Кто осуществляет аудит?

>Как проходит аудит в сфере закупок

Содержание

Аудит в сфере закупок

Аудит закупок — особый вид внешнего государственного контроля. Впервые данное понятие было введено Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Аудит в сфере закупок осуществляется 44-ФЗ как самостоятельно, так и в рамках комплексных проверок финансово-хозяйственной деятельности заказчиков.

Целями такого контроля являются:

  • проверка обоснованности и эффективности расходов по контрактам при проведении тендеров;
  • определение причин выявленных нарушений;
  • систематизация полученной информации;
  • подготовка рекомендаций по совершенствованию контрактной системы.

Аудиторы проводят проверку, анализ и оценку результатов закупок, уровня обеспечения государственных нужд и эффективности использования бюджетных средств. В ходе мониторинга изучаются все этапы закупочного цикла, начиная с планирования закупок и заканчивая исполнением контракта. Оценивается деятельность заказчиков, контрактных управляющих, закупочных комиссий, служб внутреннего контроля.

Эта процедура проводится в отношении государственных органов, унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений.

Кто проводит аудит

Аудит в сфере закупок осуществляют:

  • Счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные органы субъектов РФ;
  • контрольно-счетные органы муниципальных образований.

Счетная палата — постоянно действующий орган внешнего финансового контроля. Его деятельность регулируется Законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ, а также регламентом Счетной палаты.

Региональные и муниципальные контролеры образуются из представителей государственной власти субъектов РФ и муниципалитетов. Общие принципы их работы определяются Законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ, а также соответствующими регламентами.

Счетная палата РФ работает в тесном взаимодействии с муниципальными и региональными контролерами.

Сроки проведения плановых проверок определяются ежегодными графиками. Законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлено, что контролеры обязаны уведомить организацию о плановой проверке не позднее чем за три рабочих дня до ее начала, внеплановой — не позднее чем за 24 часа.

В ходе мониторинга аудиторы используют данные из открытых источников, а также запрашивают материалы у должностных лиц проверяемой организации. За непредоставление запрашиваемых сведений либо предоставление заведомо ложной информации законодательством установлена административная и уголовная ответственность.

Заказчику нужно быть готовым предоставить документы, подтверждающие правомерность своих действий в ходе закупочной деятельности:

  • документы-обоснования потребности в определенных товарах, работах, услугах;
  • порядок формирования НМЦК;
  • положение о нормировании;
  • оригиналы контрактов;
  • отчетные документы по оплаченным контрактам и другое.

Особое внимание контролеры обращают на тендеры, проводимые неконкурентными способами.

Результаты проверок

В результате проведенных контрольных мероприятий аудиторы составляют акт.

Руководитель проверяемой организации вправе приложить к акту свои возражения и пояснения.

В случае выявления нарушений аудиторы выдают предписание об их устранении и передают информацию в контрольные или правоохранительные органы: ФАС, Казначейство, Прокуратуру и др. Кроме того, информация о результатах мониторинга направляется в соответствующие региональные или муниципальные органы власти. Отчеты о проведенных проверках публикуются на сайте ЕИС.

Проверяемые организации могут обратиться с жалобой на действия аудиторов в законодательные (представительные) органы. Обжаловать результаты проверок можно также в арбитражном суде.

Образец акта по результатам аудита закупок

Образец отчета

Как осуществляется аудит в сфере закупок согласно ФЗ №44

Аудиторские мероприятия в сфере государственных или муниципальных закупок регламентируются статьей 98 Федерального закона №44 и Федеральным законом №41. Главные действующие лица при этом – аудиторы. Они оценивают эффективность закупочной деятельности и принципов ценообразования, добросовестность участников и уровень профессионализма.

Таким образом, аудит – это информационная деятельность экспертно-аналитического характера, за счет которой проводится проверка и оценка сведений конкретной закупки.

Денежные средства, расходуемые в процессе закупочной деятельности, должны соответствовать требованиям законодательства РФ, целесообразности, результативности и своевременности.

Аудит обхватывает планирование закупочных мероприятий, их проведение, заключение и исполнение контракта со стороны заказчика. Оцениваются такие критерии исполнения контракта, как:

  1. Срок.
  2. Объем.
  3. Цена и условия ценообразования.
  4. Качество.
  5. Эффективность системы управления.

Рассмотрим более подробно понятие «аудит» в закупочной сфере: что это такое, как проводится и зачем.

Кто осуществляет аудит, кого и что проверяют

Согласно статье 98 ФЗ №44, проводить аудит в сфере закупок имеют право следующие государственные органы власти:

  1. Счетная палата. Осуществляет внешний аудит на федеральном уровне. Регламент – Федеральный закон №41. Проверку проводят должностные лица в форме аудиторов, они же несут ответственность по результатам.
  2. Контрольно-счетные по регионам. Аудит проводится в соответствии с регламентами конкретных регионов.
  3. Законодательные органы субъектов РФ. Регламент – региональная нормативно-правовая база.
  4. Контрольно-счетные по муниципалитетам. Проведение аудиторских проверок осуществляется в соответствии с локальными регламентами муниципалитета.
  5. Представительные по муниципалитетам. Аудит проводится в соответствии с муниципальной нормативно-правовой базой.

В случае аудита деятельность госорганов, юридических лиц, бюджетных и автономных учреждений, а также унитарных предприятий проверяется в первую очень и в обязательном порядке.

Направления аудиторской деятельности:

  1. Проверка эффективности проведения закупочной процедуры как по отношению к отдельному учреждению, так и всей государственной или муниципальной программы в целом.
  2. Анализ эффективности расходования целевых средств.
  3. Тщательная проверка всех этапов закупочной процедуры.

Важно знать, что при аудите оценивается также деятельность официальных представителей заказчиков, контрактных управляющих и контрактной службы, организаций внутреннего контроля, закупочных комиссий.

Аудиторские мероприятия проходят в несколько этапов. Рассмотрим их подробнее.

  1. Оповещение организации за три рабочих дня о плановой и за 24 часа о внеплановой проверке.
  2. Сбор и анализ данных из открытых источников, а также по запросу от должностных лиц заказчика. Аудиторы могут запросить обоснования потребления тех или иных товаров или расходования средств, регламент проведения закупок, обоснование формирования НМЦК, оригиналы документов, отчетность.
  3. За непредоставление данных в полном или частичном размере предусмотрена административная и уголовная ответственность. В случае отсутствия нарушений аудиторы выносят соответствующее заключение.

О мониторинге в сфере закупочной деятельности можно узнать ниже на видео.

Задачи, методы

Основные задачи аудиторских мероприятий заключаются в следующем:

  1. Поиск несоответствий и явных нарушений законодательства РФ.
  2. Оценка полноты и достоверности форм отчетности.
  3. Правильно оформления закупочных документов.
  4. Поиск способов оптимизации базы налогообложения.
  5. Анализ достоверности мероприятий по оценке имущественных активов.
  6. Оценка уровня эффективности расходования целевых средств.
  7. Анализ эффективности расходования ресурсов предприятия.
  8. Оказание консультационной помощи руководству компании.

Таким образом, цель аудита – подтверждение достоверности и точности сведений, обоснованности расходования ресурсов и целевых денежных средств, поиск резервов для улучшения эффективности работы организации.

За счет анализа абсолютных и относительных показателей (например, вариации потенциальной экономии средств) строится методика проведения аудита закупочной деятельности. Рассмотрим вариант оценки конкурентной среды.

Для проведения анализа необходимо знать количество заявок по каждой конкретной закупке в среднем, количество допущенных заявок на одну закупку, соотношение закупок на конкурсной основе и у единственных поставщиков в процентах.

Далее полученную величину сравнивают со средними показателями по конкретному региону или муниципалитету и по стране в целом.

Если анализировать уровень профессионализма участников, то следует использовать такие показатели, как численность специалистов с квалификацией в сфере контрактных закупок.

Результаты аудиторских проверок оформляются в форме соответствующих документов (заключения или акта) следующего содержания:

  1. Сколько контрольных мероприятий было проведение.
  2. Какая сумма заказа оценивалась.
  3. Сколько денежных средств были признаны неэффективными и нерезультативными вследствие нецелесообразного расходования бюджетных средств.
  4. Сколько предписаний и обращений было выдано в органы контроля и проверки.

Аудиторы обязаны зафиксировать все нарушения требований заполнения закупочной документации, этапов проведения процедуры, качественных и количественных характеристик, планирования, сроков заключения, составления и подписания контракта, внесения обеспечения, принятия антидемпинговых мер и так далее.

Стоит отметить, что результаты оформляются в письменной форме. После ознакомления руководитель организации обязан дополнить документ своими возражениями и пояснениями. В случае несогласия с результатами аудиторской проверки руководитель обязан обосновать свои действия или их отсутствии.

При выявлении нарушений аудиторами направляется соответствующее предписание заказчику о скором устранении, а также информация в Антимонопольную службу, прокуратуру, Налоговую службу, Казначейство. Кроме того, сведения по результатам мониторинга направляются в региональные или муниципальные органы власти. Отчетная документация в обязательном порядке публикуется в ЕИС.

Важно знать, что закупка может быть признана необоснованной. Заказчик имеет право это обжаловать в судебных инстанциях и представительных органах власти.

Подробный вебинар по системе мониторинга, контроля и аудита в сфере закупок представлен ниже на видео.

>Как проходит аудит госзакупок

Что такое аудит закупок

Аудит в сфере закупок представляет собой экспертно-аналитическую и информационную деятельность, которая проводится путем проверки и оценки сведений по конкретной закупке.
Планируемые к заключению, заключенные и исполненные контракты подлежат анализу в части расходования денежных средств по следующим критериям:

  • законность;
  • целесообразность;
  • обоснованность;
  • своевременность;
  • эффективность;
  • результативность.

Проверка охватывает все этапы закупочной деятельности заказчика, а именно: этап планирования, осуществления закупок, заключения и исполнения договора.

Оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.

Какими органами аудит в сфере закупок осуществляется, 44-ФЗ поясняет в ч. 1 ст. 98.

Итак, аудит в сфере закупок осуществляют:

  1. Счетная палата (41-ФЗ от 05.04.2013).
  2. Контрольно-счетные органы субъектов и муниципальных образований (6-ФЗ от 07.02.2011).
  3. Законодательные органы государственной власти субъектов РФ.
  4. Представительные органы муниципальных образований.

Указанные органы выполняют следующие функции:

  • обобщают результаты осуществления закупочной деятельности;
  • устанавливают причины выявленных отклонений и недостатков;
  • подготавливают предложения, направленные на устранение нарушений и на совершенствование контрактной системы;
  • систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в ЕИС обобщенную информацию о результатах.

При проведении контрольного мероприятия соответствующим органом составляется акт, который доводится до сведения руководителей проверяемых организаций и публикуется на сайте ЕИС. Информация о результатах экспертно-аналитической деятельности, содержит, в том числе следующие сведения:

  1. Количество контрольных мероприятий.
  2. Количество и сумма заказов, в том числе при проведении которых выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, сделан вывод о нерезультативном расходовании бюджетных средств (к примеру, в нарушение ст. 34 и 94 оплачены работы, которые фактически не выполнены, или в нарушение ст. 95 допущено изменение существенных условий договора, например, изменен размер авансирования, или в нарушение ст. 22 в состав расчета НМЦК включены расходы на временные здания и сооружения, которые проектом на проведение работ не предусмотрены и др.).
  3. Количество выданных предписаний, обращений направленных в правоохранительные и контрольные органы.

Также фиксируются нарушения в:

  • организации заказа (контрактные службы, комиссии, специализированные организации, централизованные заказы, совместные конкурсы и аукционы, общественное обсуждение);
  • планировании заказов;
  • документации (требования к участникам, к объекту, признаки ограничения доступа к информации, содержание извещения и документации, размер авансирования, обязательные условия в проекте контракта, порядок оценки заявок и установленные критерии, преимущества отдельным участникам);
  • заключенных контрактах (соответствие договора документации и предложению участника, сроки заключения, обеспечение исполнения);
  • процедурах закупок (обеспечение заявок, антидемпинговые меры, обоснованность допуска (отказа в допуске) участников, применение порядка оценки заявок, протоколы);
  • исполнении договора (законность внесения изменений, порядок расторжения, экспертиза результатов, отчет о результатах, своевременность действий, соответствие результатов установленным требованиям).

Пример результатов аудита

Как проводится аудит в сфере закупок

Мероприятия по проведению аудиторской проверки операций в сфере закупок регламентированы Законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ в ст. 98 и Законом от 05.04.2013 г. под № 41-ФЗ. Аудиторы дают экспертную оценку эффективности работы закупочной системы и ценообразования, уровню профессионализма участников сделок.

Проведение аудита в сфере закупок

Инициирование аудиторских мероприятий – один из элементов государственного контроля эффективности и правильности реализации всех этапов госзакупок. Через экспертное мнение аудитора определяются слабые места системы, ошибки, допущенные участниками процедур, и причины возникновения недочетов.

СПРАВОЧНО! Аудит может выступать и как самостоятельная проверка, и как один из этапов комплексной проверки деятельности заказчиков.

Проверка может быть направлена на проверку обоснованности действий государственных органов, унитарных учреждений, бюджетных предприятий и автономного типа организаций. Аудит состоит из трех этапов:

  1. Подготовка.
  2. Основные проверочные мероприятия.
  3. Подведение итогов.

Подготовительные процедуры представлены действиями по изучению предмета и объекта проверки, анализу их специфики. Формирование такой информационной базы необходимо для определения методики исследования и уточнения потенциальных рисков. Аудиторы в процессе подготовки к работе составляют перечень нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере закупок, список вопросов для анализа, определяют источники получения данных.

После обобщения предварительных задач и целей проверка разбивается на условные этапы. Для каждого действия устанавливается срок выполнения, назначаются ответственные аудиторы. На подготовительном этапе вся информация берется проверяющими из публичных источников:

  • сведений из единой инфосистемы в сфере закупок;
  • официальных сайтов компаний и контролирующих органов;
  • торговых площадок в интернете.

Итогом подготовительного этапа является разработка программы аудита. Следующий шаг – проведение основных аналитических работ. Их суть заключается в проверке законности действий вовлеченных в процессы закупок участников, обоснованности понесенных издержек и их эффективности. Проверке подлежит прогнозируемая результативность по расходным операциям. Аналитические выводы основываются на итогах проверки информации по всем реализованным закупкам в рассматриваемом периоде.

Закупочные мероприятия для целей аудита должны быть систематизированы:

  • по контрактам;
  • по количественным и стоимостным признакам;
  • с учетом количества поданных заявок и процента их отклонения.

ВАЖНО! Если закупки были произведены у единственных поставщиков, то их надо разделить на две группы: с общей ценой сделки до 100 тысяч рублей и свыше этого лимита.

Аудиторы после обобщения предоставленной им информации осуществляют проверку целесообразности затрат в рамках закупочной деятельности: определяются государственные нужды, для устранения которых была реализована закупка, сверяется соответствие трат нормируемым ограничениям и плановым показателям. При оценке обоснования аудиторы анализируют объемы поставок, оценивают качество продукции.

Дополнительным элементом анализа является проверка своевременности производимых расчетов между контрагентами. На этом этапе анализируются условия контрактов, порядок их исполнения, реальность оговоренных сторонами сроков, изучаются пути минимизации бюджетных затрат. Аудиторы при проведении мониторинговых мероприятий должны корректировать получаемые результаты на фактор сезонности, продолжительности производственного цикла и необходимость обеспечения непрерывного технологического цикла по отдельным предметам сделок.

Эффективность затрат оценивается путем анализа плановой и контрактной документации.

Аудиторы проверяют надежность выбираемых предприятием поставщиков, обоснованность устанавливаемых ими цен.

На этом этапе проводится сравнительная сверка условий сотрудничества с избранными и потенциальными контрагентами. При оценке результативности издержек фиксируется степень удовлетворения нужд организации в экономическом и социальном аспектах.

На заключительной стадии аудита происходит обобщение аналитической информации, ее отражение в отчете. В итоговом документе обозначаются обнаруженные проблемы и риски, нарушения. Задачей аудитора является не только поиск недостатков, но и путей их устранения. В отчетной форме должны содержаться предложения по совершенствованию деятельности в сфере закупок.

Органы аудита

Проверяющие органы должны руководствоваться федеральными законами и внутренними регламентами. В роли аудиторов могут выступать:

  • Счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные структуры муниципального и регионального подчинения.

Для органов, наделенных контролирующими и счетными функциями, законодательно предусмотрена организационная автономность. Постоянно действующей структурой в области финансового мониторинга является высший орган госконтроля – Счетная палата. Ее представителям дано право использовать широкий набор аналитических приемов, запрашивать детальную информацию от лиц, вовлеченных в проверяемые процедуры. Этот орган обладает материальной независимостью, на его деятельность не оказывает влияние состояние политической конъюнктуры.

Задачи аудиторской проверки сводятся к получению таких сведений:

  • наличие или отсутствие противоречий законодательным нормам в осуществленных мероприятиях в сфере закупок;
  • степень правильности ведения бухучета;
  • оцениваются полнота и достоверность отчетных форм;
  • поиск путей оптимизации налоговой базы;
  • проверка правильности оформления договорных отношений:
  • анализ достоверности осуществленных работ по оценке имущественных активов;
  • выявление уровня эффективности в использовании ресурсов предприятия;
  • анализ ценовой политики.

Конечной целью является определение достоверности и точности показываемых в отчетности данных, обоснованности расходов и выявление резервов для повышения результативности работы.

КСТАТИ, дополнительно аудиторы могут оказывать консультационную поддержку руководящего персонала проверяемых учреждений.

Методика аудиторской проверки строится на определении ряда абсолютных и относительных показателей. В числе количественных критериев выводится уровень потенциальной экономии средств бюджета. При оценке конкурентной среды рассчитываются такие величины:

  • средний объем заявок по каждой закупке;
  • количество допущенных заявок в расчете на одну закупку;
  • процентное соотношение закупок у единственных поставщиков и сделок на конкурсных условиях.

Получаемые данные по предприятию сравниваются со средними показателями по стране и субъекту РФ. Уровень профессионализма оценивается по численности специалистов со спецподготовкой в сфере закупок.

Объекты проверки

Аудиторские проверки могут затрагивать деятельность таких структур:

  • государственные органы власти;
  • государственные корпорации;
  • казенные учреждения;
  • автономные и бюджетные организации;
  • внебюджетные фонды;
  • унитарные предприятия;
  • юридические лица, которые принимают участие в капитальном строительстве на основе инвестиций за счет привлечения средств из федерального бюджета.

Оформление результатов

Результатом проведенной аудиторской проверки является оформленный контролирующим органом отчет (акт). В нем содержатся систематизированные данные по доказательной базе, полученным выводам. В этом документе аудиторы обозначают выявленные проблемы и недостатки, приводят практические рекомендации по исправлению ситуации. В отчетном бланке должны быть такие сведения:

  • критерии аудиторской проверки;
  • оценка эффективности и правильности организации закупочной деятельности на предприятии;
  • характеристика отклонений;
  • факты ограничения доступа к информации (при наличии);
  • степень значимости недостатков в работе госоргана;
  • отражение потенциальных рисков, которые могут быть спровоцированы выявленными проблемами.

Если аудиторы указывают на наличие в действиях проверяемой структуры состава административного правонарушения, инициируется внеплановая комплексная проверка. Обращение в прокуратуру возможно при условии, что проверкой будут установлены факты финансовых преступлений или коррупционных действий. Акт аудита должен быть доведен до руководства проверяемых структур и опубликован на сайте ЕИС.

Кому нужен внутренний аудит в сфере закупок?

Внутренний аудит нужен в первую очередь учредителю. Собственник хочет видеть, где он теряет деньги и понимать скрытый потенциал увеличения финансовых показателей бизнеса. Данные внутреннего аудита нужны ему как для постановки стратегических целей, так и в качестве точек контроля эффективности наемных руководителей.

Следующий, кому это нужно – это директору, управляющему компанией, для того, чтобы понимать, где и какие происходят отклонения, ошибки, нарушения. И директор, помимо финансовых показателей, будет следить за текущей работой, за тактической и операционной деятельностью отдела.

Хороший, системный руководитель закупок, нацеленный на результаты и развитие, также заинтересован в системе внутреннего аудита. Он расставит точки контроля, создаст системы показателей для ассортимента, ценообразования, для товарных запасов, для поставщиков. Система внутренних проверок даст ему удобный инструмент оперативного и тактического управления.

И еще внутренний аудит важен самим сотрудникам. Когда сотрудники работают и не имеют знания и понимания, для чего они работают, каких целей достигают, к каким показателям стремятся, какая у компании стратегия, какие тактические основные направления – это негативно влияет на мотивацию сотрудников. “Работу работают” и не понимают, для чего.

Сотрудникам нужна прозрачная информация о том, чего от них ждет предприятие, какие ресурсы тратит. Прозрачная – с возможностью проверить, посмотреть, посчитать. Речь не идет о коммерческой информации, управленческом учете, но определенные данные необходимы специалистам по закупкам. Когда они понимают, для чего работают, тогда управлять и направлять процессы закупок легче.

Кому не нужны периодические внутренние проверки закупок?

Внутренняя экспертиза не нужна тем, кто заинтересован в хаосе. Хаос может быть выгоден по корыстным (коррупционным) мотивам. Эту тему можно развивать, но суть и так понятна. Хаос может быть выгоден и по “бескорыстным” причинам: если сотрудник (а тем более руководитель!) не системный, то периодический аудит выявит это очень быстро.

Аудит не нужен консерваторам – они не хотят серьезных изменений.

Аудит не нужен бездельникам, создающим видимость изматывающего труда.

Слишком уж прозрачной становится система…

ФорумИнститута госзакупок(Москва)

Annie писал(а):Доброго времени суток!
Выбираем аудитора по правилам 44-ФЗ в соответствии с 307-ФЗ — акционерное общество со 100% госучастием. По закону об АО есть обязанность утвердить выбранного аудитора у представителя акционера — Росимущества. По механике 44-ФЗ за двадцать дней максимум после размещения протокола на официальном сайте (!) нужно успеть пройти с одобрением аудитора а) совет директоров б) акционера в лице Росимущества. Если указанные органы не утвердят аудитора — конкурс играется заново? А если утвердят в срок более 20 дней — заказчик несет ответственность за действия Росимущества? Или АО может заключать договор в промежутке сроков «10-20» после утверждения акционером победителя, а протокол в нарушение 44-ФЗ не вывешивать на сайт после подписания комиссией?
Спасибо за ответы! не надо никакого одобрения… это уже давно всем известно…
Закон об аудиторской деятельности устанавливает, что открытое акционерное общество должно проводить обязательный аудит своей финансово-хозяйственной деятельности. Пунктом 2 ст. 86 Закона об акционерных обществах предусмотрено, что аудитора общества утверждает общее собрание акционеров.
Однако для акционерного общества, не менее 25 процентов уставного капитала которого находится в государственной собственности, Законом об аудиторской деятельности установлен специальный порядок утверждения аудитора в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, который не предусматривает утверждение аудитора общим собранием акционеров.
В связи с этим в судебной практике возник вопрос, распространяется ли действие п. 2 ст. 86 Закона об акционерных обществах на указанные общества.
Вывод из судебной практики: Для заключения договора на проведение обязательного аудита акционерного общества, не менее 25 процентов уставного капитала которого находится в государственной собственности, не требуется утверждения аудитора общим собранием акционеров.
Суд исходит из того, что проведение обязательного аудита акционерного общества, не менее 25 процентов уставного капитала которого находится в государственной собственности, регулировалось Федеральным законом № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Согласно этой норме договор о проведении обязательного аудита заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В связи с этим ст. 86 Закона об акционерных обществах не применяется.
Судебная практика:
Постановление ФАС Уральского округа от 23.03.2009 N Ф09-1382/09-С5 по делу N А71-7698/2008-Г14
«…Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Федеральный закон «Об аудиторской деятельности») обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам размещения заказа на оказание таких услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Системное толкование вышеназванных норм закона позволило суду апелляционной инстанции прийти к заключению, что к проведению обязательного аудита в акционерном обществе, в уставном капитале которого доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов должны применяться специальные правила, содержащиеся в п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и в Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», при этом в рамках данного специального регулирования дополнительного утверждения аудитора общества общим собранием акционеров не требуется. Применительно к проведению аудита в иных акционерных обществах аудитор общества утверждается общим собранием акционеров.
С учетом изложенного вывод суда апелляционной инстанции о ничтожности п. 8.1.1 конкурсной документации в части закрепления условия об утверждении победителя конкурса общим собранием акционеров как противоречащего действующему законодательству является правильным…»

>Каким образом проводится аудит в сфере государственных закупок по 44-ФЗ, и для чего он нужен?

Аудит в сфере закупок: кто, что и как оценивает

Поясним, что такое аудит по 44-ФЗ, что в него входит и какие задачи преследует аудит в сфере закупок.

Аудит в сфере закупок представляет собой анализ и оценку закупочной деятельности заказчика и ее результатов со стороны контролирующих органов. Их проверяют на соответствие целям госзакупок. Напомним, что к ним относится:

  • достижение целей госпрограмм, реализация мероприятий;
  • исполнение обязательств РФ;
  • нормальное функционирование госорганов, органов субъектов и муниципалитетов, реализация всех возложенных на них полномочий.

Кто проводит аудит по 44-ФЗ

Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой, контрольно-счетными органами в регионах страны и в муниципальных образованиях. К примеру, под аудит Счетной палаты подпадают госкорпорации, ГКУ и внебюджетные фонды, автономные и бюджетные учреждения, ГУПы, юридические лица, участвующие в инвестиционном капстроительстве за счет денег из федеральной казны.

Как проводится аудит в сфере закупок по 44-ФЗ

Органы аудита ведут экспертно-аналитическую и информационную деятельности, проводя проверки, анализ и оценку сведений о закупках заказчика. В том числе анализируются законность, целесообразность, обоснованность, своевременность расходов на процедуры.

Специалисты выявляют недостатки, устанавливают их причины, готовят предложения по устранению нарушений.

После этого информация систематизируется и размещается в ЕИС в разделе “Контроль и аудит” ⇒ “Информация о результатах деятельности органов аудита в сфере закупок”.

Органы аудита в своей работе используют методические рекомендации. В частности, в них говорится о направлениях аудита:

  • формирования контрактной службы и закупочных комиссий;
  • требования к товарам, работам, услугам;
  • правильность подготовки планов и планов-графиков;
  • наличие обоснования процедур;
  • правильность выбора способа определения поставщика;
  • наличие в госконтрактах обязательных условий;
  • обоснованность допуска/недопуска участников;
  • обоснованность заключения госконтрактов с едпоставщиком.

Какие еще источники информации инспекторы вправе использовать на проверках? Инспекторы могут использовать информационные системы Счетной палаты.

Например, Информационно-аналитическую систему удаленного проведения внешнего государственного аудита (ИАС УВГА), Единую систему государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений (ГИС ЕСГФК), СПАРК-ИНТЕРФАКС, СПАРК-МАРКЕТИНГ.

Совет от эксперта журнала Госзакупки.ру

Разделите товары и работы в НМЦК

Счетная палата проверяет не только расходы, но и вашу закупочную деятельность в целом.Например, КСП города Муравленко выявила нестандартные для проверки счетной палаты нарушения на сумму 19 483 282 рубля.

Заказчик, по мнению инспекторов, намеренно дробил закупки на мелкие и закупал у едпоставщика, чтобы не проводить конкурентную процедуру.

Инспекторы сделали такой вывод, потому что объекты во всех закупках у едпоставщика были идентичные.

Второе серьезное нарушение — сроки исполнения в контракте не соответствуют срокам в извещении аукциона. И последняя ошибка — заказчик не выделил в НМЦК отдельно товары и отдельно работы.

Получить гостевой доступ к журналу

Этапы аудита закупок по 44-ФЗ

Выделяют три этапа аудита в сфере закупок по 44-ФЗ. Первый — подготовительный. На нем аудиторы собирают информацию, изучают специфику предмета аудита. В результате специалисты разрабатывают программу.

Далее следует основной этап. На нем проводится проверка по перечню вопросов, указанных в программе. Особое внимание уделяется экономии бюджетных средств. Специалисты высчитывают абсолютный объем экономии, а также относительный.

На заключительном этапе обобщаются результаты и оформляется итоговый отчет. В нем даются рекомендации по совершенствованию закупочной деятельности заказчика. Информация о проверках в ходе аудита в конце года собирается вместе и публикуется в ЕИС.

Контроль, мониторинг и аудит в сфере закупок

Система наблюдения за контрактной системой включает три составляющие. Помимо аудита в сфере закупок это также мониторинг и контроль. Контроль в сфере закупок подразумевает проведение проверочных мероприятий со стороны Федеральной антимонопольной службы.

Мониторинг — это систематические наблюдения со стороны специалистов госорганов за закупочной деятельностью заказчиков. Они анализируют информацию о реализации планов и планов-графиков закупок. О мониторинге говорится в постановлении Правительства РФ от 03.11.2015 № 1193. Им занимается Минфин.

В частности, во время мониторинга специалисты оценивают, какое количество процедур из числа запланированных состоялись, на какую сумму подписаны контракты, сколько из них расторгли, были ли неустойки и штрафы.

Также из ЕИС берутся сведения о жалобах на поставщиков, об итогах плановых и внеплановых проверок, числе предписаний в адрес заказчиков, о выданных банковских гарантиях и т.д.

К целям мониторинга относят оценку закупочной деятельности заказчика на предмет соответствия целям, перечисленным в 44-ФЗ, проверку обоснования проведенных процедур, а также усовершенствование законодательствах с области госзаказа.

В Минфин информацию передают два ведомства: Счетная палата и ФАС. Счетная палата рассказывает о числе закупок, которые не опубликованы в ЕИС, а также о стоимости контрактов и общей сумме банковских гарантий. ФАС сообщает о поступивших сообщениях от заказчиков о включении в РНП, об их рассмотрении, о согласовании закрытых процедур.

В результате мониторинга ежеквартально оформляются отчеты. Они публикуются в ЕИС. Порядок подготовки отчета содержится в постановлении Правительства РФ № 1193.

Аудит в сфере государственных и муниципальных закупок

Законодательство о контрактной системе предусматривает несколько видов мероприятий, направленных на выполнение контрольных и надзорных функций в сфере закупок. Наиболее распространенным, несомненно, является контроль в сфере закупок, поскольку именно его результаты влекут за собой выявление нарушений, наложение штрафов, а порой и судебные разбирательства.

На фоне проверок, осуществляемых контрольными органами в пределах своих полномочий, о существовании мониторинга и аудита в сфере закупок некоторые заказчики даже не знают, а если и знают, то не в полной мере понимают смысл данных мероприятий.

Между тем, для заказчика проведение аудита – это не менее значимая процедура, чем проверка контрольными органами. Разберем основные положения аудиторских проверок в сфере закупок.

Что такое аудит в сфере закупок?

Осуществление аудита в сфере закупок регламентируется положениями статьи 97 Закона № 44-ФЗ. В отличие от проверок, целью которых является обнаружение нарушений законодательства о контрактной системе, аудит направлен в первую очередь на анализ результатов закупочной деятельности.

Среди основных целей проведения аудита можно выделить следующие:

  • оценка и анализ проведенных учреждением закупок в целом и конкурентных процедур в частности;
  • достижение целей осуществления закупок;
  • оценка эффективности закупочной деятельности учреждения.

Кто осуществляет аудит в сфере закупок?

Согласно части 1 статьи 97 закона о контрактной системе, органами, уполномоченными на проведение аудита, являются:

  • счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные органы Федерального уровня;
  • счетные палаты муниципальных образований.

Зачем нужен аудит?

Как было сказано выше, основной целью аудита является не столько выявление нарушений в сфере контрактной системы, сколько анализ эффективности закупочной деятельности того или иного учреждения-заказчика.

Предметом аудита может быть как деятельность учреждения в целом, так и выполнение какой-либо конкретной государственной или муниципальной программы, освоение целевых средств, дополнительных ассигнований и т.д.

Несмотря на то, что контроль соблюдения норм контрактного законодательства не является основной целью аудита, в случае выявления фактов, содержащих признаки административного или уголовного правонарушения, проверяющие обязаны передать материалы в органы, уполномоченные на осуществление контроля.

Как проводится аудит?

При проведении аудита принято условно выделять три этапа:

  1. Подготовительный – включает в себя предварительный сбор и изучение информации, составление программы.
  2. Основной – предусматривает осуществление проверок всех необходимых материалов и направлений деятельности учреждения. Особое внимание уделяется вопросам эффективности и целесообразности закупочной деятельности и формированию экономии бюджетных средств.
  3. Заключительный – включает в себя обобщение результатов аудита и составление отчета, содержащего выводы и рекомендации.

Данная процедура предусматривает учет и оценку работы заказчика по ряду направлений:

  • планирование и проведение закупок (в том числе оценку заявок при осуществлении закупок конкурентными способами);
  • оформление и заключение контрактов (наличие обязательных условий, сроков подписания, наличие согласований и т.д.);
  • соблюдение условий заключенных контрактов в части количества и качества поставленного товара, выполненных работ или оказанных услуг, а также сроков и порядка оплаты;
  • формирование цены контракта;
  • эффективности управления контрактами.

Заключение

Смысл аудита заключается прежде всего в оценке эффективности и обоснованности тех или иных показателей или аспектов закупочной деятельности учреждения-заказчика. Исходя из этого положения, ответственным лицам заказчиков рекомендуется проводить внутренний аудит и мониторинг собственными силами с целью предупреждения нарушений.

Кроме того, следует быть готовыми к обоснованию своих действий или бездействий, поскольку в отдельных случаях именно от этого будет зависеть позиция проверяющих.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее…

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Что такое госзакупки и для чего они нужны? Подробная информация для новичков + обзор существующих видов торгов по 44-ФЗ

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В этой статье мы с вами поговорим о том, что такое госзакупки и для чего они нужны, а также рассмотрим, какие виды торгов существуют.

Термины “госзакупки” и “тендеры” в настоящее время настолько популярны, что о них не слышал только ленивый.

Эти понятия очень плотно вошли в наш обиход, и все чаще и чаще встречается в прессе, телевидении и в повседневной деловой жизни.

Но, несмотря на свою популярность, отношение к госзакупкам среди поставщиков крайне неоднозначное.

Кто-то старается не ввязываться в это дело и избегает взаимодействия с бюджетом; кто-то считает участие в закупках хорошим «инструментом» для увеличения объёмов продаж и расширения рынка сбыта своих товаров, работ или услуг, а кто-то слышал об их существовании, но так и не решился принять в них участие. Поэтому в этой статье мы с вами подробно постараемся во всем разобраться.

1. Что такое государственные закупки и для чего они нужны?
2. Чем регламентируются госзакупки?
3. Где размещается информация о проводимых закупках?
4. Виды торгов по 44-ФЗ
5. Госзакупки для “чайников” — книга для начинающих участников закупок

1. Что такое государственные закупки и для чего они нужны?

Формулировок определения данного термина существует достаточно много, но лично мне больше всего нравится вот эта:

Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Государственный или муниципальный контракт заключается с победителем — участником закупки (поставщиком), подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Если говорить простым языком, то госзакупки нужны для удовлетворения потребностей нашего с вами государства в различных товарах, работах и услугах. Номенклатура этих потребностей поистине огромна, начиная от канцелярских скрепок и заканчивая крупными промышленными объектами.

Проведение таких закупок положительно сказывается, как на развитии самого государства, так и на развитии бизнеса в целом. Государство в лице государственных и муниципальных заказчиков получает необходимый ему товар (работу или услугу) на самых выгодных условиях, а поставщик получает деньги.

Причем поставщиком (участником закупок) может стать любой желающий.

Согласно ФЗ о госзакупках, о котором мы поговорим в следующей части статьи, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Чем регламентируются госзакупки?

Основным нормативно-правовым актом (НПА), регламентирующим процедуры госзакупок в Российской Федерации, является Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (сокращенно 44-ФЗ).

Поэтому если вы решите самостоятельно освоить участие в государственных торгах, то настоятельно рекомендую начать свое обучение именно с изучения данного закона. Это своего рода азбука, без знания которой, дальнейшее погружение в эту тему, а тем более участие в торгах будет абсолютно бессмысленным.

Актуальную версию 44 закона вы всегда сможете найти на нашем сайте по этой ссылке.

3. Где размещается информация о проводимых закупках?

Согласно требованиям статьи 4 44-ФЗ все государственные закупки размещаются заказчиками на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (сокращенно ЕИС). Адрес этого ресурса — www.zakupki.gov.ru.

В “быту” этот ресурс очень часто называют сайт госзакупок. Поэтому если вдруг услышите такую формулировку, то не пугайтесь, речь идет об одном и том же сайте.

Если вы планируете участвовать в госзакупках, то искать информацию о них следует именно на этом сайте. Информацию с ЕИС берут различные поисковые системы и агрегаторы, но первоисточником информации является именно ЕИС.

4. Виды торгов по 44-ФЗ

Существующие виды (способы) госзакупок схематично представлены на рисунке, приведенном ниже.

Как видно из рисунка размещение заказа может осуществляться двумя способами: путем проведения торгов (конкурентные) и без проведения торгов (неконкурентные закупки).

Конкурентные закупки бывают открытые и закрытые. В свою очередь к неконкурентным закупкам относятся закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Анализ статистических данных за первый квартал 2017 года с официального сайта ЕИС (www.zakupki.gov.

ru) показывает, что самыми популярными на сегодняшний день способами закупок, проводимыми в рамках 44-ФЗ, являются: электронный аукцион (ЭА), открытый конкурс (ОК) и закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (ЕП). Именно на них приходится основная доля всех проводимых закупок в РФ.

5. Госзакупки для “чайников” — книга для начинающих участников закупок

Я достаточно давно занимаюсь обучением поставщиков, поэтому мне регулярно приходится отвечать на одни и те же вопросы новичков — “Как быть?”, “С чего мне начать?” и т.д. Поэтому некоторое время назад я принял решение написать книгу для начинающих участников, в которой тема госзакупок была бы описана простым и понятным языком.

Для большинства посетителей сайта и моих клиентов эта книга стала отправной точкой. После чего у них появилось общее представление о данной теме и понимание того, в каком направлении двигаться дальше.

Эта книга абсолютно бесплатна и скачать её вы сможете здесь. По последним данным книгу «Госзакупки для «чайников» скачали и прочитали уже более 5000 человек.

Если после изучения книги вы решите продолжить свое обучение в этом направлении, то можете пройти его в нашей школе госзакупок — “Азбука тендеров”.

И в завершении сегодняшней статьи предлагаю вам посмотреть небольшое видео:

На этом сегодня все! Оставляйте свои комментарии ниже, ставьте лайки и звезды, а также делитесь этой статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Как осуществляется аудит в сфере закупок

Аудит закупок (аудит системы закупок)

Задача аудита закупок возникает чаще всего в случаях, когда руководство организации считает необходимым повысить эффективность системы закупок, а так же когда возникает вопрос о соответствии существующих правил закупки требованиям законодательства.

Комплексный аудит системы закупок

Данная задача достаточно сложная и ресурсоемкая. Для проведения аудита консультанту необходимо изучить как строится система закупок заказчика, взаимодействуют подразделения, какие правила (документы) регулируют закупки. При этом анализу подлежат не только закупки как таковые, но и все связанные с ними бизнес-процессы.

Обычно в рамках аудита проводятся встречи и анкетирование ключевых специалистов и руководителей, формализуется модель процесса закупки.

Итогом аудита является развернутое заключение, включающее описание выявленных проблем и недостатков и рекомендации по усовершенствованию системы закупок.

Центр эффективных закупок Тендеры.ру предлагает услуги по аудиту закупок. Стоимость и сроки такого проекта зависят от сложности организационной структуры, регулирующих систему закупок документов и др., и составляют 1-3 месяца, соответственно со стоимостью от 500 тыс. руб. Результат – экспертное заключение.

Аудит закупок на соответствие требованиям федерального закона 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ требует, чтобы у заказчиков, на которых он распространяется, было утверждено «Положение о закупке» и устанавливает ряд требований к закупочной деятельности, от размещения информации на официальном сайте и планирования, до проведения закупок в электронной форме.

Как правило, «Положение о закупке» разрабатывается специалистами заказчика самостоятельно, при этом за основу берутся типовые документы из открытых источников.

Соответственно, для снижения рисков ошибки, целесообразно провести анализ итогового документа на предмет соответствия требованию законодательства (как 223-ФЗ, так и Гражданского кодекса, закона 135-ФЗ «О защите конкуренции» и т. д.).

Центр эффективных закупок Тендеры.ру предлагает оценку «Положения о закупке» на соответствие 223-ФЗ и другим требованиям законодательства. Стоимость услуги для документа до 50 страниц – 40 тыс. руб., срок оценки – 5 рабочих дней. Результат – экспертное заключение.

Аудит правил закупочной деятельности

Обычно задача аудита закупок ставится глобально, однако возможен анализ и оценка отдельных ее аспектов.

Как правило, к числу таких подзадач относится анализ документов, регулирующих закупочную деятельность (положения о закупке, Стандарта закупочной деятельности, типовых документаций, положения об оценке, регламента закупочной комиссии и т. д.)

Центр эффективных закупок Тендеры.ру предлагает услуги по аудиту документов, регулирующих закупочную деятельность. Стоимость услуги по анализу документа до 50 страниц составляет 60 тыс. руб., срок подготовки заключения – 7 рабочих дней. Результат – экспертное заключение.

Запрос на услугу направляйте на адрес info@tendery.ru

Как и кем осуществляется аудит в сфере закупок?

Аудит закупок, согласно ч. 12 ст. 14 закона «О счетной палате РФ» от 05.04.

2013 № 41-ФЗ, проводится для того, чтобы оценить обоснованность всех действий на этапах планирования и проведения госзакупок, а также для проверки их эффективности и выполнимости.

Оценивается реализация условий заключенных в результате конкурса госконтрактов по цене, количеству, качеству, объемам и срокам выполнения.

Также анализируется порядок образования цен и то, насколько результативно работает система управления госконтрактами.

При выполнении аудита в сфере закупок осуществляется анализ и проводится оценка результативности совершенных госзакупок (ч. 2 ст. 98 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Выясняется, были ли достигнуты цели проведения торгов, предусмотренные различными государственными и международными программами и иными нормативно-правовыми актами (ст. 13 закона).

Для достижения перечисленных выше целей аудита проверяющие при получении экспертно-аналитических сведений и других необходимых данных проводят проверки, анализируют и оценивают полученные сведения о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности и результативности затрат по госконтрактам, которые только планируются к подписанию, уже заключены или исполнены (ч. 3 ст.

98 закона № 44-ФЗ).

При проведении аудита уполномоченные органы выявляют нарушения, определяют причины возникновения, готовят рекомендации по их устранению. Впоследствии проверяющие систематизируют полученную информацию об исправлении обнаруженных недостатков и реализации направленных предложений.

По итогам проведенных проверок сводная информация размещается в единой информсистеме.

Кто проводит аудит закупок по закону № 44-ФЗ

Аудит в сфере закупок выполняется Счетной палатой РФ, а также региональными и муниципальными контрольно-счетными органами, осуществляющими контрольно-ревизионные функции (ч. 1 ст.

98 закона № 44-ФЗ).

Счетная палата — это высший в России внешний орган для осуществления госконтроля. Она действует постоянно, обладает полной функциональной и финансовой независимостью и не прекращает свою деятельность из-за роспуска Госдумы (ст.

2 закона № 41-ФЗ).

Органы, осуществляющие контрольно-счетные функции, обладают организационной независимостью и ведут свою деятельность самостоятельно (ч. 4 ст.

3 закона «Об общих принципах…» от 07.02.2011 № 6-ФЗ). Это постоянно действующие органы финконтроля, образованные соответствующими властными субъектами (ч. 1–3 ст.

3).

В рамках аудита закупок Счетная палата и государственные (муниципальные) контролирующие органы оценивают и анализируют обоснованность госзакупок, законность их проведения, эффективность заключения контрактов.

Таким образом, аудит в сфере закупочной деятельности проводится органом финансового контроля — Счетной палатой на федеральном уровне, а также муниципальными контрольно-счетными органами на уровне регионов и отдельных населенных пунктов. Указанными органами проводятся проверки, анализируются нарушения и даются указания по их устранению.

Check Also

Как получить выписку из ЕГРЮЛ с ЭЦП? Выписка из ЕГРЮЛ с ЭЦП (электронной цифровой подписью) …

Как получить временную регистрацию для гражданина Украины в России? Временная регистрация для граждан Украины на …

Как получить военный билет после 27 лет, если не служил? Здравствуйте. Я родился 2.10.1989. Повестки …

Как получить военный билет после 27 лет Здравствуйте, мне 28 повестки приходили, но я лично …

Как получить вид на жительство в Украине? Вид на жительство в Украине — это документ, …

Как получить вид на жительство в России в 2018 году, продление вида на жительство Как …

Как получить вид на жительство в Литве? Вид на жительство в Литве очень даже популярен …

Как получить вид на жительство в Италии? Вид на жительство в Италии весьма привлекателен для …

Как получить вид на жительство в Испании? Вид на жительство в Испании — неплохой выбор …

Как получить вид на жительство в Беларуси? Вид на жительство в Беларуси — необходимый документ …

Как получить в аренду землю под фермерское хозяйство? Аренда земли под фермерское хозяйство является очень …

Как получить бесплатно квартиру от государства (основные условия)? Как получить квартиру бесплатно от государства, будет …

Как положить деньги на КИВИ-кошелек? Если вы не знаете, как положить деньги на КИВИ-кошелек, то …

Как покупать на AliExpress (АлиЭкспресс) и оплачивать покупки? Как покупать на AliExpress, важно знать всем …

Как позвонить в полицию с мобильного телефона? Как позвонить в полицию с мобильного — этот …

СМС спам: Мегафон, Билайн, МТС и другие операторы Согласно Федеральному закону от 21 июля 2014 …

Каждый работник может пожаловаться на работодателя со смартфона А на днях приложение существенно обновили, добавив …

Как пожаловаться в Роспотребнадзор? Здравствуйте, подскажите пожалуйста, можно ли обратиться в Роспотребнадзор, по поводу некачественного …

Как пожаловаться в налоговую на работодателя Как подать жалобу в налоговую инспекцию на работодателя Право …

Как подтвердить право на фирменное наименование Фирменное наименование и его выбор Фирменное наименование (далее также …

Как подать налоговую декларацию через интернет? Возможность подать налоговую декларацию через интернет предусматривается действующим законодательством. …

Как подать исковое заявление в суд? Здравствуйте. Сдавали планшет в ремонт по гарантии, тормозили программы. …

Как подать иск о возмещении материального ущерба? Иск о возмещении материального ущерба подается в случаях, …

Как подать заявление в ЗАГС через МФЦ Когда допускается подача заявления на регистрацию брака через …

Закупка обязательного аудита. Особенности подготовки и проведения

Тимур Слободин

Дата: 17.04.2018

Компании, осуществляющие свою закупочную деятельность по 223-ФЗ, должны проводить обязательный аудит, подтверждающий достоверность финансовой отчетности.

На какие нормы законодательства при выборе аудиторской организации заказчику необходимо обратить особое внимание? Как грамотно подготовиться и провести закупку обязательного аудита? Что следует учесть при составлении проекта договора? Что грозит заказчику за нарушение правил? Поговорим об этом в нашей статье.

В каких случаях проводится обязательный аудит, и кто его закупает?

Согласно определению 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (п. 3, ст. 1, 307-ФЗ).

По сути, это инструмент контроля за закупочной деятельностью заказчика.

Обратите внимание, закон 223-ФЗ не регулирует отбор аудиторских организаций для проведения обязательного аудита (п. 7, ч. 4, ст. 1, 223-ФЗ). Поэтому в данном случае заказчик руководствуется статьей 5 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Согласно закону № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», проводить обязательный аудит должны следующие организации:

  1. Акционерные общества;
  2. Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  3. Банки и МФО (микрофинансовые организации), бюро кредитных историй, организации-профучастники рынка ценных бумаг, страховые организации, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организаторы торговли, НПФ или иные фонды, АИФ (акционерные инвестиционные фонды), УК АИФ, УК ПИФ, УК НПФ;
  4. Организации, у которых объем выручки от продажи ТРУ (товаров, работ, услуг) за год, предшествовавший отчетному, превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн руб.
  5. Организации, представляющие и публикующие консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  6. Иные организации в случаях, установленных федеральными законами (ст. 5, 307-ФЗ).

Кто осуществляет аудит?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *