Особенности предоставления земельных участков

Содержание

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства

В связи с введением в действие нового Гражданского Кодекса РФ — Земельный Кодекс дополнен новыми статьями (ст. 30.1, 30.2, 38.1, 38.2), призванными обеспечить синхронизацию положений Земельного Кодекса с правилами, установленными Гражданского Кодекса РФ.

Статья содержит нормы, которые следует рассматривать в качестве специальных по отношению к правилам «Статьи 30» Земельного Кодекса, устанавливающим общий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В случаях, когда указанные земельные участки предоставляются для целей жилищного строительства, положения «Статьи 30» применяются с учетом особенностей, предусмотренных «статьи 30.1» Земельного Кодекса.

Под жилищным строительством следует понимать создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства), в результате которого будут созданы объекты жилищных прав. Новый Жилищный Кодекс РФ установил, что объектами жилищных прав являются жилые помещения (ч. 1 ст. 15). Впервые определены конкретные виды объектов жилищных прав (ст. 16). К ним отнесены: жилые дома, части жилых домов; квартиры, части квартир; комнаты (жилых домов и квартир).

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч. 2 ст. 16 ЖК РФ).

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения хозяйственно-бытовых и иных нужд граждан, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч. 3 ст. 16 ЖК РФ).

Комнатой признается часть жилого дома либо квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в таком доме либо квартире (ч. 4 ст. 16 ЖК РФ)

Жилищное строительство осуществляется в жилых зонах, определяемых в результате градостроительного зонирования. В состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов (см. ст. 35 ГК РФ).

Земельные участки для жилищного строительства могут предоставляться только в собственность или аренду; предоставление земельных участков из состава государственной или муниципальной собственности для указанных целей на любом ином праве следует считать невозможным.

В силу п. 1 данной статьи порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства определяется правилами п. 4 «статьи» 30 Земельного Кодекса.

По общему правилу п. 2 «статьи» 30.1 Кодекса осуществление указанных в этом пункте продаж возможно исключительно на торгах, проводимых в форме аукционов. Данное правило не применяется только в случае, если аукцион признан не состоявшимся в связи с тем, что в нем участвовали менее двух лиц. Тогда единственный участник аукциона не позднее чем через 10 дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона о начальной цене аукциона.

Пункт 3 данной статьи вводит специальные правила для случая, когда земельный участок предоставляется в аренду для индивидуального жилищного строительства. Указанные правила не применяются, если земельный участок предоставляется в собственность или для целей, не связанных с индивидуальным жилищным строительством (например, для строительства многоквартирного жилого дома).

Земельные участки для индивидуального жилищного строительства могут предоставляться в жилых зонах, определяемых в результате градостроительного зонирования, в составе которых находятся зоны застройки индивидуальными жилыми домами.

Жилищное законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия «индивидуальный жилой дом», определяя лишь родовое понятие — «жилой дом». Общепринятые правила толкования понятий русского языка трактуют слово «индивидуальный», в частности, как:

  • а) личный, свойственный данному индивидууму, отличающийся характерными признаками от других;
  • б) единоличный, производимый одним лицом, не коллективом.

Поэтому на практике можно рекомендовать исходить из того, что индивидуальный жилой дом — это жилой дом), создаваемый на средства одного собственника или лиц, связанных родственными отношениями, находящийся в частной собственности, предназначенный для проживания, как правило, относящийся к индивидуальному жилищному фонду в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Государство предоставляет гражданам и юридическим лицам земельные участки под разные цели. Земля может быть предоставлена под строительство своего дома, под ведение сельского хозяйства, организации крестьянско-фермерской деятельности.

В статье будут рассмотрены наиболее распространенные варианты выделения земель, выделены их наиболее характерные особенности в получении.

Дмитрий Иванов. Юрист Дорогие читатели! Для получения консультации по вашей проблеме обратитесь к юристу через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист

Особенности предоставления земельных участков в целях строительства жилья

Муниципальные власти и государство предоставляют свои земли гражданам и организациям в целях строительства жилья на основании статей Гражданского, Земельного, Жилищного и Градостроительного кодексов.

Введение Градостроительного кодекса РФ потребовало определенной синхронизации положений Земельного кодекса. В результате проведенных изменений в Земельный кодекс были добавлены новые статьи, касающиеся отношений по жилищному строительству.

В статье 30.1 кодифицированного нормативно-правового акта в сфере земельных отношений содержится специальное регулирование по отношению к статье 30 того же кодекса. Статья 30 устанавливает общие правила предоставления земельных наделов в целях строительства.

Если участки предоставляются для строительства жилья, то положения статьи 30 будут применяться с учетом оговорок, содержащихся в статье 30.1.

В соответствии с 1-м пунктом статьи 30.1 земельные участки для жилищного строительства могут выделяться государственными или муниципальными властями и в собственность, и в аренду, а также в срочное пользование на безвозмездных условиях по основаниям, закрепленным Земельным кодексом РФ.

Жилищное строительство — создание зданий, строений, сооружений, которые будут являться объектами жилищных прав.

Жилищный кодекс закрепляет за жилыми помещениями статус объектов жилищных прав (ч. 1 ст. 15).

Конкретными видами объектов жилищных прав являются жилые дома, части жилых домов, квартиры, части квартир, комнаты (жилых домов и квартир).

Жилой дом — индивидуальное здание с комнатами и помещениями вспомогательного применения, которые предназначаются для обеспечения бытовых и других нужд граждан, касающихся их проживания в таком здании (ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ).

Строительство жилья ведется в жилых зонах, формируемых по итогам градостроительного зонирования. В жилые зоны могут входить застройки домами различной этажности. В жилых зонах разрешается строить раздельно стоящие, встроенные или пристроенные социальные и коммунально-бытовые объекты, объекты здравоохранения, образования, здания культуры, стоянки автотранспорта, гаражи, объекты, обеспечивающие проживание граждан и не действующие отрицательно на окружающую среду.

В случае осуществляется предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства из фонда муниципальной и государственной собственности, то предварительной договоренности о месте расположения объекта не требуется.

Согласно земельному законодательству земельные наделы для жилищного строительства продаются или предоставляются в аренду посредством проведения аукциона, кроме ситуаций, предусмотренных законами.

Без проведения торгов предоставляются земли:

  • Лицам, с которыми государство или муниципалитет заключили контракт на постройку объекта недвижимости, причем подобное строительство может проводиться только за счет средств федерального или местного бюджета в соответствии с заказом для государственных или муниципальных нужд;
  • Жилищно-строительным кооперативам по основаниям, предусмотренным законодательством;
  • Для строительства в пределах застроенной зоны, в отношении которой приняли решение о развитии;
  • При несостоявшихся аукционных торгах, если в них принимало участие менее 2-х лиц.

Участок также может быть предоставлен на условиях аренды для ИЖС (индивидуальное жилищное строительство). Земля в таком случае предоставляется на основании заявления лица, желающего получить земельную собственность.

Индивидуальное жилищное строительство на участке имеет свою специфику.

Если гражданин приобретет участок или возьмет в аренду для целей ИЖС, то ни в коем случае он не сможет возвести на нем многоквартирный жилой дом, так как такое строительство не попадает в категорию ИЖС построек. Земля для индивидуального жилищного строительства может выделяться в жилых зонах, которые соответственно определяются градостроительным зонированием. Градостроительное зонирование всегда предусматривает обширные территории, отделенные для застройки индивидуальными жилыми домами.

Стоит отметить, что в жилищном законодательстве РФ нет такого понятия, как «индивидуальный жилой дом». Существует лишь родовое, цельное понятие «жилой дом».

В части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса объектом индивидуального жилищного строительства признается отдельно стоящий жилой дом с этажами не больше 3-х. При этом в таком доме может проживать только одна семья.

Таким образом, земельные участки выделяются гражданам и юридическим лицам в целях строительства на них жилья на условиях, предусмотренных вышеназванными кодексами, другими законами и местными актами локального правового регулирования.

Особенности предоставления земель в городе

Предоставление земельных наделов в пределах территории города осуществляется на общих правилах, установленных Земельным и другими законодательными актами РФ. На местном городском уровне принимаются акты правового регулирования отношений по землям.

Городские власти после подачи заявления на предоставление участка физическому или юридическому лицу организовывают проведение торгов (аукциона). При этом проверяется, не входит ли желаемый для приобретения (аренды) участок в генеральные планы изъятия земель для муниципального землепользования и застройки.

Земельные участки выделяются на условиях качественного использования в обход ущерба зеленым насаждениям и окружающей городской среде.

Организаторы аукциона должны не меньше чем за 30 дней до дня проведения торгов объявить о них в городском периодическом журнале либо в другом печатном СМИ, а также разместить сообщение на официальном сайте города. В объявлениях всех видов выкладывается информация об организаторах торгов, то есть наименования местных органов власти, принявших решение провести аукцион.

Также городским властям необходимо указать:

  • Место, дату, время и план проведения аукционных торгов;
  • Месторасположение, размеры, границы, наличие ограничений (обременений), кадастровый номер, вид разрешенного применения земли, выставляемой на аукцион;
  • Стартовую цену, сумму задатка, сроки и процедуру его внесения и возвращения;
  • Существенные требования договора купли-продажи или аренды.

В Земельном кодексе зафиксирована требуемая для принятия участия в аукционе документация. Также в нем закрепляются основания отказа в допуске на аукцион, процедура определения победителя, ситуации признания торгов несостоявшимися, структура протокола о проведении аукциона.

Вышеперечисленные требования являются особо важными при выборе постоянного или временного хозяина земель в городе.

Высокие требования к выделению земельной собственности говорят о серьезном и внимательном подходе государства и местных органов самоуправления к застройкам городских поселений.

В некоторых случаях расприватизация квартиры может стать очень эффективным решением.
Какие важные моменты стоит учесть при дарении дачного участка? Мы подробно рассказали об этом .
Нужно ли регистрировать договор аренды земельного участка? Узнайте об этом в нашей статьи.

Особенности предоставления земель сельскохозяйственного назначения

Дмитрий Иванов. Юрист Важно! Для решения вашей проблемы обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

— Дмитрий Иванов. Юрист Предоставление гражданам и организациям в собственность или аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые принадлежат государству или муниципалитету, проводится согласно Федеральному закону от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (дальше по тексту — Закон).

Согласно пункту 1-му ст. 10 Закона земельные наделы сельскохозяйственного назначения получают физические и юридические лица в собственность на основании проведенных торгов (аукцион, конкурс).

Арендные отношения по землям сельскохозяйственного назначения регулируются статьей 34 Земельного кодекса РФ. Если имеется одно заявление на сдачу в аренду земли, при этом предварительно и заблаговременно в СМИ публиковалась информация о торгах, то участок будет сдан в аренду единственному заявителю.

Если подано два и более заявления, то организуются торги, победитель которых получит участок в аренду.

Кроме того, уже арендованный участок может быть выкуплен временным владельцем по прошествии 3-х лет аренды по рыночной стоимости с условием, что участок был использован надлежащим образом.

Землю могут получить без торгов и других ограничений в аренду религиозные организации (объединения), казачьи общества, научно-исследовательские организации, образовательные учреждения сельскохозяйственного профиля, общины небольших народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в целях организации сельскохозяйственного производства, укрепления национального образа жизни, способов хозяйствования и промысла коренных народов различных отдаленных регионов Российской Федерации.

Причем выкупить землю из аренды в собственность в вышеперечисленных случаях нельзя. Торги по продаже сельскохозяйственных земельных участков в собственность организуются и проводятся на основании статьи 38 Земельного кодекса.

Предоставление участков для коммерческой деятельности осуществляется согласно статье 34 ЗК РФ. Данная статья также регулирует заключение договоров аренды и купли-продажи для иных целей, не затрагивающих строительство.

Земли сельскохозяйственного профиля, принадлежащие государству или муниципалитету, получают крестьянско-фермерские хозяйства, сельскохозяйственные организации на срок до 5 лет, если такие субъекты хозяйствования участвуют в программах государственной поддержки по развитию сельского хозяйства. При этом перечисленные организации должны вести исключительно сельскохозяйственную деятельность.

Таким образом, предоставление государственных и муниципальных земель производится в соответствии с актами нормативного регулирования земельных отношений в России, при этом следует учитывать, что локальные нормы местных органов самоуправления играют не меньшую роль в организации порядка выделения земельных наделов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для получения бесплатной консультации обращайтесь через форму обратной связи или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Регионы: 8 (800) 600-36-07.

Вячеслав Садчиков Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Особенности предоставления земельных участков

Согласно законодательству граждане РФ имеют право оформить участок земли, находящийся в собственности у государства, для строительства или использования в иных целях. Это открывает большие возможности. Так каким требованиям должны соответствовать получатели для предоставления земельных участков?

Передача земельных участков

Земельный кодекс Российской Федерации – это ключевой нормативный акт, которым регулируется предоставление земельных участков и порядок передачи права на землю от государства физическому или юридическому лицу, а также требования к претендентам, кто может получить ее бесплатно. Порядок предоставления земельных участков довольно сложный, при сделке обязательно трактуются:

  • цели пользования;
  • условия предоставления;
  • сроки доставления земли;
  • в случае неограниченного срока, при котором договор может быть расторгнут.

Размеры участков зависят от многих факторов, их определяют нормативные акты. В каждом регионе они свои. Минимальный размер, на который можно рассчитывать – 3 сотки. Возможность пользоваться бесплатным участком земли предполагается при соответствии условиям, указанным в законопроектах.

Виды предоставления земли

Земли во владение могут передаваться 4 способами:

  1. Продажа. Через проведение аукциона или реализацию права преимущественного выкупа у муниципалитета.
  2. Аренда. В таком случае по-прежнему уместны торги. И второй вариант – продление ранее согласованного договора аренды.
  3. Пользование на постоянной основе с фиксированной платой.
  4. Безвозмездное срочное пользование.

Указанные варианты трактует глава 5.1 Земельного кодекса. Федеральный закон определяет: сроки, основания для отказа и список документов для выделения. Получение земельного участка на бесплатной основе также разделяется на категории:

  1. Передача во владение гражданина безвозмездно. Примером такого договора может служить семья с тремя и более детьми, собравшая все необходимые документы, подтверждающие возможность льготного получения. В данном случае его можно сразу оформить в собственность.
  2. Аренда с последующей передачей в собственность. Предположим, арендатор в течение двух лет должен построить собственный жилой дом, официально зарегистрировать объект. А затем заявить ходатайство в администрацию субъекта федерации о передаче ему в собственность застроенного земельного участка.
  3. Свободное пользование. В данном случае по регламенту земля в собственность без оплаты ее стоимости может перейти через пять лет. Это и есть срок аренды, в течение которого участок должен использоваться по назначению, которое прописано в договоре. Только через 60 месяцев можно говорить об оформлении в собственность.

Кто может рассчитывать на льготное предоставление участков

Земельные участки положены:

  1. Лицам, получившим надел у властей и владеющим домом на нем. Условия – использовать участок только под индивидуальное строительство с возможностью оформления недвижимости по истечении 5 лет, получить его можно единожды и особым правом ценных специалистов: учителя, врачи.
  2. Гражданам РФ. Для этого любой может получить землю, выполнив определенный комплекс действий:
  • поиск участка «никому не нужного» т. е. не имеющего кадастрового номера;
  • оформление всех необходимых документов за свой счет;
  • подача их в департамент недвижимости;
  • пройти процесс формирования ЗУ;
  • провести юридическую проверку.

Если претендентов на это место больше нет, можно оформить аренду на определенный срок, после чего начать на нем строительство и узаконить.

  1. Основание предоставления земельного участка на льготных условиях имеют категории граждан:
  • многодетные семьи или молодые семьи, например, нуждающиеся в улучшении жилищных условий;
  • по закону герои РФ, ветераны труда, полные кавалеры Орденов Славы, Ветераны ВОВ. Целями для этой категории могут быть: строительство дома, ведение хозяйства, засевание огорода, садоводство;
  • молодые специалисты. Перечень профессий в каждом субъекте свой;
  • семьи с детьми инвалидами и иные граждане, имеющие заслуги перед городом.

Даже имея несколько оснований для получения земельного надела бесплатно его можно получить только однократно, выбрав одну категорию для пользования.

Цели эксплуатации земли

Практика предоставления земельных участков каждой из вышеуказанных категорий разграничила основные, частые цели землепользования.

Цель Категории Условия
Ведение личного подсобного хозяйства. Садовый, огородный участок Молодые семьи, многодетные семьи Земля может быть использована для сельскохозяйственного производства, ведения крестьянско-фермерского хозяйства
Герои РФ, труда, Ветераны ВОВ, полные кавалеры Орденов Славы Возможности создания сельскохозяйственного и промышленного производства нет. Только личного или приусадебного
Индивидуальное жилищное строительство, одна из самых распространенных целей Молодые семьи, многодетные семьи Возможна регистрация в возведенном доме, по месту своего постоянного проживания
Молодые специалисты, любой гражданин Возведение ИЖС, допускающее надворные постройки, и зона насаждений
Индивидуальное дачное строительство Герои труда России и Советского союза, кавалеры Ордена Славы Возведение дома без возможности регистрации постоянного места жительства
Иные цели (сдача в аренду, продажа) Любой гражданин На основе проведения торгов

Конкретные правила на предоставление земли в разных субъектах страны могут различаться. Поэтому лучше изучить, какие требования и условия полагаются различным категориям граждан.

Размещение нестационарных объектов на земле безвозмездно полученный от государства или муниципалитета не предусмотрено!

Перечень необходимых документов и процедура оформления

Покупка на аукционе. Торги может инициировать муниципалитет или обычные граждане. В первую очередь составляется образец схемы участка. Утверждают ее компетентные органы, которые проверяют все в течение 40 дней. Подготавливается она в виде электронного документа, только при выделении участка без торгов допускается бумажный носитель.

Схема включает: координаты точек границы участка, его площадь и относительный номер, границы, данные об утверждении. Разработка схемы участка происходит на официальном сайте за плату. Зачастую проект готовят и располагают органы государственной власти или МСУ. В таком случае плата взиматься не будет.

Накануне проводятся работы по постановке его на кадастровый учет. Процедура требует времени и включает в себя определенные сложности. Тем не менее при успешном завершении процесса можно получить участок не только под ИЖС, но и продать его, сдавать в аренду или оставить в наследство. Если подписаны все протоколы после проведения торгов, доставление земельных наделов в собственность считается завершенным.

Последовательность предварительного предоставления земельных участков, находящихся в государственном или муниципальном владении, без торгов практически всегда проходит по стандартной схеме:

  1. Написание заявления, в котором необходимо высказать просьбу о предоставлении ЗУ в пользование на основании аренды или ином основании.

Формы могут отличаться, но обычно в нем обязательно присутствуют пункты:

  • название соответствующего органа, в который обращается заявитель;
  • паспортные данные, адрес по месту прописки, Ф. И. О и контактные данные;
  • сущность просьбы;
  • цели использования участка и желаемый размер;
  • месторасположение участка (его адрес и номер, если он во владении);
  • наличие льгот;
  • сведения о том, какие документы прилагаются к заявлению.
  1. Сбор сопутствующих документов: паспорт, выписка о том, что ранее заявителем не был получен участок безвозмездно от государства.

Многодетные семьи:

  • свидетельства о рождении или усыновлении детей;
  • справка о совместном проживании;
  • документ, подтверждающий, что семья стоит на учете как многодетная;
  • свидетельство о браке или о расторжении брака (в случае если на участок претендует один родитель с детьми);
  • бумаги, подтверждающие проживание более 5 лет в одном регионе.

Администрация может потребовать справку о том, что семья стоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Герои РФ и СССР, полные кавалеры Ордена славы, Герои соцтруда, Ветераны ВОВ:

  • удостоверение, подтверждающее отнесение к этой категории граждан;
  • подтверждение, что в собственности нет другой земли;
  • справки об инвалидности, законные основания для получения земли.

Молодые семьи:

  • свидетельство о заключении брака или свидетельство матери-одиночки;
  • дети должны быть несовершеннолетними или обучаться на бюджетной форме обучения, не имея дохода;
  • справка, доказывающая проживание супругов в регионе получения участка не менее 5 лет;
  • справка, подтверждающая статус нуждающихся в улучшении условий проживания.

Молодые специалисты:

  • копия трудового договора с указанием стажа, должности в соответствии с полученной квалификацией;
  • справка от работодателя, подтверждающая осуществление должности в данном районе;
  • отсутствие у специалиста в собственности ЛПХ, земли, жилого помещения, исключая наследство;
  • документ об образовании, заверенный у нотариуса;
  • справка о составе семьи;
  • свидетельства о рождении несовершеннолетних детей;
  • подтверждение, указывающие на то, что земля используется по назначению.

После предварительного слушания могут быть запрошены дополнительные документы, которые предоставляются в определенные сроки.

  1. Заявление рассматривается в течение 30 дней, после чего дается ответ. Исходных решений может быть два: постановка в очередь на бесплатное получение земли или отказ.

Как правило, в первом случае выдается сертификат и уведомление с номером очереди. Во втором основания для отказа.

Сроки передачи участка

В данном случае все будет зависеть от региона. Обычно, на очередность влияет количество претендентов и подходящих земель. Ожидание может продлиться месяц, а может и несколько лет.

Основание на внеочередное выделение земли может быть предоставлено семьям с пятью и более детьми или детьми инвалидами, что улучшит их материальное положение. Соответственно, это должно быть подкреплено документами. Такие правила действуют не во всех регионах.

Когда очередь подходит, заявителю высылается уведомление. В течение пяти дней имеющий право гражданин или семья должны дать ответ, согласие на получение предлагаемого участка или отказ. При несогласии очередь необходимо будет ждать снова.

После оформления участка в собственность, нужно как можно раньше использовать его в соответствии с целью. Если в течение года, земля будет стоять без дела, решение о ее выдачи могут отозвать.

Основания для отказа

В Земельном кодексе статьей 39.16 всего предусмотрено 25 причин для отказа в выдаче участка. В первую очередь отказ может быть связан с тем, что заявителем является лицо, которое не имеет льгот на приобретение земли в собственность без торгов.

Рассмотрим первые из них поверхностно. Отказ поступит и в ряде случаев, если указанный в заявлении земельный участок:

  • принадлежит некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения хозяйства или в целях индивидуального жилищного строительства;
  • предоставлен на праве бессрочного пользования, пожизненно наследуемого владения;
  • содержит здания, сооружения, незавершенное строительство, строения которого принадлежат государству или юридическим лицам.

Выбранный надел может также являться объектом договора муниципалитета с другим лицом, о его развитии или объектом аукциона. Площадь земельного участка может не соответствовать или превышать параметры, указанные при подаче заявления.

Отказ должен быть обоснованным и предоставляться в виде мотивированной выписки. Все причины будут изложены там с приведением правовых оснований, на которые полагалась комиссия.

Конечно, заявитель может опровергнуть принятое решение. Найти альтернативный выход или, исправив недочеты, обратиться с заявлением вновь.

Особое внимание необходимо уделить нескольким аспектам, прежде чем приступить к оформлению:

  1. Верное и полное оформление документов. При получении заказанных бумаг необходимо предварительно проверить их на наличие ошибок и правильность заполнения.
  2. Отсутствие собственников у выбранного участка.
  3. Убедиться в том, что участку можно присвоить кадастровый номер.

Основания для предоставления земельных участков требуют компетентного подхода. Многие граждане могут бесплатно получить земли, подойдя к вопросу серьезно и проявив активные действия. Земля во владении открывает новые возможности, а первый шаг к этим возможностям можно сделать уже сегодня. Обратившись в нужные органы и получив подробную консультацию нюансов и правил предоставления надела в регионе проживания.

>Всё о том как получить земли сельхозназначения бесплатно и о порядке предоставления земель сельскохозяйственного назначения

Общий порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения

Условия и порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения, из земель принадлежащих федеральным или муниципальным органам власти, гражданам или юридическим лицам, регулируется главой 5.1 Земельного кодекса РФ, Федеральным законом № 5 от 09.01.1997 «О предоставлении социальных гарантий Героям…», а также различными региональными нормативными актами.

Кто имеет право на получение земли?

На платной основе на предоставление земли сельхозназначения имеет право любой совершеннолетний дееспособный гражданин РФ, подав заявление в местный земельный комитет и приняв участие в аукционе.

Бесплатно надел земли могут получить, согласно ст. 39.5 ЗК РФ, следующие категории граждан:

  • работники социально значимых профессий (школьные учителя, врачи и т.д.);
  • семьи, имеющие трёх и более детей, не достигших совершеннолетия;
  • лица, получившие ранее в пользование сельскохозяйственные земли на Дальнем Востоке и использовавшие их по назначению;
  • лица, фактически пользующиеся наделами земли в составе некоммерческих садовых организаций.

Работники востребованных в сельской местности специальностей могут получить в пользование сельскохозяйственную землю для фермерского хозяйства или садоводства, которая подразумевает возможность возведения жилого дома, и оформить в собственность такую землю через пять лет после получения, если они эти пять лет работали по специальности и начали строительство дома.

ВНИМАНИЕ! Если получивший в пользование сельскохозяйственный надел работник востребованной в селе профессии увольняется с работы или использует данный надел не по назначению в течение пяти лет с момента начала пользования, то такой работник лишается права на бесплатное получение надела.

Региональное законодательство субъектов федерации позволяет получить наделы земли бесплатно следующим лицам:

  • семьям с детьми-инвалидами;
  • ветеранам Отечественной войны;
  • профессиональные военные, отслужившие не менее 10 лет;
  • дети-сироты;
  • инвалиды 1-й, 2-й и 3-ей группы;
  • малообеспеченные молодые семьи;
  • герои Труда РФ (Соц. Труда) и Герои России (СССР).

Права последней в списке категории граждан на бесплатные земли также указаны в п. 4 ст. 3 ФЗ № 5 от 09.01.1997 г.

Условия получения

Выкуп сельскохозяйственных земель для различных целей имеет основным условием участие в аукционных торгах и корректное пользование (в соответствии с назначением) ранее предоставленным в аренду наделом земли, который подлежит выкупу в собственность.

СПРАВКА! Правила бесплатного предоставления земель региональные власти устанавливают самостоятельно в зависимости от социальной ситуации в конкретном субъекте федерации и наличии свободных земель.

В большинстве субъектов федерации условия бесплатного получения сельскохозяйственных угодий следующие:

  • получение бесплатного надела земли допускается один раз в жизни;
  • на одного получателя выделяется только один надел земли;
  • получатель должен проживать в регионе предоставления и иметь постоянную регистрацию не менее пяти последних лет;
  • получатель должен быть признан нуждающимся согласно критериям данного региона;
  • получатель должен иметь документы, которые подтверждают его право на льготы;
  • получатель должен иметь гражданство РФ.

Критерии нуждаемости закрепляются нормативными актами каждого конкретного региона РФ.

Требования к землям

Выделяемые в пользование гражданам наделы должны соответствовать ряду требований, которые зависят от:

  • цели предоставления наделов земли;
  • региона предоставления надела;
  • категории лиц-получателей.

Власти большинства регионов установили следующие ограничения по площади земель для разных категорий получателей:

  • героям Труда – от 8 до 25 соток;
  • героям России (СССР) – от 8 до 40 соток;
  • малоимущим семьям – от 4 до 20 соток;
  • многодетным семьям – от 12 до 25 соток;
  • инвалидам и семьям с детьми-инвалидами – от 10 до 25 соток.
  • военным – от 6 до 25 соток.

Площадь предоставляемых земель также зависит во многом от того, собирается ли получатель строить жилой дом. Для строительства дома земля не должна быть меньше 6 соток.

Подробная инструкция о том как получить земли сельхозназначения бесплатно

Существуют два основных способа как получить сельхоз участок земли от органов государственной власти:

  1. Выкуп земельного надела на аукционных торгах.
  2. Получение земельного надела бесплатно.

Бесплатно земельный надел могут получить льготники, для всех остальных граждан РФ предусмотрено проведение аукциона.

Порядок выкупа земли на торгах

Выкуп земельного надела на торгах подразумевает обращение лица, желающего выкупить землю, в местную администрацию с соответствующим заявлением и последующая организация аукциона с объявлением о нём в СМИ. Победителю аукциона предоставляется право выкупа надела (или право его аренды).

ВАЖНО! Если выделение сельскохозяйственной земли предполагает строительство жилого дома (например, при организации крестьянского хозяйства), то такие земли администрация сначала сдаёт в аренду с условием, что арендатор начнёт строительство в течение трёх лет.

В общем случае последовательность действий для получения участка через торги следующая:

  1. поиск подходящего земельного участка на региональной кадастровой карте.
  2. Подача заявления в земельный комитет местных органов власти о намерении выкупить участок земли.
  3. Проведение работ по межеванию выбранного участка (при необходимости).
  4. Объявление в СМИ о дате проведения торгов с информацией о предмете торгов (наделе земли).
  5. Проведение торгов и выбор победителя.
  6. Заключение с победителем договора аренды.
  7. Выкуп арендатором земельного надела по истечении пяти лет арендования.

Начальная аукционная цена за год аренды надела земли устанавливается в размере 2,5 % от кадастровой стоимости такого надела. Межевые работы проводятся за счёт заявителя-организатора торгов.

СПРАВКА! Если в аукционе фактически принимает участие единственный участник, соответствующий требованиям и оформивший заявление на участие в торгах надлежащим образом, то, согласно п. 6 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды сельскохозяйственного участка заключается с данным участником.

В договоре аренды прописываются сроки и цели аренды и её стоимость. В стандартных условиях договора право выкупа наступает по истечении пяти лет аренды, при условии эксплуатации сельскохозяйственного надела с учётом разрешённого пользования.

Порядок бесплатного получения

Как получить землю под сельское хозяйство бесплатно? Льготникам, желающим получить участок земли для занятия садоводством или строительства дачи, могут потребоваться следующие документы (в зависимости от категории имеющихся льгот):

  • паспорт;
  • справка об официальных доходах всех членов семьи;
  • удостоверение многодетной матери/отца;
  • справка об инвалидности (выдаётся МСЭ)
  • орденская книжка;
  • военный билет;
  • свидетельства о рождении детей;
  • справка обо всех наделах земли, имеющихся в собственности заявителя;
  • удостоверение участника боевых действий.

Точный список документов необходимо уточнять в регионе проживания лиц, имеющих право на льготы.

Процедура получения надела на безвозмездной основе являет собой следующую последовательность действий:

  1. сбор необходимых документов, перечисленных выше.
  2. Подача заявления в земельный комитет местной исполнительной власти.
  3. Рассмотрение заявления комиссией земельного комитета (от 15 до 30 суток).
  4. При положительном решении заявитель получает справку о его постановке на льготную очередь.
  5. При наступлении очереди заявитель вызывается в земельный комитет, где ему сообщают о местонахождении и параметрах предлагаемого участка.
  6. Выдача заявителю свидетельства о вещном праве на предлагаемый участок.
  7. Обращение заявителя с документами о вещном праве и документами, подтверждающими право на льготы, в органы Росреестра, где происходит оформление участка в собственность.

Заявление, которое подаётся в земельный комитет, должно состоять из трёх основных частей:

  • описательной;
  • пояснительной;
  • резолютивной.

В описательной части льготник-заявитель указывает свои паспортные и иные данные, а также описывает свою ситуацию и льготную категорию. В пояснительной части заявитель ссылается на законодательные акты данного субъекта федерации, согласно которым он имеет право на бесплатную землю, а в резолютивной части должна излагаться просьба о предоставлении земельного надела в связи с вышеизложенными фактами.

Причины отказа

Если земельный комитет отказал заявителю в безвозмездном получении участка, то причины могут быть следующими:

  • недостоверные сведения в заявлении;
  • несоответствие заявителя условиям данного региона;
  • дефицит земельных участков в регионе;
  • наличие у заявителя в собственности участков земли.

Если виноват сам заявитель, то после устранения причин отказа он может повторно подать заявление, а если земельный комитет отказывает имеющему право на льготы лицу под предлогом нехватки земель, то такой льготник вправе оспорить решение комитета через суд.

Особенности использования наделов

Сельскохозяйственные участки, согласно п. 1 ст. 78 ЗК РФ, можно использовать для следующих целей:

  1. организация крестьянского хозяйства (КФХ).
  2. Организация личного подсобного хозяйства (ЛПХ) полевого типа.
  3. Дачное строительство.
  4. Занятия огородничеством и/или садоводством.
  5. Ведение охотхозяйства.
  6. Выпас скота и животноводство.

Строительство жилых домов не допускается на участках для полевого личного подсобного хозяйства и для занятия огородничеством, а также на наделах, представляющих особую природную ценность.

На участках, выделенных для крестьянского или охотничьего хозяйства, а также для дачного строительств а или садоводства возможно возведение жилого дома.

Итак ещё раз в кратце о том как получить землю под хозяйство: для получения сельскохозяйственных земель необходимо обратиться в местную администрацию с необходимыми документами.

Льготные категории лиц могут получить участки бесплатно, а остальные граждане могут принять участие в торгах, победителю которых будет предоставлен надел в аренду с правом последующего выкупа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

Приложение

ПОРЯДОК

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНАМ И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ЗЕМЕЛЬНЫХ

УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

(введен постановлением Правительства РС(Я)

в ред. постановления Правительства РС(Я)

)

1. Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (далее по тексту – Порядок) регулирует отношения по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливает процедуру и критерии предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей и обязателен для исполнения гражданами и юридическими лицами при оформлении прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

2. Граждане или юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность или в аренду из земель сельскохозяйственного назначения (далее по тексту – заявители), подают заявления в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, а в случаях, предусмотренных законом, – в Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия).

В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и обоснование размеров предоставляемых земельных участков, предполагаемое местоположение, испрашиваемое право на земельный участок (собственность, аренда), срок аренды.

К заявлению лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, прилагаются следующие документы:

2.1. В целях определения гражданства заявителя и соотношения долей в уставном (складочном) капитале юридических лиц доли иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, поскольку законодательством Российской Федерации установлены ограничения в приобретении в собственность земельных участков для иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, и в целях определения видов экономической деятельности заявителя:

для физических лиц – копия документа, удостоверяющего личность гражданина, с предъявлением его подлинника;

для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, – выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданная не позднее 30 дней до даты подачи заявления о намерении приобрести право на земельный участок;

для юридических лиц – копии учредительных документов (устава, учредительного договора, положения), при предъявлении оригинала документ, подтверждающий полномочия руководителя юридического лица или его представителя, наделенного соответствующими полномочиями, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная не позднее 30 дней до даты подачи заявления о намерении приобрести право на земельный участок.

2.2. В случае подачи заявления лицом, действующим по поручению заявителя, – копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя.

2.3. В целях определения наличия ранее предоставленных земельных участков и соответствия площади испрашиваемого земельного участка установленным предельным (максимальным и минимальным) размерам – выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельные участки на территории Республики Саха (Якутия) либо об отсутствии записей о них, выданная не позднее 30 дней до даты подачи заявления о намерении приобрести право на земельный участок.

2.4 – 2.5. Утратили силу. – Постановление Правительства РС(Я) .

2.6. Гражданам, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления его деятельности, необходимо дополнительно приложить к заявлению следующие документы:

2.6.1. Утратил силу. – Постановление Правительства РС(Я) .

2.6.2. В целях определения порядка владения, пользования, распоряжения имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства – соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенное между членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

2.6.3. Утратил силу. – Постановление Правительства РС(Я) .

3. Утратил силу. – Постановление Правительства РС(Я) .

4. В случае невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и (или) законодательством Республики Саха (Якутия), орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, а в случаях, предусмотренных законом, – Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) обеспечивает в месячный срок со дня поступления заявления подготовку решения об отказе заявителю в предоставлении земельного участка с указанием причин такого отказа.

5. Утратил силу. – Постановление Правительства РС(Я) .

6. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации.

Правило настоящего пункта не распространяется на случаи предоставления в собственность сельскохозяйственным организациям, гражданам, осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок) и (или) сайылычного хозяйства (под летнюю усадьбу, загон общего пользования для телят, пастбище для скота и лошадей), земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся у них на праве аренды, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

Цена выкупа указанных земельных участков устанавливается Законом Республики Саха (Якутия).

Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи арендатором заявления в письменной форме в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, а в случаях, предусмотренных законом, – в Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия), обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

7. При предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, а в случаях, предусмотренных законом, – Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) публикует сообщение о наличии предлагаемого для передачи в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в средствах массовой информации, определенных распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 01.01.2001 «Об определении средств массовой информации для официального опубликования сообщений по управлению и распоряжению земельными участками».

7.1. В случае, если в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения подано два и более заявлений о передаче земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такой земельный участок предоставляется в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).

Абзац утратил силу. – Постановление Правительства РС(Я) .

7.2. В случае, если в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения иные заявления не поступили:

7.2.1. Орган местного самоуправления поселения на основании обращения органа местного самоуправления муниципального района, а орган местного самоуправления городского округа на основании заявления, указанного в пункте 5 настоящего Порядка, либо обращения Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

7.2.2. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

7.2.3. Орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, а в случаях, предусмотренных законом, – Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает и выдает заявителю решение о предоставлении в аренду земельного участка с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

7.2.4. Договор аренды земельного участка заключается в семидневный срок со дня принятия указанного решения.

8. Критерии предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков в собственность или в аренду из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

1) наличие в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) видов деятельности, соответствующих заявленным целям использования земельного участка в соответствии с целевым назначением земель сельскохозяйственного назначения и Федеральным законом от 01.01.2001 «О развитии сельского хозяйства».

2) соответствие площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, установленным законодательством Республики Саха (Якутия) предельным размерам.

Особенности предоставления земельных участков для строительства

Порядок предоставления земельных участков для строительства регламентирован ст. 30 Земельного кодекса РФ. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1. без предварительного согласования мест размещения объектов;

2. с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с п. 5,7 ст. 30 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1. выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2. проведения работ по формированию земельного участка;

3. государственный кадастровый учет земельного участка;

4. принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства;

5. подписание договора аренды земельного участка и его государственная регистрация при передаче земельного участка в аренду, государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении участка в постоянное (бессрочное) пользование.

В данном случае определение возможности и основных параметров строительства объекта на конкретном земельном участке происходит в индивидуальном порядке по заявлению будущего правообладателя (арендатора или землепользователя).

Процедура предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с заявления заинтересованного лица. Закон не устанавливает форму такого заявления, но предъявляет требования к его содержанию и адресату. Так, согласно п. 1 ст. 31 Земельного Кодекса Российской Федерации в заявлении должны быть указаны:

· назначение объекта;

· предполагаемое место размещения объекта;

· обоснование примерного размера земельного участка;

· испрашиваемое право на земельный участок.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Органы местного самоуправления информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.

Уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

В соответствии с п. 7 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации решение органа власти, уполномоченного на распоряжение публичными землями, о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для:

· государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования (для лиц, установленных п. 1ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации);

· заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

При втором варианте предоставления земельного участка – без предварительного согласования, будущий правообладатель земельного участка не известен, поэтому общее правило распоряжения такими земельными участками – торги.

Согласно п. 4 ст. 30 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

· подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;

· определение разрешенного использования земельного участка;

· определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее — плата за подключение);

· принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

· публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного Кодекса Российской Федерации;

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Порядок проведения торгов регламентирован ст. 38 Земельного Кодекса Российской Федерации, а также постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков».

Необходимо также отметить, что в соответствии со ст. 30.1. Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства предоставляются исключительно без предварительного согласования, то есть посредством продажи прав на участки на торгах. Данная статья была включена в Земельный Кодекс Российской Федерации в рамках законотворческой работы «по формированию рынка доступного жилья» в середине декабря 2004 года и действует с 01.10. 2005 года.

Также ст. 30.2 Земельного Кодекса Российской Федерации дополнительно регламентирован порядок предоставления земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Особенности организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства и для комплексного освоения в целях жилищного строительства отражены в ст. 38.1 и 38.2 Земельного Кодекса Российской Федерации соответственно.

Статья 30.1. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, — в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

2. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

3. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка суказанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

7.1.3. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Проведение конкурсов вообще не предусмотрено. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства регулируется статьей 38.1 ЗК РФ.

Предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Для продажи заявленного земельного участка в собственность глава местной администрации (орган государственной власти) обязан провести аукцион.

Без проведения аукциона для жилищного строительства предоставляется:

1) земельный участок в безвозмездное срочное пользование лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости;

2) земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, в собственность (бесплатно) или в аренду лицам, с которыми в установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок;

3) земельный участок в собственность или в аренду единственному участнику аукциона в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине, указанной в подпункте 1 пункта 26 статьи 38.1 ЗК РФ. В таком случае договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка не позднее чем через десять дней после дня проведения аукциона заключается по начальной цене аукциона.

Следует отметить и исключения из общего правила, установленные пунктом 15 статьи 3 Вводного закона, согласно которому до 30 декабря 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий:

— соглашение заключено с таким лицом до 30 декабря 2004 года;

— соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью.

Ежегодная арендная плата за земельный участок, предоставленный лицу в таком порядке для жилищного строительства или лицу, к которому перешли права и обязанности по договору аренды такого земельного участка, устанавливается:

— в размере не менее двух с половиной процентов от кадастровой стоимости земельного участка в случае, если объекты недвижимости на предоставленном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении двух лет с даты заключения договора аренды земельного участка;

— в размере не менее пяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка в случае, если объекты недвижимости на предоставленном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка.

Пункт 3 статьи 30.1 ЗК РФ допускает возможность при предоставлении земельного участка или проведение аукциона, или опубликование сообщения о приеме заявлений на аренду этого участка. Если в течение месяца такие заявления поступят, проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды. Если их не будет, то земельный участок передается заявителю по договору аренды без аукциона.

Для получения разрешения на любое строительство (включая индивидуальное жилищное) правообладатель земельного участка должен представить не только его кадастровый, но и градостроительный план.

В составе градостроительного плана земельного участка указываются:

1) границы земельного участка;

2) границы зон действия публичных сервитутов;

3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

4) информация о градостроительном регламенте (в случае если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;

5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);

6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;

7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. В виде отдельного документа градостроительные планы земельных участков могут подготавливаться в случаях, когда одновременно имеется сочетание следующих условий:

— градостроительные планы запрашиваются применительно к ранее сформированным земельным участкам, расположенным на уже застроенной территории, при намерении осуществить реконструкцию существующих объектов или построить новые объекты на таких участках;

— применительно к территории расположения указанных земельных участков установлены посредством правил землепользования и застройки градостроительные регламенты.

Согласно статье 44 ГСК РФ форма градостроительного плана утверждается Правительством РФ. В настоящее время действуют Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2005 года N 840 «О форме градостроительного плана земельного участка» и Инструкция о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка (утверждена Приказом Министерства регионального развития РФ от 13 апреля 2006 года N 40).

Не требуется предоставление градостроительного плана для ввода объекта в эксплуатацию, если разрешение на строительство было получено до 10 января 2005 года (пункт 2 статьи 4 Федерального закона о введении в действие ГСК РФ).

В соответствии с пунктом 17 статьи 46 ГСК РФ если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка, то указанный орган осуществляет подготовку, утверждение и выдачу градостроительного плана бесплатно в течение 30 дней, в том числе в случае, когда проекты планировки и межевания территорий не утверждены и публичные слушания еще не проводились.

Особенности предоставления земельных участков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *