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Статья 42: …сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению…

Ранее, (до 01.07.2018г.), покупку по ДКП (Договору купли-продажи) недвижимости с использованием средств материнского капитала оформляли в общедолевую собственность. В некоторых случаях требовали брачный договор, в других – нет. Много договоров купли-продажи прошло без брачного договора.

Супруги, приобретая в долевую собственность объект недвижимости, заключают договор, содержащий элементы брачного договора, поскольку в нем выражена воля супругов на изменение установленного законом режима совместной собственности, в связи, с чем указанный договор подлежит нотариальному удостоверению или супруги заключают брачный договор.

В настоящее время, (с 01.08.2019г.) в случае продажи общедолевой собственности родителей Договор купли-продажи можно оформить в простой письменной форме. Но при этом Росреестр потребует от продавцов брачный договор.

Росреестр отправит к нотариусу при неисполненных обязательствах о выделении доли детям в случаях когда:

  • Недвижимость принадлежит родителям на праве общей долевой собственности, и доли детей выделяется только одним из родителей.
  • Недвижимость в ипотеке. Жилое помещение куплено с использованием ипотечных средств, но все-таки решили выделить доли детям —так как на основании соглашения о выделении долей будет регистрироваться ипотека долей. (см. ст.42 ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости).
  • Супруги расторгли брак. Во время совместного брака при покупке жилья вместе со своими денежными средствами супруги использовали средства мат капитала (имеет место раздел совместно нажитого имущества). Согласно ч. 2 ст. 38 СК РФ, такая сделка подлежит нотариальному удостоверению.

Когда можно оформлять сделки без нотариуса с долями и маткапиталом?

  • Если средства маткапитала направляются в качестве недостающей суммы при покупке жилья и в договоре купли-продажи стороны сразу указывают размер долей, которые перейдут в собственность всех членов семьи.

  • Если ранее недвижимость была оформлена на праве общей совместной собственности на супругов или как единоличная собственность на одного из родителей, то идти к нотариусу не нужно. Для выделения долей всем членам семьи можно составить Соглашение об определении долей в простой письменной форме, где указывается размер доли у каждого члена семьи, или составить договор дарения, но в этом случае, перераспределить доли детей будет невозможно.

До 01.07.2018 года в ЕГРН нельзя было внести запись об общей совместной собственности супругов на долю в праве. Гражданский кодекс позволял это сделать, а Правила ведения ЕГРН — нет! И приходилось оформлять долевую собственность на совместно нажитое имущество. А это не законный, а договорной режим собственности, по сути раздел имущества, нажитого в браке. А такие сделки — нотариальные!

  • Если недвижимость принадлежит супругам на праве общей долевой собственности (имеется брачный договор) и когда выделяют доли детям оба родителя.(изменения в ст. 42 Федерального закона N 218-ФЗ, вступившие в силу 31 июля 2019 года)

Источник: Отдел информации ВРБН

Отдел информации

Все новости

Важная информация для покупки квартиры во Владимире:

Приемка квартиры у застройщика Передача новостроек в собственность Сделки с недвижимостью только через нотариуса Суд разъяснил судьбы земельных участков
Сколько стоят коммунальные услуги Перевод общежития в многоквартирный дом Перепланировка в новостройке и вторичке Генеральный план строительства дорог
Купить новостройки во Владимире Налоги с продажи квартиры с 2016 г. МФЦ — все адреса по Владимирской области Меры безопасности при осмотре новостроек

Поправки в статью 42 фз-218 «О государственной регистрации недвижимости»

01 мая 2019 года Президент Российской Федерации подписал федеральный закон №76-фз.
Этот закон вносит поправки в статью 42 фз-218 «О государственной регистрации недвижимости»
Теперь статья 42 фз 218 изложена в следующей редакции:
«Сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона)».
Через 90 дней после официального опубликования в Российской газете, закон вступит в силу и участники сделки будут экономить значительные средства.
И с 01.08.2019 года участники долевой собственности смогут отчуждать ее (одновременно) без нотариального удостоверения договора.Теперь не нужно в обязательном порядке удостоверять отчуждение недвижимого имущества — куплю-продажу, дарение, мену, выделение долей.
Остаются исключения из этого правила:
Сделки по отчуждению недвижимости или долей в праве на нее, принадлежащей НЕДЕЕСПОСОБНЫМ и НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ собственникам подлежат удостоверению нотариусам в обязательном порядке.
Кроме того для таких сделок требуется особое разрешение органов Опеки и попечительства.
Приобретение недвижимости недееспособным и несовершеннолетним — не требует удостоверения нотариусом и разрешений Опеки.
2. Сделки по отчуждению долей в праве собственности ОТДЕЛЬНЫМИ ДОГОВОРАМИ ( не всеми участниками долевой собственности сразу по одной сделке) — по прежнему требуют нотариального удостоверения и к тому же письменного уведомления всех других участников долевой собственности о продаже с указанием условий сделки.
3. Сделки по ПРИОБРЕТЕНИЮ НЕДВИЖИМОСТИ ЗАКОННЫМИ СУПРУГАМИ В ДОЛЕВУЮ СОБСТВЕННОСТЬ.
Так как это не законный, а договорной режим собственности.
Законный режим собственности супругов — общая совместная собственность.
Закон позволяет оформить в совместную собственность квартиру, дом, земельный участок, комнату или долю в праве на эти объекты недвижимости на законных супругов в простой письменной форме.

А при приобретении недвижимости супругами в долевую собственность ( если уж вам так это необходимо) требуется удостоверить сделку у нотариуса, либо предоставить в Росреестр вместе с договором в простой письменной форме нотариальный Брачный договор, где прописан договорной режим собственности на имущество нажитое в браке.
С 01.02.2019 года нотариус, удостоверивший сделку с недвижимостью должен БЕСПЛАТНО отправить в Росреестр документы в электронном виде для регистрации перехода права собственности от продавца к покупателю ( это обязательная государственная процедура, завершающая сделку).
Получить разрешение органов опеки.Получить консультацию о покупке квартиры супругами, а также о продаже своей недвижимости, оформлении ипотеки вы сможете у наших специалистов.
OOOO «КВАДРАТНЫЙ МЕТР»
ппо телефону

Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 13 июля 2015 года N 218-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НЕДВИЖИМОСТИ Принят Государственной Думой 3 июля 2015 года Одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 431-ФЗ, от 26.04.2016 N 108-ФЗ, от 01.05.2016 N 119-ФЗ, от 02.06.2016 N 172-ФЗ, от 23.06.2016 N 221-ФЗ, от 03.07.2016 N 265-ФЗ, от 03.07.2016 N 304-ФЗ, от 03.07.2016 N 315-ФЗ, от 03.07.2016 N 351-ФЗ, от 03.07.2016 N 354-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 01.07.2017 N 141-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 29.07.2017 N 218-ФЗ, от 29.07.2017 N 222-ФЗ, от 29.07.2017 N 247-ФЗ, от 29.07.2017 N 280-ФЗ, от 25.11.2017 N 328-ФЗ, от 31.12.2017 N 486-ФЗ, от 31.12.2017 N 506-ФЗ, от 31.12.2017 N 507-ФЗ, от 28.02.2018 N 36-ФЗ, от 03.04.2018 N 60-ФЗ, от 29.06.2018 N 171-ФЗ, от 01.07.2018 N 175-ФЗ, от 03.08.2018 N 308-ФЗ, от 03.08.2018 N 322-ФЗ, от 03.08.2018 N 338-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 25.12.2018 N 478-ФЗ, от 27.12.2018 N 538-ФЗ, от 01.05.2019 N 76-ФЗ, от 17.06.2019 N 150-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ, от 27.06.2019 N 153-ФЗ, от 18.07.2019 N 194-ФЗ, от 26.07.2019 N 238-ФЗ, от 26.07.2019 N 254-ФЗ, от 02.08.2019 N 267-ФЗ, от 02.08.2019 N 286-ФЗ, от 02.08.2019 N 299-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные положения
    • Статья 2. Правовая основа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
    • Статья 3. Орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав
    • Статья 4. Участники отношений при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
    • Статья 5. Идентификаторы, используемые при ведении Единого государственного реестра недвижимости
    • Статья 6. Геодезическая и картографическая основы Единого государственного реестра недвижимости
  • Глава 2. Единый государственный реестр недвижимости
    • Статья 7. Состав и правила ведения Единого государственного реестра недвижимости
    • Статья 8. Кадастр недвижимости
    • Статья 9. Реестр прав на недвижимость
    • Статья 10. Реестр границ
    • Статья 11. Реестровые дела
    • Статья 12. Кадастровые карты
    • Статья 13. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости
  • Глава 3. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
    • Статья 14. Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
    • Статья 15. Лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав
    • Статья 16. Сроки и дата осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
    • Статья 17. Государственная пошлина за осуществление государственной регистрации прав
    • Статья 18. Представление заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов
    • Статья 19. Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных уполномоченных лиц представлять заявление и прилагаемые к нему документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
    • Статья 20. Правила информационного взаимодействия кадастрового инженера с органом регистрации прав
    • Статья 21. Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
    • Статья 22. Требования к межевому плану
    • Статья 23. Требования к акту обследования
    • Статья 24. Требования к техническому плану
    • Статья 24.1. Требования к карте-плану территории
    • Статья 25. Основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения
    • Статья 26. Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав
    • Статья 27. Отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
    • Статья 28. Удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
    • Статья 29. Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
    • Статья 30. Приостановление осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в заявительном порядке
    • Статья 31. Прекращение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
  • Глава 4. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия
    • Статья 32. Правила направления документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия
    • Статья 33. Правила внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости по заявлению заинтересованного лица
    • Статья 34. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия
  • Глава 5. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке
    • Статья 35. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости
    • Статья 36. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя
    • Статья 36.1. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации
    • Статья 36.2. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о возможности представления заявления о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью
    • Статья 37. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии правопритязаний, прав требований в отношении зарегистрированного права
    • Статья 38. Правила внесения в Единый государственный реестр недвижимости отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости
    • Статья 39. Правила представления сведений для внесения в Единый государственный реестр недвижимости в уведомительном порядке, а также правила уведомления правообладателя о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости
  • Глава 6. Особенности осуществления государственного кадастрового учета отдельных видов недвижимого имущества и государственной регистрации отдельных видов прав на недвижимое имущество
    • Статья 40. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, а также на объект незавершенного строительства
    • Статья 41. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости
    • Статья 42. Особенности государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество
    • Статья 43. Особенности осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков
    • Статья 44. Особенности осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственной регистрации обременений объекта недвижимости
    • Статья 45. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении искусственно созданного земельного участка
    • Статья 46. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении единого недвижимого комплекса и предприятия как имущественного комплекса
    • Статья 47. Особенности государственной регистрации прав на земельную долю, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
    • Статья 48. Особенности осуществления государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве и прав участника долевого строительства на объект долевого строительства
    • Статья 49. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства
    • Статья 50. Особенности осуществления государственной регистрации при переходе прав на заложенное недвижимое имущество в результате обращения взыскания на него
    • Статья 51. Особенности осуществления государственной регистрации аренды недвижимого имущества, найма жилого помещения, безвозмездного пользования (ссуды) объектом культурного наследия
    • Статья 52. Особенности осуществления государственной регистрации сервитута
    • Статья 53. Особенности осуществления государственной регистрации ипотеки
    • Статья 54. Особенности осуществления государственной регистрации прав при доверительном управлении и опеке, связанных с недвижимым имуществом
    • Статья 55. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю
    • Статья 56. Особенности осуществления государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности
    • Статья 57. Особенности осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества при регистрации перехода прав на него
    • Статья 58. Осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда
    • Статья 59. Осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенного документа
    • Статья 60. Особенности государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета при изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд
    • Статья 60.1. Особенности государственной регистрации прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации
    • Статья 60.2. Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, земельные участки, границы которых пересекаются с границами указанных земельных участков, государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ указанных земельных участков
  • Глава 7. Исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
    • Статья 61. Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
  • Глава 8. Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
    • Статья 62. Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
    • Статья 63. Плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости
  • Глава 9. Государственный регистратор прав
    • Статья 64. Государственный регистратор прав и гарантии при осуществлении им должностных обязанностей
    • Статья 65. Права и обязанности государственного регистратора прав
  • Глава 10. Ответственность при осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ведении единого государственного реестра недвижимости, предоставлении сведений из единого государственного реестра недвижимости
    • Статья 66. Ответственность органа регистрации прав
    • Статья 67. Ответственность государственного регистратора прав
    • Статья 68. Утратила силу
  • Глава 10.1. Компенсация добросовестному приобретателю за утрату им жилого помещения
    • Статья 68.1. Компенсация добросовестному приобретателю за утрату им жилого помещения
  • Глава 11. Заключительные и переходные положения
    • Статья 69. Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтенные объекты недвижимости
    • Статья 70. Особенность осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях
    • Статья 71. Особенности подготовки технического плана здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства
    • Статья 71.1. Особенности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов
    • Статья 72. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с последними изменениями (внесенными Федеральным законом от 02.08.2019 N 299-ФЗ), вступившими в силу с 01.01.2020 года (ред 28).

Порядок вступления в силу закона № 218-ФЗ установлен в статье 72.

Предисловие

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступил в силу с 1 января 2017 г. (за исключением отдельных положений, вступающих в силу со 2 января 2017 года и с 1 января 2020 года).

Указанный закон № 218-ФЗ призван объединить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и его кадастровый учет в единую систему учета и регистрации. Предполагается формирование Единого государственного реестра недвижимости, который объединит данные кадастрового учета и данные ЕГРП. Проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее теперь будет исключительно Росреестр и его территориальные органы.

Новое в Законе № 218-ФЗ

Сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе теперь будут внесены в кадастр недвижимости.

Заявления о государственном кадастровом учете и госрегистрации прав подаются лицами, указанными в статье 15 закона.

Такое заявление и необходимые документы можно будет представить в бумажном виде — лично или по почте, равно как и в форме электронных документов (через портал госуслуг или сайт Росреестра).

Подача заявления

Отныне место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Обращаться можно в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ.

Новый закон устанавливает единственный случай отказа в приеме документов о кадастровом учете и госрегистрации прав — не установлена личность заявителя, обратившегося с заявлением.

Сроки кадастрового учета и госрегистрации прав

Статья 16 Закона устанавливает сроки осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Как видно, общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.

Приостановление кадастрового учета и госрегистрации прав

Статья 26 Закона устанавливает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

В первоначальной редакции Закона статья 26 содержала 51 основание, тогда как уже в третьей его редакции содержится 55 оснований приостановления.

Выписка из ЕГРН вместо свидетельства

Согласно новым правилам, установленным Законом № 218-ФЗ кадастровый учет, государственная регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а госрегистрация договора или иной сделки — специальной регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и госрегистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

Условия выплаты компенсации за утрату права на жилое помещение

Статья 68 Закона № 218-ФЗ содержит положения об условиях компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН.

Компенсация за единственно пригодное для постоянного проживания жилое помещение выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано.

Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.

Однако, обращаем внимание на то, что положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу лишь с 1 января 2020 г.

13 июля 2015 года

N 218-ФЗ

>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Бесплатная консультация по земельным вопросам
с 1 по 30 ноября

ЕГРН – относительно новое понятие, которое подлежит применению в сфере регистрации недвижимости с 1 января 2017 года. С этого момента вступил в силу новый федеральный закон – ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости».

Читать закон с комментариями на Consultant.ru

Этот нормативный акт пришел на смену сразу двум популярным законам – ФЗ №221 «О государственном кадастре недвижимости» и ФЗ №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Причины кардинального изменения существующего порядка регистрации недвижимости лежат на поверхности этого процесса. Те, кто из вас за последний год пытались совершить регистрационные действия со своей собственностью, с большой вероятностью столкнулись с огромным количеством барьеров на своем пути. Основной из них – необходимость кадастрового учета и регистрации прав в двух различных реестрах.

И несмотря на то, что ведение этих реестров возложено на один государственный орган (Росреестр РФ), при подаче документов на регистрацию прав требовали предоставления кадастрового паспорта, а при необходимости кадастрового учета объекта – выдавали приостановки для предоставления документов из реестра прав, подтверждающие сведения о недвижимости.

Сейчас два реестра, со сведениями о кадастровом учете и правах на недвижимость, объединили в один – Единый государственный реестр недвижимости, или ЕГРН.

Со вступлением нового федерального закона №218 необходимость совершения двух последовательных процедур регистрации отпадет. На смену ЕГРП и кадастру пришел новый реестр – ЕГРН, в котором будет отражена информация об объектах, как по кадастру, так и по правам на них.

Остались вопросы?
Задайте их специалисту по телефону
+7 978 744 30 11

До 1 января 2017 года технические характеристики недвижимости содержались в государственном кадастре, который с 2013 года ведет Кадастровая палата (структура Росреестра). Эту функцию она получила от органов БТИ Ростехинвентаризации. Регистрацию прав проводили отделения Росреестра – УФРС по районам города и регионам.

Если вам необходимо было зарегистрировать новый объект недвижимости, то сначала вы должны были его поставить на учет в Кадастре (путем подготовки технического плана и заполнения декларации), а потом – зарегистрировать свои права в другом подразделении УФРС по регистрации прав, подав документы в многофункциональный центр.

Срок кадастрового учета составлял 10 рабочих дней вне зависимости от вида регистрационных действий, срок регистрации прав – 10 рабочих дней. К этому сроку необходимо было приплюсовывать время на пересылку документов из МФЦ в госорганы. Это время было нерегламентированно и могло быть от 4 до 10 дней. Быстрее было подать документы на регистрацию посредством электронного функционала сети Internet, но в этом случае неподготовленному пользователю сложно было разобраться с порядком подготовки документов, электронной подписью и доверенностью на представителя, подходящей для этой процедуры.

Также, существование двух реестров можно было проследить на официальном сайте Росреестра, где в режиме «онлайн» вы просматривали сведения об объекте – по кадастру и ЕГРП. За последнее время мы сталкиваемся с большим количеством ошибок, которые вызваны, к примеру, наличием объекта и его правообладателей в ЕГРП и отсутствием сведений о нем в Кадастре.

Выход из такой ситуации может быть разный. По закону и здравой логике, необходимо произвести учет ранее учтенного объекта, однако в различных территориальных отделениях Кадастровой палаты «рекомендовали» устранять такие разночтения по-разному.

Новым законом №218 «О государственной регистрации недвижимости» предусматривается ведение единого реестра, что, соответственно, приведет к единообразному подходу при проведении регистрации недвижимости.

Структура ЕГРН

Структура ЕГРН определена следующая:

  • Реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
  • реестр прав и ограничений (обременений).
  • реестр информации о границах особых зон (реестр границ).
  • реестровые дела.
  • кадастровые карты.
  • книги учета документов.

Каждый элемент ЕГРН хранится теперь в особом режиме: реестры недвижимости, карты и книги учета – в электронном виде. В виде документов на бумаге и на электронных носителях подлежать хранению реестровые дела. Время хранения указанной информации неограниченно, и она не подлежит уничтожению. Все сведения о недвижимости строго охраняются законом и органами Росреестра РФ, который является оператором ЕГРН.

Кадастр недвижимости с 2017 года

Кадастр недвижимости включает в себя два вида сведений об объектах:

1. Основные – это характеристики объектов, которые их индивидуализируют и определяют, как обособленную вещь (этажность, вид и пр.).

2. Дополнительные – характеристики объекта, которые могут быть изменены из вне – к примеру адрес объекта недвижимости, кадастровая стоимость и пр.

Реестр прав на недвижимость с 2017 года

В настоящее время права на недвижимость и смежные с ними категории определены в законе следующими формулировками:

  1. Права на объекты.
  2. Ограничения прав на недвижимость.
  3. Обременение прав на объекты.
  4. Сведения о сделках с недвижимостью.
  5. Дополнительные сведения, не влияющие на права.

Сведения о правах на недвижимость в свою очередь так же определены законом №218-ФЗ. К ним относятся: вид права на объект недвижимость, момент его регистрации, номер; информация о правообладателе; основания права; виды обременений и ограничений зарегистрированных прав; основания обременений (ограничений); информация о держателях обременений; основные сведения о сделках с объектом недвижимости.

Среди дополнительных сведений об объектах в реестре прав следует выделить информацию о зарегистрированных в жилых помещениях собственника объекта лицах, которые находятся под опекой или попечительством, а также – несовершеннолетних членах его семьи, которые остались без попечительства.

В свете запланированных изменений законодательства, которые будут затрагивать вопросы регистрации по месту жительства/пребывания несовершеннолетних, это нововведение закона №218 выглядит вполне логично. Напомним, что в настоящее время рассматривается законопроект, ограничивающий возможность выписки несовершеннолетних из жилых помещений, при отсутствии у их законных представителей в собственности иного недвижимого имущества, в которое может быть зарегистрирован ребенок.

Реестр границ объектов

В разделе, содержащим информацию о границах территорий, которые подразумевают особые условия использования, внесена следующая информация: информация об индивидуальных характеристиках зон (обозначения, виды, адреса и пр.), границы территорий, сведения о государственных органах, в чем ведении находится установление местоположения зон с особыми условиями использования, сведения об актах органов государственной власти, установивших статус особых территорий, информация об ограничениях в использовании особых зон и территорий.

Реестровые дела

Реестровые дела – это один из разделов ЕГРН. В нем содержатся документы об объектах недвижимости, которые являются основанием для сведений о нем в других разделах ЕГРН (кадастре недвижимости, реестре прав и пр.). Все эти документы хранятся в органах Росреестра в электронном виде. Если в органы учета соответствующая документация от заинтересованных лиц и органов государственной власти предоставляется в бумажном формате, сотрудники Росреестра обязаны переформатировать их в электронный вид.

Кадастровые карты

Это карты, которые составлены на картографической основе и несут в себе информацию, отраженную в ЕГРН:

  1. Публичные кадастровые карты;
  2. Дежурные кадастровые карты.

С информацией, содержащейся на публичной кадастровой карте, каждый желающий вправе ознакомиться на официальном сайте Росреестра:

Новый закон о регистрации недвижимости

Как мы уже писали, ЕГРН объединит два существовавших реестра, которые содержат всю информацию об объектах недвижимости в РФ.

Новым законом также вводится новый порядок регистрационных процедур. Он распространятся в большей степени на саму процедуру, а не на перечень документов для её совершения.

Так, регистрация прав с принятием нового закона, составляет 7 рабочих дней. Кадастровый учет – 5 рабочих дней. И если раньше собственник совершал эти процедуры исключительно поочередно, то с 01 января 2017 года эти процессы можно объединить в один. При этом общий срок не превысит 12 рабочих дней.

Сроки рассчитываются исходя из момента получения органом регистрации документов из МФЦ. В новом законе №218 предусмотрен строгий срок регистрационных действий для случаев обращения заинтересованных лиц в МФЦ – срок увеличивается на 2 рабочих дня. До 01 января 2017 года это время не было регламентировано и официально не ограничивалось.

Отдельные сроки в новом законе прописаны для сделок, заверенных нотариусами и отправленными от них на регистрацию – 3 рабочих дня, а также – заявления о регистрации прав и ограничений по судебным актам – также 3 рабочих дня.

В тексте нового закона мы увидели большое количество упоминаний о МФЦ. Это связано с тем, что полномочия по приему и выдаче документов для регистрации недвижимости сейчас переданы от УФРС отделениям Многофункциональных центров.

Из нового также можно выделить ответственность регистраторов и органов регистрации при совершении ошибок и неисполнении своих функций надлежащим образом. Установлено, что при совершении нарушений своих обязанностей, собственник может потребовать от органа регистрации оплаты его ущерба.

Примером может быть нарушение договорных обязательств по передаче недвижимости покупателю, если привязка этого момента была предусмотрена к дате регистрации договора купли-продажи.

Установлено также ограничение размера компенсации при утрате прав на недвижимое имущество собственника по ошибке регистратора и гос органа – до 10 000 000 рублей.

Также законом №218 установлено, что Российская Федерация вправе потребовать регрессной компенсации от виновного лица понесенных расходов на компенсацию убытков потерпевшему. Право требования может быть направлено: органу госвласти или местного самоуправления, если негативные последствия были следствием незаконного акта органа власти; кадастровому инженеру, если по его вине были внесены некорректные сведения об объекте; к иным лицам, если их действия стали причиной нарушения законных прав собственников недвижимости.

Этот порядок вступает в силу с 01.01.2020 года. Новым законом предусматривается ответственность нотариусов за ошибки, которые они совершают при оформлении сделок с недвижимостью. Уже с 01.02.2014 года нотариусам предоставлены полномочия по оформлению таких сделок и эти документы не проходят проверки сотрудниками Росреестра.

Заказать консультацию

Выписка из ЕГРН в 2017 году

Выписка из ЕГРН – документ, который будет содержит объединенную информацию об объекте. В том числе:

  • информация об объекте (включая кадастровую стоимость);
  • если объект – земельный участок, то все объекты, которые на нем расположены;
  • право на объект, правообладатели, основания возникновения собственности или обременений;
  • обременения объекта;
  • информация о притязаниях на объект со стороны иных лиц.

Срок предоставления выписки из ЕГРН с 01.01.2017 года составляет 3 рабочих дня. Учитывая срок на передачу запроса от лица в МФЦ, а затем – Росреестр – 5 рабочих дней.

Новым федеральным законом №218 предусмотрен перечень лиц, помимо собственников, которые вправе получать по запросам более полную информацию об объектах недвижимости. Этот список утвержден ст. 62 ФЗ №218.

Напомним, что уже с середины 2016 года при подаче документов для регистрации права собственности на объекты недвижимости, заинтересованные лица не получают Свидетельства о регистрации прав на объекты. Органами Росреестра выдаются выписки из ЕГРП (теперь – из ЕГРН) о проведении регистрационных процедур.

Стоимость выписки из ЕГРН в 2017 году

Стоимость выписки из ЕГРН с 01.01.2017 года будет зависеть от лица, которое ее заказывает и формы этого документа.

Для физических лиц и органов государственной власти в бумажном формате стоимость выписки из ЕГРН за один документ на один объект недвижимости составит 750 рублей, для юридических лиц это будет стоить 2200 рублей. Электронная выписка из ЕГРН с 2017 года будет стоить для физлиц и органов госвласти 300 рублей, для организаций 600 рублей.

Полный перечень тарифов за предоставление сведений об объектах недвижимости и иной информации из реестров представлен в Приказе Минэкономразвития России от 10.05.2016 N 291 (ред. от 09.12.2016) «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2016 N 42937).

Как видно из перечня информации, кадастровые сведения об объекте в выписке отсутствуют, поэтому при необходимости предполагается заказ Кадастрового паспорта с графической составляющей (чертежом объекта).

Вступление в силу закона о ЕГРН

Федеральный закон №218 «О государственной регистрации недвижимости» вступил в силу с 01.01.2017 года. Отдельные его положения начнут действовать с 01.01.2020 года (ст. 66, 68). Все подготовительные мероприятия для полноценного использования новой нормативной базы, должны были быть разработаны Правительством РФ до 1 января 2017 года.

По логике, документ, поданный на регистрацию, сначала должен пройти кадастровый учет, затем регистрацию. Однако, если в заявлении некорректно заполнены сведения о координатах объекта, будут ли регистраторы в это же время проверять полноту сведения для регистрации прав? Или при обнаружении первой ошибки, будет выдана первая приостановка, а если будут ошибки еще – приостановки будут выдавать каждый раз заново? Вопрос актуален еще и тем, что новый закон уменьшает срок приостановки для устранения выявленных нарушений. А отказ означает аннулирование оплаченной государственной пошлины.

Таким образом, вопросы право применения нового федерального закона 218 будут понятны после начала его применения.

Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 N 217-ФЗ (последняя редакция)

Документ вступает в силу с 1 января 2019 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. 29 июля 2017 года N 217-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНАМИ САДОВОДСТВА И ОГОРОДНИЧЕСТВА ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 20 июля 2017 года Одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Правовое регулирование отношений в области ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 4. Организационно-правовая форма некоммерческой организации, создаваемой гражданами для ведения садоводства или огородничества
    • Статья 5. Ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе
    • Статья 6. Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках без создания товарищества
  • Глава 2. Создание товарищества
    • Статья 7. Цели создания и деятельности товарищества
    • Статья 8. Устав товарищества
    • Статья 9. Порядок создания товарищества
    • Статья 10. Порядок принятия решения об учреждении товарищества
  • Глава 3. Членство в товариществе
    • Статья 11. Права и обязанности члена товарищества
    • Статья 12. Основания и порядок принятия в члены товарищества
    • Статья 13. Основания и порядок прекращения членства в товариществе
    • Статья 14. Взносы членов товарищества
    • Статья 15. Реестр членов товарищества
  • Глава 4. Управление товариществом и контроль за его деятельностью
    • Статья 16. Органы товарищества и ревизионная комиссия (ревизор)
    • Статья 17. Компетенция общего собрания членов товарищества
    • Статья 18. Правление товарищества
    • Статья 19. Председатель товарищества
    • Статья 20. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества
    • Статья 21. Ведение делопроизводства в товариществе
  • Глава 5. Предоставление садовых земельных участков и огородных земельных участков, строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках
    • Статья 22. Предоставление садовых земельных участков и огородных земельных участков, земельных участков общего назначения
    • Статья 23. Особенности образования земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, особенности строительства объектов капитального строительства
  • Глава 6. Имущество общего пользования
    • Статья 24. Имущество общего пользования, образование земельных участков общего назначения
    • Статья 25. Право собственности на имущество общего пользования
  • Глава 7. Поддержка органами государственной власти и органами местного самоуправления ведения садоводства и огородничества
    • Статья 26. Формы и порядок поддержки ведения садоводства и огородничества
  • Глава 8. Реорганизация и ликвидация товарищества
    • Статья 27. Реорганизация товарищества
    • Статья 28. Ликвидация товарищества
  • Глава 9. Заключительные положения
    • Статья 29. О внесении изменения в Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации»
    • Статья 30. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
    • Статья 31. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»
    • Статья 32. О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»
    • Статья 33. О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации
    • Статья 34. О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах»
    • Статья 35. О внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»
    • Статья 36. О внесении изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
    • Статья 37. О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации»
    • Статья 38. О внесении изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
    • Статья 39. О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»
    • Статья 40. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации
    • Статья 41. О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»
    • Статья 42. О внесении изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
    • Статья 43. О внесении изменения в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
    • Статья 44. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации
    • Статья 45. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации
    • Статья 46. О внесении изменения в Водный кодекс Российской Федерации
    • Статья 47. О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»
    • Статья 48. О внесении изменения в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»
    • Статья 49. О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности»
    • Статья 50. О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
    • Статья 51. О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
    • Статья 52. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»
    • Статья 53. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
    • Статья 54. Переходные положения
    • Статья 55. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Новый закон об СНТ с 1 января 2019 года

В июле 2017 года Госдумой был принят новый закон, который вносит множество поправок в старые законы о некоммерческих дачных организациях. Новый закон об СНТ в 2020 году в новой редакции содержит множество новшеств, которые необходимо знать всем владельцам загородных участков. Следует помнить, что закон пока еще не действует, а вступит в силу он лишь в январе 2020 года.

Перечислим основные изменения, которые содержит текст федерального закона об СНТ в 2020 году:

  • Теперь будет существовать лишь 2 типа загородных товариществ — садоводческие и огороднические. Всем дачным товариществам придется пройти перерегистрацию; во время перерегистрации необходимо выбрать тип загородного товарищества (садоводческое или огородническое). Данные о перерегистрации должны быть внесены в Росреестр.

  • Решение относительно статуса организации выносится на собрании членов товарищества путем голосования. Если большинство решит стать огородниками, а у члена этого сообщества на участке построен полноценный жилой дом, ему необходимо зарегистрировать свое жилье до вступления закона в силу (1 января 2020 года). Если этого не сделать, то такой жилой дом придется перестроить в садовой дом для сезонного проживания.
  • Члены садоводческих товариществ имеют право не только заниматься разведением плодово-ягодных культур, но и строить на своих участках жилые дома.
  • Члены огороднических товариществ имеют право выращивать различные сельскохозяйственные культуры. Также они имеют право построить на своем участке садовой дом для сезонного проживания.
  • Новый закон также регламентирует тип взносов. После вступления закона в силу останутся взносы 2 типов — членские (делаются каждый расчетный период) и целевые (делаются на покупку специализированной техники). Вступительные взносы отменяются. Вернуть старые вступительные взносы нельзя.
  • Все взносы перечисляются по безналичному методу на расчетный счет товарищества (это норма придумана для того, чтобы уменьшить коррупцию).
  • Минимальное количество людей для организации товарищества — 7 человек.
  • Председатель товарищества выбирается на срок 5 лет (раньше выбирался на срок 2 года).
  • Все документы товарищества должны храниться не менее 49 лет.
  • Все члены товарищества имеют право знакомиться с бухгалтерской отчетностью.
  • Если члену товарищества понадобилась копия какого-либо документа для его передачи в государственные органы, то такая копия должна предоставляться бесплатно.
  • Если члену товарищества понадобилась копия какого-либо документа, но копия не будет передаваться в органы государственной власти, то такая копия должна предоставляться за плату, размер которой устанавливается на собрании.
  • Если человек не платит взносы в течение 2 месяцев, то он может быть исключен из товарищества. Однако у него сохраняется право на использование объектов инфраструктуры (электричество, дороги, водопровод и так далее). Чтобы воспользоваться этим правом, этому человеку необходимо написать заявление; также ему каждый месяц придется платить специальные взносы. Фактически такой человек от члена товарищества отличается лишь тем, что он лишается права голоса на собрании.
  • Также изменились правила, касающиеся земель общего пользования. Раньше такие земли считались коллективной собственностью; теперь любой участник товарищества может перевести коллективную собственность в долевую, а размер доли участника товарищества будет пропорционален размеру его участка (это же самое правило касается и налога на земли общего пользования).

Федеральный закон №218

Также Госдумой был принят 218 ФЗ об СНТ, который вступил в силу 1 января 2017 года. Он вносит несколько изменений в порядок регистрации участков:

  • Регистрация права собственности. Если участок предоставлялся для ведения подсобного садового хозяйства, то такой участок подлежит регистрации. Для этого необходимо собрать все необходимые документы (паспорт и акт о предоставлении земельного участка либо любой другой документ, подтверждающий право собственности) и обратиться в Росреестр. Иметь при себе кадастровый паспорт и межевой план не нужно. После этого ваше право собственности должны зарегистрировать в течение 10-12 дней.
  • Регистрация права собственности на индивидуальные жилые, дачные дома и некоторые постройки, которые подлежат регистрации. Раньше регистрации подлежало лишь индивидуальное жилье, а также различные коммерческие постройки. Теперь все постройки на участке (летний дом, дачный дом, крупные подсобные помещения и некоторые другие постройки) подлежат регистрации. Чтобы зарегистрировать постройку, необходимо сделать технического план участка и подать его в Росреестр.

Для садоводов и дачников

Возможно, наиболее чувствительно январские законодательные новации ударили по владельцам дачных и садовых участков, озаботившихся постройкой домов-бань-гаражей, и намеренных официально зарегистрировать постройку (надо ли регистрировать садовый дом? – об этом METR.TV ранее рассказывал). Благодаря вступлению в силу закона 218-ФЗ, утратили силу статьи 25.2 и 25.3 прежнего закона о госрегистрации (122-ФЗ). Именно в этих статьях говорилось об упрощённом оформлении строений – домов, гаражей, бань – на землях садовых и дачных товариществ.

Радик Маснавиев юрист Центра недвижимости «Северная казна» Ранее для постановки на кадастровый учёт садового/дачного дома надо было предъявить декларацию, которую заполнял сам владелец участка. С 1 января 2017 года вместо декларации предъявляется технический план на объект недвижимости (плюс, как и ранее, представляется правоустанавливающий документ на землю). Для оформления техплана надо обратиться к кадастровому инженеру. Он проведёт обмеры, вычислит точные координаты дома и составит техплан. Обычно это занимает около недели. Стоимость услуг кадастрового инженера зависит от площади постройки и начинаются от 8 тыс. руб. Напомню, что без постановки объекта недвижимости на кадастровый учёт невозможно зарегистрировать на него право собственности.

Новые правила с одной стороны удлиняют и удорожают процедуру постановки дачных домов на кадастровый учёт. С другой стороны, теперь исчезла лазейка, благодаря которой дворцы, поставленные на садовых участках, регистрировались как избушки площадью в несколько десятков метров, что позволяло владельцам занижать сумму налога на недвижимость, либо выдавать за частный коттедж многоквартирный дом (в Екатеринбурге такие называют «многоквартирниками»). Теперь, когда техплан дома составляет кадастровый инженер, подобные искажения информации становятся практически невозможными. Убережёт новая законодательная норма и от других проблем.

Евгений Коломыцкий эксперт по загородной недвижимости АН «Линк» Яркий пример: садовый участок, на нем стоит сарай без окон и дверей. Раньше собственник по декларации мог зарегистрировать этот сарай как жилой дом и продать заинтересованному лицу за маткапитал с наделением собственности на этот сарай детей. В итоге – у детей нет денег (средств маткапитала), зато у них есть неликвидный объект (таковым он бывает в 70% случаев). Кстати, для исключения подобных случаев Пенсионный фонд с недавних пор начал требовать техпаспорта на жилые дома, приобретаемые за счёт средств маткапитала. Техпаспорт готовит ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ». Только если дом действительно жилой деньги будут переведены продавцу.

Дом на участке ИЖС

Что касается частных домов, расположенных на землях выделенных под индивидуальную жилищную застройку (ИЖС) или ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ), то их новый закон 218-ФЗ пока никак не затрагивает. Сегодня, как и раньше, для внесения коттеджа в реестр недвижимости и регистрации прав собственности на него необходимо получить разрешение на строительство, а на основании него – технический план. Подробно процедуру регистрации жилого дома на землях ИЖС/ЛПХ портал METR.TV ранее расписывал. Правда следует учесть, что с 1 января 2017 года внести объект в реестр недвижимости и зарегистрировать права на него можно одновременно.

Кира Зудихина эксперт отдела загородной недвижимости компании «БК_НЕДВИЖИМОСТЬ» Вступивший в силу закон 218-ФЗ оставляет процедуру регистрации жилых домов на землях ИЖС без изменения, но только до даты окончания «Дачной амнистии» – то есть до 1 марта 2018 года. С указанной даты, помимо разрешения на строительство дома, в Росреестр потребуется предоставить еще и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

«Дачная амнистия» для земельных участков продолжается

Новый закон сохранил «Дачную амнистию» для земельных участков, причём без ограничений по времени (ст. 49 закона 218-ФЗ). То есть она (амнистия) будет действовать и после 1 марта 2018 года.

Радик Маснавиев юрист Центра недвижимости «Северная казна» Оставлен упрощенный порядок оформления прав собственности гражданина на земельный участок. Собственнику достаточно прийти в Росреестр или многофункциональный центр (МФЦ), написать заявление и приложить любой из имеющихся документов на землю. Например, свидетельство о собственности старого образца, решение исполкома или другого ведомства о выделении участка, наконец, выписку из похозяйственной книги.

Тем не менее, хозяевам земельных участков расслабляться не стоит. «Новогодний» закон 218-ФЗ в десять раз увеличил число оснований для приостановления регистрации прав на земельный участок или новостроек, создаваемых в его границах. В прежнем законе (122-ФЗ) таких оснований было 2, в новом – 19. В том числе 17 оснований касаются, в том числе частных наделов.

Людмила Плотникова юрист (Екатеринбург) Не стоит пугаться такого обилия причин для приостановки кадастрового учета и регистрации прав на земельный участок. Фактически все они существовали и ранее, просто в новой редакции убраны обобщающие формулировки, каждый случай несоответствия участка нормам законодательства обозначен особо. Это делает процесс регистрации боле прозрачным, позволяет владельцу участка при подаче бумаг на регистрацию понимать, что его ждёт.

Анализ предложенных законом 17 причин для приостановки регистрации земельного участка показывает, что их можно скомпоновать по нескольким группам. Первый тип проблем – когда границы участка заходят на соседние наделы, пересекают границы населённых пунктов, лесничеств. Второй тип проблем – несоответствие объектов, размещённых на участке виду разрешённого использования участка. Также теперь нельзя зарегистрировать участок, составленный из кусочков земель, относящихся к разным категориям и т.д.

Как замечает эксперт по загородной недвижимости АН «Линк» Евгений Коломыцкий, новые правила не несут в себе ничего принципиально нового, просто они исключают ситуацию, когда с участком сначала проводится сделка, а потом новый владелец приводит документы на землю в порядок. Раньше в некоторых случаях подобные операции провести удавалось.

Евгений Коломыцкий эксперт по загородной недвижимости АН «Линк» Был случай: подбирали участок под дачу. Нашли, внесли аванс, приезжаем через три дня – а забор соседей перенесен на метр на нашу территорию. Границы участков не уточнены и соседка решила, что правильная межа должна проходить здесь. Естественно покупатель забрал аванс – причем со скандалом – и пошли искать землю дальше. Нормы, заложенные в 218-ФЗ, должны защитить участников сделки от подобной самодеятельности заинтересованных лиц.

По оценке Евгения Коломыцкого, новый закон стимулирует владельца участка более тщательно готовиться к сделке. Как правило, ему будет гораздо проще привести в порядок все документы, нежели впоследствии покупателю, так как большинство участков с недочетами сформированы до введения в действие Земельного кодекса.

Похожие мысли высказывает юрист УПН Наталья Михайлюкова. Она замечает, что теперь самим правообладателям объектов недвижимости надлежит быть более внимательными к своим оформленным правам, нежели прежде. ЕГРН – это публичный реестр и сведения о своем объекте может правообладатель проверить в любой момент. Если не проверил, вышел на сделку и у него возникли проблемы, то, как говорится, сам виноват. С другой стороны – по мнению Натальи Михайлюковой, новый закон 218-ФЗ ко многим владельцам «неправильных» земельных участков относится гораздо более терпимо, нежели прежние законодательные акты.

Наталья Михайлюкова юрист Уральской палаты недвижимости Действовавшая ранее редакция закона «О государственном кадастре недвижимости» предусматривалась возможность снятия с кадастрового учёта земельных наделов с неустановленными границами или иными характеристиками, не приведёнными в соответствие с законодательством. То есть, де-юре, участок мог в любой момент перестать существовать. В новом законе такой драконовской нормы нет. Вместе с тем, новый закон указал на то, что подлежат снятию с кадастрового учета ранее учтенные (до 01.03.2008 года) земельные участки в случае, если у правообладателя отсутствуют сведения о зарегистрированном праве в ЕГРН.

Приехал на дачу – земля не та!

Как уже говорилось, согласно 218-ФЗ, кадастровый учет и госрегистрация недвижимости могут проводиться без участия правообладателя. Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься, в том числе в порядке межведомственного взаимодействия (ст. 32-34). Владелец земельного участка может столкнуться с тем, что его собственность без его ведома, приобрела некие новые свойства.

Наталья Михайлюкова юрист Уральской палаты недвижимости Например, на уровне муниципалитета или региона принято решение об изменении разрешённого использования каких-то земель или они попали в зону с особыми условиями использования. В рамках межведомственного взаимодействия в ЕГРН будут внесены изменения, в том числе участок может получить ограничения в обороте. Когда владелец участка, находящегося на данной территории попытается его продать, Росреестр приостановит сделку. Вполне реальная ситуация: допустим, ранее это были земли сельхоз назначения, а потом перешли в земли населённых пунктов. Вполне может оказаться, что владелец надела об этом не знает и продаёт свой участок со старым «ярлыком». Поэтому будет проведена приостановка регистрации, чтобы стороны сделки внесли изменения в договор купли-продажи.

Юристы и риэлторы, впрочем, надеются, что «межведомственное взаимодействие» не зайдёт так далеко, что права владельца земельного участка не будут реально ограничены по воле чиновников (причём без ведома владельца»). Впрочем, в этом вопросе следует уповать не столько на закон, сколько на добросовестную работу всего чиновничьего аппарата России.

Ст 36 ФЗ 218

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *